Рабочая программа по биологии 8 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта осовного общего образования

Медиа
Образовательные программы
doc
Биология
8 кл
05.01.2017
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, программы Министерства образования РФ: программа по биологии. Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение географии в 8 классе основной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебных недели). Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Познавательные ценности - изучение природы, признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе познания как извечного стремления к истине. Ценности труда и быта - формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности. Коммуникативные ценности - процесс общения, грамотная речь; воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Нравственные ценности – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека. Эстетические ценности - предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Рабочая программа по биологии 8 класс фгос каменский.doc
Пояснительная записка Основные цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к  результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического  образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными  требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом  информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных  взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые  особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения  решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.  Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического  образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее  общими и социально значимыми.     С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 8  классе являются:  •социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,  обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её  норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;  •приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,  накопленных обществом в сфере биологической науки.     Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:  •ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;  •развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;  познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,  формированием интеллектуальных и практических умений;  •овладение ключевыми компетентностями: учебно­познавательной, информационной,  ценностно­смысловой, коммуникативной;  •формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе  познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально­ ценностного отношения к объектам живой природы.    Программа определяет задачи:  ­ систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях,  полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1­4 классы»; ­ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей  учащихся; ­ формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных  работ; ­ воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование  экологического мышления.
Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа по биологии разработана  на основе Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых  результатов основного общего образования,  программы  Министерства образования РФ:  программа по биологии. Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение географии в 8 классе основной школы отводится 2 часа в неделю. Программа  рассчитана на 68 часов (34 учебных недели).  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета    Познавательные ценности ­ изучение природы, признании ценности научного знания, его  практической значимости, достоверности, ценности биологических методов исследования  объектов живой природы, понимании сложности и противоречивости самого процессе  познания как извечного стремления к истине.      Ценности  труда  и  быта  ­   формирование   уважительного   отношения   к   созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические   нормы   и   правила,   самоопределиться   с   выбором   своей   будущей профессиональной деятельности.       Коммуникативные ценности ­ процесс общения, грамотная речь; воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.       Нравственные ценности  – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.     Эстетические ценности ­ предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все     ценностные   ориентиры   составляют   в   совокупности   основу   для   формирования ценностного   отношения   к   природе,   обществу,   человеку   в   контексте   общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета и система их оценки    Деятельность   организации,   осуществляющая        Требования   к   результатам   освоения   курса   биологии   в   основной   школе   определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные   потребности,   и   включают   личностные,   метапредметные   и   предметные результаты освоения предмета.     образовательную   деятельность   в образовательном учреждении при обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: ­ знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье­сберегающих технологий; ­реализация установок здорового образа жизни;
­сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения,   анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. ­воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; ­соблюдать правила поведения в природе; ­понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; ­умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике; ­понимание учащимися ценности здорового  и безопасного образа жизни; ­признание   учащимися   ценности   жизни   во   всех   её   проявлениях   и   необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; ­осознание значения семьи в жизни человека и общества; ­готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни; ­уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; ­понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; ­проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; ­признание права каждого на собственное мнение; ­эмоционально­положительное отношение к сверстникам; ­готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; ­умение отстаивать свою точку зрения; ­критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; ­умение   слушать   и   слышать   другое   мнение,   вести   дискуссию,   оперировать   фактами   как доказательства, так и для опровержения существующего мнения. Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются: ­овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения   понятиям, классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперименты,   делать   выводы   и   заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; ­   умение   работать   с   разными   источниками   биологической   информации:   находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно­популярной литературе,   биологических   словарях   и   справочниках),   анализировать   и   оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; ­способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ­умение   адекватно   использовать   речевые   средства   для   дискуссии   и   аргументации   своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.  ­работать с учебником и дополнительной литературой; ­составлять   сообщения   на   основе   обобщения   материала   учебника   и   дополнительной литературы; ­устанавливать   причинно­следственные   связи   при   анализе   основных   этапов   эволюции   и происхождения   человеческих   рас,   на   примере   зависимости   гибкости   тела   человека   от строения его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им фунцкцией; ­сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; ­проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов; ­проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения; ­выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями; ­находить в учебной и научно­популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно­ сосудистой   системы,   об   инфекционных   заболеваниях,   оформлять   её   в   виде   рефератов, докладов; ­классифицировать витамины, типы и виды памяти, железы в организме человека;
­устанавливать   взаимосвязи   при   обсуждении   взаимодействия   нервной   и   гуморальной регуляции; ­приводить   доказательства   (аргументировать)   взаимосвязи   человека   и   окружающей   среды, зависимости   здоровья   человека   от   состояния   окружающей   среды,   необходимости   защиты среды обитания человека. Предметными результатами освоения программы по биологии являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: •  выделение   существенных   признаков   биологических   объектов   (отличительных   признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание,   дыхание,  выделение,   транспорт  веществ,  рост, развитие,   размножение,   регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах); • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи  человека  и окружающей среды;  зависимости  здоровья человека  от состояния окружающей   среды;   необходимости   защиты   окружающей   среды;   соблюдения   мер профилактики   заболеваний,   вызываемых   растениями,   животными,   бактериями,   грибами   и вирусами,   травматизма,   стрессов,   ВИЧ­инфекции,   вредных   привычек,   нарушения   осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; •  классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; •  объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления   отдельных  групп);   роли   различных   организмов  в  жизни   человека;   значения биологического   разнообразия   для   сохранения   биосферы;   механизмов   наследственности   и изменчивости,   проявления   наследственных   заболеваний   у   человека,   видообразования   и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых   объектах   и   таблицах   органов   цветкового   растения,   органов   и   систем   органов животных,   растений   разных   отделов,   животных   отдельных   типов   и   классов;   наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия  разных видов в экосистеме;  взаимосвязей  между  особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: •  освоение   приемов   оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми   грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении   утопающего;   рациональной   организации   труда   и   отдыха,   выращивания   и
размножения   культурных   растений   и   домашних   животных,   ухода   за   ними;   проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 5. В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Содержание учебного предмета      Структура   курса   складывается   из   трех   частей.   В   первой   раскрывается   биосоциальная природа   человека,   определяется   место   человека   в   природе,   дается   топография   органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой   организацией   организма,   рассматриваются   клеточное   строение,   ткани   и повторяется материал 7 класса о нервно­гуморальной регуляции органов. Во   второй   части   дается   обзор   основных   систем   органов,   вводятся   сведения   об   обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В   третьей,   завершающей,   части   рассматриваются   индивидуальное   развитие   человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др. В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. По желанию учителя часть   их   может   быть   выполнена   в   классе,   часть   задана   на   дом   (в   классе   проверяются   и интерпретируются   полученные   результаты).   Среди   практических   работ   большое   внимание уделяется   функциональным   пробам,   позволяющим   каждому   школьнику   оценить   свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности,  внимания, 68 часов "Биология. Человек ", 8 класс (2 часа в неделю) 1.Общий обзор организма человека. (5 ч) Биологические   и   социальные   факторы   в   становлении   человека.   Принципиальные   отличия условий   жизни   человека,   связанные   с   появлением   социальной   среды.   Ее   преимущества   и издержки.  Зависимость  человека как от природной, так и от социальной среды.  Значение знаний   о   строении   и   функциях   организма   для   поддержания   своего   здоровья   и   здоровья окружающих. Науки   об   организме   человека:   анатомия,   физиология,   гигиена.   Санитарно­гигиеническая служба.   Функции   санитарно­эпидемиологических   центров   (СЭЦ).   Ответственность   людей, нарушающих санитарные нормы общежития. Строение   организма   человека.   Структура   тела.   Место   человека   в   природе.   Сходство   и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни. Клетка.   Строение,   химический   состав,   жизнедеятельность:   обмен   веществ,   ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление. Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы. Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной   системы.   Рефлекс,   рефлекторная   дуга,   процессы   возбуждения   и   торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов. Демонстрация: разложение ферментом каталазой пероксида водорода. Лабораторная работа № 1 «Действие ката лазы на пероксид водорода» Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»
Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения». Виртуальная экскурсия «Происхождение человека» 2. Опорно­двигательная система. (9 ч) Значение костно­мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц. Типы   мышц,   их   строение   и   значение.   Обзор   основных   мышц   человека.   Динамическая   и статическая   работа   мышц.   Энергетика   мышечного   сокращения.   Регуляция   мышечных движений. Нарушение   правильной   осанки.   Плоскостопие.   Коррекция.   Развитие   опорно­двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения. Демонстрации: Cкелета, распилов костей, позвонков, строения сустава, мышц и др. Лабораторная работа№ 3 «Строение костной ткани». Лабораторная работа№ 4 «Состав костей» Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» Практическая работа №3 «Изучение расположения мышц головы» Практические работы  №4 «Проверка правильности осанки», Практические работы  №5 «Выявление плоскостопия», Практические работы №6 «Оценка гибкости позвоночника» 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (7 ч) Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови. Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и   гуморальный   иммунитеты.   Работы   Луи   Пастера,   И.И.   Мечникова.   Изобретение   вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус­фактор. Резус­конфликт как следствие приобретенного иммунитета. Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных   клапанов.   Отток   лимфы.   Функции   лимфоузлов.   Движение   крови   по   сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение   крови   в   организме.   Регуляция   работы   сердца   и   сосудов.   Автоматизм сердечной   мышцы.   Болезни   сердечно­сосудистой   системы   и   их   предупреждение.   Первая помощь при кровотечениях. Демонстрации: Торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования. Лабораторная работа № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки» Практическая работа №7«Изучение явления кислородного голодания» Практические работы №8 «Определению ЧСС, скорости кровотока» Практические   работы   №9   «Исследование   рефлекторного   притока   крови   к   мышцам, включившимся в работу» Практическая работа №10«Доказательство вреда табакокурения» Практическая работа №11 «Функциональная сердечно ­ сосудистая проба» 4. Дыхательная система. (7 ч)      Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути.   Гортань   –   орган   голосообразования.   Трахея,   главные   бронхи,   бронхиальное   дерево, альвеолы.   Легкие.  Пристеночная   и легочные   плевры,  плевральная  полость.  Обмен газов  в
легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов   дыхания,   их   предупреждение.   Гигиена   дыхания.   Первая   помощь   при   поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца. Демонстрации: Торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха. Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения» Практическая работа №12«Измерение обхвата груд ной клетки» Практическая работа №13«Определение запылённости воздуха» 5. Пищеварительная система. (8 ч) Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные   ферменты   ротовой   полости   и   желудка.   Переваривание   пищи   в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения. Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье. Демонстрации: Торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат). Практическая работа №14 «Определение место положения слюнных желёз» Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал»  Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» 6. Обмен веществ и энергии. (3 ч) Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энергозатраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость   пищи.   Энергетический   баланс.   Определение   норм   питания.   Качественный   состав пищи.   Значение   витаминов.   Гипо­   и   гипервитаминозы   А,   В1,   С,   D.   Водорастворимые   и жирорастворимые   витамины.   Витамины   и   цепи   питания   вида.   Авитаминозы:   А   ("куриная слепота"), В1 (болезнь бери­бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение. Практическая   работа   №15   «Определение   тренированности   организма   по   функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» 7. Мочевыделительная система. (2 ч) Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль   органов   мочевыделения,   их   значение.   Строение   и   функции   почек.   Нефрон   – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи   из   организма:   роль   почечной   лоханки,   мочеточников,   мочевого   пузыря   и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды. 8. Кожа. (3 ч) Значение   и   строение   кожных   покровов   и   слизистых   оболочек,   защищающих   организм   от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Демонстрация: Рельефной таблицы строения кожи.  9. Эндокринная  и нервная системы. (5 ч) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной   железы:   базедова   болезнь,   слизистый   отек.   Гормон   поджелудочной   железы инсулин   и   заболевание   сахарным   диабетом.   Гормоны   надпочечников,   их   роль   в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам. Демонстрации: Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы. Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный  принцип работы. Прямые и обратные   связи.   Функция   автономного   (вегетативного)   отдела.   Симпатический   и парасимпатический   подотделы.   Нейрогуморальная   (нейрогормональная)   регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико­синтетическая функция коры больших полушарий. Демонстрации: Модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.  Практическая работа №16 «Изучение действия прямых и обратных связей» Практическая работа №17 «Штриховое раздражение кожи»     Практическая работа №18 «Изучение функций отделов головного мозга» 10. Органы чувств. Анализаторы. (6 ч) Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль   глазных   мышц   в   формировании   зрительных   восприятий.   Бинокулярное   зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения. Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. Органы   осязания,   обоняния,   вкуса,   их   анализаторы.   Взаимосвязь   ощущений   –   результат аналитико­синтетической деятельности коры больших полушарий. Демонстрации: Модели черепа, глаза и уха. Практические работы №19 «Исследование реакции зрачка на освещённость»,   Практические   работы   №20   «Исследование   принципа   работы   хрусталика,   обнаружение слепого пятна»   Практические работы  №21 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»   Практические работы  №22 «Исследование тактильных рецепторов» 11. Поведение и высшая нервная деятельность (9 ч)
Врожденные   формы   поведения:   безусловные   рефлексы,   инстинкты,   запечатление. Приобретенные   формы   поведения.   Условные   рефлексы,   динамический   стереотип, рассудочная деятельность. Открытие   И.М.   Сеченовым   центрального   торможения.   Работы   И.П.   Павлова:   открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Познавательные   процессы:   ощущение,   восприятие,   память,   воображение,   мышление.   Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие. Воля,   эмоции,   внимание.   Анализ   волевого   акта.   Качество   воли.   Физиологическая   основа эмоций. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. Изменение   работоспособности,   борьба   с   утомлением.   Стадии   работоспособности: врабатывание,   устойчивая   работоспособность,   утомление.   Организация   отдыха   на   разных стадиях работоспособности. Режим дня. Демонстрации:  Модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки. Практическая работа №23 «Перестройка динамического стереотипа»  Практическая работа  №24 «Изучение внимания» 12.Половая система. Индивидуальное развитие организма. (4 ч) Роль   половых   хромосом   в   определении   развития   организма   либо   по   мужскому,   либо   по женскому   типу.   Женская   половая   (репродуктивная)   система.   Развитие   яйцеклетки   в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея). Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.  Демонстрации: Модели зародышей человека и животных разных возрастов. Перечень учебно­методического обеспечения Учебник: Учебник Федерального перечня, в котором реализована данная программа. 1.   Биология     :   8   класс   :   учебник   для   учащихся   общеобразовательных   учреждений     /   А.А. Каменский, Н. Ю. Сарычева, Т. С. Сухова – 2­е изд., дораб. ­ М. : Вентана­Граф, 2016. – 288 с.: ил. Книгопечатная продукция:             1. А.Г.   Драгомилов,   Р.Д.   Маш.   Биология.   Человек.   8   класс:  Методическое   пособие   для учителя  М: Вентана – Граф, 2005г 2. «Контрольно­измерительные материалы. Биология. 8 класс», М.: Вако, 2010 3. Бруновт Е.П. и др. «Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека» (М., «Просвещение», 1978 г.)
4. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология человека» ­ для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение»,1999 г.) 5. Требования к уровню подготовки выпускников по биологии. ­ М.:Дрофа, 2004 6. Колесов   Д.В.,   Маш   Р.Д.,   Беляев   И.Н.   Биология.   Человек.   8   класс:   Тематическое   и поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек. 8 класс»: Пособие для учителя.­ М.: Дрофа, 2007. 7. Фросин   В.Н.,   Сивоглазов   В.И.   Готовимся   к   единому   государственному   экзамену. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2007. 8. Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007 9. Биология: 5­11 классы: программы. – М.: Вентана – Граф, 2014 . 10. Примерные программы основного общего образования. Биология. 5­9.  Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2012. Описание материально­технического обеспечения образовательного процесса Микропрепараты:  раздаточные микропрепараты: митоз живой клетки, однослойный эпителий,  многослойный  эпителий,  рыхлая соединительная  ткань, плотная соединительная ткань, гладкая мышечная ткань, поперечно­полосатая мышечная ткань, нервные клетки, нерв (поперечный срез), нерв (продольный  срез), кровь человека  (окрашенный препарат), кровь лягушки (окрашенный препарат), артерии, вены, капилляры. Для   углубленного   изучения:   демонстрационные   микропрепараты:   эпителий железистый,   эпителий   мерцательный,   костная   ткань,   щитовидная   железа,   яйцеклетки, сперматозоиды. Модели:  скелет   человека,   кости   черепа,   глаз   человека,   головной   мозг   человека, позвонки, почка, сердце Рельефные   модели:  кожа   человека,   пищеварительная   система   человека,   строение почки,   строение   спинного   мозга,   строение   уха   человека,   железы   внутренней   секреции, строение кожи человека, органы полости тела человека, пищеварительная система человека, строение легких, строение почки человека, строение спинного мозга человека, строение уха человека Печатные пособия Таблицы   по   гигиене:   1.   Влияние   физических   упражнений   на   организм.   2. Предупреждение искривления позвоночника. 3. Предупреждение плоскостопия. 4. Значение тренировки сердца. 5. Гигиена дыхания. 6. Профилактика воздушно­капельных инфекций. 7. Гигиена питания. 8. Предупреждение желудочно­кишечных заболеваний. 9. Суточные нормы витаминов. 10. Закаливание организма. 11. Профилактика близорукости. 12. Шум и борьба с ним. 13. Режим дня школьника. 14, 15. Вред курения. 16. Вред алкоголя. Цифровые образовательные ресурсы 1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.  Подборка интернет­материалов  для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. 2. http://www.ceti.ur.ru  Сайт Центра экологического обучения и информации. 3. http://school­collection.edu.ru  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 4. http://fcior.edu.ru/  Каталог электронных образовательных ресурсов 5. http://bio.1september.ru/ – Сайт для учителей биологии
Приложения к рабочей программе Контрольная работа № 1  Вместо точек написать биологические термины. 1. Наука, изучающая строение организма и его органов называется…… 2. вязкое полужидкое вещество клетки…… 3. Энергетические «станции» клетки…… 4. Органические вещества клетки….. 5. Виды тканей в человеческом организме……. 6. Структурная единица нервной ткани…… 7. Длинный отросток нейрона…… 8. Ответная реакция организма на раздражение с участием нервной системы….. 9. Отделы головного мозга…… 10. Гормон поджелудочной железы, регулируемый  содержание сахара в крови…. 11. «Аварийный» гормон, вырабатываемый надпочечниками…. 12. Жидкая соединительная ткань….. 13. Белые кровяные клетки……. 14. Белок, придающий крови красный цвет….. 15. Заболевание, вызванное с понижением гемоглобина крови….. 16. Культура ослабленных микробов, вводимых в организм человека….. 17. Сосуды, идущие к левому предсердию….. 18. Место образования кровяных клеток…… 19. Форменные элементы крови……. 20. Прибор для измерения артериального давления…. 21. Газообмен между легочным воздухом и кровью происходит…. 22. Возбудителем туберкулеза является…. 23. Центры регуляции кровообращения, дыхания, пищеварения расположены в …….. 24. Недостаточная мышечная активность называется……. 25. Переносчиком кислорода от органов дыхания к тканям является……… Итоговая контрольная работа по биологии  Вариант 1. 1.Слюна человека содержит фермент, который расщепляет  1. крахмал    2. жиры     3. белки     4. белки, жиры, углеводы 2.  Рефлекторная дуга заканчивается 1. исполнительным органом  2. чувствительным нейроном 3.  рецептором 4.  вставочным нейроном 3.  Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?  1.  фагоциты 2.  лимфоциты 3.  эритроциты 4.  тромбоциты 4.  Малый круг кровообращения начинается: 1.  от левого желудочка 2.  от правого желудочка предсердия 3.  от аорты 4.  от правого
5. Звуковая волна вызывает в первую очередь колебания  1. волосковых клеток 2. мембраны улитки 4.  барабанной перепонки 3.  жидкости улитки 6.  Как называется чрезмерное повышение артериального давления? 1.  гипертония 2.  гипотония 3.  аллергия 4.  аритмия 7.  Из чего состоит средний слой стенки артерий, вен, желудка и кишечника? 1. из гладких мышц  2. из скелетных мышц 3.  из эпителиальной ткани 4.  из соединительной ткани 8.  Какие органы относятся к центральной нервной системе: 1.  нервы, нервные узлы  узлы 2.  спинной мозг, головной мозг                       4.  головной мозг, нервы, нервные узлы 3.  спинной мозг, головной мозг, нервные  9.  Понятие «анализатор» включает следующие составляющие 1. рецептор, воспринимающий сигнал  2. зона коры, где проводится анализ раздражений 3.  проводящие пути 4.  все указанные компоненты 10.  Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян? 1. Пргипопитеки   2.Дриопитеки     3. Парапитеки     4. Австралопитеки. 11.  Наименьшая скорость движения крови в 1. артериях 2.  аорте 3.  капиллярах 4.  венах 12.  Парным органом мочевыделительной системы является 1. мочеточник 2. мочевой пузырь 3.  мочеиспускательный канал 4.  почка 13.  Как называется оболочка, которой покрыты легкие? 1.  легочная плевра         2.  эпителий 3.  альвеола 4.  мембрана 14.  К железам внешней секреции относят:  1.  печень 2.  половые железы 15.  Дыхательные пути ­ это 1. носовая полость, гортань, трахея  2. носовая полость, гортань, трахея, бронхи 3.  гипофиз 4.  надпочечники 3.  только бронхи 4.  трахея и бронхи 16.  В органах пищеварения не расщепляются 1.  углеводы 2.  води и минеральные соли 3.  жиры 4.  белки 17.  Пластический обмен это –  1. синтез органических веществ из неорганических  2. окисление органических веществ веществ 18.  При недостатке витамина В1 развивается 3.  синтез минеральных веществ 4.  окисление минеральных
1. цинга  2. расстройство деятельности нервной системы 3.  рахит 4.   «куриная слепота» 19.  В ротовую полость открываются протоки 1.  печени 4.  слюнных желез 2.  поджелудочной железы 3.  надпочечников 20.  К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относится 1.  инфаркт миокарда      2.  СПИД           3.  малокровие             4.  туберкулез 21.  Какой орган выделительной системы главный? 3.  почки 2.  сердце 1.  кожа 4.  кишечник 22. Где в коже содержится пигмент? 1. дерма 2. гиподерма. 3. соединительная ткань. 4. в клетках ростового слоя эпидермиса. 23.  Как называется неподвижное соединение костей? 1.  стык 2.  сустав 3.  шов 4.  Хрящ 24.  Если мыло в воде плохо мылится, это свидетельствует о том, что вода: 1. мягкая 2. жесткая 3. газированная 4. дистиллированная 25.  Какой из органов чувств способен обнаруживать предметы и определять их место в  пространстве? 1. слух    2. Зрение     3. Обоняние     4. осязание Вариант 2. 1.  Белки расщепляются в 1.  пищеводе 2.  ротовой полости 3.  печени 4.  желудке, кишечнике 2.  Как называются длинные отростки тел нейронов, покрытые оболочкой из соединительной  ткани и выходящие за пределы головного и спинного мозга? 1. нервы               2. нервные центры 3. нервные узлы 4. гормоны  3.  Что составляет основную часть плазмы? 1.  белки 2.  жиры 3.  углеводы 4.  вода 4.  Большой круг кровообращения начинается:  1. от левого желудочка 2.  от правого желудочка 3.  от аорты 4.  от левого предсердия 5.  Структурой глазного яблока, регулирующей количество поступающих в глаз солнечных  лучей, является
1. роговица тело 2. зрачок 3. хрусталик 4.  стекловидное  6.  Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие все органы человека? 1.  вены 2.  артерии 3.  капилляры  4.  клапаны 7.  Кровь движется к сердцу по 1. артериям 2. капиллярам 3. венам 4. лимфатическим сосудам 8.  Как называется ответ организма на раздражение, который осуществляет и контролирует  центральная нервная система?  2.  Нейрон 3.  Рефлекс 4.  Синапс 1.  гормон 9. Какой участок языка воспринимает горький вкус? 1.кончик языка  2. Корень языка 3. Боковая поверхность языка   4. Уздечка языка 10. Какой человек стал именоваться Человеком разумным? 1. питекантроп    2. Синантроп     3. Кроманьонец       4. Неандерталец 11.  Нормальное артериальное давление человека 1. 100/60           2. 120/70 3.  150/90                 4. 180/100 12.  Наружная часть почки образована 1. корковым слоем  2.  мозговым слоем   3.  почечной лоханкой 4.  сетью капилляров 13.  В качестве профилактики от заболевания гриппом нужно 1. 3. прикрывать рот и нос марлевой повязкой при обращении с  заниматься спортом больными 2. делать зарядку 4. не бывать на улице 14.  Секрет желез внутренней секреции непосредственно выделяется:   1.  в полость рта 2.  кровеносные сосуды 3.  органы мишени 4.  во внешнюю среду 15.  Голосовые связки расположены в 1.  глотке 2.  трахее 16.  У человека желудок расположен за 2.  глоткой 1.  пищеводом    кишкой 3.  гортани 4.   ротовой полости 3.  толстой кишкой  4.  тонкой  17.  Энергетический обмен это  ­  1. синтез органических веществ из неорганических     2.синтез минеральных веществ 3.окисление органических веществ с освобождением энергии 4.окисление минеральных веществ 18.Кто такие гельменты?  1. микроорганизмы  2. Паразитические черви    3. Вирусы    4. Бактерии 19. Как называется восполение червеобразного отростка, отходящего от слепой кишки?
1. дизентерия  2.гастрит   3. Аппендикс   4 холецистит 20.  Какая система осуществляет перенос кислорода от легких к тканям и органам? 1.  дыхательная 21. Какое количество воды ежедневно удаляется через почки? 1. 0,5 л   2.  1,5 л        3.  2 л        4. до 3 л        3.  выделительная      2.  кровеносная 4.  Пищеварительная 22.  Под влиянием солнечных лучей в коже человека может образоваться витамин 1.   В1 2.  С 3.  D 4.  А 23. .Сколько изгибов образует позвоночник человека? 1.1       2.   2        3.3.    4.4 24. Сколько воды необходимо выпивать человеку в сутки : 1. 0,5 л   2. 1­1,5 л    3. 2­2,5 л     4. Более 3 л 25.  В какой момент человек воспринимает запахи? 1. при вдыхании воздуха                  2. при выдыхании воздуха 3. при задержке дыхания                   4. при поступлении кислорода в кору головного мозга ОТВЕТЫ 1 1. + 2. 3. 4. 1 1. 2. 3. 4. + 2 + 2 + 3 + 3 + 4 5 6 7 + + 8 + + + 4 + 5 + 6 7 8 + + + 9 + 9 + 1 0 + 1 0 + 1 2 + 1 2 + 1 1 + 1 1 + 1 6 + 1 6 + 1 3 + 1 3 + 1 4 + 1 4 + 1 5 + 1 5 + 1 7 + 1 7 + 1 8 + 1 8 + вариант    1 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 + 2 1 + + + вариант     2 1 2 2 9 2 0 + + + + + 2 3 + + + 2 5 + 2 4 +
прямая ссылка
Публикация обрабатывается. Зайдите на страницу позже.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)