В программе описаны формы, методы и приемы обучения детей в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений. Данная программа написана для воспитателей дошкольных учреждений, которые работают по программе "От рождения до школы". Я думаю программа будет незаменимым помощником в работе.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города РостованаДону «Детский сад №175»
(МБДОУ)
Рабочая программа по ФЭМП
для детей 6 – 7 лет
авторы Помораева И. А., Позина В. А.
(в рамках УМК основной образовательной программы
«От рождения до школы»)
(подготовительная к школе группа)
Авторы – составители:
Городецкая С. В.2018 – 2019 гг.
Нормативные основания рабочей программы:
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно –
правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 г. № 1155);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным
программам дошкольного образования (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №
1014);
Методические рекомендации по использованию Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования при разработке
образовательной программы дошкольного образования в
образовательной организации (письмо Министерства общего и
профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. №
24/4.1.15025/М);
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо
по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02501.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01
№0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);
Устав МБДОУ № 175
Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175Особенности детей старшей группы «Радуга»
На начало учебного года в группе 37 человек – 18 девочек (45%) и 25 мальчиков
(55%). Старшая группа от 5 до 6 лет.
По результатам мониторинга здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год:
16 детей имеют I группу здоровья;
26 детей имеют II группу здоровья из них: 3 ребенка IIб; 1 ребенок IIа;
1 ребенок имеет III группу здоровья.
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 36 семей (88%) – полные семьи,
5 семей (12%) – неполные семьи.
Уровень жизни детей удовлетворительный.
Анализ этнического состава воспитанников группы:
русские – 41 семья (95%),
другой национальности – 2 семьи (5%).
В ходе проведения диагностики ребята ответственно выполняли задания, отвечали
на вопросы охотно.
По итогам диагностики программа усвоена детьми на достаточном уровне 75%,
однако в группе имеются 3 % детей, показавших по итогам диагностики, низкий уровень
усвоения программного материла, так как причиной является частое отсутствие по
болезни.
Наиболее низкие результаты по образовательным областям 15%, 19% показали
области – социально – коммуникативное и физическое развитие. Следовательно, больше
внимания будем уделять этим областям детей. А также в индивидуальном порядке будем
больше заниматься с детьми, показавшими низкий уровень усвоения программного
материала.
На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились
дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности.
Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского
сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в
воспитании и развитии детей.Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность,
любят слушать чтение книг. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее
звуковая сторона.
Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об
окружающем пополняется.
Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению,
танцам. С удовольствием занимаются физической культурой.
В течение этого учебного 20182019 года будут также продолжаться регулярные
занятия и наблюдения, которые позволят достаточно объективно оценить присущие
возрасту достижения и знания ребенка и к концу года.
Пояснительная записка
Важное значение в познавательном развитии детей имеет
формирование элементарных математических представлений. Целью
элементарной математике является формирование основ интеллектуальной
культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и
вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к
количественным отношения предметов и явлений окружающего мира.
Направленность программы – познавательное развитие детей.
Основные задачи по формированию элементарных математических
представлений:
Количество и счет. Развивать общие представления о множестве:
умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные
части множества, в которых предметы отличаются определенными
признаками.
Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из
множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между
отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его
частью на основе счета, составления пар предметов или соединения
предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в
пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Знакомить с числами второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7
больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое
число на 1 (в пределах 10).Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет),
последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой,
определять пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух
меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей
(различение, набор и размен монет).
Учить на наглядной основе составлять и решать простые
арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на
вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться
знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета
принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета
(бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно
обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две
части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и
части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить
измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с
помощью условной меры (бумаги в клетку).
Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью
условной меры.
Дать представления о весе предметов и способах его измерения.
Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на
ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса,
объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их
элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и
четырехугольника), о прямой линии, отрезке, прямой.Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного
положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по
размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких
треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов —
один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков —
четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.;
конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их
характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по
собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей;
воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным
образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на
ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради,
книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном
направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху,
внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом
нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Развивать способность к моделированию пространственных отношений
между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую
пространственные отношения объектов и направление их движения в
пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз;
самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные
обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о
времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности
всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до»,
«после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою
деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных
временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).Объем программы составляет 64 (академических) часов, занятия
проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми
подготовительной группы осуществляется в первой половине дня в
соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной
деятельности проводятся физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
НОД (занятия)
беседы,
наблюдения,
игровые занятия,
решение ребусов, задач, головоломок.
Условия реализации:
Предметно – пространственная развивающая среда в группе,
организованная в виде разграниченных зон: центров игровой деятельности (все
виды игр, предметызаместители); центр исследовательской деятельности
(экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной
деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр
занимательной математики и др. В работе таких центров царит атмосфера
психологической творческой свободы, возможности проявить свою
индивидуальность, реализовать свой выбор. Центры оснащены развивающими
материалами:
1. Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной
деятельности,
2. Набор материалов и оборудования для познавательно
исследовательской деятельности: объекты для исследования в
действии, образно – символический материал и т.д.
Формы, методы и приёмы работы по ФЭМП в подготовительной к школе
группе:
Формы
Способы
Методы и приемыработы
НОД
Групповые
Подгрупповые
Совместная
деятельность
Подгрупповые,
индивидуальные
Самостоятельн
ая
деятельность
(наглядные, словесные, практические, наглядно
практические, игровые)
сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация,
сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.
рассказ, беседа, описание, указание и объяснение,
вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных
предметов, картин, действия с числовыми карточками,
цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные
игры.
Игровые упражнения
Игры (дидактические, подвижные)
Показ
Напоминание
Объяснение
Обследование
Наблюдение
Экспериментирование
Развивающие игры
Проблемные ситуации
Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
Игрыэкспериментирования
Игры с использованием дидактических материалов
Наблюдение
Интегрированная детская деятельность
(включение ребенком полученного сенсорного опыта в
его практическую деятельность: предметную,
продуктивную, игровую)
В подготовительной группе продолжительность занятия изменяется
незначительно по сравнению со старшей (25 – 30 минут), но заметно
увеличивается объем знаний и темп работы.
В подготовительной группе наглядные, словесные и практические
методы и приемы обучения используются в комплексе. Дети способны понять
познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в
соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их
познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся
знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на
поставленный вопрос, и возникает потребность узнать чтото новое, научиться
новому.Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить
какуюлибо игровую или практическую задачу.
Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом,
мы ставим задачи проверить, научиться, узнать новое и т. п.
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев
осуществляется предложением детям задач, в содержании которых
отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в
решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение
знаний.
В пристальном внимании нуждаются дети, нерегулярно посещающие
детский сад по болезни или другим причинам, ослабленные, имеющие низкую
работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и
педагогически запущенные. С такими детьми должны проводиться
индивидуальные занятия в форме игры и игровых упражнений, а на занятиях
использовать методы и приемы технологии дифференцированного обучения.
Можно сделать следующий вывод: использование различных методов и
приемов при формировании элементарных математических представлений
зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных
особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую
особенность, что для более эффективного обучения детей математике
необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей
дошкольного возраста
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе
контрольнодиагностических занятий 2 раза в год.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение
усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование
традиционных форм работы с родителями: родительские собрания,
консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а
также интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада.
Планируемые результаты
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие
общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные
его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения междуцелым множеством и различными его частями (частью), находить части
целого множества и целое по известным частям.
Считать до десяти и дальше (количественный и порядковый счет в
пределах 20).
Называть числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого
числа натурального ряда (в пределах 10).
Соотносить цифру (09) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание,
пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, , =).
Различать величины: длину, ширину, высоту, объем (вместимость),
массу (вес предметов) и способы их измерения.
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и
сыпучих тел с помощью условных мер. Понимать зависимость между
величиной меры и числом (результатом измерения).
Делить предметы, фигуры на несколько равных частей. Сравнивать
целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
Различать и называть: отрезок, угол, круг, овал; многоугольники
(треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб,
цилиндр. Проводить их сравнение.
Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по
условию и конечному результату, составлять из алых форм большие.
Сравнивать предметы по форме, узнавать знакомые фигуры в предметах
реального мира.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист,
страница, плоскость стола), обозначать взаимное расположение и
направление движения объектов, пользоваться знаковыми
обозначениями.
Определять временные отношения (день, неделя, месяц), время по
часам с точностью до часа.
Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел
первого пятка из двух меньших.
Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к
предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Монеты достоинством 1,2,5,10 рублей, 10 копеек.
Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели,
времен года.Содержание программы
Дата
Сентябрь
№
занятия
1
2
3
4
5
Вид и тема
• Упражнять в делении множества на части и объединении его
частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость
между множеством и его частью.
• навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на
вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
• Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5.
• умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать
и называть их.
• умение различать и называть знакомые геометрические
фигуры.• представления о взаимном расположении предметов в
пространстве (в ряду): слева, справа, до, после, между, перед,
за, рядом.
• умение последовательно определять и называть дни недели.
• Познакомить с цифрами 1 и 2 и учить обозначать числа
цифрами.
• Упражнять в навыках количественного счета в прямом и
обратном порядке в пределах 10.
• Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги,
определять стороны и углы листа.
• Совершенствовать представления о треугольниках и
четырехугольниках.
• Познакомить с цифрой 3.
• Учить называть предыдущее и последующее число для
каждого числа натурального ряда в пределах 10.
• Совершенствовать умение сравнивать 10 предметов (по
длине, ширине, высоте), располагать их в возрастающем и
убывающем порядке, обозначать результаты сравнения
соответствующими словами.
• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
• Познакомить с цифрой 4.
• Закреплять представления о количественном составе числа 5
из единиц.
• Закреплять умение сравнивать два предмета по величине
(длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из
сравниваемых предметов.
• Развивать умение обозначать в речи свое местоположение
относительно другого лица.
• Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц.
• Познакомить с цифрой 5.
• Закреплять умение последовательно называть дни недели.
• Продолжать формировать умение видеть в окружающих
предметах форму знакомых геометрических фигур.
Колво
часов:
1
1
1
1
1Октябрь
1
2
3
4
5
6
1
1
1
1
1
1
• Продолжать учить составлять число 6 из единиц.
• Познакомить с цифрой 6.
• Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей,
учить понимать соотношение целого и частей, называть и
показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна
восьмая и т. д.).
• Развивать умение двигаться в пространстве в соответствии с
условными обозначениями.
• Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц.
• Познакомить с цифрой 7.
• Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей;
учить понимать соотношение целого и частей, называть и
показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна
восьмая и т. д.).
• Закреплять представления о треугольниках и
четырехугольниках.
• Закреплять умение последовательно определять и называть
дни недели.
• Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц.
• Познакомить с цифрой 8.
• Закреплять последовательное называние дней недели.
• Развивать умение составлять тематическую композицию по
образцу.
• с составом числа 9 из единиц.
• с цифрой 9.
• Совершенствовать умение называть числа в прямом и
обратном порядке от любого числа.
• Развивать глазомер.
• Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги,
определять и называть его стороны и углы.
. • Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц.
• Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
• Развивать понимание независимости результата счета от его
направления.
• Дать представление о весе предметов и сравнении их путем
взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения
словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.
• Развивать умение группировать геометрические фигуры по
цвету и форме.
• с составом числа 10 из единиц.
• с цифрой 0.
• Продолжать учить находить предыдущее число к названному,
последующее число к названному.
• Уточнить представления о весе предметов и относительности
веса при их сравнении.
• Формировать представления о временных отношениях и учить
обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше,
позже.7
8
Ноябрь
1
2
3
4
• Продолжать учить составлять число 10 из единиц.
• Познакомить с обозначением числа 10.
• Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в
пределах 10.
• Дать представление о многоугольнике на примере
треугольника и четырехугольника.
• Закреплять умение ориентироваться в пространстве с
помощью условных обозначений на плане, определять
направление движения объектов, отражать в речи их
пространственное положение.
• Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и
раскладывать его на два меньших числа.
• Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
• Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение
находить его стороны, углы и вершины.
• Закреплять представления о временах года и месяцах осени.
• Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и
раскладывать его на два меньших числа.
• Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10.
• Развивать умение анализировать форму предметов и их
отдельных частей.
• Совершенствовать представления о весе предметов и умение
определять независимо от их внешнего вида одинаково весят
предметы или нет.
• Закреплять умение последовательно определять и называть
дни недели.
• Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и
раскладывать его на два меньших числа.
• Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах
15.
• Совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу
предметов.
• Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и
отражать в речи пространственное расположение предметов
словами: вверху, внизу, слева, справа.
• Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и
раскладывать его на два меньших числа.
• Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка
в пределах 15.
• Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.
• Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью
условных обозначений и схем.
• Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и
раскладывать его на два меньших числа.
• Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка
в пределах 20.
• Совершенствовать умение измерять длину предметов с
помощью условной меры.
1
1
1
1
1
15
6
7
8
Декабрь
1
2
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и
раскладывать его на два меньших числа.
• Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в
пределах 15.
• Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной
меры.
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и
раскладывать его на два меньших числа.
• Совершенствовать навыки счета в пределах 20.
• Упражнять в измерении высоты предметов с помощью
условной меры.
• Продолжать развивать умение ориентироваться на листе
бумаги в клетку.
• Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и
раскладывать его на два меньших числа.
• Закреплять умение определять предыдущее, последующее и
пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в
пределах 10.
• Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с
помощью условной меры.
• Продолжать формировать навыки ориентировки на листе
бумаги в клетку.
• Закреплять представления о количественном и порядковом
значении числа в пределах 10.
• Закреплять умение составлять число 10 из единиц.
• навыки измерения величины предметов; познакомить с
зависимостью результатов измерения от величины условной меры.
• Развивать умение двигаться в пространстве в заданном
направлении.
• умение моделировать предметы с помощью знакомых
геометрических фигур.
• Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1,
5, 10 копеек.
• Продолжать формировать навыки ориентировки на листе
бумаги в клетку.
• Уточнить представления о многоугольниках и способах их
классификации по виду и размеру.
• Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10
рублей.
• Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета
принимается не один, а несколько предметов.
• Формировать представления о времени, познакомить с
песочными часами.
1
1
1
1
1
13
4
5
6
7
8
9
• Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10
рублей, их набором и разменом.
• Развивать чувство времени, учить регулировать свою
деятельность в соответствии с временным интервалом.
• Продолжать учить считать по заданной мере в пределах 20.
• Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из
отдельных частей по контурным образцам.
• Продолжать уточнять представления о монетах достоинством
1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене.
• Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной
меры.
• Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете
часов.
• Продолжать учить определять форму предметов и их частей.
• Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с
помощью условной меры.
• Продолжать знакомить с часами, учить устанавливать время на
макете часов.
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Закреплять представления о многоугольнике; познакомить с
его частными случаями: пятиугольником и шестиугольником.
• Познакомить с правилами измерения жидких веществ с
помощью условной меры.
• Закреплять понимание отношений между числами
натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в
пределах 10.
• Развивать чувство времени; учить различать длительность
временных интервалов в пределах 5 минут.
• Развивать умение моделировать геометрические фигуры
• Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших
и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
• Закреплять представления о последовательности времен и
месяцев года.
• Развивать умение конструировать геометрические фигуры по
словесному описанию и перечислению характерных свойств.
• Упражнять в умении объединять части в целое множество,
сравнивать целое и часть множества.
• Закреплять умение раскладывать число на два меньших числа
и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
• Развивать умение называть предыдущее, последующее и
пропущенное число к названному.
• Закреплять представления о последовательности дней недели.
• Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Развивать умение видоизменять геометрические фигуры.
• Учить составлять арифметические задачи на сложение.
• Закреплять умение видеть геометрические фигуры в
окружающих предметах.
1
1
1
1
1
1
1Январь
1
2
3
4
5
6
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
• Продолжать учить составлять и решать арифметические
задачи на сложение и вычитание.
• умение измерять объем жидких веществ с помощью условной
меры.
• Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
• учить составлять и решать арифметические задачи на
сложение и вычитание.
• знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их
набором и разменом.
• Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Развивать внимание, логическое мышление.
• Продолжать учить составлять и решать арифметические
задачи на сложение и вычитание.
• Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на
макете часов.
• Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Продолжать учить составлять и решать арифметические
задачи на сложение и вычитание.
• Совершенствовать представления о последовательности чисел
в пределах 20.
• Развивать умение делить целое на 8 равных частей и
сравнивать целое и его части.
• Развивать умение определять местоположение предметов
относительно друг друга
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание.
• Развивать представления о геометрических фигурах и умение
рисовать их на листе бумаги.
• Закреплять умение называть предыдущее, последующее и
пропущенное число, обозначенное цифрой.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание.
• Совершенствовать представления о частях суток и их
последовательности.
• Упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала,
потом, до, после.
• Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы
знакомых геометрических фигур.
• Развивать внимание, воображение.
1
1
1
1
1
1Февраль
1
2
3
4
5
6
7
8
• Продолжать учить составлять и решать арифметические
задачи на сложение.
• Упражнять в счете предметов по образцу.
• Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
• Продолжать учить составлять и решать арифметические
задачи на сложение и вычитание.
• Закреплять умение называть зимние месяцы.
• Совершенствовать умение составлять число из единиц.
• Упражнять в составлении тематических композиций из
геометрических фигур.
• Продолжать учить составлять и решать арифметические
задачи на сложение и вычитание.
• Закреплять умение последовательно называть дни недели и
правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала,
потом.
• Продолжать формировать умение определять отрезок прямой
линии и измерять его длину по клеткам.
• Развивать представления о величине предметов
• Продолжать учить составлять и решать арифметические
задачи на сложение и вычитание.
• Расширять представления о весе предметов.
• Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры.
• Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в
клетку, выполнять задания по словесной инструкции.
• Продолжать учить составлять и решать арифметические
задачи на сложение и вычитание.
• Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с
помощью условной меры.
• Продолжать знакомить с часами и учить определять время с
точностью до 1 часа.
• Развивать логическое мышление.
• учить составлять и решать арифметические задачи на
сложение и вычитание.
• Совершенствовать навыки счета со сменой его основания.
• развивать представления о геометрических фигурах и умение
зарисовывать их на листе бумаги в клетку.
• Развивать логическое мышление.
• учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение
и вычитание.
• Совершенствовать навыки счета со сменой его основания.
• умение двигаться в пространстве в заданном направлении в
соответствии с условными обозначениями.
• учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение
и вычитание.
• представления о количественном и порядковом значениях
числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по
порядку?», «На котором месте?».
1
1
1
1
1
1
1
11
Март
2
3
4
5
6
• Совершенствовать умение моделировать геометрические
фигуры.
• Развивать внимание, воображение.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать
арифметические задачи в пределах 10.
• Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей,
правильно обозначать части, сравнивать целое и его части.
• Упражнять в умении определять время по часам с точностью
до 1 часа.
• Развивать внимание.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание в пределах 10.
• Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в
пределах 10.
• Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Развивать внимание.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание в пределах 10.
• Совершенствовать умение измерять длину предметов с
помощью условной меры.
• Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в
клетку.
• Закреплять умение называть последовательно времена и
месяцы года.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание в пределах 10.
• Упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел
и раскладывать число на два меньших числа.
• Закреплять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10
рублей.
• Развивать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку.
• Упражнять в умении определять вес предметов с помощью
весов.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Развивать умение объединять части множества, сравнивать
целое и его части на основе счета.
• Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах
формы знакомых геометрических фигур.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание в пределах 10.
• Закреплять умение в последовательном назывании дней
недели.
• Развивать способность в моделировании пространственных
отношений между объектами на плане.
1
1
1
1
1
17
8
Апрель
1
2
3
4
• Развивать пространственное восприятие формы.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание в пределах 10.
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Совершенствовать умение конструировать объемные
геометрические фигуры.
• Упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах
20.
• Упражнять в решении арифметических задач на сложение и
вычитание в пределах 10.
• Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в
пределах 20.
• Развивать внимание, память, логическое мышление
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Развивать умение измерять длину предметов с помощью
условной меры.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать
задачи на сложение в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Развивать умение последовательно называть дни недели,
месяцы и времена года.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Учить «читать» графическую информацию, обозначающую
пространственные отношения объектов и направление их
движения.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Развивать умение создавать сложные по форме предметы из
отдельных частей по представлению.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
1
1
1
1
1
15
6
7
8
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Закреплять умение составлять число из двух меньших и
раскладывать его на два меньших числа в пределах 10.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Закреплять представления об объемных и плоских
геометрических фигурах.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в
пределах 20.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи
на сложение и вычитание в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в
клетку.
• Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем
пространстве относительно себя и другого лица.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
Работа по закреплению пройденного материала.
1
1
1
1
4
Май
Итого: 64 академических часа
Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и
раздаточным материалом:
Рабочие тетради для детей;
математические наборы.
счетные палочки.
раздаточный материал по разделам ФЭМП.
цифры и фигуры (обучающие карточки).
наборы геометрических фигур.
Наглядно – дидактические пособия «Цвета».
демонстрационный материал по разделам ФЭМП.
дидактические игры по ФЭМП. обучающий плакат «Цвета и фигуры».
Педагогическая диагностика:
Педагогический скрининг по образовательным областям на начало
учебного года;
Диагностические занятия
Карты наблюдения.
Список литературы:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования, одобренная решением федерального учебно
методического объединения по общему образованию (протокол от 20
мая 2015 г. № 2/15).
2. УМК примерной образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой.
3. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений: Подготовительная к школе группа. М.:
МОЗАИКАСинтез, 2015 г.