Рабочая программа по экологии рассчитана на 5 - 7 класс, может вестись как факультативом. так и быть внеурочным курсом. Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5 - 9 классов Самковой В.А.
Учебные пособия по экологии, уверена, заинтересуют как детей, так и педагогов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.КРАСНОЕ им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова
НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей естественно
математического цикла
«____» _августа__2017_г. протокол №__1_
Руководитель ШМО _______ Е.В.Михайлюк__
подпись расшифровка
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УР
УТВЕРЖДЕНО
приказ №____ от «___» ________ 2017_ г.
__________ О.В.Панова
Директор школы __________ С.В. Еременко
1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
экология
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
учителя ___Михайлюк Елены Вячеславовны___
Год составления программы – 2015Рабочая программа факультативного курса экологии для 5 – 7 классов (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы
интегрированного курса «Экология» для учащихся 5 9 классов основной школы. Автор Самкова В.А., М. : Академкнига/учебник, 2011.
с.Красное,
2017
Программа рассчитана на 102 часа (34 часа/год, 1 час/нед.).
Для реализации рабочей программы в 567 классах используется учебнометодический комплект, включающий в себя:
Учебное пособие: Л.И.Шурхал, В.А. Самкова, С.И. Козленко, «Экология. Живая планета», М.: Академкнига/учебник, 2010;
Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 59 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование.
— М.: Академкнига/учебник, 2011.
I. Пояснительная записка
В настоящее время возникла объективная необходимость создания интегрированных программ экологического содержания, построенных в логике
единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимосвязь теоретического и
практического уровней познания и деятельности. Целью обучения в данном случае является усвоение систематизированных экологических знаний и
умений, формирование научных основ общей экологической культуры. Воспитательная цель представляет собой выражение потребностей общества в
личности, органично сочетающей в себе экологически развитые сознание, эмоциональнопсихическую сферу и владение навыками научно обоснованной
практической деятельности.
Проблема разработки программ, которые, вопервых, были бы направлены на приобщение школьников к культурному опыту человечества,
отражающему взаимоотношения человека, общества и природы, а вовторых, позволяли бы на основе интегративного содержания предмета «экология»
формировать систему универсальных учебных действий, приобретает в настоящее время особую актуальность.
2
II. Приоритетные цели и задачи курса
Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных
поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к
каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью.
Цель курса «Экология»: формирование сознательнонаучного, нравственноэтического отношения учащихся к окружающей среде на
интеллектуальной и эмоциональночувственной основе. Только при таком отношении соблюдение моральных и правовых норм, практическая деятельность
экологического характера приобретают добровольный, свободный характер.
Выдвигаемая цель достигается в процессе решения следующих образовательных задач:
помогать учащимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с
другой стороны — как лично значимую;
способствовать становлению системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и
отношений; формировать знания и умения, составляющие основу творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними
жизненных ситуаций;
развивать личную ответственность за состояние окружающей среды, которая проявляется в умении принимать компетентные решения в ситуациях
выбора и действовать в соответствии с ними;
вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную деятельность, строящуюся на основе принципа расширения индивидуального
экологического пространства.
III.
Системообразующие идеи, принципы и понятия курса
Курс, разработанный на основе модели «Экология в системе культуры», дает возможность познакомить учащихся с экологией не только как одной из
отраслей биологической науки, но и как комплексной, междисциплинарной областью человеческого знания. Это позволяет расширить представления
учащихся о современном состоянии экологических знаний, их месте в общей системе культуры, роли в жизни общества и каждого конкретного человека.
Формирование экологической этики, экологической нравственности рассматриваются как неотъемлемый элемент культуры. Такой подход отвечает
содержанию и целям экологического образования, в соответствии с которыми и разрабатывался данный курс. При отборе содержания авторы
руководствовались рядом подходов и принципов.
Принцип преемственности.
Программа базируется на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели в начальной школе в соответствии со
стандартами начального образования по окружающему миру. Соответственно, каждая из программ для 6—7 классов является логическим продолжением
программы предыдущей, развивая основные понятия и создавая мотивационную основу для дальнейшего изучения курса.
Принцип междициплинарной интеграции является в настоящее время одной из важнейших характеристик экологического подхода при изучении
различных наук. Междисциплинарными являются ключевые понятия курса: человек, природа, культура. Они раскрываются на основе использования
знаний предметов, изучаемых в соответствии с базисным учебным планом:
биология: организм и окружающая среда, обмен веществом и энергией; приспособленность организмов к среде обитания;
география: сферы Земли, природные зоны, климат;
история: возникновение и развитие человеческого общества, особенности культуры взаимоотношений человека и природы в различные
исторические эпохи, в различных государствах; влияние войн на окружающую среду;
русский язык: функции языка как носителя культуры, язык как средство коммуникации; стили речи – научный, публицистический, официально
деловой, художественный; устная речь – доклад, выступление; навыки работы с текстами – сокращение, план, тезисы, выписки, реферат, оценка
текста;
литература: знакомство с авторами и литературными произведениями, в которых отражены различные аспекты отношения человека к природе,
умение выражать свое отношение к природе, эмоциональные переживания средствами литературного языка (выполнение творческих заданий,
предложенных в пособии, в стихотворном стиле, в виде рассказа, сказки, эссе и т.п.);
изобразительное искусство и музыка: исторические корни возникновения изобразительного искусства и музыки; когнитивная и эстетическая
функции искусства; природа как источник вдохновения художников и композиторов; различные музыкальные жанры и жанры изобразительного
искусства; знакомство с художниками и композиторами прошлого и современности, на творчество которых оказала влияние природа.
Построение курса с учетом принципа междисциплинарной интеграции позволяет формировать у учащихся целостную картину мира; отвечает задачам
3личностноориентированного обучения и воспитания; не ограничивает «угол зрения» школьника, позволяя ему выбирать необходимые знания из разных
наук с максимальной ориентацией на его субъектный опыт.
В основу интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний с предметами эстетического цикла положен принцип актуализации
познавательной функции искусства. Выдвижение на первый план когнитивной функции искусства закономерно, т.к. отвечает общей направленности
курса на познание человека и природы в их взаимосвязи.
Интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих изучаемой теме
художественных образов будет способствовать как преодолению разрыва между логической и образной формами познания действительности, так и
гуманизации содержания курса.
Принцип гуманизации применяется как к содержанию курса, так и к процессу обучения. В содержании курса идея гуманизации реализуется путем
раскрытия положения о взаимосвязи и взаимообусловленности истории природы и истории общества. Структурообразующим элементом этой взаимосвязи
является человек.
Выдвижение в центр содержания курса человека как природного организма и общественного существа позволяет, с одной стороны, рассмотреть
историю возникновения жизни и человека на планете, как закономерный этап развития биосферы; с другой, — охарактеризовать роль человека в
преобразовании природы в процессе ее изучения и использования.
Воспитательный аспект преподавания курса связан с формированием экологически целесообразных потребностей и интересов, в первую очередь,
потребности познания и бережного отношения к окружающей среде; с развитием эмоциональной сферы подростка, т.е. способности сопереживания,
сострадания, гуманного отношения к окружающим людям и природному окружению; потребности активного участия в природосберегающей деятельности;
привычек соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.
Историкокультурологический подход. Прослеживается изменение отношения человека к природе по мере развития человеческого общества и
связанное с этим изменение состояния природной среды; оценивается состояние окружающей среды в настоящем и высказываются предположения его
развития в будущем. Содержание курса, построенное в логике историкокультурологического подхода, позволяет подвести учащихся к выводу о том, что
сохранение и преумножение культурных ценностей является обязательным условием выживания человечества.
Ключевыми понятиями курса являются понятия «человек», «природа», «культура», «экология». Каждое из этих понятий рассматривается в
различных аспектах:
человек — биологическая природа и социальная сущность; материальные и духовные потребности; знание и понимание устройства природы –
важнейшие потребности человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние (виды воздействия, изменения, последствия) на природу;
система отношений к себе, к природе;
природа — весь мир в многообразии его форм, Вселенная, планета; совокупность естественных условий существования человека и общества; объект
познания и преобразования человеком; качество и охрана природы;
культура — особая форма адаптации человека к условиям окружающей среды; транслирование норм, образцов, эталонов мыследеятельности и
реализация этих норм в различных социокультурных ситуациях; культура как фундаментальная ценность человечества; экологическая культура — часть
общей культуры каждого отдельного человека, а также различных социальных групп;
экология — область научного знания; междисциплинарный комплексный характер экологии; экология — теоретическая основа преобразующей и
созидательной деятельности человека; экология как мировоззрение.
Значительное внимание в процессе изучения курса уделяется формированию таких общеучебных умений, как умение грамотно работать с
4информацией (собирать факты, анализировать, выдвигать предположения, делать обобщения, уметь принимать решение в ситуациях выбора); быть
коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, уметь подчинять личные интересы интересам группы; самостоятельно работать над развитием
собственного интеллекта, нравственности, воли, общего культурного уровня.
Данная программа носит интегративный характер и объединяет темы из области различных дисциплин: биологии, географии, литературы,
предметов эстетического цикла. Большое внимание в рамках курса уделяется региональному компоненту.
Основная идея, объединяющая разделы программы — неразрывная связь и глубокое исторически сложившееся взаимовлияние в системе "природа
— человек".
Изучение истории развития взаимоотношений человека и природы, истории природопользования, культурных традиций, связанных с природой,
выступает побуждающим мотивом к участию в деятельности по изучению, оценке состояния и охране экосистем своей местности, способствуют
становлению экологически ценностного отношения учащихся к окружающему миру.
Программа "Природа. Человек. Культура" направлена на решение ряда задач: формирование у учащихся представлений о природе как
универсальной ценности; изучение истории природопользования, национальных традиций, связанных с природой; развитие умений, связанных с изучением и
охраной природы родного края; вовлечение учащихся в конкретную экологически направленную деятельность.
Требования к подготовке учащихся
Целью и ожидаемым результатом экологического образования являются экологическая культура личности, развитие ответственности человека в
В соответствии с этим положением курс «Экология»
решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества.
предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств:
ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности
5
(регионе);
ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;
потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению
неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для
реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений.
Усвоение содержания предлагаемого курса будет способствовать становлению экологической культуры, показателями которой являются разумное
ограничение потребностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основанные на знаниях о
системном строении окружающей природной и социоприродной среды и осознании опасности потери пригодных для жизни человека и других организмов
качеств природной среды.
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми
учебными действиями:
ОПИСЫВАТЬ: грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и
предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии:
экосистема, элементы экосистемы,
экологическое
взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр,
анемометр, люксметр; дозиметр, рНметр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа,
микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
экологические взаимодействияв экосистемах своей местности;
изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
6
Введение. Человек – часть природы. Человек разумный вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека:
умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией
и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде.
Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в
современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека.
Содержание
История взаимоотношений человека и природы.
Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.
Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних
собирателей и охотников на природу.
Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное
природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное
воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический
рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Основные понятия экологии.
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной
экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни
современных людей.
Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи
между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое
разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В.
И. Вернадский и его учение о биосфере.
Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие
сохранения жизни на Земле.
Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или
отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние
на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.
Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой
природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
Сообщества и экосистемы.
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере
экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества
живых организмов.
Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной
в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества,
созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.
Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения,
7
паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как
главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние
деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье
людей.
Край, где ты живёшь.
Хабаровский край, особенности географического положения, территория и границы. Природа Хабаровского края в прошлом. Изменение природы
Хабаровского края человеком, его причины. Современный рельеф края.Полезные ископаемые Хабаровского края и Николаевского района. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека.
Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.
Погодные условия Хабаровского края и Николаевского района. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха,
утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в НиколаевскенаАмуре (число солнечных дней, температура воздуха, количество
осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города и района. Опасные погодные явления в Николаевском районе.
Воздух НиколаевсканаАмуре, его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей района. Меры борьбы с загрязнением воздуха в
больших городах. Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.
Водные ресурсы Хабаровского края и Николаевского района, их значение в истории развития края. Река Амур — главная река Дальнего Востока.
Водоснабжение Николаевска в прошлом и настоящем. Водопровод. Водопроводная станция. Расход воды в городе и районе. Загрязнение рек.
Мероприятия по очистке воды в реке Амур.
Зеленые насаждения. Леса Хабаровского края, их разнообразие и значение в истории и современной жизни жителей Хабаровского края, история,
богатство видового разнообразия, современное состояние, мероприятия по охране.
Парк культуры и отдыха как центр истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании
комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Ботанические сады.
Причины угнетения природных территорий в Хабаровском крае. Красные книги Хабаровского края. Правила поведения в природе.
Наши древние корни.
Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп
живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана.
Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека
(Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель). Сравнительная характеристика внешнего вида, внутреннего строения и поведения человека и
ближайших к нему человекообразных обезьян: шимпанзе и горилл. Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян (группы крови, сходные
заболевания и процессы старения и др.). Отличительные особенности человека как биологического вида: Sобразная форма позвоночника, уплощенная
грудная клетка, противопоставленный большой палец кисти, крупный головной мозг, долгое детство).
Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. Все мы – «наследники по
прямой»: биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при
расселении человека по земному шару.
8
Человек овладевает огнем. Способы добывания огня (высекание и трение). Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические
последствия овладения огнем. Появление пирогенных ландшафтов.
Природа и человек: у истоков культуры.
Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных
условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у
австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.
Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные
и абстрактные понятия.
Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. Сколькосуществует языков на планете. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения. Возникновение письменности. От
пиктографического письма к буквенному.
Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические
свойства – свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств. «Метод
пристального взгляда».
Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя.
Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов.
Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ БогиниМатери – всеобщей
прародительницы и покровительницы.
Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни,
Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира.
Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось),
конь). Древнейшие божества славян. Божества плодородия – берегини. Род древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец
Перун. Языческая символика.
Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.
Научные методы в экологии.
Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и
человека. Философы природы (одна из биографий по усмотрению учителя: Олдо Леопольд, Генри Торо, Альберт Швейцер).
9
Методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент. Научное предположение (гипотеза) и его проверка. Приборы,
используемые в экологических исследованиях.
Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Станция «Биосфера
2» модель биосферы Земли. Математическое моделирование.
Человек изменяет природу.
Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все
больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем
(сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.). Экологические
последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами.
Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды.
Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем.Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники,
национальные парки, заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические
проекты.
Отношение человека к природе в искусстве.
Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека (синкретический культурный комплекс).
«Человек рисующий»: от наскальной живописи к современному искусству. Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное
слово и др.
Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм. Гармония в природе. Природа – источник вдохновения поэтов,
художников, музыкантов. Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира.
Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово
парковое искусство.
Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных
стран. Что могут рассказать о природе гербы городов России.
Экология, человек, культура – Хабаровский край.
Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Хабаровского края.
Памятники древней культуры на территории Хабаровского края.
Охраняемые территории и памятники природы Хабаровского края.
«Русь деревянная». Памятники деревянного зодчества на территории России.
Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас.
10
Организм и окружающая среда. Экологические и средообразующие факторы. Условия, определяющие границы распространение живых организмов в
биосфере: достаточное содержание кислорода, воды, благоприятная температура, необходимый минимум минеральных или органических веществ,
соленость (для водных организмов). Границы жизни.
Экологические факторы и закономерности их действия.
Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический фактор". Экологический фактор — отдельный элемент среды обитания,
взаимодействующий с организмом и создающий условия для его существования. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и
антропогенные.
Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы: климатические (свет, температура, воздух, ветер, осадки); почвенные и грунтовые
(механический и химический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плодородие); рельеф; химические (газовый состав, солевой состав воды);
физические (плотность, давление, уровень шума и др.).
Биотические факторы: всевозможное влияние растений, животных и других организмов.
Антропогенные факторы: осознанное и случайное влияние человека; воздействие, обусловленное жизнедеятельностью человека как живого организма
и влияние результатов его социокультурной деятельности.
Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических факторов.
Вода — древнейшая среда жизни.Зарождение жизни в мировом океане. Экосистема океана — наиболее древняя экосистема планеты.
Своеобразие физикохимических свойств воды, делающее ее благоприятной для жизни организмов. Физические свойства воды: прозрачность,
плотность, температура, давление, освещенность.
Химические свойства воды: соленость, минеральный состав, кислотность, насыщенность кислородом и углекислым газом. Вода — универсальный
растворитель многих минеральных и органических соединений.
Скорость течения воды как экологический фактор.
Особенности условий жизни в водной среде. Приспособленность живых организмов к различным условиям водной среды обитания. Многообразие
водных экосистем: реки, озера, моря и океаны. Экосистемы подземных водоемов.
Изменение условий жизни в водной среде в результате деятельности человека. Влияние физического и химического загрязнения среды на обитателей
водных экосистем.
Ответственное отношение к воде. Природоохранное законодательство о защите и рациональном использовании водных ресурсов.
Наземновоздушная среда жизни.
Атмосфера Земли как результат деятельности фотосинтезирующих организмов. Сравнительная характеристика физических и химических свойств
водной и воздушной среды (плотность, теплоемкость, атмосферное давление, газовый состав, прозрачность, освещенность).
Климатические факторы.
Живые организмы осваивают воздушную среду: бактерии, споры и семена грибов и растений; крылатые беспозвоночные; птицы и млекопитающие.
Приспособленность к полету. Почему невозможно существование живых организмов, постоянно живущих в воздухе.
Разные экосистемы — общий "воздушный бассейн".
Постоянное перемещение воздушных масс, его роль в трансграничном переносе загрязняющих веществ.
Влияние человека на воздушную среду: изменение состава атмосферы; "парниковый эффект", разрушение озонового слоя Земли.
Природоохранное законодательство об охране атмосферы.
Особенности условий существования наземных экосистем и их многообразие. Переходные экосистемы — болота. Сравнительная характеристика
11
наземных экосистем своей местности.
Почва как среда жизни.
Почва — биокосная система. Почва как компонент наземных систем. Состав почвы по ее компонентам: твердый, жидкий, газообразный, живой.
Механическая структура почвы и ее свойства: влагоемкость, воздухопроницаемость, кислотность, плодородие.
Почва как среда обитания живых организмов. Разнообразие почвенных микроорганизмов и водной фауны почвы. Почвенные беспозвоночные
(простейшие, черви, клещи, насекомые и т.д.). Позвоночные животные — обитатели почвы.
Почва как один из факторов, определяющих тип экосистемы. Почва как результат функционирования экосистемы.
Нарушение почв в результате деятельности человека. Природоохранное законодательство об ответственности человека за состояние почв.
Организм как среда обитания.
Использование одних живых организмов другими в качестве среды обитания (эволюционный аспект).
Растения, животные и человек как среда обитания других организмов: микроорганизмов, беспозвоночных, позвоночных. Благоприятные особенности
живого организма как среды обитания: присутствие для его обитателей обилия легкоусвояемой пищи, постоянство температурного и солевого режимов,
отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов. Неблагоприятные экологические условия данной среды обитания: нехватка кислорода и света,ограниченность жизненного пространства, необходимость преодоления защитных реакций организмахозяина; сложность распространения от одной особи
хозяина к другой. Ограниченность данной среды обитания во времени жизнью хозяина.
Типы взаимоотношений живых организмов, при которых один из видов является средой обитания для другого вида: наружный и внутренний
паразитизм; случайный и обязательный паразитизм: полупаразитизм.
Приспособленность организмов к паразитическому образу жизни: особенности внутреннего и внешнего строения, высокая плодовитость, сложные
циклы развития.
Болезнетворные микроорганизмы. Как сохранить свое здоровье: санитарногигиенические нормы и правила.
Среда жизни человечества.
Биосфера — оболочка Земли, где проявляется деятельность всего живого вещества: растений, животных, микроорганизмов и человечества.
Появление человека — один из важнейших этапов в развитии биосферы. Неразрывная связь человека с природой, его неотделимость от общих
законов, присущих всему живому на планете.
Взаимодействие общества и природы: изъятие обществом из природы веществ и энергии; уничтожение и преобразование огромного количества видов
живых организмов; переработка веществ; сброс отходов в окружающую природную среду; кардинальное преобразование природных комплексов и др.
Решение важнейших проблем взаимоотношения между человеком и биосферой через оптимизацию существующих экосистем (в данном случае —
получение соотношения элементов экосистемы, наиболее желательного в хозяйственном смысле) и восстановление разрушенных высокопродуктивных
природных экосистем.
Экологическая культура — один из важнейших компонентов общей культуры каждого современного человека.
"Экологические заповеди", составленные американским экологом Т.Миллером: что должен знать каждый, чтобы понять и сохранить природу.
12
№
2.
3.
4.
5
Введение.
История взаимоотношений человека и природы.
Основные понятия экологии .
Сообщества и экосистемы.
Край, где ты живешь.
Всего:
Тематическое планирование
Введение в экологию: Живая планета
5 класс
(34 часа)
Тема
6 класс
Экология: Природа. Человек. Культура
Количество часов
1
6
12
11
4
34№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
(34 часа)
Тема
Количество часов
Введение.
Наши древние корни.
Природа и человек: у истоков культуры .
Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов.
Научные методы в экологии.
Человек изменяет природу.
Отношение человека к природе в искусстве.
Экология, человек, культура – региональный компонент.
Обобщение по теме «Экология. Природа. Человек. Культура».
Всего:
7 класс
Экология: Среды жизни на планете
(34 часа)
2
4
4
4
4
3
4
8
1
34
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема
Введение.
Экологические факторы и закономерности их действия.
Вода – древнейшая среда жизни.
Наземновоздушная среда жизни.
Почва как среда жизни.
Организм как среда обитания.
Среда жизни человека.
Среды жизни – региональный компонент.
Обобщение по теме «Экология. Среды жизни на планете».
Всего:
Количество часов
13
1
4
6
6
4
2
4
6
1
34