Программа по учебному предмету "Биология" 6 классов разработана на основе Примерной программы по биологии, а также программы по биологии для 5–9 классов, авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Планируемые результаты изучения курса биологии в 6 классе разнесены по темам уроков.
рп6.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей № 8»
ул. Крупской, 10 В, г. Красноярск, 660062, тел.(8391)2178026,
Email:lyc8@mail.ru
ОГРН 1022402148438, ОКПО 56904334, ИНН\КПП 2463024482\246301001
Рассмотрено
на заседании кафедры____
«___» ___________ 2018г
Заведующий кафедрой
_________/___________/
Согласовано с зам.директора
по УВР
_________/____________/
«___» ________ 2018г
Утверждаю
Директор МБОУ Лицея №8
________ Е.И.Богуславская
Приказ № __________
от «__» __________2018 г.
Рабочая учебная программа по
биологии
для 6х классов
Программу составила Доценко Юлия Владимировна
Г. Красноярск 2018 год
Структура программы
1. Пояснительная записка
Программа по учебному предмету "Биология" разработана в соответствии с «Положением о
рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении «Лицей №8».
Программа по учебному предмету "Биология" 59 классов разработана на основе Примерной
программы по биологии для 5–9 классов, авторы:
В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш
соответствует положениям Федерального
программы по биологии, а также
Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко
Р.Д., Драгомилов А.Г.,
государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Сухова Т.С.
и др.
и
Базовый учебник: Предметная линия учебников издательства Вентана Граф 59 классы. Авторы
Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко., Пономарёва И.Н., рекомендовано Министерством образования и
науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.
2. Общая характеристика курса
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного
общего образования МБОУ «Лицей № 8», учебным планом лицея. Курсу биологии на ступени основного
общего образования предшествует курс «Окружающий мир».
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих
биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса
биологии в основной школе представляет собой
в системе непрерывного
биологического образования и
профильной
дифференциации.
базовое
для последующей уровневой
является основой
звено
3. Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5го по 9й класс. Количество часов,
отведенных на изучение биологии в 6 классе, составляет 1 час в неделю, 35 часов в год.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».
Личностные результаты обучения биологии:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности
глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и
образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Раздел
Содержание
Тема 1. Наука о
растениях
ботаника
Тема 2. Органы
растений
и
живой
Внешнее
органы
Царства
природы.
строение,
растений.
Вегетативные
генеративные
органы.
Места
обитания растений.
Семенные
и
споровые растения.
Наука о растениях –
ботаника.
Жизненные формы
растений.
Связь
жизненных форм со
средой обитания.
Клеточное строение
растений. Строение,
жизнедеятельность
клетки.
Растительные ткани
и их особенности.
Растение
как
целостный организм.
Семя
как
орган размножения
растений. Строение
семени Двудольных
и
Однодольных
растений.
Прорастание семян.
Условия
Количество
часов
4
8
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Учащиеся должны
знать:
основные признаки
живой природы;
основные признаки
царства Растения;
основные органоиды
клетки;
особенности
растительных тканей;
жизненные
формы
растений.
Учащиеся должны
уметь:
объяснять значение
биологических знаний
в повседневной жизни;
характеризовать
методы
биологических
исследований;
работать с лупой и
световым
микроскопом;
узнавать на таблицах
и микропрепаратах
основные органоиды
растительной клетки;
узнавать на таблицах
и микропрепаратах
ткани растений;
соблюдать правила
поведения и работы с
и
приборами
инструментами
в
кабинете биологии.
Учащиеся должны
знать:
особенности строения
вегетативных органов
цветкового растения;
особенности строения
цветка
как
генеративного органа;
проводить
простейшие
наблюдения,
измерения, опыты;
ставить учебную
задачу под
руководством
учителя;
систематизировать и
обобщать разумные
виды информации;
составлять план
выполнения учебной
задачи.
проводить
простейшие
наблюдения,
измерения, опыты;
ставить
задачу
руководством
учителя;
систематизировать и
учебную
под прорастания семян.
Типы
корневых
систем.
Строение
корня. Рост корня,
геотропизм.
Видоизменения
корней.
Значение
корней в природе.
Побег как сложная
система,
строение
Строение
побега.
почек.
Развитие
побега из почек.
Внешнее
и
внутреннее строение
листа.
Видоизменения
листьев.
Значение
листьев и листопада.
Внешнее строение
стебля.
Типы
стеблей. Внутреннее
стебля.
строение
Функции
стебля,
видоизменения
стебля. Цветок как
видоизменённый
побег. Строение и
роль цветка в жизни
растения. Соцветия,
их
разнообразие.
Опыление
как
условие
оплодотворения.
Строение
и
разнообразие плодов.
Значение
и
распространение
плодов.
и
обобщать разные
виды информации;
составлять
план
выполнения учебной
задачи, соотносить
свои действия с
поставленной
задачей
осуществлять
коррекцию;
организовывать
учебное
сотрудничество со
сверстниками
и
учителем в ходе
осуществления
групповой и парной
деятельности;
использовать
речевые средства
для
изложения
своей точки зрения,
аргументации,
сравнивания
и
обобщения учебного
материала;
работать
электронными
ресурсами, в том
числе,
ресурсами
Интернет.
с
строение, роль семян
в жизни растений,
из
условия
прорастания
и
распространения;
видоизменения
генеративных органов,
их значение в жизни
растений;
использование
человеком знаний о
строении и развитии
растений
в
хозяйственной
деятельности;
Учащиеся должны
уметь:
органов
и
типы
объяснять значение
биологических знаний
в повседневной жизни;
характеризовать
функции
растений;
стадии
описывать
развития
органов
растений и всего
растения;
называть
отличительные
признаки растений
класса Двудольные и
класса Однодольные;
различать
определять
корневых систем;
определять
типы
почек на рисунках и
натуральных
объектах;
сравнивать
побеги
разных растений и
находить их отличия;
устанавливать
взаимосвязь функций
частей цветка и
поведения животных в
период опыления;
строение
изучать
различных органов
растений и оформлять
наблюдения в виде
схем,
рисунков,
таблиц; объяснять
особенности роста
органов растения;
устанавливать
взаимосвязь между
строением органа и
его функциями;
систематизировать
знания по теме;
оценивать
результаты
достижения.
Учащиеся должны
знать:
свои
и
фотосинтеза;
роль дыхания и
фотосинтеза в жизни
растений;
особенности разных
типов размножения;
особенности двойного
оплодотворения у
цветковых растений;
роль биологических
в
знаний
практической
деятельности
человека.
Учащиеся должны
уметь:
объяснять
роль
почвенного питания
в жизни растения,
роль
корневых
волосков;
сравнивать
и
различать значение
минеральных
и
органических
удобрений;
характеризовать
условия,
необходимые для
воздушного питания
растений, объяснять
роль зелёных листьев
в фотосинтезе;
проводить
простейшие
наблюдения,
измерения, опыты;
особенности
ставить
и
минерального
воздушного питания
задачу
растений;
руководством
учителя;
отличие дыхания от
учебную
под
систематизировать и
обобщать разные
виды информации;
план
составлять
организовывать
выполнения
учебной
задачи,
соотносить свои
действия
с
поставленной
задачей
осуществлять
коррекцию;
и
учебное
сотрудничество со
сверстниками и
учителем в ходе
осуществления
групповой и парной
деятельности;
речевые средства
для
изложения
своей точки зрения,
аргументации,
сравнивания
обобщения
учебного
материала;
и
с
электронными
ресурсами, в том
числе,
ресурсами
Интернет.
использовать
работать
Тема 3. Основные
процессы
жизнедеятельности
растений
6
Минеральное
питание растений.
Вода
как
необходимое
условие почвенного
питания.
Функции
корневых волосков.
Удобрения и их роль
в жизни растения.
Растения
как
автотрофы.
Фотосинтез:
значение,
условия.
Дыхание растений.
Обмен веществ как
важнейший признак
жизни. Размножение
растений
как
необходимое
жизни.
свойство
Типы размножения.
Двойное
оплодотворение у
цветковых.
Достижения
Навашина.
Особенности
вегетативного
его
размножения,
роль в природе и
использование
человеком
хозяйственной
деятельности.
Зависимость
процессов роста и
развития растений от
С.Г.
в условий окружающей
среды. Суточные и
сезонные ритмы.
Тема
4.
Многообразие и
развитие
растительного
мира
11
Систематика
растений,
происхождение
названия растений.
Классификация
растений, вид как
единица
классификации.
Водоросли,
характеристика,
разнообразие,
значение в природе,
использование
человеком.
общая
обосновывать
космическую роль
зелёных растений;
устанавливать
взаимосвязь
процессов питания и
дыхания растений с
окружающей средой;
характеризовать
обмен веществ как
важный
признак
жизни;
объяснять
биологическую роль
размножения в жизни
растений;
сравнивать
разные
виды размножения;
сравнивать различные
способы и приёмы
работы в процессе
вегетативного
размножения;
применять знания о
способах
вегетативного
размножения
в
практических целях;
проводить
черенкование
комнатных растений;
характеризовать
этапы
индивидуального
развития растения;
соблюдать правила
работы в кабинете
биологии.
Учащиеся должны
знать:
значение систематики
в изучении растений;
классификацию
растений;
общую
характеристику
водорослей
низших
растений;
как
споровых
особенности
Моховидных как
высших споровых
растений,
их
проводить
простейшие
наблюдения,
измерения, опыты;
ставить учебную
задачу
под
руководством
учителя;
систематизировать
и обобщать разные
виды информации;
составлять план
выполнения
учебной
задачи,
соотносить свои
действия
с
поставленной и
Моховидные:
характерные черты
строения,
размножение,
значение в природе и
в жизни человека.
Характерные черты
высших споровых
растений.
Чередование
полового
бесполого
размножения. Общая
характеристика
отделов
Папоротниковидные,
Плауновидные,
Хвощевидные.
этих
Значение
растений в природе и
жизни
человека.
Общая
характеристика
Голосеменных
растений, расселение
их по Земле.
Появление семени
как свидетельство
высокого
более
уровня
развития
голосеменных по
сравнению
со
споровыми.
Хвойные.
Голосеменные
на
территории России,
значение в природе и
жизни
человека.
Особенности
строения,
размножения
развития
Покрытосеменных
растений, их более
уровень
высокий
развития
по
сравнению
с
голосеменными.
и
и
задачей
осуществлять
коррекцию;
осуществлять
исследовательскую
и
проектную
деятельность,
включая умения
видеть проблему,
задавать вопросы,
давать
определения
понятиям,
классифицировать,
наблюдать, делать
выводы;
организовывать
учебное
сотрудничество со
сверстниками и
учителем в ходе
осуществления
групповой
парной
деятельности;
использовать
речевые средства
изложения
для
своей
точки
зрения,
аргументации,
сравнивания
обобщения
учебного
материала;
работать
электронными
ресурсами, в том
числе,
ресурсами
Интернет.
и
и
с
значение в природе и
жизни человека;
характерные черты
отделов
Папоротниковидные,
Плауновидные,
Хвощевидные;
общую
и
характеристику
Голосеменных
Покрытосеменных
растений,
их
приспособленность к
среде обитания;
значение образования
семени;
отличительные
особенности классов
и
Однодольные
Двудольные
и
семейств,
относящихся к этим
классам;
развития
растительного мира,
происхождение
и
расселение
культурных
растений;
историю
заслуги Н.И. Вавилова
в изучении эволюции
культурных
растений.
Учащиеся должны
уметь:
систематизировать
растения по группам,
характеризовать
единицу систематики
вид;
осваивать
приёмы
с
работы
определителями
растений;
выделять и описывать
существенные
признаки
водорослей;
сравнивать водоросли
наземными
и
общие
с
растениями
находить
признаки;
сравнивать Приспособленность
покрытосеменных к
условиям
окружающей среды,
разнообразие
жизненных форм
покрытосеменных.
Класс Двудольные и
класс Однодольные.
Охрана редких и
исчезающих видов.
Отличительные
признаки растений
семейств классов
Двудольные
и
Однодольные.
Значение в природе,
использование
человеком.
Понятие об
эволюции живого
мира,
история
развития
растительного мира.
Характерные черты
приспособленности к
наземному образу
жизни. Н.И. Вавилов
о
результатах
эволюции растений,
направляемой
человеком. История
происхождения
культурных
растений,
искусственного
отбора и селекции.
Расселение растений.
Сорные растения, их
значение.
Центры
происхождения
культурных
растений, история их
расселения
по
земному шару.
значение
распознавать
представителей
различных
растений,
выводы;
групп
делать
на
в
рисунках,
гербариях
представителей
различных отделов
растений;
характеризовать
признаки
принадлежности
растений
определённым
отделам,
семействам;
устанавливать
к
классам,
взаимосвязь между
особенностями
строения
размножения
растений
условиями
окружающей среды;
и
и
проводить
простейшие
исследования
фиксировать
результаты;
прогнозировать
и
последствия
нерациональной
деятельности
человека для жизни
растений;
применять приёмы
с
работы
определителями
растений;
выделять и сравнивать
существенные
признаки
растений;
групп
объяснять сущность
понятия эволюции
растений;
называть
отличительные
признаки культурных
растений
от
дикорастущих;
характеризовать
значение растений в
жизни человека; Тема 5. Природные
сообщества
Понятие
о
5
и
природном
сообществе
(биогеоценозе,
экосистеме).
В.Н.
Сукачёв о структуре
природного
сообщества
функциональном
живых
участии
организмов в нём.
Роль растений в
природных
сообществах.
Ярусное строение
природного
сообщества, условия
обитания растений в
биогеоценозе.
Понятие о смене
природных
сообществ, причины
внутренние
и
внешние.
Естественные
культурные
природные
их
сообщества,
особенности и роль в
биосфере.
Необходимость
мероприятий
по
охране природных
сообществ.
и
и
учебную
под
проводить
простейшие
наблюдения,
измерения, опыты;
ставить
задачу
руководством
учителя;
систематизировать и
обобщать разные
виды информации;
составлять
план
выполнения учебной
задачи, соотносить
свои действия с
поставленной
задачей
осуществлять
коррекцию;
организовывать
учебное
сотрудничество со
сверстниками
и
учителем в ходе
осуществления
групповой и парной
деятельности
во
время экскурсии;
использовать
речевые средства
для
изложения
своей точки зрения,
аргументации,
сравнивания
и
обобщения учебного
материала;
работать
электронными
ресурсами, в том
числе,
ресурсами
Интернет.
с
соблюдать правила
работы в кабинете
биологии.
Учащиеся должны
знать:
характерные признаки
биогеоценоза,
экосистемы;
о
круговороте
веществ и потоке
энергии как главном
условии
существования
природного
сообщества;
о роли
зелёных
растений в природных
сообществах;
о
расположении
растений
сообществах
значении
явления;
о смене природных
сообществ и её
причинах;
особенности
культурных
природных
сообществ;
Учащиеся должны
уметь:
в
и
этого
ярусном
и
объяснять сущность
понятия природное
сообщество;
устанавливать
взаимосвязь
структурных звеньев
природного
сообщества;
характеризовать
влияние абиотических
факторов
на
формирование
природного
сообщества;
наблюдать природные
явления, фиксировать
результаты
наблюдения,
выводы;
делать черты
к
в
причины
систематизировать и
обобщать знания о
многообразии живого
мира;
называть
приспособления
растения
существованию
условиях яруса;
объяснять
целесообразность
ярусности;
называть
появления
разнообразия живых
организмов в ходе
эволюции;
приводить примеры
смены природных
сообществ;
объяснять причины
неустойчивости
культурных
сообществ
агроценозов;
аргументировать
необходимость
бережного отношения
к
природным
сообществам.
–
Резерв
1
5. Тематическое планирование
ТЕМА
Часы Сроки изучения
Практическая часть
1
8
сентябрь
Сентябрь
октябрь
Л\р № 1,2
11
Ноябрьянварь
Л\р № 3,4
Февраль март
Апрельмай
Май
8
6
1
35
Л\р 4
Резерв
ИТОГО 6. Перечень лабораторных работ
№ Тема
2. Биология – наука о живом мире
1
2
3
Увеличительные приборы Л\р №1 «Изучение строения увеличительных приборов»
Строение клетки. Ткани. Л\р№2 «Знакомство с клетками растений»
3. Многообразие живых организмов
Растения. Л\р №3 «Знакомство с внешним строением растений»
4 Животные. Л\р №4 « Наблюдение за передвижением животных»
ИТОГО 4
Дата
План Факт
Кор
рекц
ия
7. Календарнотематическое планирование
№ Тема
Наука о растениях – ботаника (4часа)
1.
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика
растений
2. Многообразие жизненных форм растений.
Вводный контроль
3.
4.
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.
Ткани растений.
Органы растений (8ч)
5.
Семя, его строение и значение. Л. Р. № 1. «Строение семени фасоли».
6.
7.
Д. Стадии прорастания семени фасоли.
Условия прорастания семян
Корень, его строение и значение. Л.Р. № 2. «Строение корня
проростка».
Д. Геотропизм корней. 8.
Побег, его строение и развитие. Л.Р. № 3. «Строение вегетативных и
генеративных почек». Д. Развитие побега из почки.
9.
Лист, его строение и значение
10. Стебель, его строение и значение. Л.Р. № 4. «Внешнее строение
корневища, клубня, луковицы».
11. Цветок, его строение и значение
12. Плод. Разнообразие и значение плодов
Основные процессы жизнедеятельности растений (7ч)
13. Минеральное питание растений и значение воды
14. Воздушное питание растений фотосинтез
15. Контрольная работа №1
16. Дыхание и обмен веществ у растений
17. Размножение и оплодотворение у растений
18. Вегетативное размножение растений и его использование человеком.
Лабораторная работа №5 «Черенкование комнатных растений».
19. Рост и развитие растений
Многообразие и развитие растительного мира (11ч)
20. Систематика растений, её значение для ботаники
21. Водоросли, их разнообразие и значение в природе
22. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значении.
Лабораторная работа №6
моховидных растений»
«Изучение внешнего строения
23. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика
24. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.
25. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.
26. Семейства класса Двудольные
27. Семейства класса Однодольные
28. Историческое развитие растительного мира
29. Разнообразие и происхождение культурных растений
30. Дары Нового и Старого света
Природные сообщества (4ч)
31. Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме 32. Итоговая контрольная работа№2
33.
Совместная жизнь организмов в природном сообществе
34
35
Экскурсия №1 «Весенние явления в жизни экосистемы».
Резерв
ИТОГО 8. Критерии оценивания планируемых результатов.
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма
программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала,
при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных
вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи,
применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных
понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной
помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований
программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при
воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил
культуры устной речи.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Рабочая программа по биологии 6 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.