РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
8 кл
05.03.2017
Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 марта 2004 года № 1089;
Примерной программой основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.;
Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 31.03. 2014 года № 253;
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы, в соответствии с которым на изучение биологии в 8 классе выделено 70 ч. (2 ч. в неделю). Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе.
Программа используется для УМК И.Н. Пономарёва А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш Человек. Издательский центр «Вентана-Граф» 2010 Учебник для 8 класса для учащихся общеобразовательных учреждений. Издание 3-е переработанное Примерной программы основного общего образования «Природоведение. Биология. Экология» 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с
Методическое пособие: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Человек и его здоровье. Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова Пособие для учителей общеобразовательных организаций под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой Биология. Планируемые результаты (система заданий 5-9 классы) Изд. Просвещение 2-е издание, Москва, 2015 г
Авторской программы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко и др. – М.: Вентана-Граф, 2009.
8 класс биология.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа п.Лыхма»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 8 класса
на 2016– 2017учебный год
Учитель
Бызова Наталья Валентиновна
Рассмотрено на заседании МО
Естественноматематического цикла
Протокол от _________ № _________
руководитель МО __________/Чуркина Ю.В../
(подпись, ФИО) п. Лыхма, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 класса составлена в соответствии
с нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012. № 273ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта,
утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 марта 2004 года № 1089;
Примерной программой основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.;
Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего
образования, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 31.03. 2014 года № 253;
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом
государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся
школы, в соответствии с которым на изучение биологии в 8 классе выделено 70 ч. (2 ч. в
неделю). Она составлена в соответствии с Образовательным минимумом содержания
биологического образования в средней школе.
Программа используется для УМК И.Н. Пономарёва А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш
Человек. Издательский центр «ВентанаГраф» 2010 Учебник для 8 класса для учащихся
общеобразовательных
переработанное
Примерной программы основного общего образования «Природоведение. Биология.
Экология» 511 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. –
М.: ВентанаГраф, 2009. – 176 с
учреждений.
Издание
3е
Методическое пособие: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. Человек и его здоровье. Г.А.
Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова Пособие для учителей общеобразовательных
организаций под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой Биология. Планируемые
результаты (система заданий 59 классы) Изд. Просвещение 2е издание, Москва, 2015 г
Авторской программы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко и др. – М.: ВентанаГраф,
2009.
Общая характеристика учебного предмета
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее
реализации используется учебник под редакцией А.Г. Драгомилова «Биология. Человек. 8
класс».
Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке
как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания
и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья.
Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и
навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ.
Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие
умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд
самонаблюдений. Цель курса освоение знаний о человеке как биосоциальном существе.
Задачи курса:
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах
здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными
источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и
здоровью других людей;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о
собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий
своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для
соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и
стрессов, вредных привычек, ВИЧинфекции.
Описание места учебного предмета «биология» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучении биологии «Человек и его здоровье» для 8
класса в объеме 70 ч. по 2 часа в неделю
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать / понимать:
сущность биологических процессов:
обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
Учащиеся должны уметь:
объяснять:
роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими
животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета
у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы:
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать:
на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в биологических словарях и справочниках значения биологических
терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием
информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными,
грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных привычек (курение,
алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных
заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в
окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание программы
1. Организм человека. Общий обзор (7 ч.)
Введение.Биологическая и социальная природа человека. Значение знаний о строении и
жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.
Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной
жизни.
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и
отличие от них.
Цитология – наука о клетке. Понятие о тканях, виды тканей. Системы органов.
Ткани организма человека.
Органы и системы органов организма человека.
Лабораторная работа №1 Действие фермента каталазы на пероксид водорода.
Лабораторная работа №2 Изучение микроскопического строения клетки и тканей.
Практическая работа №1 Получение мигательного рефлекса и условий вызывающих
его торможение
Тематический контроль: тест.
2. Опорнодвигательная система (8 ч.)
Строение и функции опорнодвигательной системы. Типы соединения костей. Влияние
факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета.
Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при
травмах опорнодвигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления
позвоночника.
Строение и свойства мышечной ткани. Скелетные мышцы и сухожилия, их функции.
Работа мышц, их утомление. Зависимость развития мышечной системы от физических
нагрузок.
Демонстрации: Строение опорнодвигательной системы..
Практическая работа №2 Проверка правильности осанки»,
«Выявление
плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника
Практическая работа№ 3 Движение
Тематический контроль: тест.
3. Кровообращение (10 ч.)
Понятие о внутренней среде организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Гомеостаз.
Значение постоянства внутренней среды организма. Селезенка и ее роль в организме. Кровь, ее состав. Клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови.
Функции крови. Свертывание крови. Группы крови. Тканевая совместимость и переливание
крови.
Лимфа, свойства и значение. Тканевая жидкость.
Иммунитет. Иммунная система человека. Гуморальный и клеточный иммунитет.
Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области
иммунитета. Вакцинация. Аллергические заболевания человека.
Значение кровообращения. Строение кровеносной системы. Сердце, его строение и
функции. Сердечнососудистые заболевания, причины и предупреждение.
Сосудистая система. Строение и функции кровеносных сосудов (артерии, капилляры,
вены). Малый и большой круги кровообращения. Регуляция кровообращения. Приемы
оказания первой помощи при кровотечениях.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и
лимфатической систем.
Демонстрации: Состав крови. Кровеносная система. Лимфатическая система.
Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторная работа №3 Сравнение крови лягушки и человека
Практическая работа №4 «Кислородное голодание. Пульс и движение крови.
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки»
Практическая работа №5 Функциональная сердечнососудистая проба
Тематический контроль: тест.
4. Дыхательная система. (6 ч.)
Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Газообмен в легких и тканях.
Механизм вдоха и выдоха.
Основные заболевания дыхательной системы, их профилактика. Предупреждение
распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы
оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.
Демонстрации: Система органов дыхания
Практическая работа №6 «Определение запылённости воздуха»
Практическая работа №7Дыхательные движения. Измерение обхвата грудной клетки.
Тематический контроль: тест.
5. Пищеварительная система (5 ч.)
Понятие о питание. Культура питания. Пища как биологическая основа пищи.
Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества,
вода, витамины.
Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пищеварение. Строение и
функции пищеварительного тракта (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник).
Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении.
Регуляция пищеварения.
Нарушения пищеварения. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций,
гепатита.
Демонстрации: Пищеварительная система.
6. Обмен веществ и энергии (4 ч.) Значение питательных веществ для роста, энергообразования, энергоснабжения и
обновления клеток организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков,
углеводов, жиров. Водносолевой обмен. Нормы питания.
Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Авитаминозы. Гипо и
гипервитаминозы, меры их предупреждения.
Практическая работа №8 Расчет нормы питания для школьника. Составление
рациона меню.
Тематический контроль по главам 56 «Пищеварительная система», «Обмен веществ и
энергии». тест
7. Мочевыделение (1 ч.)
Выделение. Структура мочевыделительной системы: почки, мочеточники и мочевой
пузырь. Строение и значение почек.
Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Достижения медицины: искусственная почка, пересадка почек.
Демонстрации: Мочевыделительная система.
8. Кожа (1 ч.)
Строение и значение кожи. Функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Уход за
кожей, волосами и ногтями.
Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах,
обморожениях и их профилактика.
Демонстрации: Строение кожи. Приемы оказания первой помощи при травмах,
ожогах, обморожениях.
9. Эндокринная система. (2ч.)
Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Роль
гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Взаимодействие нервной и
гуморальной регуляций
Тематический контроль по главам 79 «Мочевыделителная система», «Кожа»,
«Эндокринная система» тест
10. Нервная система. (5 ч.) Отделы нервной системы: центральный и периферический.
Рефлекторный характер деятельности нервной системы, понятие синапса. Спинной мозг,
строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная
нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Практическая работа №9 Действие прямых и обратных связей. Штриховое
радражение кожи
Практическая работа №10 Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка
Тематический контроль по гл. 510: тест.
11. Органы чувств. Анализаторы (6 ч.)
Значение органов чувств. Понятие об анализаторах.
Орган зрения. Строение глаза и зрение. Основные нарушения зрения, их профилактика.
Орган слуха. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена. Роль
органа равновесия.
Строение и функции органов обоняния и вкуса.
Осязание.
Демонстрации: Анализаторы. Практическая работа 11 Сужение и расширение зрачка. Обнаружение слепого пятна.
Принцип работы хрусталика
Практическая работа 12 Работа вестибулярного аппарата
Тематический контроль: тест.
12. Поведение и психика. (6 ч.)
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования
И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей
нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Психика и поведение человека. Мышление, воля и эмоции. Внимание. Возникновение и
развитие речи. Память и ее виды. Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Регуляция
сна.
Работоспособность. Рациональная организация труда и отдыха.
Психологические особенности личности.
Познавательные процессы.
Воля и эмоции.
Внимание. Работоспособность. Режим дня.
Тематический контроль: тест.
13. Индивидуальное развитие организма (9 ч.)
Половая система человека. Развитие человека.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение.
Роль генетических знаний в планировании семьи.
Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков. Опасность
аборта. Бесплодие. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ
инфекция и ее профилактика.
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды.
Разрушительное действие алкоголя и наркотиков на ВНД человека
Практическая работа №13 Антропометрические измерения
Тематический контроль: семинарское занятие
14. Итоговый контроль: тест (1 ч)
Учебнометодические средства обучения
Программа к завершённой
предметной линии и системе
учебников
Учебники
Учебное пособие
И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко и др.
– М.: ВентанаГраф, 2009
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,
Кучменко В.С.Биология: Человек. М.,
ВентанаГраф, 2008.
Мухамеджанов И.Р.
зачеты,
блицопросы по общей биологии: 9 класс. –
М.: ВАКО, 2006.
Самое полное издание типовых вариантов
реальных заданий ЕГЭ: 2010: Биология / авт.
сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.:
Тесты, Учебное оборудование
Л.М.
Кудинова.
АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
Единый государственный экзамен 2010.
Биология. Универсальные материалы для
подготовки учащихся / ФИПИ. – М.:
Интеллект Центр, 2010.
Справочник учителя биологии: законы,
принципы, правила, биографии ученых/ авт.
сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель,
2010.
Олимпиадные задания по биологии. 611
классы /авт.сост.
–
Волгоград: Учитель, 2005.
Биология. Мультимедийное сопровождение
уроков. 711 классы. – Волгоград.: Учитель,
2010.
Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика
обучения биологии: 67. М., Просвещение,
1989.
Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический
эксперимент в школе
Таблицы:
Основы экологии.
Портреты учѐных биологов.
Правила поведения в учебном кабинете.
Правила поведения на экскурсиях.
Развитие животного и растительного мира.
Систематика растений.
Строение, размножение и разнообразие
растений.
Схема строения клеток живых организмов.
Карты:
Зоогеографическая карта мира.
Зоогеграфическая карта России.
Природные зоны России.
Центры происхождения культурных растений
и домашних животных.
Атласы:
Учебнопрактическое и учебнолабораторное
оборудование
Приборы, приспособления:
Лупа ручная (4 штук)
Микроскоп школьный ув. 300 (12 штук).
Модели объѐмные:
Модели рельефные:
Дезоксирибонуклеиновая кислота.
Муляжи:
Натуральные объекты
Влажные препараты:
Микропрепараты:
Набор микропрепаратов по разделу Компьютерная техника и интерактивное
оборудование
Электронные образовательные ресурсы
Цифровые и электронные
образовательные ресурсы
Свободные образовательные Интернет
ресурсы
интерактивная
Режим
. edios
www
«Человек».
Коллекции:
доска,
Компьютер,
электронный проектор,
наборы для
проведения практических работ «Архимед»,
Экран (на штативе или навесной).
Лабораторный практикум. Биология 611
класс (учебное электронное издание),
Республиканский мультимедиа центр, 2004;
Мяделец М.В. и материалы из «Единой
коллекции Цифровых Образовательных
Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к
учебникам линии Пономаревой И.Н.)
Диск 1С«Биология. Человек» Электронное
приложение.
Биологический тренажер: 611 классы:
дидактические материалы
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы
учащихся по биологии: растения. М.,
Просвещение, 1988.
Интернетпортал Всероссийской олимпиады
доступа:
школьников.
http://www.rusolymp.ru;;
. ru
–
Эйдос – центр
Всероссийские
дистанционные
эвристические олимпиады по биологии.
Режим
доступа:
http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm;
3Информационнопоисковая
система
«Задачи».
доступа:
http://zadachi.mccme.ru/easy;
4Конкурсные
задачи по биологии:
справочник и методы решения. – Режим
доступа:
http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.h
tm; http
Газета "Биология" и сайт для учителя "Я иду на урок
биологии" http://bio.1september.ru ,
Биология
http://www.college.ru/biology.
Внешкольная экология: программа "Школьная
экологическая инициатива" http://www.eco.nw.ru ,
Государственный
http://www.darwin.museum.ru ,
Изучаем биологию http://learnbiology.narod.ru
,
В помощь учителю биологии
Сайт: http://fns.nspu.ru/resurs/nat/pedpract.php
www
www
www
.1 september
. bio
. bio
. nature
. edios
Открытом
:// www
. opredelit
. nar
,
Дарвиновский
колледже
Режим
–
в
музей
. ru
. ru
. ru
www
. km
. ru / educftion №
дата
Корректир
овка
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Календарнотематическое планирование 8 класс, 70 часов (2 часа в неделю)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Науки, изучающие организм
человека.
Место человека в живой
природе
Клетка: строение, химический
состав Ткани
Действие фермента каталазы
на пероксид водорода.
«Клетки и ткани под
микроскопом»
Системы органов в организме
человека. Уровни организации
организма.
Нервная и
гуморальная регуляции
Тематический контроль по
главе 1 «Общий обзор
организма человека»
Скелет. Строение, состав и
соединения костей.
Скелет головы и туловища
1. Общий обзор организма человека (7 ч)
Определять понятия «биосоциальная природа человека», «анатомия», «физиология», «гигиена».
Объяснять роль анатомии и физиологии в развитии научной картины мира. Описывать современные методы
исследования организма человека.
Объяснять значение работы медицинских и санитарноэпидемиологических служб в сохранении здоровья населения.
Называть части тела человека. Сравнивать человека с другими млекопитающими по морфологическим признакам.
Называть основные части клетки. Описывать функции органоидов. Объяснять понятие «фермент».Различать
процесс роста и процесс развития. Описывать процесс деления клетки. Определять понятия «ткань», «синапс»,
«нейроглия».Называть типы и виды тканей позвоночных животных.Различать разные виды и типы тканей.
Описывать особенности тканей разных типов. Соблюдать правила обращения с микроскопом. Сравнивать
иллюстрации в учебнике с натуральными объектами.
Лабораторная работа № 1
Выполнять наблюдение, описывать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным
оборудованием Выполнять лабораторный опыт, наблюдать результаты и делать выводы.
Лабораторная работа № 2
Выполнять наблюдение с помощью микроскопа, описывать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете,
обращения с лабораторным оборудованием Выполнять лабораторный опыт, наблюдать результаты и делать выводы.
Раскрывать значение понятий «орган», «система органов», «гормон», «рефлекс». Описывать роль разных систем
органов в организме. Объяснять строение рефлекторной дуги. Объяснять различие между нервной и гуморальной
регуляцией внутренних органов. Классифицировать внутренние органы на две группы в зависимости от выполнения
ими исполнительной или регуляторной функции.
Практическая работа №1 Получение мигательного рефлекса и условий вызывающих его торможение
Обобщение и систематизация знаний по теме Определять место человека в живой природе. Характеризовать
процессы, происходящие в клетке. Характеризовать идею об уровневой организации организма.
2. Опорнодвигательная система (8 ч)
Называть части скелета. Описывать функции скелета.
Описывать строение трубчатых костей и строение сустава. Раскрывать значение надкостницы, хряща, суставной
сумки, губчатого вещества, костномозговой полости, жёлтого костного мозга. Объяснять значение составных
компонентов костной ткани.
Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение черепа. Называть отделы позвоночника и части позвонка.
Раскрывать значение частей позвонка.
Объяснять связь между строением и функциями позвоночника, грудной клетки
10
Скелет конечностей
Называть части свободных конечностей и поясов конечностей. Описывать с помощью иллюстраций в
учебнике строение скелета конечностей. Раскрывать причину различий в строении пояса нижних конечностей у 11
12
13
14
15
16
17
18
19
Первая помощь при травмах:
растяжение связок, вывихах
суставов, переломах костей.
Мышцы. Работа мышц
Нарушение
плоскостопие
осанки
и
Развитие опорнодвигательной
системы
Тематический контроль по
главе 2 «Опорнодвигательная
система»
Внутренняя среда. Значение
крови и её состав. Иммунитет.
Иммунитет
«Сравнение крови человека с
кровью лягушки»
мужчин и женщин. Выявлять особенности строения скелета конечностей в ходе наблюдения натуральных объектов.
Практическая работа№ 2 Движение
Определять понятия «растяжение», «вывих», «перелом». Называть признаки различных видов травм суставов и
костей.Описывать приёмы первой помощи в зависимости от вида травмы.Анализировать и обобщать информацию о
травмах опорнодвигательной системы и приёмах оказания первой помощи
Раскрывать связь функции и строения на примере различий между гладкими и скелетными мышцами, мимическими
и жевательными мышцами.Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение скелетной мышцы.Описывать
условия нормальной работы скелетных мышц.Называть основные группы мышц.
Раскрывать принцип крепления скелетных мышц разных частей тела. Определять понятия «мышцыантагонисты»,
«мышцысинергисты».
Объяснять условия оптимальной работы мышц.
Описывать два вида работы мышц.Объяснять причины наступления утомления мышц и сравнивать динамическую и
статическую работу мышц по этому признаку. Формулировать правила гигиены физических нагрузок
Раскрывать понятия «осанка», «плоскостопие», «гиподинамия», «тренировочный эффект». Объяснять значение
правильной осанки для здоровья.Описывать меры по предупреждению искривления позвоночника.
Обосновывать значение правильной формы стопы.
Формулировать правила профилактики плоскостопия.
Выполнять оценку собственной осанки и формы стопы и делать выводы
Практическая работа №3 Проверка правильности осанки», «Выявление плоскостопия», «Оценка гибкости
позвоночника
Обосновывать значение правильной формы стопы.
Формулировать правила профилактики плоскостопия.
Выполнять оценку собственной осанки и формы стопы и делать выводы«Проверка правильности осанки»,
«Выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника»
Различать динамические и статические физические упражнения.Раскрывать связь между мышечными нагрузками и
состоянием систем внутренних органов.
Называть правила подбора упражнений для утренней гигиенической гимнастики
Обобщение и систематизация знаний по теме. Характеризовать особенности строения опорнодвигательной
системы в связи с выполняемыми функциями
3. Кровь. Кровообращение (10 ч)
Определять понятия «гомеостаз», «форменные элементы крови», «плазма», «антиген», «антитело».
Объяснять связь между тканевой жидкостью, лимфой и плазмой крови в организме. Описывать функции
крови.Называть функции эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов.
Описывать вклад русской науки в развитие медицины.Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс
свёртывания крови и Определять понятия «иммунитет», «иммунная реакция».
Лабораторная работа №3 Сравнение крови лягушки и человека
Выполнять лабораторные наблюдения с помощью микроскопа, фиксировать результаты наблюдений, делать
выводы.Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
Тканевая
совместимость. Раскрывать понятия «вакцина», «сыворотка», «отторжение (ткани, органа)», «групповая совместимость крови», 20
21
22
23
24
25
26
27
28
Перелтвание крови.
Строение и работа сердца
Круги кровообращения.
Движение лимфы. Движение
крови по сосудам
Регуляция работы сердца и
кровеносных сосудов
Предупреждение заболеваний
сердца и сосудов.
Первая
кровотечениях
помощь
при
Тематический контроль по
главе 3
«Кровь. Кровообращение»
дыхательной
Значение
системы.
Органы дыхания
Строение лёгких.
Газообмен в лёгких и тканях
Дыхательные
Регуляция дыхания
движения
«резусфактор». Называть органы иммунной системы, критерии выделения четырёх групп крови у человека.
Различать разные виды иммунитета. Называть правила переливания кровифагоцитоз.
Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение сердца и процесс сердечных сокращений. Сравнивать виды
кровеносных сосудов между собой.
Описывать строение кругов кровообращения. Понимать различие в использовании термина «артериальный»
применительно к виду крови и к сосудам
Описывать путь движения лимфы по организму.
Объяснять функции лимфатических узлов. Определять понятие «пульс».Различать понятия «артериальное
кровяное давление», «систолическое давление», «диастолическое давление».Различать понятия «инфаркт» и
«инсульт», «гипертония» и «гипотония».
Практическая работа №4 «Кислородное голодание. Пульс и движение крови. Определение скорости кровотока в
сосудах ногтевого ложа большого пальца руки»
Выполнять наблюдения и измерения физических показателей человека, производить вычисления, делать выводы по
результатам исследования.
обращения с лабораторным
оборудованием«Определение ЧСС, скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам,
включившимся в работу»
Определять понятие «автоматизм».
Объяснять принцип регуляции сердечных сокращений нервной системой.
Раскрывать понятие «гуморальная регуляция».
Раскрывать понятия «тренировочный эффект», «функциональная проба», «давящая повязка», «жгут».
Объяснять важность систематических физических нагрузок для нормального состояния сердца.
Практическая работа №5 Функциональная сердечнососудистая проба
Различать признаки различных видов кровотечений.Описывать с помощью иллюстраций в учебнике меры оказания
первой помощи в зависимости от вида кровотечения. Анализировать и обобщать информацию о повреждениях
органов кровеносной системы и приёмах оказания первой
помощи
Обобщение и систематизация знаний по теме. Характеризовать особенности строения опорнодвигательной
системы в связи с выполняемыми функциями
Соблюдать правила работы в кабинете,
4. Дыхательная система (6 ч)
Раскрывать понятия «лёгочное дыхание», «тканевое дыхание».Называть функции органов дыхательной
системы.Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение дыхательных путей
Описывать строение лёгких человека. Объяснять преимущества альвеолярного строения лёгких по сравнению со
строением лёгких у представителей других классов позвоночных животных.
Раскрывать роль гемоглобина в газообмене.
Лабораторная работа № 4 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
Описывать функции диафрагмы.Называть органы, участвующие в процессе дыхания, наблюдать происходящие
явления и описывать процессы вдоха и выдоха Описывать механизмы контроля вдоха и выдоха дыхательным
центром. На примерах защитных рефлексов чихания и кашля объяснять механизм бессознательной регуляции
дыхания. Называть факторы, влияющие на интенсивность дыхания.. Заболевания дыхательной
системы.
помощь
Первая
при
повреждении дыхательных
органов
Тематический контроль по
главе 4 Дыхательная система
Значение пищи и ее состав.
Органы пищеварения. Зубы
Пищеварение в ротовой
полости и в желудке.
Пищеварение в кишечнике.
Всасывание
питательных
веществ.
Регуляция пищеварения.
Заболевание
пищеварения
органов
Практическая работа №6Дыхательные движения. Измерение обхвата грудной клетки.
Раскрывать понятие «жизненная ёмкость лёгких».Объяснять суть опасности заболевания гриппом, туберкулёзом
лёгких, раком лёгких. Называть факторы, способствующие заражению туберкулёзом лёгких.Называть меры,
снижающие вероятность заражения болезнями, передаваемыми через воздух.
Раскрывать способ использования флюорографии для диагностики патогенных изменений в лёгких. Раскрывать
понятия «клиническая смерть», «биологическая смерть».Объяснять опасность обморока, завала землёй.
Называть признаки электротравмы. Называть приёмы оказания первой помощи при поражении органов дыхания в
результате различных несчастных случаев.
Практическая работа №7 «Определение запылённости воздуха»
Описывать очерёдность действий при искусственном дыхании, совмещённом с непрямым массажем сердца.
Анализировать и обобщать информацию о повреждениях органов дыхательной системы и приёмах оказания первой
помощи. Объяснять важность гигиены помещений и дыхательной гимнастики для здоровья человека.
Обобщение и систематизация знаний по теме. Характеризовать особенности строения кровеносной и дыхательной
систем в связи с выполняемыми функциями
5. Пищеварительная система (5ч)
Раскрывать понятия «правильное питание», «питательные вещества».
Описывать правильный режим питания, значение пищи для организма человека.
Называть продукты, богатые жирами, белками, углеводами, витаминами, водой, минеральными солями.
Называть необходимые процедуры обработки продуктов питания перед употреблением в пищу
Называть разные типы зубов и их функции. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике строение зуба.Называть
ткани зуба.Описывать меры профилактики заболеваний зубов
Определять понятие «пищеварение». Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение пищеварительной
системы. Называть функции различных органов пищеварения.Называть места впадения пищеварительных желёз
в пищеварительный тракт.Раскрывать функции слюны.Описывать строение желудочной стенки. Называть активные
вещества, действующие на пищевой комок в желудке, и их функции. Называть функции тонкого кишечника,
пищеварительных соков, выделяемых в просвет тонкой кишки, кишечных ворсинок. Описывать с помощью
иллюстрации в учебнике строение кишечных ворсинок.
Различать пищевые вещества по особенностям всасывания их в тонком кишечнике. Раскрывать роль печени и
аппендикса в организме человека. Описывать механизм регуляции глюкозы в крови. Называть функции толстой
кишки
Раскрывать с помощью иллюстрации в учебнике понятия «рефлекс» и «торможение» на примере чувства голода.
Различать понятия «условное торможение» и «безусловное торможение». Называть рефлексы пищеварительной
системы. Объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения. Раскрывать вклад русских учёных в развитие
науки и медицины.
Описывать признаки инфекционных заболеваний желудочнокишечного тракта, пути заражения ими и меры
профилактики. Раскрывать риск заражения глистными заболеваниями. Описывать признаки глистных заболеваний.
Называть пути заражения глистными заболеваниями и возбудителей этих заболеваний. Описывать признаки
пищевого отравления и приёмы первой помощи. Называть меры профилактики пищевых отравлений
6. Обмен веществ и энергии (4 ч)
Обменные
организме
процессы
в
Раскрывать понятия «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен». Раскрывать значение
обмена веществ в организме. Описывать суть основных стадий обмена веществ
29
30
31
32
33
34
35
36
37 38
39
40
41
42
43
44
Витамины
Нормы питания
Тематический контроль по
главам 56 Пищеварительная
система, Обмен веществ и
энергии
Строение и функции почек.
Предупреждение заболевания
почек. Питьевой режим.
Значение кожи и её строение.
Заболевания
кожных
покровов и повреждения
кожи.
Гигиена кожных
покровов
Определять понятия «гипервитаминоз», «гиповитаминоз», «авитаминоз». Объяснять с помощью таблицы в тексте
учебника необходимость нормального объёма потребления витаминов для поддержания здоровья. Называть
источники витаминов A, B, C, D и нарушения, вызванные недостатком этих витаминов.
Называть способы сохранения витаминов в пищевых продуктах во время приготовления пищи. Собирать,
анализировать и обобщать информацию в процессе создания презентации проекта о витаминах — важнейших
веществах пищи
Определять понятия «основной обмен», «общий обмен». Сравнивать организм взрослого и ребёнка по показателям
основного обмена. Объяснять зависимость между типом деятельности человека и нормами питания. Практическая
работа №8 Расчет нормы питания для школьника. Составление рациона меню.
Обобщение и систематизация знаний по теме. Тест
7. Мочевыделительная система (1 ч)
Раскрывать понятия «органы мочевыделительной системы», «первичная моча». Называть функции разных частей
почки. Объяснять с помощью иллюстрации в учебнике последовательность очищения крови в почках от ненужных
организму веществ. Сравнивать состав и место образования первичной и вторичной мочи. Определять понятие
ПДК. Раскрывать механизм обезвоживания, понятие «водное отравление». Называть факторы, вызывающие
заболевания почек. Объяснять значение нормального водносолевого баланса. Описывать медицинские
рекомендации по потреблению питьевой воды. Называть показатели пригодности воды для питья.
Описывать способ подготовки воды для питья в походных условиях
7. Кожа (1 ч)
Называть слои кожи.Объяснять причину образования загара. Различать с помощью иллюстрации в учебнике
компоненты разных слоёв кожи. Раскрывать связь между строением и функциями отдельных частей кожи
(эпидермиса, гиподермы, волос, желёз и т. д.) Классифицировать причины заболеваний кожи. Называть признаки
ожога, обморожения кожи. Описывать меры, применяемые при ожогах, обморожениях.Описывать симптомы
стригущего лишая, чесотки.Называть меры профилактики инфекционных кожных заболеваний.Определять понятие
«терморегуляция». Описывать свойства кожи, позволяющие ей выполнять функцию органа терморегуляции.
Раскрывать значение закаливания для организма.Описывать виды закаливающих процедур.
Называть признаки теплового удара, солнечного удара.
Описывать приёмы первой помощи при тепловом ударе, солнечном ударе.Анализировать и обобщать информацию о
нарушениях терморегуляции, повреждениях кожи и приёмах оказания первой помощи в ходе завершения работы
над проектом «Курсы первой помощи для школьников»
9. Эндокринная система (2 ч.)
Железы внешней, внутренней и
смешанной секреции. Роль
гормонов в росте и развитии
организма.
Тематический контроль по
главам 79
«Мочевыделителная
Раскрывать понятия «железа внутренней секреции», «железа внешней секреции», «железа смешанной секреции»,
«гормон».Называть примеры желёз разных типов. Раскрывать связь между неправильной функцией желёз
внутренней секреции и нарушениями ростовых процессов и полового созревания.Объяснять развитие и механизм
сахарного диабета. Описывать роль адреналина и норадреналина в регуляции работы организма
Обобщение и систематизация знаний по темам 59 Характеризовать особенности строения пищеварительной
системы в связи с выполняемыми функциями. Раскрывать значение обмена веществ для организма человека.
Характеризовать роль мочевыделительной системы в водносолевом обмене, кожи — в теплообмене. система»,
«Эндокринная система»
«Кожа»,
45
46
47
48
49
50
51
52
Значение, строение и функция
нервной системы
Автономный (вегетативный)
отдел нервной системы.
Нейрогуморальная регуляция
Спинной мозг
Головной мозг
Тематический контроль по
главе 10
«Нервная система».
Принцип работы органов
чувств и анализаторов Орган
зрения
зрительный
анализатор
и
Заболевания и повреждения
органов зрения
Органы слуха, равновесия и
их анализаторы
Устанавливать закономерности правильного рациона и режима питания в зависимости от энергетических
потребностей организма человека
10. Нервная система (5 ч.)
Раскрывать понятия «центральная нервная система» и «периферическая нервная система».
Различать отделы центральной нервной системы по выполняемой функции.
Объяснять значение прямых и обратных связей между управляющим и управляемым органом.
Практическая работа №9 Действие прямых и обратных связей. Штриховое раздражение кожи Выполнять опыт,
наблюдать происходящие явления и сравнивать полученные результаты опыта с ожидаемыми (описанными в тексте
учебника)
Называть особенности работы автономного отдела нервной системы. Различать с помощью иллюстрации в учебнике
симпатический и парасимпатический подотделы автономного отдела нервной системы по особенностям строения.
Различать парасимпатический и симпатический подотделы по особенностям влияния на внутренние органы.
Объяснять на примере реакции на стресс согласованность работы желёз внутренней секреции и отделов нервной
системы, различие между нервной и гуморальной регуляцией по общему характеру воздействия на организм.
Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение спинного мозга. Раскрывать связь между строением
частей спинного мозга и их функциями. Называть функции спинного мозга. Объяснять различие между
спинномозговыми и симпатическими узлами, лежащими вдоль спинного мозга.Описывать с помощью иллюстрации в
учебнике различие между вегетативным и соматическим рефлексом. Раскрывать понятия «восходящие пути» и
«нисходящие пути» спинного мозга
Называть отделы головного мозга и их функции.
Называть способы связи головного мозга с остальными органами в организме.Описывать с помощью иллюстрации в
учебнике расположение отделов и зон коры больших полушарий головного мозга.Называть функции коры больших
полушарий.Называть зоны коры больших полушарий и их функции.
Практическая работа №10 Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка
Характеризовать особенности строения нервной и сенсорной систем в связи с выполняемыми функциями.
Выявлять особенности функционирования нервной системы
11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч.)
Раскрывать роль зрения в жизни человека. Описывать строение глаза. Называть функции разных частей глаза.
Раскрывать связь между особенностями строения и функциями зрачка, хрусталика, сетчатки, стекловидного тела.
Описывать путь прохождения зрительного сигнала к зрительному анализатору. Называть места обработки
зрительного сигнала в организме. Выполнять наблюдения и измерения физических показателей человека,
производить вычисления, делать выводы по результатам исследования. Соблюдать правила работы в кабинете,
обращения с лабораторным оборудованием.
Определять понятия «дальнозоркость», «близорукость».
Называть факторы, вызывающие снижение остроты зрения. Описывать меры предупреждения заболеваний глаз.
Описывать приёмы оказания первой медицинской помощи при повреждениях органа зрения
Раскрывать роль слуха в жизни человека. Описывать с помощью иллюстраций в учебнике строение наружного,
среднего и внутреннего уха. Объяснять значение евстахиевой трубы. Описывать этапы преобразования звукового
сигнала при движении к слуховому анализатору. Раскрывать риск заболеваний, вызывающих осложнения на орган
слуха, и вред от воздействия громких звуков на орган слуха. Описывать с помощью иллюстрации в учебнике 53
54
55
56
57
58
59
60
61
Органы осязания, обоняния и
вкуса
Тематический контроль по
теме
«Органы чувств.
Анализаторы»
механизм восприятия сигнала вестибулярным аппаратом.
Практическая работа 12 Работа вестибулярного аппарата
Описывать значение органов осязания, обоняния и вкуса для человека.Сравнивать строение органов осязания,
обоняния и вкуса.Описывать путь прохождения осязательных, обонятельных и вкусовых сигналов от рецепторов в
головной мозг.Раскрывать понятие «токсикомания» и опасность вдыхания некоторых веществ.Называть меры
безопасности при оценке запаха ядовитых или незнакомых веществ.
Обобщение и систематизация знаний Характеризовать особенности строения нервной и сенсорной систем в связи с
выполняемыми функциями.Выявлять особенности функционирования нервной системы
12. Поведение человека и высшая нервная деятельность (6ч)
Врождённые и приобретенные
формы поведения
Закономерности
головного мозга
работы
Биологические ритмы. Сон и
его значение
Особенности высшей нервной
деятельности
человека.
Познавательные процессы.
Воля и эмоции. Внимание.
Работоспособность.
Режим
дня.
Тематический контроль по
теме «Поведение и психика»
Определять понятия «инстинкт», «запечатление».
Сравнивать врождённый рефлекс и инстинкт. Раскрывать понятия «положительный инстинкт (рефлекс)»,
«отрицательный инстинкт (рефлекс)».
Объяснять значение инстинктов для животных и человека.Описывать роль запечатления в жизни животных и
человека Определять понятие «динамический стереотип». Раскрывать понятия «условный рефлекс», «рассудочная
деятельность». Объяснять связь между подкреплением и сохранением условного рефлекса. Описывать место
динамических стереотипов в жизнедеятельности человека.
Определять понятия «возбуждение», «торможение», «центральное торможение». Сравнивать безусловное и
условное торможение. Объяснять роль безусловного и условного торможения для жизнедеятельности. Описывать
явления доминанты и взаимной индукции.
Раскрывать вклад отечественных учёных в развитие медицины и науки
Раскрывать понятия «медленный сон», «быстрый сон». Раскрывать причину существования сновидений. Объяснять
значение сна. Описывать рекомендации по подготовке организма ко сну
Определять понятия «физиология высшей нервной деятельности», «память», «воображение», «мышление»,
«впечатление». Называть факторы, влияющие на формирование речи в онтогенезе. Называть познавательные
процессы, свойственные человеку. Называть процессы памяти. Раскрывать понятия «долговременная память» и
«кратковременная память».
Различать механическую и логическую память. Объяснять связь между операцией обобщения и мышлением.
Описывать роль мышления в жизни человека
Определять понятия «воля», «внимание». Раскрывать понятия «волевое действие», «эмоция». Описывать этапы
волевого акта. Объяснять явления внушаемости и негативизма.Различать эмоциональные реакции, эмоциональные
состояния и эмоциональные отношения.
Называть примеры положительных и отрицательных эмоций, стенических и астенических эмоций. Раскрывать роль
доминанты в поддержании чувства.
Объяснять роль произвольного внимания в жизни человека. Называть причины рассеянности внимания. Определять
понятия «работоспособность», «режим дня». Описывать стадии работоспособности. Раскрывать понятие «активный
отдых». Объяснять роль активного отдыха в поддержании работоспособности.
Характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека. Обосновывать значимость психических
явлений и процессов в жизни человека
13. Индивидуальное развитие организма (9 ч)
Половая система человека. Раскрывать связь между хромосомным набором в соматических клетках и полом человека.Описывать с помощью 62
63
64
65
66
67
68
69
70
Называть
факторы,
определяющие пол. Женская и
мужская половые системы.
Половая система человека.
Половые
возрастные
особенности
и
Наследственные
врождённые
заболевания,
передающиеся половым путём
развитие
Развитие после
Внутриутробное
организма.
рождения
Развитие после рождения
Развитие организма
Вред наркогенных веществ
Психологические особенности
личности
Тематический контроль по
теме
«индивидуальное
развитие организмя»
Итоговый контроль знаний
по разделу «Человек и его
здоровье»
иллюстраций в учебнике строение женской и мужской половой системы.
Объяснять связь между менструацией и созреванием яйцеклетки, поллюцией и созреванием сперматозоидов.Знать
необходимость соблюдения правил гигиены внешних половых органов.
Раскрывать понятия «наследственное заболевание», «врождённое заболевание».Называть пути попадания
возбудителей СПИДа, гонореи, сифилиса в организм человека. Различать понятия СПИД и ВИЧ.
Раскрывать опасность заражения ВИЧ.Называть части организма, поражаемые возбудителем сифилиса, признаки
гонореи, меры профилактики заболевания сифилисом и гонореей
Описывать с помощью иллюстраций в учебнике процесс созревания зародыша человека, строение плода на ранней
стадии развития. Называть последовательность заложения систем органов в зародыше.
Раскрывать понятие «полуростовой скачок». Описывать особенности роста разных частей тела в организме
ребёнка.Различать календарный и биологический возраст человека.
Практическая работа №13 Антропометрические измерения
Объяснять причины, вызывающие привыкание к табаку.Описывать пути попадания никотина в мозг. Называть
внутренние органы, страдающие от курения.
Определять понятия «темперамент», «характер (человека)», «способность (человека)». Описывать с помощью
иллюстрации в учебнике типы темперамента.
Классифицировать типы темперамента по типу нервных процессов.Различать экстравертов и интровертов.
Раскрывать связь между характером и волевыми качествами личности.Различать понятия «интерес» и
«склонность». Объяснять роль способностей, интересов и склонностей в выборе будущей профессии
Обобщение и систематизация знаний по теме «Индивидуальное развитие организма» Раскрывать влияние
физической подготовки на ростовые процессы организма подростка. Характеризовать роль половой системы в
организме.Устанавливать закономерности индивидуального развития человека
Характеризовать функции различных систем органов.
Выявлять взаимосвязь строения и функций различных систем органов.Объяснять участие различных систем
органов в важнейших процессах роста, развития и обмена веществ в организме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса (по Пономаревой И.Н.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.