Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)
Оценка 5

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
биология
6 кл
11.03.2018
Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)
Цели и задачи данной рабочей программы поставлены с учётом цели образовательной программы школы: совершенствование образовательной деятельности, направленной на повышение качества образования, способствующего успешному развитию личности воспитанника независимо от его стартовых возможностей в условиях реализации изменений в законодательстве, регулирующем сферу образования. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа по биологии 6кл 2017-18 год.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» городского округа Подольск Московской области                                                УТВЕРЖДАЮ   Директор____________ «____»___________________2017 Рабочая программа по биологии для 6 класса   на 2017/2018 учебный год Составитель Молоканова Лариса Владимировна  учитель высшей категории 0 0 1                                                Пояснительная записка                                                                   6 класс 2017 год            Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004       №1089.                                   В 6 классе биология изучается как самостоятельный предмет. Программа разработана в  соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Рабочая программа по биологии под редакцией авторов В.В. Пасечника,  В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой  адаптирована для обучающихся в 6 классе.  Биология в МКОУ «Школа ­ интернат для обучающихся с ТНР» изучается в 6 классе 1 час в  неделю, 35 часов в год.  Цели программы: Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:   Формирование целостной научной картины мира; Освоение   знаний   о   строении,   жизнедеятельности,   роли   растений,   грибов, бактерий; методах познания живой природы.  Развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей   при   проведении   наблюдений   за   живыми   организмами,   биологическими экспериментами; работы с различными источниками информации. Овладение   умениями   применять   биологические   знания   для   объяснения процессов и явлений живой природы, проведение наблюдений за растениями. Воспитание   позитивного   ценностного   отношения   к   живой   природе,   культуры   поведения в природе. Задачи программы: усвоение и применение учащимися в своей деятельности основных положений   биологической   науки   о   строении   и   жизнедеятельности   организмов,   их индивидуальном   и   историческом   развитии,   структуре,   функционировании,   многообразии экологических   систем,   их   изменения   под   влиянием   деятельности   человека.   Учащиеся получают представления о многообразии растительных организмов, их классификации. Решать задачи   экологического,   эстетического,   трудового   воспитания   школьников.   Знакомство   с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за  сохранность.  В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени  основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе  по биологии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных  умений и навыков.  В основу курса биологии в 6 классе положены принципы биоцентризма в раскрытии свойств   живой   природы,   ее   многообразия   и   закономерностей,   уровней   организации   жизни, особенностей разных сред обитания.  Преемственные связи между разделами курса биологии обеспечивают его целостность, а содержание способствует развитию личности, владеющей основами научных знаний, способной творчески   их   использовать   в   соответствии   с   законами   природы   и   общечеловеческими ценностями. 1 2 В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования  предшествует курс природоведения, включающий интегрированные сведения из курсов  физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный  курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются  элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии,  роли в природе и жизни человека. Отбор содержания этой программы проведен с учетом  культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные  знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей  среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической  деятельности.  Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом  учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно­ ориентированного подхода в преподавании биологии. Программа содержит все понятия и  термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических  знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного  общего образования. Материал курса позволяет формировать практическую направленность  обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного  края и развивать экологическую культуру.  Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную  записку; учебно ­ тематический план; основное содержание с указанием числа часов,  отводимых на изучение учебного предмета, перечень  лабораторных и практических работ,  экскурсий; основные требования к знаниям и умениям учащихся; календарно­тематический  план; перечень учебно ­ методического комплекта. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую  программу включены лабораторные и практические работы. Все лабораторные и практические работы являют этапами комбинированных  уроков и оцениваются по усмотрению учителя. Для   текущего   тематического   контроля   и   оценки   знаний   в   системе   уроков предусмотрены уроки контроля.   При проведении  контрольно – обобщающих уроков для проверки знаний  по пройденным темам проводятся проверочные работы. Учитывая психофизические особенности: специфику школы ­ интерната для  обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, программный материал  спланирован таким  образом, что прохождение его сводится к 10 годам вместо 9 лет основной  общеобразовательной школы. Распределение часов по темам составлено с небольшой корректировкой:   Корректировка  проведена следующим образом:               Введение добавлен 1 час.                  Обоснование: час необходим для экскурсии.               Раздел 1  «Клеточное строение организмов» добавлено 3 часа.                Обоснование: 3 часа необходимы для изучения  строения клетки, увеличительных          приборов, правил работы с ними.                Научить готовить микропрепараты, рассматривать их и зарисовывать изучаемые       объекты.               Для проведения обобщающего урока по теме: «Клеточное строение организмов».   Раздел 2 « Царство Бактерии» добавлен 1 час.    Обоснование: час необходим для проведения контрольно – обобщающего урока.               Раздел 3 « Царство Грибы» добавлен 1 час.       Обоснование: час необходим для проведения контрольно – обобщающего урока. 2 3   Раздел 4 « Царство Растения»  добавлено 5 часов.                                                                   Обоснование: 4 часа необходимы для изучения особенностей строения и процессов  жизнедеятельности основных групп растений: водорослей, мхов, папоротников,  голосеменных растений и для проведения обобщающего урока по теме: « Царство  Растения». Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из примерной и  авторской программ, с некоторой корректировкой: из­за отсутствия объектов  наблюдения. Так  как в 2017/2018учебном году 34 учебных недели, то  тематическое планирование составлено на 34 часа, сокращение часов произведено за счет резерва.  В программу внесены изменения. Они отражены в календарно ­ тематическом плане. В целях обеспечения наибольшей активности учащихся (детей с тяжелыми  нарушениями речи, учитывая их индивидные особенности: память, внимание, воображение,  мышление, уровень работоспособности, темп деятельности, темперамент)  и повышения  продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:  выписывание в тетрадь основных терминов и понятий; работа с иллюстрацией учебника; парная   и   групповая   работа   при   выполнении   лабораторных   и   практических    заданий;  индивидуальные   доклады   и   сообщения,   в   том   числе   подготовка   презентаций, фотоальбомов   и   виртуальных   экскурсий   по   имеющимся     материалам   и   с   использованием близлежащих природных объектов;   проведение викторин и опросов; заполнение таблиц и схем в тетради по материалу, приведенному в учебнике и самостоятельно. Коррекционно­развивающие задачи:  Корректировать  и развивать  мыслительную деятельность учащихся (операции анализа  и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно­ следственных связей) при работе с дидактическим и наглядным материалом, работе с  учебником.  Корригировать внимание, переключение внимания, увеличение объема внимания путем  выполнения различных заданий, демонстрации видеоматериалов, живого объекта.  Корректировать  и развивать  связную  устную речь учащихся (правильное  произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса,  развитие диалогической и монологической речи) через составление ответов на вопросы,  знакомство с новыми терминами и понятиями.   Коррекция и развитие зрительного и тактильного восприятия при наблюдении за живым  объектом природы.  Активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных  форм работы.  Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально­волевой сферы  (навыков самоконтроля, усидчивости, умение выражать свои чувства) при  самостоятельной работе и работе в парах.  Продолжать формировать организационные качества личности (выдержанность,  дисциплинированность).  Способствовать сохранению здоровья учащихся через проведение динамических пауз,  осуществление контроля посадки учащихся, созданию оптимального воздушно­ светового режима. 3 4 Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:        устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему); решение биологической задачи (устно или письменно); коллективное заполнение таблицы или схемы на доске; устный ответ с указанием частей растения на таблице; письменный ответ с указанием частей на рисунке; сравнение признаков объекта; индивидуальные   сообщения   учащихся   (доклад,   реферат,   результаты   опыта, презентация и т.д.);      обсуждение индивидуального сообщения товарища; письменный программированный опрос; самостоятельное заполнение таблиц в тетради; письменный биологический диктант по терминам; творческий отчет по экскурсии. Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности.    Работать   с   учебником:   использовать   рисунки   и   текст   как   руководство   к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.     Анализировать и сравнивать.  Обобщать и делать выводы.  Объяснять явления и процессы. Специальные умения, навыки и способы деятельности, которые помогают в повседневной жизни.   Выращивание и размножение культурных растений, и уход за ними. Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и бактериями.  Оказание   первой   медицинской   помощи   при   отравлении   ядовитыми   грибами, растениями. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Рабочая   программа   для   6   класса   включает   в   себя   сведения   о   строении   и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии. Результаты   обучения   приведены   в   разделе   «Требования   к   уровню   подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.  Уроки Лабораторные и практические занятия. Исследовательская деятельность. Экскурсии    Формы организации образовательного процесса: • • • • Технологии обучения: 1.Игровые. 2.ИКТ. 3.Тестовые. 4.Проблемное обучение. 5.Групповые. 6.Здоровьесберегающие технологии. 4 5 Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения: устный опрос; самостоятельная работа; тестирование. Планируемый уровень подготовки учащихся   на конец учебного года          «Требования к уровню подготовки обучающихся» полностью соответствует требованиям,  установленным федеральными государственными образовательными стандартами. Требования  направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями,  необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире,  значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. ­ М.: Дрофа, 2011. ­ 272с;                         Учебно­тематический план: Разделы курса Введение  Раздел 1. Клеточное строение организмов             Раздел 2. Царство Бактерии                                    Раздел 3. Царство Грибы                                          Раздел 4. Царство Растения                                     Резерв Итого: Лабораторные работы Экскурсии Обобщение Рабочая программа                   3ч 8 ч                   4ч 5 ч 13 ч 2 ч 35 часов 13 1 4 Рабочая  программа составлена на  основе  авторской  программы с внесенными в неё изменениями.   Произведенные   изменения   не   затрагивают   существенным   образом   структуру авторской программы, порядок подачи учебного материала.                                           Основное содержание программы                                          Биология. Бактерии. Грибы. Растения.                                  6 класс                                                    (35 часов, 1ч. в неделю)                                   Введение (3 ч) Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных.  Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Методы  исследования в биологии. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Экскурсия 5 6 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Лабораторные  работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.            1.Клеточное строение организмов (8 ч) Устройство увеличительных приборов. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ  в клетку, рост, развитие и деление  клетки. Понятие «ткань». Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей. Лабораторные работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом. 2. Царство Бактерии (4 ч) Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. 3. Царство Грибы (5ч) Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи,  плесневые грибы. Грибы­паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила  сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в  природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни  человека. Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов,  лишайников. Лабораторные работы Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов. 4.  Царство Растения (13 ч) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая  характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания.  Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений.  Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и  жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в  природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых  в природе и жизни человека. Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видах). Лабораторные работы Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей. 6 7 Изучение строения мха. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща). Изучение строения хвои и  шишек хвойных. Резерв (2ч.) Строение клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы.  Основные виды тканей, из которых состоят органы. Устройство лупы, микроскопа и правила работы с ними. Особенности строения бактерий и грибов. Место и роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Представителей различных отделов растительного царства и особенности их   строения. Усложнение растений в процессе их исторического развития. Приспособленность растений к различным природным условиям. Строение семян цветковых растений. Внешнее и внутреннее строение корня и его видоизменения. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса: Знать:              Уметь:      основные части растительной клетки на микропрепарате, в таблице.  схематически строение клетки.  бактерии и грибы на таблицах, гербариях и в природе растения различных отделов, органы цветкового растения и их видоизменения.  основные виды съедобных грибов  от ядовитых.  растения различных отделов, находить черты усложнения.   связь особенностей строения органа со средой обитания. Готовить: микропрепараты.  Пользоваться: лупой и микроскопом. Находить: Отличать: Сравнивать: Изображать: Распознавать: Устанавливать: Календарно­тематическое планирование уроков по биологии 6 класс 1 час в неделю, 34 часа в год Учитель Молоканова Лариса Владимировна Учебник  “Биология.  Бактерии. Грибы. Растения.  6 класс” – M.:Дрофа, 2011.  Автор  В.В. Пасечник                                                                            № урока 1 7 Наименование раздела/темы                                    Введение 2часа Биология ­ наука о живой природе. Л. р. №1 « Ведение  дневника наблюдений». Плановые сроки проведения   Фактиче ские сроки Методы исследования в биологии. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние  явления в жизни растений и животных». Пр. р. №1  Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в  природе».                         Клеточное строение организмов 8 часов Устройство увеличительных приборов. Л. р. №2­3  «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с  ними». Строение клетки.  Л. р. №4 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука». Пластиды. Л. р. №5  «Рассматривание пластид под  микроскопом». Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани. Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»                               Царство Бактерии 4часа Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними. Обобщающий урок по теме: «Царство Бактерии»                           Царство Грибы 5часов Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Л. р. №6 «Изучение строения тел  шляпочных грибов». Плесневые грибы и дрожжи. Л. р. №7 «Рассматривание  дрожжей и мукора под микроскопом». Грибы ­ паразиты. Обобщающий урок по теме: «Царство Грибы».                           Царство Растения 13часов Разнообразие, распространение, значение растений. Водоросли. Одноклеточные водоросли. Л. р. №8 «Изучение  строения зеленых одноклеточных водорослей».  Многоклеточные   зеленые   водоросли.   Л.   р.   №9   «Изучение строения многоклеточных водорослей». 8 2. 3 4 5 6 7 8 9    10    11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 29 30 31 32 8 Лишайники. 23 24 Морские бурые и красные водоросли. 25 26 Мхи.  Л. р. №10 «Изучение строения мха». 27 Мох сфагнум. 28 Плауны, хвощи. Л. р. №11 « Строение спороносящего хвоща». Папоротники. Л. р. №12  «Строение спороносящего  папоротника «. Значение плаунов, хвощей и папоротников. Их  охрана. Голосеменные. Л. р. №13 «Изучение строения хвои и шишек  хвойных». Распространение голосеменных в природе и жизни человека. Покрытосеменные, или цветковые. Обобщающий урок по теме:  «Царство Растения». Обобщающий урок за год. Летние задания. Резерв. Итого     35 ч 9 33 34 35 2011. поурочное планирование к учебнику.­ М.: Дрофа, 2011. 3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Рабочая тетрадь / М.:                   Перечень учебно – методического  обеспечения Используемый учебно­методический комплект. 1. Пасечник В.В. Биология 6 кл. Бактерии, грибы, растения. Учебник – М: Дрофа, 2. Дубинина Н.В.., Пасечник В.В. Биология, грибы, растения, 6класс: Тематическое и Дрофа, 2011 г. 4. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Методическое  пособие / М.: Дрофа, 2012 г. Дополнительная литература. 1. Галушкова Н.И. Биология, Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: Поурочные планы по учебнику. В В. Пасечника – Волгоград: Учитель,2005. 2. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология. Экспериментальный учебник для учащихся 6 классов – М: МИРОС, 1992. 3. Сухова Т.С. Тесты по биологии 6­11 классы: Учебно­методическое пособие   ­ М.: Дрофа, 2001. 4. Никишов А.И. Косорукова Л.С. Ботаника Дидактический материал – М: РАУБ – «Илекса»,2005. 5. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6­8кл.: Методическое пособие – М: Дрофа, 2003.       Интернет ресурсы: 1. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»]; 2. http://easyen.ru [Современный учительский портал]; 3. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»]; 4. http://indigo­mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества]; 5. http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»]; 6. http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»]; 7. www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»]; 8. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей]; 9. http://pedsovet.org[Всероссийский интернет­педсовет]; 10. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам]; 9 10 11. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта] 12. http://school­collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов]; 13. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»]; 14. http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал  Методкабинет.РФ»]; 15. http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»]; 16. http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»]; 17. http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений]; 18. http://www.mioo.ru [Сайт Московского института открытого образования]; 19. http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»]; 20. http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»]; 21. http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»]; 22. http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»]; 23. http://www.uchportal.ru [Учительский портал]; 24. http://w.school2100.ru/ 25. http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»]; 26. http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам]. Средства информационных и коммуникационных технологий Компьютер учителя Компьютер для учащихся Телевизор Видеомагнитофон DVD – плеер Флеш – память Наглядные средства обучения  Демонстрационные презентации к урокам      Портреты ученых биологов Лабораторное оборудование 1. Чашки Петри 2. Пробирки 3. Химические стаканы 4. Пинцеты 10 11 5. Предметные стекла 6. Покровные стекла 7. Микроскопы 8. Готовые микропрепараты по ботанике. Демонстрационный материал 1. Гербарий «Основные группы растений» 2. Гербарий «Дикорастущие растения» 3. Гербарий «Лекарственные растения» 4. Гербарий «Деревья и кустарники» 5. Гербарий "Водоросли, мхи, лишайники, грибы" 6. Гербарии раздаточные "Основные отделы растений" Комплекты таблиц: Растения и окружающая среда Растение живой организм Общее знакомство с цветковыми растениями Вещества растений. Клеточное строение растений Список таблиц по биологии растений. Царства Бактерии и Грибы. Царство растения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада  Многоклеточная зеленая водоросль улотрикс  Зеленый мох. Кукушкин лен  Мох сфагнум  Папоротник щитовник мужской  Хвощ и плаун  Бактерии  Шляпочные грибы Плесневелые грибы – дрожжи Грибы – паразиты             Набор "Плодовые тела шляпочных грибов" Набор муляжей томатов Набор муляжей овощей Набор удобрений Коллекция "Плоды сельскохозяйственных растений" Влажные препараты: Корень бобовых растений с клубеньками Дидактический материал по ботанике Константинов В.М., Дорохина Л.Н., “Биология” 6 класс Демонстрационные таблицы” 11 12 Кроссворды  Тесты 12

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018