Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
8 кл
22.04.2017
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"
Рабочая программ по биологии 8 класса ФГОС к учебнику-навигатору В.И. Сивоглазова "Человек" разработана на основе авторской программы по биологии Н.И. Сонина, Б.В. Захарова 5-9 класс, концентрический курс. Программа включает все темы и разделы предусмотренные примерной программой по биологии и содержит необходимые лабораторные работы.Рабочая программ по биологии 8 класса ФГОС к учебнику-навигатору В.И. Сивоглазова "Человек" разработана на основе авторской программы по биологии Н.И. Сонина, Б.В. Захарова 5-9 класс, концентрический курс. Программа включает все темы и разделы предусмотренные примерной программой по биологии и содержит необходимые лабораторные работы.
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС.doc
Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение «Новодугинская средняя школа» РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО________ _____________________________ от ___________ 20__ года № ___ Руководитель МО __________ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР _______________________ ______________ 20__ года решением педагогического от ________ 20__ года протокол совета № __ Директор школы______________ Макейченкова Н.И. Рабочая программа ПО БИОЛОГИИ 8 класс (ФГОС)          Составитель: Учитель химии и биологии Парменова Татьяна Валентиновна с. Новодугино 2015 БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС ФГОС 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Основные нормативные документы:  Федеральный  закон  Российской  Федерации  «Об  образовании  в  Российской  Федерации» N 273­ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99­ФЗ, от  23.07.2013 N 203­ФЗ);   Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования (ФГОС ООО),   Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к  использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего и среднего  общего образования» на 2014 — 2015 учебный год;  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,  рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,  среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253»;  Учебный план МКОУ «Новодугинская СШ» на 2015 — 2016 учебный год.   Положение о рабочей программе в МКОУ «Новодугинская СШ»  Основная образовательная программыа основного общего образования  муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новодугинская  средняя школа»   Примерной  программы по учебным предметам. Биология  5­9 классы – М.  Просвещение. 2013   Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек»  автора Н.И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений.  Биология. 6­11 классы. ­ М.: Дрофа, 2006. ­ 138c.ll, Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания  общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной  программы основного общего образования, требований к структуре основной  образовательной программы основного общего образования, прописанных в  Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего  образования, а также Концепции духовно­нравственного развития и воспитания  гражданина России. Цели образования наряду с содержанием, процессом и результатом являются  важным элементом любой педагогической системы. Биологическое образование  направлено на формирование предметных, метапредметных, личностных результатов освоения предмета. Предметные и метапредметные цели связаны с освоением  основных биологических понятий и применением полученных знаний в повседневной  жизни, дальнейшей учёбе, в других даже слабо связанных с биологией местах. Личностные цели учитывают индивидуальные способности, интересы, потребности  обучающихся  в образовании, самообразовании.  2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на  формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой  природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор  содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с  которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования  познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей  среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: • многообразие и эволюция органического мира; • биологическая природа и социальная сущность человека; • уровневая организация живой природы. Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях,  животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на  основе эколого­эволюционного и функционального подходов, в соответствии с  которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения  отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и  усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в  экосистемах. В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как  биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах  жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли  в окружающей среде. Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во­первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии; во­вторых, знакомству школьников с  некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс  окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии,  биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс  является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их  многообразии, роли в природе и жизни человека. Помимо этого, в курсе окружающего  мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для  последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение,  почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с  научной точки зрения раскрывать физикохимические основы биологических процессов  и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен веществ и  превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т. д.). В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. В 5 и 6 классе биологии отводится 1 час в неделю, в 7­9 классах – по 2 часа. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся  основой для последующей профильной дифференциации. Биология в 8 классе изучается 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часов за  год. Называется данный курс «Человек».  (68 ч, 2 ч в неделю) 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное  отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный  учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель  которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы  познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения  биологии, проявляются в признании: • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы; • понимании сложности и противоречивости самого процесса познания. Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать: • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; • понимание необходимости здорового образа жизни; • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы; • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности. Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: • правильному использованию биологической терминологии и символики; • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; • развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку  зрения. Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического  отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в  совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты. 5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим  индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,  сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно­ смысловых установок, отражающих личностные и гражданские  позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить  цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии: 1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и  долга перед Родиной; 2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности  обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к  индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и  профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового  образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение  живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,  анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; 5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание  значимости и общности глобальных проблем человечества; 6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным  особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; 7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в  группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в  школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций  с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических  особенностей; 8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на  основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного  поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с  учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,  общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов  деятельности; 10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил  индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,  угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни  во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к  окружающей среде и рационального природопользования; 12. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности  семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе состоят из  освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных  действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной  практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и  организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию  и построению индивидуальной образовательной траектории. Основные метапредметные результаты обучения биологии: 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и  интересы своей познавательной деятельности; 2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая  умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения  понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и  заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,  научно ­ популярной литературе, биологических словарях и справочниках),  анализировать и оценивать информацию; 4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе  альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять  контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и  поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы  для решения учебных и познавательных задач; 9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации  своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою  точку зрения; 10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 11. формирование и развитие компетентности в области использования  информационно­коммуникационных технологий (далее ИКТ­компетенции). ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: ­ выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных  признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и  бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,  рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот  веществ и превращение энергии в экосистемах); ­ приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья  человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,  бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных  привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; ­ классификация — определение принадлежности биологических объектов к  определенной систематической группе; ­ объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли  человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и  животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в  жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных  заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; ­ различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов  человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; ­ сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и  умозаключения на основе сравнения; ­ выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;  типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями  строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; ­ овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических  объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их  результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере: ­ знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; ­ анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: ­ знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; ­ соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами  (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: ­ освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,  растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях,  травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха,  выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 5. В эстетической сфере ­ выявление эстетических достоинств объектов живой природы. В разделе «Человек» , изучаемом в 8 классе Выпускник научится: • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость; • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с  млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности  организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток,  тканей, органов, систем органов и их функциями; • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека. Выпускник получит возможность научиться: • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных  заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного  организма; • выделять эстетические достоинства человеческого тела; • реализовывать установки здорового образа жизни; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к  собственному здоровью и здоровью других людей; • находить в учебной и научно­популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и  поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния  факторов риска на здоровье человека. 6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ 8 КЛАСС Биология. Человек. 8 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч) Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира.  Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и  человекообразных обезьян. Человек разумный. Демонстрация Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты  сходства человека и животных. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —признаки, доказывающие родство человека и животных. Учащиеся должны уметь: —анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних  предков человека, представителей различных рас. Раздел 2. Происхождение человека (2 ч) Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и  факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Демонстрация Модель «Происхождение человека». Модели остатков материальной первобытной  культуры человека. Изображение представителей различных рас человека. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —биологические и социальные факторы антропогенеза; —основные этапы эволюции человека; —основные черты рас человека. Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч) Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи:  Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Демонстрация Портреты великих учёных— анатомов и физиологов. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека. Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные,  нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и  систем органов как основа гомеостаза. Демонстрация Схемы строения систем органов человека. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —основные признаки организма человека. Учащиеся должны уметь: —узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и  микропрепаратах; —устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток  тканей, органов и их систем. Раздел 5. Координация и регуляция (10 ч) Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных  процессах. Нервно_гуморальная регуляция. Демонстрация Схемы строения эндокринных желёз. Таблицы, иллюстрирующие строение,  биологическую активность и точки приложения гормонов. Фотографии больных с  различными нарушениями функций эндокринных желёз. Нервная регуляция. Значение  нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и  соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.  Строение и функции спинного мозга, отделов голов_ного мозга. Большие полушария  головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её  связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции.  Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Модели головного мозга, органов чувств. Схемы рефлекторных дуг безусловных  рефлексов. Лабораторные и практические работы Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —роль регуляторных систем; —механизм действия гормонов. Учащиеся должны уметь: —выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; —соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств. Раздел 6. Опора и движение (8 ч) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности  скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и  строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в  строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно_двигательной системы  и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы  мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной  системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в  восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима  труда для правильного формирования опорно двигательной системы. Демонстрация Скелет человека, отдельных костей. Распилы костей. Приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно­двигательной системы. Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —части скелета человека; —химический состав и строение костей; —основные скелетные мышцы человека. Учащиеся должны уметь: —распознавать части скелета на наглядных пособиях; —находить на наглядных пособиях основные мышцы; —оказывать первую доврачебную помощь при переломах. Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в  обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты,  лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови.Группы крови. Лимфа.  Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание  крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Демонстрация Схемы и таблицы, посвящённые составу крови, группам крови. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения крови. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —признаки внутренней среды организма; —признаки иммунитета; —сущность прививок и их значение. Учащиеся должны уметь: —сравнивать между собой строение и функции клеток крови; —объяснять механизмы свёртывания и переливания крови. Раздел 8. Транспорт веществ (4 ч) Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по  сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их  предупреждение. Демонстрация Модель сердца человека. Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и  органов кровообращения. Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —существенные признаки транспорта веществ в организме. Учащиеся должны уметь: —различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем; —измерять пульс и кровяное давление; —оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях. Раздел 9. Дыхание (5 ч) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение.  Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция  дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Демонстрация Модели гортани, лёгких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приёмы  искусственного дыхания. Лабораторные и практические работы Определение частоты дыхания. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —органы дыхания, их строение и функции; —гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний. Учащиеся должны уметь: —выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и  газообмена; —оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении  угарным газом. Раздел 10. Пищеварение (5 ч) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и  питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования  И. П. Павлова в области пищеварения. Демонстрация Модель торса человека. Муляжи внутренних органов. Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны — на крахмал. Определение норм рационального питания. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —органы пищеварительной системы; —гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной  системы. Учащиеся должны уметь: —характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы. Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический  обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз.  Гипервитаминоз. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —особенности пластического и энергетического обмена в организме человека; —роль витаминов. Учащиеся должны уметь: —выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Раздел 12. Выделение (2 ч) Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и  функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена  веществ. Демонстрация Модель почек. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —органы мочевыделительной системы; —меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы. Раздел 13. Покровы тела (3 ч) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические  требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Демонстрация Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов человека, производные кожи. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —строение и функции кожи; —гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. Учащиеся должны уметь: —объяснять механизм терморегуляции; —оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах. Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч) Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное  развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —строение и функции органов половой системы человека; —основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека. Раздел 15. Высшая нервная деятельность (6 ч) Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И.П.  Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения.  Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные  процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и  гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —особенности высшей нервной деятельности человека; —значение сна, его фазы. Учащиеся должны уметь: —выделять существенные признаки психики человека; —характеризовать типы нервной системы. Раздел 16. Человек и его здоровье (5 ч) Соблюдение санитарно_гигиенических норм и правил здорового образа жизни.  Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья:  двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия,  переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда.  Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила  поведения человека в окружающей среде. Лабораторные и практические работы Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений. Анализ и оценка влияния на здоровье человека факторов окружающей среды. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —приёмы рациональной организации труда и отдыха; —отрицательное влияние вредных привычек. Учащиеся должны уметь: —соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний; —оказывать первую доврачебную помощь. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под  руководством учителя; —участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); —работать в соответствии с поставленной задачей, планом; —выделять главные и существенные признаки понятий; —составлять описание объектов, составлять простые и сложные планы текста; —осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; —выявлять причинно­следственные связи; —работать со всеми компонентами текста; —оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Личностные результаты обучения —Формирование ответственного отношения к учению, труду; —формирование целостного мировоззрения; —формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям; —формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; —формирование основ экологической культуры. Итоговое занятие с защитой проектов (1ч) Резервное время— 1 ч._ 7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС Биология. Человек. 8 класс (ФГОС) (2ч. в неделю) Содержание  Кол­во часов Домашнее задание № урока 1. 2. 3. 4. I. Место человека в системе органического мира.  Место человека в системе органического мира.  Особенности человека. II. Происхождение человека. Эволюция человека. Расы человека. III. Краткая история развития знаний о человеке.  Науки, изучающие организм человека. 5. История развития знаний о строении и функциях организма человека. IV. Общий обзор организма человека. 6. 7. 8. 9. Клеточное строение организма. Клеточное строение организма. Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки». Ткани и органы. Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей». Системы органов. Практическая работа №1  «Распознавание на таблицах органов и систем  органов человека». V. Координация и регуляция. 10. Гуморальная регуляция.  11. Строение и значение нервной системы. 12. Строение и функции спинного мозга. 13. Строение и функции головного мозга. 2 1 1 2  1 1 1 1 4 1 1 1 1 10 1 1 1 1 с 4­5 с 5­7 с 8­13 с 14­17 с 18­23 с 24­27 с 28­34 с 35­36 с 37­39 с 40­44 с 45­49 с 50­53 с 54­58 14. Полушария большого мозга. 15. 16.  Анализаторы. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. 17. Анализаторы слуха и равновесия. 18. Кожно­мышечная чувствительность.  19. Обоняние. Вкус. VI. Опора и движение. 20. Кости скелета. 21. Строение, свойства костей, типы их соединения.  Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида  отдельных костей». 22. Строение скелета. 23. Первая помощь при растяжении связок, вывихах  суставов, переломах костей. 24. Мышцы. Общий обзор. 25. 26. 27.  Работа мышц. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Взаимосвязь строения и функций опорно­дви­ гательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения. VII. Внутренняя среда организма. 28. Внутренняя среда организма и её значение. 29. Кровь. Лабораторная работа №4 «Изучение  микроскопического строения крови  (микропрепараты крови человека и лягушки)». 30 Защита организма от инфекции  VIII. Транспорт веществ. 31. Органы кровообращения. 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 4 1 с 59­62 с 63­64 с 65­68 с 69­73 с 74­76 с 76­79 с 80­82 с 82­85 с 86­91 подг. проектов с 92­96 с 97­99 подг проектов подг. проектов с 100 с 101­104 с 105­109 с 110­113 32. Работа сердца. Практическая работа №2 «Измерение кровяного давления». 33. Движение крови по сосудам. Лимфообращение.  Практическая работа №3 «Подсчёт ударов пульса в  покое и при физической нагрузке». 34. Заболевания сердечно­сосудистой системы, их  предупреждение.  IX. Дыхание. 35. Потребность организма человека в кислороде.  Строение органов дыхания. 36.  Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. 37. Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. 38. 39.  Регуляция дыхания. Практическая работа №4  «Определение частоты дыхания». Заболевания органов дыхания, их предупреждение.  Первая помощь при нарушении дыхания и кро­ вообращения. X. Пищеварение. 40. Пищевые продукты. Питательные вещества и их пре­ вращения в организме.  41. Строение и функции пищеварительной системы.  Пищеварение в ротовой полости. 42. Пищеварение в желудке. Лабораторная работа №5  «Изучение действия желудочного сока на белки,  действие слюны на крахмал». 43. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных  веществ. 44. Гигиена питания. Профилактика желудочно­ кишечных заболеваний. XI. Обмен веществ и энергии. Витамины. 45. Пластический и энергетический обмен. 46. Витамины. 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 с 115­117 с 118­121 подг. проектов с 122­125 с 126­127 с 127­128 с 128­129 подг. проектов с 130­132 с 133­136 с 137 с 137­141 подг. проектов с 142­147 с 148­152 XII. Выделение. 47. 48. Выделение. Строение и работа почек. Заболевания почек, их предупреждение. XIII. Покровы тела. 49. Строение и функции кожи. Гигиена кожи. 50. 51. Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. XIV. Размножение и развитие. 52. Половая система человека. 53. Оплодотворение и развитие зародыша. 54. Возрастные процессы. XV. Высшая нервная деятельность. 55. Рефлекторная деятельность нервной системы. 56. Бодрствование и сон. 57.  Сознание и мышление. Речь. 58. Познавательные процессы и интеллект. 59. Память.  60. Эмоции и темперамент. XVI. Человек и его здоровье. 61. Здоровье и влияющие на него факторы.  62. Оказание первой доврачебной помощи.  Практическая работа №5 «Изучение приёмов  остановки капиллярного, венозного и артериального  кровотечений». 63. Вредные привычки. Заболевания человека. 2 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 с 153­ 157 подг. проектов с 158­161 с 162­164 подг. проектов с 165­167 с 167­169 с 170­173 с 174­180 с 181­184 с 185­188 с 189­192 с 193­196 с 197­201 с 202­203 с 204­213 с 214­221 64. Двигательная активность и здоровье человека.  Закаливание. 65. Гигиена человека. 66. Обобщающий урок по всему курсу. РЕЗЕРВ 67­ 68 ИТОГО с 222­228 с 229­236 защита проектов 1 1 1 1 68 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА класс: Учебник-навигатор - М: Дрофа, 2010. - 239с: ил. +CD  В.И.Сивоглазов, М.Р.Сапин, А.А. Каменский «Биология. Человек» 8  CD - поддержка курса «Биология. Человек»  Таблицы на печатной основе по теме: «Человек»  Электронные учебники и видеоуроки по биологии ООО «Инфоурок»

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору Сивоглазова В.И. "Человек"

Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС к учебнику-навигатору  Сивоглазова В.И. "Человек"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017