РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
БИОЛОГИИ
для 7 класса
УМК В.Б.Захаров, Н.И.Сонин
БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ 2 часа в неделю (68 ч.)
Программу составила
Учитель биологии
первой квалификационной категории
Аникина Наталья Николаевна
20162017 УЧЕБНЫЙ ГОД Схема календарнотематического планирования учебного предмета на учебный год
№
Тема урока
Кол
во
часов
Тип (вид) урока
Основные ЗУН соответствующие ГСО
Задание
по учебнику
Дата
I
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Введение
Мир живых организмов. Уровни
организации живого.
Ч. Дарвин и происхождение видов.
Многообразие видов и их
классификация. Живые формы
организмов.
Царство прокариоты
Общая характеристика и
происхождение прокариот.
Особенности строения,
жизнедеятельности прокариот.
Подцарство: Настоящие бактерии и
Архебактерии.
Подцарство Оксифотобактерии.
Царство грибы
Царство грибы, особенности
организации грибов, их роль в
природе, жизни человека.
Отдел Настоящие грибы,
3
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
Тип: изучение нового
материала
Вид: объяснительный
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
З: о многообразии живых организмов У: различать
уровни, давать характеристику уровней
организации живых организмов Н: приводить
примеры
З: о многообразии видов У: объяснить механизм
образования видов Н: приводить примеры
различных видов
З: о многообразии видов, о науке систематике У:
объяснить по каким признакам классифицируются
живые организмы Н: приводить примеры
классификации живых организмов
П.1
С.6
С.8
Тип: изучение нового
материала
Вид: объяснительный
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
З: представителей царства прокариот У: определить
внешние особенности прокариот Н: определять
значимость прокариот в жизни людей и жизни
организмов
З: особенности организации и жизнедеятельности
прокариот У: определять представителей
прокариот по рисункам Н: определять значение
организмов в жизни человека
З: об особенностях Оксифотобактерий У:
сравнивать с другими видами бактерий Н:
определять значимость Оксифотобактерий
С.917
С.1213
С.17
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
Тип: актуализация ранее
З: представителей царства грибов, особенности
организации грибов У: объяснить строение грибов
Н: определять значимость грибов в жизни людей и
жизни человека
З: о представителях отдела настоящие грибы У:
С.2022
С.235 особенности строения и
жизнедеятельности. Л/Р
«Строение плесневого гриба
мукора». Инстр. по Т. Б.
Класс Базидиомицеты.
Несовершенные грибы.
9.
10.
Отдел Лишайники.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Царство Растения (2)
Общая характеристика Царства
Растения.
Жизненные формы растений.
Подцарство Низшие растения
Общая характеристика.
Размножение и развитие
водорослей.
Многообразие водорослей, их роль
в природе и практическое значение.
Л/Р «Изучение внешнего
строения водорослей». Инстр. по
Т. Б.
Подцарство Высшие растения
Общая характеристика подцарства
Высшие растения.
Отдел Моховидные, особенности
строения, жизнедеятельности. Л/Р
«Изучение внешнего строения
мхов». Инстр. по Т. Б.
Отдел Плауновидные, особенности
строения и жизнедеятельности,
роль в природе.
1
1
21
1
1
4
1
1
2
15
1
1
1
усвоенных знаний
Вид: объяснительный
объяснить особенности строения настоящих грибов
Н: сравнивать, анализировать
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
Тип: актуализация ранее
усвоенных знаний
Вид: объяснительный
З: о представителях класса Базидиомицеты У:
сравнивать, анализировать Н: сравнивать
особенности строения с настоящими грибами
З: представителей отдела лишайников У: объяснить
особенности строения Н: приводить примеры
значимости лишайников в жизни животных
С.2527
С.2833
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: актуализация ранее
усвоенных знаний
Вид: смешанный
З: представителей царства растений У: объяснить
особенности строения Н: сравнивать с другими
представителями (лишайниками)
З: жизненные формы растений У: определить
особенности их строения Н: приводить примеры
жизненных форм
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: актуализация ранее
усвоенных знаний
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
З: особенности различных Н.Р. У: работать с
учебником Н: определять основные этапы
размножения
З: особенности размножении и развития водорослей
У: работать с учебником Н: работать с
дополнительными источниками информации
З: о многообразии водорослей У: охарактеризовать
особенности строения водорослей Н: определять
значение водорослей
С.3637
конспект
конспект
С.3841
С.4247
Тип: актуализация ранее
усвоенных знаний
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
З: представителей подцарства Высшие растения У:
давать характеристику представителей Н:
распознать В. Р. по рисункам
З: представителей отдела моховидные У: давать
характеристику эитх представителей Н:
сравнивать, анализировать
С.4849
С.5055
Тип: актуализация ранее
усвоенных знаний
Вид: смешанный
З: представителей отдела У: охарактеризовать этих
представителей Н: сравнивать В.Р. и
представителей Моховидные
С.56 20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Отдел Хвощевидные, особенности
строения и жизнедеятельности,
роль в природе.
Отдел Папоротниковидные,
особенности строения и
жизнедеятельности, роль в
природе.
ПОУ по теме: «Подцарство
Высшие растения».
Отдел Голосеменные, особенности
строения и жизнедеятельности,
роль в природе.
Многообразие Голосеменных, их
роль в природе и их практическое
значение.
Отдел Покрытосеменные,
особенности строения и
жизнедеятельности, роль в
природе.
Размножение Покрытосеменных
растений. Класс Двудольные.
Класс Двудольные, характерные
особенности растений семейства
Розоцветных. Л\р «Определение
растений семейства
Розоцветных». Инстр. по т\б.
Характерные особенности растений
семейства крестоцветных и
паслёновых.
Класс Однодольные растения,
характерные признаки растений,
семейства Злаковых.
Класс Однодольные растения,
характерные признаки растений,
семейства Лилейных.
ПОУ по теме: «Прокариоты,
грибы, растения».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Царство Животные
36
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: обобщение и
систематизация
Вид: см. работа
Тип: изучение нового
материала
Вид: объяснительный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
Тип: обобщение и
систематизация
Вид: см. работа
З: особенности организации Хвощевидные У:
определить представителей по рисунку Н:
сравнивать, анализировать
З: особенности организации, папоротниковидных У:
сравнивать Н: делать выводы о принадлежности
представителей
С.5761
С.6267
З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов
Н: работать с индивидуальными заданиями
с68
З: особенности организации голосеменных У:
сравнивать, делать выводы Н: работать с книгой
З: о многообразии голосеменных растений У:
работать с текстом учебника Н: обобщать,
анализировать
З: об особенностях строения покрытосеменных У:
сравнивать с другими представителями Н:
обобщать, анализировать
З: о типах размножения покрытосеменных У:
работать с рисунками в учебнике Н: описывать
типы размножений
З: о многообразии растений класса двудольных У:
определять растения семейства Розоцветных Н:
сравнивать с другими представителями царства
высшие растения
З: об особенностях строения растений
Крестоцветных У: изучать, сравнивать растения и
обосновать их принадлежность Н: обобщать
З: об особенностях строения однодольных У:
определять растения семейства Злаковых Н:
обосновать их принадлежность
З: особенности строения кл. Однодольные У:
определять растения семейства Лилейных Н:
обосновать их принадлежность
З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов
Н: работать с индивидуальными заданиями
С.6869
С.7075
С.7679
С.8081
С.83
С.83
С.82
С.82
Повторить
конспекты 32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Общая характеристика Царства
Животных.
Подцарство Одноклеточные
Животные.
Особенности организации
одноклеточных, их классификация.
Л/Р «Строение инфузории –
туфельки». Инстр. по ТБ.
Многообразие одноклеточных их
значение в биоценозах и жизни
человека.
Подцарство Многоклеточные
Животные
Особенности организации
многоклеточных. Губки как
примитивные многоклеточные.
Особенности организации
Кишечнополостных.
Многообразие кишечнополостных,
значение в природе, в жизни
человека.
Особенности организации плоских
червей.
Плоские черви – паразиты.
Тип круглые черви особенности их
организации.
Особенности строения и
жизнедеятельности кольчатых
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
Тип: изучение нового
материала
Вид: смешанный
З: особенности организации внешнего вида
животных У: узнавать изученные виды на таблицах,
рисунках Н: применять свои знания на практике
С.92
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
З: особенности организации одноклеточных У:
объяснить роль одноклеточных в жизни организмов
Н: соотносить организмов к той или иной группе
С.9495.
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
З: о многообразии одноклеточных У:
конкретизировать понятия Н: обосновывать
принадлежность одноклеточных определённому
типу
С.96101
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: видеосалон
З: расширять знания о животных, изучить
организацию многоклеточных У: конкретизировать
основные понятия темы н: объяснять особенности
организации губок
З: особенности среды обитания, строение,
жизнедеятельность кишечнополостных У:
распознавать изученные объекты по таблицам Н:
сравнивать особенности одноклеточных и
многоклеточных
З: многообразие кишечнополостных, класс
сцифоидные У: распознавать кишечнополостных на
таблицах Н: обосновывать особенности организации
кишечнополостных
З: особенности строения, жизнедеятельности
плоских червей У: распознавать представителей по
таблицам Н: сравнивать, обобщать
З: особенности строения, жизнедеятельности
паразитических червей У: распознавать
представителей по таблицам Н: сравнивать,
обобщать
С.102103
С.108110
С.111115
С.116117
С.118121
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
З: особенности строения, жизнедеятельности
круглых червей У: распознавать представителей по
таблицам Н: сравнивать, обобщать
З: особенности строения, жизнедеятельности
кольчатых червей У: распознавать представителей
С.122127
С.128129 43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
червей.
Многообразие кольчатых червей.
Классы: Многощетинковые и
Малощетинковые.
Особенности организации
моллюсков. Внешнее строение
моллюсков.
Значение и многообразие
моллюсков.
Особенности строения и
жизнедеятельности членистоногих.
Класс Ракообразные. П/Р
«Внешнее строение речного
рака». Инстр. по ТБ
Многообразие Ракообразных, их
роль в природе.
Класс Паукообразные, особенности
строения и жизнедеятельности.
Многообразие Паукообразных, их
роль в природе.
Класс Насекомые, особенности
строения и жизнедеятельности. Л/Р
«Внешнее строение насекомых».
Инстр. по ТБ
Размножение и развитие
насекомых.
Многообразие насекомых, их роль
в природе и их практическое
значение.
Особенности строения и
жизнедеятельности иглокожих, их
многообразие и роль в природе.
Особенности строения и
жизнедеятельности Хордовых, их
многообразие и роль в природе.
Бесчерепные животные.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
по таблицам Н: сравнивать, обобщать
З: о многообразии кольчатых червей У:
распознавать представителей Н: работать с
дополнительными источниками информации
З: особенности строения, жизнедеятельности
моллюсков У: распознавать представителей по
таблицам Н: сравнивать, обобщать
З: о многообразии моллюсков У: распознавать
представителей Н: работать с дополнительными
источниками информации
З: особенности строения, жизнедеятельности
членистоногих У: распознавать представителей по
таблицам Н: сравнивать, обобщать
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: актуализация ранее
усвоенных знаний
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
З: особенности строения, жизнедеятельности
ракообразных У: распознавать представителей по
таблицам Н: сравнивать, обобщать
З: особенности строения, жизнедеятельности
паукообразных У: распознавать представителей по
таблицам Н: сравнивать, обобщать
З: особенности строения, жизнедеятельности
паукообразных У: распознавать представителей по
таблицам Н: сравнивать, обобщать
З: особенности строения, жизнедеятельности
насекомых У: распознавать представителей по
таблицам Н: сравнивать, обобщать
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
З: особенности размножения У: объяснить
особенности размножения Н: работать с
дополнительными источниками информации
З: особенности строения, жизнедеятельности
насекомых У: распознавать представителей по
таблицам Н: сравнивать, обобщать
З: особенности строения, жизнедеятельности
иглокожих У: распознавать представителей по
таблицам Н: сравнивать, обобщать
З: особенности строения, жизнедеятельности
хордовых У: распознавать представителей по
таблицам Н: сравнивать, обобщать
С.129133
С.134135
С.136143
С.144151
С.149151
С.152157
С.155157
С.158163
С.163167
С.174175 56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64,
65.
66.
Подтип Позвоночные. Рыбы
водные позвоночные животные.
Основные группы рыб, их роль в
природе и жизнедеятельности
человека.
Класс Земноводные, особенности
строения, жизнедеятельности как
примитивных наземных
позвоночных. П/Р «Внутреннее
строение земноводного». Инстр.
по ТБ
Класс Пресмыкающиеся,
особенности строения,
жизнедеятельности как первых
настоящих позвоночных.
Многообразие Пресмыкающихся,
их роль в природе и практическое
значение.
Класс Птиц, особенности
организации и жизнедеятельности
как высокоорганизованных
позвоночных.
Особенности организации птиц,
связанные с полётом. П/Р
«Особенности внешнего строения
птиц в связи с образом жизни».
Инстр. по ТБ
Экологические группы птиц, их
роль в жизни человека.
Класс Млекопитающие,
особенности строения,
жизнедеятельности как
высокоорганизованных
позвоночных.
П/Р «Изучение строения
млекопитающих» Инстр. по т. б.
Плацентарные млекопитающие,
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
Тип: комбинированный
Вид: объяснительный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: актуализация ранее
усвоенных знаний
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
З: особенности строения, жизнедеятельности рыб
У: распознавать представителей по таблицам Н:
сравнивать, обобщать
З: особенности организации водных позвоночных,
их классификация У: узнавать изученных хордовых
Н: объяснить особенности строения связанное со
средой обитания
З: особенности строения связанные с
жизнедеятельностью на суши и размножению в воде
У: наблюдать, выявлять черты приспособлений к
среде обитания Н: обобщать, сравнивать,
анализировать
З: особенности организации пресмыкающихся, как
первых настоящих земноводных У: распознавать
представителей на таблицах Н: применять свои
знания на практике
З: о многообразии пресмыкающихся У:
распознавать представителей Н: работать с
дополнительными источниками информации,
выявлять черты приспособленности организмов к
среде обитания
З: особенности организации птиц как
высокоорганизованных организмов У: распознавать
представителей на таблицах Н: применять свои
знания на практике
З: особенности усложнения организации птиц У:
выделить главные черты усложнений Н: сравнивать
черты приспособлений с представителями других
классов
З: особенности строения, жизнедеятельности птиц
У: распознавать представителей по таблицам Н:
сравнивать, обобщать
З: Систематика животных, особенности
организации млекопитающих как
высокоорганизованных организмов У: распознавать
представителей на таблицах Н: применять свои
знания на практике
С.176179
С.180185
С.186195
С.196201
С.196, 201203
С.204205
С.206211
С.212217
С.234235
1
Тип: комбинированный
З: особенности организации плацентарных
С. 236237 особенности строения,
жизнедеятельности, роль в природе
и практическое значение. Сумчатые
и Первозвери.
Л/Р «Распознавание животных
своей местности, определение их
систематического положения и
значения в жизни для человека».
Инстр. по т. б.
ПОУ по теме: «Царство
позвоночных Животных».
Царство Вирусы.
67.
68.
Вид: смешанный
млекопитающих как высокоорганизованных
организмов У: распознавать представителей на
таблицах Н: применять свои знания на практике
1
1
Тип: обобщение и
систематизация
Вид: см. работа
Тип: комбинированный
Вид: смешанный
З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов
Н: работать с индивидуальными заданиями
З. общую характеристику вирусов, строение,
история открытия. У. давать общую
характеристику, распознавать представителей на
таблицах. Н. Н: применять свои знания на практике
С.
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) литература для учащихся:
Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.:
ВентанаГраф, 2002.
Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение/ К.
Ламперт: Под ред. А.И. Быховца. – Мн.: Харвест, 2003.
Бугаев А./ Птицы. – СПб.: «А.В.К. – Тимошка», 2002.
1.
2.
3.
б) литература для учителя:
1. Биология. Животные. 7 класс: Поучроные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина/ Авт. –сост. Н.И.
Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2005.
2. Васильева Г.Д. Зоология: Проверочные карточки и тесты. 78 классы. – М.: Рольф, 2001.
3. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
4. Я иду на урок биологии: Зоология: Пресмыкающиеся: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
5. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001. 6. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя – М.: Издательство «Первое сентября»,
2001.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по
биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2008 г.);
Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля
обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
Инструктивнометодические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях
области»;
Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Набор моделей:
Материальнотехническое обеспечение
1.Строение позвоночных животных.
2.Строение беспозвоночных животных.
Чучело:
Голубя
Зайца
Муляжи
Грибы
Макет модели цветков
Влажные препараты
Таблицы:1.Размножение растений и животных.
2. Строение клеток растений и животных.
3.Циклы развития паразитических червей.
4.Среда обитания живых организмов и насекомых.
5. Эволюция растений и животных.
6.Этапы развития позвоночных. Коллекция семян и плодов иллюстрированные материалы (таблицы живых организмов различных систематических категорий, их строения
и особенностей жизнедеятельности, строения животной и растительной клеток, тканей, органов, строение
вирусов и бактерий, природных сообществ и взаимосвязей живых организмов);
лабораторное оборудование (микроскопы, лупы, штативы т.д.);
наглядные материалы (влажные препараты организмов, микропрепараты, гербарии, объекты живой природы,
муляжи растений, грибов, плодов, коллекции семян);
Комплект муляжей «Позвоночные животные» дополнительной литературы для учителя:
1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» М.: Дрофа, 2006.
256с;
2)Учебные издания серии «Темы школьного курса» авторов Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е. Т.Бровкиной и др.
издательства Дрофа;
3 Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 67кл.: Вопросы.
Задания. Задачи. М.: Дрофа, 2002. 128с, 6 ил. (Дидактические материалы).
4 Огородова Н.Б. Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс: к учебнику
Захарова В.Б., Сонина Н.И, «Биология. 7 класс Многообразие живых организмов» / Огородова Н.Б., Сысолятин Н.Б.,
Сонина Н.И. М.: Дрофа, 2006. 46 с.
Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1999. 304с.
5)
6 Фросин В. Н.} Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы.
Лишайники. М.: Дрофа, 2004. 112с
7 Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. М.:
Дрофа, 2004. 224с;
для учащихся
1 В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология.
2 Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для
3 Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова. М.: Аванта+,
4)Секреты природы/Пер. с англ. ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. 432с
Многообразие живых организмов» 7 класс. М.: Дрофа, 2006. 64с.
учащихся основной школы. М.: Мнемозина, 2000. 206с: ил.
1998. 704с:ил.
Интернетресурсы
•
www
www
www
www
.1 september
. bio
. bio
. nature
. edios
. km
. ru – газета «Биология» приложение к «1 сентября»
. ru – научные новости биологии
. ru – Эйдос – центр дистанционного образования
. ru / education учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Приложение
Список лабораторных работ:
1. Строение плесневого гриба мукора;
2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
3. Изучение внешнего строения водорослей.
4. Изучение внешнего строения мхов;
5. Изучение внешнего строения папоротника;
6. Изучение строения и многообразия голосеменных растений;
7. Изучение строения покрытосеменных растений;
8. Распознавание растений разных отделов
9. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения;
10. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур 11. Строение инфузории туфельки;
12. Внешнее строение моллюсков;
13. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих;
14. Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни;
15. Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни;
16. особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни;
17. Изучение внешнего строения млекопитающих;
18. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.
19. Изучение внутреннего строения млекопитающих
20 Распознавание домашних животных
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.