Рабочая программа по факультативному курсу «Практическая грамматика» для 7 класса
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
7 кл
20.04.2019
Уровень образования – базовый
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5-7 классов Т.А.Ладыженской и др. - М.: Просвещение, 2014 .
Практическая грамматика рус 7.docx
Департамент образования Администрации Пуровского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» п. Сывдарма Пуровского района
Рассмотрено
Принято Утверждаю
на заседании МО педагогическим советом
Протокол №1
от «___» августа 2018г
гуманитарного цикла
Протокол № 1
от «___» августа 2018 г
Руководитель МО
________Е.В.Мырзак
Приказ № _89__
от 01.09.2018г
Директор МБОУ «СОШ№2»
п. Сывдарма
______Ю.А. Кузьмич
Рабочая программа
по факультативному курсу «Практическая грамматика»
для 7 класса
Всего 35 часов (1 ч. в неделю)
Уровень образования – базовый
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной
программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 57 классов Т.А.Ладыженской и др. М.:
Просвещение, 2014 .
Срок реализации программы – 20182019 учебный год
Учебник: Русский язык.7 класс./Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2015
О.Н. Иванова, учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
п.Сывдарма
20182019 учебный год Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.
Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка,
познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому
языку для 511 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и
навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию
орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа
предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над
ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и
анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного)
общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 59 классов», М., 2014 г.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного
запаса.
Задачи:
повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 56 классы,
расширить и углубить полученные ранее знания;
систематизировать и обобщить полученные знания;
заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Содержание программы.
Содержание данной программы составляет два круга вопросов:
1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;
2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует
темам, изучаемым на уроках. В первую очередь расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Учащиеся
начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и
самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с
наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове является работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на
уроках не встречаются.
Основные методы и приёмы работы:
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
создание проблемной ситуации;
анализ текстов различных стилей и типов;
работа с тестами;
различные виды грамматического разбора;
работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
создание таблиц, схем, алгоритмов;
обсуждение, диалог;
работа по карточкам;
написание и редактирование орфографических диктантов;
самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и
поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
находить в словах изученные орфограммы,
обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
находить и исправлять орфографические ошибки;
правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Содержание тем учебного курса:
Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных.
Правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание согласных «фонемные « и « нефонемные» правила.
Правописание ъ и ь.
Правописание приставок.
Удвоенные согласные. Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в суффиксах.
Литература
1 Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. М., 2014.
2 Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
3 СПб, 2016.
4 Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 1011 классов) // Программнометодические
материалы: Русский язык.1011 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2014.
5 Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 79 классов. – М.,2014.
6 Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2015.
7 Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2014.
8 Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 2014.
9 Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2016. Тема
Содержание занятия
Возникновение письменности. Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в
Орфография как раздел науки
о языке. Основные принципы
русской орфографии.
Тайна фонемы.
Ударение под гласной может
сделать букву ясной.
Коварные словарные слова.
Орфографический словарь –
наш главный помощник.
Проверь себя. Тест №1.
Опасные согласные.
Звонкие и глухие согласные
Разделительный Ъ
Разделительный Ь
Слитно, раздельно, через
дефис
русском языке буквами.
Орфография раздел науки о языке. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Основные принципы
русской орфографии.
Смыслоразличительная роль звуков.
Образование звуков, определение сильной и слабой позиций в слове.
Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся.
Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне
слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.
Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом.
Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте.
Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).
Работа со словарем.
Работа с тестом
Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.
Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения.
Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в
существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких
прилагательных с основой на шипящую.
Правописание ПОЛ со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных
прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и
раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Не с разными частями речи
Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное написание приставки НЕДО со словами.
Н и НН в суффиксах
прилагательных,
причастий
Н в кратких причастиях
Способы образования
сложных слов.
Решение орфографических
задач.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных.
Одна буква Н в кратких причастиях.
Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (Е).
Способы образования сложных слов.
Работа по карточкам
20 Проверь себя. Тест №2.
21 История образования и
Работа с тестом
Беседа. Выполнение упражнений
Рабочая программа по факультативному курсу «Практическая грамматика» для 7 класса
Рабочая программа по факультативному курсу «Практическая грамматика» для 7 класса
Рабочая программа по факультативному курсу «Практическая грамматика» для 7 класса
Рабочая программа по факультативному курсу «Практическая грамматика» для 7 класса
Рабочая программа по факультативному курсу «Практическая грамматика» для 7 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.