Рабочая программа по экологии

  • Образовательные программы
  • doc
  • 19.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по экологии рассчитана на 5 - 7 класс, может вестись как факультативом. так и быть внеурочным курсом. Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5 - 9 классов Самковой В.А. Учебные пособия по экологии, уверена, заинтересуют как детей, так и педагогов.
Иконка файла материала РП Эко 5-7.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.КРАСНОЕ им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественно­ математического цикла «____» _августа__2017_г. протокол №__1_ Руководитель ШМО _______  Е.В.Михайлюк__                                                  подпись       расшифровка СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УР УТВЕРЖДЕНО приказ №____ от «___» ________ 2017_ г. __________ О.В.Панова Директор школы __________ С.В. Еременко 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса экология  ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  учителя ___Михайлюк Елены Вячеславовны___ Год составления программы – 2015Рабочая программа факультативного  курса экологии для 5 – 7  классов  (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской  программы интегрированного курса «Экология» для учащихся 5 ­ 9 классов основной школы. Автор Самкова В.А.,  М. : Академкнига/учебник, 2011.  с.Красное, 2017  Программа рассчитана на 102 часа (34 часа/год, 1 час/нед.). Для реализации рабочей программы в 5­6­7  классах используется учебно­методический комплект, включающий в себя:  Учебное пособие:  Л.И.Шурхал, В.А. Самкова, С.И. Козленко, «Экология. Живая планета», М.: Академкнига/учебник,  2010;  Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5­9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М.: Академкнига/учебник, 2011. I. Пояснительная записка В настоящее время возникла объективная необходимость создания интегрированных программ экологического содержания, построенных в логике единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического уровней познания и деятельности.   Целью обучения  в данном случае является   усвоение систематизированных экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологической культуры.  Воспитательная цель  представляет собой выражение потребностей общества в личности,  органично сочетающей в себе  экологически развитые сознание,  эмоционально­психическую сферу и владение навыками научно обоснованной практической деятельности. Проблема   разработки   программ,   которые,   во­первых,   были   бы   направлены   на   приобщение   школьников   к   культурному   опыту   человечества, отражающему взаимоотношения человека, общества и природы, а во­вторых, позволяли бы на основе интегративного содержания предмета «экология» формировать систему универсальных учебных действий, приобретает в настоящее время особую актуальность. 2 II. Приоритетные цели и задачи  курса Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам  нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью. Цель  курса   «Экология»:   формирование   сознательно­научного,   нравственно­этического   отношения   учащихся   к   окружающей   среде   на интеллектуальной и эмоционально­чувственной основе. Только при таком отношении соблюдение моральных и  правовых норм, практическая деятельность экологического характера приобретают добровольный, свободный  характер.  Выдвигаемая цель достигается в процессе решения следующих образовательных задач:  помогать учащимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее,  с одной стороны, как актуальную для человечества,  с другой стороны —  как лично значимую;  способствовать становлению системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений; формировать знания и умения, составляющие основу творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;  развивать личную ответственность за состояние окружающей среды, которая проявляется в умении принимать компетентные решения в ситуациях выбора и действовать в соответствии с ними;  вовлекать   учащихся   в   реальную   педагогически   организованную   деятельность,   строящуюся   на   основе   принципа   расширения   индивидуального экологического пространства. III. Системообразующие идеи, принципы и понятия курса Курс, разработанный на основе модели «Экология в системе культуры», дает возможность познакомить учащихся с экологией не только как одной из отраслей биологической науки, но и как комплексной, междисциплинарной областью человеческого знания. Это позволяет расширить представления учащихся о современном состоянии экологических знаний, их месте в общей системе культуры, роли в жизни общества и каждого конкретного человека. Формирование   экологической   этики,   экологической   нравственности   рассматриваются   как   неотъемлемый   элемент   культуры.   Такой   подход   отвечает содержанию   и   целям   экологического   образования,   в   соответствии   с   которыми   и   разрабатывался   данный   курс.   При   отборе   содержания   авторы руководствовались рядом подходов и принципов. Принцип преемственности. Программа   базируется на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели в начальной школе в соответствии со стандартами начального образования по окружающему миру. Соответственно, каждая из программ для 6—7  классов является логическим продолжением программы предыдущей, развивая основные понятия и создавая мотивационную основу для дальнейшего изучения курса. Принцип междициплинарной  интеграции является в настоящее время одной из важнейших характеристик экологического подхода при изучении различных наук. Междисциплинарными являются  ключевые понятия курса: человек, природа, культура. Они раскрываются на основе использования знаний предметов, изучаемых в соответствии с базисным учебным планом:   биология: организм и окружающая среда, обмен веществом и энергией; приспособленность организмов к среде обитания;   география: сферы Земли, природные зоны, климат;   история:   возникновение   и   развитие   человеческого   общества,   особенности   культуры   взаимоотношений   человека   и   природы   в   различные исторические эпохи, в различных государствах; влияние войн на окружающую среду;  русский язык: функции языка как носителя культуры, язык как средство коммуникации; стили речи – научный, публицистический, официально­ деловой, художественный;  устная речь – доклад, выступление; навыки работы с текстами – сокращение, план, тезисы, выписки, реферат, оценка текста;   литература: знакомство с авторами и литературными произведениями, в которых отражены различные аспекты отношения человека к природе, умение выражать свое отношение к природе, эмоциональные переживания средствами литературного языка (выполнение творческих  заданий, предложенных в пособии, в стихотворном стиле, в виде рассказа, сказки, эссе и т.п.);   изобразительное искусство и музыка:  исторические корни возникновения изобразительного искусства и музыки; когнитивная и эстетическая функции искусства; природа как источник вдохновения художников и композиторов; различные музыкальные жанры и жанры изобразительного искусства; знакомство с художниками и композиторами прошлого и современности, на творчество которых оказала влияние природа. Построение курса с учетом принципа междисциплинарной интеграции позволяет формировать у учащихся целостную картину мира; отвечает задачам 3личностно­ориентированного обучения и воспитания; не ограничивает «угол зрения» школьника, позволяя ему выбирать необходимые знания из разных наук с максимальной ориентацией на его субъектный опыт. В   основу   интеграции   естественнонаучных   и   гуманитарных   знаний   с   предметами   эстетического   цикла   положен  принцип   актуализации познавательной функции искусства. Выдвижение на первый план когнитивной функции искусства закономерно, т.к. отвечает общей направленности курса на познание человека и природы в их взаимосвязи.  Интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих изучаемой теме художественных образов будет способствовать как преодолению разрыва между логической и образной формами познания действительности,   так и гуманизации содержания курса.  Принцип гуманизации применяется как к содержанию курса, так и к процессу обучения. В содержании курса  идея гуманизации реализуется путем раскрытия положения о взаимосвязи и взаимообусловленности истории природы и истории общества. Структурообразующим элементом этой взаимосвязи является человек. Выдвижение в центр содержания курса человека как природного организма и общественного существа позволяет, с одной стороны, рассмотреть историю   возникновения   жизни   и   человека   на   планете,   как   закономерный   этап   развития   биосферы;   с   другой,   —   охарактеризовать   роль   человека   в преобразовании природы в процессе ее изучения и использования. Воспитательный аспект преподавания курса связан с формированием экологически целесообразных потребностей и интересов, в первую очередь, потребности познания и бережного отношения к окружающей среде; с развитием эмоциональной сферы подростка, т.е. способности сопереживания, сострадания, гуманного отношения к окружающим людям и природному окружению; потребности активного участия в природосберегающей деятельности; привычек соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.  Историко­культурологический подход.  Прослеживается изменение отношения человека к природе по мере развития человеческого общества и связанное с этим изменение состояния природной среды; оценивается состояние окружающей среды в настоящем и высказываются предположения его развития в будущем. Содержание курса, построенное в логике историко­культурологического подхода, позволяет подвести учащихся к выводу о том, что сохранение и преумножение культурных ценностей является обязательным условием выживания человечества. Ключевыми   понятиями  курса   являются   понятия   «человек»,   «природа»,   «культура»,   «экология».   Каждое   из   этих   понятий   рассматривается   в различных аспектах: человек  —  биологическая   природа   и  социальная   сущность;   материальные   и   духовные   потребности;   знание   и   понимание   устройства   природы   – важнейшие   потребности   человека;   исторически   сложившиеся   виды   деятельности;   влияние   (виды   воздействия,   изменения,   последствия)   на   природу; система  отношений к себе, к природе; природа — весь мир в многообразии его форм, Вселенная, планета; совокупность естественных условий существования человека и общества; объект познания и преобразования человеком; качество и охрана природы; культура  — особая форма адаптации человека к условиям окружающей среды; транслирование норм, образцов, эталонов мыследеятельности и реализация этих норм в различных социокультурных ситуациях; культура как фундаментальная ценность человечества; экологическая культура — часть общей культуры каждого отдельного человека, а также различных социальных групп; экология  — область научного знания; междисциплинарный комплексный характер экологии; экология — теоретическая основа преобразующей и созидательной деятельности человека; экология как мировоззрение.  Значительное   внимание   в   процессе   изучения   курса   уделяется   формированию  таких   общеучебных   умений,   как   умение   грамотно   работать   с 4информацией   (собирать   факты,   анализировать,   выдвигать   предположения,   делать   обобщения,   уметь   принимать   решение   в   ситуациях   выбора);   быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, уметь подчинять личные интересы интересам группы; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, воли, общего культурного уровня. Данная   программа   носит   интегративный   характер   и   объединяет   темы   из   области   различных   дисциплин:   биологии,   географии,   литературы, предметов эстетического цикла.  Большое внимание в рамках курса уделяется региональному компоненту. Основная идея, объединяющая разделы программы — неразрывная связь и глубокое исторически сложившееся взаимовлияние в системе "природа — человек". Изучение истории развития взаимоотношений человека и природы, истории природопользования, культурных традиций, связанных с природой, выступает   побуждающим   мотивом   к   участию   в   деятельности   по   изучению,   оценке   состояния   и   охране   экосистем   своей   местности,   способствуют становлению экологически ценностного отношения учащихся к окружающему миру. Программа   "Природа.   Человек.   Культура"   направлена   на   решение   ряда   задач:   формирование   у   учащихся   представлений   о   природе   как универсальной ценности; изучение истории природопользования, национальных традиций, связанных с природой; развитие умений, связанных с изучением и охраной природы родного края; вовлечение учащихся в конкретную экологически направленную деятельность. Требования к подготовке учащихся Целью и ожидаемым результатом экологического образования являются экологическая культура личности, развитие ответственности человека в В   соответствии   с   этим   положением   курс   «Экология» решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества. предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств:  ответственность  за состояние  своего  природного,  социального  и  культурного  окружения,   определяющего   условия  жизни  людей  в  данной  местности 5 (регионе);  ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;  потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование  комплекса необходимых  для реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений. Усвоение содержания предлагаемого курса будет способствовать становлению экологической культуры, показателями которой являются разумное ограничение потребностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основанные на   знаниях о системном строении окружающей природной и социоприродной среды и осознании опасности потери пригодных для жизни человека и других организмов качеств природной среды. Планируемые результаты В   результате   изучения   данного   курса   учащиеся   получат   возможность   овладеть   следующими   предметными,   метапредметными   и   личностыми учебными действиями: ОПИСЫВАТЬ: грамотно   использовать   основные   научные   категории,   необходимые   для   выполнения   учебной  исследовательской   работы:   проблема,   объект   и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;  владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии:  экосистема,   элементы   экосистемы,       экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;    определять типы наземных и водных экосистем своей местности;  уметь использовать  приборы, необходимые для изучения экологических факторов и   компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН­метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.   ОБЪЯСНЯТЬ:  экологические взаимодействияв  экосистемах своей местности;  изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;  необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;  зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.  ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:  анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;  сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;  прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;  планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;   оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов. 6 Введение.  Человек – часть природы. Человек разумный ­ вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде. Потребности   человека.   Биологические   и  социальные,   материальные   и  духовные  потребности.   Возрастание   уровня   потребностей  человека   в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека. Содержание  История взаимоотношений человека и природы. Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей. Основные   занятия   древних   людей:   собирательство   и   охота.   Присваивающее   хозяйство.   Локальный   характер   влияния   деятельности   древних собирателей и охотников на природу. Производящее   хозяйство.   Возникновение   земледелия   и   скотоводства.   Воздействие   на   природу   древних   земледельцев   и   скотоводов.   Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.Изменение   характера   природопользования   в   процессе   развития   человеческого   общества.   Человек   и   природа   в   настоящем.   Прямое   и  косвенное воздействие   хозяйственной   деятельности   человека   на   природу.   Интродукция.   Источники   энергии   (исчерпаемые   и   неисчерпаемые).   «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде. Основные понятия экологии. Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии:   общая   экология,   прикладная   экология,   экология   человека,   экология   города   (урбоэкология).   Значение   экологических   знаний   в   жизни современных людей. Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические  связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие сохранения жизни на Земле. Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды. Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека. Сообщества и экосистемы. Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов. Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений. Круговорот   органических   веществ   в   сообществе   живых   организмов.   Пищевые   связи   в   экосистеме.   Цепи   питания:   выедания,   разложения, 7 паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети. Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга). Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный  компонент   городской  экосистемы.   Деление   городов   по  численности   жителей:   малые,   средние,   крупные,   крупнейшие,   миллионеры.   Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей. Край, где ты живёшь. Хабаровский край, особенности географического положения, территория и границы. Природа Хабаровского   края в прошлом. Изменение природы Хабаровского края человеком, его причины. Современный рельеф края.Полезные ископаемые Хабаровского края и Николаевского района. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды. Погодные условия Хабаровского края и Николаевского района. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Николаевске­на­Амуре (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города и района. Опасные погодные явления в Николаевском районе. Воздух Николаевска­на­Амуре, его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей района. Меры борьбы с загрязнением воздуха в больших городах. Роль растений города в защите воздуха от загрязнения. Водные ресурсы Хабаровского края и Николаевского района, их значение в истории развития края. Река Амур — главная река Дальнего Востока. Водоснабжение   Николаевска   в   прошлом   и   настоящем.   Водопровод.   Водопроводная   станция.   Расход   воды   в   городе   и   районе.   Загрязнение     рек. Мероприятия по очистке воды в реке Амур. Зеленые насаждения. Леса Хабаровского края, их разнообразие и значение в истории и современной жизни   жителей Хабаровского края, история, богатство видового разнообразия, современное состояние, мероприятия по охране. Парк культуры и отдыха как центр истории и культуры.  Спортивные  парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Ботанические сады. Причины угнетения природных территорий в Хабаровском крае. Красные книги Хабаровского края. Правила поведения в природе. Наши древние корни. Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана. Религиозные   и   научные   представления   о   происхождении   человека.   Краткий   исторический   обзор   научных   взглядов   на   происхождение   человека (Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель). Сравнительная характеристика внешнего вида, внутреннего строения и поведения человека и ближайших к нему человекообразных обезьян: шимпанзе и горилл. Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян (группы крови, сходные заболевания и процессы старения и др.). Отличительные особенности человека как биологического вида:  S­образная форма позвоночника, уплощенная грудная клетка, противопоставленный большой палец кисти, крупный головной мозг, долгое детство). Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. Все мы – «наследники по прямой»: биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при расселении человека по земному шару. 8 Человек   овладевает   огнем.   Способы   добывания   огня  (высекание   и   трение).   Значение   огня  в   эволюции   человека.   Очаг,   жилище.   Экологические последствия овладения огнем. Появление пирогенных ландшафтов. Природа и человек: у истоков культуры. Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий,   разнообразное   питание,   общественный   образ   жизни   как   предпосылки   развития   интеллекта   и   возникновения   разумной   деятельности   у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.  Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия. Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи.  Сколькосуществует   языков   на   планете.   Наиболее   распространенные   языки.   Языки   межнационального   общения.   Возникновение   письменности.   От пиктографического письма к буквенному. Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические свойства – свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств.  «Метод пристального взгляда».   Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя. Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов. Древний   человек   –   часть   единой   природы.   Единство   человека   и   природы   в   представлениях   древних   людей.   Культ   Богини­Матери   –   всеобщей прародительницы и покровительницы.  Растения и животные – покровители  рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира.  Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось), конь). Древнейшие божества славян. Божества плодородия – берегини. Род ­ древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика. Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России. Научные методы в экологии. Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы (одна из биографий по усмотрению учителя: Олдо Леопольд, Генри Торо, Альберт Швейцер).  9 Методы   экологических   исследований:   наблюдение,   измерение,   эксперимент.   Научное   предположение   (гипотеза)   и   его   проверка.   Приборы, используемые в экологических исследованиях. Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Станция «Биосфера­ 2» ­ модель биосферы Земли. Математическое моделирование. Человек изменяет природу. Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека.  Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.). Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами. Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем.Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные   парки,   заказники,   памятники   природы.   Международное   сотрудничество   в   области   охраны   природы.   Международные   экологические проекты. Отношение человека к природе в искусстве. Единство  изобразительного искусства,  религии,  зачатков  научных знаний в  культуре древнего  человека (синкретический  культурный комплекс). «Человек рисующий»: от наскальной живописи к современному искусству. Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово и др. Особенности   эстетического   восприятия.   Выразительность   природных   форм.   Гармония   в   природе.   Природа   –   источник   вдохновения   поэтов, художников, музыкантов. Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира. Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово­ парковое искусство. Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных стран. Что могут рассказать о природе гербы городов России. Экология, человек, культура – Хабаровский край. Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Хабаровского края. Памятники древней  культуры на территории Хабаровского края. Охраняемые территории и памятники природы Хабаровского края.  «Русь деревянная». Памятники деревянного зодчества на территории России. Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас. 10 Организм и окружающая среда. Экологические и средообразующие факторы. Условия, определяющие границы распространение живых организмов в биосфере:   достаточное   содержание   кислорода,   воды,   благоприятная   температура,   необходимый   минимум   минеральных   или   органических   веществ, соленость (для водных организмов). Границы жизни. Экологические факторы и закономерности их действия. Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический фактор". Экологический фактор — отдельный элемент среды обитания, взаимодействующий с организмом и создающий условия для его существования. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные. Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы: климатические (свет, температура, воздух, ветер, осадки); почвенные и грунтовые (механический  и химический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плодородие); рельеф; химические (газовый состав, солевой состав воды); физические (плотность, давление, уровень шума и др.). Биотические факторы: всевозможное влияние растений, животных и других организмов. Антропогенные факторы: осознанное и случайное влияние человека; воздействие, обусловленное жизнедеятельностью человека как живого организма и влияние результатов его социокультурной деятельности.             Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических факторов. Вода — древнейшая среда жизни.Зарождение жизни в мировом океане. Экосистема океана — наиболее древняя экосистема планеты. Своеобразие   физико­химических   свойств   воды,   делающее   ее   благоприятной   для   жизни   организмов.   Физические   свойства   воды:   прозрачность, плотность, температура, давление, освещенность. Химические свойства воды: соленость, минеральный состав, кислотность, насыщенность кислородом и углекислым газом. Вода  —  универсальный растворитель многих минеральных и органических соединений. Скорость течения воды как экологический фактор. Особенности условий жизни в водной среде. Приспособленность живых организмов к различным условиям водной среды обитания. Многообразие водных экосистем: реки, озера, моря и океаны. Экосистемы подземных водоемов. Изменение условий жизни в водной среде в результате деятельности человека. Влияние физического и химического загрязнения среды на обитателей водных экосистем. Ответственное отношение к воде. Природоохранное законодательство о защите и рациональном использовании водных ресурсов. Наземно­воздушная среда жизни. Атмосфера Земли как результат деятельности фотосинтезирующих организмов. Сравнительная характеристика физических и химических свойств водной и воздушной среды (плотность, теплоемкость, атмосферное давление, газовый состав, прозрачность, освещенность). Климатические факторы. Живые организмы осваивают воздушную среду: бактерии, споры и семена грибов и растений; крылатые беспозвоночные; птицы и  млекопитающие. Приспособленность к полету. Почему невозможно существование живых организмов, постоянно живущих в воздухе. Разные экосистемы — общий "воздушный бассейн". Постоянное перемещение воздушных масс, его роль в трансграничном переносе загрязняющих веществ. Влияние человека на воздушную среду: изменение состава атмосферы; "парниковый эффект", разрушение озонового слоя Земли. Природоохранное законодательство об охране атмосферы. Особенности условий существования наземных экосистем и их многообразие. Переходные экосистемы — болота. Сравнительная характеристика 11 наземных экосистем своей местности. Почва как среда жизни. Почва — биокосная система. Почва как компонент наземных систем. Состав почвы по ее компонентам: твердый, жидкий, газообразный, живой. Механическая структура почвы и ее свойства: влагоемкость, воздухопроницаемость, кислотность, плодородие. Почва   как   среда   обитания   живых   организмов.   Разнообразие   почвенных   микроорганизмов   и   водной   фауны   почвы.   Почвенные   беспозвоночные (простейшие, черви, клещи, насекомые и т.д.).  Позвоночные животные — обитатели почвы. Почва как один из факторов, определяющих тип экосистемы. Почва как результат функционирования экосистемы.  Нарушение почв в результате деятельности человека. Природоохранное законодательство об ответственности человека за состояние почв. Организм как среда обитания. Использование одних живых организмов другими в качестве среды обитания  (эволюционный аспект).  Растения, животные и человек как среда обитания других организмов: микроорганизмов, беспозвоночных, позвоночных. Благоприятные особенности живого организма как среды обитания: присутствие для его обитателей обилия легкоусвояемой пищи, постоянство температурного и солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов. Неблагоприятные экологические условия данной среды обитания: нехватка кислорода и света,ограниченность жизненного пространства, необходимость преодоления защитных реакций организма­хозяина; сложность распространения от одной особи­ хозяина к другой. Ограниченность   данной среды обитания во времени жизнью хозяина. Типы   взаимоотношений   живых   организмов,   при   которых   один   из   видов   является   средой   обитания   для   другого   вида:   наружный   и   внутренний паразитизм; случайный  и обязательный паразитизм: полупаразитизм.  Приспособленность организмов к паразитическому образу жизни: особенности внутреннего и внешнего строения, высокая плодовитость, сложные циклы развития. Болезнетворные микроорганизмы. Как сохранить свое здоровье: санитарно­гигиенические нормы и правила. Среда жизни человечества. Биосфера — оболочка Земли, где проявляется деятельность всего живого вещества: растений, животных, микроорганизмов и человечества. Появление человека — один из важнейших этапов в развитии биосферы. Неразрывная связь человека с природой, его неотделимость от общих законов, присущих всему живому на планете.  Взаимодействие общества и природы: изъятие обществом из природы веществ и энергии; уничтожение и преобразование огромного количества видов живых организмов; переработка веществ; сброс отходов в окружающую природную среду; кардинальное преобразование природных комплексов и др.  Решение важнейших проблем взаимоотношения между человеком и биосферой через оптимизацию существующих экосистем (в данном случае — получение соотношения элементов экосистемы, наиболее желательного в хозяйственном смысле) и восстановление разрушенных высокопродуктивных природных экосистем.   Экологическая культура — один из важнейших компонентов общей культуры каждого современного человека. "Экологические заповеди", составленные американским экологом Т.Миллером: что должен знать каждый, чтобы понять и сохранить природу. 12 № 2. 3. 4. 5 Введение. История взаимоотношений человека и природы. Основные понятия экологии . Сообщества и экосистемы. Край, где ты живешь. Всего: Тематическое планирование Введение в экологию: Живая планета 5 класс (34 часа) Тема 6 класс Экология: Природа. Человек. Культура Количество часов 1 6 12 11 4 34№ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.  8. (34 часа) Тема Количество часов Введение. Наши древние корни. Природа и человек: у истоков культуры . Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов. Научные методы в экологии. Человек изменяет природу. Отношение человека к природе в искусстве. Экология, человек, культура – региональный компонент. Обобщение по теме «Экология. Природа. Человек. Культура». Всего: 7 класс Экология: Среды жизни на планете (34 часа) 2 4 4 4 4 3 4 8 1 34 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема Введение. Экологические факторы и закономерности их действия. Вода – древнейшая среда жизни. Наземно­воздушная среда жизни. Почва как среда жизни. Организм как среда обитания. Среда жизни человека. Среды жизни – региональный компонент. Обобщение по теме «Экология. Среды жизни на планете». Всего: Количество часов 13 1 4 6 6 4 2 4 6 1 34