Рабочая программа по биологии составлена для обучающихся 6 класса. Программа расчитана на 34 учебных часа, для занятий по учебнику Биология "Живой организм", автор Н.И.Сонин, В.И. Сонина. В данной программе представлены: вводная часть, содержание рабочей программы учебного курса, учебно - тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся 6 класса, перечень литературы и учебно-методические средства обучения.Рабочая программа по биологии для 6 класса
РП 6 ФГОС.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 »
города Ангарска Иркутской области
=Согласовано=
=Утверждаю=
Зам .директора по УВР
Директор МБОУ «СОШ №3»
___________/ Веселкова Е.Е. __________/ Корнилова Е.М.
«___»_______2017 г.
«___»_______2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Класс 6а, 6б
Год составления: 2017/2018 учебный год
Учитель: Быргазова Марина Андреевна (1 квалификационная категория)
Рассмотрено на заседании МО
«___»________2017 г.
Протокол № 1
Руководитель МО: ____________________________ __________________
(Фамилия, имя, отчество)
(подпись) Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Цели и задачи изучения предмета:
Изучение биологии на базовом уровне на ступени основного общего образования в 6
классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической
науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в
области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических
экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье;
оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для
соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Биология — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные
знания о взаимосвязи и развитии всего живого.
Школьный курс позволяет получить базовое биологическое образование, обеспечивающее
выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных
биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической
деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Подходы данного курса биологии характеризуются следующими направлениями:
Функциональноцелостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, поэтому
в программе 6 класса строение и функции организмов рассматриваются в виде целостных
планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма
в функционировании целого.
Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса биологии состоит в
том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения
предмета в основной средней школе. В программе 6 класса показана историческая связь
планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов.
Экосистемный подход. В программе 6 класса показана роль биотической и абиотической
среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в
экосистемах.
Сравнительный метод (теория классификаций). Систематический анализ это научный
метода, без которого нельзя поставить ни одной научной задачи и получить ни одного
научного вывода. Наиболее последовательное и полное развитие сравнительный метод
получил в биологии. Поэтому курс «Живой организм» построен на основе сравнительного
изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение программ;
и др.;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной,
общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
работать с дополнительными источниками информации;
давать определения;
работать с биологическими объектами;
организовывать свою учебную деятельность;
планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
составлять план работы;
участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и
работать с текстом параграфа и его компонентами;
составлять план ответа;
составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части,
узнавать изучаемые объекты на таблицах;
оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
электронных носителях;
делать подзаголовки;
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка»,
«пластида», «органоид», «хромо сома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист»,
«почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система»,
«кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно
двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;
основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы
органов растений и животных;
что лежит в основе строения всех живых организмов;
строение частей побега, основных органов и систем органов животных,
указывать их значение;
суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание»,
«хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение»,
«листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система»,
«эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое
размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост»,
«развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;
органы и системы, составляющие организмы растения и животного;
суть понятий и терминов: «среда обитания», «факторы среды», «факторы
неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети»,
«природное сообщество», «экосистема»;
сообществе;
как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;
характер взаимосвязей между живыми организмами в природном
структуру природного сообщества.
Учащиеся должны уметь:
распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки,
растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и
животных;
исследовать строение основных органов растения;
устанавливать основные черты различия в строении растительной и
животной клеток;
устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять
их на таблицах; обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для
обеспечения целостности организма;
определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие
организмы растений и животных;
объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
исследовать строение отдельных органов организмов;
фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
В основной школе биологию начинают изучать с 5 класса. Все выше перечисленные направления
образования учащихся средствами предмета «Биология» имеют свое начало в курсе
«Окружающий мир» для 1–4 классов. Вследствие этого происходит системное формирование
целостной картины мира.
В 6 классе на изучение предмета отводится 34 часа (1 час в неделю).
Учебно методический комплекс: Сонин Н.И. Биология 6 класс. М.: Дрофа, 2013
Сроки реализации рабочей программы по биологии
Данная рабочая программа по предмету рассчитана на реализацию в 20172018 учебном
году.
Формы, методы, технологии обучения
При преподавании курса биологии «Живой организм» в 6 классе используются
следующие технологии и методы обучения: технологии сотрудничества, технология
разноуровневого обучения, деятельностного подхода, метод самостоятельной работы с
учебником, метод самостоятельной работы с дидактическими материалами, самостоятельная
работа в рабочей тетради, метод проекта, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые
технологии. При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока. Введение 1 час
Содержание рабочей программы учебного курса
РАЗДЕЛ 1. Строение и свойства живых организмов (11 часов)
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное
строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение,
рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2. Химический состав клеток (1 час)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их
роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые
кислоты, их роль в клетке.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система (2 часа)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и
функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные
хромосомы. Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и
животной клеток.
Лабораторная работа №1 «Строение растительной клетки»
Тема 1.4. Деление клетки (1 час)
Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления
клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.
Д. микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.
Тема 1.5. Ткани растений и животных (2 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений,
их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их
строение и функции.
Лабораторная работа №2 «Ткани живых организмов».
Тема 1.6. Органы и системы органов (4 часа)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды
корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение вв по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение
(околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян
однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная,
кровеносная, дыхательная, выделительная, опорнодвигательная, нервная, эндокринная,
размножения.
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Лабораторная работа №3 «Сухие и сочные плоды».
РАЗДЕЛ 2. Жизнедеятельность организма (21 час)
Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное
питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение
фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты,
паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных.
Пищеварительные ферменты и их значение. ■
Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта,
доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли
света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. Дыхание (2 часа)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и
освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и
чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных
организмов.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание
■
корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении.
Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды
и корневого давления в процессе переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение,
функции.
Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).
■
■
Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по
стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.
Лабораторная работа № 4 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Тема 2.4. Выделение (2 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у
растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные
системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии.
Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.
Тема 2.5. Опорные системы (2 часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные
системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорнодвигательная система позвоночных.
Лабораторная работа № 5 «Свойства кости»
■
Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков,
коллекций насекомых.
Тема 2.6. Движение (2 часа)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной
активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение
одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (2 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов
жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения.
Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы
внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов,
моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми
веществами.
Тема 2.8. Размножение (3 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение
животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое
размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения.
Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное
оплодотворение. Образование плодов и семян.
Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.
Лабораторная работа №6 «Вегетативное размножение комнатных растений»
Тема 2.9. Рост и развитие (2 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян.
Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост
проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере
ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.
Лабораторная работа №7 «Прямое и непрямое развитие насекомых»
■
Тема 2.10. Организм как единое целое (1часа)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая
среда.
РАЗ ДЕ Л 3. Организм и среда (2 часа)
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1 час)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы.
Взаимосвязи живых организмов.
организмов, пищевые цепи и сети.
■
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых
Тема 3.2. Природные сообщества (1 час)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи
питания.
Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем. Учебно тематический план
.
№
раздел
а
Наименование
раздела (темы)
Кво часов
Практические
(лабораторные работы)
По
программе
По
рабочей
программе
По
программе
По
рабочей
программе
Тематический
и итоговый
контроль
1
2
3
Строение и
свойства живых
организмов
Жизнедеятельность
организма
Организм и среда
Резервное время
ИТОГО
11
18
2
4
35
11
22
2
0
35
4
6
0
0
10
3
4
0
0
7
2
3
1
6
Учебнотематический план по объему скорректирован в соответствии с федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования
и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы.
Количество часов распределено следующим образом:
увеличено количество часов на изучение раздела «Жизнедеятельность организмов».
Добавлены 3 часа на проведение промежуточного и тематического контроля. №
п/
п
Дата
проведения
План Фак
т
Раздел, тема
1. Строение и свойства живых организмов.
1
Основные свойства живых
организмов
1
недел
я
2
недел
я
3
недел
я
4
недел
я
5
недел
я
6
недел
я
7
недел
я
8 9
недел
я
1011
недел
я
2
3
4
5
6
7
89
10
11
Химический состав клетки
Клетка живая система.
Строение растительной и
животной клеток
ЛР №1 «Строение
растительной клетки»
Входной контроль. Контрольная
работа
Деление клетки
Ткани растений
Ткани животных ЛР №2 «Ткани
живых организмов»
Органы цветковых растений
Органы и системы органов
животных
Календарнотематическое планирование
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Коррекционна
я работа с
учащимися
VII вида
Учащиеся должны уметь:
работать с
дополнительными
источниками
информации;
давать определения;
работать с
биологическими
объектами.
Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов:
«клетка», «ядро», «мембрана»,
«оболочка», «пластида»,
«органоид», «хромосома», «ткань»,
«орган», «корень», «стебель»,
«лист», «почка», «цветок», «плод»,
«система органов»,
«пищеварительная система»,
«выделительная система»,
«опорнодвигательная система»,
«нервная система», «эндокринная
система», «размножение»;
основные органоиды клетки,
ткани растений и животных, органы
и системы органов растений и
животных;
что лежит в основе строения всех
живых организмов;
формирование
ответственного
отношения к обучению;
формирование
познавательных
интересов и мотивов к
обучению;
формирование
навыков поведения в
природе, осознания
ценности живых
объектов;
осознание ценности
здорового и
безопасного образа
жизни;
формирование основ
экологической
культуры
Кво
часов
11
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2. Жизнедеятельность организма.
22 12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
12
недел
я
13
недел
я
14
недел
я
15
недел
я
16
недел
я
17
недел
я
1819
недел
я
2021
недел
я
22
недел
я
23
недел
я
24
недел
я
25
недел
я
Система питания растений.
Питание и пищеварение
Промежуточный контроль.
Контрольное тестирование
Дыхание растений. Дыхание
животных.
Передвижение воды,
минеральных и органических
веществ в растении.
ЛР № 4 «Передвижение воды
и минеральных веществ по
стеблю»
Перенос веществ в организме
беспозвоночных и позвоночных
животных.
Выделение у растений и
позвоночных животных.
Обмен веществ и энергии у
растений и животных.
Скелет опора организма
ЛР № 5 «Свойства кости»
Скелет позвоночных животных.
Скелет человека
Движение растений
Движение позвоночных и
беспозвоночных животных
Метапредметные
результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
организовать свою
учебную деятельность;
планировать свою
деятельность под
руководством учителя
(родителей);
составлять план работы;
участвовать в
групповой работе (малая
группа, класс);
осуществлять поиск
дополнительной
информации бумажных и
электронных носителях;
работать с текстом
параграфа и его
компонентами;
составлять план ответа;
составлять вопросы к
тексту, разбивать его на
отдельные смысловые
части, делать
подзаголовки;
узнавать изучаемые
объекты на таблицах;
оценивать свой ответ,
свою работу, а также
работу одноклассников
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов:
почвенное питание, воздушное
питание, хлоропласт, фотосинтез,
питание, дыхание, транспорт
веществ, выделение, листопад,
обмен веществ, холоднокровные
животные, теплокровные
животные, опорная система,
скелет, движение, раздражимость,
нервная ситема, эндокринная
система, рефлекс, размножение,
половое размножение, бесполое
размножение, почкование,
гермафродит, оплодотворение,
опыление, рост, развитие, прямое
развитие, непрямое развитие;
органы и системы, составляющие
организмы растения у животного.
Учащиеся должны уметь:
определять и показывать на
таблице органы и системы,
составляющие организмы растений
и животных;
объяснять сущность основных
процессов жизнедеятельности
организмов;
обосновывать взаимосвязь
процессов жизнедеятельности
между собой;
сравнивать процессы
жизнедеятельности различных
организмов;
наблюдать за биологическими
процессами, описывать их, делать
выводы;
исследовать строение отдельных
органов организмов; 26
27
28
29
30
31
32
33
26
недел
я
27
недел
я
28
недел
я
29
недел
я
30
недел
я
31
недел
я
32
недел
я
33
недел
я
3. Организм и среда
34
34
недел
я
1
1
1
1
1
1
1
1
Регуляция процессов
жизнедеятельности организмов
Эндокринная система и её роль в
регуляции
жизнедеятельности позвоночных
животных
Размножение и его виды.
Бесполое размножение. ЛР №6
«Вегетативное размножение
комнатных растений»
Половое размножение животных.
Половое размножение растений
Рост и развитие растений.
Рост и развитие животных. ЛР
№7 «Прямое и непрямое
развитие насекомых»
Итоговый контроль
«Жизнедеятельность организма»
Среда обитания. Факторы среды.
2
1
фиксировать свои наблюдения в
виде рисунков, схем, таблиц;
соблюдать правила поведения в
кабинете биологии.
Предметные результаты
обучения
Метапредметные
результаты обучения
Личностные
результаты обучения 35
35
недел
я
Природные сообщества. Цепи
питания.
1
Учащиеся должны знать:
суть понятий и терминов: среда
обитания, факторы среды, факторы
неживой природы, факторы живой
природы, пищевые цепи, пищевые
сетки, природные сообщества,
экосистема;
как тот и иной фактор среды
может влиять на живые организмы;
характер взаимосвязей между
живыми организмами в природном
сообществе;
структуру природного
сообщества.
Учащиеся должны уметь:
организовывать свою
учебную деятельность;
планировать свою
деятельность под
руководством учителя
(родителей);
составлять план работы;
участвовать в групповой
работе;
работать с текстом
параграфа
формирование
ответственного
отношения к обучению;
развитие навыков
обучения;
формирование и
доброжелательные
отношения к мнению
другого человека;
осознание ценности
здоровья и безопасного
образа жизни. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения предмета биологии учащиеся 6 класса должны:
Знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов, экосистем, биосферы, растений,
животных своего региона;
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии: ткань, орган, система органов, побег, двудольные и
однодольные растения, пищеварение, природное сообщество, экосистема, цепи питания,
раздражимость, рефлекс, размножение, гамета, оплодотворение, зигота, опыление,
самоопыление, споры, репродуктивные органы, среда обитания, экология, экологические
факторы, фотосинтез;
сущность биологических процессов: питание, дыхание, обмен веществ и превращение
энергии, индивидуальное развитие, размножение, выделение, транспорт веществ, рост и
развитие, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.
Уметь:
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние
собственных поступков на живые организмы в экосистемах.
Доказывать, что клетка – элементарная частица живого
Выделять особенности ядра
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и
животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические
объекты;
Называть:
признаки живых организмов, их значение;
царства живой природы;
органы цветкового растений: типы корневых систем, органы вегетативного размножения
растений, органы, участвующие в обмене веществ у растений;
роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений;
роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян;
условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; органы
пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках;
органы, участвующие в обмене веществ у животных
особенности строения и функции многоклеточного организма;
особенности строения пищеварительных систем животных;
роль движения;
способы передвижения животных;
структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом;
типы тканей растений; функции тканей растений;
типы тканей; функции тканей животных;
три группы организмов в экосистеме;
виды экологических факторов;
значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных;
значение полового размножения; органы полового размножения растений; органы
полового размножения животных; женские и мужские половые клетки;
виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных;
органы выделения растений; органы выделения различных животных и узнавать их на
таблицах;
органы и системы органов животных; функции органов и систем; органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной
системы; состав крови, её функции; типы кровеносных систем;
органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; роль
эндокринных желёз в регуляции жизнедеятельности позвоночных;
системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у
животных; принцип работы нервной системы; типы нервных систем у животных;
системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у
животных; принцип работы нервной системы; типы нервных систем у животных;
этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных.
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника и
других источниках информацию:
об органах и системах органов животных; о выделении у растений и животных; о
признаках живых организмов; о неорганических веществах, их роли в жизнедеятельности
клетки.
Объяснять: взаимосвязь организмов и окружающей среды; значение воздушного питания в жизни
растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле; преимущества полового размножения по
сравнению с бесполым.
Описывать:
многообразие соцветий; строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунка;
строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений
(двойное оплодотворение); сущность бесполого размножения; сущность биологических
процессов: питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, индивидуальное развитие,
размножение, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, регуляция жизнедеятельности
организма, раздражимость..
Приводить примеры:
взаимосвязей живых организмов;
животных с различными типами скелетов, с разным типом постэмбрионального развития,
с разными способами передвижения, с разными типами кровеносных систем, с разными
типами нервной системы;
организмов, для которых характерно бесполое отношение;
природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов;
травоядных, хищных животных, трупоедов, симбионтов, паразитов;
факторов неживой природы, их влияние на живые организмы, приспособлений организмов
к действию экологических факторов.
Характеризовать особенности:
дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных; дыхания у растений; роль органов
растений в процессе дыхания; обмена веществ у животных; обмена веществ у растений;
переноса воды, минеральных веществ в растениях; переноса органических веществ в
растениях; процесса выделения у растений и животных; транспорта веществ у животных;
роль листа в процессе фотосинтеза.
Различать:
Распознавать и описывать:
типы тканей животных; типы тканей растений; неорганические и органические вещества
клетки.
на таблицах органы движения животных.
на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы
на таблицах основные отделы и органы нервной системы.
на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов.
органы цветкового растения.
основные части и органоиды клетки животных.
основные части и органоиды клетки растений.
стадии деления клетки на таблицах части внутреннего скелета. Средства контроля
Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Строение и свойства живых
организмов», «Выделение. Опорные системы», «Жизнедеятельность организма». Входной,
Промежуточный и итоговый контроли.
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие
самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Перечень литературы и учебнометодические средства обучения.
Основная литература:
1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н.И Сонин,
В.И. Сонина. – М. : Дрофа, 2013.
2. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы к учебнику Н.И. Сонина / Автор
составитель М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005.
3. Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к
учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. М.: Дрофа, 2005 06 гг.;
Дополнительная литература:
1. Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам / авт.сост. М. В.
Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. 97с.
1. Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ»,
2.
Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. 192с.
Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» М.:
Дрофа, 2006 218с.;
И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм.
6 класс». М.: Дрофа, 2006;
MULTIMEDIA – поддержка курса:
3.
Интернет – ресурсы:
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
CDдиски:
Биология. 69 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2009
Биология. 611 класс. Лабораторный практикум. – Республиканский мультимедиа
центр, 2009 Тестовая работа по теме: «Ткани растений и животных».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вариант 1.
Выберите один верный ответ.
1. Ткань – это:
а) группа клеток, сходных по строению, происхождению и функциям;
б) группа рядом расположенных клеток;
в) совокупность межклеточного вещества;
г) группа клеток, отличающихся по строению, но выполняющих сходные функции.
2. Покровная ткань:
а) обеспечивает передвижение веществ;
б) защищает растение от повреждений;
в) служит местом образования новых веществ;
г) придает растениям прочность и упругость.
3. У растения виноград есть:
а) соединительная ткань
б) мышечная ткань
в) покровная ткань
г) эпителиальная ткань.
4. Сильно вытянутые клетки растений входят в состав:
а) соединительной ткани
б) покровной ткани
в) проводящей ткани
г) основной ткани.
5. У растения дыня есть:
а) эпителиальная ткань
б) основная ткань
в) соединительная ткань
г) мышечная ткань.
6. У растений мякоть листа и плодов состоит из:
а) образовательной ткани
б) основной ткани
в) покровной ткани
г) механической ткани.
7. Наружный слой клеток животного состоит в основном из:
а) соединительной ткани
б) эпителиальной ткани
в) мышечной ткани
г) покровной ткани.
8. Наличие большого количества плотного межклеточного вещества – особенность:
а) костной ткани
б) эпителиальной ткани
в) нервной ткани
г) мышечной ткани.
9. Нервная ткань:
а) образует покровы тела, железы; выстилает внутренние органы;
б) образует жидкую внутреннюю среду организма;
в) образует скелетные мышцы;
г) обеспечивает быструю связь между различными органами, составляет основную массу
спинного и головного мозга.
10. У обыкновенной амёбы: а) есть образовательная ткань;
б) есть покровная ткань;
в) есть соединительная ткань;
г) нет тканей. Тестовая работа по теме: «Ткани растений и животных».
Вариант 2.
Выберите один верный ответ.
1. Группа клеток, сходных по строению, размерам и выполняемым функциям – это:
а) орган
б) система органов
в) организм
г) ткань.
2. Рост растения обеспечивает деление клеток:
а) образовательной ткани
б) механической ткани
в) проводящей ткани
г) покровной ткани.
3. Кожица, которой покрыто яблоко, состоит из:
а) образовательной ткани
б) основной ткани
в) покровной ткани
г) проводящей ткани.
4. Каменистые клетки скорлупы грецкого ореха, содержащиеся в его механической
ткани, обеспечивают ей:
а) легкость
б) прочность
г) прозрачность.
в) мягкость
5. Скорлупа косточки абрикоса состоит из:
а) образовательной ткани
б) покровной ткани
в) проводящей ткани
г) механической ткани.
6. Фотосинтез у картофеля происходит в основном:
а) в образовательной ткани
б) в основной ткани
в) в покровной ткани
г) в механической ткани.
7. Сочную мякоть яблока в основном образует:
а) покровная ткань
б) соединительная ткань
в) основная ткань
г) механическая ткань.
8. Тканей нет:
а) у майского жука
б) у бактерии, вызывающей дизентерию
в) у лягушки
г) у можжевельника.
9. К соединительной ткани не относится:
а) жировая ткань
б) кровь
в) костная ткань
г) мышечная ткань.
10. Нервная ткань:
а) образует скелетные мышцы;
б) образует покровы тела, железы, выстилает полости внутренних органов;
в) образует жидкую водную среду организма;
г) обеспечивает быструю связь между различными частями организма. Тестовая работа по теме: «Ткани растений и животных».
Выберите один верный ответ.
1. У растения подсолнечник есть:
а) образовательная ткань
б) мышечная ткань
Вариант 3.
в) соединительная ткань
г) эпителиальная ткань.
2. У растений кожицу листа образует ткань:
а) основная
б) образовательная
в) покровная
г) механическая.
3. Косточка вишни состоит из:
а) соединительной ткани
б) покровной ткани
4. Мертвых клеток много:
а) в основной ткани
б) в проводящей ткани;
в) основной ткани
г) механической ткани.
в) в мышечной ткани
г) в образовательной ткани.
5. Функция эпителиальной ткани:
а) защищает организм от проникновения микробов и ядовитых веществ, от механических
повреждений;
б) обеспечивает движение тела в пространстве;
в) служит для отложения питательных веществ;
г) обеспечивает связь между органами.
6. Тканей нет:
а) у одноклеточной водоросли хламидомонады;
б) у тростника;
в) у яблони;
г) у белкилетяги.
7. Из основной ткани состоит:
а) древесина ели
б) цитоплазма амёбы
в) зародыш дуба
г) мякоть сливы.
8. Главная роль основной ткани листьев растений заключается:
а) в защите
б) в опоре
в) в образовании органических веществ;
г) в проведении веществ.
9. Большую часть массы сердца составляет:
а) покровная ткань
б) мышечная ткань
в) проводящая ткань
г) механическая ткань.
10. Нервная ткань:
а) защищает от механических повреждений;
б) осуществляет регуляцию процессов жизнедеятельности;
в) накапливает питательные вещества; г) обеспечивает передвижение веществ в организме. Тестовая работа по теме: «Ткани растений и животных».
Вариант 4.
Выберите один верный ответ.
1. У растений из образовательной ткани почти целиком состоит:
а) лист
б) корень
в) зародыш
г) стебель
2. Покровная ткань образована:
а) только мёртвыми клетками;
б) только живыми клетками;
в) как мёртвыми, так и живыми клетками;
г) не имеет клеточного строения.
3. Кожица листа гороха состоит из:
а) покровной ткани
б) соединительной ткани
в) механической ткани
г) основной ткани.
4. Механическая ткань в растении:
а) обеспечивает передвижение веществ;
б) придаёт ему прочность и упругость;
в) защищает его от повреждений;
г) обеспечивает его рост.
5. Главная функция основной ткани:
а) защита от повреждений;
б) передвижение веществ;
в) обеспечение роста растения;
г) образование питательных веществ.
6. У вируса гриппа:
а) есть механическая ткань;
б) есть покровная ткань;
в) нет тканей;
г) есть образовательная ткань.
7. Функция эпителиальной ткани:
а) регуляция процессов жизнедеятельности;
б) отложение запаса питательных веществ;
в) защита организма от механических повреждений;
г) передвижение веществ в организме.
8. Межклеточное вещество хорошо развито:
а) в эпителиальной ткани
б) в соединительной ткани
в) в нервной ткани
г) в мышечной ткани.
9. Свойства мышечной ткани:
а) только сократимость
б) проведение возбуждения
в) только возбудимость
г) возбудимость и сократимость. 10. Свойства нервной ткани:
а) возбудимость и сократимость
б) возбудимость и проводимость
в) только возбудимость
г) только проводимость.
Проверочная работа по теме «Дыхание живых организмов»
(биология 6 класс)
I. Выберите один верный ответ.
1.Какой газ поглощается при дыхании? А) кислород; Б) водород; В) углекислый; Г)
сероводород.
2. Какой газ выделяется при фотосинтезе? А) сероводород; Б) углекислый; В) водород; Г)
кислород.
3. В результате, какого процесса освобождается энергия для организма?
А) питания; Б) дыхания; В) фотосинтез; Г) движение.
4. Устьица находятся на: А) листьях; Б) стебле; В) корнях; Г) почках.
5. Что происходит в листьях растений ночью: А) фотосинтез; Б) дыхание; В) фотосинтез и
дыхание
6. Кожное дыхание имеется у: А) рыбы, Б) жука, В) плоских червей, Г) жабы
7. Всей поверхностью тела дышит: А) медуза, Б) пчела, В) окунь, Г) амеба
8. Клеточное дыхание имеется у: А) инфузории, Б) дождевого червя, В) гидры.
9. Трахеи – орган дыхания у: А) рыбы, Б) головастика жабы В) жука Г) лягушки
10. Лёгкие и воздушные мешки у: А) рыбы, Б) воробья В) жука Г) лягушки б) эпителиальной ткани в) мышечной ткани г) покровной ткани.
Промежуточный контроль. 6 класс 1 вариант
1.При митозе делится:
а) ядро, а потом цитоплазма б) ядро в) цитоплазма, а потом яд г) одновременно ядро и цитоплазма
2. Сходство дочерних клеток с материнской обеспечивают (ет):
а) рибосомы б) хромосомы в) митохондрии г) цитоплазма
3. В результате митоза из ядра с 8 хромосомами образуются ядра:
а) с 4 хромосомами б) с 6 хромосомами в) с 8 хромосомами г) с 16 хромосомами
4. Митоза не бывает в клетках: а) орла б) бактерии в) бабочки г) мха
5. Если в результате мейоза получилось ядро с 10 хромосомами, значит, в исходном ядре было:
а) 10 хроматид б) 20 хроматид в) 40 хроматид г) 80 хроматид
6. Если в результате мейоза получилось ядро с 8 хромосомами, значит, в исходном ядре было:
а) 4 хромосомы б) 8 хромосом в) 16 хромосом г) 32 хромосомы
7. Ткань – это: а) группа клеток, сходных по строению, происхождению и функциям;
б) группа рядом расположенных клеток; в) совокупность межклеточного вещества;
г) группа клеток, отличающихся по строению, но выполняющих сходные функции.
8. Покровная ткань: а) обеспечивает передвижение веществ; б) защищает растение от повреждений;
в) служит местом образования новых веществ; г) придает растениям прочность и упругость.
9. У растения виноград есть: а) соединительная ткань б) мышечная ткань в) покровная ткань г)
эпителиальная
10. У растений мякоть листа и плодов состоит из:
а) образовательной ткани б) основной ткани в) покровной ткани г) механической ткани.
11. Наружный слой клеток животного состоит в основном из:
а) соединительной ткани
12. Нервная ткань: а) образует покровы тела, железы; выстилает внутренние органы;
б) образует жидкую внутреннюю среду организма; в) образует скелетные мышцы;
г) обеспечивает быструю связь между различными органами, составляет основную массу спинного и
головного мозга.
13. Система органов, к которой относится щитовидная железа:
а) эндокринная б) пищеварительная в) нервная г) выделительная
14. У растений рост новых корней зависит от:
а) рефлекса б) ростовых веществ в) передача нервного импульса г) гипофиза
15. Сложное поведение лососёвых, идущих на нерест, обусловлено:
а) условными рефлексами б) инстинктом в) раздражимостью г) только возбудимостью
16. Гормон, влияющий на рост животного, выделяется:
а) щитовидной железой б) надпочечниками в) гипофизом г) печенью
17.К органам пищеварительной системы рыбы относится ( ятся):
а) хвостовой плавник б) жабры в) ротовая полость г) почки
18. Дыхательная система насекомого представлена:
а) лёгкими б) жабрами в) трахеями г) кишечником
19. В организм речного окуня кислород поступает:
а) из лёгких в кровь б) из крови в мышцы в) из крови в жабры г) из кишечника в кровь
20. В организме животного дышат:
а) только клетки стенок лёгких б) только клетки печени в) все клетки организма г) только клетки
крови
21.Поступление во все органы животного питательных веществ обеспечивает система:
а) опорнодвигательная б) пищеварительная в) эндокринная г) кровеносная
22.У рыбы кровеносная система состоит из:
а) трёхкамерного сердце б) двухкамерного сердца и сосудов в) только из сосудов г) из лёгких
23. Кровеносная система не:
а) переносит питательные вещества и газы б) переносит гормоны в) защищает от инфекций г)
передаёт нервные импульсы
24. К пищеварительной системе птицы относится: а) спинной мозг б) тонкая кишка в) перо г)
лёгкое
25. В дыхательную систему птицы входят ( ит ): а) жабры б) лёгкие в) сердце г) почки 26. Основную часть мозга позвоночного животного составляет:
а) соединительная ткань б) покровная ткань в) мышечная ткань г) нервная ткань
27. Гормоны поступают: а) из эндокринной системы в дыхательную б) из пищеварительной в
дыхательную в) из эндокринной в кровь г) из дыхательной в пищеварительную
28. У позвоночных животных работой различных органов управляет ( ют) системы:
а) нервная и эндокринная б) только нервная в) пищеварительная г) выделительная
29. Из почки может развиваться: а) корень б) лист в) пестик г) побег
30. Главные части цветка: а) чашечка б) венчик в) семязачаток г) пестик и тычинки
31. Пестик состоит из: а) тычиночных нитей б) завязи, столбика и рыльца в) чашелистиков г)
семязачатка
32. помощью трахей дышит: а) гидра б) кобра в) акула г) стрекоза
33. При дыхании поглощается: а) кислород б) углекислый газ в) азот г) хлор
34. В результате дыхания клетки получаются: а) энергию б строительный материал в ) и то и другое
г) ни того ни другого
35. Не дышит: а) кролик б) сосна в) вирус г) белый гриб Промежуточный контроль. 6 класс 2 вариант
1. Митоза не бывает : а) у травяной лягушки б) у картофеля в) у сосны г) у бактерии, вызывающей
брюшной тиф
2. В мейоз может вступать ядро: а) с 14 хромосомами б) с 21 хромосомами в) с 25 хромосомами г)
с 35 хромосомами
3. Митоз, мейоз, оплодотворение происходят:
а) у бактерий б) у вирусов в) у растений, грибов, животных г) у грибов и бактерий
4. В результате мейоза образуются ядра с набором хромосом: а) двойным б) одинарным
в) таким же, как после слияния половых клеток г) таким же, как с материнской клетке
5. В результате мейоза получилось ядро с 6 хромосомами. И исходном ядре было:
а) 36 хроматид б) 24 хроматиды в) 12хроматид г) 6 хроматид
6. Перед митозом число: А) хромосом удваивается б)хроматид не изменяется в) хроматид
удваивается
г) хромосом не изменяется
7. Группа клеток, сходных по строению, размерам и выполняемым функциям – это:
а) орган
8. Рост растения обеспечивает деление клеток: а) образовательной ткани
механической ткани
9. Кожица, которой покрыто яблоко, состоит из: а) образовательной ткани
б) система органов в) организм г) ткань.
в) проводящей ткани г) покровной ткани.
б) основной ткани
б)
в) покровной ткани
г) проводящей ткани.
б) прочность
в) мягкость
г) прозрачность.
в) в покровной ткани г) в механической ткани.
10. Каменистые клетки скорлупы грецкого ореха, содержащиеся в его механической ткани,
обеспечивают ей:
а) легкость
12. Фотосинтез у картофеля происходит в основном: а) в образовательной ткани
ткани
13. Тканей нет: а) у майского жука б) у бактерии, вызывающей дизентерию в) у лягушки г) у
можжевельника.
14. К соединительной ткани не относится: а) жировая ткань б) кровь в) костная ткань г) мышечная
ткань.
15. Нервная ткань: а) образует скелетные мышцы; б) образует покровы тела, железы, выстилает
полости внутренних органов; в) образует жидкую водную среду организма; г) обеспечивает быструю
связь между различными частями организма.
16. Нервных клеток нет: а) у лягушки б) у двустворчатого моллюска беззубки в) инфузории –
туфельки
17. В основе химической регуляции работы организма лежит действие:
б) в основной
а) нервных клеток б) рефлексов в) мышц г) гормонов
18. Примитивная сетчатая нервная система: а) у птиц б) у насекомых в) у кишечнополостных
г)у кольчатых
19. Кора головного мозга образована: а) сотнями клеток б) тысячами клеток в) миллионами клеток
г) миллиардами клеток
20. В организме слона гормоны выделяются: а) в кровь б) в кишечник в) в лёгкие г) в
почки
21. Гормоны вырабатываются: а) в сердце б) в лёгких в) в гипофизе г) в мышцах
22.К органам пищеварительной системы рыбы относится ( ятся): а) хвостовой плавник б) жабры
в) ротовая полость г) почки
23. Дыхательная система насекомого представлена: а) лёгкими б) жабрами в) трахеями г)
кишечником
24. В организм речного окуня кислород поступает: а) из лёгких в кровь в) из крови в жабры
б) из крови в мышцы г) из кишечника в кровь
25. С помощью кровеносной системы в организме ежа осуществляется перенос:
а) хлорофилла б) нервных клеток в) непереваренной пищи г) углекислого газа
26. Гормоны доставляет к органам: а) нервная система б) кровь в) дыхательная система г)
пищеварительная сист
27. Поступление во все органы животного питательных веществ обеспечивает система: а) опорнодвигательная б) пищеварительная в) эндокринная г) кровеносная
29.У рыбы кровеносная система состоит из: а) трёхкамерное сердце в) только из
сосудов
б) двухкамерного сердца и сосудов г) из лёгких
30. Из кишечника питательные вещества поступают:
а) в лёгкие б) в почки в) в кровь г) в сердечную мышцу
31. С помощью кровеносной системы в организме животного осуществляется перенос:
а) кислорода б) веществ, которые нужно удалить из организма
в) питательных веществ г) всего вышеперечисленного
32) У позвоночных животных работой различных органов управляет ( ют) системы:
а) нервная и эндокринная б) только нервная в) пищеварительная г) выделительная
33. Побег – это: а) корень и стебель б) верхушка стебля в) стебель с листьями и почками г) часть
листа
34.Не дышат: а) растения б) вирусы в) грибы г) животные
35.Газообмен у цветковых растений происходит:
а) через всю поверхность растения в) только через устьица
б) только через чечевички г) через устьиц а и чечевички
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.