Структура документа
Примерная программа включает три раздела:
Пояснительную записку, рабочая программа составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2009) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год.Структура документа
Примерная программа включает три раздела:
Пояснительную записку, рабочая программа составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2009) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
КЛАСС 14
Ступень обучения (класс) начальное общее образование,14 класс
Количество часов 405
Составитель Карпов Виктор Владимирович
Программа разработана на основе комплексной программы Физического
воспитания учащихся 111 классов. Автор В.И. Лях А.А Зданевич Москва
«Просвящение» 2009 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Структура документа
Примерная программа включает три раздела:
Пояснительную записку, рабочая программа составлено на основе учебной
программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11
классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2009) и является частью
Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской
Федерации.В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится
как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102
часа в год.
Для прохождения программы по физическому воспитанию в учебном процессе
в начальной школе предлагается использовать следующие учебники.
Лях, В. И. Мой друг физкультура: 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2005
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является
оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго полугодия
второго класса (или раньше в соответствии с решением педагогического совета
школы). Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом
классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса
рекомендуется планировать и давать в форме игры.
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень
физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе
«Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания
образования.
раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном
учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов
по разделам курса;
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Примерная программа не задает жесткого объема знаний, не разделяет эти
знания по годам обучения и не связывает их с конкретными педагогическими
направлениями, технологиями и методиками. Это позволяет реализовать
вариативный принцип развития современной школы и предоставляет создателям
авторских программ широкие возможности на практике реализовать свои взгляды и
идеи, выстраивать собственную логику и структуру обучения, внедрить новые
формы и методы в образовательный процесс.
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее
деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической
культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший
школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения
физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения
структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов
обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической
деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств
и т.п. Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков
физической культуры как ведущей формы организации обучения, используются
физкультурнооздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели,спортивномассовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий
после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные
кружки, занятия лечебной физической культурой).
При организации целостного образовательного процесса в начальной школе
особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической
культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий
мир, литературное чтение, математика и искусство. При этом, разрабатывая
межпредметное содержание в структуре этих образовательных дисциплин,
целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической
культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности,
которые формируются в процессе освоения школьниками содержания учебного
предмета «Физическая культура». Это, касается прежде всего выполнения правил
гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
Основные содержательные линии
В примерной программе выделены две содержательные линии: «Укрепление
здоровья и личная гигиена» и «Физическое развитие и физическая подготовка».
Первая содержательная линия включает: 1)знания о роли физической культуры
в укреплении здоровья, гигиенические правила по закаливанию организма, подбора
спортивной одежды и обуви, а также требования к соблюдению безопасности при
выполнении физических упражнений; 2) простейшие способы организации
самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой в режиме
учебного дня и активного отдыха, наблюдения за индивидуальной осанкой и
телосложением, измерения частоты сердечных сокращений во время выполнения
физических упражнений; 3) комплексы оздоровительной и корригирующей
гимнастики, общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений.
Вторая содержательная линия включает: 1) знания о физических упражнениях,
их роли и значении в физической подготовке человека, правилами их выполнения;
2) простейшие способы организации самостоятельных занятий по развитию
основных физических качеств и освоению физических упражнений, приемы
наблюдения за показателями физического развития и физической
подготовленности; 3) жизненно важные двигательные умения и навыки, подвижные
игры и упражнения из базовых видов спорта.
Цели обучения
При изучении физической культуры реализуются следующие цели:
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и
всесторонней физической подготовленности;
развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование
опыта двигательной деятельности;
овладение
общеразвивающими
и корригирующими физическими
упражнениями, умениями их использовать в режиме учебного дня, активного
отдыха и досуга;
воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими
упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой
деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе овладения физической культурой происходит формирование
общеучебных умений, навыков и овладение способами деятельности. Так, в
структуре познавательной деятельности это простейшие наблюдения за
собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умения
принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований. В
речевой деятельности это умение участвовать в диалоге при обучении двигательным
действиям или объяснять правила подвижных игр, умение элементарно
обосновывать качество выполнения физических упражнений, используя для этого
наглядные образцы. У школьников развиваются организационные умения, связанные
с самостоятельным выполнением задания, установлением последовательности
упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, с
изменением физической нагрузки с учетом индивидуальных показаний частоты
сердечных сокращений и самочувствия. Развиваются также умения сотрудничать в
коллективе сверстников в процессе проведения подвижных игр и спортивных
соревнований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(405 час)
Укрепление здоровья и личная гигиена
(116 час)
Знания о физической культуре.
Физическая культура как система
разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Утренняя зарядка, ее
роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов
утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила проведения и
выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение,
правила проведения и выполнения комплексов упражнений (дыхательных, на
профилактику нарушения зрения и т.п.). Закаливающие процедуры, их роль и
значение, гигиенические требования, правила и способы проведения.
Общие
представления об осанке, ее влиянии на здоровье человека, правила выполнения
упражнений на формирование правильной осанки.
Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к
одежде и обуви для занятий физической культурой.
Деятельность оздоровительной направленности. Составление комплексов
упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз. Проведение
утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений на
формирование правильной осанки и коррекции физического развития (по
индивидуальным заданиям), закаливающих процедур (способами обтирания иобливания под душем).
Проведение подвижных игр со сверстниками во время активного отдыха и
досуга, подготовка мест для игр, подбор соответствующего инвентаря и
оборудования.
Простейшие наблюдения за своим самочувствием в процессе занятий
физической культурой. Измерения своего роста, массы тела, определение
правильности осанки и формы стопы.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью.
Комплексы общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно
двигательного аппарата, дифференцирование мышечных усилий и координацию
движений, развитие подвижности суставов и гибкости. Комплексы корригирующей
гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику
нарушения зрения. Упражнения дыхательной гимнастики. Специальные упражнения
адаптивной физической культуры (в соответствии с индивидуальными показателями
здоровья и физического развития).
Физическое развитие и физическая подготовка
(289 час)
Знания о физической подготовке. Общие представления о физических
упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения
общеразвивающих физических упражнений. Правила и приемы организующих
команд.
Общие представления о физическом развитии человека, правила измерения
роста и массы тела. Общие представления о физической подготовке человека и
сведения об упражнениях по ее измерению. Правила измерения силы, быстроты,
гибкости и координации. Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем
дыхания и кровообращения (общие представления).
Правила самостоятельного освоения физических упражнений.
Правила организации и проведения подвижных игр и простейших
соревнований.
Способы деятельности с общеразвивающей направленностью. Составление
комплексов упражнений на развитие основных физических качеств и
самостоятельное их выполнение. Изменение физической нагрузки во время
выполнения физических упражнений (по скорости и темпу выполнения, по
количеству повторений и продолжительности выполнения).
Наблюдение за индивидуальным физическим развитием и физической
подготовленностью, измерение показателей физической подготовки.
Физическая подготовка с общеразвивающей направленностью.Жизненноважные двигательные навыки и умения. Ходьба, бег, прыжки
разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой,
траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре.
Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, опорой на руки,
запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием, переползанием и проползанием.
Лазание по гимнастической стенке различными способами и с различной
направленностью передвижения.
Лазание по гимнастическому канату
(произвольным способом). Преодоление полосы препятствий с использованием
разных способов передвижения.
Акробатические упражнения с элементами гимнастики
Организующие команды и приемы: построение и перестроение в шеренгу и
колонну; размыкание приставным шагом; повороты на месте и в движении;
передвижение в колонне по прямой, по кругу, змейкой. Акробатические
комбинации, состоящие из стоек, упоров, поворотов, перекатов, кувырков (вперед
и назад), прыжковых упражнений (стоя на месте и с продвижением в разные
стороны). Простейшие композиции ритмической гимнастики, состоящие из
стилизованных,
прыжковых и танцевальных
упражнений, выполняемых с различным темпом и амплитудой движений.
общеразвивающих,
беговых,
Упражнения на спортивных снарядах: простейшие комбинации на
гимнастической (низкой) перекладине, состоящие из висов и махов; простейшие
комбинации на напольном гимнастическом бревне, включающие в себя ходьбу
простым и стилизованным шагом, боком приставными шагами; повороты, стойки (на
удержание равновесия); опорные прыжки без разбега.
Легкоатлетические упражнения. Прыжки в высоту с прямого разбега и
способом «перешагивание». Прыжки в длину с места и способом «согнув ноги». Бег
с высокого старта на короткие (30 и 60 м) и длинные (1000м) дистанции. Метание
малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на
дальность.
Подвижные игры с элементами спортивных игр. Подвижные игры с
элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, направленно
воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты,
координации, ловкости, выносливости), психических качеств (внимания, памяти,
оперативного мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности,
смелости, честности и др.). Простейшие технические действия из спортивных игр:
футбола, баскетбола, волейбола.
Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на
развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости.
Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ,
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения физической культуры
выпускник научится:
ориентироваться в понятиях « физическая культура», «режим дня»;
характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток,
уроков физической культуры, закаливание, прогулок на свежем воздухе,
подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития
основных систем организма;
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время
отдыха на открытом воздухе и в помещении;
измерять показатели физического развития и физической
подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести
систематические наблюдения за их динамикой;
выполнять упражнения по коррекции профилактики нарушений зрения и
осанки, упражнения на развития физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости, координации), оценивать величину нагрузки
(большая, средняя, малая) по частоте пульса;
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального
развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах
(перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метание и
броски мяча разного веса и объема);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной
функциональной направленности.
выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной
деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении
здоровья; планировать и корректировать режим дня с учетом своейучебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья,
физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных
занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при
травмах и ушибах;
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические
комбинации;
играть в баскетбол, футбол, волейбол по упрощенным правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Учащиеся должны уметь демонстрировать:
Физические упражнения
Мал
ьчики
Девочки
Физические
способности
Скоростные
Бег 30 м с высокого старта с опорой
на руку, с
Прыжок в длину с места, см
Силовые
Сгибание рук в висе лежа, колво
раз
6,5
130
5
7,0
125
4
К
выносливости
К
координации
Бег 1000 м
Без учета времени
Челночный бег 3 10 м, с
11,0
11,5
Аттестация учащихся планируется по четвертям с учетом результатов текущих
оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы.Распределение программного материала уроков физической
культуры
Количество часов
Рабочая программа по классам
1 кл
2кл
3 кл
4 кл
Примерная
программа
116
Разделы и темы
Укрепление здоровья и
личная гигиена:
знание о физической
культуре
способы
физкультурной
деятельности
Физическое развитие и
физическая
подготовка
гимнастика с
элементами
акробатики
легкая атлетика
гимнастика
подвижные игры
289
14
15
24
14
12
20
99
14
15
28
16
12
17
14
15
30
22
12
9
14
15
30
22
12
9
102
102
102
Итого
405Список рекомендуемой учебнометодической литературы
Учебники по Физической культуре для 14 класса автор В.И. Лях
издательство «Просвещение» 2010 год
СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
методического объединения
учителей естественного цикла
от______ 2011г.
Руководитель
ШМО
________ А.Ф. Лейхнер
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________Е.И.Горбасенко.
«____»_________ 2011г.