Рабочая программа по ФЭМП в подготовительной группе по программе "От рождения до школы"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 19.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В программе описаны формы, методы и приемы обучения детей в подготовительной к школе группе по формированию элементарных математических представлений. Данная программа написана для воспитателей дошкольных учреждений, которые работают по программе "От рождения до школы". Я думаю программа будет незаменимым помощником в работе.
Иконка файла материала ФЭМП.docx
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова­на­Дону «Детский сад №175» (МБДОУ) Рабочая программа по ФЭМП для детей 6 – 7 лет авторы Помораева И. А., Позина В. А. (в рамках УМК основной образовательной программы  «От рождения до школы») (подготовительная к школе группа) Авторы – составители:    Городецкая С. В.2018 – 2019 гг. Нормативные основания рабочей программы: Рабочая       программа   разработана   в   соответствии   с   нормативно   – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:  Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования"   (приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   17 октября 2013 г. № 1155);  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по   основным   общеобразовательным   программам   ­   образовательным программам   дошкольного   образования   (приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);  Методические   рекомендации   по   использованию   Примерной   основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной   программы   дошкольного   образования   в образовательной   организации   (письмо   Министерства   общего   и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1­5025/М);  «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству содержанию и   организации   режима   работы   дошкольных   образовательных организаций»   (постановление   Главного   государственного   санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02­501.  Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01  №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);  Устав МБДОУ № 175  Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175Особенности детей старшей группы «Радуга» На начало учебного года в группе 37 человек – 18 девочек (45%) и 25 мальчиков (55%). Старшая группа от 5 до 6 лет. По результатам мониторинга здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год:    16 детей имеют I группу здоровья; 26 детей имеют II группу здоровья из них: 3 ребенка ­  IIб; 1 ребенок ­ IIа; 1 ребенок имеет III группу здоровья. Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 36 семей (88%) – полные семьи,  5 семей (12%) – неполные семьи.     Уровень жизни детей удовлетворительный. Анализ этнического состава воспитанников группы: ­ русские – 41 семья (95%), ­ другой национальности – 2 семьи (5%). В ходе проведения диагностики ребята ответственно выполняли задания, отвечали на вопросы охотно. По итогам диагностики программа усвоена детьми на достаточном уровне ­  75%, однако в группе имеются 3 % детей, показавших по итогам диагностики, низкий уровень усвоения   программного   материла,   так   как   причиной   является   частое   отсутствие   по болезни.  Наиболее   низкие   результаты   по   образовательным   областям   15%,   19%   показали области – социально – коммуникативное и физическое развитие. Следовательно, больше внимания будем уделять этим областям детей. А также в индивидуальном порядке будем больше   заниматься   с   детьми,   показавшими   низкий   уровень   усвоения   программного материала. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились  дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности.  Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского  сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в  воспитании и развитии детей.Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность,  любят слушать чтение книг. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее  звуковая сторона.  Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об  окружающем пополняется. Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению,  танцам. С удовольствием занимаются физической культурой. В течение этого учебного 2018­2019 года будут также продолжаться регулярные занятия   и   наблюдения,   которые   позволят   достаточно   объективно   оценить   присущие возрасту достижения и знания ребенка и к концу года. Пояснительная записка              Важное значение в познавательном развитии детей имеет  формирование элементарных математических представлений. Целью  элементарной математике является формирование основ интеллектуальной  культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и  вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к  количественным отношения предметов и явлений окружающего мира. Направленность программы – познавательное развитие детей. Основные задачи по формированию элементарных математических  представлений: Количество и счет. Развивать общие представления о множестве:  умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные  части множества, в которых предметы отличаются определенными  признаками. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из  множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между  отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его  частью на основе счета, составления пар предметов или соединения  предметов стрелками. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в  пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.  Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7  больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое  число на 1 (в пределах 10).Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет),  последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой,  определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух  меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе). Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Учить на наглядной основе составлять и решать простые  арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на  вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться  знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=). Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета  принимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета  (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно  обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две  части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить  измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с  помощью условной меры (бумаги в клетку). Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью  условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения.  Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на  ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса,  объема предметов) зависит от величины условной меры. Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их  элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и  четырехугольника), о прямой линии, отрезке, прямой.Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного  положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по  размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких  треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов —  один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.;  конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их  характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по  собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей;  воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным  образцам, по описанию, представлению. Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на  ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради,  книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном  направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху,  внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом  нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений  между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую  пространственные отношения объектов и направление их движения в  пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз;  самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные  обозначения (знаки и символы). Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о  времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности  всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до»,  «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою  деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных  временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).Объем программы составляет 64 (академических) часов, занятия  проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми  подготовительной группы осуществляется в первой половине дня в  соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной  деятельности проводятся физкультурные минутки. Формы реализации: Система работы включает:  НОД (занятия)  беседы,  наблюдения,  игровые занятия,  решение ребусов, задач, головоломок. Условия реализации: Предметно – пространственная развивающая среда в группе,  организованная в виде разграниченных зон: центров игровой деятельности (все виды игр, предметы­заместители); центр исследовательской деятельности  (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной  деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр  занимательной математики и др. В работе таких центров царит атмосфера  психологической творческой свободы, возможности проявить свою  индивидуальность, реализовать свой выбор. Центры оснащены развивающими  материалами: 1. Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности, 2. Набор материалов и оборудования для познавательно­ исследовательской деятельности: объекты для исследования в  действии, образно – символический материал и т.д. Формы, методы и приёмы работы по ФЭМП в подготовительной к школе группе: Формы Способы Методы и приемыработы НОД Групповые Подгрупповые Совместная  деятельность Подгрупповые,  индивидуальные Самостоятельн ая  деятельность (наглядные, словесные, практические, наглядно­ практические, игровые) сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация,  сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование.  рассказ, беседа, описание, указание и объяснение,  вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных  предметов, картин, действия с числовыми карточками,  цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные игры. Игровые упражнения Игры (дидактические, подвижные) Показ Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Экспериментирование Развивающие игры Проблемные ситуации Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Игры­экспериментирования Игры с использованием дидактических материалов Наблюдение Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в  его практическую деятельность: предметную,  продуктивную, игровую)           В подготовительной группе продолжительность занятия изменяется  незначительно по сравнению со старшей (25 – 30 минут), но заметно  увеличивается объем знаний и темп работы.            В подготовительной группе наглядные, словесные и практические  методы и приемы обучения используются в комплексе.  Дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в  соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их  познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся  знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на  поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что­то новое, научиться новому.Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить  какую­либо игровую или практическую задачу.          Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом,  мы ставим задачи проверить, научиться, узнать новое и т. п.           Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев  осуществляется предложением детям задач, в содержании которых  отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в  решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение  знаний.           В пристальном внимании нуждаются дети, нерегулярно посещающие  детский сад по болезни или другим причинам, ослабленные, имеющие низкую  работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и  педагогически запущенные. С такими детьми должны проводиться  индивидуальные занятия в форме игры и игровых упражнений, а на занятиях  использовать методы и приемы технологии дифференцированного обучения.           Можно сделать следующий вывод: использование различных методов и  приемов при формировании элементарных математических представлений  зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую  особенность, что для более эффективного обучения детей математике  необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей  дошкольного возраста Самостоятельная деятельность детей; Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе  контрольно­диагностических занятий 2 раза в год. Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение  усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование  традиционных форм работы с родителями: родительские собрания,  консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а  также интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада. Планируемые результаты  Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие  общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные  его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения междуцелым множеством и различными его частями (частью), находить части  целого множества и целое по известным частям.  Считать до десяти и дальше (количественный и порядковый счет в  пределах 20).  Называть числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого  числа натурального ряда (в пределах 10).  Соотносить цифру (0­9) и количество предметов.  Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание,  пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, ­, =).  Различать величины: длину, ширину, высоту, объем (вместимость),  массу (вес предметов) и способы их измерения.  Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и  сыпучих тел с помощью условных мер. Понимать зависимость между  величиной меры и числом (результатом измерения).  Делить предметы, фигуры на несколько равных частей. Сравнивать  целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.  Различать и    называть: отрезок, угол, круг, овал; многоугольники  (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб,  цилиндр. Проводить их сравнение.  Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по  условию и конечному результату, составлять из алых форм большие.  Сравнивать предметы по форме, узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.  Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист,  страница, плоскость стола), обозначать взаимное расположение и  направление движения объектов, пользоваться знаковыми  обозначениями.  Определять временные отношения (день, неделя, месяц), время по  часам с точностью до часа.  Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел  первого пятка из двух меньших.  Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к  предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.  Монеты достоинством 1,2,5,10 рублей, 10 копеек.  Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели,  времен года.Содержание программы Дата Сентябрь № занятия 1 2 3 4 5 Вид и тема • Упражнять в делении множества на части и объединении его  частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость  между множеством и его частью.  • навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на  вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».  • Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5.   • умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их.  • умение различать и называть знакомые геометрические  фигуры.• представления о взаимном расположении предметов в  пространстве (в ряду): слева, справа, до, после, между, перед,  за, рядом.  • умение последовательно определять и называть дни недели.    • Познакомить с цифрами 1 и 2 и учить обозначать числа  цифрами.    • Упражнять в навыках количественного счета в прямом и  обратном порядке в пределах 10.    • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги,  определять стороны и углы листа.    • Совершенствовать представления о треугольниках и  четырехугольниках. • Познакомить с цифрой 3.    • Учить называть предыдущее и последующее число для  каждого числа натурального ряда в пределах 10.    • Совершенствовать умение сравнивать 10 предметов (по  длине, ширине, высоте), располагать их в возрастающем и  убывающем порядке, обозначать результаты сравнения  соответствующими словами.    • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.    • Познакомить с цифрой 4.    • Закреплять представления о количественном составе числа 5  из единиц.    • Закреплять умение сравнивать два предмета по величине  (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из  сравниваемых предметов.    • Развивать умение обозначать в речи свое местоположение  относительно другого лица. • Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц.    • Познакомить с цифрой 5.    • Закреплять умение последовательно называть дни недели.    • Продолжать формировать умение видеть в окружающих  предметах форму знакомых геометрических фигур. Кол­во часов: 1 1 1 1 1Октябрь 1 2 3 4 5 6 1 1 1 1 1 1    • Продолжать учить составлять число 6 из единиц.    • Познакомить с цифрой 6.    • Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей,  учить понимать соотношение целого и частей, называть и  показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна  восьмая и т. д.).    • Развивать умение двигаться в пространстве в соответствии с  условными обозначениями.    • Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц.    • Познакомить с цифрой 7.    • Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей;  учить понимать соотношение целого и частей, называть и  показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна  восьмая и т. д.).    • Закреплять представления о треугольниках и  четырехугольниках.    • Закреплять умение последовательно определять и называть  дни недели.    • Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц.    • Познакомить с цифрой 8.    • Закреплять последовательное называние дней недели.    • Развивать умение составлять тематическую композицию по  образцу.      • с составом числа 9 из единиц.    • с цифрой 9.    • Совершенствовать умение называть числа в прямом и  обратном порядке от любого числа.    • Развивать глазомер.    • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги,  определять и называть его стороны и углы. .  • Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц.    • Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.    • Развивать понимание независимости результата счета от его  направления.    • Дать представление о весе предметов и сравнении их путем  взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения  словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.    • Развивать умение группировать геометрические фигуры по  цвету и форме.    • с составом числа 10 из единиц.    • с цифрой 0.    • Продолжать учить находить предыдущее число к названному,  последующее число к названному.    • Уточнить представления о весе предметов и относительности  веса при их сравнении.    • Формировать представления о временных отношениях и учить  обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше,  позже.7 8 Ноябрь 1 2 3 4    • Продолжать учить составлять число 10 из единиц.    • Познакомить с обозначением числа 10.    • Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в  пределах 10.    • Дать представление о многоугольнике на примере  треугольника и четырехугольника.    • Закреплять умение ориентироваться в пространстве с  помощью условных обозначений на плане, определять  направление движения объектов, отражать в речи их  пространственное положение.    • Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и  раскладывать его на два меньших числа.    • Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.    • Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение  находить его стороны, углы и вершины.    • Закреплять представления о временах года и месяцах осени.    • Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и  раскладывать его на два меньших числа.    • Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10.    • Развивать умение анализировать форму предметов и их  отдельных частей.    • Совершенствовать представления о весе предметов и умение  определять независимо от их внешнего вида одинаково весят  предметы или нет.    • Закреплять умение последовательно определять и называть  дни недели.    • Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и  раскладывать его на два меньших числа.    • Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.    • Совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу  предметов.    • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и  отражать в речи пространственное расположение предметов  словами: вверху, внизу, слева, справа.    • Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и  раскладывать его на два меньших числа.    • Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка  в пределах 15.    • Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.    • Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью  условных обозначений и схем.    • Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и  раскладывать его на два меньших числа.    • Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка  в пределах 20.    • Совершенствовать умение измерять длину предметов с  помощью условной меры. 1 1 1 1 1 15 6 7 8 Декабрь 1 2    • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.    • Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и  раскладывать его на два меньших числа.    • Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в  пределах 15.    • Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры.    • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.    • Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и  раскладывать его на два меньших числа.    • Совершенствовать навыки счета в пределах 20.    • Упражнять в измерении высоты предметов с помощью  условной меры.    • Продолжать развивать умение ориентироваться на листе  бумаги в клетку.    • Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и  раскладывать его на два меньших числа.    • Закреплять умение определять предыдущее, последующее и  пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в  пределах 10.    • Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с  помощью условной меры.    • Продолжать формировать навыки ориентировки на листе  бумаги в клетку.    • Закреплять представления о количественном и порядковом  значении числа в пределах 10.    • Закреплять умение составлять число 10 из единиц.    • навыки измерения величины предметов; познакомить с  зависимостью результатов измерения от величины условной меры.    • Развивать умение двигаться в пространстве в заданном  направлении.    • умение моделировать предметы с помощью знакомых  геометрических фигур.    • Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1,  5, 10 копеек.    • Продолжать формировать навыки ориентировки на листе  бумаги в клетку.    • Уточнить представления о многоугольниках и способах их  классификации по виду и размеру.    • Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10  рублей.    • Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета  принимается не один, а несколько предметов.    • Формировать представления о времени, познакомить с  песочными часами. 1 1 1 1 1 13 4 5 6 7 8 9    • Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10  рублей, их набором и разменом.    • Развивать чувство времени, учить регулировать свою  деятельность в соответствии с временным интервалом.    • Продолжать учить считать по заданной мере в пределах 20.    • Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам.    • Продолжать уточнять представления о монетах достоинством  1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене.    • Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной  меры.    • Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете  часов.    • Продолжать учить определять форму предметов и их частей.    • Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с  помощью условной меры.    • Продолжать знакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.    • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.    • Закреплять представления о многоугольнике; познакомить с  его частными случаями: пятиугольником и шестиугольником.    • Познакомить с правилами измерения жидких веществ с  помощью условной меры.    • Закреплять понимание отношений между числами  натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в  пределах 10.    • Развивать чувство времени; учить различать длительность  временных интервалов в пределах 5 минут.    • Развивать умение моделировать геометрические фигуры    • Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших  и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.    • Закреплять представления о последовательности времен и  месяцев года.    • Развивать умение конструировать геометрические фигуры по  словесному описанию и перечислению характерных свойств.    • Упражнять в умении объединять части в целое множество,  сравнивать целое и часть множества.    • Закреплять умение раскладывать число на два меньших числа  и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.    • Развивать умение называть предыдущее, последующее и  пропущенное число к названному.    • Закреплять представления о последовательности дней недели.    • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Развивать умение видоизменять геометрические фигуры.    • Учить составлять арифметические задачи на сложение.    • Закреплять умение видеть геометрические фигуры в  окружающих предметах. 1 1 1 1 1 1 1Январь 1 2 3 4 5 6    • Развивать внимание, память, логическое мышление.    • Продолжать учить составлять и решать арифметические  задачи на сложение и вычитание.       • умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры. • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Развивать внимание, память, логическое мышление.    • учить составлять и решать арифметические задачи на  сложение и вычитание.    • знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их  набором и разменом.    • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Развивать внимание, логическое мышление.    • Продолжать учить составлять и решать арифметические  задачи на сложение и вычитание.    • Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на  макете часов.    • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Продолжать учить составлять и решать арифметические  задачи на сложение и вычитание.    • Совершенствовать представления о последовательности чисел  в пределах 20.    • Развивать умение делить целое на 8 равных частей и  сравнивать целое и его части.    • Развивать умение определять местоположение предметов  относительно друг друга    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.    • Развивать представления о геометрических фигурах и умение  рисовать их на листе бумаги.    • Закреплять умение называть предыдущее, последующее и  пропущенное число, обозначенное цифрой.    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.    • Совершенствовать представления о частях суток и их  последовательности.    • Упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала,  потом, до, после.    • Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы  знакомых геометрических фигур.    • Развивать внимание, воображение. 1 1 1 1 1 1Февраль 1 2 3 4 5 6 7 8    • Продолжать учить составлять и решать арифметические  задачи на сложение.    • Упражнять в счете предметов по образцу.    • Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.    • Развивать внимание, память, логическое мышление.    • Продолжать учить составлять и решать арифметические  задачи на сложение и вычитание.    • Закреплять умение называть зимние месяцы.    • Совершенствовать умение составлять число из единиц.    • Упражнять в составлении тематических композиций из  геометрических фигур.    • Продолжать учить составлять и решать арифметические  задачи на сложение и вычитание.    • Закреплять умение последовательно называть дни недели и  правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала,  потом.    • Продолжать формировать умение определять отрезок прямой  линии и измерять его длину по клеткам. • Развивать представления о величине предметов    • Продолжать учить составлять и решать арифметические  задачи на сложение и вычитание.    • Расширять представления о весе предметов.    • Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры.    • Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в  клетку, выполнять задания по словесной инструкции.    • Продолжать учить составлять и решать арифметические  задачи на сложение и вычитание.    • Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с  помощью условной меры.    • Продолжать знакомить с часами и учить определять время с  точностью до 1 часа.    • Развивать логическое мышление.    • учить составлять и решать арифметические задачи на  сложение и вычитание.    • Совершенствовать навыки счета со сменой его основания.    • развивать представления о геометрических фигурах и умение  зарисовывать их на листе бумаги в клетку.    • Развивать логическое мышление.    • учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.    • Совершенствовать навыки счета со сменой его основания.    • умение двигаться в пространстве в заданном направлении в  соответствии с условными обозначениями.    • учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.    • представления о количественном и порядковом значениях  числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по  порядку?», «На котором месте?». 1 1 1 1 1 1 1 11 Март 2 3 4 5 6    • Совершенствовать умение моделировать геометрические  фигуры.    • Развивать внимание, воображение.    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать  арифметические задачи в пределах 10.    • Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей,  правильно обозначать части, сравнивать целое и его части.    • Упражнять в умении определять время по часам с точностью  до 1 часа.    • Развивать внимание. • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи  на сложение и вычитание в пределах 10.    • Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в  пределах 10.    • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Развивать внимание.    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.    • Совершенствовать умение измерять длину предметов с  помощью условной меры.    • Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в  клетку.    • Закреплять умение называть последовательно времена и  месяцы года.    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.    • Упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел  и раскладывать число на два меньших числа.    • Закреплять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10  рублей.    • Развивать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку.    • Упражнять в умении определять вес предметов с помощью  весов.    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.    • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Развивать умение объединять части множества, сравнивать  целое и его части на основе счета.    • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах  формы знакомых геометрических фигур.    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.    • Закреплять умение в последовательном назывании дней  недели.    • Развивать способность в моделировании пространственных  отношений между объектами на плане. 1 1 1 1 1 17 8 Апрель 1 2 3 4    • Развивать пространственное восприятие формы.    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.    • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.    • Совершенствовать умение конструировать объемные  геометрические фигуры.    • Упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах  20.    • Упражнять в решении арифметических задач на сложение и  вычитание в пределах 10.    • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.    • Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в  пределах 20.    • Развивать внимание, память, логическое мышление    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.    • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Развивать умение измерять длину предметов с помощью  условной меры.    • Развивать внимание, память, логическое мышление.     • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать  задачи на сложение в пределах 10.    • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Развивать умение последовательно называть дни недели,  месяцы и времена года.    • Развивать внимание, память, логическое мышление.    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.    • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Учить «читать» графическую информацию, обозначающую  пространственные отношения объектов и направление их  движения.    • Развивать внимание, память, логическое мышление.    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.    • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Развивать умение создавать сложные по форме предметы из  отдельных частей по представлению.    • Развивать внимание, память, логическое мышление. 1 1 1 1 1 15 6 7 8 • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи  на сложение и вычитание в пределах 10.    • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Закреплять умение составлять число из двух меньших и  раскладывать его на два меньших числа в пределах 10.    • Развивать внимание, память, логическое мышление.    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.    • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Закреплять представления об объемных и плоских  геометрических фигурах.    • Развивать внимание, память, логическое мышление.    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.    • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в  пределах 20.    • Развивать внимание, память, логическое мышление.    • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.    • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в  клетку.    • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем  пространстве относительно себя и другого лица.    • Развивать внимание, память, логическое мышление.    Работа по закреплению пройденного материала. 1 1 1 1 4 Май Итого: 64 академических часа Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:  Рабочие тетради для детей;  математические наборы.  счетные палочки.  раздаточный материал по разделам ФЭМП.  цифры и фигуры (обучающие карточки).  наборы геометрических фигур.  Наглядно – дидактические пособия «Цвета».  демонстрационный материал по разделам ФЭМП.  дидактические игры по ФЭМП. обучающий плакат «Цвета и фигуры». Педагогическая диагностика:  Педагогический скрининг по образовательным областям на начало  учебного года;  Диагностические занятия  Карты наблюдения. Список литературы: 1. Примерная основная образовательная программа дошкольного  образования, одобренная решением федерального учебно­ методического объединения по общему образованию (протокол от 20  мая 2015 г. № 2/15). 2. УМК примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.  А. Васильевой. 3. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных  математических представлений: Подготовительная к школе группа.­ М.: МОЗАИКА­Синтез, 2015 г.