Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для 6 класса.

  • Образовательные программы
  • doc
  • 07.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основная цель обучения биологии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида предусматривает изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ о неживой природе, формирование представления о мире, который окружает человека. Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач: • сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве); • формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного отношения к природе;
Иконка файла материала 6-акласс.doc
Пояснительная записка к рабочей программе 1. Нормативно­правовая база. Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно­правовых документов:  Положения о рабочей программе педагога;  учебного  плана    «Государственное  казенное  общеобразовательное   учреждение  Владимирской   области   «Специальная   (коррекционная) общеобразовательная школа­интернат г.Кольчугино» на  2017­2018 учебный год;  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5­9 классы,  под ред. В.В.Воронковой.­ М.: «Владос», 2011; 2. Сроки освоения программы: 1 год Объем учебного времени:  65 часов Режим занятий:  2 часа  в неделю Формы контроля: итоговая контрольная работа, текущий контроль, тесты. 3. Основные цели и задачи предмета. Основными целями изучения биологии в  коррекционной школе являются:   освоить знаний  о живой  природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;                                                                                 2   овладеть   умениями  применять   биологические   знания   для   объяснения   процессов   и   явлений   живой   природы,   жизнедеятельности собственного   организма;   использовать   информацию   о   факторах   здоровья   и   риска;     проводить   наблюдения   за   биологическими объектами и состоянием собственного организма;  воспитывать  позитивное   ценностное   отношение   к   живой   природе,   собственному   здоровью   и   здоровью   других   людей;   культуру поведения в природе;  применять   знания   и   умения   в   повседневной   жизни  для   решения   практических   задач   и   обеспечения   безопасности   своей   жизни: выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий   своей  деятельности   по отношению  к  живой   природе,  собственному организму,  здоровью других  людей;  соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ­инфекции. Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения. Бактерии.Грибы» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс). Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь. Содержание тем учебного курса Основная цель обучения биологии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида предусматривает изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ о     неживой природе, формирование представления о мире, который окружает человека. Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:  сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);                                                                                3 формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;   экологическое   воспитание   (рассмотрение   окружающей   природы   как   комплекса   условий,   необходимых   для   жизни   всех   живых организмов), бережного отношения к природе;  первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;  привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.  Программа 6 класса по биологии призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе; сформировать представления о мире, который окружает человека.  В процессе знакомства с неживой природой   у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно­следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.  № п/п Тема Кол­во часов № уроков 1 2 3 4 5 Введение. Вода Воздух Полезные ископаемые Почва 3 13 15 20 14 1­3 4­16 17­31 32­51 52­65                                                                                4Тема урока Учебно­тематический план «Неживая природа», 6 ­ а класс Кол­во часов Дата план Дата факт Введение (3 ч.) Неживая и живая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу. Вода (13 ч.) Вода в природе. Вода ­ жидкость Температура воды и ее измерение. Изменение уровня воды при  замерзании. Лед­твердое тело. Изменение состояния воды при замерзании.  Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. Водные растворы и их использование. Водные растворы в  природе.  Нерастворимые в воде  вещества. Чистая и мутная вода. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 06.09.17 07.09.17 13.09.17 14.09.17 20.09.17 21.09.17 27.09.17 28.09.17 04.10.17 05.10.17 11.10.17 12.10.17 18.10.17 19.10.17 № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14                                                                                515 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Питьевая вода Что мы узнали о воде. Проверочная работа по теме «Вода» Воздух (15 ч.) Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг. Воздух – плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха в природе Состав воздуха. Кислород. Значение кислорода в природе и жизни человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа.  Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух.  Охрана воздуха Что мы узнали о воздухе. Проверочная работа по теме «Воздух» Полезные ископаемые (20 ч) Разнообразие полезных ископаемых. Полезные  ископаемые, используемые в  строительстве Гранит. Известняки. Песок и глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Полезные ископаемые,  используемые для получения                                                                                 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25.10.17 26.10.17 08.11.17 09.11.17 15.11.17 16.11.17 22.11.17 23.11.17 29.11.17 30.11.17 06.12.17 07.12.17 13.12.17 14.12.17 20.12.17 21.12.17 27.12.17 11.01.18 17.01.18 18.01.18 24.01.18 25.01.18 31.01.18 01.02.18 07.02.18 08.02.18 14.02.18 15.02.18минеральных удобрений. Калийная соль. Фосфориты. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Чугун. Медная и алюминиевая руды. Распознавание черных  и цветных металлов по образцам. Экскурсия (виртуальная) к местам добычи и переработки  43 44 45 46 Железные руды. 47 48 49 50 полезных ископаемых. Что мы узнали о полезных ископаемых. Проверочная работа по  теме «Полезные ископаемые» Почва (13 ч) Что называют почвой. Состав почвы. Перегной – органическая часть почвы. Песок, глина и  минеральные соли – минеральная часть почвы. Виды почв. Водные свойства песчаных и глинистых почв. Местные типы почв. Экскурсия Обработка почвы (весенняя и осенняя). Практическая работа «Обработка почвы на пришкольном  участке» Значение почвы  для народного хозяйства Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы.  Пути их решения. Что мы узнали о почве. Проверочная работа по теме «Почва» 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65                                                                                7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 21.02.18 22.02.18 28.02.18 01.03.18 07.03.18 14.03.18 15.03.18 21.03.18 22.03.18 04.04.18 05.04.18 11.04.18 12.04.18 18.04.18 19.04.18 25.04.18 26.04.18 03.05.18 10.05.18 16.05.18 17.05.18 23.05.18 24.05.18Тема №  п/п 1 2 3 4 5 Введение Вода Воздух Полезные ископаемые Почва Контрольно­измерительные материалы 6 класс Вид контр.­измер. материала Тестовая работа  Тестовая работа  Тестовая работа  Тестовая работа  Тестовая работа № урока 3 16 31 51 65 Учебно­методическое обеспечение Метод пособия (для учителя)  Григорьева Е.В. Природа родного края. Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Челябинск, 1997.                                                                                8 Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Животные. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.  Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Неживая природа. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д,  2001.  Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Растения. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.  Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Человек. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.  Тюмасева З.И, Гуськова Е.В. Окружающий мир ­ региональные особенности, уральский вариант. Учебное пособие  для  общеобразовательных учебных заведений. – Челябинск: Взгляд, 2005.  Челябинская область. Краткий справочник. Авторы­составители М.С.Гитис, А.П.Моисеев – Челябинск: АБРИС, 2006.  Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учеб. пособие/ А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С.  Гитис. Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2006. Учебно­дидактический материал (для учащихся) 1. Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс: учебник для спец.(коррекц.)       образоват. учреждений VIII вида.­ М.: Просвещение, 2011. 2. А.И.Никишов 6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся . Неживая природа.        спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида.­ М.: Просвещение, 2012. Оборудование и приборы Печатные пособия:  Кабанов А.Н., Беляев В.А. Таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека. Учебно­наглядное пособие для средней школы.­ М.: Просвещение, 1977. Приборы для проведения демонстраций и практических занятий:   Набор хим. посуды и принадлежностей по биологии (КДОБУ).                                                                                9 Лупа ручная.   Микроскоп. Гербарии:  Деревья и кустарники.  Дикорастущие растения. Коллекции:  Вредители леса.  Вредители огорода.  Вредители поля.  Вредители сада.  Горные породы и минералы.  Известняки.  Каменный уголь и продукты его переработки.  Коллекция семян к  гербарию начальной школы.  Лен.  Металлы.  Минеральные удобрения.  Набор удобрений (ч.1, 2).  Нефть и продукты ее переработки.  Образцы бумаги и картона.  Образцы коры и древесины (ч.1,2).                                                                                10 Основные виды промышленного сырья (ч. 2, 3, 5, 6).  Раздаточный материал к коллекции горных пород и минералов (ч.1,2).  Семена важнейших культурных растений.  Строительные материалы.  Торф.  Хлопок.  Шелк.  Шерсть. Муляжи:  Набор «Томаты. Разнообразие сортов».  Набор муляжей корнеплодов.  Набор муляжей корнеплодов и плодов.  Набор муляжей овощей.  Набор муляжей плодовых тел съедобных и ядовитых грибов (ч.1,2,3,4).  Набор муляжей фруктов. Скелеты:  Скелет человека на штативе (85 см).   Скелет кошки.  Скелет лягушки.  Скелет рыбы. Модели:                                                                                11 Барельефная модель «Почка человека. Фронтальный разрез».  Глаз (разборная).  Сердце (разборная). Коллекция цифровых образовательных ресурсов по всем основным темам курса Цифровые образовательные ресурсы Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Учащиеся  6 класса  должны знать:      отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся должны уметь:    обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; определять температуру воды и воздуха; проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:         элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды; адаптации к условиям проживания на своей территории;                                                                                12 сохранения окружающей среды и социально­ответственного поведения в ней.                                                                                13