Рабочая программа по биологии 5 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии 5 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
03.06.2017
Рабочая программа по биологии 5 класса
В программе заложены межпредметные связи с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература». Рабочая программа 5 класса включает в себя четыре раздела: «Клеточное строение организмов», « Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство Растения». Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: лабораторных работ – 4; проверочные работы – 1; контрольная работа – 3;Программа по биологии для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5 кл биология.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Программа по биологии для основной школы составлена в соответствии с:  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной  образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными  подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для  основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования;  учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на  ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.        Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: 1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития  исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате  деятельности человека, для развития современных естественно­научных представлений о  картине мира; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических  объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об  экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о  наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения  несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,  проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия  деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать  целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой  природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по  сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.       Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения биологии в 5  классе необходимо решить следующие задачи: Формировать  биологическую и экологическую грамотность, в основе которой лежит  представление об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции,  человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических  задач, связанных с живой природой; Развивать у обучающихся ценностные  отношения к объектам живой природы, создание  условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных,  информационных компетенций; создать условия для  овладения обучающимися  научных  методов решения различных  теоретических и практических задач, умений формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни; организовать практикум, ориентированный на  овладение у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать  полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Реализация данной программы ориентирована на использование учебника (УМК  В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразоват.  учреждений / В. В. Пасечник. – М Дрофа, 2015.­ 141, (3)с., который разработан с учётом  целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это  определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.   Курс направлен на формирование и развитие системы базовых национальных ценностей,  заявленных в концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука,  искусство, природа, человечество. Рабочая  программа по биологии тесно связана с программой воспитания и социализации,  так как важнейшими её целями являются развитие у детей навыков, необходимых для  практического применения научных знаний. Программа нацелена на формирование у  учащихся основ научного мировоззрения.   В программе заложены межпредметные связи  с  предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы  безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература».     Рабочая программа 5 класса включает в себя четыре раздела: «Клеточное строение  организмов», « Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство Растения».   Первый раздел представлен темами по изучению основных понятий: ткань,  клетка,   оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.  Второй раздел «Царство Бактерии»  включает в себя материал, связанный  с  формированием знаний о строении  и жизнедеятельности бактерий, о роли бактерий в  природе и жизни человека, их разнообразии и распространении в природе.  Третий раздел «Царство Грибы» раскрывает общую характеристику грибов, их строение и  жизнедеятельность. Знакомит с правилами сбора съедобных грибов, их охраной,   профилактикой отравления грибами.  Четвёртый раздел включает в себя материал, связанный с формированием знаний о  ботанике, как науке о растениях,  методах изучения растений, многообразии растений, их  связи со средой обитания. Знакомит с основными группами растений (водоросли, мхи,  хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Образовательный процесс Екатерининского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №1»  соответствует современным требованиям обучения и воспитания школьников.  Особенностью образовательного процесса является использование в деятельности  учреждения современных методик и технологий.  При составлении рабочей программы учитывались региональные особенности  образовательного учреждения. Для осуществления образовательного процесса  используются элементы следующих педагогических технологий:  Системно ­ деятельностное обучение; Развивающее обучение;  Личностно­ориентированное обучение;  Дидактические игры;  Проблемное обучение;  Педагогика сотрудничества; Метод проектов; Исследовательский метод.  В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной  деятельности:  Комбинированный урок;  Урок­практикум;  Творческая лаборатория;  Исследовательская мастерская. Учебные занятия организованы на основе  активных познавательных действиях учащихся. Общая характеристика учебного предмета Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на  формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой  природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе.  Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.  Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу  которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить  вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,  объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где  преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,   аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать  информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.  В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие  представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования,  царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и  принципах отношения к природе.  Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются  их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма,  популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения  биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и  историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических  систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать  экологически правильные решения в области природопользования. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических  наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности  биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии,  демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно  воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность,  мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать  развитию любознательности и интереса к предмету. В настоящей программе учтено, что  сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального  образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ­компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5­го класса,  они закрепляют полученные биологические навыки и развивают их в рамках применения  при изучении всех предметов. Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость  окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования,  обеспечивающего профессиональную мобильность человека. Необходимость подготовки  личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных  форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной  деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. Формы контроля: Текущий контроль. Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме интерактивного  тестирования,  теста по опросному листу. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме  контрольной работы. В качестве методов контроля используются выполнения нестандартных  домашних  заданий, контрольные работы.      Место учебного предмета, курса в учебном плане. Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено  проведение: лабораторных работ – 4; проверочные работы – 1;  контрольная работа – 3; Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс  «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по  отношению к курсу биологии пропедевтическим    Требования к результатам обучения основных образовательных программ  структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим  индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные,  метапредметные и предметные результаты.  Личностные, метапредметные  и предметные  результаты освоения учебного предмета,  курса: Личностные результаты обучения биологии: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности  обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и  познанию,  знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа  жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой  природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,  делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о целостности природы,  формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и  сообществах,  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и  ответственного  отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с  учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно­иследовательской, творческой и других видах деятельности; Метапредметные результаты обучения биологии: учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для  себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы  своей познавательной деятельности; знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть  проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,  классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,  структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; формирование умения работать с различными  источниками биологической информации:  текст учебника, научно­популярной литературой, биологическими словарями  справочниками, анализировать и оценивать информацию; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и  познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности  в области использования информационно­ коммуникативных технологий; формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и  аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и  отстаивать свою точку зрения.    Предметными результатами обучения биологии в 5 классе являются: В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков  живых организмов; клеток и организмов растений,  грибов и бактерий;  соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  бактериями,  грибами классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной  систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в  природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере  сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения  биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах  наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для  человека растений; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. 2. В ценностно­ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.  3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами  (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).  4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,  растениями;   5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Планируемые результаты изучения учебного предмета Одним из важнейших принципов, заложенных в Федеральных государственных  образовательных стандартах – обучение на основе системно­деятельностного подхода.  Акцент в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на  формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания,  ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие  коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми.  Данная рабочая программа  прежде всего нацелена на  развитие у детей навыков,  необходимых для успешной жизни в условиях наукоемкой экономики ХХI века, на  формирование умений фиксировать информацию; искать, анализировать, критически  оценивать, отбирать и организовывать информацию; передавать ее; проектировать объекты  и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. В программе заложены межпредметные связи, логика учебного процесса определяет набор  практических работ, необходимых для формирования их информационно­ коммуникационной компетентности, и ориентированных на получение целостного  содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. В процессе обучения по программе ученик получает возможность для формирования всех  видов универсальных учебных действий: личностных; регулятивных; познавательных; коммуникативных. Развитием личностных универсальных учебных действий (самоопределения,  смыслообразования и нравственно­этической ориентации) является сознательное принятие  и соблюдение правил работы, актуализация собственного жизненного опыта, развитие  этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, а  также правил поведения в классе биологии, направленное на сохранение школьного  имущества и здоровья ученика и его одноклассников. Регулятивные универсальные учебные действия формируются в процессе выполнения  заданий через составление планов действий и их выполнение; планирование действий в  соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; осуществление итогового и  пошагового контроля; ориентации на конечный результат, сравнение результата с  замыслом. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через  передачу своих мыслей и чувств; организацию сотрудничества с учителем и сверстниками;  предупреждение и разрешение конфликтов.  Развитие познавательных универсальных учебных происходит при выполнении заданий на  выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц.  Развитие действия анализа объектов формируется в процессе выполнения заданий,  связанных с развитием смыслового чтения, выбора оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов. Технологический компонент курса нацелен на достижение метапредметных результатов  обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных  технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор,  обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность  технологического компонента на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе  и повседневной жизни. Таким образом, в результате обучения по программе создается  специально организованное учебное пространство, обеспечивающее глубокое включение ученика в работу, независимо  от его актуального уровня интеллектуального развития, стилистики обучения, начального  уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей.  Предлагаемая технология делает процесс обучения более интенсивным, вовлекает в него  все способности восприятия и действенного усвоения учебного содержания, позволяя  индивидуализировать обучение применительно к большому числу детей, обладающих  различными способностями. Требования к подготовке школьников  в области биологии Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы  основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных,  метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в  образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.  В результате изучения курса биологии в основной школе:  Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических  проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям,  закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за  живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать  их результаты. Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями,  законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;  сведениями по истории становления биологии как науки. Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации  труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,  ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила  работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выпускник приобретет навыки использования научно­популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при  выполнении учебных задач. Выпускник получит возможность научиться: осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового  образа жизни в быту; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по  отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;  ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию  биологического содержания в научно­популярной литературе, средствах массовой  информации и Интернет­ресурсах, критически оценивать полученную информацию,  анализируя ее содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и  процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление  презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Живые организмы Выпускник научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений,  животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,  животных, грибов и бактерий; аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и  бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий,  грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической  группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и  животных на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде  обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их  изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы  жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,  органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выпускник получит возможность научиться: находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно­ популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,  анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов  различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи,  представлять работу на защиту и защищать ее. использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,  ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;  размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними  животными; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам  живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,  экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой  природы); работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с  изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов  и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.  Содержание программы Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс (35 часов, 1 час в неделю) Введение (6 часов) Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий,  грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь  организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические  факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее  охрана. Экскурсии. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и  животных. Предметные результаты обучения Обучающийся сможет: — определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,  «экологические факторы»; — отличать живые организмы от неживых; — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; — характеризовать среды обитания организмов; — характеризовать экологические факторы; — проводить фенологические наблюдения; — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных  опытов. Метапредметные результаты обучения Обучающийся сможет: — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его  результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение:  оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление  веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации. Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы  Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток  растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание  его под микроскопом. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов  различных растительных тканей. Предметные результаты обучения Обучающийся сможет: — определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко»,  «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; — работать с лупой и микроскопом; — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; — распознавать различные виды тканей. Метапредметные результаты обучения Обучающийся сможет: — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. Раздел 2. Царство Бактерии  (2 часа) Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в  природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Предметные результаты обучения Обучающийся сможет: — давать общую характеристику бактериям; — отличать бактерии от других живых организмов; — объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Обучающийся сможет: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной  литературы. Раздел 3.    Царство Грибы (5 часов) Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные  грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы­паразиты. Роль  грибов в природе и жизни человека. Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты  (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Лабораторные и практические работы  Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение  дрожжей. Предметные результаты обучения Обучающийся сможет: — давать общую характеристику грибам; — отличать грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых; — объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Обучающийся сможет: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной  литературы. Раздел 4. Царство Растения (11 часов) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая  характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой  обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные,  цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение  одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни  человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни  человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение  голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в  природе и жизни человека.  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация  Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы  Строение мха (на местных видах). Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных  видов). Предметные результаты обучения Обучающийся сможет: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,  папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Метапредметные результаты обучения Обучающийся сможет: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно­популярной литературе, биологических  словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в  другую. Личностные результаты обучения  Обучающийся сможет: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе;  — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  — испытывать любовь к природе. № Темы разделов Учебно  – тематическое планирование. Количество Тема и содержание урока Характеристика основных видов деятельности уч­ся( на уровне учебных действий) 1 Введение часов 6 1.Биология — наука о живой  природе  Предмет изучения биологии.  Разнообразие биологических  наук. эстетическое, культурно­ историческое, практическое  значение живых организмов. 2.Методы исследования в биологии Методы познания в биологии:  наблюдение,  эксперимент, измерение. Источники  биологической информации, ее  получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в  кабинете биологии.  Демонстрация Приборы и оборудование 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого Объясняют роль  биологии в  практической  деятельности  людей Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение 4. Среды обитания живых организмов Водная среда. Наземно- воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы 6. Многообразие живых организмов Осенние явления в  жизни растений родного края  Цели и задачи, организация  экскурсии, правила поведения в природе. разнообразие растений родного края. основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа Определяют понятия «водная среда», «наземно- воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника Составляют  творческий отчёт  об осенних  явлениях в жизни  растений Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на 2 Клеточное строение  организмов 10 1. Устройство увеличительных приборов Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. 2. Строение клетки Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли 3. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука 4. Пластиды Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты 5. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений 6. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) 7. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Деление клетки Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки 8. Понятие «ткань» Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. 9. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных таблицах и микропрепарата х части и органоиды клетки Учатся готовить микропрепараты . Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепарата х части и органоиды клетки Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельно сти клетки. Ставят биологические растительных тканей Лабораторная работа№5 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей эксперименты по изучению процессов жизнедеятельно сти организмов и объясняют их результаты. 10. Обобщающий урок «Клеточное строение организмов» Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельно сти клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельно сти организмов и объясняют их результаты Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепарата х 3 Царство Бактерии 2 4 Царство Грибы 5 Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом Выделяют существенные признаки бактерий Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующ ие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворны е бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельно сти грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при 1. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение 2. Роль бактерий в природе и жизни человека Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека 1. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека 2. Шляпочные грибы Съедобные и ядовитые грибы Тамбовской области Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами 3. Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №6 Особенности строения мукора и дрожжей 4. Грибы-паразиты Грибы- паразиты. Роль грибов- паразитов в природе и жизни человека Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) 5. Обобщающий урок» Царство грибы» Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами отравлении ядовитыми грибами Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением Определяют понятие «грибы- паразиты». Объясняют роль грибов- паразитов в природе и жизни человека Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Проекты «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) 5 Царство Растения 11 1. Ботаника — наука о растениях Общая характеристика растительного царства. Определяют понятия «ботаника», «низшие Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей Многообразие и распространени е лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека Выполняют лабораторную работу. Выделяют 2. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Лабораторная работа №7 Строение зеленых водорослей 3. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей 4. Лишайники Лишайники биоиндикаторы, их  охрана в Тамбовской области 5. Мхи, папоротники, хвощи, плауны Высшие споровые растения  Тамбовской области, их роль в  природе и значение для  человека Лабораторные работы№8 Строение мха (на местных видах) Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника 6. Голосеменные растения Голосеменные растения  Тамбовской области,их роль в  природе и жизни человека. Лабораторная работа№9 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) 7. Покрытосеменные растения Цветковые растения произрастающие в Тамбовской области. Лабораторная работа №10 Строение цветкового растения 8. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира 9. Охрана растений в Тамбовской области Высшие споровые, голосеменные и покрытосеменные растения Тамбовской области ,меры по их охране и сохранению биоразнообразия. 10. Обобщающий урок Многообразие растений, весенние явления в жизни растений Экскурсия Многообразие растений, весенние явления в жизни растений. Практическая работа Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе 11. Обобщающий урок « Царство Растений» Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания существенные признаки высших споровых растений.. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Выполняют лабораторную работу.. Определяют понятия «палеонтология », «палеоботаника », «риниофиты». Находят информацию о растения Красной книги Тамбовской области в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую Готовят проекты Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. ИТОГО 34+1 час резерв Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности. Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,  универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении   приоритетными для учебного предмета являются:     приемы элементарной исследовательской деятельности; способы работы с естественнонаучной информацией; коммуникативные умения; способы самоорганизации учебной деятельности. Важными формами деятельности учащихся являются:   практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов,  учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и  преобразовании окружающей среды; развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации:  справочниками, энциклопедиями, словарями, научно­популярной литературой для   младшего подросткового возраста, ресурсами интернета. В преподавании курса  используются  следующие формы работы с учащимися:       работа в малых группах; проектная работа; подготовка рефератов; исследовательская деятельность; информационно­поисковая деятельность; выполнение практических и лабораторных работ. Формы контроля знаний:  Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;  Фронтальный и индивидуальный опрос;  Отчеты по практическим и лабораторным работам;  Творческие задания  (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и  объектов)  Презентация творческих и исследовательских  работ с использованием   информационных технологий Планируемые  результаты изучения курса          Ученик научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; аргументировать,   приводить   доказательства   родства   различных   таксонов растений, грибов и бактерий; аргументировать,   приводить   доказательства   различий   растений,   грибов   и бактерий; осуществлять   классификацию   биологических   объектов   (растений,   бактерий, грибов)   на   основе   определения   их   принадлежности   к   определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать   по   внешнему   виду,   схемам   и   описаниям   реальные   биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; сравнивать   биологические   объекты   (растения,   бактерии,   грибы),   процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;       устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты   и   процессы;   ставить   биологические   эксперименты   и   объяснять   их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать   и   использовать   приемы   выращивания   и   размножения   культурных растений и ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ученик получит возможность научиться:  находить   информацию   о   растениях,   грибах   и   бактериях   в   научно­популярной литературе,  биологических  словарях,  справочниках,  Интернет   ресурсе,  анализировать  и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;  основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.  использовать   приемы   оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми грибами,   ядовитыми   растениями;   работы   с   определителями   растений;   размножения   и выращивания культурных растений;  ориентироваться   в   системе   моральных   норм   и   ценностей   по   отношению   к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы);  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;   создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах   на   основе   нескольких   источников   информации,   сопровождать   выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением   особенностей   строения   и   жизнедеятельности   растений,   грибов   и   бактерий, планировать   совместную   деятельность,   учитывать   мнение   окружающих   и   адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса

Рабочая программа по биологии 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017