Рабочая программа по биологии для 5 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
5 кл
24.03.2019
Рабочая программа по биологии для 5 класса
В данной рабочей программе по биологии, разработанной в соответствии с требованиями по ФГОС, имеются пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного предмета, краткое содержание курса, календарно - тематическое планирование, учебно - методический комплекс. Программа поможет современному учителю реализовать свою деятельность на уроках.
био 5 кл .doc
Рабочая программа по биологии для 5 класса на 2018­2019 учебный год Учебник:  Самкова В.А., Рокотова Д.И. «Биология», 5 класс М.: Академкнига/Учебник, 2015 г. Учитель: Широкшина Ирина Александровна Пояснительная записка              Программа по биологии для   обучающихся 5 класса составлена на основе  Примерной рабочей   программы   по   учебному   предмету:   Биология.   5–9   кл.   :   учебно­   методическое пособие/В.И.   Лапшина,   Д.И.   Рокотова,   В.А.   Самкова,   А.М.   Шереметьева.   М.   : Академкнига/Учебник, 2015.       Нормативные документы  для составления рабочей программы: 1. Закон   Российской Федерации от 29.12.2012г №273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 05.03.2004 № 1089 «   Об   утверждении   федерального   компонента   государственных   стандартов   начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;  3.   Приказ  Министерства  образования и науки   РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений   в   федеральный   компонент   государственных   образовательных   стандартов начального   общего,   основного   общего   и   среднего   (полного)   общего   образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017 года N 629   «О   внесении   изменений   в федеральный   перечень   учебников,   рекомендуемых   к использованию   при   реализации   имеющих   государственную   аккредитацию образовательных   программ   начального   общего,   основного   общего,   среднего   общего образования,   утвержденный приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»;   5. Базисный   учебный   план   Брянской   области,   утверждённый     приказом   Департаментом образования и науки Брянской области для  5­8 классов на 2018­2019 учебный год;  6. Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №39 г. Брянска                  Цель  изучения   биологии:   социализация   обучающихся   как   вхождение   в  мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу   или   общность   —   носителя   ее   норм,   ценностей,   ориентаций,   осваиваемых   в процессе знакомства с миром живой природы;              Задачи изучения биологии:  обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки; обеспечить     развитие   познавательных   мотивов,   направленных   на   получение   знаний   о живой   природе;   познавательных   качеств   личности,   связанных   с   овладением   методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; обеспечить  овладение учебно­познавательными и ценностно­смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также   методологией   биологического   эксперимента   и   элементарными   методами биологических исследований;   обеспечить   формирование   у   обучающихся   познавательной   культуры,   осваиваемой   в процессе   познавательной   деятельности,   и   эстетической   культуры   как   способности эмоционально­ценностного отношения к живой природе и человеку; обеспечить  формирование экологического сознания Срок реализации программы – 1 год. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Планируемые результаты освоения учебного предмета      Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности,   и   включают   личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения предмета.                               Личностные результаты: —    Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь  разрушительная деятельность человека; —    соблюдение правил поведения в природе; —    осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к  окружающей среде; —    формирование любви к природе; —    развитие эстетического восприятия живой природы; —    формирование ответственного отношения к учению, труду; —    умение слушать и слышать другое мнение;    —    формирование основ экологической культуры.                        Метапредметные результаты —    проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; —    ставить учебную задачу под руководством учителя; —    составлять план выполнения учебной задачи; —    работать в соответствии с поставленной задачей; —    систематизировать и обобщать разные виды информации;  —    составлять простой и сложный план текста;  —    участвовать в совместной деятельности; —    работать с текстом параграфа и его компонентами; —    узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.                                               Предметные результаты: ­ основные методы биологических исследований;  ­ основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы;  ­ значение микроскопа для биологических исследований.  ­ что означает понятие «система»;  ­ взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений, происходящих в окружающей их среде;  ­ какие явления называют биологическими;  ­ уровни организации жизни;  ­ от чего зависит устойчивость биосферы; ­ структуру экосистем и популяций;  ­ что такое вид;  ­ в чем заключается воздействие экологических факторов на живые организмы;  ­ основные возрастные периоды в жизни человека.  ­ наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;  ­ современные точки зрения о происхождении человека;  ­ место человека в системе живой природы;  ­ сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.  ­ что такое биологическое разнообразие;  ­ почему необходимо сохранять биоразнообразие;  ­ какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие – к социальной;  ­ главные причины исчезновения видов;  ­ основные положения азбуки экологической культуры;  ­ почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.  ­ объяснять значение биологических знаний в жизни человека;  ­ объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;  ­ приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;  ­ описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.  ­ приводить примеры природных и искусственных систем;  ­ описывать особенности биологических систем;  ­ приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;  ­ доказывать единство организма и окружающей среды;  ­ описывать принципиальное строение клетки;  ­ давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;  ­ объяснять уникальные особенности вирусов.  ­ объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;  ­   находить   в   строении   своего   тела   особенности,   общие   для   всех   представителей   отряда приматов;  ­ приводить примеры биологических ритмов.  ­ объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;  ­ различать виды потребностей;  ­приводить   примеры,   подтверждающие,   что   организм   приспосабливается   к   изменяющимся условиям окружающей среды.       Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса «Биология 5 класс» используется УМК:   1.Самкова В.А., Рокотова Д.И., Биология 5 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник, 2015 г.  2. Лапшина В.И.Биология. 5класс: методическое пособие. М.:Академкнига/Учебник,2015 г.  3.Самкова В.А. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь. М.: Академкнига/Учебник, 2016 г.        Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 кл.: учебно­методическое пособие/ В.И.  Лапшина,  Д.И.  Рокотова,  В.А.  Самкова,  А.М. Шереметьева.   М.:  Академкнига/Учебник, 2015 г.  имеет несущественные изменения, связанные с изменением количества часов отводимых на   изучение   ряда   тем.   Для   проведения   практических   и   лабораторных   работ,   обобщения   и контроля знаний за счет резерва учебного времени (5 часов) увеличено количество часов на изучение некоторых тем. Содержание курса       Введение (1 ч) Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения. Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч)    Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего   мира.   Обязательное   условие   существования   человека   —   постоянный   обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.        Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.           Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.              Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого   природного   объекта;   изучение   модели;   перенос   полученной   информации   на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.             Приборы   и   инструменты,   необходимые   для   изучения   живой   природы.   Современные технологии   на   службе   биологии.   Микроскоп   как   величайшее   изобретение,   повлиявшее   на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели, научная фотография. Макросъемка.  Демонстрация.   Наглядные   пособия,   иллюстрирующие   связь   биологии   с   другими   науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп.  Биологические иллюстрации.      Лабораторные и практические работы:       Знакомство с оборудованием для научных исследований*.       Опыт с элодеей (работа в группе).       Измеряем рост (работа в группе). Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч) Системы   природные   (системы   живой   и   неживой   природы)   и   искусственные   (созданные человеком).   Элементы   (компоненты)   систем.   Взаимосвязь   элементов   системы.   Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.     Биологические   системы   —   живые   объекты   различной   сложности.   Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.   «Лестница   жизни».   Основные   уровни   организации   жизни:   молекулы,   клетки   и   ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.   Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ. Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.  Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции. Организм — неделимая единица живого мира, единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды.   Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.  Клетка   —   наименьшая   единица   живого   организма.   Основные   части   и   органоиды   клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.  Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. значение вирусов в природе и жизни человека. Демонстрация. Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.  Лабораторные и практические работы: Изучаем кожу (индивидуальная работа).  Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (6 ч)   Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений. Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека.  Происхождение   человека   от   древних   обезьяноподобных   млекопитающих   —   точка   зрения большинства   современных   ученых.   Роль   прямохождения   в   происхождении   человека. «Космическая» гипотеза. Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека   в   системе   живой   природы.   Ближайшие   родственники   человека.   Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.  Периодические   явления   в   живой   природе.   Ритмы   космические,   биологические   и экологические. Демонстрация. Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр   и   периодов.   Окаменелости,   отпечатки   растений   в   древних   породах.   Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.  Лабораторные и практические работы: Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах). Экскурсия №1: «Экскурсия в краеведческий музей». Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)    Биологическое   разнообразие   (биоразнообразие)   —   разнообразие   жизни   во   всех   ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие   экосистем,   необходимость   сохранения   биоразнообразия.   Конвенция   о биологическом  разнообразии.  22 мая  —  Международный  день  биологического   разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.        Среда,   окружающая   человека:   природная,   социальная.   Взаимодействие   человека   и окружающей   среды:   непрерывный   обмен   веществом,   энергией   и   информацией.   Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.    Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.       Отрицательные   качества,   которые   свойственны   современному   человеку.   Азбука   экологической культуры.  Демонстрация.  Изображения животных, вымерших за последние 200 – 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу. Резервное   время   —   5   ч.   –  распределено   по   всем   темам   для   уроков   –   обобщения   и систематизации знаний. Календарно­тематическое планирование по учебнику «Биология. 5 класс. В.А. Самкова , Д.И. Рокотова» (35 ч, 1 ч в неделю) № п/п Раздел, тема,  урок Раздел. Введение.  1. Тема 1. Человек изучает живую природу. Величайшее чудо на планете. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. В поиске ответов на вопросы: как человек познаёт мир природы. Биология – наука для всех. Какие научные методы используют биологи? П/Р№1:Измеряем рост (работа в группе). Наблюдение и эксперимент в биологии. П/Р№2: Опыт с элодеей (работа в группе).  С какой целью в биологии используется моделирование? Какое оборудование необходимо биологу? П/Р№3:Знакомство с оборудованием для научных исследований. Биологические иллюстрации, рисунки, фотографии, компьютерные  модели. Обобщающий урок по теме: «Человек изучает живую природу». 9. Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни». 10. 11. 12. 13. 14. 15. «Невозмутимый строй во всём», или Что такое система? Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты. Экосистемы – живая мозаика планеты. Вид – единица живого мира. Дата Кол­ во часов 1  8 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Популяция – это «население». Организм, особь, индивид. «Нити жизни»: организм в окружающей среде. Как растут и развиваются организмы. Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и  космическим кораблём? Из каких тканей «сотканы» живые организмы?  П/Р№4:Изучаем кожу (индивидуальная работа).  На границе живого и неживого: вирусы. Обобщающий урок по теме: «По ступеням «Лестницы жизни». 22. 23. Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое.  16. 17. 18. 19. 20. 21. 24. 25. 26. 27. 28. По страницам истории жизни.  Экскурсия №1: «Экскурсия в краеведческий музей». Следы былых биосфер: как учёные узнают о прошлом Земли.  П/Р№5:Изучение мела под микроскопом (работа в группах). Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Периодические явления в живой природе: как связаны космические и  биологические ритмы. Обобщающий урок  по теме: «Жизнь на Земле — явление космическое». 29. Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Что такое «биологическое разнообразие?» Какая среда необходима человеку? Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? Кто отвечает за Землю? Обобщающий урок по теме: «Жизнь на Земле — явление космическое». Итоговый урок по курсу: «Биология. 5 класс» 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2019