Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Оценка 4.8
Документация +1
doc
русский язык
Взрослым
04.04.2018
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего профессионального образования, предъявляемых к формированию общих компетенций обучающихся, и направлена на развитие коммуникативных навыков, умения осуществлять выбор языковых форм в соответствии с нормами современного русского литературного языка. В программе предусмотрено выполнение обязательных практических работ.Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" предназначена для обучения студентов СПО по специальности "Коммерция"
РП Коммерция Русский язык и культура речи 2016.doc
АССОЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
« ТЕХНИКУМ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
для специальности СПО 38.02.04 Коммерция Тамбов 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего
профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
Организацияразработчик: АПОО «ТЭП»
Разработчик:
Никольская Н.Н., кандидат филологических наук, преподаватель ТЭП
Одобрена цикловой комиссией общих
гуманитарных, социальноэкономических,
математических и естественнонаучных
дисциплин
Протокол № от
Председатель цикловой комиссии
_________________Зайцева Л.Ю.
Составлена в соответствии с ФГОС СПО
по специальности
38.02.04 Коммерция
Зам. директора по УМР
____________Старикова С.В.
« »________________2016 г.
2 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И
ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
5
5
8
8
3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы техникума в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована как для
специальностей НПО и СПО технического, так и социальноэкономического профиля.
Рабочая программа может использоваться для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных
технологий.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общий гуманитарный и социальноэкономический блок.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
• создавать тексты в устной и письменной форме;
• различать элементы нормированной и ненормированной речи;
• владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности,
пользоваться орфоэпическими словарями;
• владеть нормами словоупотребления;
• определять лексическое значение слова;
• пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем
устаревших слов русского языка;
• находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении
фразеологизмов;
• определять функциональностилевую принадлежность слова;
• определять слова, относимые к авторским новообразованиям.
• пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной,
общенаучной и профессиональной лексике,
• использовать словообразовательные средства в изобразительновыразительных целях.
• употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и
стилистическими особенностями создаваемого текста;
• выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте.
• различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова
автора, цитаты;
• пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов
официальноделового, учебнонаучного стилей;
• редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
• пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками
препинания.
• различать тексты по их принадлежности к стилям;
• анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
4 • продуцировать разные типы речи,
•
соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
создавать тексты учебнонаучного и официальноделового стилей в жанрах,
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
• различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы
речевой нормы;
• основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой,
соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента);
• особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
• лексические и фразеологические единицы языка;
• способы словообразования;
• самостоятельные и служебные части речи;
• синтаксический строй предложений;
• правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков
препинания;
•
стилистическом расслоении современного русского языка.
функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 45 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 5 часов.
5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация с использованием рейтинговонакопительной системы
оценивания
45
40
10
5
6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Русский язык и культура речи»
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2
1 Язык как функциональная система. Язык и речь. Основные единицы языка. Языковая
стратификация. Литературный язык. Культура речи.
2 Понятие литературной нормы. Типы нормы. Качества культурной речи (правильность,
точность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств).
Основные словари русского языка.
Практическое занятие №1. Построение, преобразование и анализ речевых структур.
1 Фонетические единицы языка: звук и фонема.
2 Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Варианты русского
литературного языка. Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
Практическая работа № 2. Определение орфоэпических и акцентологических норм русского
языка; анализ типичных ошибок; работа со словарями.
Самостоятельная работа обучающихся: отработка акцентологического минимума, выполнение
частичной транскрипции, решение фонетических задач.
1 Лексикология. Слово как знаковая единица языка. Лексическая система (омонимы,
паронимы, синонимы, антонимы).
Объем часов
3
45
2
2
2
2
2
2
1
2
Уровень
освоения
4
21
2
2
2
2
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. Нормы
современного
русского
литературного
языка
Тема 1.1.
Введение
Тема 1. 2.
Фонетика
Тема 1.3. Лексика и
фразеология
Тема 1.4.
Словообразование и
морфемика
Тема 1.5
Морфология
Тема 1.6.
Синтаксис
2 Основные пласты русской лексики. Соотношение лексических и фразеологических единиц
в знаковой системе. Лексикофразеологические нормы. Изобразительновыразительные
возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных
терминов.
Практическая работа № 3. Лексический разбор слов. Лексические ошибки и их исправление.
Происхождение, строение и значение фразеологизмов.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к теоретическому диктанту,
выписывание из художественных текстов примеров использования омонимов, паронимов,
синонимов, антонимов, отработка лексического минимума, выписывание из фразеологического
словаря значений 34 фразеологизмов.
1 Морфемика. Порядок морфемного разбора.
2 Словообразование. Стилистические возможности словообразования в русском языке.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Типичные словообразовательные ошибки.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к теоретическому диктанту, составление
словообразовательных цепочек.
1 Морфология. Теория частей речи. Морфологические нормы и типичные ошибки в
формообразовании существительных и прилагательных.
2 Морфологические нормы и типичные ошибки в формообразовании
числительных и глаголов.
местоимений,
Практическая работа № 4. Выявление ошибок в употреблении форм слова, стилистический
анализ грамматических форм в тексте.
Самостоятельная работа обучающихся: Склонение составных количественных числительных,
работа по редактированию текстов.
1
Теория русского синтаксиса. Основные синтаксические единицы: словосочетание и
предложение. Грамматическая структура предложений. Актуальное членение предложения:
тема и рема. Синтаксическая синонимия. Выразительные возможности синтаксиса.
Практическая работа № 5. Предупреждение синтаксических ошибок в высказываниях и
работах учащихся, стилистический анализ синтаксических структур в тексте.
2
2
1
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
8 Тема 1.7.
Нормы русского
правописания
1 Принципы русской орфографии. Типы, виды орфограмм. Орфографический анализ. Роль
лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и
значения.
2 Пунктуация. Основные знаки препинания, их функции. Роль пунктуации в письменном
общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы
оформления чужой речи.
отработка орфографического минимума,
Тема 1.8
Текст. Стили речи
3 Орфографический и пунктуационный тренинг.
Самостоятельная работа обучающихся:
составление опорного конспекта «Основные пунктуационные правила русского языка».
1
Текст и его структура. Типы, способы связи предложений в тексте. Функциональные стили
литературного языка: разговорный, научный, официальноделовой, публицистический,
художественный; сфера их использования, языковые признаки, особенности построения
текстов разных стилей. Основные средства выразительности.
Итого:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2
2
2
1
2
45
2
2
2
2
9 Требования к минимальному материальнотехническому
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
гуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству студентов,
рабочее место преподавателя,
рабочая меловая доска;
комплект учебнометодической документации:
наглядные пособия (учебники, словари разных типов, опорные конспекты,
плакаты, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).
Технические средства обучения: компьютер с лицензированным программным
обеспечением, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
интернетресурсов,
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник
для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.
– 12е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
2. Никольская Н.Н. Курс лекций по дисциплине "Русский язык и культура
речи". Тамбов, 2012.
3. Практикум по дисциплине "Русский язык и культура речи" для
студентов, обучающихся по специальностям 080000 "Экономика и
управление" / Авт.сост.: Никольская Н.Н., к..ф.н.; НП "Техникум
экономики и предпринимательства", Тамбов, 2012. 50с.
4. Машина О.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие 2e изд.
М.: ИЦ РИОР: ИНФРАМ, 2012. 168 с.
5. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Е.А. Самойлова. М.:
ИД ФОРУМ, 2009. 144 с
6. Русский язык и культура речи: Учебник / Н.В. Кузнецова. 3e изд. М.:
Форум: ИНФРАМ, 2009. 368 с.
7. Кузнецов, И. Н. Бизнесриторика [Электронный ресурс] / И. Н.
Кузнецов. 4е изд. М.: Дашков и К, 2013. 408 с.
Интернет – ресурсы:
http://www.gramota.ru/
http://www.gramma.ru/ Дополнительные источники:
1.Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили
речи: Учеб. для 1011 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2011.
3.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка.
4.Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества.
Деловой стиль речи. – М., 2009.
5.Львов М.Р. Школьный словарь антонимов.
6.Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).
7.Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение,
грамматические формы.
8.Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка.
9.Рогожникова Р.П., Канарская Т.С. Школьный словарь устаревших слов
русского языка.
10.Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о русской речи. – М., 1998.
11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.
12.Толковый словарь по бизнесу, коммерции и маркетингу. / Под ред.
П.Ф.Протченко.
13.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь
русского языка.
14.Школьный словарь иностранных слов. /Под ред. В.В.Иванова.
11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
самостоятельных работ, теоретических диктантов, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Освоенные умения
различает элементы нормированной и
ненормированной речи
создаёт тексты учебнонаучного и
официальноделового стилей в жанрах,
соответствующих требованиям
профессиональной подготовки студентов,
пользуется багажом синтаксических
средств при создании собственных текстов
официальноделового, учебнонаучного
стилей
пользуется правилами правописания,
вариативными и факультативными
знаками препинания
редактирует собственные тексты и тексты
других авторов; различать тексты по их
принадлежности к стилям; анализирует
речь с точки зрения её нормативности,
уместности и целесообразности
пользуется орфоэпическими, толковыми,
фразеологическими, этимологическими
словарями, словарем устаревших слов
русского языка
пользуется нормами словообразования
применительно к общеупотребительной,
общенаучной и профессиональной лексике
владеет нормами словоупотребления;
определяет лексическое значение слова;
лексические ошибки,
употреблении фразеологизмов
Усвоенные знания
различия между языком и речью, функции
языка, признаки литературного языка и
типы речевой нормы
находит и исправляет в тексте
ошибки в
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Тестирование
Оценка выполнения практической работы
Оценка выполнения практической работы
Контроль
выполнения индивидуальных
творческих заданий (проектов)
Тестирование
Оценка выполнения практической работы
Тестирование
Оценка выполнения практической работы
Контроль
выполнения индивидуальных
творческих заданий (проектов)
Оценка выполнения практической работы
Тестирование
Оценка выполнения практической работы
Тестирование
Оценка выполнения практической работы
Теоретический диктант
Индивидуальный и
фронтальный опрос в ходе аудиторных
12 компоненты культуры речи
особенности русского ударения и
произношения, орфоэпические нормы
лексические и фразеологические единицы
языка
способы словообразования
самостоятельные и служебные части речи,
их морфологические признаки
синтаксический строй предложений
правила правописания,
смыслоразличительная роль орфографии и
знаков препинания
функциональные стили литературного
языка, стилистическое расслоение
современного русского языка
занятий
Оценка выполнения практической работы
Теоретический диктант
Индивидуальный и
фронтальный опрос в ходе аудиторных
занятий
Оценка выполнения практической работы
Индивидуальный и
фронтальный опрос в ходе аудиторных
занятий
Оценка выполнения практической работы
Теоретический диктант
Индивидуальный и
фронтальный опрос в ходе аудиторных
занятий
Оценка выполнения практической работы
Теоретический диктант
Индивидуальный и
фронтальный опрос в ходе аудиторных
занятий
Оценка выполнения практической работы
Теоретический диктант
Индивидуальный и
фронтальный опрос в ходе аудиторных
занятий
Оценка выполнения практической работы
Теоретический диктант
Индивидуальный и
фронтальный опрос в ходе аудиторных
занятий
Оценка выполнения практической работы
Теоретический диктант
Тестирование
Индивидуальный и
фронтальный опрос в ходе аудиторных
занятий
Оценка выполнения практической работы
Индивидуальный и
фронтальный опрос в ходе аудиторных
занятий
Контроль
выполнения индивидуальных
творческих заданий (проектов)
13
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.