Рабочая программа по биологии ФГООС 5-9 класс (общая пояснительная записка)

Рабочая программа по биологии ФГООС 5-9 класс (общая пояснительная записка)

Образовательные программы
docx
биология
5 кл—9 кл
05.01.2017
Рабочая программа соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования по биологии . Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.Рабочая программа по биологии 5-9 класс

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

5-9 классы фгос.docx
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования по биологии (приказ Министерства  образования  и  науки Российской  Федерации  от 06.10.2009  №373  «Об  утверждении  и  введении  в действие  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09. 2011 № 2357) и от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Предлагаемая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего   образования,   в   том   числе   требованиям   к   результатам   освоения   основной   образовательной   программы,   фундаментальному   ядру содержания   общего   образования,   Примерной   программе   по   биологии.   Программа   отражает   идеи   и   положения   Концепции   духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных   учебных   действий   для   основного   общего   образования,   преемственность   с   примерными   программами   начального   общего образования. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно­правовых и инструктивно­методических документов: 1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказа   Министерства   образования   Российской   Федерации   от   09.03.2004   №   1312   «Об   утверждении   федерального   базисного учебного   плана   и   примерных   учебных   планов   для   общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации,   реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74); 3. Приказ   Министерства  образования,  науки  и  инновационной  политики  Новосибирской  области  №  1724  от 05.07.13  года «  Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2013­2014 учебный год»; 4. Приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области № 1381 от. 31.08.2010 года « О введении федерального образовательного стандарта начального общего образования образовательных учреждениях, расположенных на территории Новосибирской области;  5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва « Об утверждении     СанПиН   2.4.2.2821­10   «   Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях»; 6. Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013­ 2014   учебный   год   (утверждены   приказом   Минобрнауки   РФ   от   19.12.2012   г   №   1067,   зарегистрированным   в   Минюсте   России 20.01.2013 г., регистрационный номер 26755); 7. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  ( утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря  2009 г., регистрационный номер 17785); 8. Приказа   Минобрнауки   России   от   26   ноября   2010   года   №   1241   «   О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный образовательный   стандарт     начального   общего   образования,   утвержденный   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707 ); 9. Приказа   Минобрнауки   России   от   18   декабря   2012   года   №   1060   «   О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован 11 февраля 2013 г., регистрационный номер 26993 ); 10. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785); 11. Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 12. Приказа   Минобрнауки   РФ   от   26   ноября   2010   года   №   1241   «О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный образовательный   стандарт   начального   общего   образования»,   утверждённый   приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707 ); 13. Основной образовательной программы на 1 и 2 ступенях обучения; 14. Типового положения об общеобразовательном учреждении (с изменениями и дополнениями);  15. Примерные программы основного общего образования. В2ч.М.,2012 16. Программа развития универсальных учебных действий для основного общего образования. М.,2010 17. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5­9 классы. Проект. / Сост. А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. – М.: Просвещение, 2011 г. – (Стандарты второго поколения); 18. Учебный план образовательного учреждения (протокол  № 17 педагогического совета от 30.08.13 год). Цели  биологического   образования   в   основной   школе   формулируются   на   нескольких   уровнях:   глобальном,   метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.  Глобальные   цели   биологического   образования   являются   общими   для   основной   и   старшей   школы   и   определяются   социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных   подростков).   Наиболее   продуктивными,   с   точки   зрения   решения   задач   развития   подростка,   является   социоморальная   и интеллектуальная взрослость. Помимо   этого,   глобальные   цели   формируются   с   учётом   рассмотрения   биологического   образования   как   компонента   системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.  С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:  •социализация  обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;   •приобщение  к   познавательной   куль   туре   как   системе   познавательных   (научных)   ценностей,   накопленных   обществом   в   сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:  •ориентацию  в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;  •развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;  •овладение ключевыми компетентностями: учебно ­ познавательной, информационной, ценностно­смысловой, коммуникативной;                •формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально­ценностного отношения к объектам живой природы. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 5 лет, регламентирует объем материала, обязательного для изучения в основной школе, а также дает ее примерное распределение между 5­6 и 7­9 классами Структура рабочей программы: Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает: 1. Пояснительную записку. 2. Общую характеристику курса биологии. 3.  Место учебного предмета, курса в учебном плане 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии. 5. Содержание курса биологии. 6. Тематическое планирование. 7. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса. 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:   •формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;  •овладение научным подходом к решению различных задач;  •овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;  •овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;  •воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;  •формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной   оценки   полученных   результатов,   представления   научно   обоснованных   аргументов   своих   действий   путём   применения межпредметного анализа учебных задач. Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии: — многообразие и эволюция органического мира; — биологическая природа и социальная сущность человека; — структурно­уровневая организация живой природы; — ценностное и экокультурное отношение к природе; — практико­ориентированная сущность биологических знаний. В   соответствии   с   базисным   учебным   (общеобразовательным)   планом   курсу   биологии   на   ступени   основного   общего   образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим. Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. 3. МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Года обучения Кол­во часов в неделю 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 1 1 2 2 2 Кол­во учебных недель 35 35 35 35 35 Всего часов за учебный год 35 35 70 70 70 280   часов за курс 4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ Требования   к   результатам   освоения   курса   биологии   в   основной   школе   определяются   ключевыми   задачами   общего   образования, отражающими   индивидуальные,   общественные   и   государственные   потребности,   и   включают   личностные,   метапредметные   и   предметные результаты освоения предмета. Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:  •воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; сознание   своей   этнической   принадлежности;   усвоение   гуманистических   и   традиционных   ценностей   многонационального   российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  •формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;   •знание   основных   принципов   и   правил   отношения   к   живой   природе,   основ   здорового   образа   жизни   и   здоровье   ­   сберегающих технологий;  •сформированность   познавательных   интересов   и   мотивов,   направленных   на   изучение   живой   природы;   интеллектуальных   умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;  •формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;  •формирование   уважительного   отношения   к   истории,   куль   туре,   национальным   особенностям   и   образу   жизни   других   народов; толерантности и миролюбия;  •освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные   сообщества;   участие   в   школьной   самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  •развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  •формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; •формирование   понимания   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил   индивидуального   и   коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;  •осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение членам своей семьи;  •развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов   России   и   мира,   творческой   деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: •умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  •овладение   составляющими   исследовательской   и   проектной   деятельности,   включая   умения   видеть   проблему,   ставить   вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;  •умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;  •умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  •умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; •владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  •способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;  •умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;   •умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;  •умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; •формирование и развитие компетентности в области использования, информационно­коммуникационных технологий (ИКТ­компетенции). Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:  •усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;  •формирование   первоначальных   систематизированных   представлений   о   биологических   объектах,   процессах,   явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; •приобретение опыта использования методов биологической науки   и   проведения   несложных   биологических   экспериментов   для   изучения   живых   организмов   и   человека,   проведения   экологического мониторинга в окружающей среде;  •формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой   природе,   здоровью   своему   и   окружающих;   осознание   необходимости   действий   по   сохранению   биоразнообразия   и   природных местообитаний, видов растений и животных;  •объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;  •овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;  •формирование   представлений   о   значении   биологических   наук   в   решении   локальных   и   глобальных   экологических   проблем, необходимости   рационального   природопользования,   защиты   здоровья   людей   в   условиях   быстрого   изменения   экологического   качества окружающей среды;  •освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. 5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ Раздел 1 Живые организмы. Биология – наука о живых организмах. Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.  Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Клеточное строение организмов.  Клетка  –  основа   строения  и  жизнедеятельности  организмов.  История  изучения   клетки.  Методы   изучения  клетки.  Строение   и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов. Многообразие организмов.  Клеточные   и   неклеточные   формы   жизни.   Организм.   Классификация   организмов.   Принципы   классификации.   Одноклеточные   и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы. Среды жизни.  Среда   обитания.   Факторы  среды   обитания.   Места   обитания.   Приспособления   организмов   к   жизни   в   наземно­воздушной   среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края. Царство Растения.  Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.  Органы цветкового растения.  Семя.  Строение   семени.   Корень.   Зоны   корня.   Виды   корней.   Корневые   системы.   Значение   корня.   Видоизменения   корней.  Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов. Микроскопическое строение растений.  Разнообразие   растительных   клеток.   Ткани   растений.   Микроскопическое   строение   корня.   Корневой   волосок.   Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа. Жизнедеятельность цветковых растений.  Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ.  Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений. Многообразие растений.  Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи,   плауны),   отличительные   особенности   и   многообразие.   Отдел   Голосеменные,   отличительные   особенности   и   многообразие.   Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Царство Бактерии.  Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Царство Грибы.  Отличительные особенности грибов.  Многообразие грибов.  Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы­паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. Царство Животные.  Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных.  Организм животного как биосистема. Многообразие   и   классификация   животных.   Среды   обитания   животных.   Сезонные   явления   в   жизни   животных.   Поведение   животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека. Одноклеточные животные, или Простейшие.  Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Тип Кишечнополостные.  Многоклеточные   животные.  Общая   характеристика   типа   Кишечнополостные.   Регенерация.  Происхождение   кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Типы червей.  Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.  Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков.  Происхождение моллюсков  и их значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.  Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе   и   сельскохозяйственной   деятельности   человека.   Насекомые   –   вредители.  Меры   по   сокращению   численности   насекомых­ вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений.  Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Тип Хордовые.  Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс   Земноводные.   Общая   характеристика   класса   Земноводные.   Места   обитания   и   распространение   земноводных.   Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных.  Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Класс   Пресмыкающиеся.   Общая   характеристика   класса   Пресмыкающиеся.   Места   обитания,   особенности   внешнего   и   внутреннего строения   пресмыкающихся.   Размножение   пресмыкающихся. пресмыкающихся в природе и жизни человека.   Происхождение  и   многообразие   древних   пресмыкающихся.   Значение Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения   и   жизнедеятельности   птиц.   Размножение   и   развитие   птиц.  Сезонные   явления   в   жизни   птиц.   Экологические   группы   птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Класс   Млекопитающие.   Общая   характеристика   класса   Млекопитающие.   Среды   жизни   млекопитающих.   Особенности   внешнего строения,   скелета   и   мускулатуры   млекопитающих.   Органы   полости   тела.   Нервная   система   и   поведение   млекопитающих,  рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих.   Важнейшие   породы   домашних   млекопитающих.   Приемы   выращивания   и   ухода   за   домашними   млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края. Лабораторные и практические работы Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Изучение органов цветкового растения. Изучение строения позвоночного животного. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. Изучение строения водорослей Изучение строения мхов (на местных видах). Изучение строения папоротника (хвоща). Изучение строения голосеменных растений. Изучение строения покрытосеменных растений. Изучение строения плесневых грибов. Вегетативное размножение комнатных растений. Изучение одноклеточных животных. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Изучения строения моллюсков по влажным препаратам. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям. Изучение строения рыб. Изучения строения птиц. Изучение строение куриного яйца. Изучение строения млекопитающих. Экскурсии Разнообразие и роль членистоногих в природе. Разнообразие птиц и млекопитающих. Раздел 2 Человек и его здоровье. Введение в науки о человеке.  Значение   знаний   об   особенностях   строения   и   жизнедеятельности   организма   человека   для   самопознания   и   сохранения   здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. Общие свойства организма человека. Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани,   органы   и   системы   органов   организма   человека,   их   строение   и   функции.   Организм   человека   как   биосистема.   Внутренняя   среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).  Нейрогуморальная регуляция функций организма.  Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.  Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.  Опора и движение.  Опорно­двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни  на  развитие  скелета.  Мышцы  и  их  функции.  Значение  физических   упражнений  для  правильного  формирования  скелета  и  мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно­двигательного аппарата. Кровь и кровообращение.  Функции   крови   илимфы.   Поддержание   постоянства   внутренней   среды.  Гомеостаз.   Состав   крови.   Форменные   элементы   крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус­фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на   иммунитет.  Значение   работ   Л.   Пастера   и   И.И.   Мечникова   в   области   иммунитета.  Роль   прививок   в   борьбе   с   инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа   сердца.   Сердечный   цикл.   Пульс.   Давление   крови.  Движение   лимфы   по   сосудам.  Гигиена   сердечно­сосудистой   системы. Профилактика сердечно­сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.  Дыхание. Дыхательная система: строение и функции.  Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. Пищеварение.  Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно­кишечных заболеваний.  Обмен веществ и энергии.  Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.  Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение.  Мочевыделительная   система:   строение   и   функции.   Процесс   образования   и   выделения   мочи,   его   регуляция.   Заболевания   органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.  Размножение и развитие.  Половая   система:   строение   и   функции.   Оплодотворение   и   внутриутробное   развитие.  Роды.  Рост   и   развитие   ребенка.   Половое созревание.   Наследование   признаков   у   человека.   Наследственные   болезни,   их   причины   и   предупреждение.   Роль   генетических   знаний   в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. Сенсорные системы (анализаторы).  Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. Высшая нервная деятельность.  Высшая нервная деятельность человека,  работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина.  Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно­логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности.  Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Здоровье человека и его охрана.  Здоровье человека. Соблюдение санитарно­гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно­ приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда.  Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха.  Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.  Лабораторные и практические работы Строение клеток и тканей. Строение и функции спинного и головного мозга. Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия. Микроскопическое строение крови человека и лягушки. Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления. Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких. Строение и работа органа зрения. Экскурсия Происхождение человека. Раздел 3 Общие биологические закономерности. Биология как наука.  Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно­научной картины мира. Основные признаки   живого.   Уровни   организации   живой   природы.  Живые   природные   объекты   как   система.   Классификация   живых   природных объектов. Клетка.  Клеточная   теория.   Клеточное   строение   организмов   как   доказательство   их   родства,   единства   живой   природы.   Строение   клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.  Организм.  Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов:   неорганические   и   органические   вещества,   их   роль   в   организме.   Обмен   веществ   и   превращения   энергии   –   признак   живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных.  Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды. Вид. Вид, признаки вида.  Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция   как   единица   эволюции.   Ч.   Дарвин   –   основоположник   учения  об   эволюции.   Основные   движущие   силы   эволюции   в   природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.  Экосистемы.  Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах.  Биосфера   –   глобальная   экосистема.   В. И.   Вернадский   –   основоположник   учения   о   биосфере.   Структура   биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.  Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы.  Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние   на   собственную   жизнь   и   жизнь   окружающих   людей.   Последствия   деятельности   человека   в   экосистемах.   Влияние   собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Лабораторные и практические работы Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание. Выявление изменчивости у организмов. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах). Экскурсия Изучение и описание экосистемы своей местности. 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА   Интернет­ресурсы по биологии 1. Редкие и исчезающие животные России. Сайт: http://nature.ok.ru/ 2. О растениях и животных. Сайт: http://www.floranimal/ru/ 3. База знаний по биологии человека. Сайт: http://obi.img/ras/ru/ 4. Изучаем биологию. Сайт: http://learnbiology/narod.ru/ 5. Энциклопедия удивительных фактов о животном мире. Сайт: http://plife.chat.ru/index.htm 6. Подготовка к ЕГЭ и ГИА. Сайт: www.ege.edu.ru, www.fipi.ru 7. Всемирный фонд дикой природы. Сайт: http://www.www.wwf.ru 8. В помощь учителю биологии. Сайт: http://fns.nspu.ru/resurs/nat/pedpract.php МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА БИОЛОГИИ 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. Стандарт основного общего образования по биологии. 2. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). 3. Примерная программа основного общего образования по биологии. 4. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии. 5. Авторские программы по разделам биологии. 6. Общая методика преподавания биологии. 7. Книги для чтения по всем разделам курса биологии. 8. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков). 9. Определитель растений. 10. Учебники по всем разделам. 2. Печатные пособия Таблицы: 1. Анатомия, физиология и гигиена человека 2. Генетика. 3. Основы экологии. 4. Портреты учёных биологов. 5. Правила поведения в учебном кабинете. 6. Правила поведения на экскурсиях. 7. Развитие животного и растительного мира. 8. Систематика животных 9. Систематика растений. 10. Строение, размножение и разнообразие животных. 11. Строение, размножение и разнообразие растений. 12. Схема строения клеток живых организмов. Карты: 1. Зоогеографическая карта мира. 2. Зоогеграфическая карта России. 3. Природные зоны России. 4. Центры происхождения культурных растений и домашних животных. Атласы: 1. Анатомия человека. 3. Цифровые образовательные ресурсы 1. Цифровые компоненты учебно­методическим комплексам по основным разделам курса биологии. 2. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии. 3. Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы). 4. Общеобразовательные цифровые инструменты учебной деятельности. 4. Экранно­звуковые пособия ­ Видеофильмы: «Анатомия – 1, 2, 3, 4»; «Биология ­ 1, 2, 3, 4». 5. Технические средства обучения (средства ИКТ) 1. Ноутбук. 2. Мультимедиа проектор. 3. Экран (навесной). 4.  Колонки. 6. Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование Приборы, приспособления: 1. Лупа ручная (7 штук) 2. Микроскоп школьный ув. 300 (6 +3 штук). Модели объѐмные: 1. Модели цветков различных семейств. 2. Набор «Происхождение человека». 3. Набор моделей органов человека. 4. Торс человека. Модели рельефные: 1. Дезоксирибонуклеиновая кислота. Муляжи: 1. Плодовые тела шляпочных грибов. 2. Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений. Натуральные объекты Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп. Влажные препараты: 1. Строение глаза млекопитающего. Микропрепараты: 1. Набор микропрепаратов по разделу «Растения, бактерии, грибы, лишайники». 2. Набор микропрепаратов по разделу «Человек». 3. Набор микропрепаратов по разделу «Животные». Коллекции: 1. Вредители сельскохозяйственных культур. Живые объекты: 1. Комнатные   растения   по   экологическим   группам   (тропические   влажные   леса,   влажные   субтропики,сухие   субтропики,   пустыни   и полупустыни).  Список учебной литературы: Учебники и учебные пособия: 1. Пономарѐва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.Биология. /учебник для 5 класса/ ­ М.:Вентана­Граф, 2012.  2. Пономарѐва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.Биология. /учебник для 6 класса/ ­ М.:Вентана­Граф, 2013. 3. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Животные. /учебник для 7 класса/ ­ М.:Вентана­Граф, 2014. 4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек./учебник для 8 класса/ ­ М.:Вентана­Граф, 2007. 5. Пономарѐва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. /учебник для 9 класса/ ­М.:Вентана­Граф, 2007. 6. Учебное пособие для учащихся 8 классов «Здоровье и окружающая среда». – М.: Просвещение, 2012. 7. Зверев И.Д. Человек: Организм и здоровье. Пособие для учащихся общеобразовательной школы 8­9 классов. – М., 2013 8. Рохлов В.С., Теремов А.В. ГИА – 2011. Биология : 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме. Методическая литература: 1. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 6 кл. Санкт­Петербург, Паритет, 2002. 2. Багоцкий С.В. Тестовые задания. М.: Дрофа, 2003. 3. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 7 кл. Санкт­Петербург, Паритет, 2002. 4. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6­8 кл. М.: Дрофа, 2002 5. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 кл. Санкт­Петербург, Паритет, 2002. 6. Сапин М.Р. Анатомия человека. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001. 7. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 9 кл. Санкт­Петербург, Паритет, 2002. 8. Пономарѐва И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л.В. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Методическое пособие. 6 класс. М., Вентана­Граф, 2003 г. 9. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные. Методическое пособие. 7 класс. М., Вентана­ Граф, 2003 г. 10. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методическое пособие. 8 класс. М., Вентана­Граф,2004 г. 11. Пономарѐва И.Н., Чернова Н. М. Биология. Основы общей биологии. Методическое пособие. 9 класс. М., Вентана­Граф, 2004 г. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):  8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ ­ ­ ­ ­ любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;  осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; ­ ­ ­ ­ социально   активный,   уважающий   закон   и   правопорядок,   соизмеряющий   свои   поступки   с   нравственными   ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и  окружающей его среды;  ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах  устойчивого развития общества и природы. Система   планируемых   результатов:  личностных,   метапредметных   и   предметных   в   соответствии   с   требованиями   стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно­познавательных и учебно­практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. В структуре планируемых результатов выделяются:  •ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно­смысловых   установок,   развитие   интереса;   целенаправленное   формирование   и   развитие   познавательных   потребностей   и способностей обучающихся средствами предметов;   •планируемые   результаты   освоения   учебных   и   междисциплинарных   программ,   включающих   примерные   учебно­познавательные   и учебно­практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы. В результате изучения курса биологии в основной школе: Выпускник  научится  пользоваться   научными   методами   для   распознания   биологических   проблем;  давать   научное   объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами,   собственным   организмом;   описывать   биологические   объекты,   процессы   и   явления;   ставить   несложные   биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Выпускник  овладеет  системой   биологических   знаний   –   понятиями,   закономерностями,   законами,   теориями,   имеющими   важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выпускник приобретет навыки использования научно­популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Выпускник получит возможность научиться:  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;   ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно­ популярной   литературе,   средствах   массовой   информации   и   Интернет­ресурсах,   критически   оценивать   полученную   информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;  создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. Живые организмы Выпускник научится:  выделять   существенные   признаки   биологических   объектов   (клеток   и   организмов   растений,   животных,   грибов,   бактерий)   и процессов, характерных для живых организмов;  аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;  аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;  осуществлять   классификацию   биологических   объектов   (растений,   животных,   бактерий,   грибов)   на   основе   определения   их принадлежности к определенной систематической группе;  раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;  объяснять   общность   происхождения   и   эволюции   систематических   групп   растений   и   животных   на   примерах   сопоставления биологических объектов;  выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;  различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;  сравнивать   биологические   объекты   (растения,   животные,   бактерии,   грибы),   процессы   жизнедеятельности;   делать   выводы   и умозаключения на основе сравнения;  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;  использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;  знать и аргументировать основные правила поведения в природе;  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;  описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться:  находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно­популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;  основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.  использовать   приемы   оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми   грибами,   ядовитыми   растениями,   укусах животных;   работы   с   определителями   растений;   размножения   и   выращивания   культурных   растений,   уходом   за   домашними животными;  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы);  осознанно   использовать   знания   основных   правил   поведения   в   природе;   выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих действиях и поступках по отношению к живой природе;  создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;  работать   в   группе   сверстников   при   решении   познавательных   задач   связанных   с   изучением   особенностей   строения   и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.  Человек и его здоровье Выпускник научится:  выделять  существенные   признаки   биологических   объектов   (животных   клеток   и   тканей,   органов   и   систем   органов   человека)   и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;  аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;  аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;  аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;  объяснять   эволюцию   вида   Человек   разумный   на   примерах   сопоставления   биологических   объектов   и   других   материальных артефактов;  выявлять   примеры   и   пояснять   проявление   наследственных   заболеваний   у   человека,   сущность   процессов   наследственности   и изменчивости, присущей человеку;  различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;  сравнивать   биологические   объекты   (клетки,   ткани,   органы,   системы   органов),  процессы   жизнедеятельности   (питание,   дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;  использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;  знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;  анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;  описывать и использовать приемы оказания первой помощи;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться:  объяснять  необходимость  применения   тех  или  иных   приемов  при  оказании  первой   доврачебной   помощи  при  отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;  находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно­популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет­ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;  находить в учебной, научно­популярной литературе, Интернет­ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;  анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.  создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;  работать   в   группе   сверстников   при   решении   познавательных   задач   связанных   с   особенностями   строения   и жизнедеятельности   организма   человека,   планировать   совместную   деятельность,   учитывать   мнение   окружающих   и   адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.  Общие биологические закономерности Выпускник научится:  выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;  аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;  аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;  осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;   раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;  объяснять   общность   происхождения   и   эволюции   организмов   на   основе   сопоставления   особенностей   их   строения   и функционирования;  объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;  различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;  сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;   устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;  использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;   знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;   описывать и  использовать  приемы  выращивания  и размножения культурных  растений  и домашних  животных, ухода  за ними в агроценозах;  находить   в   учебной,   научно­популярной   литературе,   Интернет­ресурсах   информацию   о   живой   природе,   оформлять   ее   в   виде письменных сообщений, докладов, рефератов;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться:  понимать   экологические   проблемы,   возникающие   в   условиях   нерационального   природопользования,   и   пути   решения   этих проблем;  анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;  находить   информацию   по   вопросам   общей   биологии   в   научно­популярной   литературе,   специализированных   биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы);  создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды   на  основе   нескольких   источников   информации,  сопровождать   выступление   презентацией,   учитывая   особенности   аудитории сверстников;  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)