Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)
Оценка 4.9

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
8 кл
03.04.2017
Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приёмы словесного выражения содержания. Рабочая программа состоит из 8 разделов: Раздел 1. Пояснительная записка; Раздел 2. Общая характеристика элективного курса; Раздел 3. Место элективного курса в учебном плане; Раздел 4. Требования к уровню подготовки обучащихся по данной программе; Раздел 5. Содержание учебного курса; Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; Раздел 7. Планируемые результаты изучения элективного курса; Раздел 8. Календарно- тематическое планирование.
8_уроки словесносТИ.doc
Рабочая программа по элективному курсу «Уроки словесности»  для  8 класса на 2015­2016 учебный  год                                                                                                                            Лаушкина Екатерина Михайловна Учитель русского языка и литературы Рабочая   программа   по   элективному   курсу   «Уроки   словесности»   для   8   класса  составлена   на   основе  следующих документов: Раздел 1. Пояснительная записка  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения от 17.12.2010 г. № 1897   для 5­9 классов;  примерной образовательной программы основного общего образования по русскому языку; авторской программы Львовой С.И «Уроки словесности»,  Программы элективных курсов по русскому языку для 7­9 классов, М.: Мнемозина, 2008 г., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.   Сроки реализации программы: 2015­2016 учебный год  Формы контроля уровня достижений учащихся:      текущие оценки итоговые оценки тестирование cоздание собственных произведений анализ текста. Количество часов в год (в неделю), на которое рассчитана рабочая программа.  На освоение содержания программы в 8 классе федеральным базисным учебным планом отведен 1 час в неделю, т.е.  35  часов в год. Основные цели и задачи изучения словесности 1.Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком. 2.Формирование   основного   читательского   умения:   воспринимать   произведение   в   единстве   его   содержания   и   словесной   формы выражения содержания. 3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка. 4.Развитие навыков лингвистического анализа художественного текста. 5.Создание самостоятельного высказывания с использованием изученных художественных средств.   Раздел 2. Общая характеристика     элективного курса Предлагаемая программа  представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приёмы   словесного   выражения   содержания.   Теоретические   сведения   рассматриваются   в   определённой   системе;   сущность   этой   системы составляет единство языка, выражающего определённое содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка.  В программу вошёл ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. На уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы. Кроме известных учащимся понятий, в программу включён ряд новых понятий, например понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и др. При этом теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учениками в их собственных высказываниях. Программой рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Поэтому сначала изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идёт о произведении словесности. Каждый   раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работ над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях. В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения – сказки, рассказа, сценки и др. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.  Изменения, внесенные в текст авторской программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного предмета.  На освоение содержания программы в 8 классе федеральным базисным учебным планом отведено 1 час в неделю, т.е.  35 часов в год, программа рассчитана на 34.  Для наилучшего усвоения материала учащимися добавлен час  на тему «Тестирование» Раздел Изобразительные По программе 14 По плану 15 Изменения  +1 ресурсы словообразования    русского Объяснение Контроль   за успеваемостью Раздел 3.     Место элективного курса в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение элективного курса  в 8 классе отводится 1 час. Рабочая программа предусматривает обучение элективного курса «Уроки словесности» в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом  уровне. Раздел 4.       Требования к уровню подготовки обучащихся по данной программе Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы  ООО.   В 8 классе ученики должны знать:  важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования; уметь: различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении;  видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка; понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.  Таким образом, изучение базовых понятий, основ русской словесности в 8 классе должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно   понимать   выраженный   в   словесной   форме   идейно­художественный   смысл   произведений   и   применять   в   собственных высказываниях   изученные   приёмы   словесного   выражения   содержания.   Творческое   овладение     богатствами   родного   языка   и   освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника. Раздел 5.  Содержание учебного  курса 5.1 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Раздел учебного курса, темы Количество часов Тестирование Изобразительные ресурсы русского словообразования  1. Морфема и её значение  Словообразовательный повтор  Внутренняя форма слова Окказионализмы  15 ч. 2 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Тестирование Лексическое богатство русского языка  Слово в художественном тексте  Переносное значение слова  Многозначные слова  Омонимы, синонимы, антонимы  Лексика ограниченного употребления  Фразеологизмы Итого  1ч. 20 ч.  1 ч. 8 ч. 2 ч. 4 ч. 2 ч. 3 ч. 35 1 1 5.2 Содержание  тем элективного курса Изобразительные ресурсы русского словообразования (14 ч.) Морфема и её значение (2 ч.) Свойства   русского   словообразования,   определяющие   его   богатство   и   разнообразие.   Морфемные(с   помощью   морфем)   и неморфемные(неморфологические) способы словообразования. Морфема   как   значимая   часть   слова.   Стилистические   приёмы,   основанные   на   семантике   морфем   (семантизация   морфем,   т.е привлечение внимания к значению морфемы). Основные   способы   привлечения   внимания   к   значению   морфем:   графическое   выделение,   употребление   морфем   в   качестве самостоятельных слов. Словообразовательный повтор (4 ч.) Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды  словообразовательных повторов: повтор служебных частей слова (приставок.   суффиксов),   однокоренных   слов.,   слов,   образованных   по   одной   словообразовательной   модели.   Анафора   как   разновидность словообразовательного повтора. Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Паронимы и паронимическое противопоставление. Слова субъективной оценки как изобразительный приём. Внутренняя форма слова (4 ч.) Внутренняя   форма   слова   как   объяснимость   производных   слов   значением   составляющих   морфем.   Этимологизация   как   средство выражения иронии, сарказма, детской наивности восприятия мира. Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. Окказионализмы (4 ч.) Словообразовательная   модель   как   источник   пополнения   словарного   состава   языка.   Индивидуально­авторские   образования (окказионализмы). Использование окказионализмов в изобразительных целях. Анализ фонетических, пунктуационных, орфографических, словообразовательных особенностей художественного текста. Лексическое богатство русского языка (20 ч.) Слово в художественном тексте (1 ч.) Лексическое  богатство русского  языка.  Пути обогащения словарного  состава  языка:  словообразование,  изменение значения  слов, заимствование. Лексический повтор и его виды: анафора, эпифора, их функция в тексте. Переносное значение слова (8 ч.) Прямое и переносное значение слова. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха. Поэтизмы и слова­символы в поэтической речи. Многозначные слова (2 ч.) Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции этого приёма: создание комического эффекта; выражение иронии, сарказма; речевая характеристика  героя. Омонимы, синонимы, антонимы (4 ч.) Виды  омонимов,  их  использование  в  произведении   для  усиления  изобразительности,   заострения внимания  к  значению   слова,  для создания комического эффекта. Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов. Стилистическое   употребление   синонимов   и   антонимов   в   речи.   Контекстуальные   синонимы   и   антонимы.   Антитеза   и   оксюморон, языковые средства их создания. Лексика ограниченного употребления (2 ч.) Диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы как средство речевой характеристики героя. Основные требования к использованию лексики ограниченного употребления в тексте: уместность. Понятность, умеренность. Приёмы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов: объяснения в сноске, в скобках. Устаревшие слова. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Особенности употребления старославянизмов в текстах. Фразеологизмы (3 ч.) Стилистическое использование фразеологизмов в речи как средства эмоциональной характеристики персонажей. Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов) в художественном тексте. Раздел 6. Учебно­методическое обеспечение образовательного процесса        Для учащихся Внешность человека: Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа // Е.В. Михайлова. – Великий Новгород, 2004 Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности /А.И.Горшков. – М., 1995 Граник Г.Г.Секреты пунктуации / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко. – М., 1986. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь / А.П. Квятковский. – М., 1998. Львова С.И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 – 11 классов / С.И. Львова. – М., 2006. Солганик Г.Я. От слова к тексту / Г.Я. Солганик. – М., 1993 Шанский Н.М. Занимательный русский язык. В 2 ч. / Шанский Н.М. – М., 1996 Для учителя Анненков Е.И. Анализ художественного произведения / Е.И. Анненков.­ М., 1987. Бобылёв Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текста / Б.Г. Бобылёв. – Орёл, 2003. Купина Н.А. Филологический анализ художественного текста: Практикум / Н.А. Купина. – М., 2003. Львова С.И. Уроки словесности в 7 – 9классах: Программа, планирование, материалы к урокам / С.И. Львова. – М., 1996. Львова С.И. Уроки словесности. 5 – 9 классы / С.И. Львова. – М., 1996 Раздел 7. Планируемые результаты изучения элективного курса К концу 8 класса обучающиеся должны:  ­ углубить знания по фонетике, лексике, словообразованию и грамматике языка;  ­ умело использовать в речи и собственных текстах различные языковые   средства;  ­ приобрести навыки лингвистического анализа текста;  ­ выразительно читать художественный текст;  ­ закрепить владение языковым анализом художественного текста;  ­ создавать творческие работы. Раздел 8. Календарно­ тематическое планирование № п/п Дата пла н факт Тема раздела, урока Основные понятия Кол­ во  часо в Оборудован ие Изучаемые  дидактические  единицы Повторен ие Домашн ее  задание Изобразительные ресурсы русского словообразования (14 ч.) 1. 1.  2. 2.  3. 4. Свойства русского словообразования,  определяющие его богатство и  разнообразие.  В3 Стилистические приёмы, основанные  на семантике морфем. Основные  способы привлечения внимания к  значению морфем. 1 1 Морфема и ее значение(2 ч.) Основные способы  привлечения внимания к  значению морфем.  Морфемные и неморфемные способы словообразования. Основные способы  привлечения внимания к  значению морфем:  графическое выделение,  употребление морфем в  качестве самостоятельных  слов. Раздаточный материал  Морфема как  значимая часть слова. Части слова  Морфем ный  разбор  слов Раздаточный материал Семантизация морфем, т.е привлечение  внимания к значению  морфемы Морфема Морфем ный  разбор  слов Словообразовательный повтор. А1 Словообразовательный повтор (4 ч.) 1 Виды  словообразовательных повторов. Раздаточный материал Способы  словообразо вания Записи в  тетради  Повтор служебных  частей слова  (приставок.  суффиксов),  однокоренных слов,  слов, образованных по  одной  словообразовательной  модели. Анафора как разновидность  словообразовательного повтора. 1 Повтор однокоренных слов  как изобразительное  средство Раздаточный материал Повтор  Индивид уальные  задания 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Паронимы и паронимическое  противопоставление. 1 Паронимия Раздаточный материал Паронимические пары Слова субъективной оценки как  изобразительный приём. Внутренняя форма слова.   А2 Внутренняя форма слова.   Этимологизация.  В3 Внутренняя форма слова.   Этимологизация.   Внутренняя форма слова.   Ассоциативные каламбуры Окказионализмы В2,  В4 1 1 1 1 1 1 Субъективность оценки Внутренняя форма слова(4ч.) Внутренняя форма слова.   Раздаточный материал Прием обыгрывания  внутренней формы слова Раздаточный материал Прием обыгрывания  внутренней формы слова Ассоциативные каламбуры Раздаточный материал Раздаточный материал Внутренняя форма  слова  как  объяснимость  производных слов  значением  составляющих морфем Этимологизация как  средство выражения  иронии, сарказма,  детской наивности  восприятия мира. Ассоциативные  каламбуры,  построенные на  ошибочном толковании внутренней формы  слова. Записи в  тетради, составит ь  словарн ый  диктант  с  пароним ами Записи в  тетради Записи в  тетради Словообразо вательный  повтор Каламбур  Паронимиче ское  противопост авление Формы  слова  Записи в  тетради Внутренняя  форма слова Записи в  тетради.  Этимологиза ция.   Записи в  тетради. творческ ое  задание Окказионализмы (4ч.) Индивидуально­авторские  образования  Раздаточный материал Словообразовательная  модель как источник  Каламбур  Записи в  тетради 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Использование окказионализмов в  изобразительных целях. Анализ фонетических,  пунктуационных, орфографических,  словообразовательных особенностей  художественного текста. Анализ фонетических,  пунктуационных, орфографических,  словообразовательных особенностей  художественного текста. Тестирование  1 1 1 1 (окказионализмы). Окказионализм Фонетические,  пунктуационные особенности художественного текста. Словообразовательные ,  орфографические  особенности  художественного текста. Раздаточный материал Раздаточный материал Раздаточный материал Редакция, речевая ошибка  Текст  пополнения словарного состава языка.  Изобразительно­ выразительные  средства Фонетические,  пунктуационные  особенности  художественного  текста. Словообразовательные  , орфографические  особенности  художественного  текста. Лексическое богатство русского языка (20 ч.) Слово в художественном тексте (1 ч.) Пути обогащения словарного состава языка. Анафора,  эпифора, ее виды Раздаточный материал Словообразование,  изменение значения  слов, заимствование. Записи в  тетради Проанал изироват ь худ.  текст Проанал изироват ь худ.  текст Неологизм  Словообразо вательные  средства Фонетическ ие  особенности худ.текста Паронимы  Особенност и  художествен ного текста Подгото виться к  лингв.  анализу Заимствован ие Записи в  тетради Лексическое богатство русского  языка. Лексический повтор и его виды Прямое и переносное значение слова.  А6, А7 Прямое и переносное значение слова.  А6, А7 1 1 1 Переносное значение слова (8ч.) Основные виды тропов Основные виды тропов Раздаточный материал  Раздаточный материал Раздаточный материал Метафора. Метонимия Метафора  Подобра ть  примеры из худ.  текстов 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Прямое и переносное значение слова.  А6, А7 Основные виды тропов. Основные виды тропов. Основные виды тропов. Основные виды тропов. Поэтизмы   и   слова­символы   в поэтической речи. Стилистическое использование  многозначных слов А5 Многозначные слова. Стилистическое  использование многозначных слов 1 1 1 1 1 1 1 1 Основные виды тропов Раздаточный материал Олицетворение  Метонимия  Подобра Основные виды тропов Раздаточный материал Эпитет, антономазия,  гипербола Олицетворе ние  Основные виды тропов Раздаточный материал Метафора, метонимия, синекдоха Антономази я  Основные виды тропов Раздаточный материал Олицетворение ,аллегория Основные  виды тропов ть  примеры из худ.  текстов Подобра ть  примеры из худ.  текстов Подобра ть  примеры из худ.  текстов Раздаточ ный  материа л Раздаточ ный  материа л Подобра ть  примеры из худ.  текстов Основные виды тропов Поэтическая речь Многозначные слова(2ч.) Многозначные слова Раздаточный материал Раздаточный материал Раздаточный материал Основные функции приёма  намеренного сталкивания  Раздаточный материал Сравнение и метафора Основные  виды тропов Поэтизм,символ Аллегория Приём намеренного  сталкивания различных значений многозначных слов. Создание комического  эффекта; выражение  Поэтизм Паронимы  Записи в  тетради Записи в  тетради 27. 28. 29. 30. 31. Омонимы, синонимы, антонимы  В 1, А4 Омонимы, синонимы, антонимы  Каламбур как словесная игра,  основанная на юмористическом  использовании многозначных слов и  омонимов. Стилистическое  употребление синонимов и антонимов  в речи. Антитеза и оксюморон, языковые  средства их создания. С2.2 1 1 Виды омонимов, их  использование для усиления  изобразительности,  заострения внимания к  значению слова, для создания комического эффекта. Контекст Раздаточный материал Раздаточный материал Контекстуальные  синонимы и антонимы 1 Антитеза, оксюморон Раздаточный материал Речевая  характерист ика героя Омонимы,  синонимы,  антонимы  Каламбур  Лексика ограниченного употребления (2 ч.) Диалектизмы, жаргонизмы,  профессионализмы Основные  требования к использованию лексики  1 Диалектизмы, жаргонизмы,  профессионализмы как  средство речевой характ.  Раздаточный материал Приёмы разъяснения  значения  диалектизмов,  Антитеза и  оксюморон различных значений  многозначных слов. иронии, сарказма;  речевая  характеристика  героя. Омонимы, синонимы, антонимы(4 ч.) 1 Омонимия, синонинимия,  антонимия Раздаточный материал Омонимы, синонимы,  антонимы  Многозначн ые слова Записи в  тетради Подобра ть  примеры из худ.  текстов Подобра ть  примеры из худ.  текстов Создани е текста  с  использо ванием  каламбу ра  (проверо чная  работа) Подобра ть  примеры ограниченного употребления 32. Устаревшие слова 33. 34. 35. Фразеологизмы  В6 ­ В9 Фразеологизмы  Фразеологизмы  1 1 1 1 героя. Понятность,  умеренность. Приёмы разъяснения  значения диалектизмов,  профессионализмов:  Фразеологизмы (3ч.) Фразеологизм Раздаточный материал профессионализмов: объяснения в сноске, в  скобках. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Особенности  употребления  старославянизмов в  текстах. Диалектизм ы Раздаточный материал Фразеологические  единицы Профессион ализмы  Стилистическое  использование  фразеологизмов в речи как  средства эмоциональной  характеристики персонажей. Раздаточный материал Раздаточный материал Экспрессивное  использование  пословиц, поговорок,  литературных цитат  (крылатых слов) в  художественном  тексте. Историзмы  и архаизмы Лексич.  Богатство  русского  языка в худ.  текстах Подобра ть  примеры из худ.  текстов Подобра ть  примеры из худ.  текстов Подобра ть  примеры из худ.  текстов

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)

Рабочая программа по элективному курсу "Уроки словесности"( 8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017