Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)
Оценка 4.6

Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
03.06.2017
Урок биологии   по теме «Лишайники» (5 класс)
Урок по теме «Лишайники» проводится в 5 классе. Это урок открытия нового знания. На уроке необходимо создать условия для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, их роли в природе и для человека. Изучение материала осуществляется посредством технологий КСО и критического мышления.
конспект урока лишайники.docx
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 1 Усть­Кутского муниципального образования Муниципальный конкурс «Лучшая методическая разработка»  методическая разработка на уровне основного общего образования Урок биологии   по теме «Лишайники» Автор Сорокина Ольга Геннадьевна   учитель биологии  2017 год 1 Пояснительная записка Урок по теме «Лишайники» проводится в 5 классе, это восьмой урок  в разделе «Многообразие живых организмов». Тип урока: урок  открытия   нового знания. Цель урока: (для учителя): создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека. Педагогическая технология: элементы КСО, технологии развития критического мышления Цель: определить место лишайников в  живой природе.  Задачи:  Образовательные:  • углублять знания о многообразии живых организмов; • выделить своеобразие организма лишайников;  • познакомить учащихся с особенностями строения лишайников;  • рассмотреть приспособленность к симбиотическому образу жизни; определить роль лишайников в природе и жизни человека. Развивающие:  •способствовать развитию критического мышления,  •развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в паре.  Воспитательные:                                                                                                                                                                                •способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,  •создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение. 2 Планируемые результаты:  Предметные:  ­ выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли; ­ различать типы лишайников на рисунке учебника; ­ анализировать изображение внутреннего строения лишайника; ­ выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды; ­ характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека. Метапредметные: регулятивные:      ­ определять цели и задачи урока; ­ участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; коммуникативные: ­ слушать товарища и обосновывать свое мнение; ­ выражать свои мысли и идеи. познавательные:                                                                                                                                                                                     ­ работать с таблицей; ­ находить отличия; ­ работать с информационными текстами; ­ объяснять значения новых слов; Личностные:  ­ осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; ­ устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; ­ оценивать собственный вклад в работу. Формы работы: индивидуальная, парная Методы: частично ­ поисковые  Оборудование: УМК под редакцией И.Н.Пономаревой, гербарный материал с образцами различных видов лишайников,  3 компьютер, мультимедийная презентация   Ход урока Этапы урока  Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формируемые на этапах урока 1.Организационный (1  мин) 2.Актуализация (3 мин) Проверка готовности  учащихся к уроку На прошлых уроках мы  познакомились со  строением и  жизнедеятельностью  различных грибов,  водорослей. 1.Какой тип питания  характерен для грибов? 2.Какой тип питания  характерен для  водорослей?  Организация своего  рабочего места Личностные: умение организовать себя  и свое рабочее место  Коммуникативные: Раскрывают  полученные знания, оформляют мысли в устной форме Грибы ­ гетеротрофные  организмы. Они питаются  готовыми органическими  веществами Водоросли­ автотрофные  организмы, т.е. сами  4 3.Что такое симбиоз?  4. Приведите пример  симбиоза живых  организмов? А теперь посмотрите   на гербарии, которые  лежат перед вами.   Рассмотрите эти  организмы. Эти же организмы вы  видите на экране.  Что  это за организмы? проблемная ситуация  Кто они: грибы, мхи,  водоросли, а может  быть это особая группа  организмов? Тема урока: лишайники Задание на  правильность  суждений: определите  правильность суждений. Проверяем ответы  3. Изучение нового  материала (20 мин) Определение темы  урока создают для себя  питательные вещества. Совместное  взаимовыгодное  существование  двух  организмов. Микориза или грибокорень Высказывают  разные точки зрения Коммуникативные: выражают свои  мысли и идеи Познавательные: Высказывают предположение на  поставленный вопрос. Проявляют познавательную инициативу. Высказывают разные  точки зрения Регулятивные: Формирование умения самостоятельно  формулировать учебную проблему  Работа в парах. Ответы  учащихся.  Пишут ответы на доске  Испытывали затруднения,  потому что не хватает  5 Регулятивные:  Формирование умения самостоятельно  определять цель учебной деятельности. Познавательные: Формируем умение анализировать,  строить логически обоснованные  рассуждения.  Регулятивные:  Формирование умение составлять план  решения проблемы. Коммуникативные: Свободно излагать свои мысли в устной  форме, слушать других. Легко ли вам было  определить  правильность  суждений? Что для  этого вам не хватало?  Что нужно знать об  организме, чтобы  отнести его к какому­ нибудь царству? Определите цель нашей  работы?  В какой  последовательности  будем изучать новый  материал?      Где мы можем найти  нужную информацию? После прочтения текста выполнить задание на  определение  правильных суждений знаний по теме.   Если мы будем знать  строение и способ питания,  то сможем определить, к  какой группе живых  организмов относятся  лишайники. Учащиеся предлагают:  изучить особенности  строения и  жизнедеятельности  лишайников, их значение в  природе и для человека. Предложения учащихся:  Учебник, интернет,  справочники,  энциклопедии,  дополнительная  литература, спросить у  взрослых. Работа с текстом в парах,  выполнение задания  индивидуально,  обсуждают свои результаты в парах,  уточняют, исправляют. Сравнивают ответы с  6 Постановка целей  урока  Работа с  дополнительным  текстом Работа с учебником образцом Рассмотрим строение  лишайника (рисунок в  тексте учебника и на  слайде) Как вы думаете, каковы функции каждого из  организмов, входящих в состав лишайника? Работают  с рисунком  учебника, § 16 воспроизводят на слайде  высказывают свое мнение, работают с текстом  учебника, § 16, заполняют  таблицу: Коммуникативные: 1. формирование умения  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в парах  (определять общие цели, распределять  роли, договариваться друг с другом). 2. Формирование умения слушать и  понимать речь других людей. Познавательные: Функции  гриба Функции  водоросли  1. формирование умения владеть  смысловым чтением, выделять главное. 2. Формирование умения  ориентироваться в учебнике, находить  нужную информацию, задавать вопросы  на основе извлеченной из текста  информации. 3. Озвучивают результаты работы,  сравнивая с образцом Какими бывают  лишайники по типу  слоевища? Ребята, вы видите  перечень понятий. Как  их можно применить к  лишайникам? Работают с текстом  учебника высказывают свое мнение о значении лишайников Почва, корм, лекарство, работают с текстом  7 парфюмерия,  красители, индикаторы, археология учебника § 16 4.Закрепление (6 мин)  5. Подведение итогов  урока (3 мин) 6. Рефлексия (5 мин) Почему лишайники  часто называют  «изумительной  выдумкой природы», а  великий русский  ученый К.А. Тимирязев  назвал их «растениями  – сфинксами»? Продолжите предложения 1. сегодня я узнал... 2. было трудно… 3. я понял, что… 4. я научился… Выполняют тест по теме  «Лишайники», Проверяют и оценивают  работу Ответы учащихся Познавательные: Применение  полученных знаний                                 Личностные:  Оценка своих знаний Регулятивные: 1. формировать умение адекватно  оценивать свои знания и умения.               2. формировать умение определять  степень успешности своей работы Познавательные:  Умение анализировать и делать выводы Ответы учащихся Личностные: Осознание  содержания пройденного,  оценка  эффективность собственной  работы на уроке. 8 интересно 5. я смог… 6.было   узнать, что… 7. меня удивило… 8. мне захотелось…  7.Домашнее задание (2  мин) § 16, составить в  тетрадях 3 вопроса по  теме «Лишайники» Делают записи в дневниках Коммуникативные:                                     Осуществляют взаимный контроль  записей домашнего задания в дневнике. Литература 1. Учебник “Биология. 5класс” ФГОС. И.Н.Пономарева, М, Вентана – Граф, 2015. 2. Энциклопедия для детей. Биология. М, Атланта,1993. 3. И.А.Шапиро “Загадки растения – сфинкса”, Ленинград, 1991. 4. Д. И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5­6 кл. М, Просвещение, 1985 г. 5. http   ://   www   .  arzgirschool      22005.  narod      .  ru   /  lisayn  .  pps 9 10

Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии   по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии   по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии   по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии   по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии   по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии   по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии   по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии   по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии   по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии по теме «Лишайники» (5 класс)

Урок биологии   по теме «Лишайники» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017