Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
биология
6 кл
05.01.2017
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, программы Министерства образования РФ: программа по предмету.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 6 классе являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
программа по биологии 6 класс.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта осовного общего образования, Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного
общего образования, программы Министерства образования РФ: программа по предмету.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 6
классе являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь
и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,
формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательной, информационной,
ценностносмысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально
ценностного отношения к объектам живой природы.
Цель изучения учебного предмета.
приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
изучение особенностей строения и жизнедеятельности бактерий, растений, грибов их
многообразие;
знакомство с индивидуальным и историческим развитием растений;
изучение структуры и функционирования биогеоценозов, их изменениями под влиянием
деятельности человека.
В процессе изучения предмета используются не только традиционные технологии, формы и
методы обучения, но и современные, активные, инновационные методы и формы проведения
уроков: проектная деятельность, объяснительноиллюстративное обучение, поисковая
деятельность.
Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет Биология включен в образовательную область Естествознание учебного
плана школы.
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта, федеральным базисным учебным
планом.
Рабочая программа составлена на основе: Программа: Программа по биологии для 6 класса
авторов Сухова Т.С., Дмитриева Т.А. М: Издательский центр «ВентанаГраф», 2013.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Количество часов в год – 70, количество часов в неделю – 2, лабораторных работ – 11,
практических работ – 5, опытов, проводимых в домашних условиях – 6
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный
предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых изучение
природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания,
а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения биологии,
проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости,
достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы,
понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного
стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная
деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса биологии
могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной,
творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать
гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей
профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации
направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической
терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в
дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен
на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий
нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание
самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей,
предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой
природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой
природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности
основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте
общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются
по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых
социальных и межличностных отношений,
ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить
жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности;
усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающux технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать
выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями,
со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных
обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также
способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению
индивидуальной образовательной траектории.
Регулятивные УУД:
6й класс
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Познавательные УУД:
6й класс
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
6й класс
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
6й класс
1я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. 2я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с
предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться
увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения
препаратов.
6я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены.
Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе
изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной
области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Содержание учебного предмета
Введение (2 часа)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие
жизненных форм растений. Клеточное строение растений.
Древние обитатели Земли – бактерии (5 часов)
Как бактерии приспособились к жизни на планете. Значение бактерий. Роль болезнетворных
бактерий. Профилактика заболеваний. Можно ли бактерию назвать клеткой организмом.
Грибы и лишайники – кто они? (2 часа)
Что такое гриб. Местообитание грибов. Значение грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники.
Растительный мир Земли(10 часов)
Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе.
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их
общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел
Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные.
Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.
Использование растений человеком.
Системная организация растительного организма(10 часов)
Строение растительной клетки. Клетка – структурная единица всего живого. Ткань. Строение
ткани. Виды тканей и их функции. Строение тканей под микроскопом. Покрытосеменные – господствующая группа растений современной планеты(16 часов)
Покрытосеменные растения. Репродуктивные органы растений и их разнообразие. Отличие
репродуктивных и вегетативных органов растений, обитающих в разных условиях. Строение
корня, побега, стебля, листа. Связь между строением клетки и выполняемой ею функцией.
Процессы жизнедеятельности организма. Особенности полового размножения растений.
Строение и состав семян. Строение однодольных и двудольных растений. Космическая роль
растений.
Классификация отдела Покрытосеменные(15 часов)
Признаки классов Однодольные и двудольные. Разнообразие двудольных растений: семейства
двудольных растений: Бобовые, Крестоцветные, Паслёновые, Розоцветные, Сложноцветные.
Разнообразие однодольных растений: семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки.
Значение растений в жизни человека.
Растения, живущие рядом с нами(4 часа)
Природные сообщества. Единство живой и неживой природы. Приспособленность цветковых
растений к среде обитания. Влияние деятельности человека на окружающую среду.
Резерв (2 часа)
Перечень учебнометодического обеспечения
Книгопечатная продукция: Т. С. Сухова Т. А. Дмитриева Биология. Живая природа. 6
класс: методическое пособие. – М.: «ВентанаГраф», 2013 год
Учебник: Т. С. Сухова, Т. А. Дмитриева Биология 6 класс: Живая природа, «ВентанаГраф»,
2013 год
Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса
Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
Комплект микропрепаратов «Ботаника2»
Лупа препаровальная
Микроскоп школьный
Набор хим.посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.(КДОБУ)
Набор хим.посуды и принадлежн. для лаб. работ по биологии (НПБЛ)
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду,
препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
Комплект оборудования для комнатных растений
Лупа ручная
Лупа штативная
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)
Коллекция «Голосеменные растения
Гербарий «Основные группы растений»
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений,
экологические особенности разных групп
Набор микропрепаратов по ботанике
Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники Ископаемые растения и животные
Живые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
Тропические влажные леса
Влажные субтропики
Сухие субтропики
Пустыни и полупустыни
Водные растения
Список литературы
Список литературы для учителя:
1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа,
2006, 96с.;
2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И.
Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники,
животные. 67кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.128с. 6ил. –
(Дидактические материалы);
4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену:
Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. 127с.;
Список литературы для учащихся:
1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 2007. – 304с. 6 ил.
2. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев,
3. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 2004, С. 92684.
4. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 2007.
2005. – 528с.: ил.
350с.
5. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2е изд. М.: Колос, 2005. 350с.
6. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание.
7. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
8. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль,
М.: 2006. – 556с.
2004. 381с.: ил. Итоговая контрольная работа по биологии за 1 полугодие
Приложения к рабочей программе
Вместо точек написать биологические термины
1. Наука, изучающая растений………
2. Оболочка, цитоплазма, ядро – основные части …….
3. Стебель, расположенный на нем листьями и почками называется …..
4. Корни, отрастающие от стебля называются ……..
5. Главная функция корня……..
6. При дыхании корни поглощают…..
7. Зачаточный побег – это…….
8. Ткань растительного организма, участвующая в образовании новых клеток…..
9. Сосуды и ситовидные трубки ( ксилема и флоэма) образуют ткань……
10. Белки, жиры, углеводы – вещества …….
11. Типы корневых систем – мочковатая и ………
12. Кончик корня защищен …….
13. Семя снаружи покрыта ……..
14. Количество семядолей в семени фасоли……
15. Удаление ненужных боковых побегов называется ……
16. Почвенное питание растений осуществляется……..
17. Виды жилковании листьев………..
18. Основная функция зеленого листа….
Итоговая контрольная работа по биологии за 2 полугодие
Выполните тестовые задания с одним правильным ответом:
1. Из каких отделов состоит головной мозг:
1) спинной мозг; 2) передний и средний мозг; 3) передний, средний и задний мозг; 4)
задний мозг.
2. Какой тип нервной системы присутствует у кишечнополостных животных (гидры):
1) сетчатая; 2) узловая; лестничная; 4) трубчатая.
3. Какая часть нервной системы расположена в позвоночном канале:
1) спинной мозг; 2) головной мозг; 3) передний мозг; 4) средний мозг.
4. За координацию движений отвечает:
1) спинной мозг; 2) средний мозг; 3) мозжечок (отдел заднего мозга); 4) нервы.
5. Гипофиз выделяет гормоны, которые влияют на: 1) рост организма; 2) рост и обмен веществ; 3) зрение; 4)старение организма.
6. Зеленые пластиды называют:
1) хлоропластами; 2) хромопластами; 3) хромосомами.
7. Границей клетки и окружающей среды является:
1) цитоплазма; 2) межклеточное вещество; 3)оболочка.
8. Пластиды в растительных клетках бывают:
1) Синими, фиолетовыми, малиновыми;
2) Зелеными, желтыми, оранжевыми, бесцветными;
3) Зелеными, синими, красными, черными.
9. Цветковые растения имеют:
1) Корень и побег; 2) корень, побег, цветки, плоды с семенами; 3) побег, цветки,
плоды с семенами.
10. Корневая система:
1) Удерживает растение в почве; 2) удерживает растение в почве и обеспечивает
поступление в него воды и питательных веществ; 3) обеспечивает поступление в
растение воды и минеральных солей, удерживает его в почве, служит местом
запасания питательных веществ.
11. Главной частью цветка являются:
1) пестик и лепестки; 2) венчик и тычинки; 3) тычинки и пестик.
12. Зародыш семени состоит из:
1) почечки и семядолей; 2) зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей;
3) зародышевого корешка, стебелька и почечки.
13. Почка – это:
1) зачаточный стебель; 2) зачаточный лист; 3) зачаточный побег.
14. К органам пищеварительной системы НЕ относится:
1) Легкие; 2) желудок; 3) печень; 4) кишечник.
15. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы: Какие корни обозначены на рисунке
цифрами 1 – 3? Какие корневые системы изображены на рисунке буквами А и Б
16. Задание. «Сложные листья»
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы: 1. Как называются сложные листья, обозначенные цифрами 1 – 6?
2. Какие листья называются сложными?
3. Какие листья называются простыми?
Тест 17. Бактерии размножаются:
Спорами.
1.
2. Митотическим делением.
3. Удвоением ДНК и делением клетки.
4. Фрагментацией
Тест 18. Для амебы, эвглены зеленой, хламидомонады характерна форма бесполого
размножения:
1. Спорами.
2. Митотическим делением.
3. Почкованием.
4. Фрагментацией
Тест 19. Для дрожжей, гидр характерна форма бесполого размножения:
1. Спорами.
2. Митотическим делением.
3. Почкованием.
4. Фрагментацией
Тест 20. Для плоских и кольчатых червей характерна форма бесполого размножения:
1. Спорами.
2. Митотическим делением.
3. Почкованием.
4. Фрагментацией
Тест 21. Для мхов и папоротников характерна форма бесполого размножения:
1. Спорами.
2. Вегетативное размножение.
3. Почкованием.
4. Фрагментацией
Тест 22. Для цветковых растений характерна форма бесполого размножения:
1. Спорами.
2. Вегетативное размножение.
3. Почкованием.
4. Фрагментацией №
п/п
1
Тема урока
Колич
ество
часов
Характеристика
деятельности
обучающихся
Предметные
Планируемые результаты
Метапредметные
УУД
Личностные УУД
Тема 1. Наука о растениях — ботаника (4 ч)
Знать термины
Биология, Экология,
Регулятивные (Р) –
определяют цели
Фенология
учебной
деятельности
Познавательные (П)
умение работать с
текстом, выделять
в нем главное
Коммуникативные
(К) – оформляют
свои мысли в
устной речи
Развитие
личностной
рефлексии,
толерантности
Формирование
мотивации в
изучении наук о
природе
1
Царство Растения.
Внешнее строение и
общая
характеристика
растений
Царства живой
природы. Внешнее
строение, органы
растения.
Вегетативные и
генеративные органы.
Места обитания
растений. История
использования и
изучения растений.
Семенные и споровые
растения. Наука о
растениях — ботаника
Различать царства
живой природы.
Характеризовать
различных
представителей
царства Растения.
Определять предмет
науки ботаники.
Описывать историю
развития науки о
растениях.
Характеризовать
внешнее строение
растений.
Осваивать приёмы
работы
с определителем
растений.
Объяснять отличие
вегетативных органов
от генеративных.
Использовать
информационные
ресурсы для
подготовки
презентации,
сообщения о роли
растений в природе,
об истории
использования
растений человеком
2
Многообразие
жизненных форм
растений
1
Распознавать и
характеризовать
растения различных
Знать основные
царства живых
организмов –
Р – определяют
цель учебной
деятельности с
Формирование
навыков,
способствующих
Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Рабочая программа по биологии 6 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.