рабочая программа по биологии 8 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основании следующих документов: - Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) - Примерной программы по биологии основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). - Основной образовательной программы основного общего образования 5-9 ФГОС МОУ « Победненская школа» на 2015-2020 г. - Придметной линии учебников «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т. А. Цехмистренко. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2015. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. - Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе внеурочной деятельности в МОУ « Победненская школа» Джанкойского района Республики Крым.
Иконка файла материала РП биология 8.docx
Пояснительная записка   Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основании  следующих документов:  ­  Федерального  закона  от 29.12.2012 №273­ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации»;  ­ Федерального государственного образовательного стандарта  основного  общего образования (Утвержден  приказом Министерства образования  и  науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1897) ­   Примерной  программы  по биологии основного общего образования  (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент  государственного стандарта. Примерные программы по биологии. ­ М.:  Дрофа, 2007).   ­  Основной образовательной  программы   основного общего образования  5­9 ФГОС  МОУ « Победненская школа» на 2015­2020 г. ­   Придметной  линии учебников «Биология. Человек. Культура здоровья. 8  класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном  носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т. А. Цехмистренко. – 2­е изд. ­ М. : Просвещение, 2015. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных  особенностей учащихся.  ­  Положения  о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих  программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе  внеурочной деятельности в МОУ « Победненская школа» Джанкойского   района  Республики Крым. ­ Учебного  плана  МОУ « Победненская школа» на 2018­2019 учебный год. Планируемые результаты освоения курса биологии Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное,   интеллектуальное   и   коммуникативное   развитие личности. Требования   к   результатам   освоения   курса   биологии   в   8   классе определяются   ключевыми   задачами   основного   общего   образования, отражающими   индивидуальные,   общественные   и   государственные потребности,   и   включают   личностные,   метапредметные   и   предметные результаты освоения предмета. Изучение биологии в основной школе даѐт возможность достичь следующих Личностных   результатов: ­   воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма, 1уважения   к   Отечеству,знание   своего   края,   основ   культурного   наследия народов   России   и   человечества;   усвоение   гуманистических, демократических   и   традиционных   ценностей   многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; ­   формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации   к   обучению   и   познанию,   осознанному   выбору   и   построению дальнейшей   индивидуальной   траектории   образования   на   базе ориентировки   в   мире   профессий   и   профессиональных   предпочтений,   с учѐтом устойчивых познавательных интересов; ­ знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового   образа   жизни   и   здоровьесберегающих   технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; ­   формирование   личностных   представлений   о   ценности   природы, осознание значимости и общности глобальных проблемчеловечества; ­ развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе   личностного   выбора;   формирование   нравственных   чувств   и нравственного   поведения,   осознанного   и   ответственного   отношения   к собственным поступка; ­формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве   со   сверстниками,   старшими   и   младшими   в   процессе образовательной,   общественно   полезной,   учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; ­   формирование   понимания   ценности   здорового   и   безопасного   образа жизни;   усвоение   правил   индивидуального   и   коллективного   безопасного поведения   в   чрезвычайных   ситуациях,   угрожающих   жизни   и   здоровью людей,   правил   поведения   на   транспорте   и   на   дорогах;   формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях   и   необходимости   ответственного,   бережного   отношения   к окружающей среде; ­   осознание   значения   семьи   в   жизни   человека   и   общества;   принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам 2своей семьи; ­   развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами освоения основной  • образовательной программы основного общего образования являются: умение   самостоятельно   определять   цели   своего обучения,   ставить   и   формулировать   для   себя   новые   задачи   в учѐбе   и   познавательной   деятельности,   развивать   мотивы   и интересы своей познавательной деятельности; • овладение   составляющими   исследовательской   и проектной   деятельности,   включая   умения   видеть   проблему, ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения понятиям,   проводить эксперименты,   делать   выводы   и   заключения,   структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;   классифицировать,   наблюдать, •   информации: умение   работать   с   разными   источниками биологической     находить   биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно­ популярной   литературе,   биологических   словарях   и справочниках), анализировать и оценивать информацию; умение   самостоятельно   планировать   пути достижения   целей,   в   том   числе   альтернативные,   осознанно выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения   учебных   и познавательных задач; • • умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми результатами,   осуществлять   контроль   своей   деятельности   в процессе достижения результата, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих  определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и  осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и  окружающих; • модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения,  аргументировать и отстаивать свою точку зрения; умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,  3умение организовывать учебное сотрудничество и совместную  • деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:  находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования  позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своѐ мнение; аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах  аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и  аргументировать, приводить доказательства отличий человека от  выделять существенные признаки биологических объектов (животных   Предметные результаты освоения биологии в основной школе. Выпускник научится: • клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов  жизнедеятельности, характерных для организма человека; • окружающей среды, родства человека с животными; • животных; • мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек,  нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний  у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей  человеку • биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их  изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы  органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ,  выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • функциями клеток и тканей, органов и систем органов; • биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом  человека и объяснять их результаты; • рациональной организации труда и отдыха; • человека; знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни,  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и  использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать  различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные  анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье  • • описывать и использовать приемы оказания первой помощи; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: 4объяснять необходимость применения тех или иных приемов при  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению  • оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах,  обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях; • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в  научно­популярной литературе, биологических словарях, справочниках,  Интернет­ ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • к собственному здоровью и здоровью других людей; • ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных  сообщений и докладов; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих  действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;  последствия влияния факторов риска на здоровье человека. • человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников  информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; • связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма  человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение  окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность  группы. находить в учебной, научно­популярной литературе, Интернет­  создавать собственные письменные и устные сообщения об организме  работать в группе сверстников при решении познавательных задач  Содержание учебного предмета (68 часов, из них 7 ч. резервное время) Введение (4 ч.) Значение   знаний   о   строении   и   жизнедеятельности   организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия,   физиология,   гигиена,   медицина,   психология.   Научные методы   изучения   организма   человека   (наблюдение,   измерение, эксперимент). Место   и   роль   человека   в   системе   органического   мира,   его сходство с животными и отличие от них. Культура   отношения   к   собственному   здоровью   и   здоровью окружающих.   Соблюдение   санитарно­гигиенических   норм   и   правил здорового   образа   жизни.   Факторы   укрепления   здоровья.   Факторы риска.   Вредные   и   полезные   привычки,   их   влияние   на   состояние здоровья. 5I Oрганизм   человека   —   целостная   система.   системы регуляции жизнедеятельности (11ч.) Клетки, ткани, органы и системы органов. Нейрогуморальная   регуляция   процессов   жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический.   Рефлекторный   характер   деятельности   нервной системы.   Рефлекторная   дуга.   Спинной   мозг,   строение   и   функции. Головной   мозг,   строение   и   функции.   Соматическая   и   вегетативная нервная   система.   Нарушения   деятельности   нервной   системы   и   их предупреждение. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции   физиологических   функций   организма.   Железы   внутренней секреции:   гипофиз,   эпифиз,   щитовидная   железа,   надпочечники.   Железы смешанной   секреции:   поджелудочная   и   половые   железы.   Регуляция функций эндокринных желез.  Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. II Опорно­двигательная система и здоровье (7ч.) Строение и функции опорно­двигательной системы. Химический состав, строение и рост костей. Виды костей и их соединений. Скелет человека. Мышцы,   их   строение   и   функции.   Утомление   мышц.   Значение физических   упражнений   для   правильного   формирования   скелета   и мышц. Гиподинамия. Особенности строения опорно­двигательной системы человека в связи   с   прямохождением   и   трудовой   деятельностью.   Профилактика травматизма.  Приемы   оказания  первой   помощи   себе  и  окружающим при   травмах   опорно­двигательной   системы.   Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки. III Системы жизнеобеспечения (30ч.) Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее состав и функции.   Свертывание   крови. Кроветворение. Группы крови. Резус­фактор. Переливание крови.   Форменные   элементы   крови. Лимфа.   Иммунитет.   Иммунная   система   человека.   Факторы, влияющие на иммунитет. Иммунодефицит. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова   в   области   иммунитета.   Роль   прививок   в   борьбе   с инфекционными заболеваниями. Транспорт   веществ.   Кровеносная   система.   Значение 6кровообращения.   Строение   сосудов,   движение   крови   по   сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Сердечно   сосудистые   заболевания,   причины   и   профилактика.   Виды кровотечений. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая   система.   Связь кровеносной и лимфатической систем.   Значение   лимфообращения.   Дыхание и его этапы. Дыхательная система: строение и функции. Механизм вдоха ивыдоха.Газообменвлѐгкихитканях.Регуляциядыхания.Заболеванияорг ановдыхания   и   их   профилактика.   Вред   табакокурения. Предупреждение   распространения   инфекционных   заболеваний   и соблюдение  мер профилактики  для защиты  собственного организма. Приемы оказания первой помощи при остановке дыхания, отравлении угарным газом, спасении утопающего. Питание. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварение. Строение   и   функции   пищеварительной   системы.   Пищеварительные железы.   Роль   ферментов   в   пищеварении.   Гигиена   питания, профилактика   желудочно­кишечных     Регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения заболеваний. Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен   и   роль   белков,   углеводов,   жиров.   Водно­солевой   обмен. Витамины,   их   роль   в   организме,   содержание   в   пище.   Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах  терморегуляции. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при  травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. IV Репродуктивная система и здоровье (3 ч.) Половая система. Оплодотворение, внутриутробное развитие, роды. Рост и  развитие ребѐнка. Наследование признаков у человека. Наследственные  болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в  планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции,  передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ, профилактика  СПИДа. V Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы  (анализаторы)(6 ч.) 7Сенсорные системы (анализаторы), их строение и функции. Органы чувств и  их роль в жизни человека. Зрительный анализатор. Слуховой и вестибулярный анализаторы. Обонятельный, вкусовой, осязательный, двигательный  анализаторы. Гигиена органов чувств и здоровье. Влияние экологических  факторов на органы чувств. Взаимодействие сенсорных систем. Демонстрации: Сходство человека и животных; Строение и разнообразие  клеток организма человека; Ткани организма человека; Органы и системы  органов организма человека; Нервная система; Железы внешней и внутренней  секреции;  Опорно  ­ двигательная система; Приемы оказания первой помощи  при травмах опорно­ двигательной системы; Состав крови; Группы крови;  Кровеносная система; Приемы оказания первой помощи при кровотечениях;  Лимфатическая система; Система органов дыхания; Механизм вдоха и  выдоха; Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом,  спасении утопающего; Пищеварительная система; Мочеполовая система;  Строение кожи; Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах,  обморожениях; Анализаторы. Изучение микроскопического строения тканей Изучение строения головного мозга человека (по муляжам) Выявление особенностей строения позвонков Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови  Изучение воздействия слюны на крахмал Изучение строения глаза и его аккомодации Лабораторные работы 1. 2. 3. 4. человека и лягушки) 5. 6. Практические работы 1. мышц 2. 3. Изучение влияния статической и динамической работы на утомление  Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке Изучение остановки капиллярного, венозного кровотечений Решение задач на определение норм рационального питания приѐмов 4. артериального и Самонаблюдения 1. 2. 3. 4. 5. 6. Измерение массы и роста своего организма Координация работы мышц Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия Измерение артериального давления Определение частоты дыхательных движений. Измерение температуры тела 87. Изучение изменения размера зрачка Резервное время  ­ 7 часов. Тематическое планирование по биологии Класс   8­А,  8­Б Количество часов по учебному предмету Всего  68 часов  в неделю 2 часа Плановых контрольных работ  2 Плановых лабораторных работ 6   практических работ 4 Учебник  Биология 8 класс. Человек. Культура здоровья  Л.Н. Сухорукова  Издательство Просвещение 2014 год    № п/п Наименование  темы, раздела 1 2 ВВЕДЕНИЕ Раздел I. Организм  человека –  целостная  система.  Системы  регуляции  жизнедеятельнос ти. Количество  часов Практичес ких работ Лабораторн ых работ Контрольных работ 4 11 ­ ­ ­ 2 ­ 1 9­ ­ ­ 1 (ИКР) ­ 2 3 4 5 6 7 Раздел II. Опорно­ двигательная  система и  здоровье. Раздел III.  Системы  жизнеобеспечени я. Раздел IV.  Репродуктивная  система и  здоровье. Раздел V.  Связь организма  с внешней  средой.  Сенсорные  системы.. Резервное время Повторение и  обобщение  изученного  материала. 7 30 3 6 7 1 3 ­ ­ ­ ИТОГО: 68 4 1 2 ­ 1 ­ 6 1011