Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образованиярограмма общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Согласовано
Председатель ПЦК
_________________Шилакина Н.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
«01» сентября 2016г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор колледжа
_______________Матвейчук С.А.
(подпись) (Ф.И.О.)
«05» сентября 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
38.02.07 «Банковское дело»
Форма подготовки очная
курс 1 семестр 1, 2
теоретические занятия (лекции) 48 час.
практические занятия 48 час.
лабораторные занятия не предусмотрены
всего часов аудиторной нагрузки 96 час.
самостоятельная работа 50 час.
всего максимальной нагрузки 152 час.
консультации 6 час.
зачет (дифф. зачет) – 2 семестр
экзамен не предусмотрен
др. формы контроля 1 семестр
примерной программой
Рабочая программа составлена в соответствии с
общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» для профессиональных
образовательных организаций,
рекомендованной Федеральным государственным
автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ
«ФИРО»), Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Составитель: Кривец И.А.Содержание
Пояснительная записка.................................................................................................3
Общая характеристика учебной дисциплины «Информатика». ..............................4
Место учебной дисциплины в учебном плане............................................................6
Результаты освоения учебной дисциплины................................................................6
Содержание учебной дисциплины..............................................................................8
Тематическое планирование.......................................................................................11
Тематический план дисциплины................................................................................12
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов................... 12
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»....................................................... . 15
Рекомендуемая литература........................................................................................ 18ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена
для изучения информатики и информационнокоммуникационных технологий в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при
подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
от 17.03.2015 № 06259) и Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Информатика» для профессиональных образовательных организаций рекомендованной
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития
образования» (ФГАУ «ФИРО») (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.)
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и
информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе,
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ,
в том числе при изучении других дисциплин;
3 развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и
средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной,
деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной
деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание
ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных
систем, распространение и использование информации;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать
информацию с использованием информационнокоммуникационных технологий,
средств образовательных и социальных коммуникаций.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
Одной из характеристик современного общества является использование
информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности
человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема
формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида решать
учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и
коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке
труда.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от
профиля профессионального образования.
4При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального
образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественнонаучного и
социальноэкономического профилей профессионального образования информатика
изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые темы —
более углубленно, учитывая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение
отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, объеме и характере
практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
«Информационная деятельность человека»;
«Информация и информационные процессы»;
«Информационные структуры (электронные таблицы и базы данных)»;
«Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;
«Технологии создания и преобразования информационных объектов»;
«Телекоммуникационные технологии».
Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение
информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь с
другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать
различные пути изучения материала.
Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного
материала всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется
учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в
дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико
ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей
информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов
информационной деятельности.
Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывающей специфику осваиваемых
профессий СПО и специальностей СПО, предполагает углубленное изучение отдельных тем,
активное использование различных средств ИКТ, увеличение практических занятий,
различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к
профессиональной деятельности с использованием ИКТ.
5При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы
необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах
массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением
и представлением результатов. Это способствует формированию у студентов умений
самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также
дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые
камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления
информации.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается
подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной
аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего
образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной области
«Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле, является
профильной дисциплиной ПД.03.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
−− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной
информатики в мировой индустрии информационных технологий;
−− осознание своего места в информационном обществе;
−− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой
деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий;
6−− умение использовать достижения современной информатики для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности,
самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя
для этого доступные источники информации;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по
решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых
коммуникаций;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных
электронных образовательных ресурсов;
−− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств
информационнокоммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и
в быту;
−− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной
профессиональной деятельности на основе развития личных информационно
коммуникационных компетенций;
межпредметных:
−− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства,
необходимые для их реализации;
−− использование различных видов познавательной деятельности для решения
информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
измерения, эксперимента) для организации учебноисследовательской и проектной
деятельности с использованием информационно коммуникационных технологий;
−− использование различных информационных объектов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
−− использование различных источников информации, в том числе электронных
библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников, в том числе из сети Интернет;
−− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах
на компьютере в различных видах;
−− умение использовать средства информационнокоммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
7эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
−− сформированность представлений о роли информации и информационных процессов
в окружающем мире;
−− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального
описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение
анализировать алгоритмы;
−− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю
подготовки;
−− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
−− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в
электронных таблицах;
−− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах
управления ими;
−− сформированность представлений о компьютерноматематических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
−− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для
решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка
программирования;
−− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
−− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав
доступа к глобальным информационным сервисам;
−− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ,
соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами
коммуникаций в Интернете.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
81 Информационная деятельность человека
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических
средств и информационных ресурсов. Информационная цивилизация. Информационные
ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной
деятельности человека. Информационная безопасность.
2. Информация и информационные процессы
Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Алфавитный
подход к определению количества информации. Двоичное кодирование текстовой,
графической и звуковой информации. Представление числовой информации с помощью
систем счисления.
Практические занятия
1. Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний
и с использованием алфавитного подхода
2. Решение задач и выполнение практических заданий на кодирование текстовой,
графической и звуковой информации
3. Запись чисел в различных системах счисления.
3 Компьютер и программное обеспечение
Магистральномодульный принцип построения компьютера. Операционная система:
назначение и состав. Загрузка операционной системы. Программная обработка данных. Файлы
и файловая система. Логическая структура дисков. Компьютерные вирусы и антивирусные
программы.
Практические занятия
1. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными
приложениями
2. Файловые менеджеры и архиваторы
93. Компьютерные вирусы и антивирусные программы
4 Информационные технологии
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Компьютерные
презентации с использованием мультимедиа технологии. Создание и редактирование
документов. Различные форматы текстовых файлов (документов). Форматирование
документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы.
Форматирование символов. Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного
перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Электронные таблицы.
Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и
логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и
графиков.
Практические занятия
1. Создание растровых изображений
2.
Создание векторных рисунков
3.
4.
5.
6.
Создание мультимедийных презентаций
Создание анимации в презентациях
Создание, редактирование и форматирование документов
Создание гипертекстового документа
Построение графиков функций
7.
8. Визуализация числовых данных с использованием диаграмм различных типов (гистограмм,
круговых и др.)
5 Хранения, поиск и сортировка информации в базах данных
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические,
сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных
(таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в
многотабличных базах данных).
Практические занятия
101. Система управления базами данных
6 Информационные модели
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация.
Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Основные этапы
разработки и исследования моделей на компьютере. Примеры моделирования социальных,
биологических и технических систем и процессов.
Практические занятия
1. Приближенное решение уравнений графическим методом
2. Построение и исследование физических моделей в электронных таблицах
3. Построение и использование геоинформационных моделей
4. Подключение к Интернету. Настройка модема
7 Коммуникационные технологии
Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в
Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции.
Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML.
Разработка Webсайта.
Практические занятия
1. Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы Outlook Express
2. Путешествия по Всемирной паутине. Настройка браузера
3. Работа с файловыми архивами.
4. Работа с поисковыми системами
5. Разработка Webсайта
11ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика»
в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (ППССЗ) рекомендуемое количество часов на освоение
программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 152 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 96 часов;
самостоятельная работа обучающегося 50 часов,
консультации – 6 часов,
практические занятия – 48 часов.
12Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Наименование разделов и тем
1
1
2
и
Информация
Информационная
Тема
деятельность человека
Тема
информационные процессы
Тема 3 Компьютер и программное
обеспечение
Тема 4 Информационные технологии
Тема 5 Хранения, поиск и сортировка
информации в базах данных
Тема 6 Информационные модели
Тема
7
технологии
Коммуникационные
Итого:
я
а
н
ь
л
а
м
и
с
к
а
М
а
к
з
у
р
г
а
н
2
15
21
18
34
16
22
26
152
Количество часов при очной
форме обучения
В том числе:
Всего
Теоретич
еские
занятия
Практи
ческие
занятия
3
5
11
12
28
8
16
16
96
4
5
5
6
12
6
8
6
48
5
6
6
16
2
8
10
48
я
а
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
С
а
т
о
б
а
р
6
8
8
6
6
8
6
8
50
и
и
ц
а
т
ь
л
у
с
н
о
К
7
2
2
2
6
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности
1 Информационная деятельность
человека
студентов
(на уровне учебных действий)
Поиск сходства и различия протекания информационных
процессов у человека, в биологических, технических и
социальных системах.
Классификация информационных процессов по
принятому основанию.
Выделение основных информационных процессов в
реальных системах.
Классификация информационных процессов по
принятому основанию.
Владение системой базовых знаний, отражающих вклад
132
информационные процессы
Информация
и
3 Компьютер и программное
обеспечение
информатики в формирование современной научной
картины мира.
Исследование с помощью информационных моделей
структуры и поведения объекта в соответствии с
поставленной задачей.
Выявление проблем жизнедеятельности человека в
условиях информационной цивилизации и оценка
предлагаемых путей их разрешения.
Использование ссылок и цитирования источников
информации.
Знание базовых принципов организации и
функционирования компьютерных сетей.
Владение нормами информационной этики и права.
Соблюдение принципов обеспечения информационной
безопасности, способов и средств обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ.
Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности,
объективности, полноты, актуальности и т. п.).
Знание о дискретной форме представления информации.
Знание способов кодирования и декодирования
информации.
Представление о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и
анализа данных.
Оценка и организация информации, в том числе
получаемой из средств массовой информации,
свидетельств очевидцев, интервью.
Умение анализировать и сопоставлять различные
источники информации.
Умение анализировать компьютер с точки зрения единства
его аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки
зрения организации процедур ввода, хранения, обработки,
передачи, вывода информации.
Умение определять средства, необходимые для
осуществления информационных процессов при решении
задач.
Умение анализировать интерфейс программного средства
с позиций исполнителя, его среды функционирования,
системы команд и системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна
программы Владение базовыми навыками и умениями по
соблюдению требований техники безопасности, гигиены и
ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации.
Понимание основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете.
Реализация антивирусной защиты компьютера
144 Информационные технологии
5 Хранения, поиск и сортировка
информации в базах данных
6 Информационные модели
Умение отличать представление информации в различных
системах счисления.
Знание математических объектов информатики.
Представление о математических объектах информатики,
в том числе о логических формулах
Владение навыками алгоритмического мышления и
понимание необходимости формального описания
алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на выбранном
для изучения универсальном алгоритмическом языке
высокого уровня.
Умение анализировать алгоритмы с использованием
таблиц.
Реализация технологии решения конкретной задачи с
помощью конкретного программного средства выбирать
метод ее решения.
Умение разбивать процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения задачи,
какие алгоритмические конструкции могут войти в
алгоритм.
Представление о способах хранения и простейшей
обработке данных.
Владение основными сведениями о базах данных и
средствах доступа к ним; умение работать с ними.
Умение работать с библиотеками программ.
Опыт использования компьютерных средств
представления и анализа данных.
Осуществление обработки статистической информации с
помощью компьютера.
Пользование базами данных и справочными системами
Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого объекта,
целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта,
модели.
Выделение среди свойств данного объекта существенных
свойств с точки зрения целей моделирования
7 Коммуникационные технологии Представление о технических и программных средствах
телекоммуникационных технологий.
Знание способов подключения к сети Интернет.
Представление о компьютерных сетях и их роли в
современном мире.
Определение ключевых слов, фраз для поиска
информации.
Умение использовать почтовые сервисы для передачи
информации.
Определение общих принципов разработки и
функционирования интернетприложений.
Представление о способах создания и сопровождения
сайта.
15Представление о возможностях сетевого программного
обеспечения.
Планирование индивидуальной и коллективной
деятельности с использованием программных
инструментов поддержки управления проектом.
Умение анализировать условия и возможности
применения программного средства для решения типовых
задач
16УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИ ЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие в
реализующей образовательную
профессиональной образовательной организации,
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность
обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период
внеучебной деятельности обучающихся.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная
конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа
возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с
микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.;
технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности
в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему
классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную
студентами или преподавателем. Для многих применений необходим или желателен
цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и
изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к
сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести
переписку с другими учебными заведениями.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной
работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для
озвучивания всего компьютерного кабинета.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования
экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного
17назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся
с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства создания графической информации (графический планшет) –
используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного
текста и преобразования его в текстовый формат.
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры,
вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют студентам создавать
музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их
исполнение, редактировать их.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер;
фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают
возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы
окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон
для ввода речи студента.
Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) –
позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность студентам освоить
простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.),
одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программаархиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор,
растровый и векторный графические редакторы, программу разработки
презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
18 Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программапереводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Webстраниц
19РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Информатика 1011 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.:
1.
Питер, 2010. – 675 с.: ил.
Информатика и информационные технологии. Учебник для 1011 классов/Н.Д.
2.
Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 511 с.: ил.
3.
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для
общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3е
изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 394 с.: ил.
4.
Гребенюк, Е.И. Технические средства информатизации: Учебник для сред. проф.
образование./ Е.И. Гребенюк, Н.А. Гребенюк.2е изд., стер.М.: "Академия",2008.272с.
5.
Гуда, А.Н. Информатика (общий курс): Учебник/ Гуда А.Н., Бутакова М.А.,
Нечитайло Н.М. – 3е изд., перераб. и доп. М.: "Академия"– 2009. – 400с.
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ:
6.
Практикум для профессий и специальностей технического и социальноэкономического
профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С.
Цветковой. — М., 2014
7.
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к
ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С.
Цветковой. — М., 2013.
8.
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для
9.
профессий и специальностей естественнонаучного и гуманитарного профилей : учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.метод. комплекс для
10.
студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Для преподавателей
201.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ) // СЗ РФ.
— 2009. — № 4. — Ст. 445.
2.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273ФЗ (в ред. федеральных законов от
07.05.2013 № 99ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170ФЗ, от 23.07.2013 №
203ФЗ, от 25.11.2013 № 317ФЗ, от 03.02.2014 № 11ФЗ, от 03.02.2014 № 15ФЗ, от
05.05.2014 № 84 ФЗ, от 27.05.2014 № 135ФЗ, от 04.06.2014 № 148ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145ФЗ) «Об образовании в Российской
Федерации».
3.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.
4.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
5.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования
с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
6.
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум
для профессий и специальностей технического и социальноэкономического профилей /
под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014.
7.
Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб.
издание. — М., 2011.
8.
Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А.
Залогова — М., 2011.
9.
Логинов М. Д., Логинова Т. А. Техническое обслуживание средств вычислительной
техники: учеб. пособие. — М., 2010.
2110. Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к
ЕГЭ / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.
11. Мельников _________Q_UВ. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная
безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.
12.
Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб. пособие.
— М., 2011.
13.
Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
Парфилова Н.И.,
Пылькин А.Н.,
14.
алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. — М., 2014.
Трусов Б. Г. Программирование: Основы
Сулейманов Р. Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный
15.
курс: учеб. пособие. — М.: 2012
16.
17.
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий
и специальностей естественнонаучного и гуманитарного профилей. — М., 2014.
18. Шевцова А.М., Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное проектирование:
учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М.,
2011.
Интернет – ресурсы:
1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 1011
классов: М.: 2009 (Электронный ресурс): электронный учебник / Угринович Н.Д. –
Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/comp/comp17.htm
2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса: СПб. Питер.: 2009.
(Электронный ресурс): электронный учебник /Макарова Н.В. – Режим доступа:
http://www.alleng.ru/d/comp/comp204.htm
3. Аверченков В.И., Лозбинев Ф.Ю., Тищенко А.А. Информационные системы в
производстве и экономике: учебное пособие: ФЛИНТА, 2011 (Электронный ресурс):
электронный учебник /Аверченков В.И., Лозбинев Ф.Ю., Тищенко А.А. – Режим
доступа: http://www.knigafund.ru/tags/224
4. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике: Учебник: Дашков и К,
2012 (Электронный ресурс): электронный учебник / Балдин К.В., Уткин В.Б., – Режим
доступа: http://www.knigafund.ru/tags/224
2223