Рабочая программа по биологии 8 класса. УМК Пасечник В.В.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа.
рабочая программа по биологии 8 класс.DOCX
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом
государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии
Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом
Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования.
За основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника
(В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) М.: Дрофа.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного
образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области
«Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования,
обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и
творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8го класса
предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год.
В 8м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении
в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического
положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками
позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях
организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что
выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами
которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от
воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни,
возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях
человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы
самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу,
оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек
– важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое
внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную,
трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать
личностью.
Цель и задачи курса:
Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их
индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии
экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Образовательные:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в
практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов
и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
использовать информацию о современных достижениях в области биологии и
экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами,
инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими
объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации;
Воспитательные:
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью
других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о
собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий
своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью
других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового
образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек,
ВИЧинфекции.
Особенности программы:
Рабочая программа по биологии для 8 классов составлена на основе авторской
программы В.В. Пасечника с внесенными в неѐ изменениями. Изменения сделаны с учетом
примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по
биологии. В содержание авторской программы внесены следующие изменения: для
реализации поставленных целей и задач в данной рабочей программе часы резервного
времени использованы на изучение наиболее трудных тем, увеличено количество часов на
темы: «Кровеносная и лимфатическая системы организма» – 7 часов вместо 6, «Покровные
органы. Теплорегуляция» – 4 часа вместо 3. Такое распределение часов достаточно на
основании учета требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть
естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных
компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный
вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ
учебных дисциплин,
развитие интеллектуальных и творческих способностей,
формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно
ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и
собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей
последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека,
определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и
гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На
последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной
и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об
анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное
развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на
обладающей
формирование активной личности,
достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору,
анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности
учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается
работа с тетрадью с печатной основой.
мотивированной на самообразование,
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме
лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать
сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные
компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве
домашнего задания.
Контроль знаний, умений, навыков
(текущий, рубежный, итоговый) осуществляется следующими образом:
1. Рубежный контроль (тестовые и программированные работы по ключевым
темам и разделам).
2. Итоговый контроль за курс биологии проводится в форме теста или в виде
зачета.
Ресурсное обеспечение:
Учебно методическая литература для учителя
Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.
Дрофа, 2014. 336с;
а
также методических пособий для учителя:
2) Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное
планирование к учебнику. М.: Дрофа, 2009; 2) Программы для общеобразовательных
учреждений. Биология. К комплекту учебников,
созданных под руководством В.В.Пасечника. 511 классы.
3) Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к
учебнику «Биология. Человек» 8 класс. М.: Дрофа, 2014.
Электронные издания:
1.
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н.
А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и
Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н.
Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Интернетресурсы:
www
.1 september
www
www
. bio
. edios
. ru
. km
. ru / educftion
. ru
http
http
:// onlinetestpad
:// school
. com
collection
/ ru ru / Category
. edu
Default
6 class
/ Biology
198/
#45007
= themcol
/? interface
. ru / collection
. aspx ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего
региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира,
в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и
эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль
различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов
и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость
защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль
человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного
здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,
проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов
в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и
животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать
биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и
системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей
местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,
опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы,
представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на
здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков
на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,
грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек (курение,
алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных
заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебнотематический план
Название темы
Введение
Происхождение человека
Строение и функции организма
Опорнодвигательная система
Внутренняя среда организма
Кровеносная и лимфатическая
системы организма
Дыхательная система
Пищеварительная система
Обмен веществ и энергии
Кожа. Выделение
Нервная система человека. Анализат
Эндокринная система
Индивидуальное развитие организма
итого
количество часов
1
3
5
8
3
7
4
6
4
4
15
2
5+3
70
Лабораторные работы
4
4
1
1
1
4
15 Содержание программы
Введение (1 час)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для
самопознания и сохранения здоровья. Науки, изучающие организм человека: анатомия,
физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.
Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры
человека.
Строение и функции организма (5 часов)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче
наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки:
обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене
веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.
Строение и функция нейрона. Синапс. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа
целостности многоклеточного организма.
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и
нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и
обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Опорнодвигательная система (8 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро и микростроение, типы
костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности.
Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные,
полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцыантагонисты и
синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение
мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения.
Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и
исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приемы оказания
первой помощи себе и окружающим при травмах опорнодвигательной системы. Предупреждение
травматизма.
• Лабораторные работы №1
Микроскопическое строение кости.
№2 Мышцы человеческого тела №3 Утомление при
статической и динамической работе.
№4 Выявление нарушений осанки и плоскостопия
Внутренняя среда организма (3 часа)
Транспорт веществ. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их
взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты,
эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в
свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Защитные
барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в
области иммунитета. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет.
Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите.
Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители
и переносчики болезни. Бацилло и вирусоносители. Течение инфекционных болезней.
Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный
и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость.
Переливание крови. Группы крови. Резусфактор. Пересадка органов и тканей.
Кровеносная и лимфатическая системы
организма (7 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных
и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца.
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови,
пульс. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Гигиена сердечно
сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при
кровотечениях
• Лабораторные работы №5
Функции венозных клапанов
№6,7 Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
№8 Функциональная проба
Дыхательная система (4 часа) Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование.
Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух,
профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха.
Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор
здоровья. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как
показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания.
Предупреждение
распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма.
Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь при
отравлении угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме.
Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
• Лабораторные работы №9 Измерение обхвата грудной клетки в
состоянии вдоха и выдоха.
Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение
пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал,
пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция
деятельности пищеварительной системы. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища
как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.
Доврачебная помощь при
Предупреждение желудочнокишечных инфекций и гельминтозов.
пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
• Лабораторная работа
№10 Действие ферментов слюны на крахмал.
Обмен веществ и энергии (4 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и
энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и
незаменимые аминокислоты, микро и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.
Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен.
Энергетическая емкость пищи. типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение
совместимости шампуня с особенностями местной воды.
• Лабораторные работы №11 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем
энергетического обмена
Кожа. Выделение (4 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в
обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и
волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и
лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и
окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма.
Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы
мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны.
Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Нервная система человека (15 часов)
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Значение нервной
системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная
нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга.
Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний
мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших
полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших
полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под
отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой
информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход
лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного
анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза.
Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор.
Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха.
Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их
предупреждение.
Органы равновесия, кожномышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы.
Взаимодействие анализаторов.
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М.
Сеченов, И. П. Павлов, П.К.Анохин. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные
рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения
торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.
Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность,
динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей
неявной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и
животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и
внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и
интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение,
мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм.
Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства).
Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины
рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Роль
обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда
и отдыха.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;
двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и
внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
• Лабораторные работы №12 Пальценосовая проба и
особенности движений
№13 Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением №14 Выработка навыка зеркального письма как
пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
№15 Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном
внимании и при активной работе с объектом.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие
нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.
Эндокринная система (2 часа) Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны
половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели
гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
Индивидуальное развитие организма
(5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового
размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых
хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции.
Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в
матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля —
Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя,
наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем:
СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним.
Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и
абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни,
межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности,
способности. Выбор жизненного пути.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение
санитарногигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и
системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные
и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от
состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и
чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к
собственному здоровью и здоровью окружающих.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов. №
п/п
1
2
3
4
5
6
7
График проведения лабораторных работ по биологии в 8 классе
Наименование темы
Всего часов
Из них
Лабораторные
работы
Дата
проведения
Введение
Происхождение человека
Строение и функции организма
Опорнодвигательная система
Внутренняя среда организма
Кровеносная и лимфатическая
системы организма
Дыхательная система
Пищеварительная система
Обмен веществ и энергии
Кожа. Выделение
Нервная система человека. Анали
Эндокринная система
Индивидуальное развитие
организма
итого
1
3
5
8
3
7
4
6
4
4
15
2
5+3
70
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12
№13
№14
№15
15 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Название раздела, темы уроков
Основные понятия
Контроль ЗУН
Индивидуальн
о
дифференциро
ванная работа
л/р, пр/р,
экскурсии
Домашнее
задание
Дата
проведения
По
план
у
Фак
тич
Примеч
ания
1.
2.
3.
4.
Науки
изучения.
о
человеке.
Систематическое
человека
Предметы изучения наук о человеке:
Методы анатомии, физиологии, гигиены,
Методы
анализ,
психологии.
самонаблюдение,
лабораторный
строения
изучения:
наблюдение,
описание
Введение (1 час)
Выписать
определения в
тетрадь
Происхождение человека (3 часа)
Фронтальный устный опрос
положение Рудименты, атавизмы, доказательство
животного происхождения человека,
систематическое положение человека;
антропология; этнография;
биологические и социальные факторы
эволюции человека.
Основные этапы эволюции человека.
Сравнивать человека на
этапах антропогенеза и делать вывод
на основе сравнения.
различных Фронтальный устный опрос
Письменный
ответ на вопрос
Расы человека.
Определять принадлежность человека
к разным расам
Доказывать
происхождение рас
единство
и
биологический диктант
Работа с
карточкой
Строение и функции организма (5 часов)
5.
Общий обзор организма
Внешняя среда, внутренние органы;
внутренняя
среда; гормоны; органы;
Фронтальный устный опрос
§1,2
§3
§4
§5 6.
Клеточное строение организма.
Ткани.
.
Рефлекторная регуляция органов
и систем организма
П/о урок по теме «Строение
организма»
системы
органов;
организации; полости тела.
уровни
Возбудимость; органоиды; развитие;
рост; обмен веществ в клетке; деление
клетки; свойства клеточной
мембраны; ткань; нервное волокно;
основные виды тканей; строение
нейрона; свойства нервной и
мышечной тканей.
Фронтальный устный опрос
Фронтальный устный опрос
Рефлекс и его виды; рефлекторная
дуга; рецепторы.
терминологический диктант
Тестирование
Опорнодвигательная система (8 часов)
Значение ОПДС
Макро и микроскопическое строение
кости, соединения костей,
сустава, строение скелета,
черепа,
строение
строение
Фронтальный устный опрос
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
§8
§6
Записи в тетр
§7до с. 30
§8
§9
§10
§11
§12
§13
§14
Выполнить
рисунок
«Строение
клетки»,
подписать
органоиды
Выписать
определения в
тетрадь
Тестирование
(диф. Зад)
Выполнение
л/р под
руководством
учителя
Работа с
карточкой
Лабораторн
ая
работа
№1.
Микроскопи
ческое
строение
кости.
рисунке Лабораторн
работа
ая
«Скелет
человека»
подписать его № 2
строение
Мышцы
человеческог
о тела
Лабораторн
ая
работа
№ 3
Утомление
при
Скелет человека
Скелет конечностей
Строение мышц и сухожилий.
скелетные мышцы, гиподинамия,
динамическая
утомление,
и статическая работа, человека»
Фронтальный устный опрос
Фронтальный устный опрос
Тестирование
«Скелет На
14.
Работа скелетных мышц и их
регуляция.
Фронтальный устный опрос
тест «Соотнеси
термины и
понятия» 15.
Осанка.
плоскостопия
Предупреждение
осанка, плоскостопие, приемы первой
доврачебной помощи, шины,
открытый перелом, закрытый перелом
Фронтальный устный опрос
16.
Первая помощь при травмах
Фронтальный устный опрос
17.
Обобщающий урок по теме
«Опорнодвигательная система»
Тест
Внутренняя среда организма (3 часа)
статической
и
динамическо
й работе.
Лабораторн
ая работа
№ 4
Выявление
нарушения
осанки
плоскостопи
я
§15
§16, повт §6
15, записи
Выполнение
л/р под
руководством
учителя
Заполнение
таблицы под
руководством
учителя
Тест
18. Кровь и остаточные компоненты
крови
19. Иммунитет
20. Иммунитет на службе здоровья
Антитело; компоненты внутренней
среды; свертывание крови; состав
крови и плазмы; лимфатические сосуды
и лимфатические узлы; фагоцитоз;
строение и функции клеток крови;
группы крови; правила переливания
крови; иммунитет, его виды; иммунная
система; аллергия; СПИД; резус
фактор.
Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов)
Индивидуальный устный
опрос. Фронтальный
письменный опрос
Выписать
определения в
тетрадь
устный Выписать
Фронтальный определения в
Индивидуальный
опрос.
письменный опрос
Индивидуальный
опрос. Фронтальный опрос
тетрадь
устный Составление
схемы под
руководством
учителя
§ 17
§ 18
§ 19
21. Транспортные системы крови
22. Круги кровообращения.
Органы кровеносной и лимфатической систем; строение кровеносных и лимфатических сосудов; образование тканевой
жидкости и лимфы; строение и работа сердца; автоматизм сердца; сердечный Блиц – опрос
Фронтальный опрос
Составление
схемы под
руководством
учителя
тест «Соотнеси Лабораторн
термины
и
§ 20
§ 21 цикл. Его регуляция; движение крови
по сосудам; артериальное давление
крови, пульс
сердца.
Фронтальный опрос
23.
Строение
Автоматизм сердца.
и
работа
24.
Движение крови по сосудам.
Понятийный диктант
25.
Гигиена
системы.
сердечнососудистой гигиена сердечнососудистой
системы; первая помощь при
заболевании сердца и кровотечении.
фронтальный опрос
понятия»
Выписать
определения
тетрадь
в
Выполнение
л/р под
руководством
учителя
Выполнение
л/р под
руководством
учителя
работа
ая
№5
Функции
венозных
клапанов
Лабораторн
ая
работа
№6,7
Измерение
скорости
кровотока в
сосудах
ногтевого
ложа
Лабораторн
ая
работа
№8
Функционал
ьная проба
26.
27.
Кровотечения. Первая помощь при
кровотечениях.
Урокзачѐт по теме: «Внутренняя
среда организма. Кровеносная и
лимфатическая система»
фронтальный опрос
Зачѐт
работа
терминами
с
Инд задание
Тема 2.7. Дыхательная система (4
часа)
§ 22
§ 23
§ 24
§ 25 28.
Органы дыхательной системы
29.
30.
31.
Лѐгкие. Лѐгочное и тканевое
дыхание
Механизм вдоха и выдоха
Болезни органов дыхания
Дыхание; органы дыхания; верхние и
нижние дыхательные пути; значение
дыхания; диффузия газов; кашель и
чихание; легочное и тканевое
дыхание; механизмы вдоха и выдоха;
жизненная емкость легких;
Биологический диктант
хронические Блиц – опрос
и
инфекционные
заболевания
приемы оказания
утопающему,
отравления угарным газом.
дыхательных
путей;
первой
помощи
пострадавшему от
фронтальный
опрос
фронтальный
опрос
индивидуальны
й опрос
Выполнение
л/р под
руководством
учителя
работа
Лабораторн
ая
№9
Измерение
обхвата
грудной
клетки
Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов)
32.
Питание и пищеварение
33.
34.
Пищеварение в ротовой полости
Пищеварение в желудке. Ферменты.
Пищеварение; значение питания;
функции и состав пищи; изменение
пищи в процессе пищеварения, этапы
пищеварения; органы пищеварения;
механическая и химическая обработка
пищи; пищеварительные ферменты;
механизм всасывания; роль печени в
организме;
тестирование
фронтальный опрос
в
и
Выписать
определения
тетрадь
тест «Соотнеси
термины
понятия»
Выполнение
л/р под
руководством
учителя
работа
Лабораторн
ая
№10
Изучение
действия
желудочного
сока
белки,
на
§ 26
§ 27
§ 27,28
§
29, повт
§ 1728.
записи
§ 30
§ 31
§ 32 35.
36.
37.
38.
39.
40.
41
Функции
кишечника
тонкого и толстого
Регуляция
пищеварительной системы.
деятельности регуляция пищеварения;
фронтальный опрос
фронтальный
опрос
Гигиена органов пищеварения.
возбудители желудочнокишечных
инфекционных заболеваний; правила
приема пищи; признаки
недоброкачественности пищевых
продуктов.
Биологический диктант
тестирование
Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии.
Витамины.
Энергозатраты человека и пищевой
рацион.
Обмен веществ. Пластический и
энергетический обмен; этапы обмена
веществ;
основные
питания и режим питания
витамины,
их
гиповитаминозы;
Блиц – опрос
роль; фронтальный опрос
нормы
фронтальный опрос
инд задания
сообщения
Выписать
определения
тетрадь
в
К/тестирование по темам:
«Пищеварительная система. Обмен
веществ»
тестирование
тестирование
Кожа. Выделение. (4 часа)
§ 34
§ 35
§ 36
§ 37
§ 38
действия
слюны
крахмал
на
Лабораторн
ая
№11
работа
и
Установлени
е
зависимости
между
нагрузкой
уровнем
энергетическ
ого обмена
урок
контроля
знаний
42
Кожа
Кожа; производные кожи; функции
кожи; терморегуляция; закаливание;
приемы оказания первой помощи при
ожогах и обморожениях; гигиена
Составление
схемы под
руководством
учителя
и
Урок
изучения
первичного
закрепления
новых
§ 39 43
44
45
46
47
48
49
50
Уход за кожей
Терморегуляция
Выделение
Значение
Строение нервной системы..
нервной
системы.
Головной мозг
Соматический и автономный отделы
нервной системы..
Анализаторы
51.
Зрительный анализатор.
52
53
Гигиена зрения.
Слуховой анализатор. анализатора.
одежды и обуви; грибковые и
паразитарные болезни кожи, травмы;
первая помощь при тепловом и
солнечном ударе.
инд задания
фронтальный опрос
мочевыделения;
Органы
корковое и мозговое вещество; нефрон;
фильтрация;
мочи;
функции
выделения; предупреждение
почечных заболеваний.
образование
Почки; фронтальный опрос
знаний
Работа
карточкой
с Комбиниров
анный
тест «Соотнеси
термины
понятия»
Выписать
определения
тетрадь
§ 40
§ 41
Комбиниров
и анный
Комбиниров
в анный
§ 42, повт
3041
Нервная система человека. ВНД (15
часов)
терминологический диктант
проверочная работа
Работа
карточкой
с
Выполнение
л/р под
руководством
учителя
Лабораторн
ая
работа
№ 12
Пальценосов
ая проба
Анализаторы и органы чувств;
значение анализаторов; зрительный
анализатор; положение и строение глаз;
строение и функции сетчатки;
бинокулярное зрение; гигиена зрения;
предупреждение глазных болезней,
травм глаза; близорукости и
дальнозоркости; коррекция зрения;
слуховой анализатор; строение и
функции наружного, среднего и
внутреннего уха; гигиена органов
слуха. Органы равновесия, кожно
мышечной чувствительности, обоняния
фронтальный опрос
фронтальный опрос
фронтальный опрос
фронтальный опрос
фронтальный опрос
и
тест «Соотнеси
термины
понятия»
Выписать
определения
тетрадь
Выполнение
л/р под
руководством № 14.
учителя
в
Лабораторн
ая
работа
Навыки
зеркального
письма
Работа
карточкой
с
тест «Соотнеси
органы
и
их
§ 43,44
§ 45,46
§ 47
§ 48
§ 49
§ 50
§ 51 функции 54
55
56
57
58
59
60
61
62.
и вкуса
понятия»
Органы равновесия,
кожномышечной чувствительности,
обоняния и вкуса.
фронтальный опрос
о
ученых в ВНД.
Приобретенные
рефлексы; биологический диктант
высшей торможение рефлекса; динамический
стереотип; инстинкты; рассудочная
приобретѐнные деятельность; сон, его стадии; правила фронтальный опрос
гигиены сна; мышление; память;
познавательные процессы
роль речи в познании и труде;
внимание; воля; рассеянность.
человека;
фронтальный опрос
дискуссия
фронтальный опрос
Вклад отечественных
разработку
учения
нервной деятельности.
Врожденные
программы поведения
и
Сон и сновидения.
Особенности
деятельности человека: Речь.
высшей
нервной
Воля. Эмоции. Внимание.
П/о урок по теме «Нервная система.
Анализаторы. ВНД»
Тест
Тест
Эндокринная система (2 часа)
и
тест «Соотнеси
органы
функции
понятия»
Выписать
определения
тетрадь
Выписать
определения
тетрадь
Работа
карточкой
их
в
в
с
в
Выписать
определения
тетрадь
тест «Соотнеси Лабораторн
работа
термины
понятия»
и ая
№ 15.
Измерение
числа
колебаний
§ 52, повт
§4351
§ 53
§ 54
§ 55
§ 56 до с. 283
§ 56 до
конца, 57
§ 58
§ 59
Роль эндокринной системы
Функции желез внутренней
секреции
Железы внешней, внутренней и
смешанной секреции. Свойства
гормонов. Взаимодействие нервной и
гуморальной регуляции.
Промежуточный мозг и органы
эндокринной системы. Гормоны, их
действие на внутренние органы.
устный индивидуальный и
фронтальный опрос
устный индивидуальный и
фронтальный опрос
Индивидуальное развитие организма (5 часов)
их
и
тест «Соотнеси
органы
функции
понятия»
Заполнение
таблицы под
руководством
учителя Жизненные
циклы Жизненные
циклы
организмов. Бесполое и половое
размножение.
организмов. устный индивидуальный и
фронтальный опрос
Развитие зародыша и плода. Развитие
зародыша
и
Беременность и роды.
плода. устный индивидуальный и
роды. фронтальный опрос
Бесполое и половое размножение.
Мужская и женская половые системы.
Образование и развитие зародыша.
и
и
и
половым
Беременность
Наследственные
заболевания
передающиеся
СПИД,
профилактика.
Развитие ребѐнка после рождения.
Индивид и личность. Темперамент и
характер.
врожденные
заболевания,
путем:
Их
сифилис
и
др.
63
64
65
66
67
68
70
Наследственные и врождѐнные
заболевания
Развитие ребенка
Интересы,
склонности,
способности.
6 Итоговое повторение и обобщение
9 знаний
в
с
с
Выписать
определения
тетрадь
Работа
карточкой
Заполнение
таблицы под
руководством
учителя
Работа
карточкой
Заполнение
таблицы под
руководством
учителя
защита
презентаций
§ 60
§ 61
§ 62
§ 63
§ 63,64
презентации
устный индивидуальный и
фронтальный опрос
Биологический диктант
защита презентаций
итоговое тестирование
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Рабочая программа по биологии 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.