Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)
Оценка 5

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
6 кл
05.01.2017
Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)
В данной программе представлен учебно – тематический план, дано распределение учебных часов по разделам. Сам тематический план очень подробный: содержание разделов примерной ООП ООО, тема программы и урока, лабораторные работы, параграф, основное содержание, предметные результаты, метапредметные и личностные результаты, вид деятельности ученика.
6 класс.docx
Учебно – тематический план Распределение учебных часов по разделам Тема (глава) Наука о растениях — ботаника № п/п 1 2 Органы растений 3 Основные процессы жизнедеятельности растений 4 Многообразие и развитие растительного мира 5 Природные сообщества Всего часов Количество часов Лабораторные работы Экскурсии 4 9 6 11 5 35 4 1 1 6 1 1 Содержание разделов примерной программы Ср оки про вед ени я Многообразие  растений, принципы их  классификации.  Усложнение  растений в процессе  эволюции программы  и урока. Лабораторные работы. Параграф. 1. Царство  Растения.  Внешнее  строение и  общая  характеристи ка растений № п.п 1. 2.  С е н т я б р ь С е н т я б р ь 2.  Многообразие жизненных  форм растений Система и эволюция органического мира. Взаимосвязи  организмов и  окружающей среды.  Методы изучения  живых организмов: наблюдение,  измерение, эксперимент Представление о жизненных  формах растений, примеры.  Связь жизненных форм  растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств  наиболее крупных категорий  жизненных форм растений:  деревьев, кустарников,  кустарничков,  полукустарников, трав Распознавать и  характеризовать  растения  различных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь  жизненных форм растений со средой их  обитания Тема Основное содержание Предметные  результаты Метапредметные и Вид деятельности ученика личностные результаты Тема 1. Наука о растениях — ботаника (4 ч) Царства живой природы.  Внешнее строение, органы растения.  Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений.  История использования и изучения  растений. Семенные и  споровые растения. Наука о  растениях — ботаника Называть царства живой  природы. Приводить  примеры различных  представителей царства  Растения. Давать  определение науке ботанике. Описывать историю  развития науки о растениях.  Характеризовать внешнее  строение растений.  Осваивать приёмы работы с  определителем растений. Объяснять отличие  вегетативных органов от  генеративных. Использовать  информационные ресурсы  для подготовки презентации  сообщения о роли растений  в природе, об истории  использования растений  человеком. Приводить примеры значение  ботанических знаний. Называть основные царства живых организмов. Давать определение термину  ботаника Распознавать и описывать  жизненные формы растений. Объяснять роль растений в  природе и жизни человека. Распознавать и описывать  основные органы растения Сравнивать высшие и низшие  растения на примере папоротников  и водорослей. Доказывать, что растение – живой организм (биосистема). Метапредметные:  Овладение учебными  умениями: работать с  учебной и справочной  литературой, логично  излагать материал; умение  работать с информацией:  самостоятельно вести  поиск источников  (справочные издания на  печатной основе и в виде  СО, периодические  издания, ресурсы  Интернета); проводить  анализ и обработку  информации. Личностные: Ориентация в межличностных  отношениях. Умение  выделять нравственный  аспект поведения.   Самоопределение. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ 3. 4.  С е н т я б р ь С е н т я б р ь Клеточное строение  организмов. Клетки  растений. Половое  размножение. Рост и развитие  организмов 3.  Клеточное  строение  растений. Свойства  растительной  клетки Клетка как основная  структурная единица  растения. Строение  растительной клетки:  клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли,  пластиды.  Жизнедеятельность клетки.  Деление клетки. Клетка —  живая система. Особенности  растительной клетки Приводить примеры  одноклеточных и  многоклеточных растений.  Называть органоиды клеток  растений. Характеризовать  основные процессы  жизнедеятельности клетки.  Обобщать знания и делать  выводы о взаимосвязи  работы всех частей клетки.  Находить отличительные  признаки растительной  клетки Клетки, ткани и  органы растений.  Отличительные  признаки живых  организмов 4. Ткани  растений Понятие о ткани растений.  Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая.  Причины появления тканей.  Растение как целостный  живой организм, состоящий  из клеток и тканей. Давать определение ткани. Распознавать различные  ткани растений.  Устанавливать взаимосвязь  строения и функций тканей.  Объяснять значение  покровных тканей в жизни  растения. Характеризовать  особенности строения и  функции основной ткани. фактов или явлений. Личностные:  Формирование  познавательных интересов  и мотивов к изучению  биологии и общению с  природой. Метапредметные: Умение  слушать и вступать в  диалог. Планирование  своей деятельности для  решения поставленной  задачи. Овладение  учебными умениями:  логично излагать материал; анализировать текст,  таблицу, рисунок и на этой основе формулировать  выводы. Личностные:  Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать обобщения и выводы). Метапредметные: Умение  слушать и вступать в  диалог. Планирование  своей деятельности для  решения поставленной  задачи. Овладение  учебными умениями:  логично излагать материал; анализировать текст,  таблицу, рисунок и на этой основе формулировать  выводы. Личностные:  Формирование  познавательных интересов  и мотивов к изучению  Распознавать и описывать: ­ клеточное строение  кожицы лука, мякоти плода; ­ деление клетки, рост Называть клеточные структуры и  их значение. Сравнивать по заданным  критериям строение клетки  кожицы лука и клетки мякоти  листа. Объяснять возможность  определения по внешнему виду  растения состояние процессов его  жизнедеятельности. Распознавать и описывать   строение и функции тканей  растений. Давать определение термину  «ткань». Объяснять последствия для  растения  нарушения человеком  покровной ткани. 5. 6. О к т я б р ь  О к т я б р ь Размножение  организмов. Органы растений.  Рост и развитие  организмов. Методы изучения  живых организмов:  наблюдение, измерение,  эксперимент 1. Семя, его  строение и  значение.  Лабораторная  работа № 1 «Изучение  строения  семян  однодольных и двудольных  растений» Взаимосвязи  организмов и окружающей  среды. Среда —  источник веществ, энергии и  информации 2. Условия  прорастания  семян Семя как орган размножения растений. Строение семени:  кожура, зародыш, эндосперм, семя до ли. Строение зародыша  растения. Двудольные и  однодольные растения. Прорастание семян. Пророс  ток, особенности его  строения. Значение семян в  природе и жизни человека Тема 2. Органы растений (9 ч) Объяснять роль семян в  природе. Характеризовать функции  частей семени. Описывать  строение зародыша  растения. Устанавливать  сходство проростка с  зародышем семени.  Описывать стадии  прорастания семян.  Называть отличительные  признаки семян двудольных  и однодольных.  Использовать  информационные ресурсы  для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводить  наблюдения, фиксировать  результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным  оборудованием Описывать роль воды в  прорастании семян.  Объяснять значение  запасных питательных веществ в прорастании  семян. Приводить примеры  зависимости прорастания  семян от температурных  условий. Прогнозировать  сроки посева семян  отдельных культур Значение воды и воздуха для  прорастания семян. Запасные питательные вещества  семени. Температурные  условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева  семян Назвать значение семян. Давать определение терминам  двудольные и однодольные  растения   Распознавать и описывать по  рисунку строение семян  однодольных и двудольных  растений. Устанавливать соответствие  между частями семени и органами  проростка. Сравнивать по определенным  критериям семена двудольных и  однодольных растений.     биологии и общению с  природой. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ ледственные связи, делать  обобщения и выводы). М. Умение соотносить  свой действия с  планируемыми  результатами,  осуществлять контроль  своей деятельности в  процессе достижения  результата, определять  способы действий в рамках предложенных условий и  требований,  корректировать свои  действия в связи с  изменяющейся ситуацией. Л. Формирование  осознанного и 7. 8. О к т я б р ь О к т я б р ь Взаимосвязи  организмов и окружающей  среды. Методы  изучения живых  организмов:  наблюдение,  измерение,  эксперимент 3. Корень, его  строение и  значение Типы корневых систем  растений. Строение корня — зоны  корня: конус нарастания,  всасывания, проведения,  деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения  корней. Значение корней в  природе. Клетки, ткани и  органы растения. Рост и  развитие растений. Методы  изучения живых  организмов: наблюдение,  измерение, эксперимент 4. Побег, его  строение и раз витие Побег как сложная система.  Строение побега. Строение  почек. Вегетативная,  цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост  побегов из почек. Прищипка  и пасынкование. Спящие  почки. доброжелательного  отношения к мнению  другого человека.  Оценивание результатов  своей деятельности на  уроке. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные:  Формирование  познавательных интересов  и мотивов к изучению  биологии и общению с  природой. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные:  Формирование  Различать и определять типы корневых систем на  рисунках, гербарных  экземплярах, натуральных  объектах. Называть части корня.  Устанавливать взаимосвязь  строения и функций частей  корня. Объяснять особенности.  Проводить наблюдения за  изменениями в верхушечной  части корня в период роста. Характеризовать значение  видоизменённых корней для растений.  Проводить наблюдения и  фиксировать их результаты  во время выполнения  лабораторной работы.  Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным  оборудованием Называть части побега.  Определять типы почек на  рисунках, фотографиях,  натуральных объектах.  Характеризовать почку как  зачаток нового побега.  Объяснять назначение  вегетативных и  генеративных почек.  Объяснять роль прищипки и  пасынкования в растениеводстве.  Наблюдать и исследовать  строение побега на примере  Распознавать и описывать: ­ виды корней, ­ зоны корня, Устанавливать соответствие Между видоизменениями корня и  его функциями Сравнить по заданным  критериям типы корневых систем. Различать корневые системы  однодольных и двудольных  растений Распознавать и описывать на  живых объектах строение: ­ побега; ­ почки. Доказывать, что почка –  видоизмененный побег. Отличать вегетативную почку от  генеративной почки 9. О к т я б р ь 10. Клетки, ткани и  органы растения.  Рост и развитие растений 5. Лист, его  строение и  значение Внешнее строение листа.  Внутреннее строение листа:  кожица, мякоть, жилки.  Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц.  Значение листа для растения: фотосинтез, испарение,  газообмен. Листопад, его  роль в жизни растения. Видоизменения листьев 6. Стебель, его строение и  значение Рост и развитие.  Органы растений. Методы  изучения живых  организмов: наблюдение,  измерение, эксперимент Внешнее строение стеб ля.  Типы стеблей. Внутреннее  строение: древесина,  сердцевина, камбий, кора, луб, корка. Функции стебля.  Видоизменения стебля у  надземных и подземных  побегов (корневище,  клубень, луковица). домашнего растения. Сравнивать побеги разных  растений и находить их  различия. Изучать строение почек на  натуральных объектах,  делать выводы. Соблюдать  правила работы в кабинете  биологии, работы с  лабораторным  оборудованием Определять части листа на  гербарных экземплярах,  рисунках. Различать простые и  сложные листья.  Характеризовать внутреннее строение листа, его части.  Устанавливать взаимосвязь  строения и функций лис та. Характеризовать  видоизменения листьев у  растений Описывать внешнее  строение стебля, приводить  примеры различных типов  стеблей. Называть внутренние части  стебля растений и их  функции. Определять  видоизменения надземных и  подземных побегов на  рисунках, фотографиях, натуральных объектах.  Изучать и описывать  строение подземных  побегов, отмечать их  познавательных интересов  и мотивов к изучению  биологии и общению с  природой. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные:  Формирование  познавательных интересов  и мотивов к изучению  биологии и общению с  природой. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные:  Формирование  Распознавать и описывать по  рисунку или на живых объектах  строение листа. Рассматривать на готовых  микропрепаратах и описывать  клеточное строение листа. Выделять условия жизни,  влияющие на видоизменения  листьев. Называть функции стебля. Распознавать и описывать на  живых объектах внешнее строение  стебля. Устанавливать соответствие  между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную  функцию. Объяснять взаимосвязь стебля с  другими органами растения. 11. Органы растений.  Рост, развитие и  размножение растений 7. Цветок, его  строение и  значение Цветок как видоизменённый  укороченный побег,  развивающийся из генеративной почки.  Строение цветка. Роль  цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок  в цветке. Соцветия, их  разнообразие. Цветение и  опыление растений. Опыление как условие  оплодотворения. Типы  опыления (перекрёстное,  самоопыление Переносчики  пыльцы. Ветроопыление различия. Фиксировать результаты  исследований. Соблюдать  правила работы в кабинете,  обращения с лабораторным  оборудованием Определять и называть части цветка на рисунках,  фотографиях, натуральных  объектах. Называть функции частей  цветка. Различать и называть типы  соцветий на рисунках и  натуральных объектах. Характеризовать значение  соцветий. Объяснять  взаимосвязь опыления и  оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы  опыления у растений.  Устанавливать взаимосвязь  функций частей цветка и поведения  животных в период  опыления познавательных интересов  и мотивов к изучению  биологии и общению с  природой. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные:  Формирование  познавательных интересов  и мотивов к изучению  биологии и общению с  природой. Распознавать и описывать по  рисункам: ­ строение цветка ветроопыляемых  растений и насекомоопыляемых  растений; типы соцветий. Объяснять взаимосвязь строения  цветка и его опылителей. Выявлять приспособления  растений к опылению на примере  строения цветка и соцветий. Сравнивать по заданным  критериям строение цветков  различных растений. 12. 13. 14. Половое  размножение. Органы растений.  Взаимосвязи  организмов и  окружающей среды 8. Плод.  Разнообразие  и значение плодов Строение плода.  Разнообразие плодов.  Цветковые  (покрытосеменные) растения. Распространение  плодов и семян. Значение плодов в  природе и в жизни человека. 9. Обобщение  и  систематизац ия знаний по  материалам  темы 2 Объяснять процесс  образования плода.  Определять типы плодов и  классифицировать их по  рисункам, фотографиям,  натуральным объектам. Описывать способы  распространения плодов и семян на основе  наблюдений. Использовать  информационные ресурсы  для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека. Обобщать и  систематизировать знания по теме 2, делать выводы. Отвечать на итоговые  вопросы темы. Выполнять  задания для самоконтроля.  Высказывать своё мнение по  проблемным вопросам. Обсуждать выполнение  создаваемых проектов.  Оценивать свои достижения  и достижения одноклассников по  усвоению учебного  материала Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следствен­ные связи,  делать обобщения и  выводы). Метапредметные:  Обобщать и  систематизировать знания  по теме, делать выводы.  Овладение  коммуникативными  умениями и опытом  межличностных  коммуникаций,  корректного ведения  диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных  отношениях. Умение  выделять нравственный  аспект поведения.   Самоопределение. Процессы  жизнедеятельности:  питание,  фотосинтез.  Регуляция  1 Минеральное  питание  Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч) Метапредметные:  Овладение учебными  умениями: работать с  учебной и справочной  литературой, логично  Объяснять роль корневых  волосков в механизме  почвенного питания.  Обосновывать роль  почвенного питания в жизни  Вода как необходимое  условие минерального  (почвенного) питания. Извлечение растением из  почвы Давать определение термину  покрытосемянные. Распознавать и описывать по  рисункам, коллекциям строение  плодов. Приводить примеры растений с  различными типами плодов. Выделять приспособления для  распространения плодов. Называть признаки взаимосвязи  органов. Доказывать, что растение –  биосистема. Объяснять влияние окружающей  среды на растения. Описывать механизм почвенного  питания. Объяснять роль и механизм  почвенного питания в жизни процессов жизнедеятельности.  Взаимосвязи  организмов и  окружающей среды растений и значение  воды.  Лабораторная  работа № 2  Передвижение воды и  минеральных  веществ в  растении». растворённых в воде  минеральных солей. Функция корневых  волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению.  Значение минерального  (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в  жизни растения. Экологические  группы растений   по   отношению   к воде растений. Сравнивать и  различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.  Устанавливать взаимосвязь  почвенного питания  растений и условий внешней  среды. Использовать  информационные ресурсы  для подготовки презентации  проекта о  приспособленности к воде  растений разных  экологических групп Процессы  жизнедеятельности:  питание,  фотосинтез.  Регуляция  процессов жизнедеятельности.  Взаимосвязи  организмов и  окружающей среды 2.  Воздушное  питание  растений.  Космическая  роль зеленых  растений Условия образования  органических веществ в  растении. Зелёные растения —  автотрофы. Гетеротрофы как  потребители готовых  органических веществ. Значение  фотосинтеза в природе Характеризовать условия,  необходимые для воздушного  питания растений. Объяснять  роль зелёных листьев в  фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов,  находить различия в их  питании. Обосновывать космическую  роль зелёных растений. Использовать информационные  ресурсы для подготовки  сообщения о роли фотосинтеза  на нашей планете растений. Объяснять влияние удобрений на  растения Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических  веществ. Определять роль органов  растений в образовании и  перераспределении органических  веществ. Объяснять космическую роль  зеленых растений. излагать материал; умение  работать с информацией:  самостоятельно вести  поиск источников  (справочные издания на  печатной основе и в виде  СО, периодические  издания, ресурсы  Интернета); проводить  анализ и обработку  информации. Личностные: Формирование познавательных   интересов и   мотивов   к   изучению биологии   и   общению   с природой. Метапредметные: Умение  слушать и вступать в  диалог. Планирование  своей деятельности для  решения поставленной  задачи. Овладение  учебными умениями:  логично излагать материал; анализировать текст,  таблицу, рисунок и на этой основе формулировать  выводы. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следствен­ные связи,  делать обобщения и  выводы). Процессы  жизнедеятельности:  питание,  фотосинтез.  Взаимосвязь  3. Дыхание и  обмен  веществ у  Роль дыхания в жизни  растений. Сравнительная  характеристика процессов  дыхания и фотосинтеза. Об­ Определять сущность  процесса дыхания у  растений. Устанавливать взаимосвязь  процессов дыхания и  Метапредметные: Умение  слушать и вступать в  диалог. Планирование  своей деятельности для  решения поставленной  Описывать опыты,  подтверждающие дыхание  растений. Выделять приспособления  растений для дыхания. 15. 16. организмов и  окружающей среды. Роль   человека   в биосфере растений мен веществ в организме как  важнейший признак жизни.  Взаимосвязь 17   Размножение.  Бесполое и половое  размножение. Половые клетки.  Оплодотворение.  Рост и развитие организмов 4. Размножение  и  оплодотворен ие у растений  Размножение как  необходимое свойство  жизни. Типы размножения: бесполое и половое.  Бесполое размножение —  вегетативное и размножение  спорами. Главная  особенность полового размножения.  Особенности  оплодотворения у цветковых растений. Двойное  оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина Сравнивать по заданным  критериям процессы фотосинтеза  и дыхания. Описывать процессы опыления и  оплодотворения цветковых  растений. Выделять отличительные  особенности полового и бесполого  размножени1. Отличать оплодотворение от  опыления. фотосинтеза, проводить их  сравнение. Давать определения понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен  веществ как важный признак жизни Характеризовать значение  размножения живых  организмов. Называть и описывать  способы бесполого  размножения, приводить  примеры. Обосновывать  биологическую сущность  бес­ полого размножения.  Объяснять биологическую  сущность полового  размножения. Называть  основные особенности  оплодотворения у цветковых растений. Доказывать  обоснованность определения «двойное оплодотворение»  применительно к цветковым  растениям. Сравнивать  бесполое и половое  размножение растений, находить их  различия задачи. Овладение  учебными умениями:  логично излагать материал; анализировать текст,  таблицу, рисунок и на этой основе формулировать  выводы. Личностные:  Формирование  познавательных интересов  и мотивов к изучению  биологии и общению с  природой. Метапредметные:  Овладение учебными  умениями: работать с  учебной и справочной  литературой, логично  излагать материал; умение  работать с информацией:  самостоятельно вести  поиск источников  (справочные издания на  печатной основе и в виде  СО, периодические  издания, ресурсы  Интернета); проводить  анализ и обработку  информации. Личностные:  Формирование  познавательных интересов  и мотивов к изучению  биологии и общению с  природой. 18. 19. 20. 5. Вегетативное  размножение  растений и его использовани е человеком.  Лабораторная  работа № 3 «Вегетативное  размножение  комнатных  растений» 6. Рост   развитие растений и Размножение. Бес  полое размножение.  Методы изучения  живых организмов: наблюдение,  измерение, эксперимент   Рост и развитие  организмов.  Экологические  проблемы.  Последствия  деятельности  человека в  экосистемах. Взаимосвязи  организмов и   среды окружающей Особенности вегетативного  размножения, его роль в  природе. Использование  вегетативного размножения  человеком: прививки, куль тура тканей. Характерные черты  процессов роста и развития  растений. Этапы  индивидуального развития  растений. Зависимость  процессов роста и раз­ вития от условий среды  обитания. Периодичность  протекания жизненных  процессов. Суточные и  сезонные ритмы.  Экологические факторы:  абиотические, биотические, антропогенные, их влияние  на жизнедеятельность  растений. Называть характерные черты вегетативного размножения  растений. Сравнивать  различные способы и приёмы работы в процессе  вегетативного размножения  растений. Применять знания о  способах вегетативного  размножения в практических целях. Формировать умения  проведения черенкования в  ходе выполнения  лабораторной работы.  Наблюдать за развитием  корней у черенка и  фиксировать результаты.  Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с  лабораторным  оборудованием Называть основные черты,  характеризующие рост растения. Объяснять процессы  развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста  и развития. Характеризовать этапы  индивидуального раз­ вития растения. Устанавливать зависимость  роста и развития растений от условий среды. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следствен­ные связи,  делать обобщения и  выводы). Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные: Ориентация в межличностных  отношениях. Умение  выделять нравственный  аспект поведения.   Самоопределение. 7. Обобщение и  систематизац Обобщать и  систематизировать знания по теме 3, делать выводы. Отвечать на итоговые  Умение   определять   цели обучения,   ставить   и формулировать   для   себя новые   задачи   в   учёбе   и Приводить примеры растений,  размножающихся вегетативно. Называть способы вегетативного  размножения. Распознавать и описывать  способы вегетативного  размножения. Наблюдать за развитием растения  при вегетативном размножении. Распознавать и описывать по  рисунку стадии развития растения  и их последовательность. Выделять различия между  процессами роста и развития. Приводить примеры гибели  растений от влияния условии  среды. ия знаний по  материалам  темы 3 вопросы темы. Выполнять задания для  самоконтроля. Высказывать своё мнение по  проблемным вопросам. познавательной деятельности,   развивать мотивы   и   интересы   своей познавательной деятельности;   Владение умением   применять   и преобразовывать   знаки   и символы,   для   решения учебных и познавательных задач 1.  Систематика  растений, её  значение для  ботаники Происхождение названий  отдельных растений.  Классификация растений.  Вид как единица  классификации. Название  вида. Группы царства  Растения. Роль систематики  в изучении растений Приводить примеры  названий различных  растений.  Систематизировать растения по группам.  Характеризовать единицу  систематики — вид.  Осваивать приёмы работы с  определителем растений. Объяснять  значение систематики  растений для ботаники. Использовать  информационные ресурсы  для подготовки   презентации сообщения   о   деятельности К.   Линнея   и   роли   его исследований в биологии Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч) Метапредметные:  Овладение учебными  умениями: работать с  учебной и справочной  литературой, логично  излагать материал; умение  работать с информацией:  самостоятельно вести  поиск источников  (справочные издания на  печатной основе и в виде  СО, периодические  издания, ресурсы  Интернета); проводить  анализ и обработку  информации. Личностные:  Формирование  познавательных интересов  и мотивов к изучению  биологии и общению с  природой. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  Выделять и описывать  существенные признаки  водорослей. Характеризовать главные  черты, лежащие в основе систематики  водорослей. Распознавать  водоросли на рисунках,  гербарных материалах. Сравнивать водоросли с  2. Водоросли, их многообразие  в природе.  Лабораторная  работа № 4 «Изучение  строения  Общая характеристика.  Строение, размножение водорослей.  Разнообразие водорослей.  Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли.  Значение водорослей в  природе. Использование  водорослей человеком 21. 22. Многообразие  растений, принципы их  классификации. Вид — основная  систематическая  единица Водоросли.  Разнообразие организмов.  Значение растений в природе и жизни человека Давать определение термину  низшие растения. Распознавать водоросли  различных отделов. Распознавать и описывать  внешнее строение водорослей. Объяснять роль водорослей в  природе и жизни человека. Сравнивать по заданным водорослей» 23. Усложнение  растений в процессе  эволюции.  Многообразие  растений, принципы  их классификации 3. Отдел  Моховидные.  Общая  характеристи ка и значение. Лабораторная  работа № 5 «Изучение  строения мхов  (на местных  видах)» Моховидные, характерные  черты строения. Классы:  Печёночники и Листостебельные, их  отличительные черты.  Размножение (бесполое и  половое) и развитие  моховидных. Моховидные  как споровые растения. Значение мхов в  природе и в жизни человека. критериям одноклеточные и  многоклеточные водоросли. Давать определение термину  высшие растения. Распознавать и описывать: ­ строение мхов, ­ растения отдела Мохообразные. Выявлять приспособления  растений в связи с выходом на  сушу. Объяснять происхождение  наземных растений на примере  сопоставления мхов и зеленых  водорослей. фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать обобщения и выводы). Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные:  Формирование  познавательных интересов  и мотивов к изучению  биологии и общению с  природой. наземными растениями и  находить общие признаки. Объяснять процессы  размножения у  одноклеточных и  многоклеточных  водорослей. Использовать  информационные ресурсы  для подготовки сообщения о  значении водорослей в  природе и для человека Сравнивать представителей  различных групп растений от дела, делать выводы.  Называть существенные  признаки мхов. Распознавать  представителей моховидных на рисунках, гербарных  материалах, живых  объектах. Характеризовать  признаки принадлежности моховидных к высшим  споровым растениям.  Объяснять процессы  размножения и развития  моховидных, их  особенности. Устанавливать взаимосвязь  строения мхов и их  воздействия на среду  обитания. Изучать и  сравнивать внешнее  строение зелёного мха  (кукушкина льна) и белого  мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия.  Фиксировать результаты  исследований. Соблюдать  правила работы в кабинете,  обращения с лабораторным  оборудованием 24. Усложнение  растений в процессе  эволюции. Значение растений в природе  и жизни человека 25. Рост, развитие и  размножение  растений.   Голосеменные.  Основные  растительные  сообщества Характерные черты высших  споровых растений.  Чередование полового и  бесполого размножения в  цикле развития. Общая  характеристика отделов: Плауновидные,  Хвощевидные,  Папоротниковидные, их  значение в природе и жизни  человека 4. Плауны.  Хвощи.  Папоротники. Их общая  характеристи ка.  Лабораторная  работа № 6 «Изучение  строения  папоротника  (хвоща)» 5. Отдел  Голосеменные . Общая  характеристи ка и значение. Лабораторная  работа № 7 «Изучение  строения  голосеменных  растений» Общая характеристика  голосеменных. Расселение  голосеменных по поверхности Земли.  Образование семян как свидетельство  более высокого уровня  развития голосеменных по  сравнению со споровыми. Особенности строения и  развития представителей класса  Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в  природе и жизни человека Находить общие черты  строения и размножения  плаунов, хвощей,  папоротников, черты их  отличия. Сравнивать  особенности строения и  размножения мхов и  папоротников, делать  выводы о прогрессивном  строении папоротников.  Обосновывать роль  папоротникообразных в природе и необходимость  охраны исчезающих видов.  Использовать  информационные ресурсы  для подготовки презентации  проекта о разнообразии и  роли высших споровых  растений в природе Выявлять общие черты  строения и развития  семенных растений. Осваивать приёмы работы с  определителем растений.  Сравнивать строение споры  и семени, находить  преимущества. Объяснять  процессы размножения и  развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной  деятельности человека для  жизни голосеменных. Использовать  информационные ресурсы  для подготовки презентации  проекта о значении хвойных лесов России Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следствен­ные связи,  делать обобщения и  выводы). Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные:  Формирование  познавательных интересов  и мотивов к изучению  биологии и общению с  природой. Давать определение термину  высшие растения.  Распознавать и описывать: ­ строение папоротников; ­ растения отдела  Папоротникообразные. Давать определение термину  голосеменные растения. Распознавать растения отдела  Голосеменные растения. Описывать процесс размножение  сосны. Распознавать и описывать  строение хвои и шишек наиболее  представителей голосеменных. Выделять приспособления  голосеменных растений для жизни  в условиях дефицита влаги. 26. Усложнение  растений в процессе  эволюции.  6. Отдел  Покрытосеме Особенности строения,  размножения и развития.  Сравнительная Выявлять черты усложнения организации  покрытосеменных. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  Давать определение термину   покрытосеменные растения. Распознавать растения отдела Покрытосеменные  растения, принципы  их классификации. Охрана редких и  исчезающих видов  растений нные. Общая характеристи ка и значение. Лабораторная  работа № 8 «Изучение  строения  покрытосеменн ых растений» характеристика  покрытосеменных и голосеменных растений.  Более высокий уровень  развития покрытосеменных  по сравнению с  голосеменными, лучшая  приспособленность к различным условиям  окружаю щей среды.  Разнообразие жизненных  форм покрытосеменных.  Характеристика классов  Двудольные и Однодольные  растения, их роль в природе и жизни человека.  Охрана редких и исчезающих видов 27. 7. Семейства  класса  Двудольные Разнообразие  организмов. Важнейшие  сельскохозяйственн ые куль туры.  Ядовитые растения.  Роль человека в  биосфере Общая характеристика.  Семейства: Розоцветные, Мотыльковые,  Крестоцветные, Паслёновые,  Сложноцветные.  Отличительные признаки  семейств. Значение в  природе и в жизни человека.  Сельскохозяйственные куль  туры Сравнивать и находить  признаки сходства и отличия в строении и  жизнедеятельности покрытосеменных и  голосеменных. Применять  приёмы работы с  определителем растений. Устанавливать  взаимосвязь  приспособленности  покрытосеменных к  условиям среды. Выделять и сравнивать существенные  признаки строения  однодольных и двудольных  растений. Объяснять  причины использования  покрыто­ семенных для выведения  культурных форм.  Использовать  информационные ресурсы  для подготовки презентации  проекта об охраняемых  видах покрытосеменных  растений Выделять основные  признаки класса  Двудольные. Описывать  отличительные признаки  семейств класса. Распознавать  представителей семейств на  рисунках, гербарных  материалах, натуральных  объектах. Применять  приёмы работы с  определителем растений. Использовать  информационные ресурсы  для подготовки презентации  Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать  строение цветкового растения. Сравнивать по заданным  критериям, используя данные  информационной таблицы: ­ покрытосеменные и голосеменные растения; ­ однодольные и двудольные  растения. умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные: Овладение  интеллектуальными  умениями (сравнивать,  классифицировать,  устанавливать причинно­ следственные связи, делать обобщения и выводы). Распознавать и описывать  наиболее распространенные в  данной местности растения  семейства класса Двудольные. Определять принадлежность  растений к классу Двудольные. Метапредметные:  Овладение  исследовательскими  умениями: определять  цели, этапы и задачи  работы, самостоятельно  моделировать и проводить  наблюдение и на его  основе получать новые  знания; осуществлять  фиксирование и анализ  фактов или явлений. Личностные:  Формирование  познавательных интересов  и мотивов к изучению 28. 29. Разнообразие  организмов. Охрана редких и  исчезающих видов  растений. Важнейшие  сельскохозяйственн ые куль туры 8. Семейства  класса  Однодольные Общая характеристика.  Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки.  Отличительные признаки.  Значение в природе, жизни  человека. Исключи тельная  роль злаковых растений Эволюция растений. Результаты  эволюции:  многообразие видов, приспособленность  организмов к среде обитания.  Охраняемые виды 9.  Историческое  развитие  растительного мира Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели  Земли. История развития растительного  мира. Выход растений на  сушу. Характерные черты приспособленности к  наземному образу жизни.  Н.И. Вавилов о результатах  эволюции растений, направляемой человеком.  Охрана редких и исчезающих видов проекта о роли растений  класса Двудольные в  природе и в жизни человека Выделять признаки класса  Однодольные. Определять  признаки деления классов  Двудольные и Однодольные  на семейства. Описывать  характерные черты семейств класса Однодольные.  Применять приёмы работы с  определителем растений. Приводить  примеры охраняемых видов.  Использовать  информационные ресурсы  для подготовки презентации  проекта о практическом  использовании растений  семейства Однодольные, о  значении злаков для живых  организмов Объяснять сущность  понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы  эволюции организмов на  Земле. Выделять этапы развития  растительного мира. Называть черты  приспособленности растений к наземному образу жизни. Использовать  информационные ресурсы  для подготовки сообщения о  редких и исчезающих видах  растений биологии и общению с  природой. Метапредметные:  Овладение учебными  умениями: работать с  учебной и справочной  литературой, логично  излагать материал; умение  работать с информацией:  самостоятельно вести  поиск источников  (справочные издания на  печатной основе и в виде  СО, периодические  издания, ресурсы  Интернета); проводить  анализ и обработку  информации. Личностные:  Формирование  познавательных интересов  и мотивов к изучению  биологии и общению с  природой. Метапредметные:  Обобщать и  систематизировать знания  по теме, делать выводы.  Овладение  коммуникативными  умениями и опытом  межличностных  коммуникаций,  корректного ведения  диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных  отношениях. Умение  выделять нравственный  аспект поведения.   Самоопределение. Распознавать растения семейств:  Лилейные , Злаки.. Определять принадлежность  растений к классу однодольные. Объяснять причины сокращения  численности редких и охраняемых  растений. Доказывать принадлежность  лилейных растений и злаков к  классу однодольных. Называть основные этапы  эволюции растительного мира. Выявлять основные признаки,  необходимые для существования  растений на суше. Объяснять процессы  жизнедеятельности основных  отделов растений. 30. Система и эволюция органического мира. Охраняемые виды.  Значение растений в природе и жизни человека. Роль  человека в биосфере 10.  Многообразие и  происхождени е культурных  растений.  Дары Старого и Нового  Света История происхождения  культурных растений.  Значение искусственного  отбора и селекции.  Особенности культурных  растений. Центры их происхождения. Расселение  растений. Сорные растения,  их значение. Дары Старого  (пшеница, рожь, капуста,  виноград, банан) и Нового (картофель, томат, тыква)  Света. История и центры их  появления. Значение  растений в жизни человека. 31. 11.  Обобщение и  систематизац ия знаний по  материалам  Называть основные признаки отличия культурных  растений от дикорастущих.  Объяснять способы  расселения растений по  земному шару.  Характеризовать роль  человека в появлении многообразия культурных  растений. Приводить  примеры культурных  растений своего региона.  Характеризовать роль  сорных растений в природе и жизни человека.  Использовать  информационные ресурсы  для подготовки презентации  сообщения о жизни и  научной деятельности Н.И.  Вавилова.  Называть родину  наиболее распространённых культурных растений  (пшеницы, ржи, картофеля,  капусты, тыквы, томата,  банана и др.). Объяснять  причины вхождения  картофеля в ряд ведущих  сельскохозяйственных куль  тур России. Называть  причины широкого  использования человеком злаковых  растений — пшеницы, ржи и  ячменя. Характеризовать  значение растений в жизни  человека. Обобщать и  систематизировать знания по теме 4, делать выводы. Отвечать на итоговые  вопросы темы. Выполнять  задания для самоконтроля.  Приводить примеры культурных  и дикорастущих растений. Распознавать важнейшие  сельскохозяйственные растения. Называть центры происхождения  культурных растений Описывать происхождение и  значение растений на выбор. Объяснять способы расселения  культурных растений. Метапредметные:  Обобщать и  систематизировать знания  по теме, делать выводы.  Овладение  коммуникативными  умениями и опытом  межличностных  коммуникаций,  корректного ведения  диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных  отношениях. Умение  выделять нравственный  аспект поведения.   Самоопределение.   Умение оценивать правильность   выполнения учебной задачи, собственные   возможности её   решения,   владение основами   самоконтроля, темы 4   самооценки, принятия решений   и   осуществления осознанного   выбора   в учебной   и   познавательной деятельности Высказывать своё мнение по  проблемным вопросам. Обсуждать  выполнение создаваемых  проектов. Оценивать свои достижения  и достижения  одноклассников по  усвоению учебного  материала Тема 5. Природные сообщества (4 ч) 32. 33. Экосистемная  организация живой природы.  Экосистема.  Круговорот веществ и превращения энергии   1. Понятие о  природном  сообществе­ биогеоценозе и экосистеме  Понятие о природном  сообществе (биогеоценозе,  экосистеме). В.Н Сукачёв о  структуре природного  сообщества и   функциональном участии живых организмов в нём.  Круговорот веществ и по ток энергии как главное условие  существования природного  сообщества. Совокупность живого населения  природного сообщества  (биоценоз). Условия среды обитания   (биотоп). растений   Роль Результаты  эволюции:  многообразие видов, приспособленность  организмов к среде обитания.  Взаимосвязи  организмов и  окружающей среды 3. Совместная жизнь  организмов в  при­ родном сообществе Ярусное строения  природного сообщества —  надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие  форм живых организмов как  следствие ярусного строения  природных со­ обществ Объяснять сущность  понятия «природное  сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных  звеньев природного  сообщества. Оценивать роль  круговорота веществ и  потока энергии в  экосистемах. Выявлять преобладающие  типы природных сообществ  родного края.  Характеризовать влияние  абиотических факторов на  формирование природного  сообщества. Использовать  информационные ресурсы  для подготовки   сообщения   о природных сообществах Характеризовать условия  обитания растений в разных  ярусах природного  сообщества. Называть черты  приспособленности растений к существованию в условиях яруса. Работать в паре: приводить  примеры взаимодействия  живых организмов при  совместном Метапредметные:  Обобщать и  систематизировать знания  по теме, делать выводы.  Овладение  коммуникативными  умениями и опытом  межличностных  коммуникаций,  корректного ведения  диалога и дискуссии. Личностные: Ориентация в межличностных  отношениях. Умение  выделять нравственный  аспект поведения.   Самоопределение. Метапредметные:  Умение определять цели обучения, ставить   и   формулировать для   себя   новые   задачи   в учёбе   и   познавательной деятельности   развивать мотивы   и   интересы   своей познавательной деятельности; компетенции   в   области использования Называть основные типы  природных сообществ. Приводить примеры  естественных сообществ. Описывать видовой состав  природных сообществ. Объяснять,  почему   растения считаются   основой   круговорота веществ. Называть основные типы ярусов. Приводить примеры  взаимодействия живых организмов. Описывать видовой состав  природных сообществ. Объяснять,  почему   растения считаются   основой   природного сообщества. 34. 35. Результаты  эволюции:  многообразие видов, приспособленность  организмов к среде обитания.  Взаимосвязи  организмов и  окружающей среды 4. Смена  природных  сообществ и  её причины  Понятие о смене природных  сообществ. Причины смены:  внутренние и внешние. Естественные и  культурные природные со  общества, их особенности и  роль в биосфере.  Необходимость мероприятий по сохранению природных  сообществ. 1. Итоговый  контроль Контроль и систематизация  знаний по материалам курса  биологии 6 класса. Выявление уровня  сформированности основных видов учебной деятельности.  Обсуждение заданий на лето  обитании в природном  сообществе. Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых  организмов. Называть  причины появления  разнообразия живых   организмов   в   ходе эволюции Объяснять причины смены  природных сообществ.  Приводить примеры смены  природных сообществ,  вызванных внешними и  внутренними причинами.  Объяснять причины   неустойчивости культурных  сообществ — агроценозов.  Аргументировать  необходимость бережного  отношения к природным  сообществам. Систематизировать и  обобщать знания по темам  курса биологии 6 класса.  Использовать учебные  действия для формулировки ответов. Называть  представителей и  характеризовать отличительные признаки  царства Растения. Объяснять  строение и функции органов  и систем органов растений.  Устанавливать взаимосвязь  жизнедеятельности    (ИКТ­ информационно­ коммуникационных технологий компетенции) Личностные: Ориентация в межличностных  отношениях. Умение  выделять нравственный  аспект поведения.   Самоопределение. Метапредметные:  Умение устанавливать   причинно­   следственные связи, строить   логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и   по   аналогии)   и   делать выводы; владение монологической контекстной речью. Личностные: Ориентация в межличностных  отношениях. Умение  выделять нравственный  аспект поведения.   Самоопределение. Метапредметные:  Умение оценивать   правильность выполнения учебной   задачи,   собственные возможности   её   решения, владение   основами самоконтроля, самооценки, принятия решений   и   осуществления осознанного   выбора   в учебной   и   познавательной деятельности. Личностные: Ориентация в     Называть причины смены  природных сообществ. Приводить примеры  естественных сообществ. Описывать видовой состав  природных сообществ. Объяснять, необходимость  мероприятий по сохранению  природных сообществ. растительных организмов и  существования экосистем.  Излагать свою точу зрения  на необходимость принятия  мер по охране растительного мира. Выбирать задание на  лето, анализировать его  содержание межличностных  отношениях. Умение  выделять нравственный  аспект поведения.   Самоопределение.

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017