Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.10 Экономика организации является вариативной частью по специальности 43.02.10 (100401), разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 (100401), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 апреля 2010 г. № 256.
Цель курса - Учебная дисциплина относится к разделу «профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины».Рабочая программа учебной дисциплины Экономический анализ разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Земельно-имущественные отношения
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ НЕДВИЖИМОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ»
УРАЛЬСКИЙ
КОЛЛЕДЖ
НЕДВИЖИМОС
УПРАВЛЕНИЯ
ТИ И
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВАРИАТИВНОЙУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономический анализ
специальность
ЗЕМЕЛЬНОИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯЕкатеринбург
2016
Рабочая программа учебной дисциплины Экономический анализ разработана на
основе федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности Земельноимущественные отношения
Организацияразработчик: ПОУ «Уральский колледж недвижимости и управления»
Разработчики:
В.В Гришина , преподаватель
Согласована на заседании кафедры экономики, права и сферы обслуживания
Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
Председатель кафедры
____________________ О.М. Колмогорцева
Подпись
Утверждена на Методическом совете ПОУ «Уральский колледж недвижимости и
управления»
Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.
Начальник отдела по учебнометодической работе _______________
номер
Подпись ФИО
2СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
11
12
31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.01 Экономика организации
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.10 Экономика организации
является вариативной частью по специальности 43.02.10 (100401), разработанной в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
профессионального образования по специальности 43.02.10 (100401),
утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 апреля 2010 г.
№ 256.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП
Учебная дисциплина относится к разделу «профессиональный цикл,
общепрофессиональные дисциплины».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины ОПД.10 Экономика организации
обучающийся должен:
уметь:
4 определять основные экономические показатели деятельности организации;
планировать экономические показатели деятельности организации;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
составлять экономические и финансовые отчеты по экономической деятельности
организации;
рассчитывать микроэкономические показатели деятельности организации
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
знать:
анализировать результаты финансовоэкономической деятельности организации
(предприятия);
методы проведения оценки эффективности использования средств организации
(предприятия);
основные экономические показатели деятельности организации и методику их
расчета;
резервы для повышения экономической эффективности деятельности организации
Выпускник, освоивший учебную дисциплину Экономический анализ, в
соответствии с ФГОС должен обладать общими и профессиональными компетенциями,
включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5.
Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.4. Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя
ПК 1.6. Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.
ПК 1.7. Оформлять документы строгой отчетности.
ПК 3.3. Рассчитывать стоимость туристского продукта
ПК 4.1. Планировать деятельность подразделения.
ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.
ПК 4.3. Оформлять отчетнопланирующую документацию.
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины ОПД.10 Экономика
организации:
5Максимальной учебной нагрузки обучающегося
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
самостоятельной работы обучающегося
– 62 часа, в том числе
– 42 часа, из них
– 20 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономический анализ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
62
42
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
предусмотрено)
Итоговая аттестация в форме экзамен
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если
*
20
16
62.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономический анализ
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.1.
Экономический
анализ его
сущность и
значение
Тема 1.2.
Методы
экономического
анализа
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
2
Раздел 1. Теоретические аспекты изучения экономического анализа
Всего часов по теме
Сущность экономического анализа и его место в системе управления организацией
Виды и задачи экономического анализа
Самостоятельная работа № 1: Составление опорного конспекта
Всего часов по теме
Сущность методов экономического анализа, применяемых при проведении данного вида анализа
Самостоятельная работа № 2: Обсуждение материалов, подобранных студентами из средств массовой
информации. Составление кластера по теме.
Тема 2.1.
Анализ розничного
и оптового
товарооборота
Тема 2.2. Анализ
использования
трудового
потенциала
организации
(предприятия)
Раздел 2. Анализ финансовохозяйственной деятельности организации
Всего часов по теме
Цель и задачи анализа розничного и оптового товарооборота
Анализ выполнения плана по различным видам товарооборота. Анализ структуры товарооборота
Анализ безубыточности
Практическая работа № 1
Самостоятельная работа № 3: Составление кластера по теме. Заполнение рабочей тетради основных формул.
Всего часов по теме
Анализ состава работников организации (предприятия)
Факторный анализ трудовых ресурсов
Анализ фонда оплаты труда организации и его эффективного использования
Практическая работа № 2
Самостоятельная работа № 4:Составление кластера по теме.
Тема 2.3.
Всего часов по теме
7
Объем
часов
Уровень
освоения
3
8
4
2
2
4
2
2
54
9
4
2
3
6
2
2
2
5
4
3
3
3
3
2Наименование
разделов и тем
Анализ
использования
материальных
ресурсов
Тема 2.4.
Анализ затрат на
производство и
реализацию
продукции
Тема 2.5.
Анализ деловой
активности
организации
(предприятия)
Тема 2.6.
Анализ
маркетинговой и
сбытовой политики
организации
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
Анализ обеспеченности организации материальными ресурсами
Анализ эффективности использования материальных ресурсов в организации (на предприятии)
Практическая работа № 3
Самостоятельная работа № 5:Заполнение рабочей тетради основных формул.
Всего часов по теме
Содержание
Классификация затрат
Анализ структуры затрат. Анализ затрат на 1 рубль вложенных средств
Анализ себестоимости продукции
Практическая работа № 4 и Практическая работа № 5
Самостоятельная работа № 6:Заполнение рабочей тетради основных формул. Составление кластера.
Всего часов по теме
Содержание
Анализ и оценка деловой активности организации. Показатели, характеризующие данную экономическую
категорию
Практическая работа № 6
2
2
1
11
4
4
4
3
8
4
2
Самостоятельная работа № 7:составление кластера.
Всего часов по теме
Анализ и оценка маркетинговой и сбытовой политики организации. Показатели, характеризующие данную
экономическую категорию
Практическая работа № 7
Самостоятельная работа № 8:составление кластера.
2
7
2
2
3
3
2
3
2
3
3
8Наименование
разделов и тем
Тема 2.7. Анализ
финансовых
результатов
деятельности
организации
(предприятии)
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
Всего часов по теме
Содержание
Различные виды анализа прибыли организации (предприятии)
Анализ показателей финансовоэкономической деятельности организации
Практическая работа № 8
Самостоятельная работа № 9:составление кластера.
Всего:
Объем
часов
Уровень
освоения
8
4
2
2
62
2
3
93. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.10 Экономика организации
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
шкафы и стеллажи для хранения учебнометодических материалов;
комплект учебнонаглядных пособий по дисциплине
рабочая тетрадь для выполнения практических работ
опорные конспекты по дисциплине
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением
принтер
калькулятор
мультимедийная установка или интерактивная доска
телевизор с функцией DVD
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
3.2. Информационное обеспечение обучения
литературы
Основные источники:
1. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности. – М.:ИНФРАМ, 2014 – 458 с.
2. Губин В.Е. Анализ финансовохозяйственной деятельности: Учебник для СПО;– М:
ИНФРАМ; Юрайт, 2015. 336с.
3. Илышева Н. Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой
организации / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – М.: Финансы и статистика: ИНФРА
М, 2015. – 240 с.
4. Савицкая Г.В.. Экономический анализ: Учебник. М.: Новое название, 2016. – 538 с.
5. Сафронов Н.А. Экономика организации: Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2014.
256с.
6. Чечевицына Л. Н., Анализ финансовохозяйственной деятельности: учебник для
студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Л. Н. Чечевицына. – 4е изд.,
доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 379 с.
Дополнительные источники:
1. Канке А. А., Анализ финансовохозяйственной деятельности предприятия: учебное
пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / А. А.
Канке, И. П. Кошевая. – 2е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРАМ, 2015. – 288
с.
2. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для студ.
вузов / Л. И. Кравченко. – 10е изд.,испр. – Минск: Новое знание, 2015. – 512 с.
3. Любушин Н.П. комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. –
М.: ЮНИТИ, 2016 – 704 с.
10. narod
. ru
Интернетресурсы
www
www
www
www
www
www
www
. zipsites
. ru
. ekonprdpr
. ru
. aup
. ucheba
. ru
72.
. stu
ru
. msu
. pie
. econ
. academic
. dic
. ru
. ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Уметь:
определять организационноправовые
формы организаций;
планировать деятельность организации;
определять состав материальных, трудовых
и финансовых ресурсов организации;
заполнять первичные документы по
экономической деятельности организации;
рассчитывать по принятой методике
основные техникоэкономические
показатели деятельности организации;
находить и использовать необходимую
экономическую информацию;
Знать:
основные принципы построения
экономической системы организации;
управление основными и оборотными
средствами и оценку эффективности их
использования;
механизмы ценообразования, формы оплаты
труда;
основные экономические показатели
деятельности организации и методику их
расчета;
планирование деятельности организации.
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Проверка выполнения практической работы
на соответствие расчетов экономических
показателей исходным данным
Проверка выполнения самостоятельной
работы в соответствии с индивидуальным
заданием
Оценка полноты содержания выступления
на семинарах
Выполнение устных, письменных, тестовых
контрольных заданий. Проверка
соответствия выполнения контрольных
заданий требованиям к результатам
освоения дисциплины
Выполнение самостоятельной работы.
Проверка соответствия выполнения заданий
для самостоятельной работы требованиям
к результатам данной работы.
Текущий контроль:
собеседование;
устный и письменный опрос;
фронтальный опрос в форме беседы;
тестирование;
11способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации,
для
выполнения
эффективного
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
необходимой
оценка активности на занятиях;
контрольная работа;
взаимопроверка и взаимооценка;
самопроверка и самооценка;
оценка рефератов, презентаций.
Итоговый контроль:
экзамен
ОК5.Использовать
коммуникационные
профессиональной деятельности.
информационно
в
технологии
ОК 6. Работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в профессиональной
деятельности
ПК 1.6. Выполнять работу по оказанию
визовой поддержки потребителю
ПК 1.7. Оформлять документы строгой
отчетности
ПК 1.4. Рассчитывать стоимость турпакета в
соответствии с заявкой потребителя
ПК 3.3. Рассчитывать стоимость
туристского продукта
ПК 4.1. Планировать деятельность
подразделения.
ПК 4.2. Организовывать и контролировать
деятельность подчиненных
ПК 4.3. Оформлять отчетнопланирующую
документацию
12