Рабочая программа по экологии рассчитана на 5 - 7 класс, может вестись как факультативом. так и быть внеурочным курсом. Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5 - 9 классов Самковой В.А.
Учебные пособия по экологии, уверена, заинтересуют как детей, так и педагогов.
РП Эко 5-7.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.КРАСНОЕ им. Героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова
НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей естественно
математического цикла
«____» _августа__2017_г. протокол №__1_
Руководитель ШМО _______ Е.В.Михайлюк__
подпись расшифровка
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УР
УТВЕРЖДЕНО
приказ №____ от «___» ________ 2017_ г.
__________ О.В.Панова
Директор школы __________ С.В. Еременко
1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
экология
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
учителя ___Михайлюк Елены Вячеславовны___
Год составления программы – 2015 Рабочая программа факультативного курса экологии для 5 – 7 классов (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы
интегрированного курса «Экология» для учащихся 5 9 классов основной школы. Автор Самкова В.А., М. : Академкнига/учебник, 2011.
с.Красное,
2017
Программа рассчитана на 102 часа (34 часа/год, 1 час/нед.).
Для реализации рабочей программы в 567 классах используется учебнометодический комплект, включающий в себя:
Учебное пособие: Л.И.Шурхал, В.А. Самкова, С.И. Козленко, «Экология. Живая планета», М.: Академкнига/учебник, 2010;
Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 59 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование.
— М.: Академкнига/учебник, 2011.
I. Пояснительная записка
В настоящее время возникла объективная необходимость создания интегрированных программ экологического содержания, построенных в логике
единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимосвязь теоретического и
практического уровней познания и деятельности. Целью обучения в данном случае является усвоение систематизированных экологических знаний и
умений, формирование научных основ общей экологической культуры. Воспитательная цель представляет собой выражение потребностей общества в
личности, органично сочетающей в себе экологически развитые сознание, эмоциональнопсихическую сферу и владение навыками научно обоснованной
практической деятельности.
Проблема разработки программ, которые, вопервых, были бы направлены на приобщение школьников к культурному опыту человечества,
отражающему взаимоотношения человека, общества и природы, а вовторых, позволяли бы на основе интегративного содержания предмета «экология»
формировать систему универсальных учебных действий, приобретает в настоящее время особую актуальность.
2
II. Приоритетные цели и задачи курса
Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных
поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к
каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью.
Цель курса «Экология»: формирование сознательнонаучного, нравственноэтического отношения учащихся к окружающей среде на
интеллектуальной и эмоциональночувственной основе. Только при таком отношении соблюдение моральных и правовых норм, практическая деятельность
экологического характера приобретают добровольный, свободный характер.
Выдвигаемая цель достигается в процессе решения следующих образовательных задач:
помогать учащимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с
другой стороны — как лично значимую;
способствовать становлению системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и
отношений; формировать знания и умения, составляющие основу творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними
жизненных ситуаций;
развивать личную ответственность за состояние окружающей среды, которая проявляется в умении принимать компетентные решения в ситуациях
выбора и действовать в соответствии с ними;
вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную деятельность, строящуюся на основе принципа расширения индивидуального
экологического пространства.
III.
Системообразующие идеи, принципы и понятия курса
Курс, разработанный на основе модели «Экология в системе культуры», дает возможность познакомить учащихся с экологией не только как одной из
отраслей биологической науки, но и как комплексной, междисциплинарной областью человеческого знания. Это позволяет расширить представления
учащихся о современном состоянии экологических знаний, их месте в общей системе культуры, роли в жизни общества и каждого конкретного человека.
Формирование экологической этики, экологической нравственности рассматриваются как неотъемлемый элемент культуры. Такой подход отвечает
содержанию и целям экологического образования, в соответствии с которыми и разрабатывался данный курс. При отборе содержания авторы
руководствовались рядом подходов и принципов.
Принцип преемственности.
Программа базируется на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели в начальной школе в соответствии со
стандартами начального образования по окружающему миру. Соответственно, каждая из программ для 6—7 классов является логическим продолжением
программы предыдущей, развивая основные понятия и создавая мотивационную основу для дальнейшего изучения курса.
Принцип междициплинарной интеграции является в настоящее время одной из важнейших характеристик экологического подхода при изучении
различных наук. Междисциплинарными являются ключевые понятия курса: человек, природа, культура. Они раскрываются на основе использования
знаний предметов, изучаемых в соответствии с базисным учебным планом:
биология: организм и окружающая среда, обмен веществом и энергией; приспособленность организмов к среде обитания;
география: сферы Земли, природные зоны, климат;
история: возникновение и развитие человеческого общества, особенности культуры взаимоотношений человека и природы в различные
исторические эпохи, в различных государствах; влияние войн на окружающую среду;
русский язык: функции языка как носителя культуры, язык как средство коммуникации; стили речи – научный, публицистический, официально
деловой, художественный; устная речь – доклад, выступление; навыки работы с текстами – сокращение, план, тезисы, выписки, реферат, оценка
текста;
литература: знакомство с авторами и литературными произведениями, в которых отражены различные аспекты отношения человека к природе,
умение выражать свое отношение к природе, эмоциональные переживания средствами литературного языка (выполнение творческих заданий,
предложенных в пособии, в стихотворном стиле, в виде рассказа, сказки, эссе и т.п.);
изобразительное искусство и музыка: исторические корни возникновения изобразительного искусства и музыки; когнитивная и эстетическая
функции искусства; природа как источник вдохновения художников и композиторов; различные музыкальные жанры и жанры изобразительного
искусства; знакомство с художниками и композиторами прошлого и современности, на творчество которых оказала влияние природа.
Построение курса с учетом принципа междисциплинарной интеграции позволяет формировать у учащихся целостную картину мира; отвечает задачам
3 личностноориентированного обучения и воспитания; не ограничивает «угол зрения» школьника, позволяя ему выбирать необходимые знания из разных
наук с максимальной ориентацией на его субъектный опыт.
В основу интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний с предметами эстетического цикла положен принцип актуализации
познавательной функции искусства. Выдвижение на первый план когнитивной функции искусства закономерно, т.к. отвечает общей направленности
курса на познание человека и природы в их взаимосвязи.
Интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих изучаемой теме
художественных образов будет способствовать как преодолению разрыва между логической и образной формами познания действительности, так и
гуманизации содержания курса.
Принцип гуманизации применяется как к содержанию курса, так и к процессу обучения. В содержании курса идея гуманизации реализуется путем
раскрытия положения о взаимосвязи и взаимообусловленности истории природы и истории общества. Структурообразующим элементом этой взаимосвязи
является человек.
Выдвижение в центр содержания курса человека как природного организма и общественного существа позволяет, с одной стороны, рассмотреть
историю возникновения жизни и человека на планете, как закономерный этап развития биосферы; с другой, — охарактеризовать роль человека в
преобразовании природы в процессе ее изучения и использования.
Воспитательный аспект преподавания курса связан с формированием экологически целесообразных потребностей и интересов, в первую очередь,
потребности познания и бережного отношения к окружающей среде; с развитием эмоциональной сферы подростка, т.е. способности сопереживания,
сострадания, гуманного отношения к окружающим людям и природному окружению; потребности активного участия в природосберегающей деятельности;
привычек соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.
Историкокультурологический подход. Прослеживается изменение отношения человека к природе по мере развития человеческого общества и
связанное с этим изменение состояния природной среды; оценивается состояние окружающей среды в настоящем и высказываются предположения его
развития в будущем. Содержание курса, построенное в логике историкокультурологического подхода, позволяет подвести учащихся к выводу о том, что
сохранение и преумножение культурных ценностей является обязательным условием выживания человечества.
Ключевыми понятиями курса являются понятия «человек», «природа», «культура», «экология». Каждое из этих понятий рассматривается в
различных аспектах:
человек — биологическая природа и социальная сущность; материальные и духовные потребности; знание и понимание устройства природы –
важнейшие потребности человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние (виды воздействия, изменения, последствия) на природу;
система отношений к себе, к природе;
природа — весь мир в многообразии его форм, Вселенная, планета; совокупность естественных условий существования человека и общества; объект
познания и преобразования человеком; качество и охрана природы;
культура — особая форма адаптации человека к условиям окружающей среды; транслирование норм, образцов, эталонов мыследеятельности и
реализация этих норм в различных социокультурных ситуациях; культура как фундаментальная ценность человечества; экологическая культура — часть
общей культуры каждого отдельного человека, а также различных социальных групп;
экология — область научного знания; междисциплинарный комплексный характер экологии; экология — теоретическая основа преобразующей и
созидательной деятельности человека; экология как мировоззрение.
Значительное внимание в процессе изучения курса уделяется формированию таких общеучебных умений, как умение грамотно работать с
4 информацией (собирать факты, анализировать, выдвигать предположения, делать обобщения, уметь принимать решение в ситуациях выбора); быть
коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, уметь подчинять личные интересы интересам группы; самостоятельно работать над развитием
собственного интеллекта, нравственности, воли, общего культурного уровня.
Данная программа носит интегративный характер и объединяет темы из области различных дисциплин: биологии, географии, литературы,
предметов эстетического цикла. Большое внимание в рамках курса уделяется региональному компоненту.
Основная идея, объединяющая разделы программы — неразрывная связь и глубокое исторически сложившееся взаимовлияние в системе "природа
— человек".
Изучение истории развития взаимоотношений человека и природы, истории природопользования, культурных традиций, связанных с природой,
выступает побуждающим мотивом к участию в деятельности по изучению, оценке состояния и охране экосистем своей местности, способствуют
становлению экологически ценностного отношения учащихся к окружающему миру.
Программа "Природа. Человек. Культура" направлена на решение ряда задач: формирование у учащихся представлений о природе как
универсальной ценности; изучение истории природопользования, национальных традиций, связанных с природой; развитие умений, связанных с изучением и
охраной природы родного края; вовлечение учащихся в конкретную экологически направленную деятельность.
Требования к подготовке учащихся
Целью и ожидаемым результатом экологического образования являются экологическая культура личности, развитие ответственности человека в
В соответствии с этим положением курс «Экология»
решении экологических проблем, задач устойчивого развития биосферы и общества.
предполагает развитие у учащихся следующих личностных качеств:
ответственность за состояние своего природного, социального и культурного окружения, определяющего условия жизни людей в данной местности
5
(регионе);
ответственность за свое здоровье и здоровье других людей;
потребность участия в деятельности по охране и улучшению состояния окружающей среды, пропаганде идей устойчивого развития, предупреждению
неблагоприятных последствий деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей, а также формирование комплекса необходимых для
реализации этой деятельности теоретических, практических и оценочных умений.
Усвоение содержания предлагаемого курса будет способствовать становлению экологической культуры, показателями которой являются разумное
ограничение потребностей, здоровый образ жизни, реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения, основанные на знаниях о
системном строении окружающей природной и социоприродной среды и осознании опасности потери пригодных для жизни человека и других организмов
качеств природной среды.
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми
учебными действиями:
ОПИСЫВАТЬ: грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и
предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии:
экосистема, элементы экосистемы,
экологическое
взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;
определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр,
анемометр, люксметр; дозиметр, рНметр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа,
микроскоп.
ОБЪЯСНЯТЬ:
экологические взаимодействияв экосистемах своей местности;
изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.
ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:
анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.
6
Введение. Человек – часть природы. Человек разумный вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека:
умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией
и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде.
Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в
современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека.
Содержание
История взаимоотношений человека и природы.
Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.
Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних
собирателей и охотников на природу.
Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное
природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций. Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное
воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический
рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.
Основные понятия экологии.
Экология — наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной
экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни
современных людей.
Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи
между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Биологическое
разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В.
И. Вернадский и его учение о биосфере.
Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы — условие
сохранения жизни на Земле.
Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или
отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние
на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.
Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой
природы. Антропогенные факторы — факторы, связанные с деятельностью человека.
Сообщества и экосистемы.
Сообщество живых организмов — важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере
экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества
живых организмов.
Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) — организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной
в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) — организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества,
созданные производителями. Разрушители (редуценты) — организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.
Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения,
7
паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.
Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).
Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как
главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние
деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье
людей.
Край, где ты живёшь.
Хабаровский край, особенности географического положения, территория и границы. Природа Хабаровского края в прошлом. Изменение природы
Хабаровского края человеком, его причины. Современный рельеф края. Полезные ископаемые Хабаровского края и Николаевского района. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека.
Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.
Погодные условия Хабаровского края и Николаевского района. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха,
утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в НиколаевскенаАмуре (число солнечных дней, температура воздуха, количество
осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города и района. Опасные погодные явления в Николаевском районе.
Воздух НиколаевсканаАмуре, его основные загрязнители. Загрязнение воздуха и здоровье жителей района. Меры борьбы с загрязнением воздуха в
больших городах. Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.
Водные ресурсы Хабаровского края и Николаевского района, их значение в истории развития края. Река Амур — главная река Дальнего Востока.
Водоснабжение Николаевска в прошлом и настоящем. Водопровод. Водопроводная станция. Расход воды в городе и районе. Загрязнение рек.
Мероприятия по очистке воды в реке Амур.
Зеленые насаждения. Леса Хабаровского края, их разнообразие и значение в истории и современной жизни жителей Хабаровского края, история,
богатство видового разнообразия, современное состояние, мероприятия по охране.
Парк культуры и отдыха как центр истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании
комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Ботанические сады.
Причины угнетения природных территорий в Хабаровском крае. Красные книги Хабаровского края. Правила поведения в природе.
Наши древние корни.
Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп
живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана.
Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека
(Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель). Сравнительная характеристика внешнего вида, внутреннего строения и поведения человека и
ближайших к нему человекообразных обезьян: шимпанзе и горилл. Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян (группы крови, сходные
заболевания и процессы старения и др.). Отличительные особенности человека как биологического вида: Sобразная форма позвоночника, уплощенная
грудная клетка, противопоставленный большой палец кисти, крупный головной мозг, долгое детство).
Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. Все мы – «наследники по
прямой»: биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при
расселении человека по земному шару.
8
Человек овладевает огнем. Способы добывания огня (высекание и трение). Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические
последствия овладения огнем. Появление пирогенных ландшафтов.
Природа и человек: у истоков культуры.
Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных
условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у
австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.
Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные
и абстрактные понятия.
Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. Сколько существует языков на планете. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения. Возникновение письменности. От
пиктографического письма к буквенному.
Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические
свойства – свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств. «Метод
пристального взгляда».
Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя.
Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов.
Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ БогиниМатери – всеобщей
прародительницы и покровительницы.
Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни,
Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира.
Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось),
конь). Древнейшие божества славян. Божества плодородия – берегини. Род древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец
Перун. Языческая символика.
Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.
Научные методы в экологии.
Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и
человека. Философы природы (одна из биографий по усмотрению учителя: Олдо Леопольд, Генри Торо, Альберт Швейцер).
9
Методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент. Научное предположение (гипотеза) и его проверка. Приборы,
используемые в экологических исследованиях.
Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Станция «Биосфера
2» модель биосферы Земли. Математическое моделирование.
Человек изменяет природу.
Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все
больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем
(сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.). Экологические
последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами.
Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды.
Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем. Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники,
национальные парки, заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические
проекты.
Отношение человека к природе в искусстве.
Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека (синкретический культурный комплекс).
«Человек рисующий»: от наскальной живописи к современному искусству. Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное
слово и др.
Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм. Гармония в природе. Природа – источник вдохновения поэтов,
художников, музыкантов. Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира.
Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово
парковое искусство.
Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных
стран. Что могут рассказать о природе гербы городов России.
Экология, человек, культура – Хабаровский край.
Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Хабаровского края.
Памятники древней культуры на территории Хабаровского края.
Охраняемые территории и памятники природы Хабаровского края.
«Русь деревянная». Памятники деревянного зодчества на территории России.
Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас.
10
Организм и окружающая среда. Экологические и средообразующие факторы. Условия, определяющие границы распространение живых организмов в
биосфере: достаточное содержание кислорода, воды, благоприятная температура, необходимый минимум минеральных или органических веществ,
соленость (для водных организмов). Границы жизни.
Экологические факторы и закономерности их действия.
Соотношение понятий "окружающая среда", "элемент среды", "экологический фактор". Экологический фактор — отдельный элемент среды обитания,
взаимодействующий с организмом и создающий условия для его существования. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и
антропогенные.
Абиотические факторы как проявление свойств неживой природы: климатические (свет, температура, воздух, ветер, осадки); почвенные и грунтовые
(механический и химический состав, влагоемкость, воздухопроницаемость, плодородие); рельеф; химические (газовый состав, солевой состав воды);
физические (плотность, давление, уровень шума и др.).
Биотические факторы: всевозможное влияние растений, животных и других организмов.
Антропогенные факторы: осознанное и случайное влияние человека; воздействие, обусловленное жизнедеятельностью человека как живого организма
и влияние результатов его социокультурной деятельности.
Приспособительные реакции организмов как результат действия экологических факторов.
Вода — древнейшая среда жизни. Зарождение жизни в мировом океане. Экосистема океана — наиболее древняя экосистема планеты.
Своеобразие физикохимических свойств воды, делающее ее благоприятной для жизни организмов. Физические свойства воды: прозрачность,
плотность, температура, давление, освещенность.
Химические свойства воды: соленость, минеральный состав, кислотность, насыщенность кислородом и углекислым газом. Вода — универсальный
растворитель многих минеральных и органических соединений.
Скорость течения воды как экологический фактор.
Особенности условий жизни в водной среде. Приспособленность живых организмов к различным условиям водной среды обитания. Многообразие
водных экосистем: реки, озера, моря и океаны. Экосистемы подземных водоемов.
Изменение условий жизни в водной среде в результате деятельности человека. Влияние физического и химического загрязнения среды на обитателей
водных экосистем.
Ответственное отношение к воде. Природоохранное законодательство о защите и рациональном использовании водных ресурсов.
Наземновоздушная среда жизни.
Атмосфера Земли как результат деятельности фотосинтезирующих организмов. Сравнительная характеристика физических и химических свойств
водной и воздушной среды (плотность, теплоемкость, атмосферное давление, газовый состав, прозрачность, освещенность).
Климатические факторы.
Живые организмы осваивают воздушную среду: бактерии, споры и семена грибов и растений; крылатые беспозвоночные; птицы и млекопитающие.
Приспособленность к полету. Почему невозможно существование живых организмов, постоянно живущих в воздухе.
Разные экосистемы — общий "воздушный бассейн".
Постоянное перемещение воздушных масс, его роль в трансграничном переносе загрязняющих веществ.
Влияние человека на воздушную среду: изменение состава атмосферы; "парниковый эффект", разрушение озонового слоя Земли.
Природоохранное законодательство об охране атмосферы.
Особенности условий существования наземных экосистем и их многообразие. Переходные экосистемы — болота. Сравнительная характеристика
11
наземных экосистем своей местности.
Почва как среда жизни.
Почва — биокосная система. Почва как компонент наземных систем. Состав почвы по ее компонентам: твердый, жидкий, газообразный, живой.
Механическая структура почвы и ее свойства: влагоемкость, воздухопроницаемость, кислотность, плодородие.
Почва как среда обитания живых организмов. Разнообразие почвенных микроорганизмов и водной фауны почвы. Почвенные беспозвоночные
(простейшие, черви, клещи, насекомые и т.д.). Позвоночные животные — обитатели почвы.
Почва как один из факторов, определяющих тип экосистемы. Почва как результат функционирования экосистемы.
Нарушение почв в результате деятельности человека. Природоохранное законодательство об ответственности человека за состояние почв.
Организм как среда обитания.
Использование одних живых организмов другими в качестве среды обитания (эволюционный аспект).
Растения, животные и человек как среда обитания других организмов: микроорганизмов, беспозвоночных, позвоночных. Благоприятные особенности
живого организма как среды обитания: присутствие для его обитателей обилия легкоусвояемой пищи, постоянство температурного и солевого режимов,
отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов. Неблагоприятные экологические условия данной среды обитания: нехватка кислорода и света, ограниченность жизненного пространства, необходимость преодоления защитных реакций организмахозяина; сложность распространения от одной особи
хозяина к другой. Ограниченность данной среды обитания во времени жизнью хозяина.
Типы взаимоотношений живых организмов, при которых один из видов является средой обитания для другого вида: наружный и внутренний
паразитизм; случайный и обязательный паразитизм: полупаразитизм.
Приспособленность организмов к паразитическому образу жизни: особенности внутреннего и внешнего строения, высокая плодовитость, сложные
циклы развития.
Болезнетворные микроорганизмы. Как сохранить свое здоровье: санитарногигиенические нормы и правила.
Среда жизни человечества.
Биосфера — оболочка Земли, где проявляется деятельность всего живого вещества: растений, животных, микроорганизмов и человечества.
Появление человека — один из важнейших этапов в развитии биосферы. Неразрывная связь человека с природой, его неотделимость от общих
законов, присущих всему живому на планете.
Взаимодействие общества и природы: изъятие обществом из природы веществ и энергии; уничтожение и преобразование огромного количества видов
живых организмов; переработка веществ; сброс отходов в окружающую природную среду; кардинальное преобразование природных комплексов и др.
Решение важнейших проблем взаимоотношения между человеком и биосферой через оптимизацию существующих экосистем (в данном случае —
получение соотношения элементов экосистемы, наиболее желательного в хозяйственном смысле) и восстановление разрушенных высокопродуктивных
природных экосистем.
Экологическая культура — один из важнейших компонентов общей культуры каждого современного человека.
"Экологические заповеди", составленные американским экологом Т.Миллером: что должен знать каждый, чтобы понять и сохранить природу.
12
№
2.
3.
4.
5
Введение.
История взаимоотношений человека и природы.
Основные понятия экологии .
Сообщества и экосистемы.
Край, где ты живешь.
Всего:
Тематическое планирование
Введение в экологию: Живая планета
5 класс
(34 часа)
Тема
6 класс
Экология: Природа. Человек. Культура
Количество часов
1
6
12
11
4
34 №
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
(34 часа)
Тема
Количество часов
Введение.
Наши древние корни.
Природа и человек: у истоков культуры .
Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов.
Научные методы в экологии.
Человек изменяет природу.
Отношение человека к природе в искусстве.
Экология, человек, культура – региональный компонент.
Обобщение по теме «Экология. Природа. Человек. Культура».
Всего:
7 класс
Экология: Среды жизни на планете
(34 часа)
2
4
4
4
4
3
4
8
1
34
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема
Введение.
Экологические факторы и закономерности их действия.
Вода – древнейшая среда жизни.
Наземновоздушная среда жизни.
Почва как среда жизни.
Организм как среда обитания.
Среда жизни человека.
Среды жизни – региональный компонент.
Обобщение по теме «Экология. Среды жизни на планете».
Всего:
Количество часов
13
1
4
6
6
4
2
4
6
1
34
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.