Рабочая программа по предмету «Биология», 8 класс составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, Программы по биологии И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 304;(концентрический курс).
рабочая программа 8 класс биология.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САЛМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДЕНА
на заседании НМС
Заместитель директора по
приказом от 31.08.2016
протокол № 1
от 25 .08.2016 г.
УВР_________/Л.А.Ханзярова/
№
Директор_________
_________/Т.А. Серкова/
«30» августа 2016 г.
/В.А.Тихонов/
руководитель МО ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета, курса Биология
Класс 8 .
Уровень общего образования основное общее образование, базовый
Срок реализации программы 20162017 учебный год
Рабочую программу составила____________ Кузнецова Татьяна Васильевна
учитель высшей кв. категории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Биология», 8 класс составлена на основе
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего
образования, Программы по биологии И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова,
А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 59 классы: программа. М.: ВентанаГраф, 2012.
304;(концентрический курс).
Рабочая программа составлена в соответствии с Учебным планом МОУ Салмановской
СШ на 20162017 учебный год. Рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение
биологии в объёме 70 часов в год, 2 часа в неделю.
В программе предусмотрено проведение 8ми лабораторных и 20ти практических работ, что
так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня
знаний.
Учебно – методический комплект:
Программы по биологии И.Н.
Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г.
Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 59 классы: программа. М.: ВентанаГраф, 2012. 304;
(концентрический курс).
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.
Пономарёвой и учебника Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций/ А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 4е изд., перераб. – М.:
ВентанаГраф, 2015. – 288 с.: ил, .
Лабораторное оборудование
Дидактический материал по биологии.
рабочая тетрадь: Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов,.
Интернетресурсы
1. http://schoolcollection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов»
2. http://www.fcior.edu.ru/
3.
www.bio.1september.ru – газета «Биология»
4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
6. www.km.ru/education учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
7.
http://video.edulib.net – учебные фильмы
2 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков здоровьесбережения;
формирование основ экологической культуры.
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи;
осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;
организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной
деятельности;
работать с различными источниками информации.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
выделение существенных отличительных признаков человека как представителя
царства Животные; процессов, протекающих в организме человека (обмен веществ и
превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и
развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма);
указание систематического положения человека — определение принадлежности к
определенной систематической группе (тип, класс, отряд, семейство, род, вид);
сравнение человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам;
приведение доказательств взаимосвязи особенностей органов человека и их функций;
необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными
паразитами и другими факторами;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей: выработка и
соблюдение гигиенических требований в целях профилактики инфекционных и
глистных заболеваний, пищевых инфекций; осуществление функциональных проб,
разработка рекомендаций для проведения тренировок, закаливающих процедур;
4
различение на таблицах и микропрепаратах частей и органоидов клетки человека; на
муляжах, таблицах и иллюстрациях тканей, органов и систем органов;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание органов, животной
клетки и тканей; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
В ценностноориентационной сфере.
знание основ здорового образа жизни;
знание, анализ и оценка последствий вредных привычек и асоциального поведения
человека;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природных сообществах,
влияния антропогенных факторов на здоровья человека;
В сфере трудовой деятельности.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности.
освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи при различных травмах:
кровотечениях, повреждении скелета, остановке дыхания, утоплении, ожогах,
обморожении, переохлаждении, тепловом и солнечном ударе;
освоение приемов оказания первой помощи при контактах с ядовитыми животными и
растениями;
рациональной организации труда и отдыха;
проведения наблюдений за состоянием своего организма.
Ученик научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма
человека
Ученик получит возможность научится: использовать на практике приёмы оказания
первой помощи при простудных заболеваниях, отравлениях, ожогах, обморожении;
Находить в научной и учебной литературе информацию об организме человека,
оформлять её в виде докладов, сообщений, презентаций;
Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Общий обзор организма человека (5+1 ч)
Человек и окружающая среда. Природная и социальная сущность человека. Общие
сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира, черты
сходства и различия человека и животных. Методы изучения организма человека.
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Рефлекс и
рефлекторная дуга. Нервная и гуморальная регуляция. Методы изучения живых организмов:
наблюдение, измерение, эксперимент.
Вводный контроль
Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода»
Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»
Практическая работа № 1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможение»
Тема 2. Опорнодвигательная система (8ч)
Опора и движение. Опорнодвигательная система. Общая характеристика и значение
скелета. Типы костей, строение костей, типы соединения костей.
Отделы черепа. Отделы позвоночника, строение позвонка, строение грудной клетки.
Пояса конечностей, строение, значение. Свободные нижние и верхние конечности.
Виды травм, затрагивающих скелет (вывихи, растяжения связок, переломы).
Необходимые меры первой помощи при травмах.
Гладкая и скелетная мускулатура. Строение скелетных мышц, основные группы
скелетных мышц. Работа мышц, мышцы синергисты и антагонисты.
Осанка, причины и последствия неправильной осанки. Предупреждение искривления
позвоночника, плоскостопие.
Развитие опорнодвигательной системы в ходе взросления. Значение двигательной
активности и мышечных нагрузок, физическая подготовка. Статические и динамические
физические упражнения.
Лабораторная работа № 34 «Строение костной ткани. Состав костей»
Практическая работа № 2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»
Практическая работы № 3 «Изучение расположения мышц головы»
Практическая работа № 4 «Проверка правильности осанки. Выявление
плоскостопия. Оценка гибкости позвоночника»
Тема 3. Кровь. Кровообращение (9ч)
6 Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека. Функции крови в
организме, состав плазмы крови, форменные элементы крови.
Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере иммунитета. Работы
И.И. Мечникова, Луи Пастера, Э. Дженнера. Механизм формирования и виды иммунитета,
прививки и сыворотки. Причины несовместимости тканей и крови. Резусфактор, правила
переливания крови.
Лимфатические сосуды, лимфатические узлы. Роль лимфы в организме. Строение и
работа сердца. Круги кровообращения. Движение крови в сосудах. Кровяное давление,
скорость кровотока, пульс. Перераспределение крови в работающих органах.
Регуляция работы сердца и сосудов, автоматизм сердца. Физические нагрузки и
здоровье сердечнососудистой системы. Влияние алкоголя и курения на состояние сердечно
сосудистой системы. Виды кровотечений и первая помощь.
Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Практическая работа № 5 «Изучение явления кислородного голодания»
Практическая работа № 6 «Определение ЧСС, скорости кровотока. Исследование
рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»
Практическая работа № 7 «Доказательства вреда табакокурения»
Практическая работа № 8 «Функциональная сердечнососудистая проба»
Тема 4. Дыхательная система (6ч)
Общая характеристика дыхания и органов дыхательной системы. Связь дыхательной и
кровеносной системы. Органы дыхания и их функции. Строение лёгких. Процесс поступления
кислорода в кровь и транспорт его от лёгких по телу. Роль эритроцитов и гемоглобина в
переносе кислорода.
Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние
курения на функции лёгких. Регуляция дыхания, рефлексы кашля и чихания.
Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулёз, ОРВИ). Рак
лёгких. Значение флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закаливания,
физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья
человека.
Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, при утоплении,
удушении, электротравмах. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».
Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения»
Практическая работа № 9 «Измерение обхвата грудной клетки»
7 Практическая работа № 10 «Определение запылённости воздуха»
Тема 5. Пищеварительная система (7ч)
Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы, пищеварительные железы.
Строение зубного ряда человека. Смена зубов, значение зубов. Уход за зубами.
Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в
желудке. Строение стенок желудка. Тонкий кишечник: строение, химическая обработка и
всасывание пищи. Строение кишечной ворсинки. Печень и её функции. Толстая кишка,
аппендикс и их значение.
Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения
рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения. Правильное питание. Питательные вещества
пищи. Правильная подготовка пищи к употреблению
Инфекционные и глистные заболевания желудочнокишечного тракта, способы
заражения, профилактические меры. Пищевые отравления: симптомы и первая помощь.
Лабораторная работа № 8. «Действие ферментов слюны на крахмал»
Практическая работа № 11 «Определение местоположения слюнных желёз»
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3ч)
Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Расхож энергии в
организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания.
Калорийность пищи.
Роль витаминов в организме. Гипер и гиповитаминоз, авитаминоз. Важнейшие
витамины, их значение. Источники витаминов. Правильная подготовка пищевых продуктов к
употреблению.
Практическая работа № 12 «Определение тренированности организма по
функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»
Тема 7. Мочевыделительная система (2ч)
Строение мочевыделительной системы. Функции почек. Строение нефрона. Механизм
фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках.
Причины заболевания почек. Значение воды и минеральных солей для организма.
Гигиена питья. Обезвоживание. Водное отравление. Гигиенические требования к питьевой
воде. Очистка воды. ПДК...
Тема 8. Кожа (3 ч)
Функции кожных покровов. Строение кожи причины нарушения кожных покровов.
Первая помощь при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания, чесотка. Участие кожи
в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Тема 9. Эндокринная система (2 ч)
8 Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Особенности
железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии
организма.
Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и
развития. Роль гормонов поджелудочной железы в организме, сахарный диабет. Роль
надпочечников.
Тема 10. Нервная система (5 ч)
Общая характеристика роли нервной системы. Части и отделы нервной системы.
Центральная и периферическая НС, соматический и вегетативный отдел. Прямые и обратные
связи.
Автономный отдел нервной системы.
Нейрогормональная регуляция.
Парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной системы.
Согласование гуморальной и нервной регуляции в организме.
Строение спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга.
Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов
головного мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий.
Практическая работа № 13 «Изучение действия прямых и обратных связей»
Практическая работа № 14 «Штриховое раздражение кожи»
Практическая работа № 15 «Изучение функций отделов головного мозга»
Тема 11. Органы чувств. анализаторы (5 ч)
Понятие анализатора. Принцип работы органов чувств и анализаторов. Расположение,
функции и особенности работы анализаторов. Развитость органов чувств. Иллюзии.
Зрительный анализатор. Значение органа зрения. Строение глаза. Слёзные железы.
Заболевания и повреждения органа зрения. Дальнозоркость и близорукость. Дальтонизм.
Первая помощь при повреждении глаз.
Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции отделов уха. Шум как
фактор, вредно влияющий на слух. Заболевания уха. Строение и расположение органов
равновесия.
Органы обоняния, осязания и вкуса. Значение, расположение и устройство органов
осязания, обоняния и вкуса. Вредные пахучие вещества. Особенности работы органа вкуса.
Практическая работа № 16 «Исследование реакции зрачка на освещённость.
исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна"
Практическая работа № 17 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»
Практическая работа № 18 «Исследование тактильных рецепторов»
Тема 12. Поведение и психика (7 ч)
9 Врождённые и приобретённые формы поведения. Инстинкты. Навыки. Явление
запечатления. Безусловные и условные рефлексы, торможение рефлексов. Принцип
доминанты. Динамический стереотип.
Наука о высшей нервной деятельности. Появление и развитие речи в онтогенезе и
эволюции человека. Внутренняя и внешняя речь. Познавательные процессы. Восприятие и
впечатление. Виды и процессы памяти. Особенности запоминания. Воображение. Мышление.
Волевые качества личности. Побудительные и тормозные функции воли. Внушаемость
и негативизм. Эмоциональные реакции и состояния. Непроизвольное и произвольное
внимание. Рассеянность внимания.
Стадии работоспособности. Значение и состав правильного режима дня. Сон как
составляющая суточных биоритмов. Фазы сна. Природа сновидений. Значение и гигиена сна.
Практическая работа № 19 «Перестройка динамического стереотипа»
Практическая работа № 20 «Изучение внимания»
Тема 13. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
Половая система человека. Факторы, определяющие пол человека. Строение женской и
мужской половой системы. Гигиена внешних половых органов. Причины наследственных
заболеваний. Врождённые заболевания, ИППП.
Эмбриональное развитие. Оплодотворение, созревание зародыша. Закономерности
роста и развития ребёнка. Календарный и биологический возраст.
Вред наркогенных веществ. Процесс привыкания к курению. Опасность привыкания к
наркотикам и токсичным веществам. Реакция абстиненции. Влияние алкоголя на организм.
Психологические особенности личности. Типы темперамента. Экстраверты и
интроверты. Способности. Выбор будущей профессии.
Форма контроля ЗУН: контрольный тест
10 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема раздела и уроков
Кол
во
часов
Дата.
Примечание
По
плану
факт
(коррекция)
Тема 1. Общий обзор организма человека (6 ч)
Науки об организме человека
Структура тела. Место человека в живой
природе
Водный контроль
Клетка: строение, химический состав
и жизнедеятельность.
Лабораторная работа № 1 «Действие
каталазы на пероксид водорода»
Ткани.
Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани
под микроскопом»
Системы органов в организме. Уровни
организации
организма. Нервная и гуморальная регуляции.
Практическая работа № 1 «Изучение
мигательного рефлекса и его торможение»
1
1
1
1
1
1
2.09.16
6.09
9.09
13.09
16.09
20.09
Тема 2. Опорнодвигательная система (8ч)
Скелет. Строение, состав и соединение
костей.
Лабораторная работа № 34 «Строение
костной ткани. Состав костей»
Скелет головы и туловища
1
1
23.09
27.09
1
2
3
4
5
6
7
8
11 9
10
11
12
13
Скелет конечностей.
Практическая работа № 2 «Исследование
строения плечевого пояса и предплечья»
Первая помощь при травмах: растяжении
связок,
вывихах суставов, переломах костей
Мышцы.
Практическая работы № 3 «Изучение
расположения мышц головы»
Работа мышц.
Нарушения осанки и плоскостопие.
Практическая работа № 4 «Проверка
правильности осанки. Выявление
плоскостопия. Оценка гибкости
позвоночника»
14
Развитие опорнодвигательной системы
1
1
1
1
1
1
30.09
4.10
7.10
11.10
14.10
18.10
15
16
17
18
19
20
21
Тема 3. Кровь. Кровообращение (9ч)
21.10
1
Внутренняя среда. Значение крови и её
состав.
Лабораторная работа № 5 «Сравнение
крови человека с кровью лягушки»
Иммунитет
Тканевая совместимость и переливание крови
Строение и работа сердца. Круги
кровообращения
Движение лимфы.
Практическая работа № 5 «Изучение
явления кислородного голодания»
Движение крови по сосудам.
Практическая работа № 6 «Определение
ЧСС, скорости кровотока. Исследование
рефлекторного притока крови к мышцам,
включившимся в работу»
Регуляция работы сердца и кровеносных
сосудов. Практическая работа № 7
1
1
1
1
1
1
25.10
28.10
8.11
11.11
15.11
18.11
12 22
«Доказательства вреда табакокурения»
Предупреждение заболеваний сердца и
сосудов. Практическая работа № 8
«Функциональная сердечнососудистая
проба»
23
Первая помощь при кровотечениях
1
1
22.11
25.11
Тема 4. Дыхательная система (6ч)
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Значение дыхания. Органы дыхания
Строение лёгких. Газообмен в лёгких и
тканях.
Лабораторная работа № 6 «Состав
вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».
Дыхательные движения.
Лабораторная работа № 7 «Дыхательные
движения»
Регуляция дыхания.
Практическая работа № 9 «Измерение
обхвата грудной клетки»
Болезни органов дыхания и их
предупреждение.
Гигиена дыхания.
Практическая работа № 10 «Определение
запылённости воздуха»
Первая помощь при поражении органов
дыхания
1
1
1
1
1
1
29.11
2.12
6.12
9.12
13.12
16.12
Значение пищи и её состав.
Тема 5. Пищеварительная система (7ч)
20.12
1
Органы пищеварения.
Практическая работа № 11 «Определение
местоположения слюнных желёз»
Зубы
Пищеварение в ротовой полости и в желудке.
Лабораторная работа № 8 «Действие
ферментов слюны на крахмал»
Пищеварение в кишечнике.
Всасывание питательных веществ
1
1
1
1
23.12
27.12
30.12
13.01.17
13 Регуляция пищеварения
Заболевания органов пищеварения
1
1
17.01
20.01
Промежуточный контроль
Обменные процессы в организме
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3ч)
24.01
27.01
1
1
35
36
37
38
39
Нормы питания.
Практическая работа № 12 «Определение
тренированности организма по
функциональной пробе с максимальной
задержкой дыхания до и после нагрузки»
40
Витамины
1
1
31.01
3.02
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Тема 7. Мочевыделительная система (2ч)
Строение и функции почек
Предупреждение заболеваний почек.
Питьевой режим
1
1
Тема 8. Кожа (3 ч)
Значение кожи и её строение
Нарушения кожных покровов и повреждения
кожи
Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
Оказание первой помощи при тепловом
и солнечном ударах
1
1
1
7.02
10.02
14.02
17.02
21.02
Тема 9. Эндокринная система (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной
секреции
Роль гормонов в обмене веществ, росте
и развитии организма
1
1
24.02
28.02
Тема 10. Нервная система (5 ч)
Значение, строение и функционирование
нервной системы.
Практическая работа № 13 «Изучение
действия прямых и обратных связей»
Автономный (вегетативный) отдел нервной
системы.
Практическая работа № 14 «Штриховое
1
1
3.03
7.03
14 раздражение кожи»
Нейрогормональная регуляция
Спинной мозг
Головной мозг: строение и функции.
Практическая работа № 15 «Изучение
функций отделов головного мозга»
1
1
1
10.03
14.03
17.03
Тема 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Как действуют органы чувств и анализаторы
Орган зрения и зрительный анализатор.
Практическая работа № 16 «Исследование
реакции зрачка на освещённость.
1исследование принципа работы хрусталика,
обнаружение слепого пятна"
Заболевания и повреждения глаз
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
Практическая работа № 17 «Оценка
состояния вестибулярного аппарата»
Органы осязания, обоняния, вкуса.
Практическая работа № 18 «Исследование
тактильных рецепторов»
1
1
1
1
1
21.03
24.03
4.04
7.04
11.04
Тема 12. Поведение и психика (7 ч)
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
Врождённые формы поведения
Приобретённые формы поведения.
Практическая работа № 19 «Перестройка
динамического стереотипа»
Закономерности работы головного мозга.
Биологические ритмы. Сон и его значение
Особенности высшей нервной деятельности
человека.
Познавательные процессы
Воля и эмоции. Внимание.
Практическая работа № 20 «Изучение
внимания»
64
Работоспособность. Режим дня
1
1
1
1
1
1
1
14.04
18.04
21.04
25.04
28.04
2.05
5.05
15 Тема 13. Индивидуальное развитие организма (5 ч)
65
66
67
68
69
70
Половая система человека
Наследственные и врождённые заболевания.
Болезни, передающиеся половым путём
Внутриутробное развитие организма.
Развитие после рождения
Итоговый контроль по курсу биологии 8
класса
О вреде наркогенных веществ.
Психологические особенности личности
1
1
1
1
1
1
12.05
16.05
19.05
22.05
26.05
30.05
16 17
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.