В программе заложены межпредметные связи с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература».
Рабочая программа 5 класса включает в себя четыре раздела: «Клеточное строение организмов», « Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство Растения». Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:
лабораторных работ – 4;
проверочные работы – 1;
контрольная работа – 3;Программа по биологии для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5 кл биология.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии для основной школы составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития
исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате
деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о
картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения биологии в 5
классе необходимо решить следующие задачи:
Формировать биологическую и экологическую грамотность, в основе которой лежит
представление об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции,
человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических
задач, связанных с живой природой;
Развивать у обучающихся ценностные отношения к объектам живой природы, создание
условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных,
информационных компетенций;
создать условия для овладения обучающимися научных методов решения различных
теоретических и практических задач, умений формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять
их с объективными реалиями жизни;
организовать практикум, ориентированный на овладение у обучающихся умения безопасно
использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать
полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Реализация данной программы ориентирована на использование учебника (УМК
В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / В. В. Пасечник. – М Дрофа, 2015. 141, (3)с., который разработан с учётом
целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это
определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.
Курс направлен на формирование и развитие системы базовых национальных ценностей,
заявленных в концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд
и творчество, наука, искусство, природа, человечество.
Рабочая программа по биологии тесно связана с программой воспитания и социализации,
так как важнейшими её целями являются развитие у детей навыков, необходимых для
практического применения научных знаний. Программа нацелена на формирование у
учащихся основ научного мировоззрения. В программе заложены межпредметные связи с
предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература».
Рабочая программа 5 класса включает в себя четыре раздела: «Клеточное строение
организмов», « Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство Растения».
Первый раздел представлен темами по изучению основных понятий: ткань, клетка,
оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Второй раздел «Царство Бактерии» включает в себя материал, связанный с
формированием знаний о строении и жизнедеятельности бактерий, о роли бактерий в
природе и жизни человека, их разнообразии и распространении в природе.
Третий раздел «Царство Грибы» раскрывает общую характеристику грибов, их строение и
жизнедеятельность. Знакомит с правилами сбора съедобных грибов, их охраной,
профилактикой отравления грибами.
Четвёртый раздел включает в себя материал, связанный с формированием знаний о
ботанике, как науке о растениях, методах изучения растений, многообразии растений, их
связи со средой обитания. Знакомит с основными группами растений (водоросли, мхи,
хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Образовательный процесс Екатерининского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1»
соответствует современным требованиям обучения и воспитания школьников.
Особенностью образовательного процесса является использование в деятельности
учреждения современных методик и технологий.
При составлении рабочей программы учитывались региональные особенности
образовательного учреждения. Для осуществления образовательного процесса
используются элементы следующих педагогических технологий:
Системно деятельностное обучение;
Развивающее обучение;
Личностноориентированное обучение;
Дидактические игры;
Проблемное обучение;
Педагогика сотрудничества;
Метод проектов;
Исследовательский метод.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной
деятельности:
Комбинированный урок;
Урокпрактикум;
Творческая лаборатория;
Исследовательская мастерская.
Учебные занятия организованы на основе активных познавательных действиях учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой
природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать
материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где
преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,
аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие
представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования,
царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и
принципах отношения к природе.
Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются
их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов
и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма,
популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения
биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и
историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических
систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать
экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических
наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности
биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии,
демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно
воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность,
мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать
развитию любознательности и интереса к предмету. В настоящей программе учтено, что
сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального
образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТкомпетентностью,
достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5го класса,
они закрепляют полученные биологические навыки и развивают их в рамках применения
при изучении всех предметов.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,
обеспечивающего профессиональную мобильность человека. Необходимость подготовки
личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных
форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной
деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Формы контроля:
Текущий контроль.
Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме интерактивного
тестирования, теста по опросному листу.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме
контрольной работы.
В качестве методов контроля используются выполнения нестандартных домашних
заданий, контрольные работы.
Место учебного предмета, курса в учебном плане. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено
проведение:
лабораторных работ – 4;
проверочные работы – 1;
контрольная работа – 3;
Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс
«Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по
отношению к курсу биологии пропедевтическим
Требования к результатам обучения основных образовательных программ
структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,
курса:
Личностные результаты обучения биологии:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно
полезной, учебноиследовательской, творческой и других видах деятельности;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации:
текст учебника, научнопопулярной литературой, биологическими словарями
справочниками, анализировать и оценивать информацию;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и
познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникативных технологий; формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 5 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями,
грибами
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере
сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах
наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для
человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на
основе сравнения.
2. В ценностноориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями;
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Одним из важнейших принципов, заложенных в Федеральных государственных
образовательных стандартах – обучение на основе системнодеятельностного подхода.
Акцент в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на
формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания,
ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие
коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми.
Данная рабочая программа прежде всего нацелена на развитие у детей навыков,
необходимых для успешной жизни в условиях наукоемкой экономики ХХI века, на
формирование умений фиксировать информацию; искать, анализировать, критически
оценивать, отбирать и организовывать информацию; передавать ее; проектировать объекты
и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
В программе заложены межпредметные связи, логика учебного процесса определяет набор
практических работ, необходимых для формирования их информационно
коммуникационной компетентности, и ориентированных на получение целостного
содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. В процессе обучения по программе ученик получает возможность для формирования всех
видов универсальных учебных действий:
личностных;
регулятивных;
познавательных;
коммуникативных.
Развитием личностных универсальных учебных действий (самоопределения,
смыслообразования и нравственноэтической ориентации) является сознательное принятие
и соблюдение правил работы, актуализация собственного жизненного опыта, развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, а
также правил поведения в классе биологии, направленное на сохранение школьного
имущества и здоровья ученика и его одноклассников.
Регулятивные универсальные учебные действия формируются в процессе выполнения
заданий через составление планов действий и их выполнение; планирование действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; осуществление итогового и
пошагового контроля; ориентации на конечный результат, сравнение результата с
замыслом.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через
передачу своих мыслей и чувств; организацию сотрудничества с учителем и сверстниками;
предупреждение и разрешение конфликтов.
Развитие познавательных универсальных учебных происходит при выполнении заданий на
выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц.
Развитие действия анализа объектов формируется в процессе выполнения заданий,
связанных с развитием смыслового чтения, выбора оснований и критериев для сравнения,
классификации объектов.
Технологический компонент курса нацелен на достижение метапредметных результатов
обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор,
обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность
технологического компонента на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе
и повседневной жизни.
Таким образом, в результате обучения по программе создается специально организованное
учебное пространство, обеспечивающее глубокое включение ученика в работу, независимо
от его актуального уровня интеллектуального развития, стилистики обучения, начального
уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей.
Предлагаемая технология делает процесс обучения более интенсивным, вовлекает в него
все способности восприятия и действенного усвоения учебного содержания, позволяя
индивидуализировать обучение применительно к большому числу детей, обладающих
различными способностями.
Требования к подготовке школьников в области биологии
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы
основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных,
метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в
образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических
проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за
живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать
их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями,
законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации
труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила
работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научнопопулярной литературы по биологии,
справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при
выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового
образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию
биологического содержания в научнопопулярной литературе, средствах массовой
информации и Интернетресурсах, критически оценивать полученную информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и
процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений,
животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,
животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и
бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий,
грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической
группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов
в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и
животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы
жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,
органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты
и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно
популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи,
представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними
животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой
природы);
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов
и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание программы Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий,
грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь
организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические
факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее
охрана.
Экскурсии. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и
животных.
Предметные результаты обучения
Обучающийся сможет:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,
«экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных
опытов.
Метапредметные результаты обучения
Обучающийся сможет:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его
результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение:
оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление
веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации. Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток
растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание
его под микроскопом. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов
различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Обучающийся сможет:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко»,
«вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Обучающийся сможет:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в
природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Предметные результаты обучения
Обучающийся сможет:
— давать общую характеристику бактериям;
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Обучающийся сможет:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной
литературы.
Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные
грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибыпаразиты. Роль
грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты
(трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение
дрожжей.
Предметные результаты обучения
Обучающийся сможет:
— давать общую характеристику грибам;
— отличать грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Обучающийся сможет:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной
литературы.
Раздел 4. Царство Растения (11 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая
характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой
обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные,
цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение
одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни
человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни
человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и
жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение
голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в
природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение мха (на местных видах). Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных
видов).
Предметные результаты обучения
Обучающийся сможет:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Метапредметные результаты обучения
Обучающийся сможет:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научнопопулярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в
другую.
Личностные результаты обучения
Обучающийся сможет:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе.
№ Темы
разделов
Учебно – тематическое планирование.
Количество
Тема и содержание урока
Характеристика
основных видов
деятельности учся(
на уровне учебных
действий)
1
Введение
часов
6
1.Биология — наука о живой
природе
Предмет изучения биологии.
Разнообразие биологических
наук. эстетическое, культурно
историческое, практическое
значение живых организмов.
2.Методы исследования в
биологии
Методы познания в биологии:
наблюдение,
эксперимент, измерение. Источники
биологической информации, ее
получение, анализ и представление его
результатов. Техника безопасности в
кабинете биологии.
Демонстрация
Приборы и оборудование
3. Разнообразие живой
природы. Царства живых
организмов. Отличительные
признаки живого от
неживого
Объясняют роль
биологии в
практической
деятельности
людей
Определяют
понятия
«методы
исследования»,
«наблюдение»,
«эксперимент»,
«измерение».
Характеризуют Царства: Бактерии, Грибы,
Растения и Животные.
Признаки живого: клеточное
строение, питание, дыхание,
обмен веществ,
раздражимость, рост,
развитие, размножение
4. Среды обитания живых
организмов
Водная среда. Наземно-
воздушная среда. Почва как
среда обитания. Организм
как среда обитания
5. Экологические факторы и
их влияние на живые
организмы Экологические
факторы: абиотические,
биотические,
антропогенные. Влияние
экологических факторов на
живые организмы
6. Многообразие живых
организмов Осенние явления в
жизни растений родного края
Цели и задачи, организация
экскурсии, правила поведения в
природе. разнообразие растений
родного края.
основные
методы
исследования в
биологии.
Изучают
правила техники
безопасности в
кабинете
биологии
Определяют
понятия
«царство
Бактерии»,
«царство
Грибы»,
«царство
Растения» и
«царство
Животные».
Анализируют
признаки
живого:
клеточное
строение,
питание,
дыхание, обмен
веществ,
раздражимость,
рост, развитие,
размножение.
Составляют
план параграфа
Определяют
понятия «водная
среда»,
«наземно-
воздушная
среда», «почва
как среда
обитания»,
«организм как
среда
обитания».
Анализируют
связи
организмов со
средой
обитания.
Характеризуют
влияние деятельности
человека на
природу
Анализируют и
сравнивают
экологические
факторы.
Отрабатывают
навыки работы с
текстом
учебника
Составляют
творческий отчёт
об осенних
явлениях в жизни
растений
Определяют
понятия
«клетка»,
«лупа»,
«микроскоп»,
«тубус»,
«окуляр»,
«объектив»,
«штатив».
Работают с
лупой и
микроскопом,
изучают
устройство
микроскопа.
Отрабатывают
правила работы
с микроскопом
Выделяют
существенные
признаки
строения
клетки.
Различают на
2
Клеточное строение
организмов
10
1. Устройство
увеличительных приборов
Увеличительные приборы
(лупы, микроскопа). Правила
работы с микроскопом.
2. Строение клетки
Строение клетки: клеточная
мембрана, клеточная стенка,
цитоплазма, ядро, вакуоли
3. Приготовление
микропрепарата кожицы
чешуи лука 4. Пластиды
Строение клетки. Пластиды.
Хлоропласты
5. Химический состав клетки:
неорганические и
органические вещества
Методы изучения клетки.
Химический состав клетки.
Вода и минеральные
вещества, их роль в клетке.
Органические вещества, их
роль в жизнедеятельности
клетки. Обнаружение
органических веществ в
клетках растений
6. Жизнедеятельность
клетки: поступление
веществ в клетку (дыхание,
питание)
7. Жизнедеятельность
клетки: рост, развитие
Деление клетки
Рост и развитие клеток.
Демонстрация
Схемы, таблицы и
видеоматериалы о росте и
развитии клеток разных
растений
Генетический аппарат, ядро,
хромосомы.
Демонстрация
Схемы и видеоматериалы о
делении клетки
8. Понятие «ткань» Ткань.
Демонстрация
Микропрепараты различных
растительных тканей.
9. Рассматривание под
микроскопом готовых
микропрепаратов различных
таблицах и
микропрепарата
х части и
органоиды
клетки
Учатся готовить
микропрепараты
. Наблюдают
части и
органоиды
клетки под
микроскопом,
описывают и
схематически
изображают их
Выделять
существенные
признаки
строения
клетки.
Различать на
таблицах и
микропрепарата
х части и
органоиды
клетки
Объясняют роль
минеральных
веществ и воды,
входящих в
состав клетки..
Ставят
биологические
эксперименты
по изучению
химического
состава клетки.
Учатся работать
с лабораторным
оборудованием
Выделяют
существенные
признаков
процессов
жизнедеятельно
сти клетки.
Ставят
биологические растительных тканей
Лабораторная работа№5
Рассматривание под
микроскопом готовых
микропрепаратов различных
растительных тканей
эксперименты
по изучению
процессов
жизнедеятельно
сти организмов
и объясняют их
результаты.
10. Обобщающий урок
«Клеточное строение
организмов»
Систематизация и
обобщение понятий раздела.
Контроль знаний и умений
работать с микроскопом и
приготовления
микропрепаратов
Выделяют
существенные
признаки
процессов
жизнедеятельно
сти клетки.
Обсуждают
биологические
эксперименты
по изучению
процессов
жизнедеятельно
сти организмов
и объясняют их
результаты
Определяют
понятие
«ткань».
Выделяют
признаки,
характерные
для различных
видов тканей
Отрабатывают
умение работать
с микроскопом и
определять
различные
растительные
ткани на
микропрепарата
х 3
Царство Бактерии
2
4
Царство Грибы
5
Работают с
учебником,
рабочей
тетрадью и
дидактическими
материалами.
Заполняют
таблицы.
Демонстрируют
умение готовить
микропрепараты
и работать с
микроскопом
Выделяют
существенные
признаки
бактерий
Определяют
понятия
«клубеньковые
(азотфиксирующ
ие) бактерии»,
«симбиоз»,
«болезнетворны
е бактерии»,
«эпидемия».
Объясняют роль
бактерий в
природе и
жизни человека
Выделяют
существенные
признаки
строения и
жизнедеятельно
сти грибов.
Объясняют роль
грибов в
природе и
жизни человека
Различают на
живых объектах
и таблицах
съедобные и
ядовитые грибы.
Осваивают
приёмы
оказания первой
помощи при
1. Бактерии, их
разнообразие, строение и
жизнедеятельность
Бактерии, особенности
строения и
жизнедеятельности. Формы
бактерий. Разнообразие
бактерий, их
распространение
2. Роль бактерий в природе и
жизни человека
Роль бактерий в природе.
Роль бактерий в
хозяйственной деятельности
человека
1. Грибы, их общая
характеристика, строение и
жизнедеятельность. Роль
грибов в природе и жизни
человека
2. Шляпочные грибы
Съедобные и ядовитые
грибы Тамбовской
области
Съедобные и ядовитые
грибы. Оказание первой
помощи при отравлении
ядовитыми грибами
3. Плесневые грибы и
дрожжи
Лабораторная работа №6
Особенности строения
мукора и дрожжей 4. Грибы-паразиты Грибы-
паразиты. Роль грибов-
паразитов в природе и
жизни человека
Демонстрация
Муляжи плодовых тел
грибов-паразитов,
натуральные объекты
(трутовика, ржавчины,
головни, спорыньи и др.)
5. Обобщающий урок»
Царство грибы»
Систематизация и
обобщение понятий раздела.
Контроль знаний и умений
работать с микроскопом,
готовить микропрепараты,
отличать съедобные грибы
от ядовитых, оказывать
первую помощь при
отравлении ядовитыми
грибами
отравлении
ядовитыми
грибами
Готовят
микропрепараты
и наблюдают
под
микроскопом
строение мукора
и дрожжей.
Сравнивают
увиденное под
микроскопом с
приведённым в
учебнике
изображением
Определяют
понятие «грибы-
паразиты».
Объясняют роль
грибов-
паразитов в
природе и
жизни человека
Работают с
учебником,
рабочей
тетрадью и
дидактическими
материалами.
Проекты
«Многообразие
грибов и их
значение в
природе и
жизни
человека» (на
основе
обобщения
материала
учебника и
дополнительной
литературы)
5
Царство Растения
11
1. Ботаника — наука о
растениях
Общая характеристика
растительного царства.
Определяют
понятия
«ботаника»,
«низшие Многообразие растений, их
связь со средой обитания.
Роль растений в биосфере.
Охрана растений.
Демонстрация
Гербарные экземпляры
растений. Таблицы,
видеоматериалы
растения»,
«высшие
растения»,
«слоевище»,
«таллом».
Выделяют
существенные
признаки
водорослей.
Работают с
таблицами и
гербарными
образцами,
определяя
представителей
водорослей.
Готовят
микропрепараты
и работают с
микроскопом
Объясняют роль
водорослей в
природе и
жизни человека.
Обосновывают
необходимость
охраны
водорослей
Многообразие и
распространени
е лишайников.
Строение,
питание и
размножение
лишайников.
Значение
лишайников в
природе и
жизни человека
Выполняют
лабораторную
работу.
Выделяют
2. Водоросли, их
многообразие, строение,
среда обитания
Лабораторная работа №7
Строение зеленых
водорослей
3. Роль водорослей в
природе и жизни человек.
Охрана водорослей
4. Лишайники
Лишайники биоиндикаторы, их
охрана в Тамбовской области
5. Мхи, папоротники, хвощи,
плауны
Высшие споровые растения
Тамбовской области, их роль в
природе и значение для
человека Лабораторные
работы№8
Строение мха (на местных
видах)
Строение спороносящего
хвоща
Строение спороносящего папоротника
6. Голосеменные растения
Голосеменные растения
Тамбовской области,их роль в
природе и жизни человека.
Лабораторная работа№9
Строение хвои и шишек
хвойных (на примере
местных видов)
7. Покрытосеменные
растения
Цветковые растения
произрастающие в
Тамбовской области.
Лабораторная работа №10
Строение цветкового
растения
8. Происхождение растений.
Основные этапы развития
растительного мира Методы
изучения древних растений.
Изменение и развитие
растительного мира.
Основные этапы развития
растительного мира
9. Охрана растений в
Тамбовской области
Высшие споровые,
голосеменные и
покрытосеменные растения
Тамбовской области ,меры по
их охране и сохранению
биоразнообразия.
10. Обобщающий урок
Многообразие растений,
весенние явления в жизни
растений Экскурсия
Многообразие растений,
весенние явления в жизни
растений.
Практическая работа
Фенологические наблюдения
за сезонными изменениями в
природе
11. Обобщающий урок
« Царство Растений»
Систематизация и
обобщение понятий раздела.
Подведение итогов за год.
Летние задания
существенные
признаки
высших
споровых
растений..
Объясняют роль
мхов,
папоротников,
хвощей и
плаунов в
природе и
жизни человека
Выполняют
лабораторную
работу.
Выделяют
существенные
признаков
голосеменных
растений.
Выполняют
лабораторную
работу..
Определяют
понятия
«палеонтология
»,
«палеоботаника
», «риниофиты».
Находят
информацию о
растения Красной книги
Тамбовской
области в
научно-
популярной
литературе,
биологических
словарях и
справочниках,
анализируют и
оценивают её,
переводят из
одной формы в
другую
Готовят проекты
Готовят отчет по
экскурсии.
Ведут дневник
фенологических
наблюдений
Сравнивают
представителей
разных групп
растений,
делают выводы
на основе
сравнения.
Оценивают с
эстетической
точки зрения
представителей
растительного
мира.
ИТОГО
34+1 час
резерв
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении
приоритетными для учебного предмета являются:
приемы элементарной исследовательской деятельности;
способы работы с естественнонаучной информацией;
коммуникативные умения;
способы самоорганизации учебной деятельности. Важными формами деятельности учащихся являются:
практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов,
учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и
преобразовании окружающей среды;
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации:
справочниками, энциклопедиями, словарями, научнопопулярной литературой для
младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
работа в малых группах;
проектная работа;
подготовка рефератов;
исследовательская деятельность;
информационнопоисковая деятельность;
выполнение практических и лабораторных работ.
Формы контроля знаний:
Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
Фронтальный и индивидуальный опрос;
Отчеты по практическим и лабораторным работам;
Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и
объектов)
Презентация творческих и исследовательских работ с использованием
информационных технологий
Планируемые результаты изучения курса
Ученик научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов
растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов
растений, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и
бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий,
грибов) на основе определения их принадлежности к определенной
систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений
на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде
обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических
объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы
жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их
результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научнопопулярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять
работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и
выращивания культурных растений;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и
грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Рабочая программа по биологии 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.