Рабочая программа по биологии. 6 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
6 кл
08.11.2018
Рабочая программа по биологии. 6 класс
Пояснительная записка Рабочая программа для курса биологии 6 класса разработана на основе нормативных документов: - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) - ФГОС ООО - Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.: Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 6 класс. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014. - Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014 г.)
БИОЛОГИЯ 6 2017-2018.docx
Рабочая программа для курса биологии 6 класса разработана на основе нормативных документов: ­ Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273­ФЗ) ­ ФГОС ООО ­ Рабочая программа реализуется по УМК  Пономарёвой И.Н.: Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 6 класс. – М.: Издательский центр «Вентана­Граф», 2014. ­ Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5­9 классы: программа­М.: Вентана­Граф, 2014 г.) Пояснительная  записка Рабочая программа по биологии 6 класс Цели биологического образования формируются на нескольких уровнях: глобальном,  метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований  к  результатам освоения содержания предметных программ.   Глобальными  целями являются:   социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Биологическое образование призвано обеспечить:   ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека; формирование ценностного отношения к живой природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, формирование интеллектуальных и практических умений; овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательной, информационной, ценностно­смысловой, коммуникативной;    формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой   в процессе познавательной   деятельности, и эстетической культуры как способности ценностного отношения к объектам живой природы. Место предмета в базисном учебном плане. Содержание курса Биология ̶ 6 класс ФГОС, представлено в программе для изучения предмета биологии в 6 классе ­ 1 час в неделю (35 часов).  Общая характеристика предмета Курс биологии на ступени  основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом  культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и экологической культуры. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные  предметы» обеспечивает:  Формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;  Овладение научным подходом к решению различных задач;  Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить экспертизы, оценивать полученные результаты;  Овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;  Воспитание  ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;  Формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования. Личностными результатами изучения предмета «Биология» 6 класса являются следующие умения:  Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.  1 Рабочая программа по биологии 6 класс Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5­ю и 6­ю линии развития – умение оценивать: – риск взаимоотношений человека и природы (5­я линия развития); – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6­я линия развития). Метапредметными  результатами изучения курса «Биология» 6 класса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое   рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.  Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.  Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.  Средством формирования  познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4­ю линии развития: – осознание роли жизни (1­я линия развития); – рассмотрение биологических процессов в развитии (2­я линия развития); – использование биологических знаний в быту (3­я линия развития); – объяснять мир с точки зрения биологии (4­я линия развития). Коммуникативные УУД Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Средством  формирования  коммуникативных  УУД служат технология  проблемного  диалога  (побуждающий  и подводящий диалог) и организация  работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.  Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 6­й класс  – осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. – рассмотрение биологических процессов в развитии: 2 Рабочая программа по биологии 6 класс – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. – использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. – объяснять мир с точки зрения биологии: – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); –  объяснять   строение   и   жизнедеятельность   изученных   групп  живых  организмов   (бактерии,   грибы,   водоросли,   мхи,   хвощи,   плауны,   папоротники,   голосеменные   и цветковые); – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.  – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических лабораторных  работ. Рабочая программа  разработана   в соответствии с учебником, допущенным  Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Москва. «Вентана ­ Граф».2013г. Важными формами деятельности учащихся являются: Практическая   деятельность   учащихся   по   проведению   наблюдений,   постановке   опытов,   учету   природных   объектов,   описанию   экологических   последствий   при использовании и преобразовании окружающей среды;  Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно­популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.  В преподавании курса биологии 6 класса используются следующие формы работы с учащимися: Работа в малых группах (2 человека); Проектная работа; Подготовка сообщений; Исследовательская деятельность; Информационно­поисковая деятельность; Выполнение  лабораторных работ. Результаты обучения:  Приоритетной   является   практическая   деятельность   учащихся   по   проведению   наблюдений,   постановке   опытов,   учету   природных   объектов,   описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.  3 Рабочая программа по биологии 6 класс  Важное   внимание   обращается   на   развитие   практических   навыков   и   умений   в   работе   с   дополнительными   источниками   информации:   энциклопедиями, справочниками, словарями, научно­популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также: выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;   Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;   Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; ­ Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.  Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet);   Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);   Подготовка   кратких   сообщений   с   использованием   естественнонаучной   лексики   и   иллюстративного   материала   (в   том   числе   компьютерной   презентации   в поддержку устного выступления);   Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;  Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу. Формы контроля знаний: итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим   и   лабораторным работам; творческие задания (защита сообщений и проектов, моделирование процессов и объектов).  Методические аспекты преподавания курса биологии. В рамках преподавания курса биологии   могут   быть освоены и   эффективно использованы   современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Презентацию творческих и исследовательских работ учащихся проводится с использованием информационных технологий.   Требования к уровню подготовки обучающихся  6 класса Предметно­информационная составляющая образованности: знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, и грибов; знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах; знание основных данных о распространении различных видов зависимостей; знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей; знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений; умение объяснять:  роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.  Деятельностно­коммуникативная составляющая образованности:   умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические         эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых   микропрепаратах и описывать биологические объекты; умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения,  растения различных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; 4 Рабочая программа по биологии 6 класс умение определятьпринадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); использованиеприобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; участие в экологических акциях двора, школы, района. Ценностно­ориентационная составляющая образованности: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей; умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; понимание особенностей  социализации в подростковом возрасте; ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении. УМК по «Биологии» 6 класс. Для учителя: 1.Программа для курса биология 5–9 классов/ авторы: И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. ­ М: Вентана – Граф,2014г. 2.Учебник:Пономарёва И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под редакцией И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана­Граф, 2014г. Для ученика:  1.Тетради на печатной основой: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология  6класс. Рабочая тетрадь. 6 класс; в 2­х частях. – М.: Вентана­Граф,2014. 2.Учебник: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология 6 класс: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана­Граф, 2013г; Образовательные диски: УМК: уроки биологии «Кирилла и Мефодия»­ 6 класс Адреса электронных ресурсов:  .1   september www   .  bio  www.bio.      nature  .  ru – газета «Биология» ­приложение к «1 сентября»    .  ru – научные новости биологии Содержание курса биологии 6 класса. ФГОС. Тема 1.Наука о растениях – ботаника (5 ч.) Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные   направления   применения   ботанических   знаний.   Многообразие   мира   растений:   культурные   и   дикорастущие   растения;   однолетние   и   многолетние; лекарственные   и  декоративные  растения.  Жизненные  формы  растений:  деревья,  кустарники,  кустарнички,  травы.  Признаки растений.  Основные  органы  растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно­воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. Тестирование: Наука о растениях — ботаника. Тема 2. Органы растений (8часов) 5 Рабочая программа по биологии 6 класс Семя.  Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма.разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение. Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву.  Корень. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Побег. Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Разнообразие листьев и их значение для растений.Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа. Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Рост камбия. Годичные кольца. Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица. Цветок.  Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Плод. Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян. Растительный организм как  живая система.  Лабораторные работы: №1.«Строение семени фасоли». №2 «Строение корня проростка» №3 «Строение вегетативных и генеративных почек» №4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» Тестирование: Органы растений. Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов) Минеральное  питание растений.  Поглощение   воды  и   питательных   минеральных   веществ   из   почвы.   Роль   воды   и   корневых   волосков.   Условия,   обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения). Воздушное питание  растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле. Дыхание и обмен веществ растений.  Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды.зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями. Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Продолжительность жизни растений. Лабораторные работы: №5  «Черенкование комнатных растений» Тестирование: Основные процессы жизнедеятельности растений. Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира  (10 часов) 6 Рабочая программа по биологии 6 класс Систематика.Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений. Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Охрана растений и мест их произрастания. Отдел Голосеменные. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса. Отдел Покрытосеменные. Их общая характеристика.многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений.семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (Изучаются по выбору учителя любые два семейства).Историческое развитие растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений.Дары Нового и Старого Света. Лабораторная работа: №6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» Тестирование: Многообразие и развитие растительного мира. Тема 5. Природные сообщества (4 часов) Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями. Приспособленность  растений  к совместной   жизни  в  природном  сообществе.   Основные   свойства  растений  разных  ярусов.  Участие  животных в  жизни  природного сообщества.   Понятие   о   биогеоценозе   как   совокупности   растений,   животных,   грибов,   бактерий   и   условий   сред   обитания.   Понятие   об   экосистеме.   Место   и   роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме). Экскурсия. №1.«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, луг)». Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. Заключение по курсу биологии 6 класса (1час.) Задание на лето. Выбрать задание на лето, проанализировать его содержание. Формы   проверки   и   оценки   результатов   обучения:(формы   промежуточного,   в   том   числе   презентации) Способы проверки и оценки результатов обучения: устный,  тестовый контроль,  лабораторные работы, творческие работы. Показатель  уровня успешности учащихся «хорошо/отлично».   Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения.   итогового   контроля, В соответствии со стандартом биологического образования Учащиеся 6 класса должны знать и уметь: знать/понимать •  признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;  •  сущность биологических процессов:  обмен  веществ, питание, дыхание, транспорт веществ,  рост,  развитие,  размножение, регуляция  жизнедеятельности  организма. 7 Рабочая программа по биологии 6 класс уметь  •  объяснять:  роль  биологии  в  формировании  современной естественнонаучной  картины  мира,  в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность   происхождения   и   эволюцию   растений   (на   примере   сопоставления   отдельных   групп);   роль   различных   растений     в     жизни     человека     и     собственной деятельности; взаимосвязи  организмов  и окружающей среды; биологического разнообразия  в сохранении  биосферы;  необходимость  защиты окружающей среды;  •   изучать   биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и  описывать биологические объекты;  •  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;   •  выявлять приспособления организмов к среде обитания;  •  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;  •  определять  принадлежность  биологических  объектов  к  определенной систематической  группе (классификация);  •  анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые  организмы и экосистемы;  •   проводить   самостоятельный поиск   биологической   информации: находить   в   тексте   учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в  различных источниках  необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий). Оценка устных ответов учащихся Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей. Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса. Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов. Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3». Оценка лабораторных и практических работ Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.  Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов. Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ Отметка "5" ставится, если ученик: 1. Выполнил работу без ошибок и недочетов. 2.Допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 2. Или не более двух недочетов. 8 Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. Не более двух грубых ошибок. 2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. 3. Или не более двух­трех негрубых ошибок. 4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов. 5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 2. Или если правильно выполнил менее половины работы. Рабочая программа по биологии 6 класс № Тема Предметные Календарно – тематическое планирование 6 класс  Видыучебнойдеятельности УУД: Регулятивные, Познавательные,  Коммуникативные – Р,П,К Личностные Д/З Дата  план Дата   факт Материаль но­ техническо еобеспечени е Тема 1. Наука о растениях – ботаника (5 часов) 1 1.Царство  Растения.   Внешнее  строение и  общая  характеристика растений 2 2.Многообрази е  жизненныхфор мрастений Называть царства живой природы.  Приводить примеры различных  представителей царства Растения.  Давать определение науке ботаника.   Описывать историю развития науки.  Характеризовать внешнее строение  растений.   Осваивать приемы работы с определителем растений .  Объяснять  отличия вегетативных  органов от  генеративных. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой обитания  Характеризовать отличительные  свойства     наиболее крупных  категорий жизненных форм растений ,  деревьев кустарников ,трав. Р: Осознают качество и уровень усвоения.  Предвосхищают результат и уровень усвоения  (какой будет результат?). П: Выделяют обобщенный смысл и  формальную структуру задачи. К:  С достаточной полнотой и точностью  выражают свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации. Готовность к  равноправномусо трудничеству. Таблицы,  гербарий П. 1,  вопр. 02.09 Р: умение организовать выполнение заданий  учителя согласно установленным правилам работы  в кабинете. Развитие навыков самооценки и  самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее  установление причинно­следственных связей. К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Испытывают  учебно­ познавательный  интерес к новому  учебному  материалу и  способам решения  новой задачи презентаци я П. 2,  вопр. 9 Рабочая программа по биологии 6 класс 3 4 5 3.Клеточное  строениерастен ий.  Приводить примеры одноклеточных и  многоклеточных растений. Различать и называть органоиды  клеток растений. Характеризовать основные процессы  жизнедеятельности клетки. Р: умение организовать выполнение заданий  учителя согласно установленным правилам работы  в кабинете. Развитие навыков самооценки и  самоанализа. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и  обобщать факты и явления. Выявлятьпричины и  следствияпростыхявлений. К:задаватьвопросы, 4.Ткани  растений Определять понятие «ткань».  Характеризовать особенности  строения и функции тканей  растений. Устанавливать взаимосвязь  строения и функций тканей. Объяснять значение тканей в жизни растения. Р: Составляют целое из частей, самостоятельно  достраивая, восполняя недостающие компоненты  Устанавливают причинно­следственные связи П: Определяют понятие «ткань». Распознают  основные группы клеток. Устанавливают связь  между строением и функциями клеток тканей. К: Осознают качество и уровень усвоения.  Самостоятельно формулируют познавательную  цель и строят действия в соответствии с ней 5. Обобщение  знаний по теме «Наука о  растениях —  ботаника» Самостоятельная работа. Обобщать и систематизировать  знания по теме, делать выводы.  Отвечать на итоговые вопросы  темы, выполнять задания Р: Сличают способ и результат своих действий с  заданным эталоном, обнаруживают отклонения и  отличия от эталона. П: Осуществляют для решения учебных задач  операции  анализа, синтеза, сравнении и  классификации. К: Интересуются чужим мнением и высказывают  свое. Осмысление  важности  изучения клетки,  осознание  единства живой  природы. Описывают  содержание  совершаемых  действий с целью  ориентировки  предметно­ практической или  иной деятельности. Умеютслушать и  слышатьдругдруга Умениеконструк тивноразрешатьк онфликты. Таблицы:  Строение  растительно й клетки,  Деление  клетки. Презентация . Таблица:   Ткани  растений. Презентация : Растение  как  целостный  живой  организм. Тест  П. 3,  вопр. П. 4,  вопр. Повт. п.  1­4,  задания  на с. 26­ 27 П. 5­6,  вопр. Тема 2. Органы растений (8 часов) 6 1. Семя,  строение,  условия  прорастания.Ус ловия  прорастания  семян. ЛР№  1«Строение  семени  фасоли». 2.Корень, его  строение и  значение. 7 Объяснять роль семян в природе.  Характеризовать функции частей  семени.  Описывать строение зародыша  растения.  Устанавливатьсходствопроростка  с зародышемсемени. Р: умение организовать выполнение заданий  учителя согласно установленным правилам работы  в кабинете. Развитие навыков самооценки и  самоанализа. П: умение выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал, грамотно  формулировать вопросы, представлять результаты  работы классу. К: задавать вопросы, необходимые для организации  собственной деятельности  Осознавать свои  интересы  Находить и  изучать в  учебниках по  разным  предметам  материа презентация. Таблица:  Строение  семени  фасоли. Гербарий,  семена  фасоли Различать и определять типы  корневых систем на рисунках,  гербарных экземплярах,  натуральных объектах. Р: умение организовать выполнение заданий  учителя согласно установленным правилам работы  в кабинете.  П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и  Оценивание  результатов своей  деятельности на  уроке.  10 П. 7,  вопр. презентация. Таблица:  Строение  корня. Рабочая программа по биологии 6 класс 8 9 10 ЛР№ 2 «Строение  корня  проростка» 3. Побег, его  строение и  развитие.  Лаборатор ная работа  № 3 «Строение  вегетативных и  генеративных  почек» 4. Лист, его  строение и  значение. 5. Стебель, его  строение и  значение. ЛР  № 4 «Внешнее  строение  корневища,  клубня,  луковицы» Называтьчастикорня. Называть части побега. Определять типы почек на  рисунках, фотографиях,  натуральных объектах.  Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение  вегетативных и генеративных  почек. Объяснять роль прищипки и  пасынкования в растениеводстве. Определять части листа на гербарных  экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья.  Характеризовать внутреннее строение  листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризоватьвидоизменениялистье врастений Описывать внешнее строение  стебля, приводить примеры  различных типов стеблей.  Называть внутренние части стебля  растений и их функции. Определять видоизменения  надземных и подземных побегов на  рисунках, фотографиях, 11 6.Цветок,  егостроение,  значение.  Определять и называть части  цветка на рисунках, фотографиях,  натуральных объектах.  Называть функции частей цветка. обобщать факты и явления. Выявлять причины и  следствия простых явлений. К: аргументировать и координировать её с  позициями партнёров в сотрудничестве при  выработке общего решения в совместной  деятельности Р: Выбирают основания и критерии для  сравнения, сериации, классификации объектов П: Называют части побега. Характеризуют  строение и функции органов растения К: Предвосхищают результат и уровень  усвоения (какой будет результат?) Р:Определяют последовательность промежуточных  целей с учетом конечного результата. П: Осуществляют для решения учебных задач  операции  анализа, синтеза, сравнении и  классификации. К: Демонстрируют способность к эмпатии,  стремление устанавливать доверительные  отношения взаимопонимания. Р: умение организовать выполнение заданий  учителя согласно установленным правилам  работы в кабинете. Развитие навыков  самооценки и самоанализа. П: умение грамотно формулировать вопросы,  представлять результаты работы классу. К: умение слушать учителя и отвечать на  вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками,  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Р: Устанавливают причинно­следственные  связи, делают обобщения, выводы. П: Постановка и решение учебной задачи,  открытие нового способа действий. 11 Формирование  осознанного и  доброжелательног о отношения к  мнению другого  человека. Учатся  идентифицировать  проблемы, искать  и оценивать  альтернативные  способы  разрешения  конфликта,  принимать  решение и  реализовывать его Доброжелательн оеотношение к  окружающим. Формирование  осознанного и  доброжелательног о отношения к  мнению другого  человека. Оценивание  результатов своей  деятельности на  уроке. Гербарий. Таблица:  Строение  почек, побега Гербарий.  Оборудовани е и  материалы:  ручная лупа,  линейка,  ветка тополя, ветка сосны с шишкой  Таблицы:  Внешнее  строение  листа,  Внутреннее  строение  листа. Гербарий  видоизменённ ых побегов. Таблица:  Внутреннее  строение  стебля.  ВНЕШНЕЕ  СТРОЕНИЕ  СТЕБЛЯ,  видоизмененн ые подземные побеги П. 8,  вопр. П. 9,  вопр. П. 10,  вопр. Устанавливают  рабочие  отношения,  учатся  Таблицы:  Соцветия,  Строение  цветка,  П. 11,  вопр., Различать и называть типы  соцветий на рисунках и  натуральных объектах.  Характеризоватьзначениесоцветий. К: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и  что еще подлежит усвоению, осознают  качество и уровень усвоения. 12 13 7.Плод.  Разнообразие и  значение  плодов Объяснять процесс образования  плода. Определять типы плодов и  классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным  объектам. 8.Обобщение  знанийпо теме  «Органы  растений» Самостоятельная работа. Обобщать и систематизировать знания  по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы,  выполнять задания. Р: Сличают свой способ действия с эталоном. П: Выделяют количественные характеристики  объектов, заданные словами. К: Умеют (или развивают способность) с  помощью вопросов добывать недостающую  информацию. Р: Осознают качество и уровень усвоения. П: Устанавливают причинно­следственные связи,  делают обобщения, выводы. К: Понимают возможность различных точек зрения,  не совпадающих с собственной. 1.Минеральное  питание  растений и  значение воды. Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности (7 часов) Объяснять роль корневых волосков 14 в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного  питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и  значение органических и  минеральных удобрений для  растений. 15 2.Воздушное  питаниерастени й ­ фотосинтез 16 3.Дыхание и  обмен веществ  у растений. Характеризовать условия,  необходимые для воздушного питания  растений. Объяснять роль зелёных листьев в  фотосинтезе. Приводить примеры организмов —  автотрофов и гетеротрофов, находить  различия в их питании. Обосновывать космическую роль  зелёных растений. Характеризовать сущность  процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь  Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.  Предвосхищают результат и уровень усвоения П: Выполняют учебно­познавательные действия в  материализованной и умственной форме.  Осуществляют поиск и выделение необходимой  информации К: С достаточной полнотой и точностью выражают  свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации Р: Осуществляют для решения учебных задач  операции  анализа, синтеза, сравнении и  классификации П: Раскрывают сущность воздушного и почвенного  питания растений. Обосновывают биологическую  роль зелёных растений в природе К: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального  действия и его продукта. Рабочая программа по биологии 6 класс опыление  цветков Презентация :разнообрази е плодов. Таблица:  строение  плода. П. 12,  вопр. Повт. п.  5­12,  задания  на с. 71­ 73 П. 13,  вопр. Презентация :фотосинтез. П. 14,  вопр. эффективно  сотрудничать и  способствовать  продуктивной  кооперации. Умениеконструк тивноразрешатьк онфликты. Формирование  ответственного  отношения к  природе. Формируют  экологическое  сознание  сознание  и  позитивное  отношение к  органическому  миру Проявляют  готовность к  обсуждению  разных точек  зрения и  выработке общей (групповой)  позиции. Р: Ставят учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено,  и того, что еще неизвестно. Оценивают   Готовы и  способны к  выполнению  Презентация : Дыхание и  обмен  П. 15,  вопр. 12 Рабочая программа по биологии 6 класс процессов дыхания и фотосинтеза,  проводить их сравнение.  Определять понятие «обмен  веществ».  Характеризовать обмен веществ  как важный признак жизни 17 18 19 4.Размножение  и  оплодотворени е  растений 5.Вегетативное  размножение и  его  использование  человеком ЛР№ 5 «Черенкование  комнатных  растений» 6. Рост и  развитие  растений  Характеризовать значение  размножения живых организмов. Называть и описывать способы  бесполого размножения, приводить примеры.  Обосновывать биологическую  сущность бесполого размножения. Объяснять биологическую  сущность полового размножения. Называть характерные черты  вегетативного размножения  растений. Сравнивать различные способы  и приёмы работы в процессе  вегетативного размножения  растений. Называть основные черты  процессов роста и развития  растений. Этапы индивидуального  развития растений 20 7.Обобщение  знаний по теме «Основные  Обобщать и систематизировать  знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы  достигнутый  результат П: Осознанно и произвольно строят речевые  высказывания в устной форме. Составляют  целое из частей, самостоятельно достраивая,  восполняя недостающие компоненты К: Умеют (или развивают способность) с  помощью вопросов добывать недостающую  информацию. Развивают умение  интегрироваться в группу сверстников и  строить продуктивное взаимодействие Р: Устанавливают причинно­следственные  связи, делают обобщения, выводы. Умеют  выбирать смысловые единицы текста П: Называют и описывают части цветка,  указывают их значение. К: Ставят учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и усвоено,  и того, что еще неизвестно. Р:: умение организовать выполнение заданий  учителя согласно установленным правилам работы  в кабинете. Развитие навыков самооценки и  самоанализа. П: умение выделять главное в тексте,  структурировать К: умение строить эффективное взаимодействие с  одноклассниками при выполнении совместной  работы Р: Устанавливают причинно­следственные связи,  делают обобщения, выводы. Умеют выбирать  смысловые единицы текста П: Называют и характеризуют процессы развития  растения, этапы индивидуального развития  растения К: Ставят учебную задачу на основе соотнесения  того, что уже известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно. Р; Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что  еще подлежит усвоению, осознают качество и  уровень усвоения. Сличают свой способ действия с  13 моральных норм  в отношении  взрослых и  сверстников в  школе, дома, во  внеучебных  видах  деятельности Проявляют  уважительное  отношение к  партнерам,  внимание к  личности другого,  адекватное  межличностное  восприятие. Признают  высокую  ценность жизни  во всех ее  проявлениях Проявляют  уважительное  отношение к  партнерам,  внимание к  личности другого,  адекватное  межличностное  восприятие. Формирование  ответственного  отношения к  веществ у  растений П. 16,  вопр. Таблицы:  размножени е и  оплодотворе ние  растений. П. 17  вопр. Таблицы:Вег етативное  размножени е, рост и  развитие  растений.  П. 18  вопр. Повт.п.  13­18,  задания темы, выполнять задания процессы  жизнедеятель ности  растений» эталоном. П: Устанавливают причинно­следственные связи,  делают обобщения, выводы. . Выделяют  количественные характеристики объектов,  заданные словами. К: Умеют представлять конкретное содержание и  сообщать его в письменной и устной форме. Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 часов) 21 1. Систематика растений, её  значение для  ботаники. Приводить примеры названий  различных растений. Систематизировать растения по  группам.  Характеризовать единицу  систематики — вид.  Осваиватьприёмыработы  с определителемрастений. 22 2.Водоросли,  их  многообразие в  природе. Выделять и описывать  существенные признаки  водорослей. Характеризовать главные черты,  лежащие в основе систематики  водорослей.  23 3.Отдел  Моховидные. Лаборатор ная работа  № 6 «Изучение  внешнего  строения  моховидных  растений» Сравнивать представителей  различных групп растений отдела,  делать выводы. Называть существенные признаки  мхов.  Распознавать представителей  моховидных на рисунках,  гербарных материалах, живых  объектах. 24 4.Плауны.  Находить общие черты строения и  размножения плаунов, хвощей,  Рабочая программа по биологии 6 класс на с.  П. 19  вопр. П. 20  вопр. Таблица и  презентация:  Систематика  растений, её  значение для  ботаники. Гербарийраст ений. Презентации «Моховидн ые» П. 21,  вопр. обучению.  Формирование  познавательных  интересов и  мотивов,  направленных на  изучение  программ. Осознавать  потребность и  готовность к  самообразованию. Формирование  осознанного и  доброжелательног о отношения к   человеку. Формирование  осознанного и  доброжелательно го отношения к  мнению другого  человека. Принятие правил  работы в кабинете  биологии во время проведения  лабораторных  работ. Осознание  необходимости  бережного  отношения к  природе. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в  кабинете. Развитие навыков самооценки и  самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее  установление причинно­следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы,  обсуждать вопросы со сверстниками. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в  кабинете. Развитие навыков самооценки и  самоанализа. П: умение выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал, грамотно  формулировать вопросы, представлять результаты  работы классу. К: умение строить эффективное взаимодействие с  одноклассниками при выполнении совместной  работы. Р: : Составлять план решения проблемы.  Работая по плану, сверять свои действия с  целью и, при необходимости, исправлять  ошибки самостоятельно. П: Строить логическое рассуждение,  включающее установление причинно­ следственных связей. К: Умение отвечать на вопросы,  формулировать вопросы для одноклассников,  работать в группах. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в  14 Понимание роли  Плауны.  П. 22, Хвощи.  Папоротники.  Их общая  характеристика 25 5.ОтделГолосе менные. 26 6.ОтделПокрыт осеменные. 27 7.  Семействаклас саДвудольные 28 8.  Семействаклас саОднодольные папоротников, их различия. сравнивать особенности строения и  размножения мхов и папоротников,  делать вывод о прогрессивном  строении папоротников.  Характеризовать роль  папоротникообразных в природе,  обосновывать необходимость охраны  исчезающих видов. Выявлять общие черты строения и  развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с  определителем растений. Сравнивать строение споры и семени.  Характеризовать процессы  размножения и развития  голосеменных. Выявлять черты усложнения  организации покрытосеменных по  сравнению с голосеменными. Сравнивать и находить признаки  сходства и различия в строении и  жизнедеятельности покрытосеменных  и голосеменных. Выделять основные признаки  класса Двудольные. Описывать отличительные  признаки семейств класса. Распознавать представителей  семейств на рисунках, гербарных  материалах, натуральных объектах. Выделять признаки класса  Однодольные.  Определять признаки деления классов  Двудольные и Однодольные на  семейства.  Описывать характерные черты  семейств класса Однодольные. Применять приёмы работы  кабинете. Развитие навыков самооценки и  самоанализа. П: умение выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал, грамотно  формулировать вопросы, представлять результаты  работы классу. К: умение строить эффективное взаимодействие с  одноклассниками при выполнении совместной  работы Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.  П: Умение структурировать учебный материал,  грамотно формулировать вопросы. Умение  сравнивать и делать выводы на основании  сравнений. К: Умение работать в составе творческих групп. Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в  кабинете. Развитие навыков самооценки и  самоанализа. П: Умения давать определения понятиям. Развитие  элементарных навыков устанавливания  причинно­ следственных связей. К: Умение слушать учителя и одноклассников,  аргументировать свою точку зрения. Р:.Устанавливать взаимосвязь  приспособленности покрытосеменных к  условиям среды . П: Умения давать определения понятиям.  Развитие элементарных навыков  устанавливания  причинно­следственных  связей. К: Умение аргументировать свою точку зрения. Р:.Устанавливать взаимосвязь приспособленности  однодольных  к условиям среды . П: Умения давать определения . Развитие навыков  устанавливания  причинно­следственных связей. К: Умение аргументировать свою точку зрения. 15 Рабочая программа по биологии 6 класс организмов для  жизни на Земле. вопр. Хвощи.  Папоротник и. Гербарий. презентация, гербарий. П. 23  вопр. П. 24  вопр. П. 25,  вопр. П. 26  вопр. Гербарий  растений.Та блицы:   Двудольные  и  Однодольны е растения. Таблицы:  Двудольные  растения.  Разнообрази е плодов.  Двудольные  растения.  Гербарий. Таблицы:  Однодольны е растения.  Гербарий. Осознание  необходимости  бережного  отношения к  природе.   Принятие  правил работы в  кабинете  биологии . Понимание  взаимосвязи  между работой  органов и систем  органов  двудольных.  Умение применять полученные знания на практике. Понимание  взаимосвязи  между работой  органов и систем  органов  однодольных.  Умение применять полученные знания Рабочая программа по биологии 6 класс с определителем растений. Приводитьпримерыохраняемыхвидов.  Объяснять сущность понятия об  эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции  организмов на Земле. Выделять этапы развития  растительного мира.  Называть черты приспособленности  растений к наземному образу жизни  Называть основные признаки различия  культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в  появлении многообразия культурных  растений.  Приводить примеры культурных  растений своего региона. Самостоятельная работа Обобщать и систематизировать  знания по теме, делать выводы. 29 30 9.  Происхождени е культурных  растений. Дары Старого и Нового Света 10.Обобщение  знаний по теме «Многообрази е и развитие  растительного мира» Тема 5. Природные сообщества (4 часа) 31 Объяснять сущность понятия  «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь  структурных звеньев природного  сообщества. Оценивать роль круговорота  веществ и потока энергии в  экосистемах. 1.Понятие о  природном  сообществе —  биогеоценозе и  экосистеме. Экскурсия «Весенние  явления в  жизни  экосистемы  (лес, луг)» 2.Совместная  жизнь   организмов  и   смена  природных  32 Характеризовать условия обитания  растений в разных ярусах природного  сообщества.  Называть черты приспособленности  растений к существованию в условиях  яруса, приводить примеры,  Р: Составлять план решения проблемы.  Работая по плану, сверять свои действия  с целью и, при необходимости,  исправлять ошибки самостоятельно. П: Развитие элементарных навыков  Представление об  основных группах  растений.  Осознание  необходимости  16 на практике. Осознание  необходимости  бережного  отношения к  природе. Понимание роли  с/х культур  в  жизни человека Систематезирова ть и обобщить  знания по темам Р: Составлять план решения проблемы.  Работая по плану, сверять свои действия с  целью и, при необходимости, исправлять  ошибки самостоятельно. П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на  основании сравнений. К: Умение отвечать на вопросы,  формулировать вопросы для одноклассников,  работать в группах Р: Умение определять цель работы,  планировать её. П: Умение сравнивать и делать выводы на  основании сравнений. К: Умение воспринимать информацию,  работать самостоятельно. Р: умение организовать выполнение  заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. П: Умение сравнивать и анализировать  информацию, делать выводы, давать  определения понятиям.   К: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в  составе творческих групп. Представление о  большом разнообразии  природных сообществ.  Понимание роли  высших и низших  растений ,животных в  жизни пр. сообщества.. гербарий  растений   разных  ярусов леса,  изображения  животных  леса. П.  27­ 29, вопр. Повт.п.  19­29,  задания  на с.  155­158 П. 30,  вопр. П. 31­ 32, вопр. Рабочая программа по биологии 6 класс сообществ. 33 3.Итоговый  контроль  знаний по  курсу  биологии 6  класса. 34 4Заданиеналет о. наблюдаемые в природе. Объяснять  причины смены природных сообществ. Приводить примеры смены природных  сообществ, вызванной внешними и  внутренними причинами. Систематизировать и обобщать  знания по темам курса биологии 6  класса, делать выводы. Излагать свою точку зрения на  необходимость принятия мер по  охране растительного мира. Выбирать задание на лето,  анализировать его содержание. 35 Итоговый урок по курсу «Биология. 6 класс» устанавливания  причинно­следственных  связей. К: умение строить эффективное  взаимодействие с одноклассниками при  выполнении совместной работы.   Р: Умение определять цель работы,  планировать её выполнение, представлять  результаты работы классу. П: Умение структурировать учебный  материал. Умение сравнивать и делать  выводы на основании сравнений. К: Умение воспринимать информацию на  слух, задавать вопросы, работать в составе  творческих групп. Р: умение организовать выполнение заданий  учителя согласно установленным правилам  работы в кабинете. Развитие навыков  самооценки и самоанализа. П: Умение сравнивать и анализировать  информацию, делать выводы. К: Умение слушать одноклассников и  учителя, высказывать своё мнение. бережного отношения  к природе. Систематезировать и  обобщить знания по  темам курса биологии  6 класса.   Использоватьучебныед ействиядляформулиро вкиответов. Представление о  многообразии растений  Понимание роли в  природе и жизни  человека.  Осознаниенеобходимости бережногоотношения к  природе. 17

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс

Рабочая программа по биологии. 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018