Программа определяет задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, программы Министерства образования РФ: программа по биологии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение географии в 5 классе основной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недель).
Пояснительная записка
Основные цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к
результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического
образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными
требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом
информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных
взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые
особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения
решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее
общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 5
классе являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь
и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,
формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательной, информационной,
ценностносмысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально
ценностного отношения к объектам живой природы.
Программа определяет задачи:
систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях,
полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 14 классы»;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных
работ;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование
экологического мышления.Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов основного общего образования, программы Министерства образования РФ:
программа по биологии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение географии в 5 классе основной школы отводится 1 час в неделю. Программа
рассчитана на 34 часа (34 учебных недель).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный
предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых изучение
природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания,
а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии,
проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости,
достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы,
понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного
стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная
деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии
могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной,
творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать
гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей
профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации
направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической
терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в
дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен
на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий
нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание
самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей,
предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой
природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой
природы.Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности
основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте
общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются
по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить
жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности;
усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающux технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать
выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями,
со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных
обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также
способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению
индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
5 класс
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД:
5 класс
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
5 класс
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5й класс
1я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.2я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с
предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные,
ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи,
плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии,
грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться
увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения
препаратов.
6я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной
области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для
формирования естественнонаучной картины мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях,
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности
и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном
мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного
научного сотрудничества;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения
биоразнообразия и природных местообитаний;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в
природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и
глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
Биологиянаука о живом (9 ч)
Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение.
Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными
приборами.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы
в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами
Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер.
Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические
вещества; их роль в организме.
Свойства живых организмов обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост,
развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Клеточное строение бактерий, грибов,
растений, животных, человека. Вирусы – неклеточная форма жизни.
Особенности живых организмов (22 ч)
Продолжительность жизни разных организмов. Рост и развитие организмов. Размножение
Половое и бесполое размножение. Оплодотворение.
Животные. Размножение, рост и развитие. Бесполое и половое размножение.
Цветок, плод, семя – органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом
размножении цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения.
Растения. Рост, развитие и размножение.
Солнце, жизнь и хлорофилл. Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез.
Питание животных и человека готовыми органическими веществами.
Многообразие паразитов. Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов.Приспособления живых организмов к различным средам обитания
Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека.
Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов
питания.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические
вещества, их роль в организме.
Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растения – преобразователи энергии
Солнца, создатели органического вещества богатого энергией.
Движения. Активное передвижение – свойство животных. Разнообразие способов
передвижения животных. Движение органов растения.
Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез.
Регуляция процессов жизнедеятельности. Значение запасных питательных веществ для
жизнедеятельности организма.
Единство живой и неживой природы (4 ч)
Биосфера. В. В. Вернадскийосновоположник учения о биосфере. Единство живой и неживой
природы. Правила поведения в природе.
Задания на лето.
Перечень учебнометодического обеспечения
Книгопечатная продукция: Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в
биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012 год
Учебник: Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Биология 5 класс: Живая природа, «ВентанаГраф»,
2013 год
Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса
Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
Лупа препаровальная
Микроскоп школьный
Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ.
Комплект оборудования для комнатных растений
Лупа ручная
Лупа штативная
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)
Коллекция «Голосеменные растения
Гербарий «Основные группы растений»
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений,
экологические особенности разных групп
Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники
Ископаемые растения и животныеЖивые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
Тропические влажные леса
Влажные субтропики
Сухие субтропики
Пустыни и полупустыни
Водные растения
Список литературы
1. Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс:
методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013.
Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение
2012.
Журнал «Биология для школьников», 2012, 2013.
Н.Ф. Реймерс. Краткий словарь биологических терминов.. М.,"Просвещение», 2013
2.
3.
4.
Приложения к рабочей программе
Тема «Строение и свойства вещества»
Тест 1 вариант
1. Твердые тела: а) способны сохранять неизменными форму и объем;
б) не способны сохранять неизменными форму и объем.
2. К органическим веществам относятся: а) вода; б) белки: в) кислород.
3. К простым веществам относятся: а) кислород; б) вода; в) углекислый газ.
4. К сложным веществам относятся: а) озон; б) белки; в) азот; г) кислород.
5. Вещества, образованные атомами разных элементов, называются: а) простыми: б)
сложными; в) органическими; г) неорганическими.
6. К физическим явлениям относится: а) таяние сосульки; б) распускание почек; в) горение.
7. К химическим явлениям относится: а) гроза; б) ветер; в) медленное окисление в живых
организмах.
8. Диффузия может протекать:
а) только в жидкостях, б) только в газах; в) в твердых телах, жидкостях, газах.
Задание 2.
Выпишите, из предложенных слов, явления природы: медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок,
град, молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть, стол, сахар, машина.
Задание 3.
Перепишите и вставьте пропущенные слова в предложение
Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________
состояниях.
Тест 2 вариант
1. Жидкости: а) способны сохранять объем; б) не способны сохранять объем;
в) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму.
2. К органическим веществам относятся: а) углеводы; б) вода; в) кислород.
3. К простым веществам относятся: а) вода; б) хлор; в) углекислый газ.
4. К сложным веществам относятся: а) белки; б) хлор; в) азот; г) кислород.
5. Вещества, образованные атомами одного элемента, называются: а) простыми: б) сложными;
в) органическими; г) неорганическими.
6. К физическим явлениям относится: а) цветение растений; б) испарение воды; в) окисление.7. К химическим явлениям относится: а) горение; б) ветер; в) таяние снега.
8. При физических явлениях происходит: а) образование новых веществ; б) изменение
состояния вещества.
Задание 2.
Выпишите, из предложенных слов, тела: медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град, молния,
тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть, стол, сахар, машина.
Задание 3.
Перепишите и вставьте пропущенные слова в предложение
Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________
состояниях.
Тест 3 вариант
1. Газы: а) способны сохранять объем и форму;
б) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму;
в) способны принимать форму того сосуда, в котором они находятся.
2. К органическим веществам относятся: а) вода; б) хлор; в) жиры.
3. К простым веществам относятся: а) медь; б) сахар; в) углекислый газ.
4. К сложным веществам относятся: а) хлор; б) белки; в) азот; г) кислород.
5. Вещества, из которых состоят тела неживой природы, называются: а) простыми:
б) сложными; в) органическими; г) неорганическими.
6. К физическим явлениям относится: а) молния; б) появление ржавчины на гвозде; в)
горение.
7. К химическим явлениям относится: а) гниение навоза; б) смерч; в) град.
8. При химических явлениях происходит: а) образование новых веществ; б) изменение
состояния вещества.
Задание 2.
Выпишите, из предложенных слов, вещества: медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град,
молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть, стол, сахар, машина.
Задание 3.
Перепишите и вставьте пропущенные слова в предложение
Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________
состояниях.
Тест по теме: «Растения»
1. Характерным признаком растений является наличие в их клетках:
а) ядра; в) пластид;
б) цитоплазмы; г) оболочки.
2. Растения, как и другие живые организмы способны:
а) создавать органические вещества из неорганических;
б) размножаться; в) активно передвигаться;
г) использовать энергию Солнца.
3. Проводит воду с питательными веществами в другие органы:
а) корень; в) стебель;
б) цветок; г) лист.
4. К нецветковым растениям относятся:
а) колокольчик и папоротник; в) береза и одуванчик;
б) мох и сосна; г) ель и дуб.
5. В процессе фотосинтеза растения создают:а) неорганические вещества; в) органические вещества;
6. Характерным признаком растений является наличие в их клетках:
а) ядра; в) пластид;
б) цитоплазмы; г) оболочки.
7. Растения, как и другие живые организмы способны:
а) создавать органические вещества из неорганических;
б) размножаться; в) активно передвигаться;
г) использовать энергию Солнца.
8. Проводит воду с питательными веществами в другие органы:
а) корень; в) стебель;
б) цветок; г) лист.
9. К нецветковым растениям относятся:
а) колокольчик и папоротник; в) береза и одуванчик;
б) мох и сосна; г) ель и дуб.
10. В процессе фотосинтеза растения создают:
а) неорганические вещества; в) органические вещества;
б) воду; г) питательные вещества.Тематическое планирование№
п/п
1
Кол
ичес
тво
часо
в
1
Тема урока
Биологиянаука о
живом (9 часов)
Природа вокруг нас.
Наблюдаем и
исследуем.
Характеристика деятельности
обучающихся
Предметные
Планируемые результаты
Метапредметные
УУД
Личностные УУД
Беседа с использованием различных
источников информации,
знакомство с учебником,
электронными пособиями
Знать: основные
методы изучения
природы.
Уметь: работать с
рисунками учебника
как источниками
информации,
применять на
практике разные
методы изучения
природы, проводя
измерение и описание
изучаемых объектов,
соблюдать правила
работы в кабинете,
обращения с
лабораторным
оборудованием
Развитие
личностной
рефлексии,
толерантности
Формирование
мотивации в
изучении наук о
природе
Регулятивные (Р) –
определяют цели
учебной
деятельности
Познавательные (П)
умение работать с
текстом, выделять
в нем главное
Коммуникативные
(К) – оформляют
свои мысли в
устной речи
2
Как отличить живое
1
от неживого?
Демонстрация опытов, работа с
текстом учебника, составление
схемы
Знать: общие признаки
тел живой и неживой
природы,
Р – определяют
цель учебной
деятельности с
свидетельствующие о
единстве природы.
помощью учителя и
самостоятельно
Уметь: проводить
анализ рисунков,
предлагающих
поисковую задачу,
обосновывать свою
точку зрения,
используя рисунок как
источник информации
П – умение
работать с текстом,
выделять в нем
главное
К – умеют
организовывать
учебное
взаимодействие в
группах
Формирование
навыков,
способствующих
применению
биологических
знаний