РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре________

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Физическая культура – это обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Учебный предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения – физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня (физкультминутка, зарядка и т. п.) и второй половины дня (гимнастика, подвижные игры), внеклассной работой по физической культуре (спортивные секции, группы ОФП), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья, спортивные праздники, походы и т. п.) – достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Иконка файла материала rabochaya_programm7.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» основного (общего) образования для 7 класса (базовый уровень) на 2015­ 2016 учебный год Добрышев С.А Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  ФГОС ООО, основана на программе по предметной линии учебников В.И. Ляха и  обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений «Физическая  культура. 5­7 классы» (М.: Просвещение).  Общая характеристика предмета Физическая культура – это обязательный учебный курс в общеобразовательных  учреждениях. Учебный предмет «Физическая культура» является основой  физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения –  физкультурно­оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня  (физкультминутка, зарядка и т. п.) и второй половины дня (гимнастика, подвижные  игры), внеклассной работой по физической культуре (спортивные секции, группы  ОФП), физкультурно­массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья,  спортивные праздники, походы и т. п.) – достигается формирование физической  культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в  систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными  видами физкультурно­спортивной деятельности, разностороннюю физическую  подготовленность.  При создании данной программы учитывалось, что система физического  воспитания, объединяющая урочные и внеурочные формы занятий физическими  упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия  для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностейребенка.  Цель обучения – формирование разносторонне физически развитой личности,  способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и  длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой  деятельности и организации активного отдыха.  Задачи обучения: • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие  гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному  обучению;  • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической  культуры;  • овладение школой движений;  • развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование  пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм,  быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений,  ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно­силовые,  выносливость, гибкость) способностей;  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических  упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических  координационных и кондиционных способностей;  • выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о  соблюдении правил техники безопасности во время занятий;  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,  подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования  интереса к определенным видам двигательной активности и выявления  предрасположенности к тем или иным видам спорта;  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,  честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений,  содействие развитию психических процессов (восприятие и представление, память,  мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.  Общая характеристика курса. Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения  этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества,  осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление,творчество и самостоятельность.  Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре  является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к  учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной  подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств,  соблюдения гигиенических норм.  Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно­ правовых актов Российской Федерации, в том числе:  • требованиях к результатам освоения основной образовательной программы  основного общего образования, представленной в Федеральном государственном  стандарте;  • концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина; 5  • Федеральном законе «Об образовании»;  • Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.; • примерной программе основного общего образования;  • приказе Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889.  Учебный план. На курс «Физическая культура» в 7 классе отводится 105 ч (3 ч/нед). Третий час на  преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом  Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий  час учебного предмета ”Физическая культура“ использовать на увеличение  двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение  современных систем физического воспитания».   Требования к уровню подготовки. Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур;   выполнение   упражнений,   развивающих   быстроту   и   равновесие, совершенствующих   точность   броска   малого   мяча.   Подвижные   игры   и   занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела. При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную   оценку   по   предмету   «Физическая   культура».   Градация положительной   оценки   («3»,   «4»,   «5»)   зависит   от   полноты   и   глубины   знаний, правильности   выполнения   двигательных   действий   и   уровня   физической подготовленности. По основам знаний Оценивая   знания   учащихся,   надо   учитывать   глубину   и   полноту   знаний,аргументированность   их   изложения,   умение   учащихся   использовать   знания применительно   к   конкретным   случаям   и   практическим   занятиям   физическими упражнениями. • Оценка   «5»   выставляется   за   ответ,   в   котором   учащийся   демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта. • Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. • Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность,   имеются   пробелы   в   материале,   нет   должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте. С целью проверки знаний используются различные методы. Метод   опроса   применяется   в   устной   и   письменной   форме   в   паузах   между выполнением   упражнений,   до   начала   и   после   выполнения   заданий.   Не рекомендуется   использовать   данный   метод   после   значительных   физических нагрузок. Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально. Весьма   эффективным   методом   проверки   знаний   является   демонстрация   их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п. По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками). • Оценка   «5»   —   двигательное   действие   выполнено   правильно   (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко. • Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений. • Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена   одна   грубая   или   несколько   мелких   ошибок,   приведших   к неуверенному или напряженному выполнению. Основными   методами   оценки   техники   владения   двигательными   действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный. Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет   оценивать   учитель.   Скрытое   наблюдение   состоит   в   том,   что   учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий. Вызов   как   метод   оценки   используется   для   выявления   достижений   отдельных учащихся   в   усвоении   программного   материала   и   демонстрации   классу   образцов правильного выполнения двигательного действия. Метод   упражнений   предназначен   для   проверки   уровня   владения   отдельнымиумениями и навыками, качества выполнения домашних заданий. Суть   комбинированного   метода   состоит   в   том,   что   учитель   одновременно   с проверкой   знаний   оценивает   качество   освоения   техники   соответствующих двигательных действий. Данные   методы   можно   применять   и   индивидуально,   и   фронтально,   когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом. По уровню физической подготовленности. Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные   сдвиги   учащихся   в   показателях   физической   подготовленности   за определенный   период   времени.   При   оценке   сдвигов   в   показателях   развития определенных   физических   качеств   учитель   должен   принимать   во   внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании   прироста   скоростных   способностей,   являющихся   наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими. При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных   аргументов,   поскольку   в   каждом   конкретном   случае прогнозирование   этих   темпов   осуществить   невозможно.   Задания   учителя   по улучшению  показателей  физической  подготовленности  должны  представлять  для учащихся   определенную   трудность,   но   быть   реально   выполнимыми.   Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки. Итоговая   оценка   успеваемости   по   физической   культуре   складывается   из   суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно­оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют   оценки   за   умение   осуществлять   собственно   двигательную,   физкультурно­ оздоровительную и спортивную деятельность. Учащиеся,   отнесенные   по   состоянию   здоровья   к   подготовительной   медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья. Учащиеся,   отнесенные   к   специальной   медицинской   группе,   оцениваются   по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно­ оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.Планируемые результаты освоения предмета «Физическая культура». В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы основного общего образования Федерального государственного  образовательного стандарта (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №  373) данная рабочая программа для 7 класса направлена на достижение учащимися  личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.  Личностные результаты: • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю  России, осознание этнической и национальной принадлежности;  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;  • развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения,  принятие и освоение социальной роли обучающегося;  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной  отзывчивости, сочувствия другим людям;  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных  социальных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить выходы из  спорных ситуаций;  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе  представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.  Метапредметные результаты: • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, поиска средств ее осуществления;  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять  наиболее эффективные способы достижения результата, общие цели и пути их  достижения, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять  взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное  поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты  посредством учета интересов сторон и сотрудничества;  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,  процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретногоучебного предмета, базовыми предметными и межпредметными понятиями,  отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.  Предметные результаты: • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры  для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее  позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,  эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах  успешной учебы и социализации;  • овладение умением организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность  (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим  состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост,  масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила,  быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).  Учебно­тематический план. Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных  работ по данной теме приведено в таблице. Тема № п/п 1 1.1 Основы знаний о физической культуре Базовая часть Количество часов 81 В процессе урока 1.2 Спортивные игры (баскетбол) с элементами подвижных  игр 1.3 Гимнастика с элементами акробатики 1.4 Легкая атлетика 1.5 Кроссовая подготовка 1.6 Элементы единоборств 2 2.1 Спортивные игры (волейбол) с элементами подвижных  Вариативная часть 18 18 21 18 6 21 15игр 2.3 Легкая атлетика 2.4 Спортивные игры (баскетбол) с элементами подвижных  игр Резервные уроки Итого 5 1 3 105 Содержание учебного курса.  К концу учебного года учащиеся научатся: • по разделу «Знания о физической культуре» – выполнять организационно­ методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры (в  частности, на уроках лыжной подготовки, плавания), вести дневник самоконтроля,  рассказывать историю появления  мяча и футбола, объяснять, что такое зарядка и  физкультминутка, что такое гимнастика и ее значение в жизни человека, правила  обгона на лыжне;  • по разделу «Гимнастика с элементами акробатики» – выполнять строевые  упражнения, наклон вперед из положения сидя и стоя, различные варианты висов,  вис завесом одной и двумя ногами, кувырок вперед с места, с разбега и через  препятствие, кувырок назад, стойку на голове, на руках, на лопатках, мост,  упражнения на гимнастическом бревне, упражнения на кольцах (вис согнувшись, вис прогнувшись, переворот назад и вперед, выкрут, махи), опорный прыжок, проходить станции круговой тренировки, лазать по гимнастической стенке, по канату в два и  три приема, прыгать в скакалку самостоятельно и в тройках, крутить обруч,  напрыгивать на гимнастический мостик, выполнять разминки на месте, бегом, в  движении, с мешочками, гимнастическими палками, массажными мячами,  набивными мячами, малыми и средними мячами, скакалками, обручами, резиновыми кольцами, направленные на развитие гибкости и координации движений, на матах,  запоминать небольшие временные промежутки, подтягиваться, отжиматься;  • по разделу «Легкая атлетика» – пробегать 30 и 60 м на время, выполнять  челночный бег, метать мешочек на дальность и мяч на точность, прыгать в длину с  места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега, перешагиванием, спиной  вперед, проходить полосу препятствий, бросать набивной мяч способами «из­за  головы», «от груди», «снизу», правой и левой рукой, пробегать дистанцию 1000 м,  передавать эстафетную палочку;  • по разделу «Лыжная подготовка» – из­за отсутствия лыжной базы в школе  целесообразно заменить лыжную подготовку на кроссовую. Исходя из материальной базы и учитывая особенности местных погодных условий кроссовая, подготовка  включает в себя следующие подразделы: бег по пересеченной местности, подвижные игры на свежем воздухе «лапта», «выбивалы», «знамя», «футбол на снегу»,легкоатлетические эстафеты, «хоккей с гимнастическими палками», ОФП.  • по разделу «спортивные игры с элементами подвижных игр» – выполнять пас  ногами и руками, низом, верхом, через волейбольную сетку, ведение мяча ногами и  руками, прием мяча снизу и сверху, бить и бросать по воротам, бросать и ловить  мяч самостоятельно и в парах, бросать мяч в баскетбольное кольцо различными  способами, играть в подвижные игры «Ловишка», «Ловишка на хопах»,  «Колдунчики», «Салки с домиками», «Салки – дай руку», «Флаг на башне»,  «Бросай далеко, собирай быстрее», «Собачки», «Собачки ногами», «Командные  собачки», «Вышибалы», «Вышибалы с кегля­ ми», «Вышибалы с ранением»,  «Вышибалы через сетку», «Перестрелка», «Волк во рву», «Антивышибалы»,  «Защита стойки», «Капитаны», «Осада города», «Штурм», «Удочка», «Мяч в  туннеле», «Парашютисты», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Горячая  линия», «Будь острожен», «Игра в мяч с фигурами», «Салки и мяч», «Ловишка с  мешочком на голове», «Катание колеса», «Марш с закрытыми глазами»,  «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Командные хвостики», «Ножной  мяч», играть в спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол).  •  по разделу «элементы единоборств»­начиная с 7 класса в содержание  программного материала включены элементы единоборств. Этот материал, во­ первых, способствует овладению учащимися жизненно важными навыками  единоборств, во­вторых, оказывает разностороннее воздействие на развитие  координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и  перестроение двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость,  способность к произвольному расслаблению мышц) и кондиционных (скоростно­ силовых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия с использованием  единоборств содействуют также воспитанию волевых качеств: смелости,  решительности, уверенности.Элементы данного раздела можно изучать в течении  всего урока или включать отдельными частями при прохождении материала других  разделов, прежде всего гимнастики. Знания по овладению техническими приемами  единоборств требуют тщательной подготовки мест занятий, соблюдение  гигиенических правил и техники безопасности.Развернутое календарно­тематическое планирование.Материально­техническое обеспечение Библиотечный фонд:• стандарт начального общего образования по физической культуре;  • примерные программы по учебному предмету «Физическая культура» (5­7  классы); • рабочие программы по физической культуре;  • учебники и пособия, которые входят в предметную линию В.И. Ляха;  • методические издания по физической культуре для учителей.  Демонстрационный материал:  • таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;  • плакаты методические;  • портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и  олимпийского движения.  Технические средства:  • телевизор с универсальной приставкой;  • аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок;  • мегафон;  • экран (на штативе или навесной);  • цифровая видеокамера.  Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование:  • стенка гимнастическая;  • бревно гимнастическое напольное;  • мостик гимнастический;  • козел гимнастический;  • скамейки гимнастические;  • перекладина гимнастическая;  • палки гимнастические;  • скакалки гимнастические;  • обручи гимнастические;  • кольца гимнастические;• маты гимнастические;  • канат для лазанья;  • комплект навесного оборудования (мишени, перекладины);  • мячи набивные (1 кг);  • мячи малые (резиновые, теннисные);  • мячи средние резиновые;  • мячи большие (резиновые, баскетбольные, волейбольные, футбольные);  • кольца пластмассовые разного размера; • планка для прыжков в высоту;  • стойки для прыжков в высоту;  • рулетки измерительные (10 м, 50 м);  • щиты с баскетбольными кольцами;  • стойки волейбольные;  • сетка волейбольная;  • конусы;  • футбольные ворота;  • аптечка медицинская.