Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования
Оценка 5

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
5 кл—9 кл
21.01.2018
Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования
Рабочая программа по биология для 5-9 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и Программой основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. (Биология. 5-9 классы. Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М.Пальдяева. – 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2015. – 382.»).Рабочая программа по биология для 5-9 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и Программой основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. (Биология. 5-9 классы. Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М.Пальдяева. – 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2015. – 382.»).
ФГОС раб прогр по биологии 5-9 кл.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное «Графовская средняя общеобразовательная школа учреждение Шебекинского района Белгородской области» «Рассмотрено» Руководитель МС __________О.В.Крючкова Протокол № ______ от «____»___________2016 г. «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «Графовская СОШ» __________ О.В.Крючкова «____»__________2016 г. «Утверждаю» Директор МБОУ «Графовская СОШ» ________И.А.Свинаре ва Приказ №________ от «_____»_______2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на уровень основного общего по биологии образования 1 Рабочая программа по биология для 5-9 классов составлена в с Федеральным государственным образовательным соответствии стандартом основного общего образования и Программой основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. (Биология. 5-9 классы. Рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Г.М.Пальдяева. – 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2015. – 382.»). сравнивать, Планируемые результаты освоения предмета «Биология» Живые организмы Выпускник научится: • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить выявлять доказательства, взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. классифицировать, Выпускник получит возможность научиться: • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально- ценностное отношение к объектам живой природы); • находить информацию о растениях и животных в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Человек и его здоровье Выпускник научится: • характеризовать особенности строения и процессов 2 жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость; • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека. Выпускник получит возможность научиться: • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; • выделять эстетические достоинства человеческого тела; • реализовывать установки здорового образа жизни; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. Общие биологические закономерности Выпускник научится: • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности; • использовать составляющие проектной и исследовательской деятель-ности по изучению общих биологических закономерностей, приводить доказательства свойственных живой природе; необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов; • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выпускник получит возможность научиться: • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности 3 человека в экосистемах и биосфере; обсуждению глобальных экологических проблем. • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по Содержание программы 5 класс Биология. Бактерии, грибы, растения. (34 часа, 1 час в неделю) (лупа, Введение (6 часов) Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Практические работы. 1.Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) Устройство увеличительных приборов световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». природе. Ведение дневника наблюдений. растений и животных. Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные работы. 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. 2. Изучение клеток растения с помощью лупы. 3. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. 4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. 5. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. 6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. Раздел 2. Царство Бактерии. (2 часа) Размножение Строение и жизнедеятельность бактерий. бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Раздел 3. Царство Грибы (5 часов) Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. 4 Многообразие водорослей. (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты Лабораторные работы. 7. Строение плодовых тел шляпочных грибов. 8. Строение плесневого гриба мукора. 9.Строение дрожжей. Раздел 4. Царство Растения (11 часов) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Среда обитания Водоросли. водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых Лабораторные работы. 10. Строение зеленых водорослей. 11. Строение мха (на местных видах). 12. Строение спороносящего папоротника. 13. Строение спороносящего хвоща. 14. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). 6 класс растений. Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Видоизменения листьев. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. 5 Биология. Многообразие покрытосеменных растений. (34 часа, 1 час в неделю) Распространение плодов и семян. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Демонстрация Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Лабораторные работы. 1. Строение семян двудольных и однодольных растений. 2. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. 3. Корневой чехлик и корневые волоски. 4. Строение почек. Расположение почек на стебле. 5. Внутреннее строение ветки дерева. 6. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). 7. Строение цветка. Различные виды соцветий. 8. Многообразие сухих и сочных плодов. Раздел 2. Жизнь растений (10 часов) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Демонстрация Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. дыхание растений; Практические работы. 1.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. 2.Вегетативное размножение комнатных растений. 3.Определение всхожести семян растений и их посев. Экскурсии Зимние явления в жизни растений. Раздел 3. Классификация растений (6 часов) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 —4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) Демонстрация 6 растений. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторные работы. 9. Выявление признаков семейства по внешнему строению Экскурсии Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте. Раздел 4. Природные сообщества (4 часа) Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Влияние Развитие и смена растительных сообществ. деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Экскурсии Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. 7 класс Биология. Животные (68 часов, 2 часа в неделю) Введение (2 часа) Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. Раздел 1. Простейшие (2 часа) Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы. Демонстрация Живые инфузории. Микропрепараты простейших. Раздел 2. Многоклеточные животные (32 часа) Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Лабораторные работы. 1. Многообразие кольчатых червей. Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Демонстрация Многообразие моллюсков и их раковин. 7 Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Демонстрация Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Лабораторные работы. 2. Знакомство с разнообразием ракообразных. Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Лабораторные работы. 3. Изучение представителей отрядов насекомых Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторные работы. 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторные работы. 5. Изучение внешнего строения птиц. Экскурсии Изучение многообразия птиц. Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация Видеофильм. Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 часов) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. 8 эволюции: возраста. деятельности организма. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция Демонстрация Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи. Лабораторные работы. 6. Изучение особенностей различных покровов тела. Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа) Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без. Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторные работы. 7. Изучение стадий развития животных и определение их Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа) Доказательства сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. Демонстрация Палеонтологические доказательства эволюции. Раздел 6. Биоценозы (4 часа) Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Экскурсии Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных. Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов) Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. Экскурсии Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних Резерв времени — 5 часов животных. (2 часа) Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, 9 8 класс Биология. Человек (68 часов, 2 часа в неделю) психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Раздел 2. Происхождение человека (3 часа) Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид. культуры человека. Демонстрация Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней Раздел 3. Строение организма (4 часа) Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Демонстрация Разложение пероксида водорода ферментом каталазой. Лабораторные работы. 1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. Практические работы. 1. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др. Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 часов) Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо-хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Демонстрация 10 Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах. дома). Выявление плоскостопия (выполняется дома). пояса в движениях руки. Лабораторные работы. 2. Микроскопическое строение кости. 3. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо 4. Выявление нарушений осанки. 5. Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого Практические работы. 2. Утомление при статической и динамической работе. Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа) Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Лабораторные работы. 6. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов) Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрация Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений. Лабораторные работы. 7. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. 8. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих 9. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. кровообращение. 11 10. Опыты, выявляющие природу пульса. Практические работы. 3. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку. Раздел 7. Дыхание (4 часа) Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Демонстрация Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания. выдоха. выдохе. Лабораторные работы. 11. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и 12. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и Раздел 8. Пищеварение (6 часов) Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене Строение и функции веществ. Значение пищеварения. канал, пищеварительной пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. пищеварительный движение гортани при глотании. Демонстрация Торс человека. Лабораторные работы. 13. Действие ферментов слюны на крахмал. 14. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа) Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. 12 системы: Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Лабораторные работы. 15. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. энергозатрат. Практические работы. 4. Составление пищевых рационов в зависимости от Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа) Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. местной воды. ладонной поверхности кисти. Демонстрация Рельефная таблица «Строение кожи». Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения». Лабораторные работы. 16. Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и 17. Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки. 18. Определение совместимости шампуня с особенностями Раздел 11. Нервная система (5 часов) Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие. Демонстрация Модель головного мозга человека. Лабораторные работы. 13 функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. 19. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с 20. 21. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении. оболочки, хрусталика, палочек и колбочек. Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 часов) Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Органы равновесия, Демонстрация Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной Лабораторные работы. 22. Определение остроты слуха. Практические работы. 5. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии 6. Обнаружение слепого пятна; Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. восприятие, Познавательные представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). 14 ощущение, процессы: Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Демонстрация Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. Лабораторные работы. 23. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом. Практические работы. 7. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета. Демонстрация Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками. Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов) Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля— Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Демонстрация Тесты, определяющие тип темперамента. Резерв времени — 4 часа. 15 9 класс Биология. Введение в общую биологию (68 часов, 2 часа в неделю) Введение (3 часа) Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы. Демонстрация Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки. Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов) Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы. основным группам органических веществ. Демонстрация Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к Лабораторные работы. 1. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой Раздел 2. Клеточный уровень (14 часов) Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы. Демонстрация Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. Лабораторные работы. 2. Рассматривание клеток растений и животных под Раздел 3. Организменный уровень (13 часов) Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. развитие организмов. Оплодотворение. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Индивидуальное микроскопом. Демонстрация Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Лабораторные работы. 16 3. Выявление изменчивости организмов. Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов) Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция. Селекция. Демонстрация Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. Практические работы. 1. Изучение морфологического критерия вида. Экскурсии Причины многообразия видов в природе. Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов) Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. биогеоценозах. Модели экосистем. Демонстрация Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в Экскурсии Биогеоценоз. Раздел 6. Биосферный уровень (11 часов) Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. отпечатки, скелеты позвоночных животных. Демонстрация Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, Лабораторные работы. 4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции. Экскурсии В краеведческий музей или на геологическое обнажение. Резерв времени — 3 часа Тематическое планирование 5 класс Раздел № п/п 1 2 Введение Клеточное строение организмов Кол. часов 6 10 17 3 4 5 № п/п 1 2 3 4 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Царство Бактерии Царство Грибы Царство Растения ИТОГО 6 класс Тема Строение и многообразие покрытосеменных растений Жизнь растений Классификация растений Природные сообщества ИТОГО 7 класс Тема Введение Простейшие Многоклеточные животные Эволюция строения и функций органов и их систем у животных Индивидуальное развитие животных Развитие и закономерности размещения животных на Земле Биоценозы Животный мир и хозяйственная деятельность человека Резервное время ИТОГО 8 класс Тема Введение. Науки, изучающие организм человека Происхождение человека Строение организма Опорно-двигательная система Внутренняя среда организма Кровеносная и лимфатические системы организма Дыхание Пищеварение Обмен веществ и энергии Покровные органы. Терморегуляция. Выделение Нервная система Анализаторы. Органы чувств Высшая нервная деятельность. Поведение, психика № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Железы внутренней секреции (эндокринная система) 15 16 Индивидуальное развитие организма Резервное время ИТОГО № 9 класс Тема 2 5 11 34 Кол. часов 14 10 6 4 34 Кол. часов 2 2 32 12 3 3 4 5 5 68 Кол. часов 2 3 4 7 3 6 4 6 3 4 5 5 5 2 5 4 68 Кол. 18 п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Введение Молекулярный уровень Клеточный уровень Организменный уровень Популяционно-видовой уровень Экосистемный уровень Биосферный уровень Резервное время ИТОГО часов 3 10 14 13 8 6 11 3 68 19

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования

Рабочая программа по биологии на уровень основного общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018