Технологическая карта урока 5 класс ,тема "Кто живет в чужих телах"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
22.05.2017
Три основных момента урока: стадия вызова, осмысление содержания и рефлексия. На стадии вызова идет поэтапно вызов имеющихся знаний, вызов интереса к изучаемой теме, постановка целей и задач урока. ,Осмысление содержания включает сохранение интереса к теме,, определяет источники получения знаний, корректировку целей, работу с ключевыми терминами темы, активную работу с текстом, поиск ответов на поставленые вопросы. Стадия рефлексии завершает урок. Идет возврат к первоначальным записям (кластерам), их дополнение. Поиск дополнительной информации с использованием компьютера. Самооценка своих знаний и урока.
Технол. карта урока.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя
общеообразовательная школа» с. Объячево
Прилузский район Республика Коми
Тимушева Екатерина Михайловна, учитель биологии
Технологическая карта урока в 5 классе
«Среды жизни организмов. Кто живет в чужом теле?»
Организация работы
Стадия вызова:
А) Вызов имеющихся
знаний
На партах у ребят
карточки –задания
(Работа в трех группах,
сидят по 56 человек, у
каждого компьютер).
В) Составление списка
известной информации
Б) Вызов интереса к
получению знаний
В) Постановка
учениками
собственных целей
обучения.
Ход урока
Задание. (Графическая систематизация изученного
материала), составление кластеров.
№1 группа. На листочке написаны названия растений и
животных разных сред обитания.
№2 группа. На листочке записаны условия для разных сред
обитания.
№3 группа. На листочке записаны разные приспособления
организмов к разным средам обитания.
Ребята составляют кластеры.
На доске записывают выводы:
Организмы обитают в трех средах – водной, наземно
воздушной, почвенной.
Каждая среда иметт свою характеристику (свет, тепло,
влага ….)
Для каждой среды обитания характерны свои растения,
животные, грибы.
Организмы каждой среды обитания приспосабливаются
к месту обитания (цвет, форма, конечности и т.д.)
У каждой группы на листочках записаны сведения, которые не
подходят под уже имеющиеся знания. Например, у 1 группы
названы организмы, которые не встречаются в знакомых для
ребят средах. Они не знают, куда их отнести. Напрашивается
вывод, что существует еще какаято среда, о которой они не
знают.
Каждая группа ставит цель:
1.Определить место обитания для некоторых организмов,
оказавшихся в списке и не вошедших в уже знакомые среды
обитания.
2.К какой среде обитания можно отнести условия,
обозначенные в списке и не подходящие к уже известным
средам обитания.
3.К какой среде обитания можно отнести приспособления,
названные в списке и не подходящие к тем средам, которые уже
изучены детьми. 2. Осмысление
содержания.
А) Источники
получения новой
информации.
Б)Сохранение интереса
к теме при
непосредственной
работе с новой
информацией.
Учитель задает вопрос «Откуда мы можем получить
информацию на поставленные группой вопросы?»
Ответы ребят: учебник, учитель, интернет, дополнительная
литература
Сейчас я вам прочитаю 3 текста (Учитель читает текст и
показывает картины паразитов).Тексты лежат на столах групп
детей.
Какой паразит замещает собой целый орган хозяина?
(СЛАЙД)
Паразит Cymothoa exigua, или «мокрица, пожирающая язык»
— единственный известный науке паразит, который замещает
собой целый орган хозяина. Мокрица проникает через жабры в
тело пятнистого розового люциана, затем высасывает кровь из
языка рыбы и после его атрофии сама начинает выполнять
функции языка. Попутно паразит питается кровью и слизью
хозяина, но к смерти рыбы это не приводит.
Какие насекомые способны заставлять пауков строить
необычную паутину? (СЛАЙД
Паразитические наездники вида Hymenoepimecis argyraphaga
способны парализовать пауков и откладывать яйца на их
брюшко. Вылупившись, личинки паразита начинают сосать
кровь паука, который продолжает привычную жизнь. Однако
перед окукливанием личинки впускают в тело жертвы
химикаты, меняющие поведение паука таким образом, что он
начинает строить сильно укреплённые нити своей паутины в
несколько слоёв. Превратившись в куколку, наездник убивает
паука ядом и формирует кокон, для удержания которого на
весу и необходимы усиленные нити.
Какое растениепаразит ищет растениежертву по запаху?
(СЛАЙД
Повилика — это растениепаразит, не имеющее корней и
листьев и питающееся только соками хозяина, стебель которого
оно обвивает. Когда отросток повилики появляется из земли,
он ищет стебель жертвы по запаху и целенаправленно растёт в В) Корректировка
поставленных целей
Г) Работа с терминами
(со словарем).
его направлении. Летучие органические вещества от одних
растений повилике нравятся больше, чем от других, а самым
любимым хозяином для неё является томат. То, что именно
запах является для паразита главным химическим
раздражителем, доказывает тот факт, что росток тянется и к
искусственному источнику привлекательных для него летучих
веществ.
ЗАДАНИЕ (Метод двухчастной таблицы). Какие слова в
каждом тексте повторяются? Запишите эти слова в правый
столбец таблицы. Учитель пишет слова в таблицу на доске.
Ключевые слова из текста
Паразит
«Гельминт»«червь»
Жертва или хозяин
Примеры организмов,
характеризующих ключевые
слова
Повилика, наездник, мокрица,
пожирающая язык, трутовик
(рис.59)
Стр.91,рис.58
Томат,пауки,пятнистый
розовый люциан (рыба)
Д) Активная работа с
текстом. Поиск ответов
на поставленные в
первой части урока
вопросы.
Значит, некоторые организмы живут в телах других организмов.
Используя словарик, стр.126 найдите определение «ПАРАЗИТ»
и «ГЕЛЬМИНТ»
Чтобы определить слово «ХОЗЯИН» откроем параграф 24,
стр.91
Итак, какая же у нас сегодня тема урока?
СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМЕННАЯ
Какие цели урока мы еще не раскрыли?
Условия жизни паразитов
Приспособления паразитов.
Какими источниками информации предлагаете
воспользоваться?
Давайте начнем с работы с текстом учебника(Индивидуально).
ЗАДАНИЕ 1. Учебник открыт на стр.91. Найдите слова
«Ленточные черви… до слов «Среда обитания…»,стр. 92.
Запишите названия паразитов, которые упоминаются в тексте.
Рассмотрите паразитов по рисункам 58 и 59.
ЗАДАНИЕ 2 Метод активного чтения (технология
«ИНСЕРТ» самоактивизирующая системная разметка для
эффективного чтения и размышления):
Маркировка с использованием значков «V» уже знал; «+» новое; «» думал иначе; «?» не понял. Ученики
читают текст (стр.92 со слов «Среда обитания..» до слов
«Но в тоже время..», ставя по ходу чтения
значки(Таблица, поясняющая значки, имеется у каждого
ученика).
«V»
уже знал
или думал,
что знал
«»
Противоречит
тому, о чем вы
думали
«+»
Новое для
вас
«?»
Не понял, хотел
бы получить
более точную
информацию
Поиск ответов на поставленные в первой части урока
вопросы.
Чем характиризуется среда обитания внутри организмов?
1.Постоянство условий жизни
2.Обилие питания
3.защищенность
Какие приспособления имеют организмы, живущие в других
организмах?
1. Часто полная утрата органов и систем органов.
2. Не развиты органы чувств и органы передвижения
3. Пищу всасывают всей поверхностью тела.
4. Вырабатываются органы для того, чтобы удержаться в
теле хозяина
5. Высокая плодовитость
Вновь обращаю внимание ребят на кластеры, сделанные
учащимися, и вывешенными на доске. Задаю вопросы:
1.Все ли верно в наших записях? Нужно ли дополнить
кластеры?
Ответ детей. Кластеры надо дополнить. 1 группа – существует
еще 1 среда обитания – организменная.Для нее характерны
свои условия обитания:
А) постоянные условия жизни.
Б) обилие питания.
В)защищенность
Г)упрощение органов и систем или полное их исчезновение.
Д) очень плодовиты. (ПОЧЕМУ?)
Е)имеют специальные органы прикрепления
В ней обитают свои организмы, приспособленные к условиям
жизни в теле других организмов. Различают ХИЩНИКА и
ЖЕРТВУ или ХОЗЯИНА.
2. «В ходе изучения нового материала, смогли ли мы сейчас
ответить на поставленные вопросы в начале урока?»
КАК БЫ ВЫ НАЗВАЛИ ТЕМУ СЕГОДНЯШНЕГО
УРОКА?
Какая информация осталась не обсужденной?
Какие меры надо предпринять, чтобы не заразиться
3. Рефлексия.
А) Возврат учащихся к
первоначальным записям
(кластерам),
предложения о внесении
изменений в
графические записи,
внесение дополнений на
основе полученных
новых
знаний(практическое
задание)
Б) Работа с
компьютером: поиск
новой информации гельминтами?
ЗАДАНИЕ. Войдите интернет и найдите ответ на вопрс «Меры
защиты от паразитов»
Технологическая карта урока 5 класс ,тема "Кто живет в чужих телах"
Технологическая карта урока 5 класс ,тема "Кто живет в чужих телах"
Технологическая карта урока 5 класс ,тема "Кто живет в чужих телах"
Технологическая карта урока 5 класс ,тема "Кто живет в чужих телах"
Технологическая карта урока 5 класс ,тема "Кто живет в чужих телах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.