Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)
Оценка 5

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
биология
8 кл
26.01.2017
Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)
Данная рабочая программа по биологии разработана для обучения обучающихся 8 - х классов. За основу взята «Программа по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника», М.: «Дрофа», 2011г. Учебно-методический комплект состоит: 1. Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс. – учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012г.документ с текстом
рабочая программа 8 кл. (2).doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каракулинская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № _1_от 27.08.2015г.                                                                                        образовательным стандартом  Рук. ШМО______________ Составлено в соответствии с  государственным общего образования 2004 г.   Принято на заседании  Педагогического совета Протокол №_1_ от 31.08.2015г. Утверждено  ПРИКАЗ № 160 от 31.08.2015г. Директор МБОУ «Каракулинская СОШ» Мухачева Г.В.  _________                                                                                                                                                                       Рабочая программа                                                      по __________биологии_____________________________                                                      для ___________8 «А», «Б» классов___________________ (базовый уровень) Составитель: ____Шаклеина Л.В., учитель биологии________                                            первой квалификационной категории Рецензент:_____Князев В.В., учитель химии_______________                                            высшей квалификационной категории 2015­2016 Данная рабочая программа по биологии разработана для обучения обучающихся 8 ­ х   классов   МБОУ «Каракулинская СОШ» на основе:   Федерального   компонента   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования,   утверждённого I. Пояснительная записка приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г № 1089;  Федерального базисного учебного плана стандарта, утверждённого приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г № 1312;  Примерной   программы   по   биологии   основного     общего   образования   (базовый   уровень),   размещённой   на   сайте http://window.edu.ru/library/;    «Положения о рабочей программе учителя» МБОУ «Каракулинская   общеобразовательная средняя школа», утверждённого 8 августа 2015 г. За   основу   взята   «Программа   по   биологии   для   общеобразовательных   учреждений   к   комплекту   учебников,   созданных   под   руководством В.В.Пасечника», М.: «Дрофа», 2011г.       Учебно­методический комплект состоит: 1. Учебник: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс. – учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012г. 2. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс  Программа рассчитана на изучение биологии в 8 классе на базовом уровне в течение 68 часов учебного времени, т.е. 2 урока в неделю и не предполагает углублённого изучения каких­либо тем.  Основные   1.     цели курса: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы;  о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями  применять биологические знания для объяснения процессов   жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей  в процессе  проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание  позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 2. 3. 4. 5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для  заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ­инфекции.                            Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных   особенностях   живой   природы,   ее   многообразии   и   эволюции, человеке   как   биосоциальном   существе.   Программа предусматривает   формирование   у   учащихся   общеучебных   умений   и   навыков,   универсальных   способов   деятельности   и   ключевых компетенций.   В   этом   направлении   приоритетными   для   учебного   предмета   «Биология»   на   ступени   основного   общего   образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.   Темы уроков в основном соответствуют Примерной программе по биологии основного  общего образования (базовый уровень).   Формы  организации учебного процесса: уроки, экскурсия, лабораторные и практические работы, семинары. Используются методы: сравнение   объектов,     анализ,   оценка,   поиск   информации   в   различных   источниках;   технологии:   развития   критического   мышления, проблемно­диалогического обучения, ИКТ.     В течение учебного года осуществляется контроль за знаниями учащихся: а) в виде контрольных работ – их 3, б) проверочных работ, в) самостоятельных работ,  устного зачета, тестирования в конце учебного года. При   изучении   курса   проводятся   лабораторные   работы   с   целью   наблюдения   функций   органов   своего   организма,   изучения рефлексов.   Лабораторные работы носят обучающий характер, не требуют дополнительных учебных часов и не подлежат оцениванию. № раздела п/п  I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. II. Календарно­тематическое планирование (учебно­тематический план) Название раздела  Общее количес  тво часов  проверочные  самостоятельные контрольные  Контроль  Практические  Введение. Человек как  биологический вид Общий обзор организма человека Опора и движение Внутренняя среда организма Кровообращение  и лимфообращение Дыхание Питание Обмен веществ и превращение  энергии Выделение продуктов обмена Покровы тела Нейро­гуморальная регуляция  процессов жизнедеятельности  организма Органы чувств. Анализаторы Психика и поведение человека Размножение и развитие  4 4 6 3 6 5 6 4 2 3 8 5 6 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 4 3 3 1 1 3 3 1 XV. человека Человек и окружающая среда Итого: 2 68 7 6 4 1 27 III. Содержание программы учебного предмета. Биология как наука. Методы биологии Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения   живых   объектов.   Биологический   эксперимент.   Наблюдение,   описание   и   измерение   биологических   объектов.   Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Признаки живых организмов Клеточное   строение   организмов   как   доказательство   их   родства,   единства   живой   природы.   ДЕЛЕНИЕ   КЛЕТКИ   ­   ОСНОВА РАЗМНОЖЕНИЯ, РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМОВ. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток ­ одна   из   причин   заболеваний   организмов.   Одноклеточные   и   многоклеточные   организмы.   Ткани,   органы,   системы   органов,   ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ КАК ОСНОВА ЦЕЛОСТНОСТИ МНОГОКЛЕТОЧНОГО ОРГАНИЗМА. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ (РЕФЛЕКСЫ, ИНСТИНКТЫ, ЭЛЕМЕНТЫ РАССУДОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ). Наследственность и изменчивость ­ свойства организмов. ГЕНЕТИКА ­ НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ. НАСЛЕДСТВЕННАЯ И НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ, ИСКУССТВЕННОМ ОТБОРЕ ПРИ ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОРОД И СОРТОВ. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и   их   описание;   ПРИГОТОВЛЕНИЕ   МИКРОПРЕПАРАТОВ   РАСТИТЕЛЬНЫХ   КЛЕТОК   И   РАССМАТРИВАНИЕ   ИХ   ПОД МИКРОСКОПОМ; СРАВНЕНИЕ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ И БАКТЕРИЙ; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов. Система, многообразие и эволюция живой природы Система органического мира. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ, ИХ СОПОДЧИНЕННОСТЬ. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.   Вирусы   ­   неклеточные   формы.   Возбудители   и   переносчики   заболеваний   растений,   животных   и   человека.   Меры профилактики   заболеваний,   вызываемых   животными,   растениями,   бактериями,   грибами   и   вирусами.   Оказание   первой   помощи   при отравлении   грибами.   ЗНАЧЕНИЕ   РАБОТ   Р.   КОХА   И   Л.   ПАСТЕРА.   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   БАКТЕРИЙ   И   ГРИБОВ   В БИОТЕХНОЛОГИИ. Учение   об   эволюции   органического   мира.   Ч.   Дарвин   ­   основоположник   учения   об   эволюции.   ДВИЖУЩИЕ   СИЛЫ   И РЕЗУЛЬТАТЫ   ЭВОЛЮЦИИ.   Усложнение   растений   и   животных   в   процессе   эволюции.   Биологическое   разнообразие   как   основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных;   определение   принадлежности   биологических   объектов   к   определенной   систематической   группе   с   использованием справочников и определителей (классификация). Человек и его здоровье ЗНАЧЕНИЕ   ЗНАНИЙ   ОБ   ОСОБЕННОСТЯХ   СТРОЕНИЯ   И   ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ОРГАНИЗМА   ЧЕЛОВЕКА   ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ   И   СОХРАНЕНИЯ   ЗДОРОВЬЯ.   МЕТОДЫ   ИЗУЧЕНИЯ   ОРГАНИЗМА   ЧЕЛОВЕКА,   ИХ   ЗНАЧЕНИЕ   И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Питание.   Пищеварительная   система.   Роль   ферментов   в   пищеварении.   ИССЛЕДОВАНИЯ   И.П.   ПАВЛОВА   В   ОБЛАСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ПИЩА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЖИЗНИ. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Дыхание.   Дыхательная   система.   Заболевания   органов   дыхания   и   их   профилактика.   Предупреждение   распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Транспорт   веществ.   Внутренняя   среда   организма.   Кровеносная   и   лимфатическая   системы.   ЗНАЧЕНИЕ   ПОСТОЯНСТВА ВНУТРЕННЕЙ   СРЕДЫ   ОРГАНИЗМА.   Кровь.   Группы   крови.   Переливание   крови.   Иммунитет.   ФАКТОРЫ,   ВЛИЯЮЩИЕ   НА ИММУНИТЕТ. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ Л. ПАСТЕРА И И.И. МЕЧНИКОВА В ОБЛАСТИ ИММУНИТЕТА. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. ПРОЯВЛЕНИЕ АВИТАМИНОЗОВ И МЕРЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Опора   и   движение.   Опорно­двигательная   система.   Профилактика   травматизма.   Приемы   оказания   первой   помощи   себе   и окружающим при травмах опорно­двигательной системы. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. РОЛЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПЛАНИРОВАНИИ СЕМЬИ. ЗАБОТА О РЕПРОДУКТИВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ­инфекция и ее профилактика. Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Нейрогуморальная   регуляция   процессов   жизнедеятельности   организма.   Нервная   система.   Эндокринная   система.   Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Психология   и   поведение   человека.   ИССЛЕДОВАНИЯ   И.М.   СЕЧЕНОВА   И   И.П.   ПАВЛОВА,   А.А.   УХТОМСКОГО,   П.К. АНОХИНА. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая   природа   и   социальная   сущность   человека.   Сознание   человека.   Память,   эмоции,   речь,   мышление.   Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно­логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение   информации.   Значение   интеллектуальных,   творческих   и   эстетических   потребностей.   Цели   и   мотивы   деятельности. Индивидуальные   особенности   личности:   способности,   темперамент,   характер.   Роль   обучения   и   воспитания   в   развитии   психики   и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение санитарно­гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная   активность.   Влияние   физических   упражнений   на   органы   и   системы   органов.   Факторы   риска:   стрессы,   гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. ЗНАЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ИСТОЧНИКА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ЗАВИСИМОСТЬ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, В ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ КАК   ОСНОВА   БЕЗОПАСНОСТИ   СОБСТВЕННОЙ   ЖИЗНИ.   КУЛЬТУРА   ОТНОШЕНИЯ   К   СОБСТВЕННОМУ   ЗДОРОВЬЮ   И ЗДОРОВЬЮ ОКРУЖАЮЩИХ. Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного   давления,   массы   и   роста,   частоты   пульса   и   дыхания);   распознавание   на   таблицах   органов   и   систем   органов   человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Взаимосвязи организмов и окружающей среды СРЕДА ­ ИСТОЧНИК ВЕЩЕСТВ, ЭНЕРГИИ И ИНФОРМАЦИИ. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА. Влияние экологических факторов на   организмы.   Приспособления   организмов   к   различным   экологическим   факторам.   Популяция.   Взаимодействия   разных   видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная   организация   живой   природы.   Экосистемы.   Роль   производителей,   потребителей   и   разрушителей   органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Биосфера  ­ глобальная  экосистема.  В.И. ВЕРНАДСКИЙ  ­ ОСНОВОПОЛОЖНИК УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ. Роль  человека  в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия   популяций   разных   видов   в   конкретной   экосистеме;   анализ   и   оценка   воздействия   факторов   окружающей   среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. I. Введение. Человек как биологический вид (4 ч)        Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки   о   человеке.   Методы   изучения   организма   человека,   их   значение   и   использование   в   собственной   жизни.         Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.        Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.         Демонстрации:  модели,   коллекции,   влажные   препараты,   иллюстрирующие   сходство   человека   и   животных;   модель «Происхождение   человека»;   остатки   материальной   первобытной   культуры   человека;   иллюстрации   представителей   различных   рас человека.  II. Общий обзор организма человека (3 ч)        Строение   организма   человека.   Уровни   организации   организма   человека.   Клетки   организма   человека.   Ткани:   эпителиальные, мышечные,         Процессы   жизнедеятельности   организма   человека.   Понятие   о   нейро­гуморальной   регуляции   как   основе   жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.        Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.        Самонаблюдения:         Лабораторная работа:       • Изучение микроскопического строения тканей организма человека.   мигательного   рефлекса   и   условий   его   проявления   и   торможения;   коленного   рефлекса   и др.   Органы   и   системы   органов   человека.   соединительные,   нервная;   их   строение   и   функции. III.  Опора и движение (6 ч)        Состав и функции опорно­двигательной  системы.  Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей.  Соединения костей.         Строение   и   функции   скелетных   мышц.   Работа   скелетных   мышц.   Регуляция   деятельности   мышц.   Утомление   мышц.   Значение физических упражнений для правильного развития опорно­двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.         Нарушения опорно­двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при   травмах   опорно­двигательной   системы.         Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно­двигательной системы.   Предупреждение   плоскостопия   и   искривления   позвоночника. мышц, основных  работы         Самонаблюдения:       Лабораторные работы:        • Изучение микроскопического строения кости.       • Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.        • Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.       Практические работы:        • Выявление плоскостопия (выполняется дома).        • Распознавание на наглядных пособиях органов опорно­двигательной системы.    роли   плечевого   пояса   в   движениях   руки.   IV.   Внутренняя   среда   организма:  Внутренняя среда организма (3 ч)    тканевая   жидкость.       Транспорт   веществ   в   организме.       Состав   и   функции   крови.   Плазма.   Форменные   элементы.   Значение   постоянства   внутренней   среды   организма.         Свертывание   крови.   Группы   крови.   Переливание   крови.   Иммунитет   и   иммунная   система   человека.   Факторы,   влияющие   на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.        Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».       Лабораторная работа:        • Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).    лимфа,   кровь, V. Кровообращение и лимфообращение (6 ч)    Значение   лимфообращения.   Связь   между   кровеносной   и   лимфатической   системами.       Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция   работы   сердца.   Большой   и   малый   круги   кровообращения.   Движение   крови   по   сосудам.   Давление   крови.   Пульс.         Лимфатическая   система.         Сердечно­сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.       Демонстрации:  модель   сердца   и   торса   человека;   таблицы   «Кровеносная   система»,   «Лимфатическая   система»;   опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.         Лабораторные работы:       • Измерение кровяного давления.       • Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.        • Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.       Практическая работа:       • Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения. VI.  Дыхание (5 ч) о легких. емкости   Понятие   жизненной       Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха.         Регуляция   дыхания.   Охрана   воздушной   среды.   Чистота   атмосферного   воздуха   как   фактор   здоровья.   Вред   курения.         Болезни   органов   дыхания.   Предупреждение   распространения   инфекционных   заболеваний   и   соблюдение   мер   профилактики   для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.        Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.        Лабораторные работы:       • Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.       • Определение частоты дыхания.       Практическая работа:       • Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.  Газообмен тканях. легких и в     VII. Питание (6 ч)        вода, соли,   жиры,   углеводы,   минеральные витамины   и   их   роль       Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки,         Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно­кишечного тракта. Ферменты и   их   роль   в   пищеварении.   Пищеварительные   железы.   Исследования   И. П. Павлова   в   области   пищеварения.   Всасывание.         Регуляция   процессов   пищеварения.   Правильное   питание.   Профилактика   пищевых   отравлений,   кишечных   инфекций,   гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.        Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».       Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.       Лабораторные работы:       • Изучение действия ферментов слюны на крахмал.        • Изучение действия ферментов желудочного сока на белки.       Практическая работа:        • Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.    организме. в   VIII. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)        Обмен   веществ   и   превращение   энергии —   необходимое   условие   жизнедеятельности   организма.   Понятие   о   пластическом   и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме   человека.   Витамины   и   их   роль   в   организме.   Проявление   авитаминозов   и   меры   их   предупреждения.         Энергетические   затраты   и   пищевой   рацион.   Нормы   питания.   Значение   правильного   питания   для   организма.   Нарушения   обмена веществ. Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».       Практическая работа:        • Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.  IX.  Выделение продуктов обмена (3 ч)        Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек.   Регуляция   деятельности   мочевыделительной   системы.   Заболевания   органов   мочевыделения   и   их   профилактика.         Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».       Практическая работа:       • Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.  X.  Покровы тела (4 ч)    покровы   тела.   Строение       Наружные         Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.       Демонстрации:  рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.         Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.    и   функции   кожи. терморегуляции.   кожи     Роль в   XI.  Нейро­гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)        Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.       Основные   понятия   нервной   регуляции.   Значение   нервной   системы.   Строение   нервной   системы.   Отделы   нервной   системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.       Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.       Демонстрации:  таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.       Лабораторные работы:        • Пальценосовая   проба   и   особенности   движений,       • Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга.        Практическая работа:       • Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.    связанных   с   функциями   мозжечка   и   среднего   мозга. XII. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)        Понятие   об   анализаторах.   Органы   чувств   как   элементы   строения   анализаторов.   Строение   и   функции   зрительного,   слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.        Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и   колбочек;         Лабораторные работы:       • Изучение   строения   слухового   и   зрительного   анализаторов   (по   моделям   или   наглядным   пособиям).       • Изучение изменения размеров зрачка.  слепого   пятна;   обнаружение   определение   остроты     иллюзии. слуха;       зрительные XIII. Психика и поведение человека (6 ч)    рефлексы,   Безусловные   и   условные       Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей   нервной   деятельности.         Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно­логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.       Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.        Культура   отношения   к   собственному   здоровью   и   здоровью   окружающих.   Соблюдение   санитарно­гигиенических   норм   и   правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.         Демонстрации:  безусловные   и   условные   рефлексы   человека   по   методу   речевого   подкрепления;   двойственные   изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.    их   биологическое значение.   XIV. Размножение и развитие человека (4 ч)    Наследственные   болезни,       Размножение   (воспроизведение)   человека.   Половые   железы   и   половые   клетки.   Наследование   признаков   у   человека.   Роль генетических   знаний   в   планировании   семьи.         Органы   размножения.   Оплодотворение.   Контрацепция.   Инфекции,   передающиеся   половым   путем,   и   их   профилактика.   ВИЧ­ инфекция и ее профилактика.       Развитие   зародыша   человека.         Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».         Лабораторная работа:        • Измерение массы и роста своего организма.  XV. Человек и окружающая среда (2 ч)    Рост   и   развитие   ребенка   после   рождения.   их   причины   и   предупреждение.   Беременность   и   роды. Социальная   и   природная   среда,   адаптация   к   ней   человека.   Зависимость   здоровья   человека   от   состояния   окружающей   среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.        Демонстрации:  таблицы   «Природное   и   социальное   окружение   человека»,   «Поведение   человека   в   чрезвычайных   ситуациях».         Практическая работа:        • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.  № учебн ой недел и 1. IV.Учебная программа Название раздела, темы Обязательный минимум Контро Обучающийся должен Обучающийся должен уметь урока, № урока по порядку, № урока в разделе. содержания ль  знать 1.1.Биосоциальная природа  человека и науки, изучающие  его. Введение. Человек как биологический вид (4 ч) Науки, изучающие  организм человека:  анатомия, физиология,  психология и гигиена и  их методы. I. Значение знаний об особен­ ностях строения и жизне­ деятельности организма  человека для  самопознания и  сохранения здоровья. Ме­ тоды изучения организма  человека, их значение и ис­ Объяснять  место и роль че­ ловека в природе; взаимос­ вязи человека и окружающей  среды; зависимость собст­ венного здоровья от сос­ тояния окружающей среды.  Называть методы изучения  организма человека, их  значение и использование в  собственной жизни 2.2.Систематическое  положение человека 2. 3.3.Историческое прошлое  людей пользование в собственной  жизни.  Место и роль челове­ ка в системе органического мира, его сходство с  животными и отличие от  них.  Место человека в сис­ тематике; доказательст­ ва животного проис­ хождения человека:  рудименты, атавизмы. Австралопитеки, древ­ нейшие люди, древние  люди, первые  современные люди. 4.4.Расы человека Характерные расовые  признаки. Провер очная  работа  №1 II. Общий обзор организма человека (4 ч) 3. 5.1.Строение организма  человека. 6.2.Клетки организма  человека. 4. 7.3.Ткани. Лабор. работа  №1.Изучение  микроскопического  строения тканей организма  человека. Строение и процессы жиз­ недеятельности организма  человека. Гены и хромосо­ мы. Нарушения в строении  и функционировании кле­ ток – одна из причин забо­ леваний организмов.  Ткани, органы, системы  органов, их взаимосвязь  как основа целостности  многоклеточного  организма.  Органы, системы орга­ нов, внутренняя и вне­ шняя среда. Уровни  организации организма  человека. Клеточное строение ор­ ганизма; органоиды,  развитие, рост,  ферменты. Ткани: эпителиальные,  мышечные, соедини­ тельные, нервная; меж­ клеточное вещество,  нейрон. Определять принадлежность  биологических объектов к  определенной систематичес­ кой группе (классификация). Раскрывать усложнение че­ ловека в процессе его эволю­ ции (ископаемого, древней­ шего и древнего человека);  влияние биологических и  социальных факторов на  эволюцию человека. Доказывать происхождение и  единство рас человека; распознавать на таблицах,  рисунках расы человека. Узнавать по рисункам   расположение органов и  систем органов. Распознавать на рисунках,  таблицах, микропрепаратах  органоиды клетки. Распознавать на рисунках,  таблицах, микропрепаратах  типы тканей,   работать с  микроскопом. 8.4.Нейро­гуморальная  регуляция ­ основа  жизнедеятельности  организма. Распознавание  на таблицах  органов и систем органов  человека. Провер очная  работа  №2 Рефлекс. Рефлекторная дуга,   виды   рефлексов, гуморальная регуляция, гормоны. Приводить примеры  рефлексов, называть функции компонентов рефлекторной  дуги. Опора и движение (6 ч) 5. 6.   9.1.Состав и функции  опорно­двигательной  системы. Скелет  человека. Практич.работа №1.Распознавание на наглядных пособиях органов опорно­двигательной системы. 10.2.Строение и рост костей, типы   их   соединения. Лабораторн.работы   №2,3. Изучение микроскопического строения кости. Изучение   внешнего   вида отдельных   костей   скелета человека.  11.3.Мышцы, их строение и  функции       мышц. движением. 12.4.Работа Управление Утомление.    №4. Лаборат.работа влияния Изучение статической   и динамической   работы   на утомление мышц. Опора и движение. Опорно­ двигательная система. Про­ филактика травматизма.  Приемы оказания первой  помощи себе и окружаю­ щим при травмах опорно­ двигательной системы.  Соблюдение санитарно­ гигиенических норм и пра­ вил здорового образа жиз­ ни. Укрепление здоровья:  аутотренинг, закаливание,  двигательная активность.  Влияние физических упра­ жнений на органы и системы  органов. Факторы риска: стре­ ссы, гиподинамия, переутом­ ление, переохлаждение.  Вредные и полезные привыч­ ки, их влияние на состояние  здоровья. Распознавание на таблицах   органов   и   систем органов человека.   Отделы скелета, осевой скелет. Надкостница, губчатое  вещество, типы костей. Разъяснять процесс  регуляции деятельности  опорно­двигательной  системы, находить на  рисунках, таблицах, муляжах основные типы соединений  костей, отделов скелета,  основных костей и мышц. Самост работа №1 Скелетные мышцы,  антагонисты,  синергисты. Гиподинамия,  тренировочный эффект. 7. 8. 9.   опорно­ 13.5.Нарушения двигательной системы.  Практическая №2.Выявление плоскостопия (выполняется дома).  14.6.Зачет  по теме «Опора и движение» работа   Осанка, плоскостопие,  остеохондроз.  Ушиб, перелом, синяк,  шина. Внутренняя среда организма (3 ч) 15.1.Компоненты внутренней  среды организма. 16.2.Кровь.  Лаборат.работа №5.Изучение скопического крови крови человека и лягушки).  17.3.Борьба организма с  инфекцией. микро­ строения (микропрепараты       Транспорт веществ. Внут­ ренняя среда организма.  Кровеносная и лимфати­ ческая системы. Группы  крови. Переливание крови.  Иммунитет. Факторы,  влияющие на иммунитет.  Значение работ Л.  Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Распознавание  на таблицах  органов и систем органов  человека. Тканевая жидкость,  лимфа. Эритроцит, лейкоцит,  гемоглобин, плазма. Перечислять компоненты  внутренней среды, органов  кроветворения, их функций. Провер очная  работа  №3 Свертывание крови.  Группы крови.  Переливание крови  Иммунитет. Кровообращение и лимфообращение (6 ч) Артерии, вены Артериальная, венозная кровь. 18.1.Органы кровообращения.  Практическая работа №3.  Распознавание на наглядных пособиях   органов   системы кровообращения. 19.2.Сердце, его строение и  работа. 10. Кровеносная и лимфати­ ческая системы. Значение  постоянства внутренней  среды организма. Кровь..  Артериальное и венозное  кровотечения. Приемы ока­ зания первой помощи при  кровотечениях. Называть транспортные  системы организма, их  органов, описывать  образование тканевой  жидкости, движение крови по большому и малому кругам  кровообращения,  расположение сердца в  Отделы сердца,  автоматизм. 11. 12. 13.   кровяного 20.3.Кровообращение.  Лаборат.работы №6,7. Измерение давления. Подсчет   ударов   пульса   в покое   и   при   физической нагрузке.  21.4.Лимфатическая система. Артериальное давление, пульс. организме, механизм  измерения артериального  давления. Узнавать по  рисунку органы  транспортных систем. Наблюдение  за состоянием  своего организма (измере­ ние температуры тела, кро­ вяного давления, массы и  роста, частоты пульса и  дыхания); распознавание на  таблицах органов и систем  органов человека. Самост работа №2 22.5.Гигиена сердечно­ сосудистой системы. Лаборат.работа №8.  Изучение приемов  остановки капиллярного,  артериального и венозного  кровотечений 23.6.Контрольная работа №1 по теме «Кровообращение и лимфообращение» Гипертония, гипотония Гематома Дыхание (5 ч)   24.1.Строение дыхательной  системы. Практическая работа №4.     Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.  25.2.Значение и механизм  дыхания. Лабор. работы №9,10.        Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.        Определение   частоты дыхания.   Воздухоносные пути,  органы дыхания. Диффузия газов. Дыхание. Дыхательная  система. Заболевания орга­ нов дыхания и их профила­ ктика. Предупреждение  распространения инфекци­ онных заболеваний и соб­ людение мер профилактики  для защиты собственного  организма. Чистота атмо­ сферного воздуха как фак­ тор здоровья. Приемы ока­ зания первой помощи при  отравлении угарным газом,  спасении утопающего.   Называть   этапы   дыхания, описывать механизмы газообмена в легких и тканях, приемов первой помощи при нарушениях дыхания. распознавать   на   таблицах органов   и   систем   органов человека. 14. 15. 16. 17. 26.3.Регуляция дыхания. Распознавание  на  Провер раб №4 Плевра, плевральная  полость. Флюорография. таблицах органов и систем  органов человека. 27.4.Функциональные  возможности дыхательной  системы как показатель  здоровья. Болезни и травмы  органов дыхания. 28.5.Обобщение по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем»   29.1.Питание и пищеварение. Практическая работа №5.       Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы. 30.2.Пищеварение   в   ротовой полости. Глотание.  Лаборат.работа №11. Изучение действия ферментов   слюны   на крахмал.  31.3.Пищеварение в желудке  и двенадцатиперстной кишке. Лаборат.работа №12. Изучение действия ферментов   желудочного сока на белки. 32.4.Пищеварение в  кишечнике. Всасывание. 33.5.Регуляция пищеварения. 34.6.Гигиена пищеварения.  Предупреждение желудочно­ кишечных заболеваний.     Питание (6 ч) Питание. Пищеварительная  система. Роль ферментов в  пищеварении.  Исследования  И.П.Павлова в области  пищеварения. Пища как  биологическая основа  жизни. Определение  норм  рационального питания. Пищеварение. Состав  пищи: белки, жиры, уг­ леводы, вода,  минеральные соли,  витамины Органы пищеварения Называть этапы пищеварения, органы пищеварения,  находить их на таблице.  Описывать строение и  расположение органов  пищеварения, их функций и  условий, способствующих и  затрудняющих пищеварение. Сфинктер  Провер очная  работа  №5 Профилактика гепатита и  кишечных инфекций.  Распознавание  на таблицах  органов и систем органов. Тонкий, толстый  кишечник Фистула  Желудочно­кишечные  заболевания Обмен веществ и превращение энергии (4 ч) 18. 35.1.Обмен веществ и  энергии  ­ основное свойство  живых организмов. 36.2.Витамины. Обмен   веществ   и энергии.   превращения Витамины.  Проявление авитаминозов   и   меры   их предупреждения. Пластический и  энергетический обмен.  Ферменты. Витамины  Самост работа №3 Называть основные этапы  обмена веществ, перечислять  функции органических  веществ, значение витаминов  в организме. 19. 20. 37.3.Энерготраты человека и пищевой рацион.  Практическая работа №6.    Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат. 38.4.Контрольная работа №2 по теме «Пищеварение и обмен веществ»   Рациональное питание.  Нормы питания Выделение продуктов обмена (2 ч)   39.1.Выделение.  Строение   и функции почек. Практическая работа №7.   Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.  40.2.Заболевания органов  мочевыделения и их  профилактика.  Выделение. Мочеполовая  система. Мочеполовые ин­ фекции, меры их предупре­ ждения для сохранения  здоровья. Распознавание  на таблицах  органов и систем органов. Органы  мочевыделительной  системы. Находить на таблице органы  выделения. Мочекаменная болезнь. 21. 41.1.Кожа – наружный  покровный орган. 42.2.Терморегуляция  организма. Закаливание.  Покровы тела. Уход за ко­ жей, волосами, ногтями.  Приемы оказания первой  помощи себе и окружаю­ щим при травмах, ожогах,  Кожа, эпидермис,  дерма, гиподерма. Теплорегуляция,  закаливание Описывать строение кожи, ее  функций, перечислять  признаки теплового и  солнечного ударов, называть   Покровы тела ( 3 ч) 22. 43.3.Уход за кожей. Гигиена  кожи, одежды и обуви. обморожениях и их  профилактика. Заболевания кожи,  угревая сыпь. меры помощи при ожогах и  охлаждении кожи. Нейро­гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч) 23. 24. 44.1.Регуляция функций в  организме 45.2.Общий план строения  нервной системы и ее  функции 46.3.Центральная нервная  система. Спинной мозг, его  строение и функции 47.4.Головной мозг. Строение и функции Лаборат. работы №13,14.     Пальценосовая проба и  осо­бенности движений,  связан­ных с функциями  мозжечка и среднего мозга.    Изучение рефлексов  продолговатого и среднего  мозга.  Нейро­гуморальная регу­ ляция процессов жизнедея­ тельности организма. Нерв­ ная система. Эндокринная  система. Железы внутрен­ ней и внешней секреции.  Гормоны. Распознавание  на  таблицах органов и системы органов. Провер работа  №6 Рефлекс, рефлекторная дуга, виды рефлексов,  гуморальная регуляция, гормоны. Центральная и  периферическая  нервная системы. Серое вещество, белое  вещество, восходящие,  нисходящие пути. Борозды, извилины,  кора больших  полушарий Передний мозг,  большие полушария. Разъяснять роль нервной  системы в регуляции  функций организма человека, проводить самонаблюдения, работать   с   биологическими таблицами, схемами,  разъяснять роль отделов  головного мозга; роль коры  больших полушарий, отделов  мозга; работать с муляжами,  раздаточным материалом. Определять   расположение желез внутренней секреции. Знать меры предупреждения  заболеваний и поддержания  нормальной  жизнедеятельности людей с  подобными нарушениями. Самост .работа №4 Соматический и  автономный отделы  нервной системы 48.5.Соматический и автоно­ мный отделы нервной сист­ емы. Практическая работа  №8. Штриховое раздраже­ ние кожи — тест, опреде­ яющий изменение тонуса  симпатической и парасим­ патической системы авто­ номной нервной системы  при раздражении.  49.6.Железы внутренней  секреции и гормоны. 50.7.Нарушение нервно­ гуморальной регуляции. 51.8.Контрольная работа №3 по теме «Нейро­гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма» Базедова болезнь,  гигантизм. Гипоталамус, гипофиз. 52.1.Анализаторы. 53.2.Зрительный анализатор.  Строение и функции глаза.  Лаборат. работа №15.  Изучение строения   зрительного анализатора.  54.3.Гигиена зрения.  Лаборат. работа №16. Изучение размеров зрачка.  55.4.Слуховой анализатор.  Лаборат. работа №17.  Изучение строения  слухового анализатора. 56.5.Органы равновесия,  мышечного и кожного  чувства, обоняния и вкуса. изменения   Органы чувств. Анализаторы (5 ч) Органы чувств, их роль в  жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их  профилактика.  Распознавание на таблицах  органов и систем органов  человека. Анализаторы  Бинокулярное зрение.  Называть структурные  компоненты анализатора,  функции структур, значение  чувств для человека,  находить на таблице  структуры анализаторов. Дальнозоркость,  близорукость Отделы уха Провер работа  №7 Рецепторы равновесия,  обоняния и вкуса. 25. 26. 27. 28. Психика и поведение человека (6 ч) Приводить примеры  врожденных и приобретенных рефлексов, торможения  рефлексов, описывать фазы  сна, физиологических основ  внимания, определять тип  своего темперамента. Высшая нервная  деятельность,  доминанта. Врожденные,  приобретенные  рефлексы Познавательные  процессы Аффект  Биологические ритмы Личность. Характер.  Темперамент. Самост .работа №5 29. 30. 31. 57.1.Вклад отечественных  ученых в разработку учения о высшей нервной  деятельности 58.2.Врожденные и  приобретенные программы  поведения. 59.3.Речь и мышление.  Познавательные процессы. 60.4.Воля, эмоции, внимание. 61.5.Биологические ритмы.  Сон и сновидения. 62.6.Личность. Характер.  Темперамент. Психология и поведение  человека. Исследования  И.М. Сеченова и И.П. Пав­ лова, А.А.Ухтомского,  П.К.Анохина. Высшая нерв­ ная деятельность. Условные и безусловные рефлексы.  Познавательная деятель­ ность мозга. Сон, его значе­ ние. Биологическая приро­ да и социальная сущность  человека. Сознание челове­ ка. Память, эмоции, речь,  мышление. Особенности  психики человека: осмыс­ ленность восприятия, слов­ есно­логическое мышление,  способность к накоплению и передаче из поколения в  поколение информации.  Значение нтеллектуальных,  творческих и эстетических  потребностей. Цели и моти­ вы деятельности. Индиви­ дуальные особенности лич­ ности: способности, темпе­ рамент, характер. Роль обу­ чения и воспитания в разви­ тии психики и поведения  человека. Рациональная  организация труда и отды­ ха.  Размножение и развитие человека (4 ч) 32. 33. 63.1.Жизненные циклы.  Размножение. 64.2.Развитие зародыша и  плода. Наследственные и  врожденные заболевания. 65.3.Развитие человека после рождения.  Лабораторная работа№18.    Измерение массы и роста своего организма.  Размножение и развитие.  Наследование признаков у  человека. Наследственные  болезни, их причины и пре­ дупреждение. Роль генети­ ческих знаний в планирова­ нии семьи. Забота о репро­ дуктивном здоровье.  Инфекции, передающиеся  половым путем, их профи­ лактика. ВИЧ­инфекция и  ее профилактика. Размножение,  оплодотворение. Онтогенез, филогенез,  плацента,  наследственные  заболевания Индивид, личность Перечислять этапы  жизненного цикла особи,  рефлексы новорожденных,  называть функции плаценты,  меры профилактики  наследственных заболеваний. 66.4.Обобщение знаний по курсу «Человек и его здоровье». Большой тест. Человек и окружающая среда (2 ч) Социальная и  природная среда. Соблюдать правила  поведения в окружающей  среде, в опасных и  чрезвычайных ситуациях как  основу безопасности  собственной жизни.  34. 67.1.Зависимость здоровья  человека от состояния  окружающей среды. Человек и окружающая  среда. Социальная и  природная сре­да, адаптация к ней человека. Значение  окружающей среды как  источника веществ и эне­ ргии. Зависимость здоровья  человека от состояния окру­ жающей среды. Соблюдение  правил поведения в  окружаю­щей среде, в  опасных и чрез­вычайных  ситуациях как осно­ва  безопасности собственной  жизни. Культура отношения к собственному здоровью и  здоровью окружающих. 68.2.Практическая работа №9.  Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека. V.Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения биологии ученик должен знать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организма человека;  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;    уметь находить:               в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в   различных   источниках   (в   том   числе   с   использованием   информационных   и   коммуникационных   технологий)   необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации; объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;  взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость  собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;  проводить простые биологические исследования: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;  анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   вызываемых   растениями,   животными,   бактериями,   грибами   и   вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми   грибами,   растениями,   укусах   животных;   при   простудных   заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;   выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. VI.Контрольно­измерительные материалы. Вид и № контроля  Тема  Ссылка на источник  Проверочная работа №1 Проверочная работа №2 Самостоятельная работа №1 Введение. Человек как биологический вид Общий обзор организма человека Опора и движение  1.   Е.В.Мулловская.   КИМы   «Биология,   8 класс»/ ­ М. ВАКО, 2010г. 2.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Рабочая   тетрадь   к   учебнику   Биология   8 класс  3.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Тематическое и поурочное планирование к учебнику     Биология   8   класс   ­   М.   ВАКО, 2010г. Зачет  по теме «Опора и движение» Проверочная работа №3 Самостоятельная работа №2 Контрольная работа №1 по теме  «Кровообращение и лимфообращение» Проверочная работа №4 Проверочная работа №5 Самостоятельная работа №3 Контрольная работа №2 по теме  «Пищеварение и обмен веществ» Проверочная работа №6 Самостоятельная работа №4 Контрольная работа №3 по теме «Нейро­ гуморальная регуляция процессов  жизнедеятельности организма» Проверочная работа №7 Самостоятельная работа №5 Опора и движение  Внутренняя среда организма Кровообращение и лимфообращение Кровообращение и лимфообращение Дыхание Питание Обмен веществ и превращение энергии  Обмен веществ и превращение энергии  Нейро­гуморальная регуляция процессов  жизнедеятельности организма Органы чувств. Анализаторы Психика и поведение человека VII.Учебно­методическое обеспечение. Список для обучающихся:   1.Д.В.Колесов,   Р.Д.Маш,   Н.И.Беляев,   Биология   8   класс.   –   учебник   для   общеобразовательных   учебных Рекомендуемая литература (основная).     заведений. –  М.: Дрофа, 2012г.              2. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс  Рекомендуемая литература (дополнительная). Список для учителя:  Рекомендуемая литература (основная).             1.Д.В.Колесов,   Р.Д.Маш,   Н.И.Беляев,   Биология   8   класс.   –   учебник   для   общеобразовательных   учебных заведений. –  М.: Дрофа, 2012г. 2. КИМы «Биология, 8 класс»/Авт.­сост. Е.В.Мулловская .­ М. ВАКО, 2010г. 3. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс  4. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, Н.И.Беляев, Биология 8 класс  Рекомендуемая литература (дополнительная). 1. М.Б.Беркинблит, Задачи по физиологии человека., М.МИРОС, 1995г. 2. Колесов Д.В., Хрипкова А.Г., Гигиена и здоровье человека, М. «Просвещение»,1983г. 3. Анатомия человека. Как работает ваше тело./Пер. с англ. О.В.Ивановой.­ М. «Изд. Мир книги» Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные  пособия, видеофильмы и др.) 1.Электронная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия 2.http://window.edu.ru/library/ 3.http://www.shishlena.ru/filmi­dlya­urokov/ 4.http://easyen.ru/load/biologija/

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2017