Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основании следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Примерной программы по биологии основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
- Основной образовательной программы основного общего образования 5-9 ФГОС МОУ « Победненская школа» на 2015-2020 г.
- Придметной линии учебников «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т. А. Цехмистренко. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2015. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе внеурочной деятельности в МОУ « Победненская школа» Джанкойского района Республики Крым.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основании
следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Примерной программы по биологии основного общего образования
(Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент
государственного стандарта. Примерные программы по биологии. М.:
Дрофа, 2007).
Основной образовательной программы основного общего образования 59
ФГОС МОУ « Победненская школа» на 20152020 г.
Придметной линии учебников «Биология. Человек. Культура здоровья. 8
класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном
носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т. А. Цехмистренко. – 2е изд. М.
: Просвещение, 2015. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе
внеурочной деятельности в МОУ « Победненская школа» Джанкойского
района Республики Крым.
Учебного плана МОУ « Победненская школа» на 20182019 учебный год.
Планируемые результаты освоения курса биологии
Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное,
общекультурное,
интеллектуальное и коммуникативное развитие
личности.
Требования к результатам освоения курса биологии в 8 классе
определяются ключевыми задачами основного общего образования,
отражающими индивидуальные, общественные и государственные
потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих
Личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
1уважения к Отечеству,знание своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества;
усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учѐтом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить
рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к
живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы,
осознание значимости и общности глобальных проблемчеловечества;
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступка;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской,
творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование
экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам
2своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметными результатами освоения основной
•
образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
•
овладение составляющими исследовательской и
проектной деятельности, включая умения видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям,
проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать
материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
классифицировать,
наблюдать,
•
информации:
умение работать с разными источниками
биологической
находить биологическую
информацию в различных источниках (тексте учебника научно
популярной литературе,
биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать
пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•
•
умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата,
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
•
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
3умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
•
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать
своѐ мнение;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от
выделять существенные признаки биологических объектов (животных
Предметные результаты освоения биологии в основной школе.
Выпускник научится:
•
клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов
жизнедеятельности, характерных для организма человека;
•
окружающей среды, родства человека с животными;
•
животных;
•
мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек,
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
•
сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов
•
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний
у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей
человеку
•
биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
•
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы
органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ,
выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
•
функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
•
биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом
человека и объяснять их результаты;
•
рациональной организации труда и отдыха;
•
человека;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни,
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье
•
•
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
4объяснять необходимость применения тех или иных приемов при
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению
•
оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
•
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в
научнопопулярной литературе, биологических словарях, справочниках,
Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы
в другую;
•
к собственному здоровью и здоровью других людей;
•
ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных
сообщений и докладов;
•
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
•
человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников;
•
связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма
человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.
находить в учебной, научнопопулярной литературе, Интернет
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме
работать в группе сверстников при решении познавательных задач
Содержание учебного предмета
(68 часов, из них 7 ч. резервное время)
Введение (4 ч.)
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма
человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке:
анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Научные
методы изучения организма человека (наблюдение, измерение,
эксперимент).
Место и роль человека в системе органического мира, его
сходство с животными и отличие от них.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью
окружающих. Соблюдение санитарногигиенических норм и правил
здорового образа жизни. Факторы укрепления здоровья. Факторы
риска. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние
здоровья.
5I Oрганизм человека — целостная система. системы
регуляции жизнедеятельности (11ч.)
Клетки, ткани, органы и системы органов.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и
периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной
системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг, строение и функции.
Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная
нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их
предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в
регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней
секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы
смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция
функций эндокринных желез.
Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
II Опорнодвигательная система и здоровье (7ч.)
Строение и функции опорнодвигательной системы. Химический
состав, строение и рост костей. Виды костей и их соединений. Скелет
человека.
Мышцы, их строение и функции. Утомление мышц. Значение
физических упражнений для правильного формирования скелета и
мышц. Гиподинамия.
Особенности строения опорнодвигательной системы человека в
связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Профилактика
травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим
при травмах опорнодвигательной системы.
Предупреждение
плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.
III Системы жизнеобеспечения (30ч.)
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее состав и
функции.
Свертывание крови.
Кроветворение. Группы крови. Резусфактор. Переливание крови.
Форменные элементы крови.
Лимфа. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы,
влияющие на иммунитет. Иммунодефицит. Значение работ Л.Пастера и
И.И.Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с
инфекционными заболеваниями.
Транспорт веществ.
Кровеносная система.
Значение
6кровообращения. Строение сосудов, движение крови по сосудам.
Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови.
Сердечно сосудистые заболевания, причины и профилактика. Виды
кровотечений. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лимфатическая система.
Связь
кровеносной и лимфатической систем.
Значение лимфообращения.
Дыхание и его этапы. Дыхательная система: строение и функции.
Механизм
вдоха
ивыдоха.Газообменвлѐгкихитканях.Регуляциядыхания.Заболеванияорг
ановдыхания и их профилактика.
Вред табакокурения.
Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и
соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.
Приемы оказания первой помощи при остановке дыхания, отравлении
угарным газом, спасении утопающего.
Питание. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение.
Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные
железы. Роль ферментов в пищеварении. Гигиена питания,
профилактика желудочнокишечных
Регуляция
пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения
заболеваний.
Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие
жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.
Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водносолевой обмен.
Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная
потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры
их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры
их предупреждения для сохранения здоровья.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах
терморегуляции. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при
травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
IV Репродуктивная система и здоровье (3 ч.)
Половая система. Оплодотворение, внутриутробное развитие, роды. Рост и
развитие ребѐнка. Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в
планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции,
передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ, профилактика
СПИДа.
V Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы
(анализаторы)(6 ч.)
7Сенсорные системы (анализаторы), их строение и функции. Органы чувств и
их роль в жизни человека. Зрительный анализатор. Слуховой и вестибулярный
анализаторы. Обонятельный, вкусовой, осязательный, двигательный
анализаторы. Гигиена органов чувств и здоровье. Влияние экологических
факторов на органы чувств. Взаимодействие сенсорных систем.
Демонстрации: Сходство человека и животных; Строение и разнообразие
клеток организма человека; Ткани организма человека; Органы и системы
органов организма человека; Нервная система; Железы внешней и внутренней
секреции; Опорно двигательная система; Приемы оказания первой помощи
при травмах опорно двигательной системы; Состав крови; Группы крови;
Кровеносная система; Приемы оказания первой помощи при кровотечениях;
Лимфатическая система; Система органов дыхания; Механизм вдоха и
выдоха; Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом,
спасении утопающего; Пищеварительная система; Мочеполовая система;
Строение кожи; Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах,
обморожениях; Анализаторы.
Изучение микроскопического строения тканей
Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)
Выявление особенностей строения позвонков
Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови
Изучение воздействия слюны на крахмал
Изучение строения глаза и его аккомодации
Лабораторные работы
1.
2.
3.
4.
человека и лягушки)
5.
6.
Практические работы
1.
мышц
2.
3.
Изучение влияния статической и динамической работы на утомление
Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке
Изучение
остановки капиллярного,
венозного кровотечений
Решение задач на определение норм рационального питания
приѐмов
4.
артериального
и
Самонаблюдения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Измерение массы и роста своего организма
Координация работы мышц
Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия
Измерение артериального давления
Определение частоты дыхательных движений.
Измерение температуры тела
87.
Изучение изменения размера зрачка
Резервное время 7 часов.
Тематическое планирование по биологии
Класс 8А, 8Б
Количество часов по учебному предмету
Всего 68 часов в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ 2
Плановых лабораторных работ 6 практических работ 4
Учебник Биология 8 класс. Человек. Культура здоровья Л.Н. Сухорукова
Издательство Просвещение 2014 год
№
п/п Наименование
темы, раздела
1
2
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I.
Организм
человека –
целостная
система.
Системы
регуляции
жизнедеятельнос
ти.
Количество
часов Практичес
ких работ
Лабораторн
ых работ
Контрольных
работ
4
11
2
1
9
1
(ИКР)
2
3
4
5
6
7
Раздел II.
Опорно
двигательная
система и
здоровье.
Раздел III.
Системы
жизнеобеспечени
я.
Раздел IV.
Репродуктивная
система и
здоровье.
Раздел V.
Связь организма
с внешней
средой.
Сенсорные
системы..
Резервное время
Повторение и
обобщение
изученного
материала.
7
30
3
6
7
1
3
ИТОГО:
68
4
1
2
1
6
1011