Рабочая программа по биологии 9 класса

  • Образовательные программы
  • docx
  • 06.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по биологии. УМК Пасечник В.В. Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа.
Иконка файла материала рабочая программа по биологии 9 класса.DOCX
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   по   биологии   составлена   в   соответствии   с   федеральным компонентом государственного стандарта  общего образования,  одобренный  совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный   приказом   Минобрнауки   РФ   от   05.03.2004   г.   №   1089   и   примернойпрограммой основного общего образования. За основу рабочей программы взята программа курса   биологии   под   руководством   В.В.Пасечника   (В.В.   Пасечник,   В.В.   Латюшин,   В.М. Пакулова)­ М.: Дрофа. Биология   как   учебный   предмет   –   неотъемлемая   составная   часть естественнонаучного   образования   на   всех   ступенях   обучения.   Как   один   из   важных компонентов   образовательной   области   «Естествознание»   биология   вносит   значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных   дисциплин,   развитие   интеллектуальных   и   творческих   способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Место предмета в базисном учебном плане Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9­го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. В   9   классе   учащиеся   обобщают   знания   о   жизни   и   уровнях   еѐ   организации, раскрывают   мировоззренческие   вопросы   о   происхождении   и   развитии   жизни   на   Земле, обобщают   и   углубляют   понятия   об   эволюционном   развитии   организмов.   Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза,   биосферы.   Завершается   формирование   понятия   о   ноосфере   и   об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей   основами   научных   знаний,   базирующихся   на   биоцентрическом   мышлении,   и способной   творчески   их   использовать   в   соответствии   с   законами   природы   и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение   биологического   материала   позволяет   решать   задачи   экологического, эстетического,   патриотического,   физического,   трудового,   санитарно­гигиенического, полового   воспитания   школьников.   Знакомство   с   красотой   природы   Родины,   еѐ разнообразием   и   богатством   вызывает   чувство   любви   к   ней   и   ответственности   за   еѐ сохранность.   Учащиеся   должны   хорошо   понимать,   что   сохранение   этой   красоты   тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неѐ и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Цель и задачи курса: Цель:  формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов,  их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека. Образовательные:  освоение   знаний   о   живой   природе   и   присущих   ей   закономерностях;   строении, жизнедеятельности   и   средообразующей   роли   живых   организмов;   человеке   как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;  овладение   умениями   применять   биологические   знания   для   объяснения   процессов   и явлений   живой   природы,   жизнедеятельности   собственного   организма;   использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья   и   риска;   работать   с   биологическими   приборами,   инструментами, справочниками;   проводить   наблюдения   за   биологическими   объектами   и   состоянием собственного организма, биологические эксперименты;  Развивающие:     развитие познавательных интересов, интеллектуальных  и творческих способностей в процессе   проведения   наблюдений   за   живыми   организмами,   биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;  Воспитательные:  воспитание   позитивного   ценностного   отношения   к   живой   природе,   собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;  иcпользование  приобретенных  знаний  и  умений  в  повседневной  жизни  для  ухода  за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ­инфекции.  Особенности программы: Программа предусматривает формирование у учащихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  В этом направлении   приоритетными   для   учебного   предмета   «Биология»   на   ступени   основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны   с   преемственностью   целей   образования   на   различных   ступенях   и   уровнях обучения,   логикой   внутрипредметных   связей,   а   также   возрастными   особенностями развития учащихся. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.   Программа  курса   включает  в  себя   вопросы   программы   общеобразовательной школы   для  10­11  классов.   В  ней  сохранены   все  разделы  и   темы,  изучаемые  в  средней общеобразовательной   школе,   однако   содержание   каждого   учебного   блока   упрощено   в соответствии  с   возрастными  особенностями   обучающихся  и   с  учетом  образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых   к   учащимся   10­11   классов,   как   в   отношении   контролируемого   объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.  Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными   навыками   и  психологическими   установками   к  самостоятельному  поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.   В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2012.  В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть   составляют   задания,   ориентированные   главным   образом   на   воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений илиотработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Контроль знаний, умений, навыков (текущий, рубежный, итоговый) осуществляется следующими образом: 1. Рубежный контроль (тестовые и программированные работы по ключевым темам и разделам).  2. Итоговый контроль за курс биологии проводится в форме теста или в виде зачета.  В течение учебного года на каждом уроке предусматривается рассмотрение экзаменационного материала.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ  ШКОЛЫ В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать: • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток  и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и  агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии,  питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения,  наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма,  раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;  • особенности   организма   человека, высшей нервной деятельности и поведения;   его   строения,  жизнедеятельности, уметь:  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно­научной  картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность  происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных  групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи  организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении  биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с  млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и  окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;  причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,  иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;  • изучать   биологические   объекты   и   процессы: эксперименты,   ставить   биологические описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы  и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового  растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных  отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей  местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,  опасные для человека растения и животных; • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,  организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе  сравнения;  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в  тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в  биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в  различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с  использованием информационных технологий);  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,  бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных  привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха,  инфекционных и простудных заболеваний;  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при  укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,  спасении утопающего;  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.Ресурсное обеспечение: ­ для Учебно литература учителя Биология. Введение в общую биологию методическая Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2011. а также методических пособий для учителя: 1) В.В.Пасечник   «Введение   в   общую   биологию   и   экологию.   9   класс»:   Тематическое   и поурочное планирование к учебнику ­ М.: Дрофа, 2005;  2) Программы   для   общеобразовательных   учреждений.  Биология.   К   комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 5­11 классы.  дополнительной литературы для учителя:  1) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6­11 классы: Справочное пособие.  М.: Дрофа, 2002;  2) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;  3) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая  биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004; 4)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;  для учащихся: В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к  учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. ­ М.: Дрофа, 2012. ­ 96 с. Электронные издания: 1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н.  Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.  Интернет­ресурсы:  www   .1   september www   .  bio     .  ru  .  edios    .  km  www   .  ru   /  educftion  .  ru http   ://   onlinetestpad  .  com   /  ru   ­  ru   /  Category  /  Biology    ­198/  Default    ­6   class    .  aspx       http   ://   school  ­  collection    .  edu   .  ru   /  collection  /?   interface  =  themcol  #45007Учебно­ тематический  план № тема Введение Молекулярный уровень Клеточный уровень Организменный уровень Популяционно­видовой уровень Экосистемный уровень Биосферный уровень Основы учения об эволюции Возникновение  и  развитие  жизни  на Земле Основы экологии Повторение    и    обобщение    знаний, контрольные работы итого кол­во часов 2 9 14 15 2 4 4 6 6 4 2 68 л/работы 1 1 1 1 2 6Содержание программы  Введение (2 часа) Биология   как   наука   и   методы   ее   исследования   Понятие   «жизнь».   Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Уровни организации живой природы  Молекулярный уровень (9 часов) Качественный   скачок   от   неживой   к   живой   природе.   Многомолекулярные комплексные   системы   (белки,   нуклеиновые   кислоты,   полисахариды).   Катализаторы. Вирусы. Л.р. 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках» Клеточный уровень (14 часов) Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический   состав   клетки   и   его   постоянство.   Строение   клетки.   Функции органоидов. Обмен   веществ   и   превращение   энергии   —   основа   жизнедеятельности   клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток ­ одна из причин заболеваний организмов. • Лабораторная работа №2 Рассматривание клеток растений,  животных под микроскопом. Бесполое Организменный уровень (15 часов) и   половое   размножение   организмов.   Половые   клетки. Оплодотворение.   Индивидуальное   развитие   организмов.   Основные   закономерности передачи   наследственной   информации.   Генетическая   непрерывность   жизни. Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость ­ основа искусственного   отбора.   Порода,   сорт.   Применение   знаний   о   наследственности   и изменчивости,   искусственном   отборе   при   выведении   новых   пород   и   сортов.   Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. • Лабораторная работа №3 Выявление  изменчивости организмов. Популяционно­видовой уровень (2 часа) Вид,   его   критерии.   Структура   вида.   Популяция   —   форма   существования   вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их   влияние   на   организмы.   Приспособления   организмов   к   различным   экологическим факторам. Демонстрация   гербариев,   коллекций,   моделей,   муляжей,   живых   растений   и животных. • Лабораторная работа  №4 Изучение морфологического критерия вида.Экосистемный уровень (4 часов) Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей,   потребителей   и   разрушителей   органических   веществ   в   экосистемах   и круговороте веществ в природе. Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем.  Экологическая сукцессия. Демонстрация   коллекций,   иллюстрирующих   экологические   взаимосвязи   в биогеоценозах; моделей экосистем. • Экскурсия в биогеоценоз. Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Биосферный уровень (4 часа) Демонстрация моделей­аппликаций «Биосфера и человек ». Эволюция (6 часов) Основные   положения   теории   эволюции.   Движущие   силы   эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрация   живых   растений   и   животных,   гербариев   и   коллекций, иллюстрирующих   изменчивость,   наследственность,   приспособленность,   результаты искусственного отбора. Возникновение и развитие жизни (6 часов) Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития  органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. Основы экологии (4 часа) Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные,  иа организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим  факторам. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов  ( конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Колебания численности организмов Л.р.5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных  примерах)» Л. р. 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной  экосистеме» Повторение и обобщение знаний, контрольные работы – 2 часаГрафик проведения  лабораторных  работ по биологии в 9 классе Наименование темы Всего часов Лабораторные Из них работы Дата проведения Введение Молекулярный уровень Клеточный уровень Организменный уровень Популяционно­видовой уровень Экосистемный уровень Биосферный уровень Основы учения об эволюции Возникновение  и  развитие  жизни  на Земле Основы экологии Повторение    и    обобщение    знаний, контрольные работы итого 2 9 14 15 2 4 4 6 6 4 2 68 №1 №2 №3 №4 №5 №6 6 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Название раздела, темы уроков Основные понятия Контроль ЗУН Индивидуально­ дифференцирова нная работа л/р, пр/р, экскурсии Домашнее задание Введение (2ч.) Дата по план у факт ичес ки Примеч ания 1. 2. 3. 4. Биология  ­ наука о жизни Сущность  жизни и свойства живого. Биология *микология *бриология *альгология *палеоботаника *биотехнология *биофизика *биохимия *радиобиология Наука. Научный факт. Гипотеза. Теория. Жизнь Открытая система. Наследственность. Изменчивость. Фронтальный опрос устный Выписать определения в тетрадь Уровни организации живой природы Молекулярный уровень (9 ч.) Уровни природы. Молекулярный уровень организации живой Процессы, происходящие на молекулярном уровне; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Мономер Полимер Биополимер Проверка биологических терминов, тестирование тест    «Соотнеси термины понятия» и Углеводы Органические вещества клетки; Клетки, ткани, органы, богатые углеводами. Биологическую роль углеводов; Углеводы Фронтальный опрос устный выписать продукты, содержащие углеводы §1,2 §3 §1.1 §1.2Липиды Органические вещества клетки; Клетки, ткани, органы, богатые липидами Биологическую роль липидов. Липиды Гормоны Состав    и    строение    белков. уровни структурной организации Функции белков белковой молекулы. Белки (протеины, полипептиды). *Глобула *Денатурация тест­е «Углеводы» Работа карточкой с §1.3 Фронтальный опрос устный выписать продукты, содержащие белок §1.4, 1.5 . Нуклеиновые кислоты Нуклеиновые кислоты ДНК и РНК. Нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Виды молекул РНК и их функций. Строение молекул ДНК и РНК. тест­е «Белки» Выписать определения в тетрадь АТФ   и соединения клетки другие   органические Структурные компоненты и функцию АТФ. жирорастворимых и водорастворимых витаминов. биологическую роль АТФ; *роль витаминов в организме. Макроэргическая связь тест­е «Нуклеиновые кисло Работа карточкой с §1.6 §1.7 Биологические катализаторы. Вирусы Катализ Катализаторы Фермент Активный центр *Кофермент факторы, определяющие скорость химических реакций. Признаки живого. Капсид Паразит. цикл развития вируса. К/о урок по теме «Молекулярный уровень природы» организации живой биологический диктант Работа карточкой с Л.р. 1 §1.8 пероксида с «Расщеплени е водорода помощью ферментов, содержащихс я в   живых клетках» Фронтальный опрос устный Работа карточкой с §1.9 повт §1.1­1.8 тест­е по теме «Молекулярный уровень организации живой природы» тест­е – диф задания 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.12. 13. 14. 15. 16. 17. Клеточный положения клеточной теории. уровень. Основные Жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Цитология. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Клеточная мембрана Химический состав Органоиды Цитоплазма Пищеварительная вакуоль Ядро клетки. Хромосомный набор Ядро клетки. клетки. Хромосомный набор клетки. Диплоидный набор Гаметы Гаплоидный набор Гомологичные хромосомы *Кариотип Прокариоты Соматические клетки Эукариоты Хромосомы сеть. Органоиды Цитоплазма Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи Эндоплазматическая Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Пластиды. Митохондрии. Органоиды Цитоплазма Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Клеточный движения, клеточные включения центр, органоиды Клеточный центр Кристы Граны Цитоскелет Центриоль Тема 1.2. Клеточный уровень (14 ч.) Лабораторная работа № 2 «Рассматрив клеток ание растений и животных под микро­ скопом» §2.1 §2.2 §2.3 §2.4 §2.5 §2.6 письменный опрос Заполнение таблицы под руководством учителя Фронтальный опрос устный Заполнение таблицы под руководством учителя Фронтальный опрос устный обозначение органоидов клетки на рисунке биологический диктант Работа карточкой Фронтальный опрос устный Работа карточкой с сРазличия эукариот и прокариот. строении в клеток Прокариоты Анаэробы Ассимиляция Метаболизм. и диссимиляция. Этапы обмена веществ в организме; Роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Метаболизм Ассимиляция Диссимиляция Фермент . Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез и хемосинтез. Синтез Генетический код. Транскрипция. белков в этапы диссимиляции. Называть: вещества – источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Гликолиз Брожение Дыхание Способы питания, использование поглощаемых клеткой веществ. Автотрофы Фототрофы Хемотрофы Гетеротрофы клетке. ассимиляция, свойства генетического кода; роль и­РНК, т­РНК в биосинтезе белка. Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон Трансляция Синтез Трансляция. белков в клетке. Фронтальный опрос устный обозначение органоидов клетки на рисунке Фронтальный опрос устный Выписать определения в тетрадь Проверка биологических терминов тест термины понятия» «Соотнеси и §2.7 §2.8 §2.9 Фронтальный опрос устный Работа карточкой с §2.10 и 2.12 Фронтальный опрос устный Письменный ответ на вопрос §2.13 Работа с карточкой §2.13 18. 19. 20. 21. 22. 23.Деление клетки. Митоз. 24. Деление клетки Жизненный цикл клетки Интерфаза Митоз Редупликация Хроматиды Фронтальный устный опро Работа карточкой с §2.14 Повт Обобщающий «Клеточный уровень организации урок   по   теме Тестовая контрольная работа в 25. живой природы» нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц. Задания на нахождение ошибок в приведе тексте. тест­е Тема 1.3. Организменный уровень (15 ч.) 26. 27. Организменный Бесполое и половое размножение организмов. уровень Размножение. Основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. иологическое значение бесполого размножения. Гаметы Гермафродиты Выписать определения в тетрадь §3.1 и 3.2 Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Половые клетки Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом Терминологический диктан тест термины понятия» «Соотнеси и §3.2 и 3.3Индивидуальное организмов. закон. 28. развитие онтогенез, оплодотворение, Биогенетический эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; роста организма; начало и окончание постэмбриональное развития; виды постэмбрионального развития. Закономерности признаков,    установленных    Г. наследования Генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический признак, моногибридное  29. Менделем. Моногибридное метод, гомозигота, гетерозигота, скрещивание. доминантный  скрещивание, рецессивный признак. Составлять схему моногибридного скрещивания. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по устный индивидуальный и фронтальный опрос Работа карточкой Решение задач Работа карточкой с с Решение задач с помощью учителя §3.4 §3.5 §3.5 Доминантный признак  Изменчивость  Наследственность  Моногибридное скрещивание  Рецессивный признак Чистые линии Неполное Анализирующее скрещивание. доминирование. Механизм неполного доминирования.   Решение задач Генотип Гетерозигота Гомозигота Доминирование Решение задач с помощью учителя §3.6 чистоты Закон Цитологические закономерностей при моногибридном скрещивании. гамет. основы генотипу фенотип; наследования по схеме число типов гамет ,фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. Основные понятия Аллельные гены Генетика Ген  Гомозигота  Гетерозигота 30. 31.ФенотипДигибридное скрещивание. Сцепленное признаков. Закон Т. Моргана. наследование Генетика   пола.   Сцепленное   с полом наследование. Урок решения генетических задач Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость 32. 33. 34. 35. 36. 37. Механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Генотип Дигибридное скрещивание Полигибридное скрещивание Фенотип Гомологичные хромосомы, конъюгация. Причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании. Гомологичные хромосомы Локус гена Конъюгация Сцепленные гены аутосомы. типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы; Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы Изменчивость. ненаследственная изменчивость (модификации); нормы реакции признаков; зависимость проявления нормы реакции от условий окружающей среды. *Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции Изменчивость. Основные формы изменчивости; вещество, обеспечивающее явление наследственности; биологическую роль хромосом. Геном Изменчивость Мутации Мутаген Решение задач Решение задач с помощью учителя Решение задач Решение задач с помощью учителя Решение задач Решение задач с помощью учителя Решение задач Решение задач с помощью учителя Блиц­опрос Работа карточкой с Л.р.№3 «Выявление изменчивост и организмов». §3.7 §3.8 §3.10 Карт зад §3.11 Фронтальный опрос Работа карточкой с §3.12Полиплоидия Основы  селекции.  Работы  Н.И. Вавилова. Гомологический ряд Селекция Центры происхождения культурных расте Проверка биологических терминов тест «Соотнеси термины – понятия» 38. §3.13 Основные растений, методы животных 39. микроорганизмов. селекции Порода, сорт, биотехнология, штамм. и Методы селекции растений и животных. Обобщающий «Организменный организации живого». урок по 40. *Гетерозис Гибридизация *Депрессия Мутагенез теме Тестовая контрольная работа в уровень нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания – незаконченные предложения. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. Простейшие генетические задачи. Фронтальный опрос Работа карточкой с §3.14 пов главу 3 Тест­е Тест­е – диф задания вида. Вид,   его   критерии.   Структура Вид. Критерии вида Приводить примеры видов животных и растений. 41. Тема 1.4. Популяционно­видовой уровень (2 ч.) §4.1 Л.р. 4 «Изучение морфологиче ского критерия— Популяция существования вида. форма Популяция,  признаки популяций. Составлении е характеристики вида Составлении е характеристики вида (по образцу) Тема 1.5. Экосистемный уровень (4 ч.) вида» §4.2 Фронтальный устный опрос Выписать определения в тетрадь §5.1, 5.2 Сообщество. Биогеоценоз. Экосистема. Биоценоз, биогеоценоз, экосистема. естественных и  искусственных сообществ. Предмет изучения экологии; компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта ­ популяции; показатели структуры популяций   (численность, плотность, соотношение  групп  по полу и возрасту); свойства экосистемы. Состав и структура сообщества Трофический уровень Автотрофы Гетеротрофы Пищевая сеть Пищевая цепь Поток вещества Поток энергии Фронтальный устный опрос Работа карточкой с §5.3 5.4 §5.5 Продуктивность сообщества Саморазвитие экосистемы Продуктивность сообщества агроэкосистема агроценоз Проверка биологических терминов Экологическая сукцессия Типы сукцессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Различия между первичной и вторичной сукцессиями. Биологический диктант тест термины понятия» «Соотнеси и Работа карточкой с Тема 1.6. Биосферный уровень ( 4 ч.) и структура, Признаки биосферы; Биосфера свойства, закономерности. ее структурные компоненты и свойства биосферы. Биосфера Абиотические факторы Фронтальный устный опрос Выписать определения в тетрадь §6.1, 6.2 42. 43. 44. 45. 46. 47.Круговорот  веществ  и  энергии  в биосфере. Биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико­химического воздействия организмов на среду. Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гумус Антропогенное биосферу воздействие   на Влияние человека на биосферу Обобщающий «Популяционно­видовой уровень», уровень», «Биосферный уровень». «Экосистемный разного вида. урок   по   темам: Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий Задания с выбором ответа. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания – незаконченные предложения. Задания с использованием схем и рисунков. Проверка биологических терминов тест термины понятия» «Соотнеси и §6.3 Фронтальный устный опрос Работа карточкой с §10.2. Тестирование Тестирование – диф задания Развитие эволюционного учения. Изменчивость организмов Борьба Естественный отбор. за существование. Основы учения об эволюции ( 6 часов) эволюция. Предпосылки учения Ч. Дарвина. Эволюция Искусственный отбор Наследственная изменчивость, борьба за существование. основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Естественный отбор Искусственный  отбор Фронтальный устный опрос Выписать определения в тетрадь тест термины понятия» «Соотнеси и §7.1 7.2­7.3(сам­ но) §7.4, 7.5 Выписать определения в тетрадь §7.5 48. 49. 50. 51. 52. 53.эволюции: Приспособленность вида к условиям видов, окружающей среды. организмов к Адаптация (приспособленность вида к Проверка биологических терминов тест термины понятия» «Соотнеси и условиям окружающей среды) Фронтальный устный опрос Работа карточкой Фронтальный устный опрос Работа карточкой Сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Микроэволюция Макроэволюция Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. основные направления эволюции. роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч.) с с в Результаты многообразие приспособленность среде обитания. Искусственный отбор. Образование    видов    —    мик­ роэволюция. Макроэволюция Гипотезы происхождении жизни. и теории 54. 55. 56. 57. 58. 59. о Гипотеза. Этапы развития жизни. Доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Коацерваты Пробионты Развитие возникновении жизни. представлений о Основные  этапы  развития  жизни на Земле Краткая органического история мира. развития Автотрофы, гетеротрофы, аэробы, Развитие анаэробы, прокариоты, эукариоты. архее, протерозое и Ароморфоз 60. жизни   в палеозое. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Краткая органического история мира. 61. жизни в мезозое и кайнозое. развития Ароморфоз, идиоадаптация. Развитие Приводить примеры: растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; Фронтальный устный опрос Выписать определения тетрадь тест термины понятия» «Соотнеси и Заполнение таблицы под руководством учителя Заполнение таблицы под руководством учителя Заполнение таблицы под руководством учителя Фронтальный устный опрос Фронтальный устный опрос §7.6 §7.7 §7.8, 7.9 §8.1 §8.2, 8.3, §8.4 §8.4,8.5 8.6 §8.7,8.8идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. 62. 63. 64 урок   по Обобщающий «Эволюция органического мира», «Возникновение и развитие жизни на Земле». темам: Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Тестовая контрольная рабо Тестовая контрольная работа –диф задания Экология. (4 часа) Экология Экологические факторы. как наука. Предмет изучения экологии. экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные, условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приспособления органи­ змов к различным эколо­ гическим факторам Проверка биологических терминов Выписать определения в тетрадь тест «Соотнеси термины и понятия» 65 Взаимосвязь биогеоценозе. взаимодействия разных видов популяций в Типы взаимодействия Типы разных видов Фронтальный устный опрос Работа с карточкой численности Причины колебания численности 66 Колебания организмов 67 Уроки  обобщения 68 Контроль знаний Фронтальный устный опрос Работа с карточкой Обобщение пройденного материала тестирование Обобщение пройденного материала тестирование §9.1, 9.2 §9.3, 9.4 §9.5 §9.6 Л.р.5 «Выявление приспособле ний у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» Л. р. 6 «Выявление типов взаимодейст вия разных видов в конкретной экосистеме»