Рабочая программа по чтению и развитию речи (5 класс)
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
чтение
5 кл
03.08.2017
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. – М.: Просвещение, 2014.Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающихся 5 класса.
5 класс чтение.docx
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 59 кл.: В 2сб./Под ред.
В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.1. – 232с.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение.
Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. –
М.: Просвещение, 2014. – 255 с.:
Соответствует учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников
техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания
читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и
понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание
развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные
вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;
кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и
второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и
поступки; устанавливать несложные причинноследственные связи и отношения; делать
выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению
проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия
описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах
осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и
понятийном материале.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения
доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и
зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и
сформированности нравственных качеств.
Основные направления коррекционной работы:
Коррегировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм
литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и
соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение,
тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения,
выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений,
характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных
слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и
составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных
предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста.
Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий
учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу,
выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной
библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет,
журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное
составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению,
по усмотрению учителя.
Литература для внеклассного чтения
1. Русские народные сказки.
2. Сказки народов мира.
3. Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
4. Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».
5. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
6. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю
дедушки Мазая».
Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 166 часов, 5часов в
Структура курса
неделю.
№ Содержание
Колво часов
Учебно – тематический план Устное народное творчество
Сказки.
Картины родной природы. Лето. Осень.
«О друзьях товарищах».
Басни И. А. Крылова
«Спешите делать добро».
Картины родной природы. Зима. Весна.
О животных.
Из прошлого нашего народа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Из произведений зарубежных писателей.
8ч.
26ч.
22ч.
17ч.
7ч.
13ч.
27ч.
19ч.
14ч.
13ч.
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в
Межпредметные связи
учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные
высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений
природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Дата
Календарнотематическое планирование.
I четверть
№ Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
День знаний
Вводный урок. Устное народное творчество.
Считалки.
Заклички приговорки.
Потешки.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Обобщение по теме: «Устное народное творчество»
Сказки народные и авторские.
«Никита Кожемяка» русская народная сказка.
Знакомство с произведением.
«Никита Кожемяка». Характеристика главного
героя.
« Как наказали медведя» Тофаларская сказка.
«Золотые руки» Башкирская сказка. Знакомство с
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 произведением.
«Золотые руки» Знакомство с троекратным
повторением.
«Морозко» русская сказка знакомство с
произведением.
«Морозко» Работа над выразительной речью.
«Морозко» Сравнительная характеристика героинь.
«Два мороза» Знакомство с произведением.
«Два мороза» Сравнительная характеристика героев.
«Три дочери» Татарская сказка.
Обобщение по теме: «Народные сказки»
Авторская сказка.
Сказки А.С. Пушкина
А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях» Знакомство с произведением.
А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях». Выразительное чтение.
А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях». Театрализация произведения.
А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях». Сравнительная характеристика героинь.
А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях». Обобщающий урок.
По Д. Мамину – Сибиряку «Серая Шейка». Работа с
первой главой.
По Д. Мамину – Сибиряку «Серая Шейка». Работа со
второй главой.
По Д. Мамину – Сибиряку «Серая Шейка». Работа с
третьей главой.
По Д. Мамину – Сибиряку «Серая Шейка». Работа с
четвертой главой.
По Д. Мамину – Сибиряку «Серая Шейка». Работа с
пятой главой.
По Д. Мамину – Сибиряку «Серая Шейка». Работа
по плану.
Картины родной природы. Летние приметы,
пословицы, поговорки.
Г. Скребицкий «Июнь»
И. Суриков «Ярко солнце светит…».
А. Платонов «Июльская гроза». Знакомство с
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38 39
40
произведением.
А. Платонов «Июльская гроза». Работа с первой
главой.
А. Платонов «Июльская гроза». Работа со второй
главой.
А. Платонов «Июльская гроза». Составление плана.
А. Прокофьев «Берёзка».
41
42
43 Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».
Знакомство с произведением.
44 Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату».
Выразительное чтение.
Повторение пройденного.
45
II четверть
№ Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь».
По И. Соколову – Микитову «Золотая осень».
Знакомство с произведением.
По И. Соколову – Микитову «Золотая осень».
Составление плана.
По И. Соколову – Микитову «Золотая осень». Работа
по плану.
К. Бальмонт «Осень».
По Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Знакомство
с произведением.
По Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Работа по
плану.
По В. Астафьеву «Осенние грусти». Знакомство с
произведением.
По В. Астафьеву «Осенние грусти». Осенние
приметы.
И. Бунин «Первый снег».
Обобщение по теме: «Осень»
О друзьях – товарищах. Ю.Яковлев «Колючка».
Работа с первой главой.
13 Ю.Яковлев «Колючка». Работа со второй главой.
14 Ю.Яковлев «Колючка». Составление плана.
15 Ю.Яковлев «Рыцарь Вася ». Знакомство с
1
1
1
1
1
1
1
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 произведением
16 Ю.Яковлев «Рыцарь Вася ». Чтение по ролям.
17 Ю.Яковлев «Рыцарь Вася ». Работа плану.
18
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома». Знакомство
с произведением.
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома». Чтение по
ролям.
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».
Сравнительные характеристики.
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Отрывки из
повести.
В.Медведев ««Фосфорический» мальчик».
Знакомство с произведением.
В.Медведев ««Фосфорический» мальчик». Работа по
плану.
В.Воронкова «Дорогой подарок». Работа с первой
главой.
В.Воронкова «Дорогой подарок». Работа со второй
главой.
В.Воронкова «Дорогой подарок». Работа с третьей
главой.
Я. Аким «Твой друг»
Обобщение по теме: « О друзьях – товарищах»
Басни И. Крылова
И. Крылов «Ворона и Лисица». Знакомство с
произведением.
И. Крылов «Ворона и Лисица». Выразительное
чтение.
И. Крылов «Щука и Кот». Знакомство с
произведением.
И. Крылов «Щука и Кот». Выразительное чтение.
И. Крылов «Квартет»
Повторение пройденного.
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол
во
часов
1
III четверть
№ Тема
Спешите делать добро. Н. Хмелик «Будущий
олимпиец». Знакомство с произведением.
Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Пересказ текста по 1 плану.
О. Бондарчук «Слепой домик»
В.Осеева «Бабка». Работа с Iой главой.
В.Осеева «Бабка». Работа с IIой главой.
В.Осеева «Бабка». Работа с IIIой главой.
В.Осеева «Бабка». Работа с IVой главой.
А. Платонов «Сухой хлеб». Работа с первой главой.
А. Платонов «Сухой хлеб». Работа со второй главой.
В. Распутин «Люся»
В. Брюсов «Труд»
Р. Рождественский «Огромное небо»
Обобщение по теме: «Спешите делать добро»
Картины родной природы. Ф. Тютчев «Зима».
Г. Скребицкий «Декабрь»
К. Бальмонт «К зиме»
Г. Скребицкий «Всяк посвоему» Работа с первой
главой.
Г. Скребицкий «Всяк посвоему» Работа со второй
главой.
С.Есенин «Поет зимааукает».
С.Есенин «Береза»
А. Пушкин «Зимняя дорога»
Обобщение по теме: «Картины родной природы»
Весна. Г. Скребицкий «Март».
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой
грозы»
Г. Скребицкий «Веснакрасна»
Г. Скребицкий «Грачи прилетели»
Г. Скребицкий «Заветный кораблик»
Г. Скребицкий «В весеннем лесу»
Урок обобщение по произведению Г. Скребицкого
«От первых проталин до первой грозы»
А. Толстой «Весенние ручьи». Знакомство с
произведением.
А. Толстой «Весенние ручьи». Составление плана.
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
А. Блок «Ворона»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34 35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Е. Серова « Подснежник»
И. Соколов – Микитов «Весна»
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…»
С. Есенин «Черемуха»
Я. Аким «Весна, весною, о весне»
Обобщение по теме: «Весна»
О животных Н.Гарин–Михайловский «Тема и Жучка»
Работа с Iой главой.
Н.Гарин–Михайловский «Тема и Жучка» Работа
со IIой главой.
Н.Гарин–Михайловский «Тема и Жучка».
Составление плана.
А. Толстой «Желтухин». Работа с Iой главой.
А. Толстой «Желтухин». Работа со IIой главой.
А. Толстой «Желтухин». Работа с IIIей главой.
А. Толстой «Желтухин». Составление плана.
А.Толстой. Рассказы для детей
Повторение пройденного.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
IVчетверть
№ Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
К.Паустовский «Кот Ворюга» Знакомство с
произведением.
К.Паустовский «Кот Ворюга». Составление плана.
Б. Житков «Про обезьянку» Работа с 1 главой.
Б. Житков «Про обезьянку». Работа с 2 главой.
Б. Житков «Про обезьянку». Работа с 3 главой.
Э. Асадов «Дачники». Работа с 1 частью.
Э. Асадов «Дачники». Работа со 2 частью.
Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны».
С. Михалков «Будь человеком».
Обобщение по теме: «О животных»
Из прошлого нашего народа. На поле Куликовом.
По О.Тихомирову «Москва собирает войско».
«Куликовская битва».
«Слава героям».
Рассказы о войне 1812 года. По С.Алексееву
«Бородино».
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 15
16
17
По С. Алексееву «Ключи».
По С. Алексееву «Конец похода».
Н. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный
нос».
А. Куприн «Белый пудель» Работа с 1 главой.
А.Куприн «Белый пудель» Работа со 2 главой.
А.Куприн «Белый пудель» Работа с 3 главой.
А.Куприн «Белый пудель» Работа с 4 главой.
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью»!
18
19
20
21
22
23 Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата».
24
25
1
1
1
1
1
1
Обобщение по теме: «Из прошлого нашего народа». 1
Из произведений зарубежных писателей. В.Гюго
1
«Гаврош» Маленький Гаврош.
В. Гюго «Гаврош опекает малышей»
26
27 М.Твен «Приключения Тома Сойера». Работа с 1
главой.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28 М.Твен «Приключения Тома Сойера» Работа с 2
главой.
29 М. Твен «Приключения Тома Сойера» Работа с 3
главой.
30 М.Твен «Приключения Тома Сойера» Работа с 4
главой.
31 М. Твен «Приключения Тома Сойера» Работа с 5
главой.
С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями» «Лесной гном» Работа с 1 главой.
С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями» «Лесной гном» Работа со 2 главой.
С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями» «Лесной гном» Работа с 3 главой.
С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с
дикими гусями» «Лесной гном» Работа с 4 главой.
Г.Х. Андерсен «Русалочка» Работа с 1 главой.
Г.Х.Андерсен «Русалочка» Работа с 2, 3 главой.
32
33
34
35
36
37
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по чтению и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь: читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать
«про себя», выполняя задания учителя;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию
тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
наизусть 68 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя
задания учителя;
отвечать на вопросы учителя.
Учащиеся должны знать:
наизусть 35 стихотворений.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники
чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но
доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 4560 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися
техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание
читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с
программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам,
объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5»ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло,
выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет
основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью
учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на
вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6)
твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно,
бегло; 2) допускает 12 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности
в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с
помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании
частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц
произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает
неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении
наизусть 12 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть
недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло,
некоторые слова – по слогам; 2) допускает 34 ошибки при чтении; 12 ошибки – в
соблюдении синтаксических пауз; 34 – в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную
мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части
и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных
действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на
вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение
основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое
усвоение текста.
Литература:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 59
кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
Сб.1. – 232с.
2. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.:
3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное
4. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
издание центр ВЛАДОС, 2001. 224с. (коррекционная педагогика).
классов:пособие для логопедов. М.: Гуманитарное издание центр
ВЛАДОС, 2006. 335с. (коррекционная педагогика).
Рабочая программа по чтению и развитию речи (5 класс)
Рабочая программа по чтению и развитию речи (5 класс)
Рабочая программа по чтению и развитию речи (5 класс)
Рабочая программа по чтению и развитию речи (5 класс)
Рабочая программа по чтению и развитию речи (5 класс)
Рабочая программа по чтению и развитию речи (5 класс)
Рабочая программа по чтению и развитию речи (5 класс)
Рабочая программа по чтению и развитию речи (5 класс)
Рабочая программа по чтению и развитию речи (5 класс)
Рабочая программа по чтению и развитию речи (5 класс)
Рабочая программа по чтению и развитию речи (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.