Рабочая программа по биологии для 8 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
28.01.2019
Рабочая программа по биологии для 8 класса
Рабочая программа по биологии для профильного уровня, рассчитанная на 3 часа в неделю, за учебный год 105 часов. Программа рассчитана на класс, который углубленно изучает предметы естественно-научного цикла, и в старшей школе будет профильным. УМК Пономаревой И.Н., желательно наличие рабочих тетрадей
8 класс - профильный уровень.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Пояснительная записка              Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа: ● Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (ФК ГОС); ● Примерная программа основного общего образования по биологии; ● Программы   авторского   коллектива   под   руководством   И.Н.   Пономаревой     (Сборник   программ   по   биологии   для   общеобразовательных   школ, гимназий и  лицеев ­ М., «Дрофа»,  2012  г.), ● Образовательная программа  ● Учебный план                                              Содержание учебного предмета  Введение (1 ч) Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний о строении и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных. 1. Общий обзор организма человека (11 ч) Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный. Клетка   и   ее   строение:   ядро   и   цитоплазма,   хромосомы   и   гены.   Органоиды   клетки:   клеточная   мембрана,   эндоплазматическая   сеть,   рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр. Химический состав клетки. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества — белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты; ДНК и РНК. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. Деление клеток, их рост и развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости. Основные ткани животных и человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная. Их разновидности. Строение нейрона: тело нейрона, дендриты, аксон, синапсы. Процессы возбуждения и торможения как необходимые условия регуляции. Передача информации через синапс. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга: рецептор, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны и рабочий орган. Органы, системы органов, организм. Демонстрации. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода. Лабораторная  работа № 1. Строение животной клетки Лабораторная  работа № 2. Ткани Лабораторная работа № 3. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека Практическая работа № 1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение Требования к уровню подготовки обучающихся по 1 разделу. Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: систематическое положение вида человек разумный, место человека в живой природе, биосоциальную природу человека, строение клетки, краткие сведения о строении и функциях основных тканей, основные процессы жизнедеятельности клетки, расположение основных органов в организме человека ­ на повышенном уровне: соответствие   строения   тканей   выполняемым   функциями,   взаимосвязь   органов   и   систем   органов   как   основа   целостности   организма,   уровни организации организма, нервно­гуморальная регуляция деятельности организма. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: пользоваться микроскопом, распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов; ­ на повышенном уровне: распознавать на микропрепаратах разные виды тканей, обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей. 2. Опорно­двигательная система (12 ч) Кости, мышцы, сухожилия — компоненты опорно­двигательной системы. Их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей, их форма и функция. Рост трубчатых костей в длину и в ширину. Внутреннее строение кости: надкостница, компактное и губчатое вещество, костномозговая полость. Красный и желтый костный мозг. Роль красного костного мозга в кроветворении. Основные   отделы   скелета:   череп,   скелет   туловища,   скелет   конечностей.   Строение   позвонков,   позвоночник,   их   функции.   Особенности   скелета человека. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Мышцы антагонисты   и   синергисты.   Энергетика   мышечных   сокращений.   Утомление   мышц   при   статической   и   динамической   работе.   Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно­двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Условия возникновения тренировочного эффекта. Распределение физической нагрузки в течение дня: утренняя зарядка, уроки физкультуры, спорт. Демонстрации. Самонаблюдения, выявляющие роль костей плечевого пояса в движении руки вверх и вращении лучевой кости вокруг локтевой при поворотах   кисти   ладонью   вниз.   Утомление   при   статической   и   динамической   работе.   Приемы   определения   правильности   осанки   и   наличия плоскостопия. Наложение шины на предплечье и фиксация его подручными средствами. Модельный опыт: сравнение прочности двух одинаковых бумажных листов, один из которых свернут в трубку. Лабораторная работа № 4. Строение костной ткани Лабораторная работа № 5. Состав костей. Лабораторная работа № 6. Изучение внешнего вида отдельных  костей Лабораторная работа № 7.Выявление влияния статической и динамической работы на усталость мышц Практическая работа № 2. Проверяем правильность осанки Практическая работа № 3. Есть ли у вас плоскостопие? Практическая работа № 4. Гибок ли ваш позвоночник Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: значение опорно­двигательной системы, скелет человека, его отделы, типы соединения костей, виды костей, рост костей, мышцы, их функции, влияние ритма и нагрузки на работу мышц, утомление, роль физических упражнений для опорно­двигательной системы, повреждения скелета; ­ на повышенном уровне: сходство скелетов человека и животных, особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением, микроскопическое строение костей, основные группы мышц тела человека, работа мышц: статическая и динамическая, роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: показывать отделы скелета и отдельные кости, узнавать типы мышечной ткани, оказывать первую помощь при травмах, уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие;  ­ на повышенном уровне: распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани, обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией. 3. Кровь и кровообращение (12 ч) Кровь, тканевая жидкость и лимфа — компоненты внутренней среды. Их кругооборот и взаимосвязь. Состав крови: плазма и форменные элементы — эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Роль тромбоцитов в свертывании крови. Транспортировка кислорода и углекислого газа эритроцитами. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь. Лейкоциты, их строение и функция. И. И. Мечников, открытие фагоцитоза. Процессы воспаления. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Э. Дженнер и Л. Пастер. Изобретение вакцин и лечебных сывороток. Иммунитет пассивный и активный, естественный и искусственный. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение сердца. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Венозные клапаны. Большой и малый круг кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам, разность давления в начале и в конце пути; артериальное давление крови и  способы его измерения; верхнее и нижнее АД; гипертония и гипотония, их причины. Изменения при инфаркте     миокарда.     Экологические     и     социальные причины, нарушающие работу сердечно­сосудистой   системы.   Пульс.   Перераспределение   крови   в   организме.   Регуляция   работы   сердца   и   сосудов.   Автоматизм   сердечной деятельности.   Рефлекторная   регуляция   сердечной   деятельности   со   стороны   центральной   нервной   системы.     Гуморальная   регуляция.   Влияние мышечной   нагрузки   на   сердце   и   сосуды.   Значение   тренировки   сердца.   Функциональные   сердечно­сосудистые   пробы   как   средство   личного самоконтроля. Первая помощь при капиллярных, венозных и артериальных кровотечениях. Наложение жгута при травмах конечностей. Первая помощь при носовых кровотечениях. Демонстрации. Измерение артериального давления с помощью тонометра и фонендоскопа; приемы наложения закрутки. Лабораторная  работа № 8. Изучение микроскопического строения крови  Практическая работа № 5. Подсчет пульса Практическая работа № 6.Измерение кровяного давления Практическая работа № 7.Изучение приемов остановки кровотечения Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: состав   внутренней   среды   организма,   значение   крови   и   кровообращения,   состав   крови,   иммунитет,   СПИД,   группы   крови,   переливание   крови, инфекционные   заболевания   и   меры   борьбы   с   ними,   органы   кровообращения,   строение   сердца,   круги   кровообращения,   виды   кровотечений, предупреждение сердечно­сосудистных заболеваний, влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды; ­ на повышенном уровне: взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма, свойства крови, состав плазмы, особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями, резус­фактор, донорство, виды иммунитета, роль Дженнера, Пастера, Мечникова в создании учения об иммунитете, особенности строения сосудов, работа сердца, движение крови по сосудам, кровяное давление, нервно­гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов, лимфообращение. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: распознавать   клетки   крови   на   рисунках,   определять   пульс,   оказывать   первую   помощь   при   кровотечениях,   соблюдать   правила   общения   с инфекционными больными, выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно­сосудистую систему;  ­ на повышенном уровне: сравнивать строение клеток крови человека и других животных, определять кровяное давление. 4. Дыхание (6 ч) Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Очищение и согревание воздуха в носовой полости. Носоглотка, глотка, гортань. Голосовые связки, их роль в голосообразовании и речи. Трахея и главные бронхи. Строение легких: легочная плевра, бронхиальное дерево, альвеолы. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхательных движений. Функция дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких — болезни, передающиеся через воздух. Палочка Коха — возбудитель туберкулеза. Рак легких. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний.  Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Подверженность органов дыхания воздействиям химического, бактериального, вирусного загрязнения воздуха. Аллергия. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью. Укрепление   органов   дыхания.   Дыхание   тренированного   и   нетренированного   человека.   Жизненная   емкость   легких,   ее   измерение.   Дыхательная гимнастика. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Первая помощь при электротравмах. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Лабораторная работа № 9. Определение частоты дыхания Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: значение дыхания, строение и функции органов дыхания, жизненная емкость легких, инфекционные болезни: грипп, туберкулез, гигиена органов дыхания, вредное влияние курения на органы дыхания, приемы искусственного дыхания; ­ на повышенном уровне: особенности   строения   дыхательных  путей   в  связи  с  их   функциями,  дыхательные   движения,  газообмен  в  легких  и  тканях,  нервно­гуморальную регуляцию дыхания, взаимосвязи органов дыхания с другими системами органов, охрана воздушной среды. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: показывать на рисунках и таблицах органы дыхания, владеть приемами искусственного дыхания;  ­ на повышенном уровне: обосновывать взаимосвязь строения с функциями, выявлять факторы, вызывающие болезни органов дыхания. 5. Пищеварение (8 ч) Значение   питания.   Пищевые   продукты   и   питательные   вещества:   белки,   жиры,   углеводы,   витамины,   вода,   минеральные   соли.   Пища   как   важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов. Значение   пищеварения.   Система   пищеварительных   органов:   пищеварительный   тракт   (ротовая   полость,   глотка,   пищевод,   желудок,   кишечник); пищеварительные железы (слюнные, желудочные, поджелудочная железа, печень, кишечные железы). Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов, смена выпадающих зубов на постоянные. Уход за зубами. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание. Функция надгортанника и язычка в защите дыхательных путей от попадания в них пищи. Глоточные миндалины, их функция. Пищеварение в желудке. Действие ферментов желудочного сока на белки. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке под действием сока поджелудочной   железы   и   желчи   печени.   Действие   кишечного   сока   на   пищу.   Конечные   продукты   переваривания   белков   (аминокислоты),   жира (глицерин   и  жирные  кислоты),  углеводов  (глюкоза  и  простые  сахара).  Всасывание.  Строение  и  функции  ворсинки.  Роль  толстого  кишечника  в пищеварении. Наиболее опасные болезни кишечника в пищеварении. Наиболее опасные болезни печени, желчного пузыря, воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением. Регуляция   пищеварения.   Голод   и   насыщение.   Безусловные   и   условные   слюноотделительные   рефлексы.   Их   торможение.   Питание   и   здоровье. Инфекционные заболевания органов пищеварения: холера, дизентерия и др. Возбудители и переносчики этих заболеваний. Меры профилактики: борьба с мухами, тараканами, соблюдение правил личной гигиены. Профилактика глистных заболеваний. Меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи. Правила хранения и использования пищевых продуктов. Демонстрации. Челюстной аппарат на черепе.  Лабораторная работа № 9. Действие ферментов слюны на крахмал. Лабораторная работа № 10.Изучение действия ферментов желудочного сока на белки. Практическая работа № 8. Измерение массы и роста тела Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: пищевые  продукты,  питательные  вещества,  строение  и  функции  органов  пищеварения,  зубы,  виды  зубов,  пищеварительные  железы,  всасывание, гигиена питания, предупреждение желудочно­кишечных заболеваний, влияние никотина и алкоголя на пищеварение; ­ на повышенном уровне: методы изучения пищеварения, пищеварительные ферменты, их значение, внутреннее строение зуба, роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения, функции пищеварительных желез, регуляция процессов пищеварения. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: показывать на рисунках органы пищеварения, владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях;  ­ на повышенном уровне: обосновывать взаимосвязь строения с функциями, определять топографию органов пищеварения. 6. Обмен веществ и энергии (4 ч) Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Обменные процессы в организме. Подготовительная стадия обмена, клеточная стадия обмена и заключительная стадия обмена. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания и их связь с энергетическими тратами организма. Основной и общий обмен. Энергоемкость питательных веществ. Определение норм питания в зависимости от возраста, пола, физической активности. Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Куриная слепота при авитаминозе А, болезнь бери­бери при авитаминозе В,, цинга при авитаминозе С, рахит при авитаминозе D. Гиповитаминозы этих витаминов. Сохранение витаминов в пище. Витамины­антиоксиданты. Водо­ и жирорастворимые витамины. Демонстрации. Витаминные препараты.  Практическая работа № 9. Определение норм рационального питания Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: общая характеристика обмена веществ и энергии, пластический обмен, энергетический обмен и их значение, значение для организма белков, жиров, углеводов,   воды   и   минеральных   солей,   влияние   никотина   и   алкоголя   на   обмен   веществ,   витамины,   способы   сохранения   витаминов   в   пищевых продуктах, рациональное питание, режим питания школьников; ­ на повышенном уровне: взаимосвязь пластического и энергетического обмена, обмен воды и минеральных солей, обмен органических веществ, роль витаминов в обмене веществ, нормы питания. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: применять правила гигиены на практике;  ­ на повышенном уровне: составлять суточный рацион питания. 7. Выделение (3 ч) Значение выделения. Удаление продуктов обмена легкими, почками, потовыми железами. Органы мочевыделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Строение почки. Нефроны, их функции. Корковое и мозговое вещество почки, почечные пирамиды, образование мочи. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды: выведение продуктов обмена и ревизия веществ, всосавшихся в ворсинках кишечника. Регуляция работы почек. Предупреждение   заболеваний   почек.   Восходящая   и   нисходящая   инфекции.   Нарушение   диеты   и   экологическая   загрязненность   воды   и   пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Гигиеническая оценка питьевой воды. Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: значение выделения, органы мочевыделительной системы, профилактика заболеваний почек; ­ на повышенном уровне: микроскопическое строение почек, образование первичной и вторичной мочи. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы;  ­ на повышенном уровне: обосновывать гигиенические правила. 8. Кожа и теплорегуляция (4 ч) Барьерная роль кожи. Строение кожи: эпидермис, дерма, гиподерма. Потовые и сальные железы, сосуды кожи, ее рецепторы, их функции. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи: жирная, сухая, нормальная. Уход за кожей. Нарушения   кожных   покровов   и   повреждения   кожи,   погрешности   в   диете,   несовершенство   гормональной   регуляции,   контакт   с   аллергенами, гиповитаминозы как причины кожных болезней. Травмы: первая помощь при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи. Чесоточный зудень — возбудитель чесотки. Роль кожи в теплорегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Поддержание постоянства температуры тела регуляцией теплообразования и теплоотдачи. Гигиена одежды. Демонстрации. Теплорегуляция на примере электрического утюга, снабженного теплорегулятором с датчиком и контрольной лампочкой. Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: строение и функции кожи, роль кожи в терморегуляции, закаливание организма, первая помощь при поражении кожи, гигиенические требования к одежде и обуви; ­ на повышенном уровне: взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями, механизм образования тепла. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: распознавать на рисунках слои и структурные элементы кожи, оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах,  обморожениях и ожогах;  ­ на повышенном уровне: устанавливать связи функций кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов, обосновывать гигиенические правила. 9. Гормональная регуляция (3 ч) Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Гормоны надпочечников: адреналин и норадреналин. Их влияние на сердце, сосуды, печень. Роль   вегетативной   нервной   системы   и   желез   внутренней   секреции   в   адаптации   организма   к   новым   экологическим   условиям   и   нагрузкам. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функция. Повышение тонуса симпатического подотдела и активизация надпочечников, выделяющих адреналин и норадреналин, при попадании организма в неблагоприятные   условия   и   при   выполнении   тяжелой   работы.   (Повышение   тонуса   парасимпатической   системы   и   выделение   гормона   инсулина поджелудочной железой при возвращении организма к состоянию покоя.) Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Связь гипофиза с нервной системой. Гормон роста. Гипофизарные карлики и великаны. Щитовидная железа, влияние ее гормонов на рост, развитие и обмен веществ организма. Болезни щитовидной железы, вызванные нехваткой йода в почве.   Гипофункция   щитовидной   железы:   заболевание   детей   кретинизмом,   взрослых   —   слизистым   отеком.   Гиперфункция   щитовидной   железы: базедова болезнь. Учет экологических факторов при профилактике заболеваний щитовидной железы в неблагополучных по содержанию йода в почве районах. Роль   гормонов   надпочечников,   гипофиза   и   щитовидной   железы   в   стимуляции   полового   созревания.   Развитие   половых   желез   и   выделение   ими гормонов, определяющих появление вторичных половых признаков. Роль   гормона   поджелудочной   железы   инсулина   в   регуляции   постоянства   глюкозы   в   крови.   Заболевание   сахарным   диабетом   при   гипофункции поджелудочной железы. Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме; ­ на повышенном уровне: отличие гуморальной регуляции функций в организме от нервной. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: находить на таблице железы внутренней секреции;  ­ на повышенном уровне: сравнивать гормоны, витамины и ферменты, как биологически активные вещества. 10. Нервная система (7 ч) Значение нервной системы, ее строение и функция. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Отходящие от спинного мозга нервы и прилегающие к нему нервные узлы: спинномозговые узлы и узлы симпатического ствола. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга, кора и ядра головного мозга. 12 пар отходящих нервов. Отделы головного мозга, их строение и функции: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария головного мозга. Доли головного мозга и зоны коры   больших   полушарий:   двигательная,   кожно­мышечная,   зрительная,   слуховая,   обонятельная,   вкусовая.   Роль   лобных   долей   в   организации произвольных действий. Речевые центры коры. Демонстрации. Рефлексы продолговатого мозга: мигательный, глотательный.  Функции мозжечка: координация целевых движений (пальценосовая проба), противодействие силам, вызывающим помехи (инерция). Тонические рефлексы мозжечка и среднего мозга (проба Ромберга). Лабораторная работа № 11. Изучение строения головного мозга человека по муляжам Практическая работа № 10. Штриховое раздражение кожи Практическая работа № 11. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: значение нервной системы, отделы нервной системы, строение и функции спинного мозга, строение и функции головного мозга, факторы, нарушающие функции нервной системы, органы чувств и их значение, строение и функции органов зрения и слуха, гигиена зрения, предупреждение нарушений слуха; ­ на повышенном уровне: особенности   строения   отделов   нервной   системы,   особенности   строения   головного   мозга   в   связи   с   социальным   поведением,   вегетативная   и соматическая нервные системы, анализаторы, взаимодействие анализаторов, органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга, узнавать на моделях части органов зрения и слуха;  ­ на повышенном уровне: составлять схемы зрительных и слуховых восприятий,  объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций. 11. Органы чувств и анализаторы (9 ч) Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Заболевания   и   повреждения   глаз.   Близорукость   и   дальнозоркость,   их   предупреждение.   Гигиена   зрения.   Первая   помощь   при   повреждении   глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт. Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение. Органы   равновесия:   вестибулярный   аппарат.   Строение   и   функции   мешочков   и   полукружных   каналов.   Органы   осязания,   обоняния,   вкуса   и   их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов. Демонстрации.  Выявление палочкового зрения; зрительных иллюзий. Тест на выявление функциональной выносливости вестибулярного аппарата. Приемы определения запаха неизвестных веществ. Лабораторная работа № 12. Изучение изменения размера зрачка Практическая работа № 12. Проверьте ваш вестибулярный аппарат Практическая работа № 13.Раздражение тактильных рецепторов Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: органы чувств и их значение, строение и функции органов зрения и слуха, гигиена зрения, предупреждение нарушений слуха; ­ на повышенном уровне: анализаторы, взаимодействие анализаторов, органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: узнавать на моделях части органов зрения и слуха;  ­ на повышенном уровне: составлять схемы зрительных и слуховых восприятий,  объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций. 12. Поведение и психика (9 ч) Врожденные   формы   поведения:   безусловные   рефлексы,   инстинкты,   запечатление   (импринтинг).   Приобретенные   формы   поведения:   условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Закономерности работы головного мозга. Открытие И. М. Сеченовым центрального торможения. Многоуровневая организация работы головного мозга.   И.   П.   Павлов,   А.   А.   Ухтомский.   Безусловное   и   условное   торможение.   Явление   доминанты.   Закон   взаимной   индукции   возбуждения— торможения. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна: медленный и быстрый сон. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Преодоление зависимости человека от окружающей среды, ее относительность. Деятельность человека — глобальный экологический фактор. Результаты ее давления на природную среду. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле. Труд и культура — основное завоевание человечества. Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Волевые процессы: осознание потребностей, борьба побуждений, определение целей и выбор способа действия, осуществление задуманного поступка, оценка результатов и их коррекция. Качества воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции (смех, плач), эмоциональные состояния (настроение, стресс, депрессия), эмоциональные отношения (чувства в узком смысле), их зарождение, развитие, угасание и переключение. Внимание: непроизвольное и произвольное. Колебание внимания. Рассеянность и сосредоточенность. Переключение внимания. Работоспособность: врабатывание, стадия оптимальной работоспособности, стадия истощения. Режим дня. Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям. Личность и ее особенности: становление личности, темперамент, характер, интересы и склонности. Выбор профессии. Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера. Демонстрации.  Безусловные рефлексы человека: выработка условного рефлекса у человека на базе речевого подкрепления; получение навыка зеркального письма (переделка динамического стереотипа). Двойственные изображения, иллюзии установки (доминанта А. А. Ухтомского); иллюзия стрелок, контраста, перспективы и др. (репродукция картины И. И. Левитана «Омут»). Тесты на проверку наблюдательности, внимания, памяти и консерватизма мышления. Практическая работа № 14. Перестройка динамического стереотипа Практическая работа № 15. Изучение внимания в разных условиях Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: общая   характеристика   ВНД,   характеристика   условных   и   безусловных   рефлексов,   понятие   о   речи,   мышлении,   внимании,   памяти,   эмоциях   как функциях мозга, значение сна, гигиена умственного и физического труда, режим дня школьника, вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему; ­ на повышенном уровне: роль И. Сеченова и И. Павлова в создании учения о ВНД, образование и торможение условных рефлексов, их биологическое значение, социальная обусловленность поведения человека, изменение работоспособности в трудовом процессе, профилактика нервно­психических расстройств. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: применять упражнения по тренировке внимания и памяти, составлять режим дня школьника;  ­ на повышенном уровне: сравнивать условные и безусловные рефлексы, вырабатывать условные рефлексы у домашних животных. 13. Индивидуальное развитие организма (10 ч) Половые и возрастные особенности человека. Пол будущего ребенка. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская половая система. Развитие яйцеклетки. Менструальный цикл: овуляция, менструация. Мужская половая система. Сперматогенез, поллюции. Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Нецелесообразность ранних браков, опасность абортов, бесплодие, его общебиологическое и социальное значение. Планирование семьи. Охрана материнства и детства. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным. Развитие после рождения. Изменение пропорций тела. Динамика роста и развития. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.  Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Алкогольный синдром плода. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Забота о старости — общечеловеческий долг каждого гражданина и обязанность государства. Демонстрации. Филиппинский тест. Практическая работа № 16. Определение типа темперамента. Практическая работа № 17. Анализ и оценка факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Практическая работа № 18. Оценка уровня тревожности Практическая работа № 19. Тест КОС Обучающиеся должны знать: ­ на базовом уровне: система   органов   размножения,   оплодотворение   и   внутриутробное   развитие,   рождение   ребенка,   рост   и   развитие   ребенка,   характеристику подросткового периода, вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство; ­ на повышенном уровне: основные этапы внутриутробного развития,  изменения), условия правильного развития биосоциального существа. Обучающиеся должны уметь: ­ на базовом уровне: выделять факторы, влияющие на здоровье потомства;  ­ на повышенном уровне: составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей. Итоговое тестирование. периоды развития ребенка после рождения и их характеристика (физиологические и психические Планируемые результаты обучения Обучающиеся должны называть:  ● общие признаки организма человека. Характеризовать: ● обмен веществ и превращение энергии; ● роль ферментов и витаминов в организме; ● питание, дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в организме человека; ● иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; ● размножение, рост и развитие развития человека. Обосновывать: ● взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; ● родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; ● особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью; ● роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека; ● влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека;  ● вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; ● меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия. Распознавать: ● клетки, ткани, органы и системы органов человека. Применять знания: ● о   строении   и   жизнедеятельности   организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм,  профилактики травм, заболеваний. Делать выводы: ● о происхождении человека от животных. Соблюдать правила: ● рассматривания микропрепаратов под микроскопом; ● здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены. Используемый УМК: 1. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана­ Граф, 2011. 2. Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология 8 класс: рабочая тетрадь № 1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. ­ М.: Вентана­ Граф, 2011. Электронные издания 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг.  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.  1. 2. 3. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.  4. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. Анатомия и физиология человека. – «Просвещение», 2002 г. 5. Тренажёр по биологии. Пособие к экзамену. 18 вариантов ЕГЭ. – «Меридиан», 2001­2004 гг.                                                                    Углубленный уровень Календарно­­тематическое планирование уроков биологии в 8 классах № Тема урока Тип урока Кол­ во часов Введение.  Биологическая и  социальная природа человека.  Инструктаж по т/б 1 Вводный урок 1. Организм человека. Общий обзор – 11 часов Науки об организме человека 1 Урок  1. 2. Характеристика деятельности учащихся  или виды учебной деятельности Введение – 1 час Коллективная,  индивидуальная Планируемые результаты освоения материала Домашнее задание Дата проведения Объяснять роль биологии в  практической деятельности людей  и самого ученика С.3­5 план фак т сент Коллективная, Приводить примеры рудиментов и  П. 1, РТ З. 1, 2 сент 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Структура тела. Место  человека в системе  органического мира  Клетка: строение, хим.состав Лабораторная работа «  Строение животной  клетки» Жизнедеятельность и  размножение клеток Ткани Лабораторная работа  «Ткани»  Системы органов в организме.  Уровни организации организма.  Нервная и гуморальная  регуляция 10. Лабораторная работа  «Распознавание на таблицах  органов и систем органов  человека» 11. Практическая работа  «Получение мигательного  рефлекса и условий,  вызывающих его  1 1 1 1 1 1 1 1 индивидуальная атавизмов у человека ознакомления с новым  материалом Комбинированн ый урок Комбинированн ый урок Урок  комплексного  применения  ЗУН Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Доказывать принадлежность  человека к типу хордовые, классу  млекопитающие, отряду приматы Закрепление знаний о клеточном  строении организма Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма Характеризовать сущность  процессов обмена веществ, роста,  возбудимости, деления клетки  Знать термины: ткань, орган,  основные виды тканей, их  функции, продвинутый:  распознавать ткани и органы Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма Знать термины: система органов,  организм; функции основных  физиологических систем и органов Распознавать на таблицах и  описывать органы и системы  органов человека П 2, РТ  З.  №.  4,5 П 3,  РТ №6­ 10,13 Оформить л/р сент сент сент П.3, РТ № 9,13 сент П 4, РТ №14 сент Оформить ЛР сент П 5, РТ  №15,17,  сент Оформить л/р  в тетради сент Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма Подготовиться к зачету, РТ   № 18. Задания  на стр 32­33  сент Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Урок  комплексного  применения  ЗУН Комбинированн ый урок Урок  комплексного  применения  ЗУН Урок  комплексного  применения  ЗУН Индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Индивидуальная Коллективная,  индивидуальная торможение» 12. Зачет «Общий обзор  организма человека» 1 Урок проверки  и коррекции  знаний и  умений индивидуальная Разноуровневые задания 2. Опорно­двигательная система  ­ 12 часов         13. Скелет. Строение, состав 14. Лабораторная работа  «Строение костной ткани»,  «Состав костей» 15. Типы соединения костей 16.  Скелет головы и туловища 17. 18. Скелет конечностей Лабораторная работа  «Изучение внешнего вида  отдельных костей»  Первая помощь при  растяжении связок, вывихах  суставов, переломах костей 19.  Мышцы. Работа мышц. 1 1 1 1 1 1 1 Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная индивидуальная Урок  комплексного  применения  ЗУН Комбинированн ый урок Определять значение аппарата  опоры и движения, строение и  функции скелета человека,  распознавать части опорно­ двигательного аппарата Устанавливать взаимосвязь между  строением и функциями костей Коллективная,  индивидуальная Называть функции опорно­ двигательной системы Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн Коллективная,  Определять значение аппарата  опоры и движения, строение и  функции скелета человека,  распознавать части опорно­ двигательного аппарата Определять значение аппарата  опоры и движения, строение и  функции скелета человека,  распознавать части опорно­ двигательного аппарата Знать виды травм скелета, их  признаки,  уметь оказывать  последовательные действия первой помощи Познакомиться с особенностями  учебника  «проверьте  себя Повторить   отделы  скелета сент П 6, РТ №№  19­25 окт Оформить л/р  в тетради П.6, РТ № 20­ 21 П 7, РТ №26­ 29 окт окт окт П 8, РТ 30,  оформить ЛР окт П 9, РТ № 31­ 32. окт П 10, РТ  окт 20. Лабораторная работа  «Выявление влияния  статической и  динамической работы на  утомление мышц» 21. Нарушение осанки и  плоскостопие 22. Практические работы  «Проверяем правильность  осанки», «Есть ли у вас  плоскостопие?», «Гибок ли  ваш позвоночник?» Развитие ОДС 23. 24. Зачет «ОДС» 1 1 1 1 1 ый урок индивидуальная индивидуальная Урок  комплексного  применения  ЗУН строения и свойствами мышечной  ткани Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма №38,39,  оформить ЛР П.11,  Оформить л/р Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Выявить условия развития костей и мышц, причины возникновения  искривления позвоночника и  плоскостопия П 12,  проверить  правильность  осанки (с 59),  наличие  плоскостопия  (с 61),  гибкость  позвоночника  (с 62) Рт № 40­ 43 окт окт Урок  комплексного  применения  ЗУН Коллективная,  индивидуальная Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма Оформить п/р окт Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Знать о связи строения и функций  скелета и мышц, черты сходства и  различия в аппарате опоры и  движения человека и зверей п.13, записи в  тетради, РТ  44­47 Урок контроля  и оценки знаний Коллективная,  индивидуальная Разноуровневые задания Задания  «проверь  себя» СТР 66­ 67 окт окт 3. Кровь. Кровообращение – 12 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25.  Внутренняя среда организма и  её значение 26. Лабораторная работа  «Изучение  микроскопического строения крови» 27. Иммунитет  28.  Тканевая совместимость и  переливание крови. 29. Строение и работа сердца.  30. Круги кровообращения 31. Движение  лимфы  32. 33. Движение крови и лимфы по  сосудам Регуляция работы сердца и  кровеносных сосудов.  Практические  работы   «Подсчёт пульса»,  «Измерение кровяного  давления» Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Урок  комплексного  применения  ЗУН Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Индивидуальная Комбинированн ый урок Урок  комплексного  применения  ЗУН Иметь представление о внутренней  среде организма, об особенностях и значениях тканевой жидкости Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма Знать, что такое иммунитет, виды  иммунитета,  механизм иммунитета Знать группы крови и резус­ фактор, правила переливания  крови Причина неутомимости сердца,  стадии сердечного цикла,  регуляция работы сердца Знать аорта, артерии, капилляры,  вены, устанавливать связь между  строением и функциями  кровеносных сосудов Знать  значение процесса движения  лимфы Знать что, такое кровяное  давление, причины его изменения Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма П 14, РТ 48­51 нояб Оформить л/р нояб П 15, РТ 53­57 нояб П 16, РТ 58, 59 нояб П 17, РТ 61­64 нояб П 17, РТ 67 нояб П 18, вопросы  после  параграфа П 19, РТ 69­ 71, 73. П.20,  Оформить п/р нояб нояб 34. Предупреждение заболеваний  1 Комбинированн Коллективная,  Вредное влияние никотина и  П 21, РТ 74,  нояб сердца и сосудов ый урок индивидуальная 35. Практическая работа  «Изучение приемов  остановки капиллярного,  венозного и артериального  кровотечения» 36. Зачет «Кровь и  кровообращение» 1 1 Урок  комплексного  применения  ЗУН Урок проверки  и коррекции  знаний и  умений 4. Дыхательная система – 6 часов Коллективная,  индивидуальная алкоголя на сердечно­сосудистую  систему Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма 75, 76­79 Оформить П/Р дек  индивидуальная Знать строение и функции  форменных элементов крови,  строение и функции кровеносной  системы Задания  «Проверь  себя» стр 99­ 100 дек 37. Значение дыхания. Органы  дыхания. Строение легких 38. 39. Газообмен в легких и тканях.  Дыхательные движения Регуляция дыхания. Лабораторная работа  «Определение частоты  дыхания» 40. Гигиена дыхания 1 1 1 1 Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная 41. Первая помощь при нарушении  1 Комбинированн Коллективная,  Определить сущность процесса  дыхания, роль кислорода в  организме человека,  взаимосвязь органов дыхания с др. системами Знать сущность дыхательных  движений, регулирование вдоха и  выдоха   Характеризовать сущность  процесса регуляции дыхания;  использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма Заболевания органов дыхания,  зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды,  воздействие факторов риска на  здоровье. Знать как оказывать первую  П 23, РТ 80­83 дек П 24­25, РТ  84­90 П.26,  оформить л/р дек дек П 27, РТ 91­92 дек П 28, РТ 94­96 дек дыхания и кровообращения ый урок индивидуальная 42. Контроль знаний по теме  1 «Дыхание» Урок контроля  и оценки знаний Коллективная и  индивидуальная помощь при нарушении дыхания и  сердечной деятельности Задания типа ОГЭ 5. Пищеварительная система – 8 часов 43. Значение пищи и ее состав 44. Органы пищеварения 45. Пищеварение в ротовой  полости.  46. Пищеварение в желудке.  Регуляция пищеварения. 47. Лабораторная работа «  Действие ферментов слюны на крахмал»,  «Изучение  действия желудочного сока  на белки» 48. Пищеварение в кишечнике.  Всасывание 49.  Гигиена питания.  Заболевания  1 1 1 1 1 1 1 Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная и  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Знать термины: пищеварение,  питательные вещества, пищевые  продукты, функции  пищеварительной системы, роль  питательных веществ Называть особенности строения  организма человека – органы  пищеварительной системы,  характеризовать сущность  биологического процесса питания  и пищеварения Познакомиться с процессом  пищеварения в ротовой полости Комбинированн ый урок Коллективная и  индивидуальная Познакомиться с процессом  пищеварения в желудке Урок  комплексного  применения  ЗУН Коллективная и  индивидуальная Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма дек Задания  «Проверь  себя» на с120­ 121 П 29, РТ 97 дек П 30, РТ  99,100 П 31,32 (до  пищеварения в желудке), РТ  101­105 П 32, 34, РТ  106, 107, дек дек дек Оформить л/р янв Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Познакомиться с процессом  пищеварения в кишечнике П 33, РТ 115 янв Комбинированн Коллективная,  Значение кулинарной обработки  П 35, РТ 116­ Янв органов пищеварения Практическая работа.  Измерение массы и роста  своего организма ый урок индивидуальная пищи, режим питания, меры  предупреждения желудочных и  глистных заболеваний 118, 119­124,  оформить ПР 50. Контроль знаний по теме  «Пищеварение» 1 Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Разноуровневые задания 6. Обмен веществ и энергии – 4 часа 51.  Обменные процессы в  организме 52. Нормы питания 53. Практическая работа  «Определение норм  рационального питания»,  «Функциональная проба» Витамины 54. 1 1  1 1 Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная и  индивидуальная Урок  комплексного  применения  ЗУН Комбинированн ый урок Коллективная и  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная 7. Мочевыделительная система – 3 часа 55. Строение и функции почек 56. Образование мочи 57. Предупреждение  заболеваний  почек. Питьевой режим 1 1 1 Комбинированн ый урок индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Энергетический и пластический  обмен, роль органов пищеварения и т. д. в обмене веществ Пластический и энергетический  обмен, сущность обмена веществ,  обмен веществ как основа  жизнедеятельности организма. Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма Значение витаминов, содержание  их в продуктах питания, роль  витаминов в обмене веществ Знать значение и строение  мочевыделительной системы,  взаимосвязь строения почек с  выполняемой функцией Характеризовать сущность  биологического процесса  выделения и его роль в обмене в­в Знать влияние заболеваний почек  на здоровье человека, роль гигиены питания Янв В чем  сущность  обмена  веществ? П 36 , РТ 122,  123 Янв П 37, РТ 127 Янв Оформить п/р янв П 38, РТ 128 Янв П 39, РТ 129 Ферв РТ 130 П 40, РТ 132­ 133 Февр Февр 8. Кожа – 4 часа 58. Значение кожи и ее строение. 59. Роль кожи в терморегуляции.  Закаливание.  1 1 Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная 60. Нарушение кожных покровов.  1 Оказание ПМП при  тепловых и  солнечных ударах 61. Контроль знаний по темам  «ОВ. Выделение. Кожа» 1  9. Эндокринная система – 3 часа 62. Железы внешней, внутренней и  1 смешанной секреции Комбинированн ый урок Коллективная и  индивидуальная Урок контроля  и оценки  знаний. индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Знать строение и функции кожи,  устанавливать взаимосвязь  строения и функции кожи Знать роль кожи в терморегуляции, условия сохранения постоянной  температуры тела человека для  чего необходимо закаливание  организма, гигиенические  требования к одежде и обуви Соблюдение мер профилактики  вредных привычек, оказание  первой помощи при травмах,  ожогах и обморожениях. Разноуровневые задания по типу  ОГЭ Определить сущность гуморальной  регуляции, знать железы,  образующие эндокринный аппарат,  особенности работы желез  внутренней секреции Что такое гормоны и нервно­ гуморальная регуляция, нарушения нервно­гуморальной регуляции,  профилактика нарушений П 41, РТ 134 Февр П 42, РТ 139­ 142 Февр П 43, РТ 137 Февр Что такое  гормоны? П 44, РТ  143,144 Февр Февр П 45, РТ 145,  147,148 Февр Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная 63. Роль гормонов в  обмене в­в,  росте и развитии организма 64. Нарушение деятельности  эндокринных желез 1 1 65. 10. Нервная система – 7 часов 1 Строение, значение и  функционирование нервной  Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Анализировать и оценивать  воздействие факторов риска на  здоровье Заполнить  таблицу в  тетради Февр Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Усвоить строение и  классификацию нервной системы,  П 46, РТ 150,  152 февр системы 66. Вегетативная нервная система,  строение и функции.  Практическая работа  «Штриховое раздражение  кожи» 67. Нейрогуморальная регуляция 68.  Спинной мозг 69. Строение и функции головного  мозга Лабораторная работа «  Изучение строения головного мозга человека по  муляжам» 70. Практическая работа  «Функции продолговатого,  среднего мозга и мозжечка» 71. Контроль знаний по темам  «Эндокринная и НС» 1 1 1 1 1 1 строение нервной ткани, нейрона,  серого и белого вещества,  сущность рефлекса, рефлекторной  дуги Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Называть подотделы ВНС,  их  функции П.47, РТ   154,155,156 (1) Март Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Устанавливать взаимосвязь между  функциями эндокринной и нервной систем Определить место спинного мозга в организме человека, знать строение и функции спинного мозга П.48, РТ 156  (2) П 49, РТ  157,158 Изучить строение основных  отделов головного мозга,  особенности микроскопического  строения мозга П 50, РТ 159,  161 оформить  ЛР Март Март Март Урок  комплексного  применения  ЗУН Урок контроля  и оценки знаний Коллективная,  индивидуальная Коллективная и  индивидуальная Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма Разноуровневые тесты Оформить п/р, подготовиться к зачету Март повторение март 11. Органы чувств. Анализаторы – 9 часов 72. Как действуют органы чувств и  анализаторы 73. Орган зрения и зрительный  1 1 анализатор Комбинированн ый урок Комбинированн ый урок Коллективная и  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Давать определение понятиям:  орган чувств, рецептор, анализатор Знать термин анализатор,  особенности его строения,   П.51, РТ 164 Март П 52, РТ 166 Март Лабораторная работа  «Изучение изменения  размера зрачка» Заболевания и повреждения  глаз. 74. 76.  Анализаторы слуха и  равновесия 77 Экология и гигиена слуха 78. Практическая работа  «Проверьте ваш   вестибулярный аппарат» 79. Органы обоняния и вкуса 80. Орган осязания Практическая работа  «Раздражение тактильных  рецепторов» 81. Контроль знаний по теме  «Органы чувств и  анализаторы» 1 1 1 1 1 1 1 Комбинированн ый урок Коллективная и  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Урок  комплексного  применения  ЗУН Комбинированн ый урок Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная особенности восприятия глазами  окружающего  мира Особенности строения органа  зрения, основные части  зрительного органа, связь между  строением и функциями  анализатора. Знать строение и функции  анализаторов слуха и равновесия Анализировать и оценивать:  воздействие факторов риска на  здоровье; влияние собственных  поступков на здоровье Использовать приобретенные  знания для анализа и оценки  влияния собственных поступков на  здоровье Базисный: изучить различные виды  анализаторов Анализировать роль тактильного  анализатора в жизни человека  индивидуальная Задания по типу ОГЭ Урок проверки  и коррекции  знаний и  умений п.53, РТ №  167, 168 Март П 54, РТ 169, 1 Апр Подготовить  презентации  по теме Апр Оформить п/р Апр П 55, РТ 173 Апр П.55,  оформить п/р Повторить  типы нервной Апр 12. Поведение и психика – 9 часов 82.  Врожденные  формы поведения 83. Приобретенные  формы  поведения 1 1 Комбинированн ый урок Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Давать определение понятиям:  безусловные рефлексы, инстинкт Характеризовать особенности  работы головного мозга П 56, РТ  175(1) П.57, РТ 175  (2) Апр Апр 84. Практическая работа  «Перестройка  динамического стереотипа» 85. Закономерности работы  головного мозга 86. Биологические ритмы. Сон, его  значение 87. Особенности высшей нервной  деятельности человека.  Познавательные процессы 88. Воля и эмоции. Внимание 89. Практическая работа  «Изучение внимания при  разных условиях» 1 1 1 1 1 1 90. Работоспособность. Режим дня 1 Урок  комплексного  применения  ЗУН Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Урок  комплексного  применения  ЗУН Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Коллективная  индивидуальная 91. Половая система человека 13. Индивидуальное развитие организма – 10 часов Комбинированн ый урок 1 Коллективная,  индивидуальная 92. Наследственные и врожденные  1 заболевания. Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма Характеризовать сущность  регуляции ж/д организма,  использовать приобретенные  знания для рациональной  организации труда и отдыха Знать биологическое значение  чередования сна и бодрствования Значение речи, сознания и  мышления, роль рассудочной  деятельности в развитии мышления и сознания Типы нервной деятельности,  темперамент, характер, личность,   роль окружающей среды в  формировании типа нервной  системы Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма Утомление, факторы риска и  здоровье, организация труда и  отдыха,  Знать преимущества полового  размножения перед бесполым,  строение и функции половой  системы Причины появления  наследственных заболеваний,  женская и мужская половая  Оформить п/р Апр П.58, РТ  177,178 Апр П 59, РТ 179 Апр П 60, РТ 180,  182, 183, 185,  186 П 61, РТ 188­ 190 Апр Апр Оформить п/р Май П 62, РТ 194 Май П 63, РТ 198­ 199 Май П 64, РТ 200 Май 93. 94. Заболевания, передаваемые  половым путем Внутриутробное развитие  организма 95. Развитие после рождения 96. О вреде наркогенных веществ 97. Психологические особенности  личности 98. Практическая работа  «Определение  темперамента» 99. Практическая работа  «Анализ и оценка факторов  окружающей среды,  факторов риска на здоровье» 100. Практическая работа  «Оценка уровня  тревожности» 101. Тест КОС  (коммуникативные и  организаторские  способности) 102. Контроль знаний по курсу  «Человек» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Урок  комплексного  применения  ЗУН Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Комбинированн ый урок Урок  комплексного  применения  ЗУН Комбинированн ый урок Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Урок  комплексного  применения  ЗУН Урок  комплексного  применения  ЗУН Урок контроля  и оценки знаний Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная Коллективная,  индивидуальная система, воздействие факторов  окружающей среды на здоровье  Использовать приобретенные  знания для соблюдения мер  профилактики заболеваний, ВИЧ­ инфекции Размножение и оплодотворение,  сущность развития организма  человека, профилактика ВИЧ и  СПИД Характеризовать этапы развития  человека Использовать приобретенные  знания для соблюдения мер  профилактики вредных привычек Называть психологические  особенности личности Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма Влияние факторов окружающей  среды на организм, влияние  вредных привычек на организм и  развитие. Психологические особенности  личности, роль обучения и  воспитания на поведение и психику человека. Использовать приобретенные  знания для проведения наблюдений за состоянием собственного  организма Итоговой тестирование по темам  курса «Человек» Подготовить  сообщения по  теме май П 65, РТ 201 Май П.65, РТ 202 П.66, РТ №  203 Май Май П.67, РТ №  204 Оформить п/р Май Май П 66, РТ 184,  оформить ПР Май Оформить п/р Май Подготовиться к к/р Май май 103. Итоговое занятие + 2 резервных часа 1 Подведение итогов. Обобщающий урок Уровень А 1.Слюна человека содержит фермент, который расщепляет 1. крахмал    2. жиры     3. белки     4. белки, жиры, углеводы 2.  Рефлекторная дуга заканчивается Итоговый тест по биологии за курс 8 класса ВАРИАНТ 1. 1. исполнительным органом                                 2.  Рецептором  3.чувствительным нейроном                                4.  вставочным нейроном 3.  Как называются клетки, способные вырабатывать антитела? 1.  фагоциты        2.  лимфоциты        3.  эритроциты        4.  тромбоциты 4.  Малый круг кровообращения начинается: 1.  от левого желудочка        2.  от правого желудочка        3.  от аорты        4.  от правого предсердия 5. Звуковая волна вызывает в первую очередь колебания 1. волосковых клеток                3.  жидкости улитки 2. мембраны улитки                4.  барабанной перепонки 6.  Как называется чрезмерное повышение артериального давления? 1.  гипертония                2.  гипотония                3.  аллергия                4.  аритмия 7.  Из чего состоит средний слой стенки артерий, вен, желудка и кишечника? 1. из гладких мышц                                 3.  из эпителиальной ткани 2. из скелетных мышц                                4.  из соединительной ткани 8.  Какие органы относятся к центральной нервной системе: 1.  нервы, нервные узлы                                 3.  спинной мозг, головной мозг, нервные узлы 2.  спинной мозг, головной мозг                       4.  головной мозг, нервы, нервные узлы зона коры, где проводится анализ раздражений                4.  все указанные компоненты 9.  Понятие «анализатор» включает следующие составляющие 1. рецептор, воспринимающий сигнал                         3.  проводящие пути 2. 10.  Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян? 1. Проплиопитеки   2.Дриопитеки     3. Парапитеки     4. Австралопитеки. 11.  Наименьшая скорость движения крови в 1. артериях                2.  аорте                3.  капиллярах                4.  венах 12.  Парным органом мочевыделительной системы является 1. мочеточник        3.  мочеиспускательный канал 2. мочевой пузырь        4.  почка 13.  Как называется оболочка, которой покрыты легкие? 1.  легочная плевра                2.  эпителий                3.  альвеола                4.  мембрана 14.  К железам внешней секреции относят: 1.  печень                2.  половые железы                3.  гипофиз                4.  надпочечники 15.  Дыхательные пути ­ это 1. носовая полость, гортань, трахея                         3.  только бронхи 2. носовая полость, гортань, трахея, бронхи                4.  трахея и бронхи 16.  В органах пищеварения не расщепляются 1.  углеводы        2.  води и минеральные соли        3.  жиры        4.  белки 17.  Пластический обмен это – 1. синтез органических веществ из неорганических                 3.  синтез минеральных веществ 2. окисление органических веществ                                4.  окисление минеральных веществ 18.  При недостатке витамина В1 развивается 1. цинга                                                                 3.  рахит 2. расстройство деятельности нервной системы                4.   «куриная слепота» 19.  В ротовую полость открываются протоки 1.  печени                2.  поджелудочной железы                3.  надпочечников                 4.  слюнных желез 20.  К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относится 1.  инфаркт миокарда             2.  СПИД                  3.  малокровие                    4.  туберкулез 21.  Какой орган выделительной системы главный? 1.  кожа                2.  сердце                3.  почки                4.  кишечник 22. Где в коже содержится пигмент? 1. дерма 2. гиподерма. 3. соединительная ткань. 4. в клетках ростового слоя эпидермиса. 23.  Как называется неподвижное соединение костей? 1.  стык                2.  сустав                3.  шов                4.  Хрящ 24.  Если мыло в воде плохо мылится, это свидетельствует о том, что вода: 1. мягкая 2. жесткая 3. газированная 4. дистиллированная 25.  Какой из органов чувств способен обнаруживать предметы и определять их место в пространстве? 1. слух    2. Зрение     3. Обоняние     4. осязание Уровень В 1. Установите соответствие: СТРУКТУРЫ       АНАЛИЗАТОРЫ 1. стекловидное тело                                                         А.  зрительный 2. улитка                                                           Б.  пространственный (вестибулярный) 3. колбочки                                                           В.  слуховой 4. палочки 5. наковальня 6. полукружные каналы  2.  Установите соответствие НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ 1. У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация Уровень С врача. Уровень А 1.  Белки расщепляются в 1. вены малого круга кровообращения 2. вены большого круга кровообращения 3. артерии малого круга кровообращения 4. артерии большого круга кровообращения А.  От сердца Б.  К сердцу 3. Установите соответствие между типами зубов и их функциями и особенностями строения: А Б В Типы зубов Резцы Клыки Коренные Строение и функции Широкая, бугристая поверхность Плоская коронка Коронка конусовидная Откусывание пищи Разжевывание и перетирание пищи Состоит из дентина и эмали 1 2 3 4 5 6 2. В чем значение крови для организма человека? Итоговый тест по биологии за курс 8 класса ВАРИАНТ 2. 1.  пищеводе        2.  ротовой полости                3.  печени                4.  желудке, кишечнике 2.  Как называются длинные отростки тел нейронов, покрытые оболочкой из соединительной ткани и выходящие за пределы головного и спинного мозга? 1. нервы               2. нервные центры                3. нервные узлы                4. гормоны 3.  Что составляет основную часть плазмы? 1.  белки                2.  жиры                3.  углеводы                4.  вода 4.  Большой круг кровообращения начинается: 1. от левого желудочка        2.  от правого желудочка        3.  от аорты        4.  от левого предсердия 5.  Структурой глазного яблока, регулирующей количество поступающих в глаз солнечных лучей, является 1. роговица                2. зрачок                3. хрусталик                        4.  стекловидное тело 6.  Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие все органы человека? 1.  вены                2.  артерии                3.  капилляры                 4.  клапаны 7.  Кровь движется к сердцу по 1. артериям        2. капиллярам        3. венам        4. лимфатическим сосудам 8.  Как называется ответ организма на раздражение, который осуществляет и контролирует центральная нервная система? 1.  гормон                2.  Нейрон                3.  Рефлекс                4.  Синапс 9. Какой участок языка воспринимает горький вкус? 1.кончик языка  2. Корень языка 3. Боковая поверхность языка   4. Уздечка языка 10. Какой человек стал именоваться Человеком разумным? 1. питекантроп    2. Синантроп     3. Кроманьонец       4. Неандерталец 11.  Нормальное артериальное давление человека 1. 100/60                  2. 120/70                3.  150/90                        4. 180/100 заниматься спортом        3. прикрывать рот и нос марлевой повязкой при обращении с больными 12.  Наружная часть почки образована 1. корковым слоем         2.  мозговым слоем          3.  почечной лоханкой        4.  сетью капилляров 13.  В качестве профилактики от заболевания гриппом нужно 1. 2. делать зарядку                4. не бывать на улице 14.  Секрет желез внутренней секреции непосредственно выделяется:   1.  в полость рта        2.  кровеносные сосуды        3.  органы мишени        4.  во внешнюю среду 15.  Голосовые связки расположены в 1.  глотке                2.  трахее                3.  гортани                4.   ротовой полости 16.  У человека желудок расположен за 1.  пищеводом                   2.  глоткой                3.  толстой кишкой                 4.  тонкой кишкой 17.  Энергетический обмен это  ­ 1. синтез органических веществ из неорганических     2.синтез минеральных веществ 3.окисление органических веществ с освобождением энергии 4.окисление минеральных веществ 18.Кто такие гельменты? 1. микроорганизмы  2. Паразитические черви    3. Вирусы    4. Бактерии 19. Как называется восполение червеобразного отростка, отходящего от слепой кишки? 1. дизентерия  2.гастрит   3. Аппендикс   4 холецистит 20.  Какая система осуществляет перенос кислорода от легких к тканям и органам? 1.  дыхательная             2.  кровеносная               3.  выделительная        4.  Пищеварительная 21. Какое количество воды ежедневно удаляется через почки? 1. 0,5 л   2.  1,5 л        3.  2 л        4. до 3 л 22.  Под влиянием солнечных лучей в коже человека может образоваться витамин 1.   В1                2.  С                3.  D                4.  А 23. .Сколько изгибов образует позвоночник человека? 1.1       2.   2        3.3.    4.4 24. Сколько воды необходимо выпивать человеку в сутки :          1. 0,5 л   2. 1­1,5 л    3. 2­2,5 л     4. Более 3 л 25.  В какой момент человек воспринимает запахи? 1. при вдыхании воздуха                  2. при выдыхании воздуха 3. при задержке дыхания                   4. при поступлении кислорода в кору головного мозга         Уровень В  2 вариант 1.Соотнесите название структур глаза и окружающих его органов с их функциями или расположением в органе . Название структур глаза 1. Глазница 2.Слёзные железы 3.Роговица 4.Радужная оболочка 5.Хрусталик Функция структуры или его расположение в органе А.увлажнение и защита глаза от бактерий Б. место расположения глаза В. Проведение нервного импульса Г. Прозрачная оболочка Д. светочувствительная оболочка 6.СЕтчатка 7.Зрительный нерв В2. Установите соответствие: СПОСОБ   ПРИОБРЕТЕНИЯ 1. передается по наследству, врожденный; 2. возникает под действием вакцины; 3. приобретается при введении в организм лечебной сыворотки; 4. формируется после перенесенного заболевания. Е.. оболочка, придающая глазам цвет Ж. орган, выполняющий функцию линзы ВИД ИММУНИТЕТА А. Естественный Б. Искусственный 3.Ниже приведены названия пищеварительных ферментов и их функции. Соотнесите их с отделами пищеварительной системы, в которых эти ферменты действуют наиболее  активно. Ферменты и их функции 1. Амилаза и мальтоза расщепляют углеводы 2.Пепсин – расщепляет белки в кислой среде 3.Липаза – расщепляет жиры 4.Трипсин – расщепляет белки в щелочной среде Уровень С 1. В чем состоит барьерная функция печени? 2. Почему сердце работает всю жизнь, не утомляясь? Отделы пищеварительной системы А) ротовая полость Б) желудок В)тонкий кишечник

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Рабочая программа по биологии для 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2019