Рабочая программа по биологии 8 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 8 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
13.11.2018
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана на основе учебно методического комплекта Н.И.Сонина. В рабочую программу включена пояснительная записка, планируемые результаты освоения предмета биологии, общая характеристика учебного предмета, содержание учебного предмета, тематические планирование, календари-тематический план, учебно-методической и материально-технической обеспечение.Рабочая программа по биологии 8 класс.
БИОЛОГИЯ 8 2018.docx
Биология 8 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,   Примерная программа основного общего образования по биологии,   Программа основного общего образования. Биология. 5­9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров   Программа регионального компонента общего образования Архангельской области; составители Лавринова А.П., Нехорошкова С. И.,  Департамент образования и науки  администрации Архангельской области – АО ИППК РО, 2006 Цели:  Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;   Овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием  собственного организма;   Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;   Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;   Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей  деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов,  вредных привычек, ВИЧ­инфекции.  Задачи:  Формирование целостной научной картины мира;  Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;  Овладение научным подходом к решению различных задач;  Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.    подготовка школьников к практической деятельности в области медицины, здравоохранения;  формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с  уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития; гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В результате освоения курса биологии 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками. Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:    признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;      коммуникативной компетенции в общении с коллегами;  развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук. ответственного отношения к учению, труду; целостного мировоззрения; осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; развитие интеллектуальных и творческих способностей; воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; основ экологической культуры Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД:  Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Познавательные УУД:  Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;  Выявлять причины и следствия простых явлений;  Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;  Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;  Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)  Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);  Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД:  Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);  В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;  Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;  Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);  Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:  Понимать смысл биологических терминов;  Знать признаки сходства и отличия человека и животных;  Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности  организма;  Знать особенности  организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.   объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;        ресурсах; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:    изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов. распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; выявлять:  взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека; сравнивать:   человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы; определять: принадлежность человека к  определенной систематической группе; анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека; проводить самостоятельный поиск биологической информации:  в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет­ соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ­инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;  оказания  первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;   проведения наблюдений за состоянием собственного организма.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В   8 классе   учащиеся   получают   знания   о  человеке   как   о  биосоциальном   существе,   его   становлении   в  процессе   антропогенеза   и  формировании   социальной   среды.   Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно­гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7  классах соответственно. Предусмотрено также усиление гуманистических и нравственных аспектов знаний о человеке, отношения к человеку как личности. Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке  программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико­химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. Рабочая программа   предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на данной ступени основного общего  образования являются: сравнение объектов,   анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации. Для приобретения практических навыков и умений и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой, которые проводятся после подробного инструктажа по технике безопасности и ознакомления учащихся с правилами безопасного выполнения работы. Все лабораторные и практические  работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Авторская программа по биологии рассчитана на  70 часов в связи с тем, что согласно действующему учебному плану в 8 классе на изучение биологии отведено 68 ч рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 ч. в неделю за счет сокращения  темы «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека» с 7 до 5 часов. При изучении инвариативной части программы включается краеведческий материал (Региональный компонент) 10% от общего времени изучения предмета (7 часов) Время отведенное на РК является частью комбинированных уроков, что вызвано спецификой предмета и уроков обобщения знаний по темам на региональной основе. 1 час резервного времени   используется на промежуточную аттестацию в конце учебного года. Количество часов темы «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» сокращено с 5 до 1 часа. 3 часа использовано для изучения регионального компонента и 1 час на итоговый урок в конце учебного года. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 1. Человек как биологический вид (2 ч.) Человек – часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы. Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных. Предметные результаты обучения  Учащиеся должны знать: — признаки, доказывающие родство человека и животных. Учащиеся должны уметь: — анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас. Тема 2. Происхождение человека (2 ч.) Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство. Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека. Предметные результаты обучения  Учащиеся должны знать: — биологические и социальные факторы антропогенеза; — основные этапы эволюции человека; — основные черты рас человека. Метапредметные результаты обучения  Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план­конспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета. Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч.) Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Демонстрация портретов великих учёных – анатомов и физиологов. Предметные результаты обучения  Учащиеся должны знать: — вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека. Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч.). Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа  гомеостаза. Демонстрация схем систем органов человека. Лабораторная работа:   1. Изучение микроскопического строения тканей. Практическая работа:   1. Распознавание на таблицах органов и систем органов. Предметные результаты обучения  Учащиеся должны знать: — основные признаки организма человека. Учащиеся должны уметь: — узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах; — устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; Тема 5. Координация и регуляция (10 ч.) Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно­гуморальная регуляция деятельности организма. Демонстрация схем строения эндокринных желёз; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных  желёз. Нервная регуляция. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий  и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции,  гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно­мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность. Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга. Лабораторная работа:    2. Изучение головного мозга человека (по муляжам). Практическая работа:    2. Изучение изменения размера зрачка. Предметные результаты обучения  Учащиеся должны знать: — роль регуляторных систем; — механизм действия гормонов. Учащиеся должны уметь: — выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; — соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств. Метапредметные результаты обучения  Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; Тема 6. Опора и движение (8 ч.) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.  Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.  Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно­двигательной системы и их профилактика.  Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение  связок, вывихи суставов, переломы костей. Взаимосвязь строения и функций опорно­двигательного аппарата. Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приёмов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно­двигательной системы. Лабораторная работа:   3. Изучение внешнего строения костей. Практическая работа:   3. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.                                             4. Измерение массы и роста своего организма. Предметные результаты обучения  Учащиеся должны знать: — части скелета человека; — химический состав и строение костей; — основные скелетные мышцы человека. Учащиеся должны уметь: — распознавать части скелета на наглядных пособиях; — находить на наглядных пособиях основные мышцы; — оказывать первую доврачебную помощь при переломах. Метапредметные результаты обучения  Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч.) Понятие «внутренняя среда». Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови.  Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.1 Демонстрация схем и таблиц, посвящённых составу крови, группам крови. Лабораторная работа:   4. Изучение микроскопического строения крови. Предметные результаты обучения   Учащиеся должны знать: — признаки внутренней среды организма; — признаки иммунитета; — сущность прививок и их значение. Учащиеся должны уметь: — сравнивать между собой строение и функции клеток крови; — объяснять механизмы свёртывания и переливания крови. Метапредметные результаты обучения   Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; Тема 8. Транспорт веществ (4 ч.) Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их  предупреждение.1 Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения. Лабораторная работа:   5. Измерение кровяного давления. Практическая работа:   5. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений. Предметные результаты обучения   Учащиеся должны знать: — существенные признаки транспорта веществ в организме. Учащиеся должны уметь: — различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем; — измерять пульс и кровяное давление; — оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.      Метапредметные результаты обучения   Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; Тема 9. Дыхание (5 ч.) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания.  Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно­капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов  дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. Демонстрация моделей гортани, лёгких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приёмов искусственного дыхания. Практическая работа:   6. Определение частоты дыхания. Предметные результаты обучения   Учащиеся должны знать: — органы дыхания, их строение и функции; — гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний. Учащиеся должны уметь: — выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена; — оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом. Метапредметные результаты обучения   Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; Тема 10. Пищеварение (5 ч.) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль  И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения. Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов. Лабораторная работа:   6. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал. Практическая работа:   7. Определение норм рационального питания. Предметные результаты обучения   Учащиеся должны знать: — органы пищеварительной системы; — гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы. Учащиеся должны уметь: — характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы. Метапредметные результаты обучения  Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 ч.) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Предметные результаты обучения   Учащиеся должны знать: — особенности пластического и энергетического обмена в организме человека; — роль витаминов. Учащиеся должны уметь: — выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Тема 12. Выделение (2 ч.) Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Демонстрация модели почек. Предметные результаты обучения   Учащиеся должны знать: — органы мочевыделительной системы; — меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы. Тема 13. Покровы тела (3 ч.) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь  при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке. Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи. Предметные результаты обучения   Учащиеся должны знать: — строение и функции кожи; — гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. Учащиеся должны уметь: — объяснять механизм терморегуляции; — оказывать первую помощь при повреждения кожи, тепловых и солнечных ударах. Тема 14. Размножение и развитие (3 ч.) Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. Предметные результаты обучения   Учащиеся должны знать: — строение и функции органов половой системы человека; — основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека. Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 ч.) Рефлекс – основа нервной деятельности. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности.1 Виды рефлексов. Формы поведения.  Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и  гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. Предметные результаты обучения  Учащиеся должны знать: — строение и виды рефлексов — особенности ВНД человека — значение сна, его фазы. Учащиеся должны уметь: — выделять существенные признаки психики человека; — характеризовать типы нервной системы. Тема 16. Человек и его здоровье (8ч.) Соблюдение санитарно­гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах,  обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Лабораторная работа:   7. изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. Практическая работа:   8. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Предметные результаты обучения    Учащиеся должны знать: — приёмы рациональной организации труда и отдыха; — отрицательное влияние вредных привычек. Учащиеся должны уметь: — соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний; — оказывать первую доврачебную помощь. Метапредметные результаты обучения   Учащиеся должны уметь: — планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; — участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); — работать в соответствии с поставленной задачей, планом; — выделять главные и существенные признаки понятий; — составлять описание объектов; — составлять простые и сложные планы текста; — осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; — выявлять причинно­следственные связи; — работать со всеми компонентами текста; — оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Личностные результаты обучения — формирование ответственного отношения к учению, труду; — формирование целостного мировоззрения; — формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; — формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; — формирование основ экологической культуры. 1 Темы, выделенные курсивом,  подлежат изучению, но не включаются в Требования к уровню подготовки выпускников. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название темы Тема 1. Место человека в системе органического мира Тема 2. Происхождение человека Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека Тема 5. Координация и регуляция Тема 6. Опора и движение Тема 7. Внутренняя среда организма Тема 8. Транспорт веществ Тема 9. Дыхание Тема 10. Пищеварение Тема 11. Обмен веществ и энергии Тема 12. Выделение Тома 13. Покровы тела Тема 14. Размножение и развитие Тема 15. Высшая нервная деятельность Тема 16. Человек и его здоровье Резервное время Промежуточная аттестация                                         ИТОГО Региональный компонент         № 1 Изучение микроскопического строения тканей № 2 Изучение изменения размера зрачка 7  (315 мин) Лабораторные  работы         Количество часов Лабораторные  работы Практические работы 2 2 1 4 10 8 3 4 5 5 2 2 3 3 5 8 1 68 № 1 № 2 № 3 № 4 № 5   № 6 РК № 1 № 7 РК № 2,3 7 РК 3 № 1 № 2 № 3, 4 № 5 № 6 № 7 № 8 8 № 3 Изучение внешнего строения костей № 4 Изучение микроскопического строения крови № 5 Измерение кровяного давления № 6 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал № 7 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений № 1 Распознавание на таблицах органов и систем органов № 2 Изучение головного мозга человека (по муляжам) № 3 Измерение массы и роста своего организма № 4 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.  № 5 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений  № 6 Определение частоты дыхания № 7  Определение норм рационального питания. № 8 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье Практические работы Календарно­тематический план  8   класс № п/п Тема урока Лабораторные/ практические работы Виды деятельности учащихся Требования к уровню подготовки учащихся 1 2 1 2 Место человека в  системе  органического мира Особенности  человека Тема 1. Место человека в системе органического мира ­2 часа Объясняют место человека в  системе органического мира.  Выделяют существенные  признаки, доказывающие родство  человека и животных.  Сравнивают особенности  строения человекообразных  обезьян и человека. Делают  выводы. Уметь:  определить принадлежность биологического вида  Человек разумный к Классу Млекопитающие, отряду  Приматы; сравнивать человека с представителями этих  систематических групп; делать выводы на основе строения;  работать с текстом учебника. Уметь: характеризовать особенности строения человека,  обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью,  работать с текстом учебника.                                                                                                             Тема 2. Происхождение человека ­2 часа 3     1 Происхождение  человека и его  эволюция 4 2 Расы человека  Объясняют биологические и  социальные факторы  антропосоциогенеза.  Характеризуют основные этапы  эволюции человека. Определяют  характерные черты рас человека Уметь: называть и объяснять биологические и социальные  факторы антропогенеза, называть этапы эволюции человека,  работать с текстом учебника и таблицами. перечислять  характерные особенности предшественников человека, узнать  по рисункам предшественников совр. человека., объяснять  факторы ,влияющие на эволюцию. Знать: что все люди относятся к одному виду и имеют единое происхождение. Уметь: работать с текстом, выделять главное, сравнивать,  Дата Д/З по учебн ику стр 5,  стр. 5 стр.12 стр.18 анализировать. доказать , что все представители человечества относятся к  одному виду, узнать по рисункам представителей рас.                                                   Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человеке. (1 ч.) 5 1 Становление наук о  человеке. Объясняют роль наук о человеке  в сохранении и поддержании его  здоровья. Описывают вклад  ведущих отечественных и  зарубежных учёных в развитие  знаний об организме человека Знать: определения  анатомии, физиологии и гигиены. Уметь: работать с текстом учебника, сравнивать,  сопоставлять, выделять главное. описывать методы изучения человека., различать предметы  изучения наук о человеке.  знать основ. открытия ученых на раз. этапах становления наук о человеке                                                       Тема 4. Общий обзор организма человека (4 ч.). 6 1 Клеточное строение  организма  7­8 2­3 Ткани организма. Л.р № 1 Изучение  микроскопического  строения тканей. 9 4  Органы .Система  органов. Организм. П.р. № 1  Распознавание на  таблицах органов и  систем органов. Выявляют основные признаки  человека. Характеризуют  основные структурные  компоненты клеток, тканей и  распознают их на таблицах,  микропрепаратах. Объясняют  взаимосвязь строения и функций  тканей; органов и систем органов  в организме человека. Распознают на таблицах органы и системы  органов человека, объясняют их  роль в организме                                                                                                Тема 5. Координация и регуляция (10 ч.) 10 1 Гуморальная  регуляция.  Эндокринный  аппарат  11 2 Нервно –  гуморальная  регуляция Объясняют роль регуляторных  систем в жизнедеятельности  организма. Характеризуют  основные функции желез  внутренней секреции. Объясняют  механизм действия гормонов.  Выделяют структурные  компоненты нервной системы.  Определяют расположение  частей нервной системы,  распознают их на таблицах.  Знать:   органоиды   клетки,   основные   части   клетки,   функции, описывать и узнать этапы деления клетки Уметь: распознавать по таблице и описывать основные  органоиды и части клетки; сравнивать клетки растений,  животных и человека; характеризовать сущность процессов  обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. Знать: основные группы тканей человека. Уметь: Давать определение понятию «ткань», устанавливать  соответствие между строением ткани и выполняемой  функцией. рассматривать готовые микропрепараты под  микроскопом и описывать их, сравнивать ткани человека,  устанавливать соответствие между строением тканей и  выполняемыми функциями. приводить примеры расположения тканей в организме, назвать функции тканей. Знать:   определение   понятий   «ткань»,   «орган»,   «система органов», «гомеостаз», органы и системы органов человека.  Уметь: распознавать по таблицам и описывать органы и  системы органов человека; характеризовать сущность  саморегуляции жизнедеятельности организма; работать с  текстом учебника. Знать:   особенности   строения   работы   желез   эндокринной системы;   железы   внешней   секреции;   железы   смешанной секреции. Уметь: различать железы внешней, внутренней и смешанной  секреции; распознавать и описывать на таблицах органы  эндокринной системы.  определять сущность гуморальной регуляции, железы обр.  эндокринный аппарат. Знать:   определение   понятия   «гормоны»;   заболевания, связанные   с   гипофункцией   и   гиперфункцией   эндокринных желез. знать характерные особенности гормонов и их роль в  стр 21 стр. 31    стр.34  стр 40 стр 46 стр 54 Раскрывают функции головного  мозга, спинного мозга, нервов.  Сравнивают нервную и  гуморальную регуляции.  Раскрывают причины нарушения  функционирования нервной  системы. Выявляют  существенные признаки строения  и функционирования органов  чувств. Распознают органы чувств на наглядных пособиях.  Обобщают меры профилактики  заболеваний органов чувств 12 3 Нервная регуляция .  13 14 4 5 Спиной мозг. Строение и функции головного мозга .  Л. Р. № 2 Изучение  головного мозга  человека (по  муляжам). 15 6 Полушария  головного мозга 16 7 Анализаторы.  Зрительный  анализатор.  ПР № 2  Изучение  изменения размера  зрачка.   значение   нервной   системы, обменных   процессах;   нарушение   нервно­   гуморальной регуляции, их признаки и профилактику. Уметь: характеризовать роль гормонов в обмене веществ,  жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма;  анализировать и оценивать воздействие факторов риска на  здоровье; устанавливать взаимосвязь между функциями  нервной и эндокринной систем. Знать:   классификацию, определение   понятия   «рефлекс»,   особенности   строения нервной   системы;   принцип   деятельности   нервной   системы; рефлекторную дугу, функции нервной системы. Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные  отделы и органы нервной системы человека; устанавливать  взаимосвязи между строением и функциями нервной системы. Знать: знать особенности строения и функции спинного мозга. Уметь: распознавать на таблицах основные части спинного  мозга; описывать их роль в регуляции жизнедеятельности  организма. Знать:   особенности   строения   головного   мозга;   отделы головного мозга; функции отделов головного мозга.  Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части  и отделы головного мозга; описывать их роль в регуляции  жизнедеятельности организма,  разъяснять особенности  микроскопического строения мозга; узнавать по немому рисунку структурные компоненты  головного мозга Знать:   особенности  строения  больших  полушарий  головного мозга;   отделы  головного мозга,  функции  отделов головного мозга. Уметь: распознавать и описывать на таблицах большие  полушария, зоны коры, работать с текстом учебника,  составлять схемы. сравнить строение  и функции больших полушарий мозга  человека и животных Знать: определение понятий «орган чувств», «анализатор», «рецептор»;   анализаторы; особенности   строения   органа   зрения   и   зрительного анализатора;   заболевания,   связанные   с   нарушением   органов зрения. Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части  органа зрения и зрительного анализатора; устанавливать  взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и  зрительного анализатора, работать с текстом учебника, делать  биологические рисунки; анализировать воздействие факторов  риска  на здоровье; влияние собственных поступков на    органы   чувств   человека; стр. 54 стр. 60 стр.  63,  стр. 70 стр.77 17 8 Анализаторы слуха и равновесия 18 9 Кожно­ мышечная  чувствительность.  Обоняние и вкус. 19 10  Эндокринная  система,  чувствительность  анализаторов  жителей Севера РК 20 1 Аппарат опоры и  движения, его  функции.  здоровье; использовать приобретенные знания для  профилактики заболеваний органов зрения, профилактики  вредных привычек. Знать:   особенности   строения   органа   слуха   и   слухового анализатора. Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части  органа слуха и слухового анализатора; оценивать и  анализировать воздействие факторов риска на здоровье,  влияние собственных поступков на здоровье; использовать  приобретенные знания для профилактики заболеваний и  повреждений органов слуха, для профилактики вредных  привычек. Знать:   особенности   строения   органов   обоняния,   осязания, вкуса, кожно­мышечной чувствительности, их анализаторов. Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части  этих органов чувств и их анализаторов; характеризовать их  роль в жизни человека. знать взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов,  роль нерв. системы  в приспособлении организма человека к  условиям среды и быстрому реагированию на их изменения стр.84 стр.91 РК Экстремальность проживания человека на Севере. Общие  принципы адаптации к условиям  Севера. Особенности организма  коренных жителей Севера.  Состояние здоровья и  особенности эндокринной  регуляции жителей  Архангельской области.  Выделение существенных признаков   процесса   нервной регуляции организма. Различие на таблицах   и   муляжах   органов нервной системы    Тема 6. Опора и движение (8 ч) 21 22 2­3 Строение, свойства  костей. Л.р. № 3 Изучение  внешнего строения  костей. 23 4 Первая помощь при  повреждениях ОД  аппарата.  24 5 Мышцы, их строение и функции.  ПР  № 3  Измерение  массы и роста своего Характеризуют роль опорно­ двигательной системы в жизни  человека. Распознают на  наглядных пособиях части  скелета. Классифицируют и  характеризуют типы соединения  костей. Описывают особенности  химического состава и строения  костей. Характеризуют  особенности строения скелетных  мышц. Распознают на таблицах  основные мышцы человека.  Обосновывают условия  нормального развития опорно­ Знать:   особенности   строения   скелета   человека,   функции опорно­двигательной системы. Уметь: распознавать на таблицах основные части скелета  человека, устанавливать взаимосвязь между строением и  функциями костей, между строением и функциями отделов  скелета. Знать: виды костей, строение костей, химический состав, их свойства. Уметь: устанавливать взаимосвязь между строением и  функциями костей. уметь анализировать прочитанный текст, сравнить, обобщать Знать: типы костей, виды их соединений. Уметь: оказывать первую помощь при травмах; использовать  приобретенные знаний и умения для: соблюдения мер  профилактики травматизма, нарушений осанки, оказания  первой помощи при травмах.  Знать: строение  мышц, основные группы. Уметь: описать строение мышечного пучка,  стр.  100 стр.10 8 стр.11 6 организма. ПР № 4 Выявление  влияния  статической и  динамической  работы на  утомление мышц.  25 6 Работа мышц.  26 7 27 28 8 1 Роль двигательной  активности в  развитии ОД  аппарата  РК Обобщение т. Опора  и движение. Внутренняя среда  организма и ее  значение 29 2 Кровь.  ЛР № 4  Изучение  микроскопического  строения крови. 30 3 Иммунитет   двигательной системы.  Осваивают приёмы оказания  первой доврачебной помощи при  переломе поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани, распознавать  на таблицах основные группы мышц человека. знать условия функционирования мышц, систему  управляющую сокращение мышц, условия повышающая  работоспособность мышц. Уметь: раскрывать сущность биологического процесса работы  мышц; описывать и объяснять результаты влияния  статической и динамической работы на утомление мышц;  устанавливать взаимосвязь между строением и функциями  мышц. Знать: знать взаимосвязь строения и функций скелета и мышц. черты   сходства   и   различия   в   аппарате   опоры   и   движения человека   и   млекопитающих   животных,   основные   понятия темы. Уметь: применять полученные знания  для ответов на  поставленные вопросы. Знать основные понятия темы, уметь ориентироваться в  вопросах темы. Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч.) РК Экстремальность проживания человека на Севере. Общие  принципы адаптации к условиям  Севера. Особенности организма  коренных жителей Севера. 10  мин Выделяют существенные  признаки внутренней среды  организма. Сравнивают между  собой клетки крови. Выявляют  взаимосвязь между строением  клеток крови и выполняемыми  ими функциями. Объясняют  механизм свёртывания и  переливания крови. Определяют  существенные признаки  иммунитета. Объясняют  сущность прививок и их значение   составляющие   внутренней   среды   организма, Знать: составляющие крови (форменные элементы). Уметь: характеризовать   составляющие внутренней среды; работать с учебником,  составлять сравнительные таблицы. уметь перечислять компоненты внутренней среды и функции,  устанавливать между ними связь. объяснять процессы ,  происходящие в лимфатических узлах, характеризовать  процесс свертывания крови Знать:   место   образования,   состав   и   функции   плазмы   и форменных элементов крови. Уметь: характеризовать сущность биологического процесса  свертывания крови, рассматривать готовые микропрепараты  крови человека и лягушки, сравнивать их кровь, делать  выводы на основе их сравнения, устанавливать взаимосвязь  между строением и функциями элементов крови. Знать: определение понятия «иммунитет», виды иммунитета, сыворотки, предупредительные прививки, аллергия. Уметь: объяснять проявление иммунитета у человека;  использовать приобретенные знания для соблюдения мер  профилактики инфекционных  и простудных заболеваний,  СПИДа; работать с учебником, составлять схемы. инфекционные заболевания, лечебные  Знать: группы крови, понятие «резус­фактор». Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, связанные с стр.  122 стр  281      стр.12 7 стр.13 6. Тема 8. Транспорт веществ (4 ч.) 31 1 32 2 Органы  кровообращения  Работа сердца  Кровяное давление.  ПР  № 5 Определение пульса и подсчет  числа сердечных  сокращений. ЛР  № 5  Измерение кровяного давления. 33 3 Движение крови по  сосудам 34 4 Заболевания  сердечно­ сосудистой системы, их предупреждение. 35 1 Строение органов  дыхания. 36 2 Газообмен в легких  и тканях .   ПР № 6 Определение  частоты дыхания. Выделяют существенные  признаки транспорта веществ в  организме. Распознают на  таблицах органы кровеносной и  лимфатической систем о  описывают их строение.  Описывают движение крови по  кругам кровообращения.  Называют и характеризуют этапы  сердечного цикла. Сравнивают  особенности движения крови по  артериям и венам. Осваивают  приёмы измерения пульса,  кровяного давления; оказания  первой доврачебной помощи при  кровотечениях переливанием крови, уметь объяснять групповую  совместимость. Знать:   особенности   строения   органов   кровеносной   системы, особенности   строения   сердца,   определение   понятий «артерии», «вены», «капилляры» Уметь: распознавать и описывать на таблицах систему органов кровообращения,   органы   кровеносной   системы,   описывать большой   и   малый   круги   кровообращения,   систему лимфообращения.  Знать: причины неутомляемости сердца, особенности строения сердца   и   характеристику   сердечного   цикла.   Особенности регуляции   работы   сердца:   автомотизме,   нервной   и гуморальной регуляции  Уметь: описывать сущность биологического процесса работы сердца;   устанавливать   взаимосвязь   между   строением   и функциями сердца.  Знать:   что   такое   кровяное   давление,   причины   изменения кровяного   давления   и   движеня   крови   по   организму,   роль гормонов в организме. Уметь: использовать приобретенные знания для проведения  наблюдений за состоянием собственного организма;  характеризовать сущность биологических процессов:  движение крови по сосудам, регуляции жизнедеятельности  организма, автоматизма сердечной мышцы, уметь определять  пульс. Уметь: использовать приобретенные знания для оказания  первой помощи при травмах (повреждениях сосудов),  использовать приобретенные знания для наблюдений за  состоянием собственного организма, профилактики вредных  привычек; анализировать и оценивать воздействие факторов  риска на здоровье и на нормальную работу сердечно­ сосудистой системы. стр.14 6 стр.15 1 стр.15 5.    Тема 9. Дыхание (5 ч.) Выявляют существенные  признаки дыхательной системы,  процессов дыхания и газообмена.  Распознают на таблицах органы  дыхания, описывают их строение  и функции. Сравнивают  газообмен в лёгких и тканях.  Обосновывают необходимость  соблюдения гигиенических мер и  мер профилактики лёгочных  Знать:   значение   дыхания   в   жизни   человека,   особенности строения   органов   дыхательной   системы,   их   функции,   роль кислорода в организме человека. Уметь: распознавать и описывать на таблицах органы дыхания  человека; характеризовать биологическую сущность процесса  дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением и  функциями дыхательной системы; работать с учебником,  составлять схемы. Знать: особенности строения легких, принципы газообмена в легких и тканях, механизм газообмена в легких и тканях. стр.16 0 стр.  164 3­4 37, 38 Заболевания   органов дыхания, их  предупреждения.  РК 39 40 5 1 Обобщение т  Дыхание, ВСО. Пищевые продукты  и питательные  вещества 41 2.  Пищеварение в  ротовой полости 3 42 Пищеварение в  желудке и  двенадцатиперстной  кишке ЛР № 6 Воздействие  желудочного сока на белки, слюны на  крахмал заболеваний. Осваивают приёмы  оказания первой доврачебной  помощи при спасении  утопающего и отравлении  угарным газом РК Экстремальность проживания человека на Севере. Общие  принципы адаптации к условиям  Севера. Особенности организма  коренных жителей Севера. 15  мин Уметь: характеризовать биологическую сущность процесса  дыхания, транспорта веществ, устанавливать взаимосвязь  между строением и функциями органов дыхания, между  процессами дыхания и кровообращения; использовать  приобретенные знания для  наблюдений за состоянием  собственного здоровья. Дать понятие о жизненной емкости легких, сущности  дыхательных движений Знать: заболевания органов дыхания, способы оказания первой помощи при нарушениях дыхания и кровообращения. Уметь: использовать приобретенные знания для соблюдения  мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний,  вредных привычек (курение), объяснять зависимость  собственного здоровья от состояния окружающей среды;  анализировать и оценивать воздействие факторов риска на  здоровье, уметь оказывать первую помощь при нарушениях  дыхания и кровообращения. Знать основные понятия темы, уметь ориентироваться в  вопросах темы. Тема 10. Пищеварение (5 ч.) Выделяют существенные  признаки процессов питания и  пищеварения. Распознают органы  пищеварительной системы на  таблицах и муляжах.  Характеризуют особенности  процессов пищеварения в разных  отделах пищеварительной  системы. Называют компоненты  пищеварительных соков.  Объясняют механизм всасывания  веществ. Доказательно  объясняют необходимость  соблюдения гигиенических мер и  профилактических мер  нарушения работы  пищеварительной системы Знать: питательные вещества и пищевые продукты, в которых они   находятся,   знать   определение   понятий   «питание», «пищеварение», знать значение пищеварения Уметь: объяснять роль питательных веществ в организме;  характеризовать сущность процесса питания. Знать:   органы   пищеварительной   системы,   определение понятий   «фермент»,   «рефлекс»,   «безусловный   рефлекс», «условный   рефлекс»,   сущность   процесса   пищеварения   в ротовой полости. строение зубов, их виды Уметь: распознавать и описывать  по таблицам основные  органы пищеварительной системы, сопоставлять строение и  функции, объяснять сущность процесса регуляции  слюноотделения. Знать: строение желудка и 12 – перстной кишки и особенности пищеварения   в   них.   определить   роль   желудочного   сока, соляной   кислоты   в   процессе   пищеварения,   определение понятий   «рефлекс»,   «фермент»,   «безусловный   рефлекс», «условный рефлекс». Уметь: распознавать и описывать по таблицам основные  органы пищеварительной системы человека, характеризовать  сущность биологических процессов питания и пищеварения;  сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма;  Объяснять результаты опытов; устанавливать взаимосвязи  между строением органа и выполняемой функцией;  стр  274   стр.  173   стр.17 6 стр.18 2 43 4 Функции кишечника. Всасывание. Гигиена питания.  44 5 Определение норм  рационального  питания. ПР  № 7   Определение норм  рационального  питания.  45 1 Обмен веществ. 46 2 Витамины  РК РК ЛР № 1  Определение норм  рационального  питания в условиях  Севера. использовать приобретенные знания для проведения  наблюдений за состоянием собственного организма. Знать: особенности строения органов пищеварения в связи с выполняемой функцией, описывать роль печени в организме, механизм   всасывания.   перечислить   функции   тонкого   и толстого кишечника Уметь: распознавать и описывать по таблицам основные  органы пищеварительной системы, характеризовать сущность  биологического процесса питания, пищеварения, роль  ферментов в пищеварении, характеризовать процесс  всасывания; устанавливать взаимосвязь между строением и  выполняемыми функциями органов пищеварения;  анализировать и оценивать воздействие факторов риска на  здоровье. Знать нормы правильного питания, количество приемов пищи,  нужные продукты питания для организма  Уметь: использовать приобретенные знания для соблюдения  мер профилактики заболеваний органов пищеварения,  профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм), для  оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,  растениями; проведении наблюдений за состоянием  собственного организма, определение норм питания, понятия  о рациональном питании. Тема 11. Обмен веществ и энергии. (2 ч.)  Выделяют существенные  признаки обмена веществ и  превращения энергии.  Характеризуют особенности  обмена органических веществ,  воды и минеральных солей в  организме человека. Раскрывают  значение витаминов в организме,  причины гиповитаминоза и  гипервитаминоза РК Экстремальность проживания человека на Севере. Общие  принципы адаптации к условиям  Севера. Особенности организма  коренных жителей Севера. Образ  жизни, традиции северян и  здоровье. 10 мин   роль   органов     «энергетический   обмен», Знать: определение понятий «обмен веществ», «пластический   «ассимиляция», обмен», «диссимиляция»,   пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ. Уметь: характеризовать сущность обмена веществ и  превращения энергии в организме; объяснять роль обмена  веществ как основы жизнедеятельности организма. Знать: основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Уметь: характеризовать роль  витаминов в организме, их  влияние на жизнедеятельность; использовать приобретенные  знания для соблюдения мер профилактики простудных и  инфекционных заболеваний, а также заболеваний, связанных с  недостатком витаминов в организме, работать с текстом  учебника. стр.  182   стр.18 9 стр.  196 47 1 Выделение.  Выделяют существенные  Знать:   строение   и   функции   органов   выделения   в   организме стр  Тема 12. Выделение (2ч.) Строение  и работа  почек 48 2 Заболевания почек и их предупреждение  РК 49 50 1 2 Строение и функции кожи Роль кожи в  терморегуляции  организма 51 3 Закаливание  организма. Гигиена  одежды и обуви 52 1 Поведение человека. Рефлекс. признаки мочевыделительной  системы. Распознают органы  мочевыделительной системы на  таблицах, муляжах. Описывают  процесс мочеобразования.  Перечисляют и обосновывают  меры профилактики заболеваний  мочевыделительной системы РК Экстремальность проживания человека на Севере. Общие  принципы адаптации к условиям  Севера. Особенности организма  коренных жителей Севера. 10  мин 201  человека, строение и функции мочевыделительной системы. Уметь:  сопоставлять строение органов с выполняемыми  функциями, анализировать и оценивать влияние факторов  риска. знать о влиянии заболеваний почек на здоровье человека. знать меры профилактики заболеваний почек  Уметь: использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний мочевыделительной системы, профилактики  вредных привычек; анализировать и оценивать воздействие  факторов риска на здоровье. Тема 13. Покровы тела (3 ч.) Характеризуют строение кожи.  Объясняют суть процесса  терморегуляции, роль процессов  закаливания. Осваивают приёмы  оказания первой помощи при  повреждениях кожи, тепловых и  солнечных ударах. Обобщают и  обосновывают гигиенические  требования по уходу за кожей,  ногтями, волосами, обувью и  одеждой Знать: особенности строения и функции кожи. Уметь:  распознавать и описывать по таблицам структурные  компоненты кожи; устанавливать взаимосвязь между  строением и функциями кожи. Уметь: характеризовать роль кожи в обмене веществ и  жизнедеятельности организма; анализировать и сравнивать  воздействие  факторов риска на здровье; использовать  приобретенные знания для соблюдения мер профилактики  заболеваний, связанных с нарушением теплорегуляции;  оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах,  обморожениях и ожогах. Знать:   определение   понятия   «закаливание»,   меры   по закаливанию,   роль   закаливания.   условия   и   физиологические механизмы закаливания Уметь: используя полученные знания выдвигать гигиенические правила, которые помогут защитить организм от  проникновения инфекции и обосновывать  гигиенические  требования к одежде. Тема 14. Высшая нервная деятельность (5 ч.) знать особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды.  Знать:   определения   понятий   «рефлекс»,   «безусловные рефлексы»,   «условные   рефлексы»,   принцип  работы  нервной системы. Знать:   определения   рефлексов,   принцип   работы   нервной системы. знать роль и физиологическую природу различных видов   торможения.   Описывать   взаимосвязь   процессов возбуждения и торможения Уметь: характеризовать особенности работы головного мозга,  Выделяют особенности высшей  нервной деятельности человека.  Объясняют рефлекторный  характер высшей нервной  стр.20 7 стр.21 1 стр  283  стр.  232 53 2 Бодрствование и  сон. 54 55 3 4 Сознание и  мышление. Речь Познавательные  процессы и  интеллект. Память 56 5 Эмоции и  темперамент 57 1 Половая система  Оплодотворение и  развитие зародыша деятельности человека.  Выделяют существенные  признаки психики человека.  Характеризуют типы нервной  системы. Объясняют значение  сна, описывают его фазы биологическое значение условных и безусловных рефлексов,  сущность регуляции жизнедеятельности организма;  использовать приобретенные знания для рациональной  организации труда и отдыха. знать биол. значение чередование сна и бодрствования.  Уметь: характеризовать значение сна для организма человека; использовать   приобретенные   знания   для   рациональной организации   труда   и   отдыха,   проведения   наблюдений   за состоянием собственного организма. Знать: особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Уметь: характеризовать особенности ВНД человека и  поведения (речь, мышление), их значение; использовать  приобретенные знания для проведения наблюдений за  состоянием собственного организма для организации учебной  деятельности (формирования и сохранения знаний, умений,  навыков). Знать: особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Уметь:   характеризовать   особенности   высшей   нервной деятельности   и   поведения   человека   (память),   их   значение; использовать   приобретенные   знания   для   проведения наблюдений   за   состоянием   собственного   организма   ,   для организации   учебной   деятельности   (формирование   и сохранение знаний, умений, навыков). Знать:   определение   понятия   «характер»,   «темперамент». расширить знания  о типах нерв. деятельности, темпераментах, характерных признаках типов нервной систем.   Уметь:   характеризовать   особенности   высшей   нервной деятельности   и   поведения   человека   (эмоции),   их   значение; использовать   приобретенные   знания   для   проведения наблюдений   за   состоянием   собственного   организма   ,   для организации   учебной   деятельности   (формирование   и сохранение знаний, умений, навыков). Уметь: применять полученные знания в повседневной жизни. Тема 15. Размножение и развитие (3 ч.) Выявляют существенные  признаки процессов  воспроизведения и развития  организма человека. Описывают  строение органов половой  системы человека, распознают их  на таблицах. Описывают  основные этапы внутриутробного развития человека.  Знать:  преимущества полового размножения перед бесполым, строение   и   функции   половой   системы.   Определить   роль половых желез в жизнедеятельности организма, определение понятий   «размножение»,   «оплодотворение»   особенности строения женской и мужской половых систем. Уметь: характеризовать сущность процессов размножения и  развития человека, распознавать и описывать по таблицам  женскую и мужскую половые системы, органы женской и  мужской половых систем; использовать полученные знания за  стр.  241 стр.  245 стр.  248 стр.  256 стр.  214 Характеризуют возрастные этапы развития человека наблюдением за состоянием собственного здоровья.  знать особенности роста и развития ребенка, периоды  формирования организма уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать  нужную информацию Знать особенности роста и развития ребенка первого года  жизни.  Уметь: характеризовать сущность процессов развития  человека; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, в том числе ВИЧ­инфекции,  вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Тема 16.  Человек и его здоровье (8 ч) Осваивают приёмы рациональной  организации труда и отдыха.  Обобщают и обосновывают  правила и нормы личной гигиены, профилактики заболеваний.  Осваивают приёмы первой  доврачебной помощи.  Аргументировано доказывают  отрицательное влияние на  здоровье человека вредных  привычек РК Экстремальность условий  проживания на севере. Общие  принципы адаптации к условиям  Севера. Особенности организма  коренных жителей Севера.  Состояние здоровья и  особенности эндокринной  регуляции жителей  Архангельской области. Образ  жизни, традиции северян и  здоровье. Знать о влиянии факторов риска на здоровье человека, уметь противостоять   вредным   привычкам   и   соблюдать профилактические   меры   Уметь:   объяснять   зависимость собственного   здоровья   от   состояния   окружающей   среды; проводить   самостоятельно   поиск   информации   о   влиянии факторов   окружающей   среды,   факторов   риска   на   здоровье человека; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек; работать с учебником. Знать: определение понятия «утомление». Уметь: анализировать и оценивать влияние факторов риска на  здоровье; использовать приобретенные знания для  рациональной организации труда и отдыха, для проведения  наблюдений за состоянием собственного организма. Уметь оказывать первую помощь при различных повреждениях организма. Знать/понимать: общие принципы адаптации к условиям  севера, особенности организма коренных жителей Севера. Уметь: объяснять экстремальность проживания человека на  Севере и его механизм адаптации к ним, анализировать  воздействие условий Севера на здоровье человека,  использовать приобретенные знания для сохранения здоровья  людей, проживающих в условиях Европейского Севера. стр.  222 стр  262 стр  263  58 59 60 2 3 1 Наследственные и  врожденные  заболевания и их  профилактика Возрастные  процессы Здоровье и  влияющие на него  факторы  61 2 Оказание первой  доврачебной  помощи 62 63 64 65 3 4 5 6 Экстремальность  условий проживания на Севере. РК Общие принципы  адаптации к  условиям Севера.  РК   Особенности  организма коренных  жителей Севера РК Состояние здоровья  жителей  Архангельской  области.  РК ПР  № 8 Анализ и  оценка влияния  факторов  окружающей среды,  факторов риска на  здоровье. ЛР № 7  Изучение  приемов остановки  капиллярного,  артериального и  венозного  кровотечения. РК ЛР  № 2 Анализ и оценка влияния  факторов  окружающей среды,  факторов риска на  здоровье северян.  РК ЛР  № 3  Наблюдение за  состоянием своего  организма в соответствии с  региональными  нормами. 7 8 66 67 68 Образ жизни,  традиции северян и  здоровье. РК Итоговый урок. Промежуточная  аттестация Итоговый контроль по темам  курса «Биология. Человек». Знать основные понятия по курсу «Человек и его здоровье»,  уметь применять знания в повседневной жизни. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018. 2. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И. Сонин, И.Б. Агафонов. – М.: Дрофа, 2018. – 154 с. 3. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: метод. Пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2016. – 139с. 4. Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс. «Биология. Человек. 8 класс»  Автор Н. И. Сонин.  Интернет­ресурсы:  http://bio.1september.ru/ ­ газета «Биология» ­ приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru – научные новости биологии www.km.ru/educaition ­ учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». Критерии оценивания Оценка устного        ответа обучающегося Отметка "5"  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяеть  полученные знания в незнакомой ситуации.  3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры  устной речи. Отметка "4":  1.Знание всего изученного программного материала.  2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и пр­ов обобщать, делать в­ды, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.  2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.  3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "2":  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,   отдельные представления об изученном материале.  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Оценка выполнения лабораторных работ      Отметка "5"   1. Правильно определил цель опыта.  2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.  3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение р­ов и в­ов с наибольшей точностью.  4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал в­ды из опыта. В отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал в­ды.  5. Проявляет организационно­трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.  Отметка "4"   1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.  2. Или было допущено два­три недочета.  3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.  4. Или эксперимент проведен не полностью.  5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные, рисунки не полные, отчет по работе выполнен недостаточно четко. Отметка "3"   1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.  2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений,  формулировании выводов.  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц,  измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.  4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по  требованию учителя.  Отметка "2"   1. Не определил сам­но цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных в­ов.  2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.  3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не  может исправить даже по требованию учителя. Оценка самостоятельных письменных        проверочных работ (за исключением тестов).      Отметка "5"   1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.                                      2. Допустил не более одного недочета.  Отметка "4"   1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.                     2. Или не более двух недочетов.  Отметка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:  1. Не более двух грубых ошибок.  2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.            3. Или не более двух­трех негрубых ошибок.  4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.                                                         5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов.  Отметка "2"   1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".  2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018