Цель данного курса – способствовать осознанию учащимися роли человека в обществе, развитию экономического осознания, важного в современном обществе.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности в сфере экономики и бизнеса, помогает развивать познавательные способности учащихся.Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.программа по экономике
1. Пояснительная записка
1. Статус программы
Временный государственный образовательный стандарт регламентирует деятельность
общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики
в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного)
общего образования (1011 классы), утвержденным приказом Министерства образования и науки
РФ от 17 мая 2012 № 413– http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf.
1. Методические рекомендации по составлению рабочих программ по предметам
в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики в 20162017 учебном
году.
Согласно учебному плану на 2016 – 2017 учебный год изучается в X классе
предмет «Экономика» базовый уровень.
В таблице 1 представлено распределение количества часов в X классе.
Распределение часов по классам
Таблица 1
Предмет
X класс
в нед.
Экономика (базовый уровень)
1
в год
31
Цель данного курса – способствовать осознанию учащимися роли человека в обществе,
развитию экономического осознания, важного в современном обществе.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности,
формированию жизненной стратегии личности в сфере экономики и бизнеса, помогает
развивать познавательные способности учащихся.
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в
получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности
к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
• освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для
последующего изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях
системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и
политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни
общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного
работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа по экономике в старшей школе предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего
(полного) общего образования являются:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические
ситуации;
применение математических знаний в экономической сфере;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и
порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от
второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача
содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка
средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач
творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки,
передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и в практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия,
полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий,
формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о
процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
• функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды
налогов, организационноправовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы
экономического роста.
Уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ,
внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных
экономических проблем;
• описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда,
инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой
экономики;
• объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды
инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• получения и оценки экономической информации;
• составления семейного бюджета;
• оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и
гражданина.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню
подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены
на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных и
профессиональных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной
жизни и будущей профессии, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать
сознательный выбор в условиях альтернатив.
Результаты обучения позволят учащимся освоить основы поведения в экономической сфере и
помогут осознанно выбрать будущую специализацию.
Результаты обучения позволят сократить объем и усилить общепрофессиональную подготовку в
высших и средних специальных образовательных учреждениях.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/Понимать
• смысл основных теоретических положений экономической науки;
• основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка
и государства, а также международных экономических отношений;Уметь
• приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной
международной торговли;
• описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,
основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные
экономические проблемы;
• объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена;
закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия
инфляции;
• сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения,
рыночные структуры, безработных и незанятых, организационноправовые формы предприятий,
акции и облигации;
• вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение
спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную
цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет)
доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции,
уровень безработицы;
• применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений
рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товарызаменители и
дополняющие товары.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
• исполнения типичных экономических ролей;
• решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки
зрения;
• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
экономической информации.
Перечень учебников
Классы Уровень
10
класс
Базовый
Занимательная экономика
1.Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие
для преподавателей экономики. – в 3х книгах. Кн.1. задачник по
макроэкономике с решениями. – М.: ВитаПресс, 2011, 579 с.
2.Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах. М., 1999.3.Основы экономической теории: Учебник для 1011 кл.
общеобразоват. учереждений с углубленным изучением экономики /
Под ред. С.И. Иванова. В 2 кн. Кн. 1. М.: ВитаПресс, 2012 г, 336 с.
4.Трофимова З.В. Основы экономики. Учебное пособие для 10, 11 кл. –
Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004. 240 с.
5.Основы экономической теории. Учебник для 1011 кл.
общеобразовательных учреждений с углублённым изучением
экономики/ Под ред. С.И. Иванова. М.: ВитаПресс, 2012. 269 с.
6.Булавенко С.Д. основы экономики. 10, 11 кл.: Разработки
уроков. – X.: Веста: Издво «Ранок», 2007. 432 с. (Мастер
класс).
7.Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 кл.
общеобразоват. учрежд. – 8е изд. М.: ВИТАПРЕСС, 2008. –
272 с.: ил.
Основное содержание программы
10 класс
Учебнотематический план
Содержание программного материала
Количество
часов
2
2
3
3
5
3
2
2
4
2
№
1.
2.
3.
4.
Введение. Экономика и экономическая наука
Типы экономических систем
Семейная экономика
Спрос и предложение. Рынок
5. Фирма
6.
7.
8.
Роль государства в экономике
ВВП, его структура и динамика
Рынок труда и безработица
9. Деньги, банки, инфляция
10. Элементы международной экономики11. Основные проблемы экономики России и Донбасса
Итого
3
31
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\
п
№
урок
а в
теме
Раздел/Тема урока
Дата
проведения
по
по
плану
факту
Прим.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
1
2
1
2
3
1
2
3
1
2
Экономика и экономическая наука (2 ч.)
Что изучает экономическая наука. Потребности.
Ограниченность ресурсов.
Свободные и экономические блага. Выбор и
альтернативная стоимость. Факторы производства и
факторные доходы.
Экономические системы (2 ч.)
Главные вопросы экономики. Разделение труда,
специализация и обмен.
Типы экономических систем. Собственность.
Конкуренция. Экономическая свобода.
Семейная экономика (3 ч.)
Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав
потребителя.
Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы
семьи. Реальный и номинальный доход.
Неравенство доходов и его причины. Меры социальной
поддержки. Сбережения. Страхование.
Спрос и предложение. Рынок (3 ч.)
Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы
спроса и сдвиги кривых спроса.
Кривая предложения. Закон предложения. Факторы
предложения и сдвиги кривых и предложения.
Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры.
Фирма (5 ч.)
Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка,
прибыль.
Производительность труда. Основные
организационные формы бизнеса в России.
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
31.10
07.11
14.11
21.11
28.1113
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
3
4
5
1
2
3
1
2
1
2
1
2
3
4
1
2
Основные источники финансирования бизнеса. Акции
и облигации.
Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг.
Контрольная работа
Роль государства в экономике (3 ч.)
Частные и общественные блага. Внешние эффекты.
Функции государства в экономике.
Виды налогов. Государственные доходы и расходы.
Государственный бюджет. Государственный долг.
Основы фискальной политики государства.
ВВП, его структура и динамика (2 ч.)
Понятие ВВП и его структура.
Экономический рост и развитие. Экономические циклы
Рынок труда и безработица (2 ч.)
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда.
Факторы предложения труда.
Роль профсоюзов и государства на рынках труда.
Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее
причины и экономические последствия.
Деньги, банки, инфляция (4 ч.)
Деньги и их функции. Банковская система.
Роль центрального банка.
Основные операции коммерческих банков. Процент.
Другие финансовые институты: паевые и пенсионные
фонды, страховые компании.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции.
Антиинфляционные меры. Основы денежной политики
государства.
Элементы международной экономики (2 ч.)
Экономические причины международной торговли.
Государственная политика в области международной
торговли. Курсы валют. Глобальные экономические
проблемы.
Конрольная работа
Основные проблемы экономики России и Донбасса
(3 ч.)
05.12
12.12
19.12
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03
27.03
03.04
10.04
24.0429
30
31
1
2
3
Эволюция экономических систем. Становление
современной рыночной экономики России.
Основные проблемы экономики России и
экономическое развитие регионов.
Экономическая политика России. Россия в мировой
экономике. Экономика Донбасса.
08.05
15.05
22.05