Рабочая программа по биологии ООО ФГОС
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
5 кл—9 кл
02.11.2018
Рабочая программа по биологии ООО ФГОС
рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии, рассчитана на 5 лет обучения. содержит три основные блока (Планируемые результаты - метапредметные и предметные, содержание программы и тематическое планирование) и приложение к рабочей программе - калентарно-тематическое планирование так же на 5 лет обучения.рабочая программа по биологии 5-9 классы
ООО по биологии 2018-2019 .docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тополево Хабаровского муниципального района  УТВЕРЖДЕНА  приказом № 46 а от 30.08.2018г ___________________ Директор О. С. Кирилкина                                                                                        ПРИНЯТА                                                                                                     на заседании протоколом ШМО  №1 от 29.08.2018г руководитель ШМО __________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  По курсу  БИОЛОГИЯ Уровень    основное общее образование (ООО)  Класс   5­9 Количество часов     243 Учитель   Царенкова Наталья Александровна  Квалификационная категория  первая Рабочая программа составлена на основе ООП ООО МБОУ СОШ  с.Тополево в 2018 году Предметная область Предмет Количество часов по Всего часов классам Естествознание Биология 5 35 6 35 7 35 8 70 9 68 243 Рабочая программа по биологии МБОУ СОШ с. Тополево   разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования  к структуре основной образовательной  программы,  определяет  планируемые результаты,   содержание   и   организацию   образовательного  процесса   при   получении   основного   общего   образования   и   направлена   на формирование общей культуры, духовно­нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование   обучающихся,   обеспечивающие   их   социальную   успешность,   развитие   творческих   способностей,   сохранение   и укрепление здоровья. Рабочая   программа  по   биологии   МБОУ   «СОШ   №   с.   Тополево     разработана   на   основании   следующих   нормативных     правовых документов: • Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования   (приказ   Минобрнауки   России   от 17.12.2010 №1897) с изменениями (приказ Минобрнауки России от 26.11.1010 №1241) • Примерной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным УМО, протокол 1/15 от 15.04.2015) • Базисного плана МБОУ СОШ с. Тополево  1.         ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ Личностные Планируемые результаты 5 класс Метапредметные понимание   учащимися   основных   факторов,   определяющих     Воспитание   в   учащихся   чувства   гордости   за   российскую   понимание   социальной   значимости   и   содержания   профессий,   биологическую науку;    знание правил поведения в природе;   взаимоотношения человека и природы;    умение реализовывать теоретические познания на практике;   связанных с биологией;   воспитание в учащихся любви к природе;    признание права каждого на собственное мнение;     готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;    умение отстаивать свою точку зрения;   ответственности за последствия;    умение слушать и слышать другое мнение.     критичное   отношение   учащихся   к   своим   поступкам,   осознание    учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;      знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая   умение   видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать гипотезы,   давать   определения   понятиям,   классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;       формирование   умения   работать   с   различными     источниками биологической   информации:   текст   учебника,   научно­популярной литературой,   биологическими   словарями   справочниками, анализировать и оценивать информацию    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности   использования информационно­коммуникативных технологий. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии   и   аргументации   своей   позиции,   сравнивать   различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.      формирование   и   развитие   компетентности     в   области   6 класс     понимание   основных   факторов,   определяющих   взаимоотношения    Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;    знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;   человека и природы;    умение реализовывать теоретические познания на практике;     осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;   понимание   важности   ответственного   отношения   к   обучению,   готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию       планировать   свою   деятельность   под   руководством   учителя    организовывать свою учебную деятельность;    (родителей);     составлять план работы;     участвовать в групповой работе (малая группа, класс);     осуществлять поиск дополнительной информации;     работать с текстом параграфа и его компонентами;     составлять план ответа; составлять   вопросы   к   тексту,   разбивать   его   на   отдельные   оценивать   свой   ответ,   свою   работу,   а   также   работу   смысловые части, делать подзаголовки;     узнавать изучаемые объекты на таблицах;    одноклассников.   на основе мотивации к обучению и познанию;       умение   учащихся   проводить   работу   над   ошибками   для   внесения корректив в усваиваемые знания;    воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим   растительный   мир,   и   эстетических   чувств   от   общения   с растениями;    признание учащимися прав каждого на собственное мнение;    проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;    умение отстаивать свою точку зрения;   ответственности за их последствия;      понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;    умение слушать и слышать другое мнение;       умение   оперировать   фактами   как   для   доказательства,   так   и   для опровержения существующего мнения.     критичное   отношение   учащихся   к   своим   поступкам,   осознание 7 класс Учащиеся должны:     понимать   основные   факторы,   определяющие   взаимоотношения    знать правила поведения в природе;    человека и природы;    уметь реализовывать теоретические познания на практике;       видеть  значение  обучения  для  повседневной  жизни  и  осознанного выбора профессии;   усваиваемые знания;       испытывать   любовь   к   природе,   чувства   уважения   к   ученым, изучающим   животный   мир,   и   эстетические   чувства   от   общения   с животными;    признавать право каждого на собственное мнение;   проводить   работу   над   ошибками   для   внесения   корректив   в       давать гипотезы,         овладение  составляющими  исследовательской  и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать   определения   понятиям, классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперименты,   делать выводы   и   заключения,   структурировать   материал,   объяснять, доказывать и защищать свои идеи);         умение  работать   с  разными  источниками  биологической информации:  находить   биологическую   информацию   в   различных источниках   (тексте   учебника,   научно­популярной   литературе, биологических   словарях   и   справочниках),   анализировать   и оценивать   информацию,   преобразовывать   информацию   из   одной формы в другую;     способность выбирать целевые и смысловые установки в своих формировать эмоционально­положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;      проявлять  готовность к самостоятельным поступкам  и действиям на благо природы;    уметь отстаивать свою точку зрения;     критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;      уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;       умение  адекватно   использовать   речевые   средства  для   дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,   аргументировать   свою   точку   зрения,   отстаивать   свою позицию.           владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия решений   и   осуществления   осознанного   выбора   в   учебной   и познавательной деятельности;        способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в   группе:   находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на основе   согласования   позиций   и   учёта   интересов,   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 8 класс знание и применение учащимися правил поведения в природе;  понимание   основных   факторов,   определяющих   взаимоотношения человека и природы; умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим   животный   мир,   и   эстетических   чувств   от   общения   с животными; признание учащимися права каждого на собственное мнение; формирование эмоционально­положительного отношения сверстников анализировать и сравнивать изучаемые объекты; осуществлять описание изучаемого объекта; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; классифицировать объекты; проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией; анализировать результаты наблюдений и делать выводы; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов. различать объем и содержание понятий; различать родовое и видовое понятия; определять аспект классификации; осуществлять классификацию; к себе через глубокое знание зоологической науки; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения;  критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение   слушать   и   слышать   другое   мнение,   вести   дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы; организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе   (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). 9 класс      формирование   ответственного  отношения   к  учению,   готовности   и способности   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на основе   мотивации   к   обучению   и   познанию,   осознанному   выбору   и построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории   образования   на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;            формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего   социальное,   духовное многообразие   современного   мира;   формирование   ответственного отношения   к   учению,   готовности   и   способности   учащихся   к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей индивидуальной   траектории   образования   на   базе   ориентации   в   мире профессий   и   профессиональных   предпочтений,   с   учетом   устойчивых познавательных интересов;          освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей   и   форм социальной   жизни   в   группах   и   сообществах,   включая   взрослые   и социальные   сообщества;   участие   в   школьном   самоуправлении   и общественной   жизни   в   пределах   возрастных   компетенций   с   учётом   культурное,   языковое,     умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;         умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том   числе   альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;      умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в соответствии с изменяющейся ситуацией;          умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности её решения;      владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;    умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение,   классифицировать, этнокультурных,   социальных   и   экономических региональных, особенностей;       развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения  к собственным   поступкам;             знание   основных   принципов   и   правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье­ сберегающих технологий;     реализация установок здорового образа жизни;   сформированность   познавательных   интересов   и   мотивов,   направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать,   строить   рассуждения,   анализировать,   сравнивать,   делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.       умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;       умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;      смысловое чтение;         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в   группе:   находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на основе   согласования   позиций   и   учёта   интересов,   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;      умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с   задачей   коммуникации   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и потребностей,   планирования   и   регуляции   своей   деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;    использования.    формирование   и   развитие   компетентности   в   области     ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ Ученик научится Ученик получит возможность научиться класс         характеризовать   некоторые   особенности   строения   и   процессов жизнедеятельности   биологических   объектов   (клеток,   организмов),   их практическую значимость;         применять   методы   биологической   науки   для   изучения   клеток   и организмов:   проводить   наблюдения   за   живыми   организмами,   ставить несложные   биологические   эксперименты   и   объяснять   их   результаты, описывать биологические объекты и процессы;   деятельности   по   изучению   живых   организмов     использовать   составляющие   исследовательской   и   проектной (приводить        соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;        использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,      выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;     осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;         ориентироваться   в   системе   моральных   норм   и   ценностей   по доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);       ориентироваться   в   системе   познавательных   ценностей:   оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. отношению   к   объектам   живой   природы   (признание   высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы);        находить информацию о живых объектах в научно­популярной литературе,   биологических   словарях   и   справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;        выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.      характеризовать   некоторые   особенности   строения   и   процессов жизнедеятельности   биологических   объектов   (клеток,   организмов),   их практическую значимость;       применять   методы   биологической   науки   для   изучения   клеток   и организмов:   проводить   наблюдения   за   живыми   организмами,   ставить несложные   биологические   эксперименты   и   объяснять   их   результаты, описывать биологические объекты и процессы;   использовать   составляющие   исследовательской   и   проектной   (приводить деятельности   по   изучению   живых   организмов   доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);       ориентироваться   в   системе   познавательных   ценностей:   оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.      соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;      использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,      выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;     осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;       ориентироваться   в   системе   моральных   норм   и   ценностей   по отношению   к   объектам   живой   природы   (признание   высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы);      находить информацию о живых объектах в научно­популярной литературе,   биологических   словарях   и   справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;      выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.  класс класс       Классифицировать   —   определять   принадлежность   биологических объектов к определенной систематической группе;     выделять существенные признаки биологических объектов;      соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых животными,       овладеть   методами   биологической   науки:   наблюдение   и   ставить   описывать   биологические   объекты   и   процессы; биологические эксперименты и объяснять их результаты.    Знать основные правила поведения в природе; объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли   человека   в   природе;   родства,   общности   происхождения   и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных   организмов   в   жизни   человека;   значения   биологического разнообразия для сохранения биосферы;     различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных;; опасных для человека животных;    сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;   взаимодействия разных видов в экосистеме     выявлять   приспособления   организмов   к   среде   обитания;   типов     анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.    знать и соблюдать правил работы в кабинете биологии; соблюдать   правила   работы   с   биологическими   приборами   и инструментами     лупы, микроскопы).           овладеть   умением   оценивать   с   эстетической   точки   зрения объекты живой природы. (препаровальные   иглы,   скальпели, класс      выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток   и   тканей,   органов   и   систем   органов   человека)   и   процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;       аргументировать,   приводить   доказательства   отличий   человека   от животных;   аргументировать,   приводить   доказательства   необходимости   соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   травматизма,   стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;     объяснять   эволюцию   вида   Человек   разумный   на   примерах сопоставления   биологических   объектов   и   других   материальных артефактов;   выявлять   примеры   и   пояснять   проявление   наследственных   заболеваний   у   человека,   сущность   процессов   наследственности   и изменчивости, присущей человеку;       различать   по   внешнему   виду,   схемам   и   описаниям   реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения,   выявлять   отличительные   признаки   биологических        объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании   первой   доврачебной   помощи   при   отравлениях,   ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;    находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно­популярной   литературе,   биологических   словарях, справочниках, Интернет­ресурсе,       анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;       ориентироваться   в   системе   моральных   норм   и   ценностей   по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;      находить в учебной, научно­популярной литературе, Интернет­ ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;       анализировать   и   оценивать   целевые   и   смысловые   установки   в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;   последствия   влияния   факторов   риска   на   здоровье человека.         создавать   собственные   письменные   и   устные   сообщения   об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных   с   особенностями   строения   и   жизнедеятельности организма   человека,         планировать   совместную   деятельность, учитывать   мнение   окружающих   и     адекватно   оценивать   собственный вклад в деятельность группы.     устанавливать   взаимосвязи   между   особенностями   строения   и объектов;      сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов),   процессы   жизнедеятельности   (питание,   дыхание,   обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;   функциями клеток и тканей, органов и систем органов;      использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические   объекты   и   процессы;   проводить   исследования   с организмом человека и объяснять их результаты;     знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;       анализировать   и   оценивать   влияние   факторов   риска   на   здоровье человека;     описывать и использовать приемы оказания первой помощи;    знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. 9 класс         формирование   системы   научных   знаний   о   живой   природе   и закономерностях   её   развития,   исторически   быстром   сокращении биологического   разнообразия   в   биосфере   в   результате   деятельности человека для создания естественно­научной картины мира;       формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи   живого   и   неживого   в   биосфере,   наследственности   и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;       приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения   несложных   биологических   экспериментов   для   изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;         формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов   риска   на   здоровье   человека;   выбирать   целевые   и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к   живой   природе,   здоровью   своему   и   окружающих;   осознание необходимости   действий   по   сохранению   биоразнообразия   и природных местообитаний видов растений и животных;         формирование представлений о значении биологических наук в решении   проблем   рационального   природопользования,   защиты здоровья   людей   в   условиях   быстрого   изменения   экологического качества окружающей среды;          освоение   приёмов   оказания   первой   помощи,   рациональной организации   труда   и   отдыха,   выращивания   и   размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. № Название раздела Содержание раздела 5 класс 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 2 3 4 5 Введение Клеточное строение  организмов Царство Бактерии Царство Грибы Царство Растения Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь   организмов   со   средой   обитания.   Взаимосвязь   организмов   в   природе.   Экологические   факторы   и   их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Устройство   увеличительных   приборов   (лупа,   световой   микроскоп).   Клетка   и   её   строение:   оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань» Строение   и   жизнедеятельность   бактерий.   Размножение   бактерий.   Бактерии,   их   роль   в   природе   и   жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы­паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы   растений   (водоросли,   мхи,   хвощи,   плауны,   папоротники,   голосеменные,   цветковые).   Водоросли. Многообразие   водорослей.   Среда   обитания   водорослей.   Строение   одноклеточных   и   многоклеточных водорослей.   Роль   водорослей   в   природе   и   жизни   человека,   охрана   водорослей.   Лишайники,   их   строение, разнообразие,   среда   обитания.   Значение   в природе   и   жизни   человека.   Мхи.   Многообразие   мхов.   Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль   в   природе   и   жизни   человека,   охрана.   Голосеменные,   их   строение   и   разнообразие.   Среда   обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития 6 Строение и  Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) растительного мира. 6 класс многообразие покрытосеменных  растений 7 Жизнь растений 8 9 Классификация  растений Природные  сообщества 10 Введение 11 Простейшие 12 Многоклеточные  животные корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Основные   процессы   жизнедеятельности   (питание,   дыхание,   обмен   веществ,   рост,   развитие,   размножение). Минеральное   и   воздушное   питание   растений.   Фотосинтез.   Дыхание   растений.   Испарение   воды.   Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Основные   систематические   категории:   вид,   род,   семейство,   класс,   отдел,   царство.   Знакомство   с классификацией   цветковых   растений.   Класс   Двудольные   растения.   Морфологическая   характеристика   3–4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и   лилейных.   Важнейшие   сельскохозяйственные   растения,   биологические   основы   их   выращивания   и народнохозяйственное   значение.   (Выбор   объектов   зависит   от   специализации   растениеводства   в   каждой конкретной местности.) Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. 7 класс Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические  особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.  Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип   Кишечнополостные:   многообразие,   среда   обитания,   образ   жизни;   биологические   и   экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Многообразие кольчатых червей. Тип   Моллюски:   многообразие,   среда   обитания,   образ   жизни   и   поведение;   биологические   и   экологические особенности; значение в природе и жизни человека  Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.  Класс   Паукообразные:   многообразие,   среда   обитания,   образ   жизни   и   поведение;   биологические   и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.  Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.  Тип Хордовые. Класс Ланцетники.  Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.  Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.  Класс   Пресмыкающиеся:   многообразие;   среда   обитания,   образ   жизни   и   поведение;   биологические   и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.  Класс   Птицы:   многообразие;   среда   обитания,   образ   жизни   и   поведение;   биологические   и   экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.  Класс   Млекопитающие:   важнейшие   представители   отрядов;   среда   обитания,   образ   жизни   и   поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Покровы тела. Опорно­двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без. Периодизация и продолжительность жизни животных. Доказательства эволюции: сравнительно­анатомические, эмбриологические, палеонтологические.  Ч. Дарвин о причинах  эволюции животного мира. Усложнение строения животных и  разнообразие  видов как  результат эволюции.  12 Эволюция строения и функций органов и  их систем у  животных 13 Индивидуальное  14 развитие животных Развитие и  закономерности  размещения  животных на Земле 15 Биоценозы Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды  и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их  приспособленность друг к другу. 16 Животный мир и  хозяйственная  деятельность  человека 17 Введение. Человек  как биологический вид 18 Общий обзор  организма человека 19 Опора и движение 20 Внутренняя среда  организма Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное  использование животных.  8 класс Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Человек   как   биологический   вид:   место   и   роль   человека   в   системе   органического   мира;   его   сходство   с животными и отличия от них. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные,   мышечные,   соединительные,   нервная;   их,   строение   и   функции.   Органы   и   системы   органов человека.   Процессы   жизнедеятельности   организма   человека.   Понятие   о   нейро­гуморальной   регуляции   как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Состав и функции опорно­двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно­двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека. Нарушения опорно­двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно­двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация. 21 Кровообращение и  лимфообращение 22 Дыхание  23 Питание 24 Обмен веществ и  превращение энергии 25 Выделение продуктов  обмена Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами. Сердечно­сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция   дыхания.  Охрана воздушной  среды.  Чистота  атмосферного  воздуха  как фактор  здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация. Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение.   Строение   и   работа   органов   пищеварения.   Пищеварение   в   различных   отделах   желудочно­ кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция   процессов   пищеварения.   Правильное   питание.   Профилактика   пищевых   отравлений,   кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. Обмен веществ и  превращение  энергии  — необходимое  условие жизнедеятельности организма.  Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические   затраты   и   пищевой   рацион.   Нормы   питания.   Значение   правильного   питания   для организма. Нарушения обмена веществ. Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение   и   функции   почек.   Регуляция   деятельности   мочевыделительной   системы.   Заболевания   органов мочевыделения и их профилактика. 26 Покровы тела 27 Нейро ­ гуморальная  регуляция процессов  жизнедеятельности  организма 28 Органы чувств.  Анализаторы 29 Психика и поведение  человека 30 Размножение и  развитие человека Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи. Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы:   центральный   и   периферический.   Спинной   мозг,  строение   и   функции.   Головной   мозг,   строение   и функции.   Вегетативная   нервная   система.   Нарушения   деятельности   нервной   и   эндокринной   систем   и   их предупреждение. Понятие   об   анализаторах.   Органы   чувств   как   элементы   строения   анализаторов.   Строение   и   функции зрительного,   слухового,   вестибулярного   и   вкусового   анализаторов.   Мышечное   чувство.   Осязание.   Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика. Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая   природа   и   социальная   сущность   человека.   Познавательная   деятельность   мозга.   Сознание человека.   Память,   эмоции,   речь,   мышление.   Особенности   психики   человека:   осмысленность   восприятия, словесно­логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Значение   интеллектуальных,   творческих   и   эстетических   потребностей.   Цели   и   мотивы   деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно­гигиенических норм   и   правил   здорового   образа   жизни.   Укрепление   здоровья:   двигательная   активность,   закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Размножение   (воспроизведение)   человека.   Половые   железы   и   половые   клетки.   Наследование   признаков   у человека.   Роль   генетических   знаний   в   планировании   семьи.   Наследственные   болезни,   их   причины   и предупреждение. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ­инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения. Социальная   и   природная   среда,   адаптация   к   ней   человека.   Зависимость   здоровья   человека   от   состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. 9 класс 31 Человек и  окружающая среда 32 Введение 33 Молекулярный  34 35 Организменный  уровень Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о  сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Качественный   скачок   от   неживой   к   живой   природе.   Многомолекулярные   комплексные   системы   (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы уровень Клеточный уровень Основные   положения   клеточной   теории.   Клетка   —   структурная   и   функциональная   единица   жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.  Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.  Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические   возможности   клетки.   Аэробное   и   анаэробное   дыхание.   Рост,   развитие   и   жизненный   цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток ­ одна из причин заболеваний организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов.  Основные   закономерности  передачи  наследственной   информации.   Генетическая  непрерывность жизни.   Закономерности   изменчивости.  Наследственность   и   изменчивость   ­   основа   искусственного   отбора. Искусственный   отбор.   Селекция.  Порода,   сорт.   Применение   знаний   о   наследственности   и   изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Вид,   его   критерии.   Структура   вида.   Популяция   —   форма   существования   вида.   Экология   как   наука. Экологические   факторы:   абиотические,   биотические,   антропогенные,   их   влияние   на   организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.  Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии   в   биогеоценозе.  Роль   производителей,   потребителей   и   разрушителей   органических   веществ   в экосистемах   и   круговороте   веществ   в   природе.  Искусственные   биоценозы   (агроэкосистемы).   Особенности агроэкосистем. Экологическая сукцессия. 36 Популяционно­ видовой уровень 37 Экосистемный  уровень 38 Биосферный уровень Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция 39 Эволюция 40 Возникновение и  развитие жизни биосферы.   Влияние   деятельности   человека   на   биосферу.   Экологические   кризисы.   Рациональное природопользование. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование,   естественный   отбор.  Результаты   эволюции:   многообразие   видов,   приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность и ее относительность. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира.  Доказательства эволюции № Название темы Количеств о   часов, отводимы е на освоение темы   1 Введение 7 3.         ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ Планируемые   образовательные     результаты по каждой теме Практические   и лабораторные работы Контрольные работы Региональн ый компонент 5 класс Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать:    о многообразии живой природы;       царства   живой   природы:   Бактерии,   Грибы, Растения, Животные;      основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;   питание, раздражимость, рост, развитие, размножение;    экологические факторы;   признаки   живого:   клеточное   строение, веществ, обмен     дыхание,     Многообрази е   экосистем Хабаровског о края основные среды обитания живых организмов: водная   среда,   наземно­воздушная   среда,   почва как   среда   обитания,   организм   как   среда обитания;    правила работы с микроскопом;    правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь:     определять понятия: «биология», «экология», «биосфера»,   «царства   живой   природы», «экологические факторы»;    отличать живые организмы от неживых;   приборами, инструментами и оборудованием;    характеризовать среды обитания организмов;    характеризовать экологические факторы;    проводить фенологические наблюдения;     соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Метапредметные результаты обучения.   пользоваться   простыми   биологическими   Учащиеся должны уметь:    составлять план текста;      владеть таким видом изложения текста, как повествование;   непосредственное наблюдение;      под руководством учителя оформлять отчёт,   под   руководством   учителя   проводить 7 2 Раздел 1.  Клеточное  строение  организмов     его     получать   биологическую   информацию   из включающий   описание   наблюдения, результаты, выводы;   различных источников;       определять   отношения   объекта   с   другими объектами;    определять существенные признаки объекта. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать:    строение клетки; химический состав клетки;    основные процессы жизнедеятельности клетки;     характерные   признаки   различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь:       определять   понятия:   «клетка»,   «оболочка», «цитоплазма»,   «ядро»,   «ядрышко»,   «вакуоли», «пластиды»,   «пигменты», «хлорофилл»;    работать с лупой и микроскопом;     готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;    распознавать различные виды тканей. Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:    анализировать объекты под микроскопом;        сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;   «хлоропласты», Растения  Хабаровског о края,  строение их  клеток ЛР № 1 Устройство лупы и светового микроскопа. Правила   работы   с ними. ЛР № 2 Изучение   клеток   растения с помощью лупы. ЛР № 3 Приготовление препарата   кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. ЛР № 4 Приготовление и препаратов   рассматривание под микроскопом пластид   в   клетках листа элодеи, плодов   томатов,

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС

Рабочая программа по биологии ООО ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018