Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа учебного курса
ЭКОНОМИКА
1-4 классы (начальное общее образование)
Руководитель Логинова Гульназ Назимовна
Первоуральск,
2017 год
I.
II. Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы Смирновой Т. В., Просняковой Т. Н. «Экономика для младших школьников» – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009г.
Исходя из общей цели системы обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития школьников, курс экономики в начальной школе направлен на решение следующих задач:
- с помощью
экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и
широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого
являются экономические отношения;
- способствовать общему развитию школьников:
развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные
качества;
- формировать знания, умения, навыки, необходимые
ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
- развивать культуру экономического мышления, научить
детей пользоваться экономическим инструментарием.
В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельном приобретении школьниками новых знаний. Объём курса в 2 - 4 классах по 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
В основе курса
лежат следующие дидактические принципы:
- обучение на высоком уровне трудности. Несмотря на доступную и занимательную
форму изложения материала в учебном пособии "Белка и компания",
овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для
решения которой ребенку необходимо прилагать некоторые усилия, иногда прибегая
к помощи других учеников или учителя;
- каждый ученик работает на своем уровне трудности. Но, дополняя друг друга, разрешая противоречия, дети эмоционально включены в общую деятельность;
- быстрый темп изучения материала. На каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал;
- ведущая роль теоретических знаний заключается в выявлении и осознании сущности основных экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также получении необходимых умений и навыков;
- осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью;
- оптимальное развитие всех детей. Создание доверительной атмосферы в классе, ситуации успеха для каждого позволяют в рамках предмета "Экономика", привлекая доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей.
Настоящий курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий. Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а также те, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты.
Главная особенность и принципиальное отличие данного курса экономики - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика:
- Построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
- Решение математических задач с экономическим содержанием;
- Сравнение нескольких величин;
- Нахождение части от числа и числа по его части;
- Решение задач на сообразительность.
Русский язык:
- Написание сочинений;
- Подготовка сообщений;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Ведение словаря экономических терминов;
- Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
- Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство:
- Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;
- Раскрашивание;
- Конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
- Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир:
- Экология родного края;
- Природные ресурсы;
- Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
- Обычаи и жизнь народов разных стран;
- Города и страны
III. Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к образовательному результату |
Характеристика результативности |
Способ оценки результата |
Личностные |
Сформированность на начальном этапе навыков образовательной, социально-полезной экономической деятельности; воспитание бережливости, аккуратности
|
Ведение рабочих тетрадей; мониторинг собственных достижений; самоанализ; контрольные и самостоятельные работы; моделирование простейших экономических ситуаций |
Метапредметные |
Участие в проектной деятельности; овладение приемами исследовательской деятельности; взаимодействие со сверстниками, взрослыми. |
Написание творческих работ; проектных, мини-исследований (под руководством учителя); презентация собственных проектов; мониторинг |
Предметные |
Формирование у обучающихся представлений об экономике как сфере деятельности человека; освоение простейших приемов выбора; овладение элементарными экономическими расчетами; понимание графиков и таблиц, связанных с понятиями «доходы» и «расходы» |
Конкурсы; деловые и ролевые игры; олимпиады по основам экономических знаний; творческие работы, практикумы; мониторинг |
Учащиеся должны иметь представление о следующих понятиях:
Торговля, посредничество, услуги;
о
товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других
благ,
о производителе, о том, кто производит товар,
о потребителе, о том, кто потребляет товар,
о собственных затратах,
о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и
затратами необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг,
о цене оптовой - цене, по которой производитель продает свой товар,
о цене розничной - цене, по которой торговец продает этот же товар
конечному потребителю,
о торговле как особом роде деятельности,
о торговой прибыли,
о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри
своей страны) и внешней (в других странах),
о рынке как отношениях, складывающихся между продавцами и
покупателями, и рынке как географическом месте купли-продажи,
о спросе и предложении, об их изменениях в сторону увеличения или
уменьшения и соотношении между ними, об их взаимосвязи с ценой,
о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь
потребителей и увеличить спрос,
об услугах как особой форме коммерческой деятельности,
о посредничестве как особой форме коммерческой деятельности.
Аренда
о собственности и о праве ей распоряжаться,
об аренде как временном пользовании чужой
собственностью за определенную плату.
Банк. Кредит
о первоначальном капитале как сумме денег, необходимой
для любого предпринимательского начинания, о
кредите и кредитоспособности,
о банке как посреднике на рынке денег, принимающем
вклады и предоставляющем займы.
о банковском проценте как цене, которую платят за
использование чужих денег,
о банковской прибыли как разнице между суммой
процентов, получаемых по ссуде, и суммой процентов, выдаваемых по вкладам.
Производство
о производстве как воздействии человека на природу с
целью создания экономических благ,
о производителе, о собственных затратах производителя,
о прибыли производителя,
об оптовой цене и оптовой торговле как торговле
партиями и разнице между оптовой ценой, по которой производитель продает свой
товар, и розничной ценой как ценой, по которой конечный потребитель его
приобретает,
о материальных затратах,
о трудовых затратах,
об увеличении прибыли за счет снижения затрат,
о снижении затрат и сохранении качества производимого
продукта,
о штрафах как мерах наказания за невыполнение или
некачественное выполнение обязательств,
о свободной конкуренции как форме борьбы между
предпринимателями.
Акционерная форма капитала
о капитале как о деньгах, приносящих прибыль,
об акциях, об акционерных компаниях,
о курсе акций и их номинальной стоимости,
о контрольном пакете акций как способе осуществления
финансового контроля,
о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах
наказания за неуплату долгов.
Экономические циклы
о монополии и монополиях, их формах и видах,
о конкуренции на уровне монополий,
об экономических циклах и их фазах.
Налоги, пошлины, платежи
о
налогах,
о видах налогов и налоговых поступлениях,
о таможенных пошлинах как разновидности налогов,
взимаемых государством с товаров, провозимых через границу,
о финансировании как предоставлении денежных средств
на определенные цели.
Учащиеся должны уметь:
- за внешними формами видеть суть экономического явления,
- отличать формальную логику от экономической,
- выбирать оптимальный с экономической и нравственной
точек зрения вариант и обосновывать свой выбор,
- работать с табличным материалом: уметь читать
таблицу, сводить данные в таблицу, вычислять недостающие данные и заполнять
таблицу,
- пользоваться основными формулами расчета себестоимости,
цены и прибыли (исходные формулы расчета: себестоимость прибыль = цена).
Учащиеся должны знать:
Экономика - это точный расчет, знание основных экономических законов, понятий, категорий.
Осуществление контроля
Оценивание проходит в форме похвалы, награждением призами, вымпелами и Почетным дипломом от Белки и ее друзей в конце года.
Введена следующая форма поощрения. Как только дети изучили тему «Деньги» и изобрели свои денежные знаки, они могут использовать их в игре. Ее цель - «заработать» как можно больше денежек. После темы «Доходы и расходы» записывают в своих тетрадях сумму заработанных денег в виде таблицы:
Доходы |
Расходы |
Итого |
|
|
|
В конце изученной темы проводится проведение итогов, победители награждаются поощрительными призами от своих сказочных друзей: гнома Эконома, короля Эконома, Волшебницы Экономик, феи Экологии, лесной белки и ее компании, птицы Мудрика, стражника Егора Егорыча.
Эта система оценки знаний способствует развитию экономического мышления, стимулирует активность ребят, позволяет приобрести элементарные навыки пользования наличными и безналичными деньгами, показывает на практике механизм.
IV. Содержание учебного курса
Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму.
В качестве основного выделен морально-нравственный уровень. С этой точки зрения главный вопрос, который постоянно ставится в книге, "Для чего?"
Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.
Нравственное
воспитание осуществляется не прямым декларированием, а преднамеренным созданием
коллизий, которые ставят перед учеником проблемы морально-этического плана.
Ко второму уровню относится материал, который учит
ребенка видеть экономическую целесообразность, определят выгодность,
перспективность любого дела, уметь делать выбор.
К следующему, третьему уровню относится материал, направленный на изучение способов, которыми достигается поставленная цель, осуществляется выбранный вариант. Этот материал подлежит прочному усвоению. Он расширяет и углубляет понимание основных экономических категорий, закладывает основу для овладения важнейшими знаниями по экономике на более поздних этапах обучения. Материал этого уровня учит проникать в суть явлений, видеть за внешней формой экономическую сущность. Форма подачи материала побуждает ребенка к поисково-исследовательской деятельности.
Одно из основных
направлений курса - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали
появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям
между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой.
Усвоение экономических знаний построено на принципе
сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя
возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и
поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное на этой стадии
обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к
учебному предмету, осознание его жизненной важности.
В конце данной программы выделены знания, умения и
навыки, подлежащие усвоению ребенком.
Содержание учебного предмета не передается детям в
виде готовых сентенций и выводов. Им предоставляется возможность самим находить
решение.
Экономические знания нельзя рассматривать как
изолированные. Они тесно переплетаются с социологическими, психологическими
проблемами, вопросами права и философии.
Программа предполагает сочетание в преподавании
логически приемов, причинно-следственных связей и аналогий.
Значительное внимание в курсе уделено раскрытию и пониманию
того, что экономика неразрывно связана с такими категориями, как общество,
коллектив, личность. Столкновение различных экономических интересов, а также
проблема нравственного выбора порождают сложные жизненные коллизии. Вопрос в
том, каким образом можно найти выход из конфликта. Перед учащимися раскрываются
два пути: обострение противоречий, вплоть до антагонистической их формы, и
другой путь - выход из ситуации с наименьшим ущербом для окружающих, а то и
поворот ситуации на пользу всем участникам. При этом применяется экономический
инструментарий и раскрывается важность его грамотного использования.
Формированию осознанного и прочного навыка обращения с
экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование
математического аппарата. Решение задач является одним из важных разделов
практического курса экономики, представленного в отдельном учебном пособии:
задачник рабочая тетрадь. Чтобы решать задачи по экономике, ученику необходимо,
во-первых, овладеть теоретическими знаниями о сущности основных экономических
понятий, во-вторых, научиться мыслить экономически грамотно, осознать то, что
экономическая логика и формальная логика - не одно и то же.
Программа начального обучения предполагает знакомство
с экономическими отношениями как с производственной и хозяйственной
деятельностью людей, направленной на удовлетворение их материальных
потребностей. На бытовом уровне основные экономические понятия: потребности,
хозяйство, труд. Заработная плата как плата за труд. Товар. Деньги. Торговля.
Сделка. Договор. Платежи. Бюджет: доходы и расходы.
Характерной особенностью курса является осмысление
рассматриваемых экономических отношений, категорий и понятий с
морально-этических позиций, формирование нравственной платформы школьников.
Позднее изучаются следующие основные экономические
понятия:
Торговля, посредничество, услуги как особый вид
коммерческой деятельности. Аренда. Банк как особый финансовый институт.
Производство материальных благ как основы жизни. Акционерная форма капитала.
Экономические циклы. Понятие о налогах. Способы ведения хозяйства. Для
реализации программы используется комплект учебных пособий: "Экономика
для детей в сказках, играх и задачках. Книга первая. "Белка и
компания"; практическое пособие: задачник рабочая тетрадь
"Путешествие в компании Белки и ее друзей"; методическое пособие
"В помощь учителю экономики".
Поскольку процесс обучения экономике носит характер
спирали, на каждом последующем ее витке расширяется и углубляется ранее
изложенный материал, представляемый на более высоком уровне сложности. Кроме
того, даются новые дополнительные знания, рассматриваются понятия: Ценовая
политика. Маркетинг. Основные виды и формы торговли. Амортизация. Расчеты между
покупателями и продавцами. Формы и виды налогов. Биржа - организационная форма
оптовой торговли. Фондовая биржа как рынок ценных бумаг. Понятие о земельной
ренте. Внешняя торговля - экспорт, импорт. Эффективность производства, развитие
производства. Работу обеспечивает комплект учебных пособий: "Экономика для
детей в сказках, играх и задачках. Книга вторая. "Новые приключения Белки
и ее друзей"; практическое пособие: задачник рабочая тетрадь; методическое
пособие "В помощь учителю экономики".
V. Тематическое планирование
2 класс
№ занятия |
Темы занятий |
Кол-во часов |
1 |
Труд в быту. |
1 |
2 |
Разделение труда в быту. Обмен результатами своего труда. |
1 |
3 |
Работа. |
1 |
4 |
Профессии родителей. Представление о своей семье. Заработная плата как плата за работу. |
1 |
5 |
Домашнее хозяйство. Товар и деньги в домашнем быту. |
1 |
6 |
Понятие о потребностях. |
1 |
7 |
Товары и продукты, необходимые в домашнем хозяйстве. |
1 |
8 |
Понятие о покупателе и продавце. |
1 |
9 |
Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет, минимаркет, и т.д. |
1 |
10 |
Процесс купли-продажи, обмен товара, чека, денег. |
1 |
11 |
Виды денег: монеты, купюры. |
1 |
12 |
Распределение денег в семье. Доходы и расходы. |
1 |
13 |
Понятие услуги. Предприятия бытового обслуживания: химчистка, прачечная, ателье, ремонт обуви, парихмахерская, фотостудия и т.д. |
1 |
14 |
Понятие государственной пошлины. |
1 |
15 |
Налоги. Налогообложение. |
1 |
16 |
Самое первое представление о банке. |
1 |
17 |
Сбережения – накопления. Формы накопления денег. |
1 |
18 |
Вклады. |
1 |
19 |
Свободные деньги. Использование накопленных средств. |
1 |
20 |
Понятие о вложениях. Выгода. |
1 |
21 |
Начальное представление о конкуренции. |
1 |
22 |
Понятие сделки. |
1 |
23 |
Первое понятие о собственных затратах. Экономия собственных затрат. |
1 |
24 |
Понятие убытков. |
1 |
25 |
Соотношение затрат и полученных результатов. |
1 |
26 |
Приусадебное хозяйство. Запасы. |
1 |
27 |
Практическая деятельность семьи. |
1 |
28 |
Самое первое представление о прибыльности какого-либо дела. |
1 |
29 |
Понятие страхования. |
1 |
30 |
Страховой взнос. |
1 |
31 |
Договор. |
1 |
32 |
Условия договора. |
1 |
33 |
Последствия неисполнения договора. |
1 |
34 |
Итоговый обобщающий курс. |
1 |
|
Итого: |
34 |
3 класс
№ занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Задачи |
1 |
1 |
Экономика как наука. |
Дать краткие исторические сведения о возникновении и развитии экономики как результате новых форм взаимоотношений и взаимодействий человека и природы. |
2 |
1 |
Потребности. |
Выяснить основные виды потребностей, умение соотносить потребности с возможностями. |
3 |
1 |
Понятие о товаре. |
Приобрести представление о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ. |
4 |
1 |
Посредничество. |
Дать представление о посредничестве, как особой форме коммерческой деятельности. |
5 |
1 |
Спрос и предложение. |
Развивать культуру экономического мышления. |
6 |
1 |
Понятие собственности. |
Получить представление о собственности и о праве ею распоряжаться, о кредите и кредитоспособности. |
7 |
1 |
Первоначальный капитал. |
Осознать роль банка как посредника на рынке денег, получить представление о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег. Акционерная форма капитала, слияние капиталов и образование акционерных обществ. Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной фирмы. |
8 |
1 |
Производство. |
Дать представление о производстве, о собственных затратах производителя, о его прибыли. |
9 |
1 |
Конкуренция. |
Выявить взаимосвязь между конкуренцией и повышением качества товаров, снижении цен. Морально-этическая сторона вопроса. Формы и способы конкурентной борьбы. |
10 |
1 |
Качество производимой продукции. |
Раскрыть зависимость цены от качества. Гарантии качества со стороны государства через стандарты. Понятие рекламы. |
11 |
1 |
Банкротство. |
Получить представление об акциях, акционерных компаниях, банкротстве как разорении. |
12 |
1 |
Срок платежа. Конфискация имущества. |
Знать о долговых обязательствах, кредитоспособности и мерах наказания за неуплату долгов. |
13 |
1 |
Аукцион. |
Иметь представление об аукционе, распродаже имущества. Уяснить, какие именно предметы выставляют на аукцион. |
14 |
1 |
Коммерческая тайна. |
Дать представление об этике и морали предпринимательства. Познакомить с морально этическим кодексом цивилизованного предпринимателя. (см.методичку с 73) |
15 |
1 |
Прибыль производителя. |
Уяснить понятие «честная прибыль», расширение словарного запаса синонимами (доход, выгода, профит, прибыток, выручка, барыш). |
16 |
1 |
Сырьё. |
Осознание того, что столкновение различных экономических интересов порождает сложные жизненные коллизии, проблему нравственного выбора. |
17 |
1 |
Материальные и трудовые затраты. |
Получить представление о том, из чего складывается торговая прибыль. |
18 |
1 |
Понятие о монополии. |
Познакомиться с формами и видами монополий, с конкуренцией на уровне монополий. Осознать, что монополия – главный враг конкуренции. |
19 |
1 |
Спрос и предложение. |
Получить представление о спросе и предложении, об их взаимосвязи с ценой. Дефицит и перенасыщение рынка товаров и услуг. |
20 |
1 |
Контракт. |
Получить представление о контракте как способе юридического оформления сделки. |
21, 22 |
1 |
Таможня. Таможенные пошлины. |
Знакомство с различными видами пошлин: на импорт, на экспорт, транспортные расходы. |
23 |
1 |
Корпорация. |
Познакомиться с видами объединения предприятий для ведения совместной деятельности. |
24 |
1 |
Концерн.
|
|
25 |
1 |
Консорциум.
|
|
26 |
1 |
Дефицит. |
Уяснение сути нового экономического понятия. |
27, 28 |
2 |
Страховой фонд. |
Учить детей видеть экономическую целесообразность, перспективность данной идеи. |
29 |
1 |
Налоги. |
Получить представление о видах налогов, источниках налогов, использовании налоговых средств. Обратить внимание на ряд «бесплатных» услуг. (обучение, лечение) |
30 |
1 |
Рынок сбыта. |
Получить представление об оптовой и розничной формах торговли. |
31, 32 |
2 |
Планирование. |
Осознание того факта, что экономика – это точный расчет, знание основных экономических понятий, знаков, категорий. |
33, 34 |
2 |
Резерв.
|
|
4 класс
Тема |
Кол-во часов |
Новые понятия «Справочное бюро» |
Знания, умения, навыки |
|
Путешествие в сказочный лес Белки и её друзей |
1 |
|
Открытие фирмы «Белка и К°» |
|
Этика и мораль предпринимательства |
1 |
Этика и мораль |
Морально-этический кодекс цивилизованного предпринимателя - как развитие представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали. |
|
Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль. |
1 |
Цена товара, прибыль, ассортимент |
-о товаре как о благе, используемом владельцем для обмена с целью получения других благ, -о потребителе, о том, кто потребляет товар, -о собственных затратах, -о прибыли как разнице между выручкой от продаж товаров и услуг и затратами необходимыми для производства и продажи этих товаров и услуг |
|
Реклама как коммерческая информация. |
1 |
Реклама, эксклюзивное право |
Составить рекламный лозунг для Белкиного производства и выделить орфограммы о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос, |
|
Формы и этические нормы рекламы. |
1 |
Маркетинг, конъюнктура рынка, товар-лидер, неустойка |
||
Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная. |
1 |
Оптовый торговец, оптовая цена, договор |
о торговле как особом роде
деятельности, |
|
Понятие о товаре. |
1 |
Розничная цена, производитель |
Изготовление подарочной
упаковки Пыхти для яблочного сыра-о производителе, о том, кто производит
товар, |
|
Собственные затраты; цена и прибыль. |
1 |
|
|
|
Материальные и трудовые затраты. |
1 |
Амортизация |
об увеличении прибыли за счет снижения затрат, |
|
Контракт как способ юридического оформления сделки. |
1 |
Консигнация, контракт |
|
|
Убытки |
1 |
Компенсация, тара, арбитраж, арбитражный суд |
р/р «Как Волку, Барсуку и Вороне пришлось обратиться в арбитражный суд» |
|
Расчет |
1 |
Безналичный расчет, концерн, бартер, наличный расчет |
|
|
Акционерная форма капитала. Слияние капиталов и образование акционерных обществ. Паевой взнос. Акции. Дивиденд как часть чистой прибыли акционерной формы. Акционер. Учредители. |
1 |
Фондовая биржа, акция, дивиденд, курс акций, брокер |
об
акциях, об акционерных компаниях, |
|
1 |
Общее собрание акционеров, правление, реорганизация |
о контрольном пакете акций как способе осуществления
финансового контроля, |
||
1 |
Номинальная стоимость |
о курсе акций и их номинальной стоимости |
||
Понятие налога. Виды налогов. |
1 |
Налоги, налоговая система, налогообложение |
о налогах, |
|
1 |
Бюджет, налог на прибыль, фонд |
|
||
1 |
Налоговая ставка, подоходный налог, налоговая инспекция |
|
||
Бюджет семьи |
1 |
Бюджет семьи |
|
|
Источники налогов |
1 |
|
|
|
Понятие собственности. Собственность и право распоряжаться ею. |
1 |
Аренда, рента, земельная рента |
о
собственности и о праве ей распоряжаться, |
|
Таможня и таможенные пошлины. Пошлины на импорт и пошлины на экспорт. Транспортные расходы |
1 |
Лицензия, пошлина, таможенная пошлина |
о таможенных
пошлинах как разновидности налогов, взимаемых государством с товаров,
провозимых через границу, |
|
Внешняя торговля |
1 |
Экспорт, импорт, импортная квота, субаренда |
|
|
1 |
|
|
||
Прибыль производителя. |
1 |
Прибыльность |
о производителе, о собственных затратах
производителя, |
|
Прибыль производителя |
1 |
|
||
Урок игра «В гостях у Пыхти» |
1 |
|
||
Обобщение изученного |
1 |
|
||
Экономическая викторина |
1 |
|
||
Игра-соревнование «Экономический калейдоскоп» |
1 |
|
||
Экскурсия в банк |
1 |
|
||
Выпускной бал юных экономистов |
1 |
|
Выдача Почетных дипломов от Белки, от Фукса, от Пыхти, от Шмыга |
|
Обобщающее повторение |
2 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.