Рабочая программа по биологии СОО ФГОС
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
10 кл—11 кл
02.11.2018
Рабочая программа по биологии СОО ФГОС
рабочая программа по биологии рассчитана на два года обучения. 10 класс по стандартам второго поколения, 11 класс по стандартам первого поколения. рабочая программа содержит три основные блока - планируемый результат )для 10 класса), требования к выпускнику (11 класс), содержание программы и тематическое планирование. а так же календарно - тематическое планирование.рабочая программа по биологии среднее общее образование
СОО по биологии 2018-2019.docx
УТВЕРЖДЕНА  приказом № 46 а от 30.08.2018г ___________________ Директор О. С. Кирилкина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тополево Хабаровского муниципального района  ПРИНЯТА                                                                                                     на заседании протоколом ШМО  №1 от 29.08.2018г руководитель ШМО __________________________                                                                                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  По курсу  биология Уровень    среднее общее образование (СОО)  Класс   10 – 11        Количество часов     69 Учитель   Царенкова Наталья Александровна  Квалификационная категория  первая Рабочая программа составлена на основе ООП ООО МБОУ СОШ  с.Тополево в 2018 году 1.         ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИЯ Личностные Планируемые результаты 10 класс Метапредметные реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; признания   высокой   ценности   жизни   во   всех   ее   проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни сформированности   познавательных   мотивов,   направленных   на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной   деятельностью   или   бытовыми   проблемами, связанными   с   сохранением   собственного   здоровья   и экологической безопасности.   научно­популярной   литературой, Овладение   составляющими   исследовательской   и   проектной деятельности,   включая   умения   видеть   проблему,   ставить   вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать   материал,   объяснять,   доказывать,   защищать   свои идеи; умение   работать   с   разными   источниками   информации:   текстом учебника,   словарями   и справочниками;   анализировать   и   оценивать   информацию, преобразовывать   её   из   одной   формы   в   другую;   овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, вклю­ чая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать   определения   понятиям,   классифицировать,   наблюдать, проводить   эксперименты,   делать   выводы   и   заключения, структурировать   материал,   объяснять,   доказывать,   защищать   свои идеи; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации   своей   позиции,   сравнивать   разные   точки   зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИЯ Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться 10 класс раскрывать   на   примерах   роль   биологии   в   формировании современной   научной   картины   мира   и   в   практической деятельности людей; понимать   и   описывать   взаимосвязь   между   естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; понимать смысл, различать и описывать системную связь между   клетка, основополагающими   биологическими   понятиями: организм, вид, экосистема, биосфера; использовать  основные   методы  научного  познания  в  учебных биологических   исследованиях,   проводить   эксперименты   по изучению   биологических   объектов   и   явлений,   объяснять результаты   экспериментов,   анализировать   их,   формулировать выводы; формулировать   гипотезы   на   основании   предложенной биологической   информации   и   предлагать   варианты   проверки гипотез; сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; обосновывать   единство   живой   и   неживой   природы,   родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; приводить   примеры   веществ   основных   групп   органических соединений   клетки   (белков,   жиров,   углеводов,   нуклеиновых кислот); распознавать   клетки   (прокариот   и   эукариот,   растений   и животных)   по   описанию,   на   схематических   изображениях; устанавливать   связь   строения   и   функций   компонентов   клетки, обосновывать многообразие клеток; классифицировать биологические объекты на основании одного давать   научное   объяснение   биологическим   фактам,   процессам, явлениям,   закономерностям,   используя   биологические   теории (клеточную,   законы наследственности, закономерности изменчивости;   учение   о   биосфере,   эволюционную), характеризовать  современные  направления  в развитии  биологии; описывать   их   возможное   использование   в   практической деятельности; сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); решать   задачи   на   построение   фрагмента   второй   цепи   ДНК   по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; решать   задачи   на   определение   количества   хромосом   в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления   (мейоза   или   митоза)   и   по   его   окончании   (для многоклеточных организмов); решать   генетические   задачи   на   моногибридное   скрещивание, составлять   схемы   моногибридного   скрещивания,   применяя   законы наследственности   и   используя   биологическую   терминологию   и символику; устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; оценивать   результаты   взаимодействия   человека   и   окружающей среды,   прогнозировать   возможные   последствия   деятельности человека   для   существования   отдельных   биологических   объектов   и целых природных сообществ. или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); объяснять причины наследственных заболеваний; выявлять   изменчивость   у   организмов;   объяснять   проявление видов   изменчивости,   используя   закономерности   изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; оценивать   достоверность   биологической   информации, полученной   из   разных   источников,   выделять   необходимую информацию   для   использования   ее   в   учебной   деятельности   и решении практических задач; представлять   биологическую   информацию   в   виде   текста, таблицы,   графика,   диаграммы   и   делать   выводы   на   основании представленных данных; оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; объяснять   негативное   влияние   веществ   (алкоголя,   никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; объяснять последствия влияния мутагенов; объяснять возможные причины наследственных заболеваний. № 1 2 Название раздела Биология как  комплекс наук о  живой природе Структурные и  функциональные  основы жизни 2.         СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание раздела Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии.  Современные направления   в   биологии.  Роль   биологии   в   формировании   современной   научной   картины   мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии.  Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки.   Нанотехнологии   в   биологии.  Цитология,   методы   цитологии.   Роль   клеточной   теории   в становлении современной естественно­научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части   и   органоиды   клетки,   их   функции.    Вирусы   –   неклеточная   форма   жизни,   меры   профилактики 3 Организм № Название темы Количество часов, отводимые на   освоение темы 1 3 1. Глава   Биология как   наука. Методы научного познания  вирусных   заболеваний.  Жизнедеятельность   клетки.   Пластический   обмен.   Фотосинтез,   хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.  Организм   —   единое   целое.  Жизнедеятельность   организма.   Регуляция   функций   организма,   гомеостаз. Размножение   организмов   (бесполое   и   половое).  Способы   размножения   у   растений   и   животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека.  Жизненные   циклы   разных   групп   организмов.  Генетика,   методы   генетики.  Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. Генотип и среда. Ненаследственная   изменчивость.   Наследственная   изменчивость.   Мутагены,   их   влияние   на   здоровье человека. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность. 3.         ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ Планируемые результаты по каждой теме   образовательные 10 класс Предметные результаты обучения: Учащийся должен: характеризовать   вклад   выдающихся ученых в развитие биологической науки; характеризовать   роль   биологии   в формировании научного мировоззрения; Контрольные работы Региональный компонент Практические и лабораторные работы Контрольная работа 1 «Сущность жизни»   № оценивать информацию, оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно­ научной картины мира; выделять   основные   свойства   живой природы и биологических систем; иметь   представление   об   уровневой организации живой природы; приводить   доказательства   уровневой организации живой природы; представлять основные методы и этапы научного исследования; анализировать и биологическую получаемую из разных источников. Метапредметные обучения: умение   критично   относиться   к   своему мнению   и   корректировать   его,   вести дискуссию, перефразировать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.  развернуто обосновывать умение   суждения,   использование   элементов причинно­следственного   и   структурно­ функционального анализа.  умение   систематизировать   знания   о развитие биологии, биологических   наук   и   значение биологических   знаний   в   деятельности   методы человека, результаты   представлять     показать 2   Глава Клетка  2. 12     биологических   исследований,   обладают современными научными представлениями   о   сущности   жизни   и свойствах   живого;   имеют   представление об  уровнях организации  живой природы, особенностях функционирования биологических систем на разных уровнях организации живой материи.  Предметные результаты обучения: Учащийся должен: характеризовать   вклад   выдающихся ученых в развитие биологической науки; характеризовать   роль   биологии   в формировании научного мировоззрения; характеризовать   содержание   клеточной теории   и   понимать   ее   роль   в формировании современной естественно­ научной картины мира; знать историю изучения клетки; иметь   представление   о   клетке   как целостной   биологической   системе; структурной,   функциональной   и генетической единице живого; приводить доказательства (аргументацию)   единства   живой   и неживой   природы,   родства   живых организмов; сравнивать   биологические   объекты (химический состав тел живой и неживой       готовых Л.р.1. Наблюдение клеток растений и животных   под микроскопом на препаратах. Л.р.2. Сравнение строения клеток растений животных. П.р.1 Приготовление и описание микропрепарат ов клеток растений. и       Контрольная   работа № 2  «Химический состав  клетки»  Контрольная  работа № 3  «Клетка» эукариотические природы, и прокариотические   клетки,   клетки растений,   животных   и   грибов)   и формулировать   выводы   на   основе сравнения; представлять   сущность   и   значение процесса   реализации   наследственной информации в клетке; проводить   биологические   исследования: ставить   опыты,   наблюдать   и   описывать клетки,   сравнивать   клетки,   выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов; пользоваться цитологической терминологией; иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов; обосновывать   и   соблюдать   меры профилактики   вирусных   заболеваний   (в том числе ВИЧ­инфекции); находить   биологическую   информацию   в разных   источниках,   аргументировать свою точку зрения; анализировать   биологическую получаемую из разных источников. Метапредметные обучения: оценивать информацию, современной   результаты   и умения   слушать   и   вступать   в   диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,   планирование   учебного сотрудничества   с   учителем   и сверстниками, с достаточно полнотой и точностью   выражать   свои   мысли   в соответствии   с   задачами   и   условиями коммуникации; владение монологической   и   диалогической формами речи. умения   осуществлять   планирование, прогнозирование,   контроль   в   форме сличения   способа   действия   и   его результата   с   заданным   эталоном, корректировать и оценивать свои знания и   действия,   регламентировать   свою деятельность. умения   смыслового   чтения,   искать   и выделять   необходимую   информацию, применять   методы   информационного поиска,   в   том   числе   с   помощью средств, компьютерных   выбирать структурировать   знания, наиболее эффективные   способы решения   задач   в   зависимости   от конкретных   условий;   осуществлять рефлексию   способов   и   условий действия, контроль и оценку процесса и 3 Глава   Организм  3. 20 результатов   деятельности,   действия   со знаково­символическими   средствами, логические действия ­ анализ и синтез, классификацию, обобщение, моделирование   Предметные результаты обучения: Учащийся должен: характеризовать   вклад   выдающихся ученых в развитие биологической науки; характеризовать   роль   биологии   в формировании научного мировоззрения; иметь   представление   об   организме,   его строении и процессах жизнедеятельности (обмен   веществ,   размножение,   деление клетки,   оплодотворение),   многообразии организмов;   существенные   признаки выделять и организмов многоклеточных), сравнивать биологические   объекты,   свойства   и процессы и энергетический   обмен,   бесполое   и половое   размножение,   митоз   и   мейоз, эмбриональный   и   постэмбриональный период,   прямое   и   непрямое   развитие, наследственность   и   изменчивость,   и доминантный   и   рецессивный) (одноклеточных         (пластический   Контрольная  работа № 4  «Размножение  организмов»  Контрольная  работа № 5  «Генетика» Итоговая  контрольная работа за курс биологии 10  класса   Изучение химического   состава клетки   на   примере растений   и   животных Хабаровского края. Фотосинтез.   Влияние фотосинтеза на окружающую среду  и окружающей среды на фотосинтез. Учреждения Хабаровского   края изучающие наследственную информацию. Влияние   окружающей среды   на   развитие половых   клеток   и организма. Л.р.3.  Составление  простейших  схем  скрещивания. Л.р.4. Решение  элементарных  генетических  задач. Л.р.5.  Изучение  изменчивости.  Пр.р.2.  Выявление  источников  мутагенов в  окружающей  среде  (косвенно) и  оценка  возможных  последствий их влияния на  организм  Пр.р.3. Анализ формулировать   выводы   на   основе сравнения; понимать закономерности индивидуального   развития   организмов, наследственности и изменчивости; характеризовать содержание законов Г. и оценка  этических  аспектов  развития  исследований в  биотехнологии и     терминологией Менделя Моргана   и   понимать   их   роль   в формировании современной естественно­ научной картины мира; решать   элементарные   генетические задачи,   составлять   элементарные   схемы скрещивания;  пользоваться  современной генетической и символикой; приводить доказательства родства живых организмов   на   основе   положений генетики и эмбриологии; объяснять   отрицательное   влияние алкоголя,   наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; характеризовать   нарушения   развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций; обосновывать   и   соблюдать   меры   никотина, профилактики   вредных   привычек (курение, алкоголизм, наркомания); выявлять   источники   мутагенов   в окружающей среде (косвенно); иметь   представление   об   учении   Н.   И. Вавилова   о   центрах   многообразия   и происхождения культурных растений; характеризовать   основные   методы   и достижения селекции; оценивать этические аспекты некоторых исследований   в   области   биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома); овладевать   умениями   и   навыками постановки биологических экспериментов   и   объяснять   их результаты; находить   биологическую   информацию   в разных   источниках,   аргументировать свою точку зрения; анализировать   биологическую получаемую из разных источников. Метапредметные обучения: умение   критично   относиться   к   своему мнению   и   корректировать   его,   вести оценивать информацию, результаты     и диалог   и   дискуссию, монолог, отстаивать   свою   точку   зрения, приводить   аргументы,   подтверждая   их фактами, умение   развернуто   обосновывать суждения,   использование   элементов причинно­следственного   и   структурно­ функционального анализа. умения   систематизировать   знания, работать   с   разными   источниками информации,   устанавливать   причинно­ следственные   связи,   формулировать выводы,   приводить   аргументы;   навыки смыслового чтения     Итого курс класса 35 за 10 ЛР – 5  ПР – 3  КР – 6 № п/п 1/1 2/2 3/3 Дата П Ф Тема, вид/ тип урока КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (базовый уровень) Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 часа) Краткая история развития  биологии. Система  биологических наук Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы  познания живой природы. Контрольная работа № 1  «Сущность жизни» Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Готовят  сообщения (доклады, рефераты) Определяют   понятия,   формируемые   в   ходе   изучения   темы. Характеризуют основные свойства живого. Объясняют основные причины затруднений,   связанных   с   определением   понятия   «жизнь».   Объясняют различия и единство живой и неживой природы. Приводят доказательства уровневой организации и эволюции живой природы Определяют   понятия,   формируемые   в   ходе   изучения   темы.   Приводят примеры систем разного уровня организации. Раздел 2. Клетка (12 часов) ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора Электронное  приложение к  учебнику А 1,2 Электронное  приложение к  учебнику А 1,2 Электронное  приложение к  учебнику А 1,2 № п/п 2/1 3/2 4/3 5/4 6/5 Дата П Ф Тема, вид/ тип урока История изучения клетки.  Клеточная теория. Элементный химический состав  клетки.  Липиды. Углеводы. Белки.   Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) Объясняют   вклад   клеточной   теории   в   формирование   современной естественно­научной   картины   мира;   вклад   ученых   —   исследователей клетки   в   развитие   биологической   науки.   Приводят   доказательства родства   живых   организмов   с   использованием   положений   клеточной теории Приводят   доказательства   (аргументация)   единства   живой   и   неживой природы   на   примере   сходства   их   химического   состава.   Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы и делают выводы на основе   сравнения.   Устанавливают   причинно­следственные   связи   между химическим   строением,   свойствами   и   функциями   веществ   на   основе текстов   и   рисунков   учебника.   Приводят   примеры   органических веществ(углеводов,   липидов,   белков,   нуклеиновых   кислот),входящих   в состав организмов, мест их локализации и биологической роли Приводят   примеры   органических   веществ(углеводов,   липидов,), входящих   в   состав   организмов,   мест   их   локализации   и   биологической роли Работают с иллюстрациями учебника. Решают биологические задачи Приводят   примеры   белков,   входящих   в   состав   организмов,   мест   их локализации и биологической роли. Работают с иллюстрациями учебника. Решают биологические задачи. Нуклеиновые кислоты.  Приводят пример нуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли Работают с иллюстрациями учебника. Решают биологические задачи ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора Электронное  приложение к  учебнику А 4,5 Электронное  приложение к  учебнику А 4,5 Электронное  приложение к  учебнику А 4,5 Электронное  приложение к  учебнику А 4,5 Электронное  приложение к  учебнику А 3,4,5 № п/п 7/6 8/7 9/8 Дата П Ф Тема, вид/ тип урока Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат)   Характеризуют клетку как структурно­функциональную единицу живого. Проводят   наблюдение,   анализ,  выдвигают  предположения   (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку эукариотической Контрольная работа № 2 «Химический состав клетки» Строение клетки.  Л.р.1,2   П.р.1  Хромосомы, их строение и  функции. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. 10/9 Прокариотическая клетка Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают особенности строения доядерных и ядерных клеток, клеток растений, животных и грибов и делают выводы 11/ 10 12/ 11 Реализация наследственной  информации в клетке.  Выделяют существенные признаки генетического кода. Описывают и сравнивают процессы транскрипции и трансляции. Объясняют   роль   воспроизведения   и   передачи   наследственной информации в существовании и развитии жизни на Земле. Вирусы – неклеточная форма  жизни.  Определяют   понятия,   формируемые   в   ходе   изучения   темы.   Выделяют существенные   признаки   строения   и   жизненных     циклов   вирусов. Характеризуют   роль   вирусов   как   возбудителей   болезней   и   как переносчиков генетической информации. Находят информацию о вирусах и   вирусных   заболеваниях   в   различных   источниках,   анализируют   и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат) ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора Электронное  приложение к  учебнику А 4,5,9,10,11 Электронное  приложение к  учебнику А 3,4,5 Электронное  приложение к  учебнику А 10 Электронное  приложение к  учебнику А 3,4,5 Электронное  приложение к  учебнику Дата П Ф Тема, вид/ тип урока Контрольная работа № 3 «Клетка» Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора № п/п 13/ 12 14/1 Многообразие живых  организмов. 15/2 Энергетический обмен  16/3 Типы питания.  17/4 Деление клетки. Митоз.   Раздел 3. Организм (21 часа) Определяют   понятия,   формируемые   в   ходе   изучения   темы.   Выделяют существенные   признаки   одноклеточных   и   многоклеточных   организмов. Сравнивают   одноклеточные,   многоклеточные   организмы   и   колонии одноклеточных организмов и делают выводы на основе сравнения. Работают с электронным приложением Определяют   понятия,   формируемые   в   ходе   изучения   темы. Характеризуют фундаментальные процессы в биологических системах — обмен веществ и превращение энергии. Выделяют существенные признаки процессов   жизнедеятельности   клетки.   Сравнивают   пластический   и энергетический обмены и делают выводы на основе строения. Сравнивают   организмы   по   типу   питания   и   делают   выводы   на   основе сравнения. Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют световую и темновую   фазы   фотосинтеза.   Анализируют   и   оценивают   информацию, интерпретируют и представляют в разных формах (тезисы, сообщение) Определяют понятия, формируемые в ходе изучения  темы.  Жизненный цикл   клетки.   Деление   клетки.  Митоз  –   основа   роста,   регенерации, развития и бесполого размножения. Биологическое значение. Электронное  приложение к  учебнику А 9,11 Электронное  приложение к  учебнику А 10,13,14 Электронное  приложение к  учебнику А 10,13,14 Электронное  приложение к  учебнику А 5 Электронное  приложение к  учебнику А 5 18/5 Размножение: бесполое и  половое.  Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы Размножение:  бесполое и половое. Типы бесполого размножения № п/п 19/6 20/7 21/8 Дата П Ф Тема, вид/ тип урока Половое размножение. Мейоз. Оплодотворение у животных и  растений.  Индивидуальное развитие  организмов (онтогенез). 22/9 Онтогенез человека. Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) Определяют фазы мейоза, используя рисунки учебника.  Характеризуют стадии образования половых клеток, используя схему учебника. Сравнивают митоз и мейоз, яйцеклетки и сперматозоиды, сперматогенез и овогенез, половое и бесполое размножение и делают выводы на основе сравнения. Объясняют   биологическую   сущность   оплодотворения   Характеризуют особенности двойного оплодотворения у растений. Определяют значение искусственного оплодотворения Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют   периоды   онтогенеза.   Сравнивают   эмбриональный   и постэмбриональный   периоды   индивидуального   развития,   прямое   и непрямое   развитие   и   делают   выводы   на   основе   сравнения.   Работают   с иллюстрациями учебника. Работают с электронным приложением Описывают особенности индивидуального развития человека. Оценивают   влияние   факторов   внешней   среды   на   развитие   зародыша. Объясняют   отрицательное   влияние   алкоголя,   никотина,   наркотических веществ   на   развитие   зародыша   человека;   причины   нарушений   развития организмов. 23/ 10 24/ 11 Контрольная работа № 4 «Размножение организмов» Моногибридное скрещивание.  Первый закон Менделя. содержание       Характеризуют наследования, установленных   Г.   Менделем,   хромосомной   теории   наследственности; современных   представлений   о   гене   и   геноме,   закономерностей изменчивости. Объясняют вклад Г. Менделя и других ученых в развитие биологической   науки,   значение   установленных   ими   закономерностей   в закономерностей ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора Электронное  приложение к  учебнику А 5 Электронное  приложение к  учебнику А 8 Электронное  приложение к  учебнику А 8 Электронное  приложение к  учебнику А 8 Электронное  приложение к  учебнику А 6,7 № п/п 25/ 12 26/ 13 27/ 14 28/ 15 Дата П Ф Тема, вид/ тип урока Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) Второй закон Менделя – закон  расщепления.  Л.р.3.  Дигибридное скрещивание.  Л.р.4.  Хромосомная теория  наследственности.  Генетика пола.         содержание   содержание   закономерностей закономерностей формирование современной естественно­научной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений. Характеризуют наследования, установленных   Г.   Менделем,   хромосомной   теории   наследственности; современных   представлений   о   гене   и   геноме,   закономерностей изменчивости. Объясняют вклад Г. Менделя и других ученых в развитие биологической   науки,   значение   установленных   ими   закономерностей   в формирование современной естественно­научной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений Характеризуют наследования, установленных   Г.   Менделем,   хромосомной   теории   наследственности; современных   представлений   о   гене   и   геноме,   закономерностей изменчивости. Объясняют вклад Г. Менделя и других ученых в развитие биологической   науки,   значение   установленных   ими   закономерностей   в формирование современной естественно­научной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений Характеризуют установленных Г. Менделем, хромосомной теории наследственности;   современных   представлений   о   гене   и   геноме, закономерностей изменчивости. Объясняют  вклад Г. Менделя и других ученых   в   развитие   биологической   науки,   значение   установленных   ими закономерностей   в   формирование   современной   естественно­научной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений Определяют   понятия   Генетика   пола.  Аутосомы,   половые   хромосомы. Сцепленное с полом наследование. закономерностей   содержание     наследования, ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора С 7 Электронное  приложение к  учебнику А 6,7 С 7 Электронное  приложение к  учебнику А 6,7 С 7 Электронное  приложение к  учебнику А 6,7 С 7 Электронное  приложение к  учебнику № п/п Дата П Ф Тема, вид/ тип урока Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) 29/ 16 30/ 17 31/ 18 32/ 19 33/ 20 Закономерности изменчивости  Л.р.5.  выявляют причины наследственных и ненаследственных изменений. Генетика и здоровье человека.  Пр.р.2.  Оценивают значение здорового образа жизни как наиболее эффективного метода профилактики наследственных заболеваний. Контрольная работа № 5 «Генетика» Основы селекции: методы и  достижения.  Биотехнология Пр.р.3. Анализ и оценка  этических аспектов развития  исследований в биотехнологии Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Определяют главные задачи и направления современной селекции. Характеризуют вклад Н. И. Вавилова в развитие биологической науки. Оценивают достижения и перспективы отечественной и мировой селекции. Характеризуют   методы   селекционной   работы.   Сравнивают   массовый   и индивидуальный   отбор.   Выделяют   существенные   признаки   процесса искусственного отбора. Оценивают   достижения   и   перспективы   развития   современной биотехнологии ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора А 6,7 С 7 Электронное  приложение к  учебнику А 6,7 С 7 Электронное  приложение к  учебнику А 6,7 С 7 Электронное  приложение к  учебнику А 6,7 С 7 Электронное  приложение к  учебнику А 6,7 № п/п 34/ 21 35/ 22 Дата П Ф Тема, вид/ тип урока Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора С 7 Итоговая контрольная работа за курс биологии 10 класса Защита проектов 1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ знать /понимать  уметь  основные   положения   биологических   теорий   (клеточная, эволюционная   теория   Ч.Дарвина);   учение   В.И.Вернадского   о биосфере  строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);     формирование сущность приспособленности,   круговорот   веществ естественного   отбора   и   превращения   энергии   в   экосистемах   и биосфере;  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;   биологическую терминологию и символику;    образование   видов, биологических процессов:     объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад   биологических   теорий   в   формирование   современной естественнонаучной   картины   мира;   единство   живой   и   неживой родство   живых   организмов;   отрицательное   влияние   алкоголя, никотина,   наркотических   природы,   веществ   на   развитие   зародыша человека;   влияние   мутагенов   на   организм   человека,   экологических факторов   на   организмы;   взаимосвязи   организмов   и   окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,   наследственных   заболеваний,   мутаций,   устойчивости   и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;  решать     составлять элементарные     схемы     скрещивания     и   схемы   переноса   веществ   и энергии в экосистемах (цепи питания);  описывать особей видов по морфологическому критерию;   выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;  неживой   природы,   зароды     сравнивать:   биологические   объекты (химический состав тел живой и неживой природы зародыши человека   биологические     элементарные     задачи; и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей   местности),   процессы   (естественный   и   искусственный   отбор, половое   и   бесполое   размножение)   и   делать   выводы   на   основе сравнения;     анализировать   и   оценивать   различные   гипотезы   сущности   жизни, происхождения   жизни   и   человека,   глобальные   экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;  находить   информацию   о   биологических   объектах   в   различных источниках   (учебных   текстах,   справочниках,   научно­популярных изданиях,   компьютерных   базах   данных,   ресурсах   Интернет)   и критически ее оценивать;  использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для:  соблюдения   мер   профилактики   отравлений,   вирусных   и   других заболеваний,   стрессов,   вредных   привычек   (курение,   алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания   первой   помощи   при   простудных   и   других   заболеваниях, отравлении   пищевыми   продуктами;         оценки   этических   аспектов некоторых   исследований   в   области   биотехнологии   (клонирование, искусственное оплодотворение). 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № 1 Название раздела Основы учения об  эволюции  Содержание раздела Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об  «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по  систематике растений и животных. Эволюционная  теория  Ж. Б. Латарка. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора       Предпосылки  возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование  и естественный отбор. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения  животных. Забота о потомстве.Вид как генетически изолированная система; репродуктивная  изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические  характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и  скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах  культурных растений*. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о  потомстве.Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее  механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики  популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость  видообразования; географическое и экологическое видообразование. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах  культурных растений*. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический  регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные  закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила  эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное  усложнение организации. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в  жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор.  Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети  питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены  биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм,  кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция.  Нейтральные отношения — нейтрализм. Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы.  2 3 Антропогенез Основы экологии Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу;  биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.  Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты,  консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия  хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны  природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Название раздела Количество часов Требования   к   уровню подготовки 1 Основы   учения об эволюции  11 положения теорий     эволюционная Знать/понимать   основные биологических (клеточная, теория Ч.Дарвина); уметь  объяснять:   роль   биологии   в формировании научного мировоззрения; вклад биологических   теорий   в формирование   современной естественнонаучной   картины мира;   единство   живой   и     Контрольные работы Региональный компонент Тест   №   1 «Основы   учения об эволюции» Приспособленность организмов  Хабаровского края  к условиям  обитания. Виды растений и  животных  Хабаровского края   и Лабораторные практические работы П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а   №   1 МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а   №   2 ВЫЯВЛЕНИЕ  ИЗМЕНЧИВОСТИ У ОСОБЕЙ ОДНОГО ВИДА  П р а к т и ч е с к а я У р а б о т а   №   3 ВЫЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ Практическая   работа № 4 ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА Тест   №   2 «Антропогенез»         неживой   родство   живых организмов;   отрицательное влияние   алкоголя,   никотина, природы, наркотических веществ на развитие зародыша   человека;   влияние мутагенов   на   организм человека, экологических факторов   на   организмы; взаимосвязи   организмов   и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,   нарушений   развития организмов,   наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости   и   смены экосистем;   необходимости сохранения   многообразия видов Знать/понимать  Результаты   многообразие органическая целесообразность, постепенное   усложнение организации. Уметь  анализировать   и   оценивать гипотезы различные сущности жизни, происхождения   жизни   и глобальные человека, эволюции:   видов,           2 Антропогенез  6 3 Основы экологии  15 + 3            биологических   формирование экологические   проблемы   и   пути их решения, последствия   собственной деятельности   в   окружающей среде; Знать/понимать  строение биологических объектов:   вида   и   экосистем (структура);   сущность   процессов: приспособленности, видов, образование круговорот веществ естественного   отбора   и превращения   энергии   в экосистемах и биосфере;  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;   биологическую терминологию и символику;  уметь  выявлять   приспособления организмов к среде обитания, источники   мутагенов   в окружающей среде (косвенно),   антропогенные изменения   в   экосистемах своей местности;  неживой   природы,   зароды   биологические сравнивать:   Тест   №   3 «Основы экологии» Влияние   заводов Хабаровского   края на   окружающую среду. П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а   №   5 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ И   АГРОЭКОСИСТЕМ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а   №   6 СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ   ПЕРЕДАЧИ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (ЦЕПЕЙ ПИТАНИЯ) П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а   №   7   ИССЛЕДОВАНИЕ СУКЦЕССИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПРИМЕРЕ НА ПРОСТЕЙШИХ   В СЕННОМ   РАСТВОРЕ П р а к т и ч е с к а я   №   р а б о т а 8 «Решение экологических задач».             объекты   (химический   состав тел   живой   и   неживой природы   зародыши   человека и   других   млекопитающих, природные   экосистемы   и своей агроэкосистемы местности),   процессы и (естественный   отбор, искусственный половое и бесполое размножение)   и   делать выводы на основе сравнения;   анализировать   и   оценивать гипотезы различные сущности жизни, происхождения   жизни   и человека, глобальные экологические   проблемы   и   пути их решения, последствия   собственной деятельности   в   окружающей среде;  изучать экосистемах биологических моделях;  находить   информацию   о биологических   объектах   в источниках различных текстах, (учебных справочниках, научно­ популярных изданиях, компьютерных базах данных, изменения в на 34 69 Итого за курс 11 класса Итого   за   курс общего образования   по биологии ресурсах   Интернет) критически ее оценивать   и П Р   –   8   Л Р   –   5   П Р   –   1 1   КТ – 3  КР – 9  № п/п 1/1 Дата П Ф Тема, вид/ тип урока КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (базовый уровень) Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) Основы учения об эволюции 11 часов Развитие эволюционного учения  Ч. Дарвина Знать  основные   этапы   становления   и   развития   эволюционной   теории Ч.Дарвина и основные положения эволюционной теории Уметь  на   примерах   из   жизни   животных   и   растений   привести доказательства эволюции ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 № п/п 2/2 3/3 4/4 5/5 6/6 Дата П Ф Тема, вид/ тип урока Вид, его критерии П Р   №   1 Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) Знать определение биологического вида и его критерии Уметь  доказать   целостность   вида,   значение   видового   разнообразия   в природе Популяции. Генетический  состав популяций П Р   №   2 Знать причины нарушения генетического равновесия в популяциях, знать биологическую значимость этого процесса Уметь  раскрыть   причины   и   последствия   нарушения   генетического равновесия в популяции Изменения генофонда  популяций Борьба за существование и ее  формы Знать  о сущности и формах естественного отбора как движущей силе эволюции; сущность явления мимикрии Уметь привести примеры движущего и стабилизирующего отбора, уметь показать   творческую   роль   естественного   отбора;   примеры приспособленности организмов к условиям существования Естественный отбор и его  формы П Р   №   3 ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 Дата П Ф № п/п 7/7 Тема, вид/ тип урока Изолирующие механизмы Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) 8/8 Видообразование Знать виды  и значение изолирующих механизмов, основные  формы  видообразования Показать значение различных механизмов изоляции в видообразовании 9/9 10/ 10 11/ 11 Макроэволюция, ее  доказательства Давать определения терминам Называть основные направления эволюции Приводить примеры ароморфозов Главные направления эволюции  органического мира ПР № 4 Раскрывать понятия «дивергенция», «конвергенция» Давать определения терминам Приводить примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях Тест № 1 «Основы учения об эволюции» Антропогенез 6 часов ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 № п/п 12/1 13/2 14/3 Дата П Ф Тема, вид/ тип урока Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) Гипотезы о происхождении  жизни. Современные  представления о происхождении жизни Объясняют   вклад   клеточной   теории   в   формирование   современной естественно­научной   картины   мира;   вклад   ученых   —   исследователей клетки   в   развитие   биологической   науки.   Приводят   доказательства родства   живых   организмов   с   использованием   положений   клеточной теории Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы Знать  принцип деления истории Земли на эры и периоды; когда и как возникли первые живые организмы Называть организмы живого мира в разные эры и периоды Положение человека в системе  животного мира Называть  признаки   человека,   позволяющие   отнести   его   к   подтипу позвоночных животных Указывать  признаки,   определяющие   положение   человека   в   классе млекопитающих Перечислять особенности строения, присущие только человеку 15/4 Основные стадии антропогенеза Характеризовать прогрессивные черты в развитии древнейших людей;  древних людей, первых современных людей Раскрывать роль труда в происхождении человека 16/5 Прародина человека. Расы и их  происхождение ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 Электронное  приложение к  учебнику А 15,16 С 5 № п/п 17/6 18/1 19/2 Дата П Ф Тема, вид/ тип урока Тест № 2 «Антропогенез» Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора Что изучает экология. Среда  обитания организмов  и ее факторы Основные типы экологических  взаимодействий Основы экологии 15 часов +3 резерв Знать общую биомассу живого вещества на Земле Характеризовать распределение живых организмов по суше Давать определения терминам Называть преобладающих на суше  представителей   систематических   групп   животных 20/3 Конкурентные взаимодействия Называть основные формы негативных взаимоотношений организмов;  критерии отличия хищничества от паразитизма Знать значение нейтрализма для развития биогеоценоза 21/4 Экологические сообщества П Р   №   5 22/5 Структура сообщества Знать общую биомассу живого вещества на Земле Характеризовать распределение живых организмов по суше Давать определения терминам Называть преобладающих на суше  представителей   систематических   групп   животных 23/6 Взаимосвязь организмов в  сообществах Называть основные формы негативных взаимоотношений организмов;  Электронное  приложение к  учебнику А 17,18,19 Электронное  приложение к  учебнику А 17,18,19 Электронное  приложение к  учебнику А 17,18,19 Электронное  приложение к  учебнику А 17,18,19 Электронное  приложение к  учебнику А 17,18,19 Электронное  приложение к № п/п Дата П Ф Тема, вид/ тип урока Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) критерии отличия хищничества от паразитизма Знать значение нейтрализма для развития биогеоценоза 24/7 25/8 26/9 27/ 10 28/ 11 29/ 12 30/ Пищевые цепи П Р №   6 Экологические пирамиды Экологическая сукцессия П Р   №   7   Предлагать признаки для характеристики биогеоценоза Называть причины смены биогеоценозов Влияние загрязнений на живые  организмы Давать определения терминам Характеризовать понятия «биомасса», «биогеоценоз» Рассказывать об абиотических факторах среды Объяснять проявление ограничивающего действия фактора среды Биосфера – глобальная система Формулировать зачем и почему необходимы бережное отношение к  Круговорот веществ в природе Основные экологические  значение   рационального   научно   обоснованного природе и ее охрана Раскрывать  природопользования Знать главную функцию биосферы Рассказывать  о   круговороте   воды   в   природе,   о   круговороте   азота   в природе, о круговороте углерода в природе и т.д. Рассказывать как отразилась на окружающей среде деятельность  ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора учебнику А 17,18,19 Электронное  приложение к  учебнику А 17,18,19 Электронное  приложение к  учебнику Электронное  приложение к  учебнику Электронное  приложение к  учебнику А 17,18,19 Электронное  приложение к  учебнику А 17,18,19 Электронное  приложение к  учебнику Электронное Дата П Ф Тема, вид/ тип урока проблемы современности Пути решения экологических  проблем П Р №   8   Тест № 3 «Основы экологии» Характеристика  основных видов деятельности (предметный результат) первобытного человека Называть  период   развития   человеческого   общества,   в   котором зародилось сельскохозяйственное производство ИКТ/ ЕГЭ  № кодификатора приложение к  учебнику Электронное  приложение к  учебнику Повторение основных понятий курса № п/п 13 31/ 14 31/ 15 32­ 34

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС

Рабочая программа по биологии СОО ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018