Рабочая программа по биологии 8 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 8 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
18.07.2018
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии с образовательными стандартами 2004 года по УМК Пасечника В.В. на 2 ч. в неделю. В программе есть национально-региональный компонент в количестве 3 часов. В конце программы представлены требования к уровню подготовки учащихся и контрольно-измерительные материалы.программа по биологии для 8 класса
биология 8 класс.docx
Пояснительная записка          Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования с изм. на 23.06.2015г.;  За   основу   взята   «Программа   по   биологии   для   общеобразовательных   учреждений   к   комплекту   учебников,   созданных   под руководством   В.В.Пасечника»,   М.:   «Дрофа»,   2011г.     Программы   соответствуют   требованиям   федерального   компонента Государственного   стандарта   общего   образования.   Учебник:   Д.   А.   Колесов.   Биология.   Человек.   8   кл.:   учебник   для общеобразовательных учреждений/ Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. ­ М.: Дрофа, 2010.  Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8­го класса предусматривает обучение биологии в объеме 68 часов, 2 часов в неделю.  Цели и задачи программы:  1 2   освоение знаний  о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания   живой   природы;   о   живой   природе   и   присущих   ей   закономерностях;   о   строении,   жизнедеятельности   и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;  овладение   умениями  применять   биологические   знания   для   объяснения   процессов   и   явлений   живой   природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;  3 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;  4 воспитание  позитивного   ценностного   отношения   к   живой   природе,   собственному   здоровью   и   здоровью   других   людей; культуры поведения в природе;  5 формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для   соблюдения   правил   поведения   в   окружающей   среде,   норм   здорового   образа   жизни,   профилактики   заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ­инфекции.  1 . № Разделы учебной программы Количество часов (всего) Лабораторная работа Контроль знаний Распределение учебных часов по разделам курса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Введение.  Раздел 1 Происхождение человека Раздел 2 Строение и функции организма  Тема 2.1. Общий обзор организма Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани  Тема   2.3.   Рефлекторная   регуляция   органов   и   систем организма  Тема 2.4. Опорно­двигательная система  Тема 2.5. Внутренняя среда организма  Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма Тема 2.7. Дыхательная система  Тема 2.8. Пищеварительная система  Тема 2.9. Обмен веществ и энергии Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция  Тема 2.11. Выделительная система Тема 2.12. Нервная система человека  Тема 2.13. Анализаторы Тема   2.14.   Высшая   нервная   деятельность.   Поведение. Психика  Тема   2.15.   Железы   внутренней   секреции   (эндокринная система)  Раздел 3 Индивидуальное развитие организма  Урок повторения по курсу «Биология. Человек» Итого: уроков 1 3 57 1 4 1 7 3 6 4 6 3 3 1 7 5 4 2 6 1 68 17 1 4 1 3 1 1 1 2 1 2 17 1 1 1 1 4 Большинство лабораторных работ по времени на уроке занимают не более 5­10 минут, поэтому не все оцениваются отметкой. Национально­региональный компонент Раздел учебной программы № урока 1. Внутренняя среда организма 2. Кровеносная и лимфатическая системы  организма 3. Пищеварительная система 20 23 35 Способы укрепления иммунитета в ОУ Болезни сердечно­сосудистой системы в с. Мазунино Тема НРК Динамика заболеваемости органов пищеварительной системы в УР. Тематическое планирование № урока 1. Тема урока Элементы содержания Введение.  Становление наук о  человеке. Значение знаний об  особенностях строения и  жизнедеятельности организма  человека для самопознания и  сохранения здоровья. Методы  изучения организма человека, их значение и использование в  собственной жизни.  Требования к уровню подготовки обучающихся Описывать методы изучения  человека Различать предметы  изучения наук о человеке Приводить примеры  научных открытий на этапах  становления наук о человеке Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей. Раздел 1 Происхождение человека (3ч.) 2. Систематическое  положение человека. Место и роль человека в  системе органического мира, его сходство с животными и отличие  от них.  Биологическая природа и  социальная сущность человека. Приводить примеры  рудиментов и атавизмов у  человека. Доказывать  принадлежность человека к  типу Хордовые; к классу  Млекопитающие; к отряду  Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей. 3. Историческое прошлое  людей 4. Расы человека Раздел 2 Строение и функции организма (57 ч.) Тема 2.1. Общий обзор организма (1 ч.) 5. Общий обзор организма Уровни организации. Структура  тела. Органы и системы органов. Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (4 ч.) Приматы. Находить черты  сходства зародыша человека  и животных Перечислять характерные  особенности  предшественников  современного человека.  Называть факторы,  способствующие развитию  прямохождения. Объяснять  влияние факторов на  эволюцию человека.  Узнавать по рисункам  представителей рас человека. Доказывать, что все  представители человечества  относятся к одному виду. Узнавать по рисункам  расположение органов и  систем органов. Называть  органы человека,  относящиеся к определенным системам. Раскрывать суть  понятий молекулярный,  клеточный, тканевой и  организменный уровни  организации. Умение различать факт,  мнение, доказательство,  гипотезу Использование для  решения познавательных и коммуникативных задач  различных источников  информации Поиск информации на  основе анализа рисунка  учебника Строение и процессы  жизнедеятельности организма  человека. Гены и хромосомы.  Нарушения в строении и  функционировании клеток – одна из причин заболеваний  организмов.  Ткани, органы, системы органов,  их взаимосвязь как основа  целостности многоклеточного  организма.  Распознавание  на таблицах  органов и систем органов  человека. 6. 7. Строение клетки Жизнедеятельность клетки.  8. 9. Покровные и  соединительные ткани Мышечная и нервная ткань.  Л/р №1 «Рассматривание  клеток и тканей в  оптический микроскоп» 10. Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч.) Нейро­гуморальная регуляция  процессов жизнедеятельности  организма Рефлекторная регуляция Называть органоиды клетки и их функции. Узнавать  органоиды на немых  рисунках. Описывать и  узнавать этапы деления  клетки. Находить  соответствие между  органоидами и их  функциями. Прогнозировать  последствия для  жизнедеятельности клетки  при повреждении или  отсутствии органоида. Называть основные группы  тканей. Называть функции  тканей и структурных  компонентов.  Характеризовать основные  виды тканей. Различать  функции дендритов и  аксонов. Объяснять механизм проведения нервного  импульса. Давать определение  терминам – рефлекс.  Называть функции  вставочных, исполнительных  нейронов. Называть функции  компонентов рефлекторной  Использование для  решения познавательных и коммуникативных задач  различных источников  информации Поиск информации на  основе анализа рисунка  учебника Определение структуры  объекта познания, поиск и  выделение значимых  функциональных связей и  отношений между частями целого Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Приведение примеров,  подбор аргументов,  формулирование выводов Тема 2.4. Опорно­двигательная система (7 ч.) 11. Строение костей. Типы  костей. Л/р №2  «Микроскопическое  строение кости» 12. 13. 14. Скелет человека. Осевой  скелет. Скелет поясов и свободных  конечностей Строение мышц. Типы  мышц. Л/р№3 «Мышцы  человеческого тела» Опора и движение. Опорно­ двигательная система.  Профилактика травматизма.  Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах  опорно­двигательной системы.  Соблюдение санитарно­ гигиенических норм и правил  здорового образа жизни.  Укрепление здоровья:  аутотренинг, закаливание,  двигательная активность.  Влияние физических упражнений  на органы и системы органов.  Факторы риска: стрессы,  гиподинамия, переутомление,  переохлаждение. Вредные и  полезные привычки, их влияние на  состояние здоровья. Распознавание   на   таблицах органов   и   систем   органов человека. дуги. Описывать механизм  проявления безусловного  рефлекса. Называть функции опорно­ двигательной системы.  Описывать химический  состав костей. Объяснять  зависимость характера  повреждения  костей от  химического состава.  Характеризовать типы  соединения костей.  Доказывать принадлежность  скелета и мышц к одной  системе. Давать определение  терминам. Называть  компоненты осевого и  добавочного скелета.  Узнавать по немому рисунку  строение отделов скелета.  Показывать взаимосвязь  между строением осевого  скелета и функциями,  черепа, поясов конечностей. Описывать строение:  мышечного пучка,  поперечнополосатой  мышечной ткани. Узнавать  расположение скелетных  мышц. Выделять особенности поперечнополосатой  Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Поиск информации на  основе анализа рисунка  учебника Поиск информации на  основе анализа рисунка  учебника Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. 15. 16. Работа   скелетных   мышц   и их   регуляция.   Л/р   №4 при «Утомление статической и динамической работе»     Осанка. Предупреждение  плоскостопия. Первая  помощь при ушибах,  переломах костей и  вывихах суставов. Л/р №5  «Выявление нарушений  осанки. Выявление  плоскостопия» 17. Контрольно­обобщающий  урок по темам: «Опорно­ двигательная система» скелетной мышечной ткани.  Называть последствия  гиподинамии. Описывать  энергетику мышечного  сокращения. Различать  механизм статической и  динамической работы.  Характеризовать механизм  регуляции работы мышц. Описывать нарушения осанки различных степеней, работы  внутренних органов при  нарушении осанки. Называть  причины: искривления  позвоночника, факторы  развития плоскостопия.  Прогнозировать последствия  результатов нарушения  осанки тела. Давать  определение понятиям  перелом. Знать виды  переломов и первая помощь  при переломах Знать: теоретический  материал, изученный на  предыдущих занятиях. Уметь: применять  полученные знания и умения. Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Отражение в устной или  письменной форме  результатов своей  деятельности. Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 ч.) 18. Внутренняя среда  организма. Состав и  функции крови Транспорт веществ. Внутренняя  среда организма. Кровеносная и  лимфатическая системы. Группы  крови. Переливание крови.  Называть компоненты  внутренней среды организма,  форменные клеточные  элементы крови. Использование для  решения познавательных и коммуникативных задач  различных источников Иммунитет. Факторы,  влияющие на иммунитет.  Значение работ Л. Пастера и  И.И. Мечникова в области  иммунитета. Распознавание  на таблицах  органов и систем органов  человека. 19. Строение и функции  компонентов крови. Л/р №  6 «Рассматривание крови  человека и лягушки под  микроскопом» 20. Лейкоциты. Иммунитет. НРК Способы укрепления иммунитета в ОУ 21. Транспортные системы  организма Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч.) Кровеносная и лимфатическая  системы. Значение постоянства  внутренней среды организма.  Кровь. Артериальное и венозное  кровотечения. Приемы оказания  первой помощи при  Раскрывать роль внутренней  среды организма, ее  компонентов, состав крови,  функции крови. Характеризовать процесс  свертываемости крови.  Называть функции  эритроцитов; группы крови  человека. Перечислять  органы кроветворения.  Показывать взаимосвязь  между строением и  функциями клеток крови. Называть функции  лейкоцитов. Приводить  примеры инфекционных  заболеваний. Называть  органы иммунной системы.  Давать определение термину  – иммунитет. Объяснять  механизм различных видов  иммунитета; причины  нарушений иммунитета;  проявление тканевой  несовместимости. Давать определение термину  – замкнутая кровеносная  система. Называть  транспортные  системы  человека и их органы.  Описывать образование  тканевой жидкости и лимфы. информации Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Владение навыками  контроля и оценки своей  деятельности, умением  предвидеть возможные  последствия своих  действий Умение сравнивать,  классифицировать и   «сворачивать»  информацию в таблицу. кровотечениях. Наблюдение  за состоянием  своего организма (измерение  температуры тела, кровяного  давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем  органов человека. Факторы риска: стрессы,  гиподинамия, переутомление,  переохлаждение. Вредные и  полезные привычки, их влияние  на состояние здоровья. Соблюдение санитарно­ гигиенических норм и правил  здорового образа жизни. Анализировать содержание  определений основных  понятий. Сравнивать  строение кровеносных  сосудов. Описывать движение крови  по большому и малому  кругам кровообращения.  Давать определение  терминам. Различать малый и большой круги  кровообращения. Описывать расположение  сердца в организме, строение  сердца. Раскрывать  взаимосвязь между  строением сердца и  механизмом сердечного  цикла. Характеризовать  механизм нервно­ гуморальной регуляции  работы сердца. Называть факторы,  влияющие на движение  крови. Описывать механизм  измерения артериального  давления. Выявлять причины  изменения давления в  артериях, венах, капиллярах. Поиск информации на  основе анализа рисунка  учебника Соблюдение норм  поведения в окружающей  среде, правил здорового  образа жизни. Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. 22. Круги кровообращения 23. 24. Строение и работа сердца. НРК Болезни сердечно­ сосудистой системы в с.  Мазунино     крови   по Движение сосудам.   Регуляция кровообращения.   Л/р   №   7 «Положение венозных клапанов   в   опущенной   и поднятой руке. Изменение в тканях   при   перетяжках, затрудняющих кровообращение» Л/р №8 «Определение  скорости кровотока в 25. сосудах ногтевого ложа» Первая помощь при  заболеваниях сердца,  сосудов и кровотечениях. Л/р № 9 «Реакция сердечно­ сосудистой системы на  дозированную нагрузку» 26. Контрольно­обобщающий  урок по теме «Кровеносная  система» Тема 2.7. Дыхательная система (4 ч.) 27. Строение и функции  дыхательной системы 28. 29. Газообмен в легких и  тканях Дыхательные движения и их регуляция. Л/р №10  «Измерение обхвата  Называть причины  юношеской гипертонии.  Описывать приемы первой  помощи при стенокардии,  гипертоническом кризе.  Перечислять  последовательность действий при лечении раны. Различать  артериальное, венозное и  капиллярное кровотечения;  внешнее и внутреннее. Знать: теоретический  материал, изученный на  предыдущих занятиях. Уметь: применять  полученные знания и умения. Дыхание. Дыхательная система.  Заболевания органов дыхания и  их профилактика.  Предупреждение  распространения инфекционных  заболеваний и соблюдение мер  профилактики для защиты  собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как  фактор здоровья. Приемы  оказания первой помощи при  отравлении угарным газом,  спасении утопающего. Вредные и  полезные привычки, их влияние  на состояние здоровья.  Узнавать по немым рисункам органы дыхания. Называть  этапы дыхания.  Устанавливать взаимосвязь  между строением органов  дыхания и функциями.  Объяснять преимущества  носового дыхания для  сохранения здоровья. Описывать механизм  газообмена легких и  тканевого дыхания. Называть расположение центров  дыхательной системы.  Определять  Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Отражение в устной или  письменной форме  результатов своей  деятельности. Умение сравнивать,  классифицировать и   «сворачивать»  информацию в таблицу. Поиск информации на  основе анализа рисунка  учебника Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Ф.П. с  задержкой дыхания на  вдохе и выдохе» Первая помощь при  нарушении дыхания.  Профилактика заболеваний  органов дыхания 30. Соблюдение санитарно­ гигиенических норм и правил  здорового образа жизни. Распознавание  на таблицах  органов и систем органов  человека. Тема 2.8. Пищеварительная система (6 ч.) 31. Питание и пищеварение. 32. Пищеварение в ротовой  полости. Л/р №11  «Действие ферментов  слюны на крахмал» Питание. Пищеварительная  система. Роль ферментов в  пищеварении. Исследования  И.П.Павлова в области  пищеварения. Пища как  биологическая основа жизни.  Определение  норм  рационального питания. последовательность этапов  при вдохе и выдохе. Описывать приемы  реанимации, первой помощи  утопающему, при  электротравме, при  удушении заваливании  землей. Объяснять  целесообразность мер  профилактики заболеваний  дыхательной системы. Приводить примеры пищи  животного и растительного  происхождения. Называть  этапы пищеварения; значение кулинарной обработки пищи.  Перечислять функции пищи.  Описывать этапы  пищеварения. Узнавать на немых рисунках  органы пищеварительной  системы. Описывать  строение зубов; проявление  функций органов ротовой  полости. Устанавливать  взаимосвязь между  строением зубов и  выполняемыми функциями. для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ.. Исследование несложных  практических ситуаций,  выдвижение  предположений,  понимание необходимости их проверки на практике Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей. Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Умение сравнивать,  классифицировать и   «сворачивать»  информацию в таблицу. 33. Пищеварение в желудке и  двенадцатиперстной кишке 34. Пищеварение в кишечнике.  Всасывание. 35. Регуляция пищеварения.  НРК Динамика  заболеваемости органов  пищеварительной  системы в УР. Профилактика гепатита и  кишечных инфекций.  Распознавание  на таблицах  органов и систем органов. Соблюдение санитарно­ гигиенических норм и правил  здорового образа жизни.  Укрепление здоровья:  аутотренинг, закаливание,  Исследование несложных  практических ситуаций,  выдвижение  предположений,  понимание необходимости их проверки на практике Умение сравнивать,  классифицировать и   «сворачивать»  информацию в таблицу. Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей. Описывать строение и  расположение желудка и  двенадцати перстной кишки;  механизм действия  ферментов. Описывать  состав желудочного сока.  Взаимосвязь между  строением желудка,  двенадцатиперстной кишки и выполняемыми функциями. Описывать механизм  всасывания; роль печени в  организме человека.  Перечислять функции  тонкого и толстого  кишечника. Называть и  показывать по таблице  расположение органов  пищеварительной системы.  Устанавливать взаимосвязь  между строением тонкого и  толстого кишечника и  выполняемыми ими  функциями.  Приводить примеры  безусловных и условных  пищеварительных рефлексов. Описывать механизм  выработки условных  рефлексов. Находить  различия между условными и безусловными пищевыми  рефлексами. Описывать двигательная активность.  Влияние физических упражнений на органы и системы органов.  Вредные и полезные привычки,  их влияние на состояние  здоровья. 36. Гигиена органов  пищеварения.  Предупреждение  желудочно­кишечных  заболеваний Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3ч.) Обмен   веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление   авитаминозов   и меры их предупреждения.   37. Общая характеристика  обмена веществ.  38. Витамины. 39. Энерготраты человека и  пищевой рацион. Л/р №12  «Составление пищевых  рационов в зависимости от  энергозатрат» условия, способствующие и  затрудняющие пищеварение.  Называть правила приема  пищи. Анализировать  статистику заболеваемости и  делать выводы. Характеризовать  возбудителей желудочно­ кишечных инфекционных  заболеваний. Объяснять меры предосторожности заражения желудочно­кишечными  инфекциями. Называть основные этапы  обмена веществ. Перечислять функции белков, жиров и  углеводов. Раскрывать роль  белков, жиров, углеводов,  минеральных веществ и воды  в организме человека.  Называть группы витаминов;  продукты питания, в которых находятся витамины.  Пояснять разницу в понятиях гиповитаминоз и авитаминоз. Различать основной и общий  обмены веществ. Соблюдение правил  здорового образа жизни. Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей. Умение сравнивать,  классифицировать и   «сворачивать»  информацию в таблицу. Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч.) 40. Строение и функции кожи 41. Терморегуляция организма.  Закаливание. Покровы тела. Уход за кожей,  волосами, ногтями. Приемы  оказания первой помощи себе и  окружающим при травмах,  ожогах, обморожениях и их  профилактика. Соблюдение санитарно­ гигиенических норм и правил  здорового образа жизни. 42. Гигиена кожи, одежды и  обуви. Тема 2.11. Выделительная система (1 ч.) 43. Органы выделения Выделение. Мочеполовая  система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для  сохранения здоровья. Распознавание  на таблицах  органов и систем органов. Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей. Исследование несложных  практических ситуаций,  выдвижение  предположений,  понимание необходимости их проверки на практике. Соблюдение правил  здорового образа жизни. Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей. Описывать строение кожи.  Перечислять функции кожи.  Показывать взаимосвязь  между строением и  функциями кожи. Перечислять признаки  теплового и солнечного  ударов. Описывать  изменения кожи при  действии тепловых и  холодовых рецепторов Называть возбудителей,  причины заболеваний кожи,  гормональные нарушения.  Называть меры помощи при  химическом и термическом  ожогах. Называть функции системы  мочевыделения; факторы,  влияющие на работу почек;  меры профилактики болезней почек. Описывать строение и  работу нефрона.  Устанавливать взаимосвязь  между строением и  функциями системы  мочевыделения. Тема 2.12. Нервная система человека (7 ч.) 44. Регуляция функций в  организме Нейрогуморальная регуляция  процессов жизнедеятельности  Разъяснять роль нервной  системы в регуляции  Умение сравнивать,  классифицировать и организма. Нервная система.  Соблюдение санитарно­ гигиенических норм и правил  здорового образа жизни. Распознавание  на таблицах  органов и системы органов. функций организма человека, осуществлении  согласованной деятельности  органов, связи организма с  окружающей средой. Сравнивать строение нервной системы человека и  животных. Различать функции  дендритов и аксонов.  Объяснять механизм  проведения нервного  импульса. Объяснять роль  нервной системы в регуляции функций организма как  единого целого. Описать по рисунку и  микропрепарату строение и  функции спинного мозга.  Показывать взаимосвязь  между строением и  функциями спинного мозга.  Прогнозировать последствия  для человека при нарушении  функций спинного мозга. Описать по рисунку строение головного мозга. Узнавать по  немому рисунку структурные компоненты головного  мозга . Называть функции  отделов головного мозга;  долей коры больших  полушарий. Сравнивать  «сворачивать»  информацию в таблицу. Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей. Поиск информации на  основе анализа рисунка  учебника Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей. Исследование несложных  практических ситуаций,  выдвижение  предположений,  понимание необходимости их проверки на практике. Использование  лабораторных работ,  45. Общий план строения  нервной системы 46. Спинной мозг 47. Строение головного мозга:  продолговатый, средний  мозг, мост, мозжечок. 48. Передний мозг. Л/р №13  «Пальценосовая проба и особенности движений,  связанных с функциями  мозжечка и среднего мозга» 49. 50. Соматический и  автономный отделы нервной системы. Л/р №14  «Рефлексы продолговатого  и среднего мозга;  штриховое раздражение  кожи – тест, определяющий  изменение тонуса  симпатической и  парасимпатической  системы» Контрольно­обобщающий  урок по теме «Нервная  система» Тема 2.13. Анализаторы (5 ч.) 51. Анализаторы   и   органы чувств.  строение головного и  спинного мозга. Показывать  взаимосвязь между  строением и функциями  отделов головного мозга.  Прогнозировать последствия  для организма при  нарушении функций  головного мозга. Узнавать на рисунках  расположение отделов  автономной нервной  системы. Описывать  проявление функций  симпатической и  парасимпатической нервных  систем. Объяснять механизм  совместной работы  симпатического и  парасимпатического отделов. Знать: теоретический  материал, изученный на  предыдущих занятиях. Уметь: применять  полученные знания и умения. Называть структурные  компоненты анализатора.  Объяснять значение  анализаторов. Находить  соответствие между  функциями и частями  анализатора. Отличать  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Отражение в устной или  письменной форме  результатов своей  деятельности. Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей. Органы чувств, их роль в жизни  человека. Нарушения зрения и  слуха, их профилактика.  Распознавание на таблицах  органов и систем органов  человека. 52. Зрительный анализатор.  Л/р № 15 «Опыты,  выявляющие иллюзии,  связанные с бинокулярным  зрением» 53. Зрительное Гигиена зрения.   восприятие. 54. Строение и функции органа слуха 55. Органы равновесия, кожно­ мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Исследование несложных  практических ситуаций,  выдвижение  предположений,  понимание необходимости их проверки на практике. Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей. Поиск информации на  основе анализа рисунка  учебника Самостоятельная  организация учебной  деятельности иллюзии от галлюцинаций. Описывать строение глаза,  сетчатки, зрительного  анализатора; механизм  бинокулярного зрения.  Называть функции структур  глаза. Показывать  взаимосвязь строения глаза и  выполняемой им функцией.  Различать близорукое и  дальнозоркое зрение. Описывать строение органа  слуха, механизма передачи  звуковых сигналов. Называть  значение слуха для жизни  человека. Показывать  взаимосвязь строения органа  слуха и выполняемой им  функцией. Называть расположение зон  чувствительности в коре  больших полушарий.  Описывать строение и  расположение органов  равновесия, мышечного  чувства, кожной  чувствительности, обоняния,  органа вкуса. Объяснять  механизм взаимодействия  органов чувств, Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (4 ч.) 56. 57. 58. 59. Учение о ВНД. Врожденные и приобретенные  программы поведения. Л/р  №16 «Выработка навыка  зеркального письма как  пример разрушения старого  и выработки нового  динамического стереотипа» Сон и сновидения     Речь Познавательные процессы. сознание. и Воля, эмоции, внимание. Л/р №17 «Изменение числа  колебаний образа усеченной пирамиды при  непроизвольном,  произвольном внимании и  при активной работе с  объектом» Психология и поведение  человека. Исследования И.М.  Сеченова и И.П. Павлова,  А.А.Ухтомского, П.К.Анохина.  Высшая нервная деятельность.  Условные и безусловные  рефлексы. Познавательная  деятельность мозга. Сон, его  значение. Биологическая природа и социальная сущность человека.  Сознание человека. Память,  эмоции, речь, мышление.  Особенности психики человека:  осмысленность восприятия,  словесно­логическое мышление,  способность к накоплению и  передаче из поколения в  поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и  эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности.  Индивидуальные особенности  личности: способности,  темперамент, характер. Роль  обучения и воспитания в  развитии психики и поведения  человека. Рациональная  организация труда и отдыха. Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч.) Эндокринная система. Железы  внутренней и внешней секреции.    Роль регуляции эндокринной 60. формирования чувств. Приводить примеры  торможения рефлексов.  Характеризовать механизм  выработки условных  рефлексов. Приводить  примеры врожденных и  приобретенных программ  поведения. Объяснять правила гигиены  сна; влияние на организм  нарушений сна, фазы сна. Называть познавательные  процессы человека; качества  ума. Приводить примеры  факторов, влияющих на  формирование потребностей. Объяснять разницу между  активным воображением и  пассивным; краткосрочной  памяти и долгосрочной. Приводить примеры  ситуаций проявления  функций воли; аффекта.  Описывать физиологические  основы внимания.  Характеризовать основные  виды внимания. Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Составление плана,  тезисов, конспекта. Умение различать факт,  мнение, доказательство,  гипотезу Использование  лабораторных работ,  несложных экспериментов для доказательства  выдвигаемых  предположений; описание  результатов этих работ. Называть органы  эндокринной системы.  Умение разделять  процессы на этапы, звенья; Гормоны. 61. Функции   желез   внутренней секреции Раздел 3 Индивидуальное развитие организма (6 ч.) 62. 63. 64. 65. 66. Размножение   организмов   в природе.  Система размножения органов   Развитие зародыша и плода. Этапы   развития   ребёнка. Становление личности Половое Причины бесплодия.   созревание. 67. Наследственные   и Размножение и развитие.  Наследование признаков у  человека. Наследственные  болезни, их причины и  предупреждение. Роль  генетических знаний в  планировании семьи. Забота о  репродуктивном здоровье.  Инфекции, передающиеся  половым путем, их  профилактика. ВИЧ­инфекция и  ее профилактика. Человек и окружающая среда.  Социальная и природная среда,  адаптация к ней человека.  Значение окружающей среды  как источника веществ и  энергии. Зависимость здоровья  человека от состояния  окружающей среды.  Соблюдение правил поведения в  Узнавать по рисункам органы эндокринной системы.  Различать железы внешней и  внутренней секреции;  действие гормонов,  витаминов. Доказывать  единство нервной и  гуморальной регуляций.  Описывать симптомы  нарушений функций желез  внутренней секреции. Перечислять этапы  жизненного цикла особи.   Узнавать по рисункам органы размножения. Называть  функции плаценты.  Описывать режим  беременной. Называть типы  темперамента. Описывать  изменения с юношами и  девушками в процессе  развития. Знать причины  бесплодия. Сопоставлять  понятия темперамент и  характер. Анализировать  содержание определений  основных понятий. Называть меры  выделение характерных  причинно­следственных  связей. Умение сравнивать,  классифицировать и   «сворачивать»  информацию в таблицу. Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей. Умение разделять  процессы на этапы, звенья; выделение характерных  причинно­следственных  связей Определение структуры  объекта познания, поиск и  выделение значимых  функциональных связей и  отношений между частями целого Определение структуры врожденные заболевания окружающей среде, в опасных и  чрезвычайных ситуациях как  основа безопасности  собственной жизни. Культура  отношения к собственному  здоровью и здоровью  окружающих. профилактики заболеваний  передаваемых половых  путем. Описывать нарушения в организме при сифилисе.  Объяснять опасность  заражения вирусом СПИДа.  Характеризовать  наследственные и  врожденные заболевания  человека. 68. Урок   повторения  по   курсу «Биология. Человек» объекта познания, поиск и  выделение значимых  функциональных связей и  отношений между частями целого Отражение в устной или  письменной форме  результатов своей  деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать: ­ признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; ­ сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,   развитие,   размножение,   наследственность   и   изменчивость,   регуляция   жизнедеятельности   организма,   раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; ­ особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь: ­ объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического   разнообразия   в   сохранении   биосферы;   необходимость   защиты   окружающей   среды;   родство   человека   с млекопитающими   животными,   место   и   роль   человека   в   природе;   взаимосвязи   человека   и   окружающей   среды;   зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; ­ изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; ­ распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах   и   таблицах   органы   цветкового   растения,   органы   и   системы   органов   животных,   растения   разных   отделов,   животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; ­  выявлять  изменчивость  организмов,  приспособления  организмов к  среде  обитания,  типы  взаимодействия   разных  видов  в экосистеме; ­   сравнивать   биологические   объекты   (клетки,   ткани,   органы   и   системы   органов,   организмы,   представителей   отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; ­ определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); ­ анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ­ проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  ­   соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   вызываемых   растениями,   животными,   бактериями,   грибами   и   вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний; ­ оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; ­ рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; ­ выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; ­ проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Список литературы для учителя и учащихся 1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И.  Биология. Человек. 8 класс: Учебник  для общеобразовательных   учебных заведений. –  М.: Дрофа, 2010  2. Рабочая тетрадь к учебнику  Колесова  Д.В., Маша Р.Д., Беляева Н.И.  «Биология. Человек. 8 класс»: – М.: Дрофа, 2009.    3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И.  Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа,  2002.         4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии. 8 класс. – М.: «ВАКО» 2007.          5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1983. 6. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для  учителя. М.: Просвещение, 1983         7. Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс ­ М.: Дрофа. 2003          8. Рохлов B.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. ­ М.: Про свещение, 1997         9. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» ­ М.: Дрофа, 2005         Рабочая   программа   не   исключает   возможности   использования   другой   литературы   в   рамках   требований   Государственного стандарта по биологии.  «Уроки по биологии Кирилла и Мефодия» Контрольно­измерительные материалы Тема «Опорно­двигательная система» Задание № 1. Выберите правильные суждения. 1.У пожилого человека в костях преобладают минеральные соли. 2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300. 3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы. 4. Самые крупные кости в скелете человека – бедренные. 5. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы. 6. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями. 7. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения. 8. У человека в черепе преобладает лицевой отдел. 9. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение. Задание № 2. Закончите предложение. 1. Сколько шейных позвонков ­ 2. Лучевая и локтевая кость относятся к ­ 3. Пояс нижних конечностей состоит из ­ 4. Из какой ткани состоят скелетные мышцы ­ 5. Какие мышцы меняют выражение лица ­ 6. Что находится внутри позвоночника ­ 7. Сколько поясничных позвонков ­ 8. Предплюсна относится ­ 9. Большая и малая берцовые кости относятся к ­ 10. Какая мышца поднимает предплечье ­  Задание № 3. Вопросы: 1. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается.  Объясните это явление. 2. В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль  не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи. Ответы: Задание №1:  1,4,6,9 Задание № 2. Закончите предложение. 1. Сколько шейных позвонков ­7 2. Лучевая и локтевая кость относятся к ­ предплечью 3. Пояс нижних конечностей состоит из – тазовых костей 4. Из какой ткани состоят скелетные мышцы – поперечно­полосатой 5. Какие мышцы меняют выражение лица ­ мимические 6. Что находится внутри позвоночника – спинной мозг 7. Сколько поясничных позвонков ­ 5 8. Предплюсна относится ­ стопа 9. Большая и малая берцовые кости относятся к ­ голени 10. Какая мышца поднимает предплечье ­ двуглавая Задание № 3. Вопросы: 1. Между позвонками находятся межпозвоночные хрящевые диски, которые от нагрузки частично уплотняются к концу дня, после  отдыха в ночное время диски восстанавливаются. 2. В голеностопном суставе произошло растяжение связок, необходимо: наложить холод – уменьшить боль, наложить тугую повязку, доставить пострадавшего в больницу. по теме: «Кровеносные и лимфатические системы организма» Обобщающий урок  Задание № 1. Дайте краткие ответы на вопросы: 1. В чем состоит отличие вен от артерий? 2. Что является причиной движения крови по сосудам? 3. Как на работу сердца влияют адреналин? 4. Что происходит с сосудами, когда артериальное давление повышается?  5.   Какое значение в организме имеют лимфатические узлы? Задание №2.  Выпишите правильный ответ 1. Антитела образуют:  Т­ лимфоциты, В­лимфоциты. 2. Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству: естественный, искусственный 3. Первую прививку от оспы сделал:  Э. Дженнер, И. И. Мечников, Л. Пастер. 4. Антитела представляют собой белки: чужеродные, защитные 5. Сыворотка представляет собой: готовые антитела, ослабленные микробы, убитые микробы 6. Фактор, который учитывают при переливании крови: резус фактор, фактор риска, фактор донорства 7. Воспаление – это: антитела, антигены, местная реакция на проникнувшие в организм микробы. Задание 3. Тест. Выберите один правильный ответ. 1. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер: а) 3        б) 2        в) 4             г) 5 2. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:    а)  створчатый    б)  полулунный 3. Вещество, усиливающее работу сердца: а) адреналин  б) ионы калия    4. Средний слой стенки сердца, образованный поперечно­полосатой сердечной мышцей, называется:   а) миокард     б) перикард     в)  эпикард 5. Что течет по легочным венам?  а) артериальная кровь      б) венозная кровь 6. Какие отделы  сердца сокращаются  первыми? а) предсердия            б) желудочки   7. В каком  направлении относительно сердца течет кровь по  артериям?  а) к  сердцу   б) от сердца  8. Назовите круг кровообращения, к которому относятся кровеносные сосуды, питающие сердечную мышцу. а) малый круг кровообращения       б) большой круг кровообращения Ответы: Задание № 1. Дайте краткие ответы на вопросы: 1. У артерий хорошо развит мышечный слой стенок, нет клапанов. 2. Работа сердца, разница в давлении сосудов, клапаны в венах, скелетная мускулатура. 3. Учащает его работу. Задание №2.  Выпишите правильный ответ 1. Антитела образуют:  Т­ лимфоциты, В­лимфоциты. 2. Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству: естественный, искусственный 3. Первую прививку от оспы сделал:  Э. Дженнер, И. И. Мечников, Л. Пастер. 4. Антитела представляют собой белки: чужеродные, защитные 5. Сыворотка представляет собой: готовые антитела, ослабленные микробы, убитые микробы 6. Фактор, который учитывают при переливании крови: резус фактор, фактор риска, фактор донорства 7. Воспаление – это: антитела, антигены, местная реакция на проникнувшие в организм микробы. Задание 3. Тест: 1­в, 2­а, 3­а, 4­а, 5­а, 6­а, 7­б, 8­б. Тема «Нервная система» Задание №1. Дополните данные предложения. 1. Нервная система подразделяется на …  2. Скопление тел нейронов и их отростков образуют …   вещество головного и спинного мозга, а скопление нервных волокон ...  вещество. 3. Отдел мозга, регулирующий дыхание, пищеварение, сердечную деятельность, защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота),  жевание, глотание... 4. Равновесие тела, координацию движений регулирует … 5. Процессы мышления, поведение, память, речь регулирует …. 6. Часть периферической нервной системы, регулирующую работу скелетных мышц, называют … Задание №2. Выберите правильный ответ. 1. По выполняемой функции периферическая нервная система подразделяется на: а) соматическую и вегетативную;   б) симпатическую и парасимпатическую;    в) центральную и симпатическую           г) периферическую и соматическую. 2. Рецепторы:  а) несут возбуждение к ЦНС; б) воспринимают раздражения;    в) передают возбуждение с чувствительных на двигательные нейроны;      г) передают возбуждение  с чувствительных на вставочные. 3.Возбуждение от ЦНС к рабочему органу передается по:  а) рецептору;                 б) чувствительным нейронам;    в) двигательным нейронам;   г) вставочным нейронам. 4.Головной мозг, спинной мозг, синапс – это система органов: а) нервная;   б) кровеносная;  в) пищеварительная;      г) эндокринная; 5. Дыхательный центр расположен: а) в продолговатом мозге; б) в мозжечке; в) в коре больших полушарий; г) в гипофизе. 6. Где находится зрительная зона? а) затылочная доля; б) теменная доля; в) лобная; г) височная. 7. Нервная регуляция осуществляется с помощью: а) нервных импульсов;     б) витаминов;  в) гормонов;  г) ферментов. 8. Гипоталамус представляет собой: а) железу внутренней секреции;    б) железу внешней секреции; в) отдел промежуточного мозга;     г) гормон, выделяемый гипофизом. Задание №3. Установите соответствие между особенностями строения и функциями отделов головного мозга.  Особенности строения и функции:  1) Является продолжением спинного мозга.                                                   2) Постоянно посылает импульсы к скелетным мышцам.                              3) Обеспечивает выработку ориентировочных рефлексов. 4) Регулирует дыхание, пищеварение, сердечно­сосудистую деятельность. 5) Обеспечивает защитные рефлексы: чихание, кашель, рвоту. Отделы мозга:   А) средний мозг Б) продолговатый мозг Ответы: Задание №1. Дополните данные предложения. 1. Нервная система подразделяется на центральную и перефирическую 2. Скопление тел нейронов и их отростков образуют серое  вещество головного и спинного мозга, а скопление нервных волокон  белое вещество. 3. Отдел мозга, регулирующий дыхание, пищеварение, сердечную деятельность, защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота),  жевание, глотание ­  продолговатый 4. Равновесие тела, координацию движений регулирует  мозжечок  5. Процессы мышления, поведение, память, речь регулирует передний (кбп) 6. Часть периферической нервной системы, регулирующую работу скелетных мышц, называют соматическая Задание №2. Выберите правильный ответ. 1­а, 2­б, 3­в, 4­а, 5­а, 6­а, 7­а, 8­в Задание №3. Установите соответствие между особенностями строения и функциями отделов головного мозга. А­2, 3        Б­1, 4, 5 Задание 1.  Выберите один правильный ответ. 1. Младенец женского пола развивается при следующем сочетании половых хромосом: А. XX       Б. XY        В. YY Тема «Размножение и развитие человека» 2. Мужские гаметы образуются: A. В предстательной железе     Б. В семенниках     B. В семявыносящих протоках 3.  Оплодотворение яйцеклетки происходит: А. В маточной трубе     Б. В яичнике      В. В матке 4. Имплантация и развитие зародыша происходит: А. В маточной трубе       Б. В яичнике        В. В матке 5.  Зигота человека содержит: A. 23 хромосомы      Б. 46 хромосом     B. 92 хромосомы 6. Обеспечение зародыша питательными веществами и кислородом осуществляется с помощью: А. Плаценты         Б. Хориона        В. Амниона 7.  С первым криком у ребенка начинает активно функционировать: A. Кровеносная система   Б. Пищеварительная система    B. Дыхательная система 8.  Ребенок становится самостоятельным организмом: A. После отрезания пуповины   Б. После первого вдоха  B. После первого кормления 9. Ребенок может считаться новорожденным: А. До 1 месяца      Б. До 3 месяцев     В. До 12 месяцев 10. Развитие всех молочных зубов и быстрый рост ребенка происходит в период: А. От 3 до 5 лет     Б. От 1 до 3 лет     В. От 5 до 7 лет 11. Рост и развитие организма завершается: А. В 10–15 лет      Б. В 30–40 лет     В. В 16–21 год Задание 2. Вставьте пропущенные слова. 1. Новорожденный ребенок существует благодаря... рефлексам, основу его питания составляет... молоко, а к 6 месяцам  прорезываются... 2. В период от 1 до 3 лет ребенок быстро ….., в 12–16 лет начинается.... созревание. 3.Заболевания, связанные с нарушением генного аппарата …. 4. Этот вирус поражает один из видов лимфоцитов, без которых иммунитет становится неполноценным ….. 5.Состояние женщины от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребёнка называется …. 6. Основой характера человека является врождённая особенность человека …. 7. Пристрастие к занятиям определёнными видами деятельности …. Ответы: Задание 1.  Выберите один правильный ответ:  1­а, 2­б, 3­а, 4­в, 5­б, 6­а, 7­в, 8­а, 9­а, 10­б, 11­в Задание 2. Вставьте пропущенные слова. 1. Новорожденный ребенок существует благодаря врождённым рефлексам, основу его питания составляет грудное молоко, а к 6  месяцам прорезываются молочные зубы 2. В период от 1 до 3 лет ребенок быстро растёт, в 12–16 лет начинается половое созревание. 3.Заболевания, связанные с нарушением генного аппарата наследственные 4. Этот вирус поражает один из видов лимфоцитов, без которых иммунитет становится неполноценным СПИД 5.Состояние женщины от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребёнка называется беременность 6. Основой характера человека является врождённая особенность человека темперамент  7. Пристрастие к занятиям определёнными видами деятельности способность

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс