Рабочая программа по биологии 8 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии 8 класса

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
06.12.2017
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса. УМК Пасечник В.В. Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа.
рабочая программа по биологии 8 класс.DOCX
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного   стандарта   общего   образования,   одобренный   совместным   решением   коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)­ М.: Дрофа. Биология   как   учебный   предмет   –   неотъемлемая   составная   часть   естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая   освоение   учащимися   основ   учебных   дисциплин,   развитие   интеллектуальных   и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Место предмета в базисном учебном плане Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8­го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год. В 8­м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении  в процессе   антропогенеза   и   формировании   социальной   среды.   Определение   систематического положения   человека   в   ряду   живых   существ,   его   генетическая   связь   с   животными   предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен   лишь   на   начальном   этапе.   Отсюда   следует   важность   знаний   о   строении   и   функциях человеческого   тела,   о   факторах,   укрепляющих   и   нарушающих   здоровье   человека.   Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек  – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно­гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.  Включение   сведений   по   психологии   позволит   более   рационально   организовать   учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.  Цель и задачи курса: Цель:  формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов,  их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека. Образовательные: освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;  овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов  и явлений   живой   природы,   жизнедеятельности   собственного   организма; использовать   информацию   о   современных   достижениях   в   области   биологии   и экологии,  о факторах  здоровья и  риска;  работать  с биологическими  приборами, инструментами,   справочниками;   проводить   наблюдения   за   биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;  Развивающие:    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе   проведения   наблюдений   за   своим   организмом,  биологических   экспериментов, работы с различными источниками информации;  Воспитательные: воспитание  позитивного   ценностного   отношения   к   собственному   здоровью   и  здоровью других людей; культуры поведения в природе;    иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни  для  заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа   жизни,   профилактики   заболеваний,   травматизма   и   стрессов,   вредных   привычек, ВИЧ­инфекции.  Особенности программы: Рабочая   программа   по   биологии   для   8   классов   составлена   на   основе   авторской программы В.В. Пасечника с внесенными в неѐ изменениями. Изменения сделаны с учетом примерной   программы   по   биологии   и   стандарта   основного   общего   образования   по биологии.  В   содержание   авторской   программы   внесены   следующие   изменения:   для реализации   поставленных   целей   и   задач   в   данной   рабочей   программе   часы   резервного времени использованы на изучение наиболее трудных тем, увеличено количество часов на темы: «Кровеносная и лимфатическая системы организма» – 7 часов вместо 6, «Покровные органы. Теплорегуляция» – 4 часа вместо 3. Такое распределение часов достаточно на основании учета требований к уровню подготовки учащихся. Биология   как   учебный   предмет   –   неотъемлемая   составная   часть естественнонаучного   образования   на   всех   ступенях   обучения.   Как   один   из   важных компонентов   образовательной   области   «Естествознание»   биология   вносит   значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных   дисциплин,   развитие   интеллектуальных   и   творческих   способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Результаты  изучения  курса  «Биология» в  8  классе  полностью  соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико­ориентированного и личностно­ ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение   знаниями   и   умениями,   востребованными   в   повседневной   жизни,   позволяющими ориентироваться   в   окружающем   мире,   значимыми   для   сохранения   окружающей   среды   и собственного здоровья. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью   целей   образования   на   различных   ступенях   и   уровнях   обучения,   логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Рабочая   программа   для   8   класса   предусматривает   изучение   материала   в   следующей последовательности.   На   первых   уроках   рассматривается   биосоциальная   природа   человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены,   приводится   знакомство   с   разноуровневой   организацией   организма   человека.   На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и   гуморальной   регуляции   деятельности   организма   человека,   их   связи,   об   обмене   веществ,   об анализаторах,   поведении   и   психике.   На   последних   занятиях   рассматривается   индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Система   уроков   ориентирована   не   столько   на   передачу   «готовых   знаний»,   сколько   на   обладающей формирование   активной   личности, достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу   и   использованию   информации.   Особое   внимание   уделяется   познавательной   активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.   мотивированной   на   самообразование, В   тетрадь   включены   вопросы   и   задания,   в   том   числе   в   виде   схем   и   таблиц,   в   форме лабораторных   работ,   немых   рисунков.   Работа   с   немыми   рисунками   позволит   диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве  домашнего задания. Контроль знаний, умений, навыков (текущий, рубежный, итоговый) осуществляется следующими образом: 1. Рубежный контроль (тестовые и программированные работы по ключевым темам и разделам).  2. Итоговый контроль за курс биологии проводится в форме теста или в виде зачета.  Ресурсное обеспечение: Учебно ­ методическая литература для учителя Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. ­ Дрофа, 2014. ­ 336с; а также методических пособий для учителя:  2) Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное  планирование к учебнику. ­ М.: Дрофа, 2009; 2) Программы для общеобразовательных  учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 5­11 классы. 3) Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к  учебнику «Биология. Человек» 8 класс. ­ М.: Дрофа, 2014. Электронные издания: 1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н.  Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.  Интернет­ресурсы:  www   .1   september www  www   .  bio     .  edios  .  ru        .  km   .  ru   /  educftion  .  ru   http     http   ://   onlinetestpad  ://   school  .  com   ­  collection        /  ru   ­  ru   /  Category  .  edu   Default    ­6   class  /  Biology      ­198/    #45007  =  themcol  /?   interface  .  ru   /  collection      .  aspx ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать признаки   биологических   объектов:  живых   организмов;  генов   и   хромосом;  клеток   и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;  сущность   биологических   процессов:  обмен   веществ   и   превращения   энергии,  питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;  особенности   организма   человека,  его   строения,  жизнедеятельности,  высшей   нервной деятельности и поведения;  уметь  объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию   растений   и   животных   (на   примере   сопоставления   отдельных   групп);   роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья   от   состояния   окружающей   среды;   причины   наследственности   и   изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;  изучать   биологические  объекты  и  процессы:  ставить  биологические  эксперименты,  описывать  и  объяснять  результаты  опытов;  наблюдать   за  ростом и  развитием  растений  и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;  распознавать и описывать:  на таблицах основные части и органоиды клетки,  органы и системы   органов   человека;   наиболее   распространенные   растения   и   животных   своей местности,   культурные   растения   и   домашних   животных,   съедобные   и   ядовитые   грибы, опасные для человека растения и животные;  сравнивать  биологические объекты  (клетки,  ткани,  органы и системы органов,  организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;          определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);   анализировать и оценивать  воздействие факторов окружающей среды,  факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;   проводить   самостоятельный   поиск   биологической   информации:  находить   в   тексте учебника   отличительные   признаки   основных   систематических   групп;   в   биологических словарях   и   справочниках   значения   биологических   терминов;   в   различных   источниках необходимую   информацию   о   живых   организмах   (в   том   числе   с   использованием информационных технологий);  использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:   соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ­инфекции,  вредных привычек (курение, алкоголизм,   наркомания);   нарушения   осанки,   зрения,   слуха,   инфекционных   и   простудных заболеваний;   оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;   рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;  проведения наблюдений за состоянием собственного организма.  Учебно­тематический план Название темы Введение Происхождение человека Строение и функции организма Опорно­двигательная система Внутренняя среда организма Кровеносная и лимфатическая системы организма Дыхательная система Пищеварительная система Обмен веществ и энергии Кожа. Выделение Нервная система человека. Анализат Эндокринная система Индивидуальное развитие организма итого количество часов 1 3 5 8 3 7 4 6 4 4 15 2 5+3 70 Лабораторные работы 4 4 1 1 1 4 15 Содержание программы Введение (1 час) Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для  самопознания и сохранения здоровья. Науки, изучающие организм человека: анатомия,  физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Происхождение человека (3 часа) Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.  Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.  Человеческие расы. Человек как вид. Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры  человека. Строение и функции организма (5 часов) Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче  наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки:  обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене  веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиоло­гического покоя и возбуждения. Ткани.   Образование   тканей.   Эпителиальные,   соединительные,   мышечные,   нервная   ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения,   их   значение.   Чувствительные,   вставочные   и   исполнительные   нейроны.   Прямые   и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Опорно­двигательная система (8 часов) Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро­ и микростроение, типы костей.   Скелет   человека,   его   приспособление   к   прямохождению,   трудовой   деятельности. Изменения,   связанные   с   развитием   мозга   и   речи.   Типы   соединений   костей:   неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение   мышц   и   сухожилий.   Обзор   мышц   человеческого   тела.   Мышцы­антагонисты   и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы   при   тренировке,   последствия   гиподинамии.   Энергетика   мышечного   сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины   нарушения   осанки   и   развития   плоскостопия.   Их   выявление,   предупреждение   и исправление. Первая   помощь   при   ушибах,   переломах   костей   и   вывихах   суставов.   Приемы   оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно­двигательной системы. Предупреждение травматизма. • Лабораторные работы №1  Микроскопическое строение кости. №2 Мышцы человеческого тела №3 Утомление при  статической и динамической работе. №4  Выявление нарушений осанки и плоскостопия Внутренняя среда организма (3 часа) Транспорт веществ. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие.   Гомеостаз.   Состав   крови:   плазма   и   форменные   элементы   (тромбоциты, эритроциты,   лейкоциты).   Их   функции.   Свертывание   крови.   Роль   кальция   и   витамина   К   в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области   иммунитета.   Антигены   и   антитела.   Специфический   и   неспецифический   иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики   болезни.   Бацилло­   и   вирусоносители.   Течение   инфекционных   болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный  и искусственный   иммунитет.   Активный   и   пассивный   иммунитет.   Тканевая   совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус­фактор. Пересадка органов и тканей.  Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов) Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Гигиена сердечно­ сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях • Лабораторные работы №5  Функции венозных клапанов №6,7 Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.  №8 Функциональная проба Дыхательная система (4 часа) Значение   дыхания.   Строение   и   функции   органов   дыхания.   Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная   и   гуморальная   регуляция   дыхания.  Чистота   атмосферного   воздуха   как   фактор здоровья.  Охрана   воздушной   среды.  Функциональные   возможности   дыхательной   системы   как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление   и   предупреждение   болезней   органов   дыхания.  Предупреждение распространения   инфекционных   заболеваний   и   соблюдение   мер   профилактики   для   защиты собственного   организма.  Флюорография.  Туберкулез   и   рак   легких.  Первая   помощь  при отравлении  угарным газом,  утопающему,  при удушении и  заваливании  землей,  электротравме. Клиническая   и   биологическая   смерть.   Искусственное   дыхание   и   непрямой   массаж   сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. • Лабораторные работы №9 Измерение обхвата грудной клетки в  состоянии вдоха и выдоха. Пищеварительная система (6 часов) Пищевые   продукты   и   питательные   вещества,   их   роль   в   обмене   веществ.   Значение пищеварения.   Строение   и   функции   пищеварительной   системы:   пищеварительный   канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Заболевания   органов   пищеварения,   их   профилактика.   Гигиена   органов   пищеварения.  Доврачебная   помощь   при Предупреждение   желудочно­кишечных   инфекций   и   гельминтозов. пищевых отравлениях. Демонстрация торса человека. • Лабораторная работа  №10 Действие ферментов слюны на крахмал. Обмен веществ и энергии (4 часа) Обмен   веществ   и   энергии   —   основное   свойство   всех   живых   существ.   Пластический   и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро­ и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая   емкость   пищи.   типа   кожи   с   помощью   бумажной   салфетки;   определение совместимости шампуня с особенностями местной воды. • Лабораторные работы №11 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем  энергетического обмена Кожа. Выделение (4 часа) Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных   процессах,   рецепторы   кожи,   участие   в   теплорегуляции.   Уход   за   кожей,   ногтями   и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины   кожных   заболеваний.   Грибковые   и   паразитарные   болезни,   их   профилактика   и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной   системы,   их   строение   и   функции.   Строение   и   работа   почек.   Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Нервная система человека (15 часов) Нейро­гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико­синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под­ отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие. Анализаторы   и   органы   чувств.   Значение   анализаторов.   Достоверность   получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение   близорукости   и   дальнозоркости.   Коррекция   зрения.   Слуховой   анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно­мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П.К.Анохин. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы.   Безусловное   и   условное   торможение.   Закон   взаимной   индукции   возбуждения­ торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врожденные   программы   поведения:   безусловные   рефлексы,   инстинкты,   запечатление. Приобретенные   программы   поведения:   условные   рефлексы,   рассудочная   деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей неявной деятельности  человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных.  Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя   речь.   Роль   речи   в   развитии   высших   психических   функций.   Осознанные   действия   и интуиция. Познавательные   процессы:   ощущение,   восприятие,   представления,   память,   воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;  двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и  внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. • Лабораторные работы №12 Пальценосовая проба и особенности движений №13 Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением №14 Выработка навыка зеркального письма как  пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. №15 Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном  внимании и при активной работе с объектом. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие  нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Эндокринная система (2 часа) Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками. Индивидуальное развитие организма (5 часов) Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке.   Развитие   зародыша   и   плода.   Беременность   и   роды.   Биогенетический   закон   Геккеля   — Мюллера   и   причины   отступления   от   него.   Влияние   наркогенных   веществ   (табака,   алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие   ребенка   после   рождения.   Новорожденный   и   грудной   ребенок,   уход   за   ним. Половое   созревание.  Биологическая   и   социальная   зрелость.   Вред   ранних   половых   контактов   и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер.  Самопознание, общественный образ жизни, межличностные   отношения.   Стадии   вхождения   личности   в   группу.   Интересы,   склонности, способности. Выбор жизненного пути. Культура   отношения   к   собственному   здоровью   и   здоровью   окружающих.   Соблюдение санитарно­гигиенических   норм   и   правил   здорового   образа   жизни.   Укрепление   здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных   ситуациях   как   основа   безопасности   собственной   жизни.   Культура   отношения   к собственному здоровью и здоровью окружающих. Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 График проведения  лабораторных  работ по биологии в 8 классе Наименование темы Всего часов Из них Лабораторные работы Дата проведения Введение Происхождение человека Строение и функции организма Опорно­двигательная система Внутренняя среда организма Кровеносная и лимфатическая системы организма Дыхательная система Пищеварительная система Обмен веществ и энергии Кожа. Выделение Нервная система человека. Анали Эндокринная система Индивидуальное развитие организма итого 1 3 5 8 3 7 4 6 4 4 15 2 5+3 70 №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11 №12 №13 №14 №15 15 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Название раздела, темы уроков Основные понятия Контроль ЗУН Индивидуальн о­ дифференциро ванная работа л/р, пр/р, экскурсии Домашнее задание Дата проведения По план у Фак тич Примеч ания 1. 2. 3. 4. Науки изучения. о человеке. Систематическое человека Предметы изучения наук о человеке: Методы анатомии,    физиологии,    гигиены, Методы анализ, психологии. самонаблюдение, лабораторный строения изучения: наблюдение, описание Введение (1 час) Выписать определения в тетрадь Происхождение человека (3 часа) Фронтальный устный опрос положение Рудименты, атавизмы, доказательство животного происхождения человека, систематическое положение человека; антропология; этнография; биологические и социальные факторы эволюции человека. Основные этапы эволюции человека. Сравнивать человека на этапах антропогенеза и делать вывод на основе сравнения. различных Фронтальный устный опрос Письменный ответ на вопрос Расы человека. Определять принадлежность человека к разным расам Доказывать происхождение рас единство и биологический диктант Работа с карточкой Строение и функции организма (5 часов) 5. Общий обзор организма Внешняя  среда,  внутренние  органы; внутренняя среда;  гормоны; органы; Фронтальный устный опрос §1,2 §3 §4 §5 6. Клеточное строение организма. Ткани. . Рефлекторная регуляция органов и систем организма П/о урок по теме «Строение организма» системы органов; организации; полости тела. уровни Возбудимость; органоиды; развитие; рост; обмен веществ в клетке; деление клетки; свойства клеточной мембраны; ткань; нервное волокно; основные виды тканей; строение нейрона; свойства нервной и мышечной тканей. Фронтальный устный опрос Фронтальный устный опрос Рефлекс и его виды; рефлекторная дуга; рецепторы. терминологический диктант Тестирование Опорно­двигательная система (8 часов) Значение ОПДС Макро­ и микроскопическое строение кости,  соединения костей, сустава,  строение скелета, черепа, строение строение Фронтальный устный опрос 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. §8 §6 Записи в тетр §7до с. 30 §8 §9 §10 §11 §12 §13 §14 Выполнить рисунок «Строение клетки», подписать органоиды Выписать определения в тетрадь Тестирование (диф. Зад) Выполнение л/р под руководством учителя Работа с карточкой Лабораторн ая работа №1. Микроскопи ческое строение кости. рисунке Лабораторн работа ая «Скелет человека» подписать   его № 2 строение Мышцы человеческог о тела Лабораторн ая работа № 3 Утомление при Скелет человека Скелет конечностей Строение мышц и сухожилий. скелетные    мышцы,    гиподинамия, динамическая утомление, и  статическая  работа, человека» Фронтальный устный опрос Фронтальный устный опрос Тестирование «Скелет На 14. Работа   скелетных   мышц   и   их регуляция. Фронтальный устный опрос тест «Соотнеси термины и понятия» 15. Осанка. плоскостопия Предупреждение осанка, плоскостопие, приемы первой доврачебной помощи, шины, открытый перелом, закрытый перелом Фронтальный устный опрос 16. Первая помощь при травмах Фронтальный устный опрос 17. Обобщающий урок по теме «Опорно­двигательная система» Тест Внутренняя среда организма (3 часа) статической и динамическо й работе. Лабораторн ая    работа № 4 Выявление нарушения осанки плоскостопи я §15 §16, повт §6­ 15, записи Выполнение л/р под руководством учителя Заполнение таблицы под руководством учителя Тест 18. Кровь   и   остаточные   компоненты крови  19. Иммунитет  20. Иммунитет на службе здоровья  Антитело;   компоненты   внутренней среды;   свертывание   крови;   состав крови и плазмы; лимфатические сосуды и   лимфатические   узлы;   фагоцитоз; строение   и   функции   клеток   крови; группы   крови;   правила   переливания крови; иммунитет, его виды; иммунная система;   аллергия;   СПИД;   резус­ фактор. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов) Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос Выписать определения в тетрадь устный Выписать Фронтальный определения в Индивидуальный опрос. письменный опрос Индивидуальный опрос. Фронтальный  опрос тетрадь устный Составление схемы под руководством учителя § 17 § 18 § 19 21. Транспортные системы крови  22. Круги кровообращения.  Органы кровеносной и лимфатической систем; строение кровеносных и лимфатических сосудов; образование тканевой  жидкости и лимфы; строение и работа сердца; автоматизм сердца; сердечный Блиц – опрос Фронтальный  опрос Составление схемы под руководством учителя тест  «Соотнеси Лабораторн термины и § 20 § 21 цикл. Его регуляция; движение крови по сосудам; артериальное давление крови, пульс сердца. Фронтальный  опрос 23. Строение Автоматизм сердца. и работа 24. Движение крови по сосудам. Понятийный диктант 25. Гигиена системы. сердечно­сосудистой гигиена сердечно­сосудистой системы; первая помощь при заболевании сердца и кровотечении. фронтальный опрос понятия» Выписать определения тетрадь в Выполнение л/р под руководством учителя Выполнение л/р под руководством учителя работа ая №5 Функции венозных клапанов Лабораторн ая работа №6,7 Измерение скорости кровотока   в сосудах ногтевого ложа Лабораторн ая работа №8 Функционал ьная проба 26. 27. Кровотечения.  Первая  помощь  при кровотечениях. Урок­зачѐт по теме: «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система» фронтальный опрос Зачѐт работа терминами с Инд задание Тема 2.7. Дыхательная система (4  часа) § 22 § 23 § 24 § 25 28. Органы дыхательной  системы 29. 30. 31. Лѐгкие.    Лѐгочное    и    тканевое дыхание Механизм вдоха и выдоха Болезни органов дыхания Дыхание; органы дыхания; верхние и нижние  дыхательные  пути;  значение дыхания;  диффузия  газов;  кашель  и чихание;    легочное    и    тканевое дыхание; механизмы вдоха и выдоха; жизненная емкость легких; Биологический диктант хронические Блиц – опрос и инфекционные заболевания приемы   оказания утопающему, отравления угарным газом. дыхательных путей; первой помощи пострадавшему    от фронтальный опрос фронтальный опрос индивидуальны й опрос Выполнение л/р под руководством учителя работа Лабораторн ая №9 Измерение обхвата грудной клетки Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов) 32. Питание и пищеварение 33. 34. Пищеварение в ротовой полости Пищеварение в желудке. Ферменты. Пищеварение;    значение    питания; функции  и  состав  пищи;  изменение пищи в процессе пищеварения, этапы пищеварения;  органы  пищеварения; механическая и химическая обработка пищи;  пищеварительные  ферменты; механизм всасывания; роль печени в организме; тестирование фронтальный опрос в и Выписать определения тетрадь тест  «Соотнеси термины понятия» Выполнение л/р под руководством учителя работа Лабораторн ая №10 Изучение действия желудочного сока белки, на § 26 § 27 § 27,28 § 29, повт § 17­28. записи § 30 § 31 § 32 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41 Функции кишечника тонкого    и    толстого Регуляция пищеварительной системы. деятельности регуляция пищеварения; фронтальный опрос фронтальный опрос Гигиена органов пищеварения. возбудители желудочно­кишечных инфекционных заболеваний; правила приема пищи; признаки недоброкачественности пищевых продуктов. Биологический диктант тестирование Обмен веществ и энергии (3 часа) Обмен веществ и энергии. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Обмен   веществ.   Пластический   и энергетический обмен; этапы обмена веществ; основные питания и режим питания витамины, их гиповитаминозы; Блиц – опрос роль; фронтальный опрос нормы фронтальный опрос инд задания сообщения Выписать определения тетрадь в К/тестирование по темам: «Пищеварительная система. Обмен веществ» тестирование тестирование Кожа. Выделение. (4  часа) § 34 § 35 § 36 § 37 § 38 действия слюны крахмал на Лабораторн ая №11 работа и Установлени е зависимости между нагрузкой уровнем энергетическ ого обмена урок контроля знаний 42 Кожа Кожа; производные кожи; функции кожи; терморегуляция; закаливание; приемы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях; гигиена Составление схемы под руководством учителя и Урок изучения первичного закрепления новых § 39 43 44 45 46 47 48 49 50 Уход за кожей Терморегуляция Выделение Значение Строение нервной системы.. нервной системы. Головной мозг Соматический и автономный отделы нервной системы.. Анализаторы 51. Зрительный анализатор. 52 53 Гигиена зрения. Слуховой анализатор. анализатора. одежды и обуви; грибковые и паразитарные болезни кожи, травмы; первая помощь при тепловом и солнечном ударе. инд  задания фронтальный опрос мочевыделения; Органы корковое и мозговое вещество; нефрон; фильтрация; мочи; функции выделения;  предупреждение почечных заболеваний. образование Почки; фронтальный опрос знаний Работа карточкой с Комбиниров анный тест  «Соотнеси термины понятия» Выписать определения тетрадь § 40 § 41 Комбиниров и анный Комбиниров в анный § 42, повт 30­41 Нервная система человека. ВНД (15  часов) терминологический диктант проверочная работа Работа карточкой с Выполнение л/р под руководством учителя Лабораторн ая работа № 12 Пальценосов ая проба Анализаторы и органы чувств; значение анализаторов; зрительный анализатор; положение и строение глаз; строение и функции сетчатки; бинокулярное зрение; гигиена зрения; предупреждение глазных болезней, травм глаза; близорукости и дальнозоркости; коррекция зрения; слуховой анализатор; строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; гигиена органов слуха. Органы равновесия, кожно­ мышечной чувствительности, обоняния фронтальный опрос фронтальный опрос фронтальный опрос фронтальный опрос фронтальный опрос и тест  «Соотнеси термины понятия» Выписать определения тетрадь Выполнение л/р под руководством № 14. учителя в Лабораторн ая работа Навыки зеркального письма Работа карточкой с тест  «Соотнеси органы и их § 43,44 § 45,46 § 47 § 48 § 49 § 50 § 51 функции 54 55 56 57 58 59 60 61 62. и вкуса понятия» Органы равновесия, кожномышечной  чувствительности, обоняния и вкуса. фронтальный опрос о ученых   в ВНД. Приобретенные рефлексы; биологический диктант высшей торможение  рефлекса;  динамический стереотип;   инстинкты;   рассудочная приобретѐнные деятельность; сон, его стадии; правила фронтальный опрос гигиены   сна;   мышление;   память; познавательные  процессы роль   речи   в   познании   и   труде; внимание; воля; рассеянность. человека; фронтальный опрос дискуссия фронтальный опрос Вклад   отечественных разработку учения нервной деятельности. Врожденные программы поведения и Сон и  сновидения. Особенности деятельности человека: Речь. высшей нервной Воля. Эмоции. Внимание. П/о урок по теме «Нервная система. Анализаторы. ВНД» Тест Тест Эндокринная система (2 часа) и тест  «Соотнеси органы функции понятия» Выписать определения тетрадь Выписать определения тетрадь Работа карточкой их в в с в Выписать определения тетрадь тест  «Соотнеси Лабораторн работа термины понятия» и ая № 15. Измерение числа колебаний § 52, повт §43­51 § 53 § 54 § 55 § 56 до с. 283 § 56 до конца, 57 § 58 § 59 Роль эндокринной системы Функции желез внутренней секреции Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны, их действие на внутренние органы. устный  индивидуальный  и фронтальный опрос устный индивидуальный и фронтальный опрос Индивидуальное развитие организма (5 часов) их и тест  «Соотнеси органы функции понятия» Заполнение таблицы под руководством учителя Жизненные циклы Жизненные циклы организмов.   Бесполое   и   половое размножение. организмов. устный индивидуальный и фронтальный опрос Развитие    зародыша    и    плода. Развитие зародыша и Беременность и роды. плода. устный индивидуальный и роды. фронтальный опрос Бесполое   и   половое   размножение. Мужская и женская половые системы. Образование  и  развитие  зародыша. и и и половым Беременность Наследственные заболевания передающиеся СПИД, профилактика. Развитие ребѐнка после рождения. Индивид и личность. Темперамент и характер. врожденные заболевания, путем: Их сифилис и др. 63 64 65 66 67 68 70 Наследственные и врождѐнные заболевания Развитие ребенка Интересы, склонности, способности. 6 Итоговое повторение и обобщение 9 знаний в с с Выписать определения тетрадь Работа карточкой Заполнение таблицы под руководством учителя Работа карточкой Заполнение таблицы под руководством учителя защита презентаций § 60 § 61 § 62 § 63 § 63,64 презентации устный  индивидуальный  и фронтальный опрос Биологический диктант защита презентаций итоговое тестирование

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса

Рабочая программа по биологии 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2017