Рабочая программа по биологии (7 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
биология
7 кл
28.01.2017
Рабочая программа по биологии  (7 класс)
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ» (статьи 9, 11, 12, 14); Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобр. России № 1019 от 5 марта 2004г.); Положением о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов.
биололгия.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена  в соответствии с требованиями Закона  «Об образовании в РФ» (статьи 9, 11, 12, 14); Федерального   компонента   государственного   стандарта   основного   общего   образования   (Приказ   Минобр.   России   №   1019   от   5   марта   2004г.); Положением о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов.          Данная программа разработана   на основании учебного плана примерной программы основного общего образования по биологии,  а также программы, авторами которой являются В.Б. Захаров, Н.И. Сонин и Е.Т. Захарова «Многообразие живых организмов», опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6­11 классы» издательства «Дрофа», 2011 г.  Курс   «Многообразие   живых   организмов»   в   7   классе   является   логическим   продолжением   курса   «Живой   организм».   В   состав   знаний   о многообразии   органического   мира   входят   понятия   о   биологическом   многообразии,   классификации   организмов,   таксономических   категориях, усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, рациональном использовании природы.            Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а также с происхождением различных таксономических единиц. Цель курса: ознакомить учащихся с представителями различных систематических групп, разных царств прокариот и эукариот; дать общую характеристику   рассматриваемой   систематической   группы;   разнообразие   видов   живых   организмов   представленного   таксона   и   особенности   и жизнедеятельности, распространенности и экологии. Задачи курса: сформировать знания об отличительных признаках царств: бактерии, грибы, растения, животные, особенности вирусов; научить раскрывать строение, жизнедеятельность клетки бактерий, грибов, растений и животных;          научить выявлять признаки усложнения растений разных отделов и животных разных типов и классов;          научить характеризовать среду обитания растений, животных, экологические факторы среды, черты приспособленности их к среде обитания; составлять схемы цепей питания; применять знания об эволюции для установления родства растений резких отделов, животных разных типов. Программа для 7 класса рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и  предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов   представленного   таксона   и   особенности   их   жизнедеятельности,   распространенности   и   экологии.   Принципы     отбора   основного   и дополнительного   содержания   связаны   с   преемственностью   целей   образования   на   различных   ступенях   и   уровнях   обучения,   логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Содержание программы включает все понятия и термины по ботанике, зоологии, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний. Она продолжает научные и методические приемы предыдущего курса «Живой организм». В основе этих подходов лежат принципы научной достоверности, доступности изложения, наглядности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены  10 лабораторных работ.. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,   обладающей   достаточными   навыками   и   психологическими   установками   к   самостоятельному   поиску,   отбору,   анализу   и использованию информации. Основные формы организации работы:   беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, парные и групповые работы. Контроль за знаниями, умениями, навыками  осуществляется  в результате индивидуального,  фронтального опроса учащихся, терминологических  диктантов, тестовой проверки.      Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно­познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе.           В   программе уделяется внимание вопросам познания флоры и фауны родного края, выработкой экологически грамотного отношения к использованию и охране окружающей среды. Метапредметные результаты освоения предмета (регулятивные, познавательные, коммуникативные) Учащиеся должны уметь:  ­ работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; ­  представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.  ­   овладение   составляющими   исследовательской   и   проектной   деятельности,   включая   умения   видеть   проблему,   ставить   вопросы,     выдвигать гипотезы;   умения   давать   определения   понятиям,   классифицировать,     наблюдать,   делать   выводы   и   заключения,   структурировать   материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; ­  работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать  информацию из одной формы в другую ­ выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ­  адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, аргументировать свою точку зрения; ­ задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; ­ проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя Личностные результаты обучения: ­  формирование  ответственного отношения  к учению, готовности и способности  обучающихся к саморазвитию  и самообразованию  на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; ­ формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; ­ развитие и формирование интереса к изучению природы; ­  развитие интеллектуальных и творческих способностей; ­  воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; ­ признание высокой ценности жизни, здоровья своего и других людей;         Предметные результаты. В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения. Учащиеся должны: Знать/понимать Система оценки учебных достижений учащихся особенности жизни как формы существования материи;   фундаментальные понятия биологии;   о существовании эволюционной теории; основные   группы   прокариот,   грибов,   растений   и   животных,   особенности   их   организации,   многообразие,   а   также   экологическую   и хозяйственную   роль   живых   организмов;   основные   области   применения   биологических   знаний   в   практике   сельского   хозяйства,   в   ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; уметь        пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в т.ч. и человека; объяснять особенности строения клеток прокариот; строение грибов и лишайников. Приводить   примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах;  объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений; приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений  и характеризовать их роль в биоценозах;  давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; работать с учебной и научно­ популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета. Проверка и оценка знаний и умений учащихся. Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; Оценка устного ответа. материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две­три несущественные ошибки, исправленные по  требованию учителя. Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ не полный, несвязный. Отметка «2»:  при   ответе   обнаружено   непонимание   учащимися   основного   содержания   учебного   материала   или   допущены   существенные   ошибки,   который учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: отсутствие ответа. Оценка письменных контрольных работ. Отметка «5»: Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две­три несущественные. Отметка «2»: Работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок. Отметка «1»: Работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год. Отметка «5» – выполнено правильно 95% задания. Отметка «4» – от 75% до 94% задания. Отметка «3» – от 50% до 74% задания. Отметка «2» – менее 49% задания. Оценка тестовых заданий Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6­11 классы. М.: Дрофа, 2011. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2009. Учебно­методическое обеспечение курса: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014. № п/п Календарно­тематическое планирование по биологии. 7 класс Наименование  разделов и тем Лабораторные,  практические  Введение  (3 часа) работы Дата 7б 7в 7а Корр. Знать: разнообразие организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и  инструментами Уметь: объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных  преобразований в целом. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и  инструментами 1 2 3 Мир живых организмов. Уровни организации жизни Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе Многообразие организмов и их классификация Царство Прокариоты (3 часа) Знать: основные понятия: безъядерные (прокариотические клетки). Клетка – элементарная структурно­ функциональная единица жизни. Строение  бактериальной клетки, многообразие бактерий. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями Уметь: выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, объяснять их роль в природе и жизни человека; приводить  доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы 1.1 4 5 6 Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов Общая характеристика прокариот Особенности строения и жизнедеятельности прокариот.  Экологическая роль и медицинское значение бактерий Царство Грибы (4 часа) Знать: царства живой природы. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Уметь: объяснять особенности строения грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников, характеризовать их  роль в биоценозах, жизни человека. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Выделять существенные признаки  строения и жизнедеятельности грибов УУД:   самостоятельное   выделение   и   формулирование   познавательной   цели;   поиск   и   выделение   необходимой   информации;   структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы 2.1 7 8 9 2.2 10 Общая характеристика грибов (3 часа) Особенности организации грибов, их роль в природе и жизни человека Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности и распространение.  Л.р. № 1 «Строение плесневого гриба мукора» Шляпочные грибы. Л.р. №2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»  Лишайники (1 час)  Отдел Лишайники Царство Растения (17 часов) 1 1 Знать: основные понятия: растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли. Мхи, плауны. Хвощи.  Папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит. Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и  гаметофит.  Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и  гаметофит. Уметь: объяснять особенности организации клеток, органов и тканей. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых,  голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль биоценозах. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на  основе строения; приводить доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений. Находить информацию о растениях в научно­  популярной литературе, биологических словарях, справочниках, анализировать и оценивать, переводить из одной формы в другую  УУД:   самостоятельное   выделение   и   формулирование   познавательной   цели;   поиск   и   выделение   необходимой   информации;   структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы 3.1 11 3.2 12 13 14 3.3 15 16 17 18 Общая характеристика растений (1 час) Общая характеристика царства Растения Низшие растения  (3 часа) Общая характеристика  водорослей. Л.р. №3 «Изучение внешнего строения  водорослей» Размножение и развитие водорослей Значение и многообразие водорослей Высшие растения (4 часа) Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные. Л.р. №4  «Изучение внешнего строения мхов» Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные. Отдел Папоротниковидные. Особенности   строения и жизнедеятельности.  Л. р. № 5 «Изучение внешнего строения папоротника» 1 1 1 3.4 19 20 3.5 21 22 23 24 25 26 27 Отдел Голосеменные растения (2 часа) Особенности   строения   и   жизнедеятельности,   происхождение   голосеменных растений. Л.р.№6 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы сосны». Многообразие   видов   голосеменных,   их   роль   в   природе   и   практическое значение. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов) Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений Размножение покрытосеменных растений. Классы Двудольные и Однодольные Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства  розоцветных. Л. р. № 7 «Строение шиповника». Характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых. Класс Однодольные. Характерные признаки растений семейства злаковых. Характерные признаки растений семейства лилейных. Повторительно­ обобщающий урок «Царства Прокариоты, Грибы, Растения» Царство Животные (39 часов) 1 1 Знать: основные понятия: животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика  животных; основные типы  беспозвоночных животных, их классификация. Уметь: объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы 4.1 28 4.2 29 30 4.3 Общая характеристика животных (1 час) Общая характеристика царства Животные Подцарство Одноклеточные (2 часа) Особенности организации простейших, их классификация Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека. Подцарство Многоклеточные животные (1 час) Знать: основные типы беспозвоночных животных, их классификацию. Уметь: объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и  характеризовать их роль в биоценозах УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы 31 Особенности   организации   многоклеточных.   Губки­   примитивные 4. 4 32,33 34 4.5 многоклеточные животные. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа) Особенности организации кишечнополостных. Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа) Знать: особенности строения плоских и круглых червей;  основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом). Усложнение животных в процессе эволюции. Меры профилактики заболеваний, вызываемых плоскими и круглыми червями Уметь: приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах; выявлять принадлежность  животных к определенной систематической группе УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы 35 36 4.6 37 4.7 Особенности организации плоских червей. Плоские черви­паразиты. Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час) Особенности организации круглых червей Тип Кольчатые черви (3 часа) Знать: особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей Уметь: объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей; приводить примеры распространенности  червей и характеризовать их роль в биоценозах; выявлять принадлежность животных к определенной систематической группе УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы                                                                                                                                          7а             7б           7в          корр 38 39 4.8 Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Многообразие кольчатых червей, значение в биоценозах Тип Моллюски (2 часа) Знать: особенности строения моллюсков; смешанная полость тела  Уметь: объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах; выявлять принадлежность животных к определенной систематической группе УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы                                                                                                                                             7а          7б           7в          корр 40 41 4.9 Особенности организации моллюсков, их происхождение. Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие (7 часов) Знать: особенности организации членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек Уметь: объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах;   выявлять принадлежность животных к определенной систематической группе УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы                                                                                                                                              7а         7б           7в        корр 42 43 44 45 46 47 48 Особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных, их роль в природе. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие паукообразных, их роль в природе. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Л. р. № 8 «Внешнее строение насекомого». Размножение и развитие насекомых. Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. 1 4.10 49 4.11 Тип Иглокожие (1 час)                                                                                                                                                     7а           7б          7в            корр Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих. Многообразие, роль в природе. Тип Хордовые. Бесчерпные животные (1 час) Знать: Особенности строения типа хордовых. Внутренний скелет. Вторичноротость. Уметь: объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении; выявлять принадлежность  животных к определенной систематической группе УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы                                                                                                                                            7а            7б         7в         корр 50 Особенности организации хордовых.  Подтип  Бесчерепные  4.12 Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы. (2 часа) Знать: особенности строения Надкласса рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный  аппарат, форма тела Уметь: объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы                                                                                                                                           7а             7б          7в          корр 51 52 Рыбы ­ водные позвоночные животные. Л. р. № 9  «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни».   Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. 1 4.13 Класс Земноводные (2 часа) Знать: особенности строения земноводных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии.  Приспособления к водному и наземному образу жизни,  форма тела, конечности, органы воздушного дыхания Уметь: объяснять принципы организации амфибий и выделять прогрессивные изменения в их строении, проводить сравнительный анализ с  предковой группой – рыбами УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы                                                                                                                                             7а          7б           7в           корр 53 54 Особенности   строения   и   жизнедеятельности   земноводных   как   первых наземных позвоночных животных. Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе. 4.14 Класс Пресмыкающиеся (2 часа) Знать: особенности строения пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному  образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания Уметь: объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении, проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями; выявлять принадлежность животных к определенной систематической группе УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы                                                                                                                                           7а            7б 7в         корр 55 56 Особенности   строения   и   жизнедеятельности   пресмыкающихся   как   первых настоящих наземных позвоночных. Многообразие пресмыкающихся. Роль в природе и практическое значение. 4.15 Класс Птицы (4 часа) Знать: особенности строения птиц, связанные с полетом. Форма тела. Конечности, органы воздушного дыхания Уметь: объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении, проводить сравнительный анализ с предковой  группой – рептилиями; выявлять принадлежность животных к определенной систематической группе УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы                                                                                                                                             7а          7б          7в           корр 57 58 59 60 Особенности строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных  позвоночных.  Л. р. № 10 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни» Особенности организации птиц, связанные с полетом. 1 Экологические группы птиц.  Роль птиц  в природе и жизни человека. 4.16 Класс Млекопитающие (5 часов) Знать: особенности строения млекопитающих, их многообразие Уметь: объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении, проводить сравнительный анализ с  предковой группой – рептилиями; выявлять принадлежность животных к определенной систематической группе УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы                                                                                                                                            7а           7б           7в           корр 61 62 63 Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих Внутреннее строение млекопитающих Размножение и развитие млекопитающих. Плацентарные млекопитающие 64 65 Сумчатые и Первозвери. Многообразие млекопитающих Знать: основные понятия: вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики Уметь: объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой; приводить доказательства необходимости соблюдения  мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование  знаний; постановка и формулирование проблемы                                                                                                                                            7а            7б          7в           корр Царство Вирусы (2 часа) 66 67 68 69 70 Общая характеристика вирусов Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека Особенность организации, многообразие живых организмов Заключение (3 часа) Основные области применения  биологических  знаний в практике сельского хозяйства, при охране окружающей среды и здоровья человека Повторение и обобщение по курсу «Многообразие живых организмов» 10

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017