Представленная программа разработана для изучения биологии в объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год, для классов с углубленным изучением биологии, которые в дальнейшем также будут изучать биологию на уровне естественно-научного профиля. Учебно-методический комплекс под редакцией И.Н.Пономаревой. Желательно иметь рабочие тетради
9 класс -профиль.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Пояснительная записка
Нормативная основа программы
● Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (ФК ГОС);
● Примерная программа основного общего образования по биологии;
● Программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (Сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и
лицеев М., «Дрофа», 2015 г.),
● Образовательная программа
● Учебный план
и
биосферы;
агроэкосистем;
Планируемые результаты обучения
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;
экосистем
региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития,
размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в
экосистемах;
• особенности организма человека, его строения,
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни
человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость
защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
иммунитета
организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом
высшей нервной деятельности и поведения;
жизнедеятельности,
витаминов
животных
грибов
растений,
своего
и
человека;
роль
гормонов
у
и
в на
и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать
биологические
объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах
органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее
распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека
растения
животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать
выводы
сравнения;
• определять принадлежность
(классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в
экосистемах,
экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических
групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых
организмах
технологий);
использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов,
ВИЧинфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах,
утопающего;
обморожениях,
среде;
• рациональной
• выращивания
ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
поведения
животных,
организации
и
окружающей
за
ухода
правил
домашних
соблюдения
и
травмах,
и
информационных
систематической
использованием
биологических
определенной
размножения
объектов
культурных
организмы
отдыха,
поступков
группе
труда
спасении
на
живые
и
его
влияние
в
растений
числе
(в
с
том
и
к
основе
Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на земле. Живые системы – объект изучения биологии. Свойства
живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы изучения живых
систем. Уровни организации живого.
Содержание учебного предмета
Введение и основы общей биологии. 4 часа. Основы учения о клетке. 18 часов.
Неорганические и органические вещества. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ.
Прокариотические клетки; формы и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат
бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение , роль в
метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко.
Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза,
репродукция ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза. Клеточная теория строения
организма.
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). 8 часов.
Вирусы – неклеточные формы жизни. Вирусы – бактериофаги.
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение.
биологическое значение полового размножение. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание9мейоз), формирование
половых клеток. Особенность сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности
образования двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный
период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с
метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Основы учения о наследственности и изменчивости. 13 часов.
Г. Менделем закономерностей наследования признаков.
Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов
в определении признаков.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутация. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.
Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 6 часов.
Генетика и медицина. Наследственные заболевания, их предупреждение.
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные
направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других
отраслей промышленности.
Происхождение жизни и развитие органического мира. 6 часов.
Органический мир как результат эволюции возникновение и развитие жизни на земле. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Гипотеза А.И. Опарина о происхождении жизни. Единство химического состава живой материи. Геохронология жизни на Земле. Понятие о палеонтологии
как науке о древней жизни.
Учение об эволюции. 14 часов.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал. Учение Ч. Дарвина об искусственном
отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование
и естественный отбор.
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические
характеристики популяций. Популяция – элементарная единица.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности
эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Происхождение и эволюция человека. 6 часов.
Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к
различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Основы экологии. 20 часов.
Основные свойства популяции как надорганизменной системы. Половая и возрастная структура популяций. Сохранение и динамика численности популяций
редких и исчезающих видов.
Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и взаимозависимость популяций в биоценозе. Типы взаимодействия организмов в
биоценозе. Структура пищевых связей их роль в сообществе.
Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей
органических веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды.
Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые
территории. Развитие экосистем.
Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о рациональном природопользовании.
Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и
роль живого вещества в биосфере. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.
Обобщение. 7 часов. Используемый УМК: Пономарёва и. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных
учреждений. – М.: ВентанаГраф, 2015 г.
Наименование разделов и тем
Учебно тематический план
№
разделов
и тем
1
2
Введение в основы общей биологии
Основы учения о клетке
4 часа
18 часов
8 часов
3
4
5
6
7
8
9
10
итого
Размножение и индивидуальное развитие
организма
Основы учения о наследственности и
изменчивости
13 часов
животных и
Основы селекции растений,
микроорганизмов
Происхождение жизни и развитие органического
мира
Учение об эволюции
Происхождение человека
Основы экологии
Обобщение
6 часов
6 часа
14 часов
6 часов
20 часов
7 часов
102часа
Колво часов Лабораторные и практические работы
Контрольные работы
ЛР № 1 «Сравнение растительной и животной клеток»
ЛР № 2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися
клетками растения»
ЛР № 3 «Решение генетических задач», ЛР № 4
«Выявление
генотипических и фенотипических
проявлений у растений разных видов (или сортов),
произрастающих в неодинаковых условиях
ЛР № 5 «Изучение изменчивости у организмов»
ЛР № 6 «Приспособленность организмов к среде
обитания», ЛР № 7 «Оценка качества окружающей среды»
6
Входная к/р
Зачет «Основы учения о клетке»
«Размножение
и
развитие
Зачет
индивидуальное
организмов»
Зачет «Основы наследственности
и изменчивости»
Рубежная к/р
Зачет «Учение об эволюции»
Зачет «Происхождение человека.
Антропогенез»
Итоговая к/р
8 Тема урока
№ п/п
Введение в основы общей биологии 4 часа
1.
Биология – наука о живом мире
Календарнотематическое планирование
Домашнее задание
Общие свойства живых организмов.
Многообразие форм живых организмов.
Входная контрольная работа
2.
3.
4.
Основы учения о клетке – 18 часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15
16.
17.
18.
Размножение и индивидуальное развитие организма – 8 часов
1.
2.
Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток
Химический состав клетки.
Вода и ее роль в клетке
Органические вещества клетки. Структура и функции белков
Нуклеиновые кислоты. Их структура и функции
Органические молекулы углеводы
Органические молекулы липиды
Строение клетки. Цитоплазма и ее основные органоиды.
Строение и функции ядра
Особенности строения клеток растений и животных
Особенности строения бактериальных клеток
Изучение клеток растений и животных. Изучение клеток бактерий ЛР № 1
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.
Биосинтез белка в клетке.
Этапы биосинтеза: транскрипция и трансляция
Биосинтез углеводов — фотосинтез.
Обеспечение клеток энергией.
Зачет «Основы учения о клетке»
Формы размножения организмов.
Деление клетки. Митоз.
§ 1, подготовить по вариантам информацию о методах
исследования
§ 2, вопр. с. 8, харка свв в тетради
§ 3, вопр. с.12, подготовиться к к/р
Повт. хим. Состав клетки
§ 4, заполнить таблицу «Персоналии в цитологии
§ 5, вопр.2 с.19
§ 5, таблица в тетради
§ 6, вопр. стр.24
§ 6, рисунок 8 с.22
§ 5, заполнить таблицу в тетради
§ 5, заполнить таблицу в тетради
§ 8, рисунок в тетради
§ 7, запись в тетради
§ 7, сравнить строение 2х типов клеток
§ 7, сравнительная таблица в тетради
§ 8, оформить л/р
§ 9, схема ЭО
§ 10, в. с.35
§ 10, рис.15 с.34
§ 11, рис.17 с.38
§ 12, подготовиться к зачету
Закончить выполнение заданий с.43
§ 13, в.с.47
§ 14, рис.21
Дата
1 нед. сентября
1 нед. сентября
1 нед. сентября
2 нед. сентября
2 нед. сентября
2 нед. сентября
3 нед. сентября
3 нед. сентября
3 нед. сентября
4 нед. сентября
4 нед. сентября
4 нед. сентября
1 нед. октября
1 нед. октября
1 нед. октября
2 нед. октября
2 нед. октября
2 нед. октября
3 нед. октября
3 нед. октября
3 нед. октября
4 нед. октября
4 нед. октября
4 нед. октября ЛР № 2 «Деление клетки»
Мейоз.
Гаметогенез
Онтогенез.
Онтогенез высших растений
Зачет «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основы учения о наследственности и изменчивости – 13 часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Из истории развития генетики
Наука генетика. Основные понятия генетики.
Генетические опыты Г.Менделя
Дигибридное скрещивание
ЛР № 3 «Решение задач»
Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет. Анализирующее
скрещивание
Сцепленное наследование генов.
Взаимодействие генов.
Наследование признаков, сцепленных с полом.
Наследственная изменчивость.
Модификационная изменчивость.ЛР № 4
Наследственные болезни сцепленные с полом
Зачет «Основы наследственности и изменчивости»
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов 6 часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Происхождение жизни и развитие органического мира – 6 часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Учение об эволюции – 14 часов
1.
Представления о происхождении жизни на Земле.
Значение ФС и биологического круговорота вв в развитии жизни
Этапы развития жизни на Земле. Архейская и протерозойская эры.
Этапы развития жизни на Земле. Палеозойская и мезозойская эры.
Этапы развития жизни на Земле. Кайнозойская эра.
Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни
Генетические основы селекции организмов
Особенности селекции растений
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Особенности селекции животных
Основные направления селекции микроорганизмов
Биотехнология. Генная и клеточная инженерия
Идея развития органического мира в биологии.
Оформить л/р
§ 15, сравнение митоза и мейоза
Конспект и схема в тетради
§ 16, задания с 58
§ 16, задания с 59
Подготовить сообщение о Г.Менделе
§ 17, в.с.63
§ 18, подг. к терминологическому диктанту
§ 19, опорный конспект
§ 20, задачи в тетради
Оформить л/р
Конспект в тетради
§ 21, подг.сообщ. о Моргане
§ 22, конспект в тетради
§ 23, рис.31
§ 24, вопр. с.88,
§ 25, оформить л/р
§ 26, подгот. к к/р
Подготовить доп.информацию о методах селекции
§ 27, рис. 41
§ 28, вопр. с. 105,
§ 29, табл.3
§ 30, подг. презентации
§ 31, с.116117
Конспект в тетради
§ 3233, вопр. стр. 121, 124
§ 34, опорный конспект
§ 35, подг. презентации по группам
§ 35, подг. презентации по группам
§ 35, подг. презентации по группам
Доп.инф. по теме
§ 36, рефераты о Линнее и Ламарке
2 нед. ноября
2 нед. ноября
2 нед. ноября
3 нед. ноября
3 нед. ноября
3 нед. ноября
4 нед. ноября
4 нед. ноября
4 нед. ноября
5 нед. ноября
5 нед. ноября
5 нед. ноября
1 нед. декабря
1 нед. декабря
1 нед. декабря
2 нед. декабря
2 нед. декабря
2 нед. декабря
3 нед. декабря
3 нед. декабря
3 нед. декабря
4 нед. декабря
4 нед. декабря
4 нед. декабря
2 нед. января
2 нед. января
2 нед. января
3 нед. января
3 нед. января
3 нед. января
4 нед. января
4 нед. января Предпосылки возникновения учения Дарвина
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
Результаты эволюции: приспособленность и многообразие видов.
Значение работ Ч.Дарвина
Современные представления об эволюции органического мира.
Вид, его критерии.
Образование новых видов в природе.
Понятие о микро и макроэволюции
Основные направления эволюции.
Пути достижения биологического прогресса
Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов
ЛР № 5
Зачет «Учение об эволюции»
Место человека в системе органического мира.
Доказательства происхождения человека от животных.
Этапы эволюции человека.
Движущие силы антропосоциогенеза
Человеческие расы. Влияние человека на природу.
Зачет «Происхождение человека. Антропогенез»
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Происхождение человека – 6 часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Основы экологии – 20 часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13.
14.
15.
16.
Основные среды жизни.
Абиотические факторы
Общие законы действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. ЛР № 6
Биотические связи в природе.
Основные понятия экологии популяций.
Функционирование популяции и динамика ее численности в природе
Биоценоз как сообщество живых организмов в природе
Понятие о биогеоценозе и экосистеме
Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах
Развитие и смена биогеоценозов.
Изучение и описание экосистем своей местности
Природные и антропогенные экосистемы
Основные законы устойчивости живой природы.
Учение о биосфере. Структура биосферы
Функции живого вещества биосферы
Рациональное использование природы и ее охрана ЛР № 7
Конспект в тетради
§ 37, вопр. с. 140 ,
§ 37, сравнительная таблица
презентации
§ 38, вопр. с. 143
§ 39, конспект в тетради
§ 40 , срав. геогр. и экол. видообразования
§ 41, в.с.151
§ 42,рис.55
Запись в тетради
§ 43, вопр. с. 159, сообщения
Оформить л/р, подготовиться к зачету
Подготовить сообщения
§ 44, сходство и отличие от животных
§ 45, вопр. с. 170
§ 46, 47, вопр. с. 165, 173, 176
Запись в тетради
§ 4849, подготовиться к зачету
Повторить экологические факторы
§ 50, харка 4х сред обитания
Запись в тетради
§ 51, вопр. с. 192
§ 52, оформить л/р
§ 53, подг. презентации
§ 54, рис.78
§ 55, рис.80,81
§ 56, подг. рефераты о В.И.Вернадском
§ 57, рис.83
Рисунок 86
§ 58,вопр. с. 218
Написать отчет
Сравнительная таблица в тетради
§ 59, вопр.стр. 222
Опорный конспект
Запись в тетради
§ 60, оформить ПР
4 нед. января
5 нед. января
5 нед. января
5 нед. января
1 нед. февраля
1 нед. февраля
1 нед. февраля
2 нед. февраля
2 нед. февраля
2 нед. февраля
3 нед. февраля
3 нед. февраля
3 нед. февраля
4 нед. февраля
4 нед. февраля
4 нед. февраля
1 нед. марта
1 нед. марта
1 нед. марта
2 нед. марта
2 нед. марта
2 нед. марта
3 нед. марта
3 нед. марта
3 нед. марта
1 нед. апреля
1 нед. апреля
1 нед. апреля
2 нед. апреля
2 нед. апреля
2 нед. апреля
3 нед. апреля
3 нед. апреля
3 нед. апреля
4 нед. апреля
4 нед. апреля Экологические проблемы
Биологическое разнообразие
Человек и биосфера
Зачет «Основы экологии
17
18.
19.
20.
Обобщение – 7 часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Становление современной теории эволюции
Клетка – структурная и функциональная единица живого
Закономерности наследственности и изменчивости
Развитие жизни на Земле
Происхождение человека
Основы экологии
Итоговая контрольная работа
Повторить материал учебника
Подготовить презентации
Подготовиться к зачету
Повторить материал учебника
Повторить материал учебника
Повторить материал учебника
Повторить материал учебника
Повторить материал учебника
Повторить материал учебника
Повторить материал учебника
Повторить материал учебника
4 нед. апреля
1 нед. мая
1 нед. мая
1 нед. мая
2 нед. мая
2 нед. мая
2 нед. мая
3 нед. мая
3 нед. мая
3 нед. мая
4 нед. мая
Рабочая программа по биологии для 9 класса
Рабочая программа по биологии для 9 класса
Рабочая программа по биологии для 9 класса
Рабочая программа по биологии для 9 класса
Рабочая программа по биологии для 9 класса
Рабочая программа по биологии для 9 класса
Рабочая программа по биологии для 9 класса
Рабочая программа по биологии для 9 класса
Рабочая программа по биологии для 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.