Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования

Медиа
Образовательные программы
Биология
6 кл
05.01.2017
doc
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, программы Министерства образования РФ: программа по предмету. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 6 классе являются: •социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; •приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: •ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; •развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; •овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной; •формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

программа по биологии 6 класс.doc

Пояснительная записка      Рабочая программа по биологии разработана  на основе Федерального государственного  образовательного стандарта осовного общего образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного  общего образования,  программы  Министерства образования РФ: программа по предмету. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 6  классе являются:  •социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,  обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её  норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;  •приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,  накопленных обществом в сфере биологической науки.  Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:  •ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;  •развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;  познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,  формированием интеллектуальных и практических умений;  •овладение ключевыми компетентностями: учебно­познавательной, информационной,  ценностно­смысловой, коммуникативной;  •формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе  познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально­ ценностного отношения к объектам живой природы.   Цель изучения учебного предмета. ­ приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; ­ изучение особенностей строения и жизнедеятельности бактерий, растений, грибов их  многообразие; ­ знакомство с индивидуальным и историческим развитием растений; ­ изучение структуры и функционирования биогеоценозов, их изменениями под влиянием  деятельности человека.  В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, формы и   методы обучения, но и современные, активные, инновационные методы и формы проведения  уроков: проектная деятельность, объяснительно­иллюстративное обучение, поисковая  деятельность. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет Биология включен в образовательную область Естествознание учебного  плана школы. Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана  в соответствии с Федеральным  компонентом государственного образовательного стандарта, федеральным базисным учебным планом. Рабочая программа составлена на основе: Программа:  Программа по биологии для 6 класса  авторов Сухова Т.С., Дмитриева Т.А. М: Издательский центр «Вентана­Граф», 2013. Описание места учебного предмета в учебном плане Количество часов в год – 70, количество часов в неделю – 2, лабораторных  работ – 11, практических работ – 5, опытов, проводимых в домашних условиях – 6 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета    Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный  предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых ­ изучение  природы.   Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания,  а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии,  проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости,  достоверности, ценности  биологических методов исследования объектов живой природы,  понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного  стремления к истине.    В качестве объектов ценностей труда и быта  выступают творческая созидательная  деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии  могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной,  творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать  гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей  профессиональной деятельности.    Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации  направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической  терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в  дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.    Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен  на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий  нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание  самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.    Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей,  предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой  природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой  природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности  основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются  по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и  государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные  результаты. Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность  обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых  социальных и межличностных отношений, ценностно­смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в  деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить  жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к  Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности;  усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского  общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе  ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых  познавательных интересов; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа  жизни и здоровьесберегающux технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой  природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и  общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям,  традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и  сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном  самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом  региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе  личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,  осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями,  со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,  учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил  индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,  угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и  рационального природопользования; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных  обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также  способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике,  самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации  учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению  индивидуальной образовательной траектории. Регулятивные УУД: 6­й  класс Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из  предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки  самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на  этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений  (учебных успехов). Познавательные УУД: 6­й  класс Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять  причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и  критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе  дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать  информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск  информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: 6­й класс Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,  распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога  (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также  использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 6­й класс 1­я линия развития – осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2­я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии: – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с  предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. 3­я линия развития – использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. 4­я линия развития –  объяснять мир с точки зрения биологии: – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,  измерение) и их роль в познании живой природы; – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться  увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения  препаратов. 6­я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни: – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены. Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной  области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его  преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных  представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной  терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Содержание учебного предмета           Введение (2 часа) Царство   Растения.   Внешнее   строение   и   общая   характеристика   растений.   Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Древние обитатели Земли – бактерии (5 часов) Как бактерии приспособились к жизни на планете. Значение бактерий. Роль болезнетворных  бактерий. Профилактика заболеваний. Можно ли бактерию назвать клеткой­ организмом. Грибы и лишайники – кто они? (2 часа) Что такое гриб. Местообитание грибов. Значение грибов в природе и в жизни человека.  Лишайники. Растительный мир Земли(10 часов) Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая   характеристика.   Отдел   Голосеменные.   Общая   характеристика   и   значение.   Отдел Покрытосеменные.   Общая   характеристика   и   значение.     Семейства   класса   Двудольные. Семейство   класса   Однодольные.  Историческое   развитие   растительного   мира   на   Земле. Использование растений человеком. Системная организация растительного организма(10 часов) Строение растительной клетки. Клетка – структурная единица всего живого. Ткань. Строение ткани.  Виды тканей и их функции. Строение тканей под микроскопом.
Покрытосеменные – господствующая группа растений современной планеты(16 часов) Покрытосеменные растения. Репродуктивные органы растений и их разнообразие. Отличие  репродуктивных и вегетативных  органов растений, обитающих в разных условиях. Строение  корня, побега, стебля, листа. Связь между строением клетки и выполняемой ею функцией.  Процессы жизнедеятельности организма.  Особенности полового размножения растений.  Строение и состав семян. Строение однодольных и двудольных растений. Космическая роль  растений.  Классификация отдела Покрытосеменные(15 часов) Признаки классов Однодольные и двудольные. Разнообразие двудольных растений: семейства  двудольных растений: Бобовые, Крестоцветные, Паслёновые, Розоцветные, Сложноцветные.  Разнообразие однодольных растений: семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки.  Значение растений в жизни человека.  Растения, живущие рядом с нами(4 часа) Природные сообщества. Единство живой и неживой природы. Приспособленность цветковых  растений к среде обитания. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Резерв (2 часа) Перечень учебно­методического обеспечения Книгопечатная продукция:  Т. С. Сухова Т. А. Дмитриева Биология. Живая природа. 6  класс: методическое пособие. – М.: «Вентана­Граф», 2013 год  Учебник: Т. С. Сухова, Т. А. Дмитриева Биология 6 класс: Живая природа, «Вентана­Граф», 2013 год Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса Комплект микропрепаратов «Ботаника 1» Комплект микропрепаратов «Ботаника2» Лупа препаровальная Микроскоп школьный Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ) Набор хим.посуды и принадлежн. для  лаб. работ по биологии (НПБЛ) Комплект  посуды и принадлежностей для проведения  лабораторных работ. Включает посуду,  препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др. Комплект оборудования для комнатных растений Лупа ручная Лупа штативная Муляжи Плодовые тела шляпочных грибов Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.) Коллекция «Голосеменные растения Гербарий «Основные группы растений» Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений,  экологические особенности разных групп Набор микропрепаратов по ботанике Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники
Ископаемые растения и животные Живые объекты Комнатные растения по экологическим группам Тропические влажные леса Влажные субтропики Сухие субтропики Пустыни и полупустыни Водные растения Список литературы Список литературы для учителя: 1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа,  2006, ­ 96с.; 2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И.  Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа; 3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники,  животные. 6­7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.­128с. 6ил. –  (Дидактические материалы); 4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену:  Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. ­127с.; Список литературы для учащихся: 1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 2007. – 304с. 6 ил. 2. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев,  3. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 2004, С. 92­684. 4. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 2007.  2005. – 528с.: ил. 350с. 5. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2­е изд. М.: Колос, 2005. 350с. 6. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание.  7. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил. 8. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль,  М.: 2006. – 556с.  2004. ­381с.: ил.
Итоговая контрольная работа по биологии за 1 полугодие Приложения к рабочей программе Вместо точек написать биологические термины 1. Наука, изучающая растений……… 2. Оболочка, цитоплазма, ядро – основные части ……. 3. Стебель, расположенный на нем листьями и почками называется ….. 4. Корни, отрастающие от стебля называются …….. 5. Главная функция корня…….. 6. При дыхании корни поглощают….. 7. Зачаточный побег – это……. 8. Ткань растительного организма, участвующая в образовании новых клеток….. 9. Сосуды и ситовидные трубки ( ксилема и флоэма) образуют ткань…… 10. Белки, жиры, углеводы – вещества ……. 11. Типы корневых систем – мочковатая и ……… 12. Кончик корня защищен ……. 13. Семя снаружи покрыта …….. 14. Количество семядолей в семени фасоли…… 15. Удаление ненужных боковых побегов называется …… 16. Почвенное питание растений осуществляется…….. 17. Виды жилковании листьев……….. 18. Основная функция зеленого листа…. Итоговая контрольная работа по биологии за 2 полугодие Выполните тестовые задания с одним правильным ответом: 1. Из каких отделов состоит головной мозг: 1) спинной мозг;  2) передний и средний мозг;  3) передний, средний и задний мозг;  4)  задний мозг. 2. Какой тип нервной системы присутствует у кишечнополостных животных (гидры): 1) сетчатая;  2) узловая;  лестничная;  4) трубчатая. 3. Какая часть нервной системы расположена в позвоночном канале: 1) спинной мозг;  2) головной мозг;  3) передний мозг;  4) средний мозг. 4. За координацию движений отвечает: 1) спинной мозг;  2) средний мозг;  3) мозжечок (отдел заднего мозга);  4) нервы. 5. Гипофиз выделяет гормоны, которые влияют на:
1) рост организма;  2) рост и обмен веществ;  3) зрение;  4)старение организма. 6. Зеленые пластиды называют: 1) хлоропластами;  2) хромопластами;  3) хромосомами. 7. Границей клетки и окружающей среды является: 1) цитоплазма;  2) межклеточное вещество;  3)оболочка. 8. Пластиды в растительных клетках бывают: 1) Синими, фиолетовыми, малиновыми; 2) Зелеными, желтыми, оранжевыми, бесцветными; 3) Зелеными, синими, красными, черными. 9. Цветковые растения имеют: 1) Корень и побег;  2) корень, побег, цветки, плоды с семенами;  3) побег, цветки,  плоды с семенами. 10.  Корневая система: 1) Удерживает растение в почве;  2) удерживает растение в почве и обеспечивает  поступление в него воды и питательных веществ;  3)  обеспечивает поступление в  растение воды и минеральных солей, удерживает его в почве, служит местом  запасания питательных веществ. 11.  Главной частью цветка являются: 1) пестик и лепестки;  2) венчик и тычинки;  3) тычинки и пестик. 12. Зародыш семени состоит из: 1) почечки и семядолей;  2) зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей;   3) зародышевого корешка, стебелька и почечки. 13.  Почка – это: 1) зачаточный стебель;  2) зачаточный лист;  3) зачаточный побег. 14.  К органам пищеварительной системы НЕ относится: 1) Легкие;  2) желудок;  3) печень;  4) кишечник. 15. Рассмотрите  рисунок и ответьте на вопросы: Какие корни обозначены на рисунке цифрами 1 – 3? Какие корневые системы изображены на рисунке буквами А и Б 16. Задание. «Сложные листья» Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
1. Как называются сложные листья, обозначенные цифрами 1 – 6? 2. Какие листья называются сложными? 3. Какие листья называются простыми? Тест 17. Бактерии размножаются: Спорами. 1. 2. Митотическим делением. 3. Удвоением ДНК и делением клетки. 4. Фрагментацией Тест   18.   Для   амебы,   эвглены   зеленой,   хламидомонады   характерна   форма   бесполого размножения: 1. Спорами. 2. Митотическим делением. 3. Почкованием. 4. Фрагментацией Тест 19. Для дрожжей, гидр характерна форма бесполого размножения: 1. Спорами. 2. Митотическим делением. 3. Почкованием. 4. Фрагментацией Тест 20. Для плоских и кольчатых червей характерна форма бесполого размножения: 1. Спорами. 2. Митотическим делением. 3. Почкованием. 4. Фрагментацией Тест 21. Для мхов и папоротников характерна форма бесполого размножения: 1. Спорами. 2. Вегетативное размножение. 3. Почкованием. 4. Фрагментацией Тест 22. Для цветковых растений характерна форма бесполого размножения: 1. Спорами. 2. Вегетативное размножение. 3. Почкованием. 4. Фрагментацией
№ п/п 1 Тема урока Колич ество часов Характеристика деятельности обучающихся Предметные Планируемые результаты Метапредметные УУД Личностные УУД Тема 1. Наука о растениях — ботаника (4 ч) Знать термины Биология, Экология, Регулятивные (Р) – определяют цели Фенология учебной деятельности Познавательные (П) ­ умение работать с текстом,  выделять в нем главное Коммуникативные (К) – оформляют свои мысли в устной речи Развитие личностной рефлексии, толерантности Формирование мотивации в изучении наук о природе 1 Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения. Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации, сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком 2 Многообразие жизненных форм растений 1 Распознавать и характеризовать растения различных Знать основные царства живых организмов – Р – определяют цель учебной деятельности с Формирование навыков, способствующих
Публикация обрабатывается. Зайдите на страницу позже.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

В течение дня возможны небольшие перебои в работе. Просим понять и простить :)