Рабочая программа по биологии 9 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 9 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
9 кл
20.05.2019
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс включает в себя темы по эволюционному обучению, естественному и искуственному отбору, Также генетические задачи, покровительственная окраска животных, забота о потомстве. Учащиеся 9 класса за курч биологии изучают вопросы наследственной изменчивости и мутации. А также мимикрию
раб прогр. 9 класс биология.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шаумяновская основная общеобразовательная школа» «Рассмотрено» Руководитель МО Магомедова П. А. Протокол № ___  от  «____»_______2018г. «Согласовано» Заместитель директора    школы по УВР МКОУ  ШООШ Махмудова С. Р. «____»____________201 8 г. «Утверждаю» Директор МКОУ  ШООШ  Махмудова В. Г. Приказ № ___  от  «____»______2018  г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии      9  класс     Составитель: Мусиева М.М. 2018/ 2019 учебный год   Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы  основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного  учебного плана, авторской программы С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров . Учебник» Биология .  Общие закономерности» 9 кл.М.: Дрофа,2010­ 285с. Количество часов:  на учебный год: 68 часов . в неделю:  2часа Пояснительная записка Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах в  общеобразовательном учреждении и рассчитана на 2ч. в неделю. Программа курса (68 ч.)  включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 10—11  классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной  школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное  число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного  материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе. Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед био­ логической наукой, решение которых, направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе по общеобразовательным програм­ мам. Изучение предмета базируется и на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Для   повышения   образовательного   уровня   и   получения   навыков   по   практическому использованию   полученных   знаний   программой   предусматривается   выполнение   ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности Для углубления знании и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы «Основы генетики и селекции», «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле», «Взаимоотношения организма и среды обитания». С этой же целью предусмотрены демонстрации. В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах).  В   программе   сформулированы   основные   понятия,   требования   к   знаниям   и   умениям учащихся по основным блокам информации. В конце каждого раздела обозначены межпред­ метные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами. В программе приведен список основной, дополнительной и научно­популярной литературы. В результате изучения биологии учащиеся должны     знать/понимать • особенности жизни как формы существования материи; • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического  уровня организации; • фундаментальные понятия о биологических системах; • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; • основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности,  эволюционную, антропогенеза; • соотношение социального и биологического в эволюции человечества  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в  ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; уметь • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с  материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также  различных групп растений, животных, в том числе и человека; • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических  исследований; • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на  растительном и животном материале; • работать с учебной и научно­популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;  • владеть языком предмета. Введение (1 ч) Содержание курса Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и за дачи курса Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. РАЗДЕЛ I РАЗВИТИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ Тема II. Принципы организации жизни на нашей планете (2ч) Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы Компоненты биосферы. Живое вещество   биосферы.   Естественная   система   классификации   живых   организмов   как   отра­ жение   их   эволюции   Царства   живой   природы.   прокариоты,   грибы,   растения   и   животные Иерархическая система организации организмов. Демонстрация.  Схемы,   отражающие   многоуровневую   организацию   живого (организменный, биоценотический и биосферный уровни). Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы.  Схема круговорота веществ в природе. Основные   понятия.  Неорганические   и   органические   молекулы   и   вещества;   клетка, ткань, орган. Понятие о целостном организме. Вид и популяция (общие представления). Биогеоценоз Биосфера Тема 1.2. Общие закономерности развития живой природы (11ч) Развитие   биологии   в   додарвиновский   период.   Господство   в   науке   представлений   об «изначальной   целесообразности»   и   неизменности   живой   природы   Работы   К.   Линнея   по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье я Ж. де Сент­Илера. Эволюционная теория Ж­Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты. Предпосылки   возникновения   учения   Ч.Дарвина:   достижения   в   области   естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение   Ч.   Дарвина   о   естественном   отборе.   Вид   —   эволюционная   единица.   Всеобщая индивидуальная   изменчивость   и   избыточная   численность   потомства.   Борьба   за существование и естественный отбор. Генетика и эволюционная теория Эволюционная роль мутаций Биологический вид — качественный этап эволюции Вид как генетически изолированная система, репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики   популяций   Популяция   —   элементарная   эволюционная   единица.   Пути   и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.  Главные   направления   эволюционного   процесса.   Биологический   прогресс   и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.  Демонстрация.   Биографии   ученых,   внесших   вклад   в   развитие   эволюционных   идей. Жизнь и деятельность Ж.­Б. Ламарка. Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль». Демонстрация.   Схемы,   иллюстрирующие   процесс   географического  видообразования Показ живых растений и животных гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных а также   результаты   приспособленности   организмов   к   среде   обитания   и   результаты видообразования Демонстрация.   Примеры   гомологичных   и   аналогичных   органов,   их   строение   и происхождение  в процессе  онтогенеза Соотношение  путей прогрессивной  биологической эволюции   Характеристика   представителей   животных   и   растений   занесенных   в   Красную книгу и находящихся под охраной государства Лабораторная   работа   №1.  Изучение   изменчивости,   критериев   вида   результатов искусственного отбора на сортах культурных растений Лабораторная работа № 2.  Изучение приспособленности организмов к среде обитания Основные понятия.   Эволюция Вид, популяция их критерии Борьба за существование Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания «Волны жизни» их причины, пути и скорость видообразования Макроэволюция Биологический   прогресс   и   биологический   регресс   Пути   достижения   биологического прогресса ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация Значение работ А Н Северцова Умения.  На   основе   знания   движущих   сил   эволюции   их   биологической   сущности объяснять   причины   возникновения   многообразия   видов   живых   организмов   и   их приспособленность к условиям окружающей среды Межпредметные  связ.и  История  Культура   Западной   Европы   конца   XV   и   первой половины   XVII   в   Культура   первого   периода   новой   истории   Великие   географические открытия  Экономическая   география  зарубежных   стран   Население   мира   География населения мира Тема I.3. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч) Органический мир как результат эволюции Возникновение и развитие жизни на Земле Химический,   предбиологический   (теория   академика   А.   И.   Опарина)   биологический   и социальный этапы развития живой материи. филогенетические   связи   в   живой   природе;   естественная   классификация   живых организмов Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений. появление первых сосудистых  растений;  папоротники,  семенные  папоротники  голосеменные  растения.  Воз­ никновение позвоночных рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие   жизни   на   Земле   в   мезозойскую   эру.   Появление   и   распространение покрытосеменных   растений.   Возникновение   птиц   и   млекопитающих.  Вымирание   древних голосеменных растений и пресмыкающихся. Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений.   Развитие   плацентарных многообразие   насекомых   (параллельная   эволюция). млекопитающих,   появление   хищных.   Возникновение   приматов.   Появление   первых представителей   семейства   Люди.   Четвертичный   период:   эволюция   млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человеко­ образных обезьян. происхождение   человека.   Место   человека   в   живой   природе.   Систематическое положение вида Номо sapiens в системе животного мира. признаки и свойства человека, позволяющие   отнести   его   к   различным   систематическим   группам   царства   животных. Стадии эволюции человека древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. популяционная структура вида Номо sapiens; человеческие расы расообразование ­ единство происхождения рас. Свойства   человека   как   социального   существа.   Движущие   силы   антропогенеза   Ф. Энгельс   о   роли   труда   в   процессе   превращения   обезьяньи   в   человека   Развитие членораздельной   речи,   сознания   и   общественных   отношений   в   становлении   человека, Взаимоотношение   социального   и   биологического   в  3воiюции   человека.   Антинаучная сущность   «социального   дарвинизма»   и   расизма.   Ведущая   роль   законов   общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества. Демонстрация. Репродукция картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных Основные понятия. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции, происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма и «социального дарвинизма». Умения.  Использовать   текст   учебника   и   учебных   пособий   для   составления   таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника   для   работы   с   натуральными   объектами­   давать   аргументированную   критику расизма и «социального дарвинизма». Межпредмепiные связи. Физическая география. История континентов Экономическая география. Население мира. География населения мира. РАЗДЕЛ II СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ Тема 11.1. Химическая организация живого (4ч) элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в   образование   живой   материи   и   объектов   неживой   природы   Макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспе­ чении   процессов   жизнедеятельности.   Осмос   и   осмотическое   давление;   осмотическое поступление молекул в клетку (Буферные системы клетки и организма.) Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная,   варианты   вторичной,   третичная   и   четвертичная   структурная   организация молекул   белка   и   химические   связи,   их   удерживающие)   Свойства   белков:   денатурация (обратимая   и   необратимая)   ренатурация.   Функции   белковых   молекул.   Биологические катализаторы   —   белки,   их   классификация,   свойства   и   роль   в   обеспечении   процессов жизнедеятельности   Углёводы   в   жизни   растении,   животных,   грибов   и   микроорганизмов. Строение   и   биологическая   роль   биополимеров   полисахаридов   Жиры   —   основной структурный  компонент клеточных мембран и  источник  энергии.  Особенности  строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного   организма.   ДНК   —   молекулы   наследственности.   Уровни   структурной организации;   генетический   код,   свойства   кода.   Редупликация   ДНК,   передача наследственной   информации   из   поколения   в   поколение.   передача   наследственной информации   из   ядра   в   цитоплазму;   транскрипция.   РНК,   структура   и   функции. Информационные,   транспортные,   рибосомальные   РНК.   «Малые»   молекулы   и   их   роль   в обменных процессах. Витамины: строение источники поступления, функции в организме. демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливи­ нилхлорид). Тема 11.2. Общие принципы клеточной организация (8ч) Предмет   и   задачи   цитологии.   Методы   изучения   клетки:   световая   и   электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки. Клетка — структурно­функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов Общие принципы организации клеток. Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цито плазмы: эндоплазматическая    сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро, ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы,   кариотип,   деление   клеток.   Понятие   о   митотическом   цикле   интерфаза   и процессы,   происходящие   в   ней,   профаза,   метафаза,   анафаза   и   телофаза.   Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток, понятие о дифференцировке. прокариоты.   Основы   организации   прокариотической   клетки. Строение   цитоплазмы   бактериальной   клетки;   локализация ферментных   систем   и   организация   метаболизма   у   прокариот. Генетический   аппарат   бактерий.   Особенности   жизнедеятельности бактерии:   автотрофные   и   гетеротрофные   бактерии,   аэробные   и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение Место и роль прокариот в биоценозах. Неклеточные   формы   жизни   вирусы,   бактериофаги;   строение, взаимодействие с клеткой­хозяином, воспроизведение. Демонстрация.  Принципиальные схемы устройства светового и электронного   микроскопа.   Схемы,   иллюстрирующие   методы препаративной биохимии и иммунологии. демонстрация.   Модели   клетки   Схемы   строения   органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растении, животных и одноклеточных грибов. Лабораторная   работа   №3.   Изучение   строения   растительной   и животной клетки под микроскопом. Тема 11.3. Обмен веществ и превращение энергии (2 ч) Обмен   веществ   и   превращение   энергии   в   клетке.   Транспорт веществ   через   клеточную   мембрану.   пино­   и   фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке Фотосинтез. Хемосинтез. Умения.  Объяснять   рисунки   и   схемы,   представленные   в учебнике.   Самостоятельно   составлять   схемы   процессов,   про­ текающих   в   клетке,   и   «привязывать»   отдельные   их   этапы   к различным   клеточным   структурам.   Иллюстрировать   ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом   и   изготовлять   простейшие   препараты   для микроскопического исследования Межпредметные   связи.   Неорганическая   химия.  Химические   Окислительно­восстановительные   Строение   вещества. связи. реакции.  Органическая   химия.  Принципы   организации органических   соединении.   Углеводы   жиры   белки,   нуклеиновые кислоты.  Физика.  Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики. РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ Тема III.1. Формы размножения организмов (3 ч) Сущность   и   формы   размножения   организмов.   Бесполое   размножение   растений   и животных.   Половое   размножение   животных   и   растений;   образование   половых   клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения Тема III.2. Основы биологии развития (3 ч) Индивидуальное   развитие   многоклеточного   организма.   Эмбриональное   и постэмбриональное   развитие   Особенности   и   периодизация   эмбрионального   развития.   периоды   постэмбрионального   развития: Регуляция   зародышевого   развития, дорепродуктивный   репродуктивный   и   пострепродуктивный.   Общие   закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений. демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия упо­ требления   алкоголя   наркотиков   и   табака   на   характер   развития   признаков   и   свойств   у потомства. Основные   понятия.  Основные   свойства   живых   систем:   метаболизм,   саморегуляция, раздражимость и движение. Этапы эмбрионального развития растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая продолжительность жизни Влияние вредных воздействий курения, употребления наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и продолжительность жизни. Учения.  Объяснять общие закономерности процессов метаболизма в живых системах различного иерархического уровня. давать характеристику состоянию гомеостаза и знать способы его поддержания. Приводить примеры различных способов движения организмов и ориентироваться   в   его   механизмах.   Объяснять   процесс   развития   живых   организмов   как результат   постепенной   реализации   наследственной   информации.   Различать   и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития Межпредметные   связи.   Неорганическая   химия.  Охрана   природы   от   воздействия отходов химических производств. Физика. Механическое движение Законы Ньютона. Сила упругости сила трения Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ Тема IV. 1. История представлений о наследственности и изменчивости (1 ч) Представления   древних   о   родстве   и   характере   передачи   признаков   из   поколения   в поколение.  Взгляды   средневековых  ученых  на  процессы  наследования  признаков.   Этапы развития генетики Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Тема IV.2. Закономерности наследственности (6 ч) Гибридологический   метод   изучения   наследственности.   Моногибридное   скрещивание. Первый   закон   Менделя  —  закон   доминирования.   Второй   закон   Менделя   —   закон   рас­ щепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное   скрещивание;   третий   закон   Менделя   —   закон   независимого комбинирования.   Создание   хромосомной   теории   наследственности   Т.   Морганом.   Роль отечественных   ученых   в   развитии   генетики   (Н.   И.   Вавилов,   Н.   К.   Кольцов,   А.   С.   Се­ ребровский, С. С Четвериков, С. Н. Давиденков). Тема IV.3. Основные формы изменчивости (5 ч) Генотипическая   изменчивость.   Мутации.   Генные,   хромосомные   и   геномные   мутации Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации Нейтральные мутации. Полуле­ тальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, спонтанные и индуцированные мутации,   мутагенные   факторы.   Фенотипический   эффект   мутаций.   Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Демонстрация.  Карты   хромосом   человека.   Родословные   выдающихся   представителей культуры. Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.  Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Лабораторная работа № 4. Решение генетических задач и составление родословных. Лабораторная работа № 5.  Изучение изменчивости. По строение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). Основные понятия.  Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Мен­ делем.   Хромосомная   теория   наследственности.   Сцепленное   наследование;   закон   Т. Моргана.   Генетическое   определение   пола   у   животных   и   растений.   Изменчивость. Наследственная   и   ненаследственная   изменчивость.   Мутационная   и   комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. Учения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные   и   решать   генетические   задачи.   Понимать   необходимость   развития теоретической   генетики   и   практической   селекции   для   повышения   эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия. Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, PH K).  Физика.  дискретность электрического заряда Основы молекулярно кинетической теории Статический характер законов молекулярно­ки­ нетической теории. Рентгеновское излучение Понятие о дозе излучения и биологической защите. РАЗДЕЛ V ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ Тема VI.1. Взаимоотношения организмов и среды обитания (7 ч) Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты,   консументы,   редуценты.   Биоценозы   видовое   разнообразие,   плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других   Интенсивность   действия   фактора, факторов   в   жизнедеятельности   сообществ. ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические   факторы   среды.   Цепи   и   сети   питания   Экологическая   пирамида   чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы   взаимоотношений   между   организмами.   позитивные   отношения   —   симбиоз (кооперация,   мутуализм,   комменсализм).   Антибиотические   отношения.   хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения нейтрализм. Тема VI.2. Охрана природы (4 ч) Антропогенные   факторы   воздействия   на   биоценозы   (роль   человека   в   природе). Проблемы   рационального   природопользования,   охраны   природs  защита   от   загрязнении, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование Обобщение (5 часов) Оценка выполнения требований к уровню подготовки выпускников. Проверка   достижения   каждым   школьником   уровня   подготовки   в   соответствии   с обязательным минимумом содержания биологического образования проводится с помощью специальных   заданий­измерителей,   адекватных   требованиям   к   обязательной   подготовке учащихся по биологии. В   проверочную   работу   включаются   задания,   позволяющие   выявить   результаты усвоения   учащимися   важнейших   теорий,   закономерностей,   биологических   понятий, различных видов учебной деятельности (теоретической и практической). С   целью   проверки   усвоения   учащимися   основного   содержания   используются разнообразные   измерители:   тесты,   задания   со   свободным   ответом   и   для   проверки практических умений. Тестовые   задания   требуют   выбора   одного   правильного   ответа   из   нескольких, установления последовательности биологических процессов или явлений, нахождения на таблицах, схемах, рисунках сведений для ответа на вопрос. Тесты позволяют одновременно охватить проверкой всех учащихся, проконтролировать большой объем знаний, затратив при этом минимум времени. Задания   со   свободным   ответом   отвечают   определенным   требованиям,   проверяют наиболее существенные знания, включающие небольшое число элементов, основные связи между ними, нацеливают на краткий и четкий ответ.  Итоги выполнения заданий сравниваются с эталоном. Задания   практической   направленности   контролируют   умение   готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом. Задания доступны для учащихся и оцениваются по конечному результату. Для проведения поурочного контроля используются задания из сборника тестов по общей биологии, автора Г.И. Лернер М., «Аквариум» 2005г. Для   тематических   зачетов   используется   пособие   «Зачеты   по   биологии»   общая биология автор А.Н. Мягкова, Г.С. Калинова, В.З. Резникова М., «Лист» 2005г. Т.С. Сухова Контрольные и проверочные работы по биологии 9­11 класс М., Дрофа 2004 г. Итоговый тест по общей биологии 9 класс из пособия Материалы и рекомендации по внутришкольному контролю обучения биологии авторы В.И.Дружинин, Н.П. Несговорова, Е.Н.Охапкина Курган 2003 Литература Основная литература Мамонтов С. Г., Захаров B. Б., Сонин Н. И. Биология: Общие закономерности. 9 ют. М : Дрофа, 2000. Дополнительная литература 1.Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.~ дрофа, 1996. 2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: для средних специальных учебных  заведений. 3­е изд. М.: Высшая школа, 1999. 3. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для  самообразования. М.: Просвещение, 1992. 4. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994. Научно­популярная литература 1.Акимушкин И. Мир животных (Млекопитающие, или Звери). М.: Мысль, 1988. 2.Акимушкин И Мир животных (Беспозвоночные и ископаемые животные). М : Мысль,  1992 3. Акимушкин И. Мир животных (Насекомые, пауки, домацтние животные) М.: Мысль,  1993. 4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1995 5. Гржимек Б. дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982. 6. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М. Мир, 1990. 7.Евсюков B. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука 1988. 8. НеифахА. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984. 9. Шпинар З. B. История жизни на Земле (художник З. Буриан). Прага: Артия, 1977. Тема Основные понятия Повторение Домашнее задание  Дата 3.09.18г. №  уро ка 1 Стр.3­5 Глава 1, стр.7­11  вопросы к тексту  параграфа №  4,5,6,7,8,9 Повторить  по курсам  «Многообраз ие живых  организмов»  (текст  учебника на  с. 5­6),  «Живой  организм»  (текст на с.  4­9) Повторить  основные  свойства  живых  организмов и уровни  организации  живой  материи По курсу 7  класса тему  «Классифик ация живых  организмов » на с.8 Глава 1, стр. 8­11 Параграф 2 ответить на вопросы Параграф 2  Параграф 3 Вопросы на с. 20  принести фото  домашних животных Введение.  Биология –  наука о жизни  Биология , микология,  бриология, альгеология,  палеоботаника Биотехнология, биофизика,  биохимия, радиобиология,  биология как наука,  становление биологии как  науки. Интеграция и  дифференциация 5.09. 18г. 2 Многообразие  живого мира  Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы.  Компоненты биосферы. Живое  вещество биосферы.  Естественная система  классификации живых  организмов как отражение их  эволюции. Царство живой  природы: прокариоты, грибы,  растения и животные.   Иерархическая система  организации организмов. 12.09.18г . 3 14.09.18г 4 Основные  свойства живых  организмов  Развитие  биологии в  додарвиновский  период  21..09. 23.09. 5 6 Эволюционная  теория Ж.Б.  Ламарка Научные  и  социальн о­ экономич Развитие биологии в  додарвиновский период.  Господство в науке  представлений об «изначальной  целесообразности» и  неизменности  живой природы.  Работы К.Линнея по  систематике растений и  животных. Кювье, Сент ­ Илер Эволюционная теория Ж.Б.  Ламарка. Первые русские  эволюционисты. Эволюция, искусственный  отбор Предпосылки возникновения  учения Ч.Дарвина. достижения  в области естественных наук, еские  предпосы лки  возникно вения и  утвержде ния  эволюцио нного  учения  Ч.Дарвин а Учение  Ч.  Дарвина  об  искусств енном  отборе Учение  Ч.Дарвин а о  естествен ном  отборе Приспосо бленност ь  организм ов –  результат действия  естествен ного  отбора 30.09 7 2.10.18г. 8 9.10.18г 9 11.10.18г 10 Вид, его  критерии и  структура экспедиционный материал  Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об  искусственном отборе Параграф 4, вопросы с. 24 Параграф 5 вопросы  на с. 28 Параграф 1,2 Повторить  параграф 9 Параграф 7,8,9  вопросы на стр.44­45 Параграф 10  вопросы с.55. дать  характеристику  растения, животного на основе критерий Естественный отбор –  движущая сила эволюции.  Проявление в природе  естественного отбора.  Положения учения Ч.Дарвина Приспособленность вида.   Мимикрия   Маскировка.  Предупреждающая окраска.  Физиологические адаптации.  Приспособительные  особенности растений и  животных. Многообразие  адаптаций  Приспособленность  организмов к условиям внешней среды – результат действия  естественного отбора. Вид , виды – двойники, ареал,  критерии вида:  морфологический,  генетический,  физиологический,  экологический,  географический, исторический.  Совокупность критериев –  условие обеспечения  целостности и единства вида. 18.10 11 Лабораторная  работа  «Морфологичес кий критерий  Параграф 10 20.10. 12 вида» Главные  направления   эволюции 27.10. 13 Общие  закономерности  биологической   эволюции 29.10 14 Контрольная  работа 6.11.18. 15 Современные  представления о  возникновении  жизни на Земле.  Начальные этапы развития жизни 8.11.18г. 16 Жизнь в  архейскую и  протерозойскую  эру 15.11. 17 Жизнь в  палеозойскую  эру  17.11. 18 Жизнь в  мезозойскую эру 24.11. 19 Жизнь в  кайнозойскую  Макроэволюция. Главные  направления эволюции:  ароморфоз, идиоадаптация,  дегенерация. Пути достижения  прогресса Дивергенция и конвергенция Повторить  по курсу 6 кл значение  многоклеточ ности Параграф 12 Параграф 13 Повторить  материал  учебника на  стр.8­11 П. 12 Повторить   по курсу 7 кл материал о  губках,  кишечнополо стных  и др. Повторить  по курсу 7  класса о  рептилиях и  птицах, о  цветковых  растениях Параграф 11 Повторить стр.8­11  учебника Параграф 14 Параграф 16 Ответить на вопросы № 1­4 Параграф 17  вопросы стр.88 Параграф 18  вопросы стр. 92 Повторить  по учебнику  Параграф 19 Вопросы с.94 Органический мир как  результат эволюции.  Возникновение и развитие  жизни на Земле, теория  академика  А.И. Опарина,  биологический и социальный   этапы развития живой материи.  Филогенетические связи в  живой природе. Развитие жизни на Земле в  архейскую и протерозойскую  эры. Первые следы жизни на  Земле. Появление всех  современных типов  беспозвоночных животных.  Первые хордовые. Развитие  водных растений. Развитие жизни на Земле в  палеозойскую эру. Эволюция   растений; появление первых  сосудистых растений,  папоротников, семенные  папоротники, голосеменные  растения. Возникновение  позвоночных: рыбы,  земноводные, пресмыкающие. Развитие жизни на Земле в  мезозойскую эру. Появление и  распространение  покрытосеменных растений.  Возникновение птиц и  млекопитающих. Вымирание  древних голосеменных растений и пресмыкающихся. Развитие жизни на Земле в  кайнозойскую эру. Бурное эру 26.11. 20 Происхождение  человека  развитие цветковых,  многообразие насекомых   (параллельная эволюция).  Развитие плацентарных  млекопитающих, появление  хищных. Возникновение  приматов. Появление первых  представителей семейства  люди. Четвертичный период:  эволюция млекопитающих.  Развитие приматов:  направления  эволюции  человека. Общие предки  человека и человекообразных  обезьян. Антропология  Антропогенез  Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека.  Место человека в живой  природе. Стадии развития   человека.  Человеческие расы,  единство происхождения рас.  2.12. 21 Химическая  организация клетки.  Неорганические  вещества 14.12 11.. 12 22 Химическая  организация клетки.  Органические  вещества – белки 23 Химическая  организация клетки.  Органические  вещества – углеводы  и липиды Микроэлементы  Макроэлементы  Ультрамикроэлементы  Особенности химического  состава живых организмов.  Микроэлементы  и  макроэлементы, их вклад в  образование  неорганических и  органических  веществ  молекул живого вещества.  Неорганические вещества,  их роль в организме: вода,  минеральные соли живых  объектов. Белки, глобула, гормоны,  ферменты. Белки –  биологические полимеры.  Уровни структурной   организации. Функции белковых молекул Углеводы , липиды,  гормоны. Органические вещества, их  роль в организме: углеводы  и липиды. Биологическая  роль углеводов  (энергетическая,  8 класса  тему  «Происхожд ение  человека» Параграф 20 Параграф 21  вопросы с.107 1­4 Повторить  понятие  «химический элемент»,  свойства  воды и  строение  Повторить  по курсу  6  класса тему  «Химически й состав  клетки» Параграф 22 стр.  107­109 Параграф 22  стр.109­112, вопросы 5­10 на стр.112 Повторить  по курсу 6  класса  материал о  белках Повторить  по курсу 6  класса  материал о  нуклеиновых кислотах Повторить  параграф 22  стр.107­110 Параграф 22 стр. 11­ 112, вопросы 11­12  на стр.112 13.12 24 Химическая  организация клетки.  Органические  вещества –  нуклеиновые  кислоты строительный материал,  информационная функция). Функции липидов. Свойства липидов. Нуклеиновые кислоты Нуклеотид  Нуклеиновые кислоты –  биополимеры. ДНК  РНК   Пространственная  структура  ДНК – двойная  спираль. Нахождение ДНК  в клетке: ядро,  митохондрии, пластиды. Виды РНК. Функции  нуклеиновых кислот.  Редупликация ДНК.  Передача наследственной  информации из поколения в поколение. 20.12 25 Клеточная  теория  строения  организмов 22.12 29.  12.18. 26 Цитология – наука о  клетке.  Лабораторн ая работа  «Изучение  строения  растительно й и  животной  27 Контрольн ая работа. Цитология. Клетка – основная структурная и  функциональная единица  организмов. Клетка как биосистема.  Клеточное строение организмов как  доказательство их родства, единства живой природы. Основные  положения клеточной теории Т.  Шванна, М.Шлейдена. Особенности строения  растительной, животной, грибной  клеток. Эукариотические клетки  растений, животных Повторить  строение  клеток  растений,  животных,  бактерий,  грибов,  строение  вирусов и  бактериофаг ов Параграф 29 Записи в тетради Органоиды. Цитоплазма  Строение и функции клеточной  мембраны. Цитоплазма  эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и  функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток.  Особенности строения растительных клеток.  (компьютер) 9.01 28 Клеточное  ядро. 11.01 29 Деление  клетки. 18.01 30 Прокариоти ­ ческая  клетка веществ и  превращени е энергии в  клетке.  Энергетичес кий  обмен. 20.01 31 Вирусы –  неклеточная форма  жизни Зачет по теме «Клетка» 22. 01 24.01 32 33 Обмен  Параграф 27  вопросы№1­7  Параграф 28  вопросы стр.136 (1­ 5) Параграф 25  вопросы №1­5 Параграф 24 Прокариоты  Эукариоты Хромосомы  Кариотип Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом  Диплоидный набор хромосом Функции ядра: деление клетки,  регуляция обмена веществ и  энергии. Расположение  и число ядер в клетках различных организмов. Состояния хроматина: хромосомы,  деспирализованные нити. Структура ядра: ядерная  оболочка,  кариоплазма, хроматин, ядрышко. Митотический цикл.  Интерфаза Митоз. Редупликация  Хроматиды  Деление клетки эукариот.  Биологический смысл и значение  митоза  Деление клетки прокариот. Размножение. Прокариоты  Строение прокариот:  плазматическая мембрана,  складчатая фотосинтезирующая  мембрана, складчатые мембраны,  кольцевая ДНК. Мелкие рибосомы,  органоиды движения. Отсутствие  органоидов: ЭПС, митохондрий и  пластид. Значение образования спор  у бактерий. Условия гибели спор. Неклеточные формы жизни –  вирусы, бактериофаги; строение,  взаимодействие с клеткой –  хозяином, воспроизведение Ассимиляция .  Диссимиляция  Фермент.  Обмен веществ и  превращение энергии – признак   живых организмов, основа  жизнедеятельности клетки.  Ассимиляция и диссимиляция –  противоположные процессы. Синтез  белка и фотосинтез – важнейшие  реакции обмена веществ.   Гликолиз.  Брожение Дыхание. Обеспечение клетки  энергией в процессе дыхания.  Биологическое окисление.  Ген, триплет, генетический код,  кодон, транскрипция, антикодон,  трансляция. Обмен веществ и превращение  энергии  ­ признак живых  организмов, основа  жизнедеятельности клетки.  Свойства генетического кода:  избыточность, специфичность,  универсальность. Механизм  трансляции, механизм траскрипции.  Принцип комплементарности .  реализация наследственной  информации в клетке (биосинтез  белков). Биосинтез углеводов в  клетке. Размножение  Бесполое размножение –  древнейший способ размножения.  Виды бесполого размножения:  деление клетки, митоз, почкование,  деление тела, спорообразование.  Виды вегетативного размножения. Гаметы Гермафродиты  Оплодотворение, его биологическое  значение. Гаметогенез. Мейоз.  Конъюгация. Перекрест хромосом.  Половое размножение растений и  животных, его биологическое  значение. Оплодотворение, его  биологическое значение. Половые  клетки: строение, функции. Двойное оплодотворение. Навашин    Биологическое значение Оплодотворение.  Онтогенез  Эмбриогенез.  Рост и развитие  организмов. Онтогенез и его этапы.   Дробление. Гаструляция.  Органогенез.  Закон зародышевого  сходства (закон К.Бэра) 31.01 34 Обмен  веществ в  растительно й клетке.  Пластическ ий обмен. 2.02 35 Бесполое  размножени е  организмов 9.02 35 Половое  размножени е  организмов 11.02 36 Оплодотвор 17.02 37 ение у  цветковых  растений Индивидуал ьное  развитие  многоклето чного  организма.  Эмбриональ ное  Параграф 23 Параграф 30  вопросы № 1­5  стр.149 Параграф 31  вопросы№1­5  стр.155 Повторить  по курсу 6 кл «развитие  организмов» Повторить  по7кл.  развитие  земн,  насекомых,  рептилий,  птиц и млек. Параграф 32  вопросы№1­4  стр.161 19.02 38 развитие. Индивидуал ьное  развитие  многоклето чного  организма.  Постэмбрио нальное  развитие. 26.02 39 Общие  28.02 40 5.03.19. 41 закономерно сти   развития   Генетика  как наука Гибридолог ический  метод  изучения  наследствен ности 7.03 42 Моногибрид ное  скрещивани е 14.03 43 Дигибридно е  скрещивани е Параграф 33  вопросы № 1­4  Подготовиться к  тестированию Параграф 34 Параграф 35 Параграф 36  вопросы стр.174 Параграф 37  стр.176­180 до  дигибридного  скрещивания Повторить  текст о  мейозе Параграф 37  стр.180­186 Постэмбриональный период  развития. Формы  постэмбрионального периода  развития.   Прямое и непрямое развитие;  постэмбриональное развитие.  Изменение организма  при  постэмбриональном развитии: рост,  развитие половой системы.  Старение. Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель,  К. Мюллер). Аллельные гены. Генетика. Ген.  Генотип.  Изменчивость.  Наследственность. Фенотип  Чистые линии. Генетика. Использование Г. Менделем  гибридологического метода.   Моногибридное скрещивание  Гомозигота.  Гетерозигота  Доминантный признак  Моногибридное скрещивание  Рецессивный признак . Моногибридное скрещивание.  Неполное доминирование.  Анализирующее скрещивание.  Цитологические основы  закономерностей. Правило единообразия. Закон  расщепления. Гипотеза чистоты  гамет. Соотношение генотипов и  фенотипов при неполном  доминировании: 1:2:1. Соотношение фенотипов при  анализирующем скрещивании: 1:1 Генотип  Дигибридное скрещивание  Полигибридное скрещивание  Фенотип. Условия проявления  закона независимого наследования. Соотношение генотипов и  фенотипов при появлении закона  независимого наследования: 9:3:3:1. Механизм наследования признаков 16.03 44 Генетика  человека Генотип как система  взаимодейст вующих  генов 21.03 45 Контрольн при дигибридном скрещивании. Гетерогаметный пол. Гомогаметный  пол.  Половые хромосомы Наследственность – свойство  организмов. Соотношение 1:1 полов  в группах животных. Наследование  признаков у человека.  Наследственные заболевания,  сцепленные с полом. Расщепление  фенотипа по признаку определения  пола.   Наследование признаков,  сцепленных с полом.  Закон сцепленного наследования . Закономерности наследования  признаков при моногибридном,  дигибридном, анализирующем  скрещивании; при неполном  доминировании; наследовании,  сцепленном с полом.. 1.04 46 3.04 47 ая работа Лабораторн ая работа  «Решение  генетически х задач и  анализ  составленны х  родословны х» Закономерности  изменчивости.  Наследственная  изменчивость. 10.04 48 Закономерности  изменчивости.  Фенотипическая  изменчивость.  Лабораторная  работа «Изучение  изменчивости.  Построение  вариационного ряда  и кривой» Параграф 39 Повторить параграф  11 Параграф 41 Повторить  параграф 35­ 37, 39­42 Параграф 42  вопросы № 1­4 Геном.  Изменчивость Мутации.  Мутаген  Полиплоидия. Изменчивость – свойство  организмов. Основные  формы изменчивости. Виды мутаций по степени  изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные.  Синдром Дауна – геномная  мутация человека. Виды  мутагенов. Характеристики  мутационной изменч.  Комбинативная  изменчивость.  Вариационная кривая Изменчивость.  Модификация  Норма реакции  Зависимость проявления  действия генов от условий  внешней среды  Ненаследственная  изменчивость.  Характеристика модификационной  изменчивости. Селекция  Причины появления  культурных растений.  Предсказание  существования диких  растений с признаками,  ценными для  селекции.  Гетерозис. Гибридизация  Депрессия. Мутагенез Порода. Сорт Основные методы селекции  – гибридизация и отбор.  Виды искусственного  отбора: массовый и  индивидуальный. Гибридизация.  Искусственный мутагенез. Биотехнология.  Штамм  Основные направление  селекции микроорганизмов.  Значение селекции  микроорганизмов для  развития  сельскохозяйственного  производства, медицинской, микробиологической и  других отраслей  промышленности.  Микробиологический  синтез. Биосфера – глобальная  экосистема. Границы  биосферы. Компоненты и  свойства  биосферы.  Распространение и роль  живого вещества в  биосфере. Условия жизни.  Учение В.И. Вернадского о  биосфере. Биогеохимические циклы  Биогенные элементы  Микроэлементы   12.04 49 Селекция. Центры  многообразия и  происхождения  культурных  растений. Закон  гомологических  рядов   наследственной  изменчивости. 19.04 50 Методы селекции  растений и животных 21.04 51 Селекция  микроорганизмов.  Достижения и  основные  направления  современной  селекции. 28.04 52 Структура  биосферы 30.04 53 Круговорот веществ  в природе Параграф 43 Параграф 44 Параграф 45 Повторить  по курсу  география  учение о  биосфере Параграф 46  вопросы № 5,6,8 Параграф 47 Гумус  Фильтрация  Многократное  использование биогенных  элементов. Трофический  уровень. Направления тока  веществ в пищевой сети.  Роль производителей,  потребителей и  разрушителей органических веществ в экосистемах и  круговороте веществ в  природе. Средообразующая  деятельность организмов.  Циркуляция биогенных  элементов. Биохимические  циклы азота, углерода,  фосфора.  Почвообразование,  образование гумуса. Экология  Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий  факторСреда – источник   веществ, энергии и  информации. Абиотические факторы среды.  Биотические факторы.  Взаимодействие факторов  среды. Популяция. Биоценоз Экосистема. Естественные  и искусственные  экосистемы. Структура  экосистем: биоценоз,  экотоп. Популяция.  Классификация наземных  экосистем. Свойства экосистемы. Видовое разнообразие –  признак устойчивости   экосистем.   (компьютер) 2.05 54 Экологические  факторы. 4.05 55 Биогеоценозы.   Биоценоз. Видовое  разнообразие.  Параграф 50,51 Параграф 49, 52 11...05 56 Пищевые связи в  экосистемах.  Составление схем  передачи веществ и  энергии. 13..05 57 Абиотические  20.05 58 факторы Биотические  факторы 22.05 59 Биосфера и человек.  Антропогенные  факторы 24.05. 61 Природные ресурсы  и их использование 62 Последствия   деятельности  человека в  экосистемах  Трофический уровень.  Автотрофы. Гетеротрофы.  Пищевая  сеть. Пищевая   цепь. Поток вещества.  Поток энергии..  функциональные группы  организмов в биценозе:  продуценты,  производители, редуценты  Механизм передачи  вещества и передачи  энергии по трофическим  уровням. Роль температуры,  освещенности, влажности и  других факторов среды. Конкуренция  Хищничество Симбиоз Паразитизм Типы взаимодействия  разных видов: конкуренция, хищничество, симбиоз,  паразитизм. Влияние человека на  биосферу. Антропогенные  факторы воздействия на  биоценозы. Факторы,  вызывающие экологический кризис. Экологический  кризис и его последствия. Агроэкосистема. Природные ресурсы. Классификация природных  ресурсов. Проблемы рационального  природопользования и их  последствия.  Последствия хозяйственной деятельности человека для  окружающей среды: ­ загрязнение воздуха в  городах и промышленных  зонах; ­ загрязнение пресных вод,  Мирового океана; ­ антропогенное загрязнение биосферы; ­ радиоактивное загрязнение биосферы; Параграф 52  вопросы  № 4­7 Параграф 50 Параграф 53 Вопросы и задания  № 1­6 Повторить  параграф 54 Параграф 51,55  стр.238­239 Параграф 54  вопросы №3­6 на с.  273 Параграф 55,56 Подготовить  сообщение или  информационный  буклет об  экологических  проблемах,  связанных с  загрязнением  окружающей среды ­ влияние человека на  растительный мир и  животный мир; ­ влияние собственных  поступков на живые  организмы. Сохранение  биологического  разнообразия Экологические проблемы  (парниковый эффект,  кислотные дожди,  опустынивание, сведение  лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение  окружающей среды). Теория Ч.Дарвина о  происхождении видов  путем естественного  отбора. Современная  теория эволюции: ­ движущие силы эволюции; ­ причины многообразия и  приспособленности  организмов к среде  обитания; ­ понятие о микроэволюции  и макроэволюции; ­ основные направления  эволюции; ­ пути достижения  биологического прогресса. Химическая организация  клетки. Строение и  функции клеток. Обмен  веществ и преобразование  энергии в клетке. Закономерности  наследования признаков,  открытия, сделанные  Г.Менделем.  закономерности  изменчивости. Прикладное  значение генетики. Биосфера, её структура и  функции. Биосфера и  человек Повторить  материал  глав №  2,3,4,5,:  учебника Повторить  материал  глав №  9,10,11  учебника Повторить  материал  глав №  14,15,16  учебника Повторить  материал  глав № 17,18 учебника Повторить  материал  глав №  9,10,11  учебника 63 Экологические  проблемы  64 Становление  современной теории  эволюции 65 66 67 Клетка –  структурная и  функциональная  единица живого Закономерности  наследственности,  изменчивости. Взаимодействие  организма и среды  обитания 68 Итоговая контрольная работа

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2019