РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Структура документа Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, рабочая программа составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2009) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год.Структура документа Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, рабочая программа составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2009) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год.
Иконка файла материала rabochaya_programma_fizicheskaya_kultura_1-4_klass.doc
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КЛАСС   1­4  Ступень обучения (класс) начальное общее образование,1­4 класс Количество часов    405 Составитель  Карпов Виктор Владимирович Программа   разработана   на   основе   комплексной   программы   Физического воспитания   учащихся   1­11   классов.   Автор   В.И.   Лях     А.А   Зданевич   Москва «Просвящение» 2009 года ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Структура документа Примерная программа включает три раздела:  Пояснительную записку,   рабочая программа составлено на основе учебной программы   «Комплексная   программа   физического   воспитания   учащихся   1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2009) и является частью Федерального   учебного   плана   для   образовательных   учреждений   Российской Федерации.В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится  102 часа в год.  Для прохождения программы по физическому воспитанию в учебном процессе в начальной школе предлагается использовать следующие учебники. Лях, В. И. Мой друг физкультура: 1–4 кл. – М.: Просвещение, 2005 Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание   учащихся.   Оценивание   учащихся   начинается   со   второго   полугодия второго   класса  (или   раньше   в   соответствии   с   решением   педагогического   совета школы). Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе   является   игровой   метод.  Большинство   заданий   учащимся   первого   класса рекомендуется планировать и давать в форме игры. По   окончании   начальной   школы   учащийся   должен   показать   уровень физической   подготовленности   не   ниже   результатов,   приведенных   в   разделе «Демонстрировать»,   что   соответствует   обязательному   минимуму   содержания образования.   раскрывающую   характеристику   и   место   учебного   предмета   в   базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса; Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.  Примерная   программа   не  задает   жесткого   объема   знаний,  не   разделяет   эти знания   по   годам   обучения   и   не   связывает   их   с   конкретными   педагогическими направлениями,   технологиями   и   методиками.   Это   позволяет   реализовать вариативный   принцип   развития   современной   школы   и   предоставляет   создателям авторских программ широкие возможности на практике реализовать свои взгляды и идеи,   выстраивать   собственную   логику   и   структуру   обучения,   внедрить   новые формы и методы в образовательный процесс. Общая характеристика учебного предмета Особенностью   физической   культуры   как   учебного   предмета   является   ее деятельностный   характер.   Задача   формирования   представлений   о   физической культуре   не   является   самоцелью,   а   знания,   которые   приобретает   младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической   культурой   как   частью   общей   культуры   человека.   Процесс   обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и   т.п.   Для   полноты   реализации   программного   содержания,   помимо   уроков физической   культуры   как   ведущей   формы   организации   обучения,   используются физкультурно­оздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели,спортивно­массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после   уроков   (спортивные   соревнования,   спортивные   праздники,   спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой).  При   организации   целостного   образовательного   процесса   в   начальной   школе особое   значение   приобретают   межпредметные   связи:   содержание   физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий мир,   литературное   чтение,   математика   и   искусство.   При   этом,   разрабатывая межпредметное   содержание   в   структуре   этих   образовательных   дисциплин, целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые   формируются   в   процессе   освоения   школьниками   содержания   учебного предмета «Физическая культура». Это, касается прежде всего выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья. Основные содержательные линии В примерной программе выделены две содержательные линии: «Укрепление здоровья и личная гигиена» и «Физическое развитие и физическая подготовка». Первая содержательная линия включает: 1)знания о роли физической культуры в укреплении здоровья, гигиенические правила по закаливанию организма, подбора спортивной одежды и обуви, а также требования к соблюдению безопасности при выполнении   физических   упражнений;   2)   простейшие   способы   организации самостоятельных   занятий   оздоровительной   физической   культурой   в   режиме учебного   дня   и   активного   отдыха,   наблюдения   за   индивидуальной   осанкой   и телосложением, измерения частоты сердечных сокращений во время выполнения физических   упражнений;   3)   комплексы   оздоровительной   и   корригирующей гимнастики, общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений.  Вторая содержательная линия включает: 1) знания о физических упражнениях, их роли и значении в физической подготовке человека, правилами их выполнения; 2)   простейшие   способы   организации   самостоятельных   занятий   по   развитию основных   физических   качеств   и   освоению   физических   упражнений,   приемы наблюдения   за   показателями   физического   развития   и   физической подготовленности; 3) жизненно важные двигательные умения и навыки, подвижные игры и упражнения из базовых видов спорта.    Цели обучения При изучении физической культуры реализуются следующие цели: укрепление  здоровья,   содействие   гармоническому   физическому   развитию   и всесторонней физической подготовленности; развитие  жизненно  важных  двигательных  умений  и  навыков,  формирование опыта двигательной деятельности;  овладение  общеразвивающими  и   корригирующими   физическими упражнениями, умениями их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга; воспитание  познавательной  активности и интереса к занятиям физическими упражнениями,   культуры   общения   и   взаимодействия   в   учебной   и   игровой деятельности.  Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В   процессе   овладения   физической   культурой   происходит   формирование общеучебных   умений,   навыков   и   овладение   способами   деятельности.   Так,   в структуре   познавательной   деятельности   это   простейшие   наблюдения   за собственным   физическим   развитием   и   физической   подготовленностью,   умения принимать   творческие   решения   в  процессе   подвижных   игр   или   соревнований.  В речевой деятельности это умение участвовать в диалоге при обучении двигательным действиям   или   объяснять   правила   подвижных   игр,   умение   элементарно обосновывать качество выполнения физических упражнений, используя для этого наглядные образцы. У школьников развиваются организационные умения, связанные с   самостоятельным   выполнением   задания,   установлением   последовательности упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, с изменением   физической   нагрузки   с   учетом   индивидуальных   показаний   частоты сердечных сокращений и самочувствия. Развиваются также умения сотрудничать в коллективе   сверстников   в   процессе   проведения   подвижных   игр   и   спортивных соревнований.  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (405 час) Укрепление здоровья и личная гигиена (116 час) Знания   о   физической   культуре.  Физическая   культура   как   система разнообразных   форм   занятий   физическими   упражнениями.  Утренняя   зарядка,  ее роль   и   значение,   гигиенические   требования   и   правила   выполнения   комплексов утренней   зарядки.  Физкультминутки,  их   роль   и   значение,  правила   проведения   и выполнения   комплексов   физкультминуток.   Физкультпаузы,   их   роль   и   значение, правила   проведения   и   выполнения   комплексов   упражнений   (дыхательных,   на профилактику   нарушения   зрения   и   т.п.).   Закаливающие   процедуры,   их   роль   и значение,   гигиенические   требования,   правила   и   способы   проведения.  Общие представления  об осанке, ее влиянии на здоровье человека, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки.  Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий физической культурой. Деятельность   оздоровительной   направленности.  Составление   комплексов упражнений   утренней   зарядки,   физкультминуток   и   физкультпауз.  Проведение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений на формирование   правильной   осанки   и   коррекции   физического   развития   (по индивидуальным   заданиям),   закаливающих   процедур   (способами   обтирания   иобливания под душем).  Проведение   подвижных   игр   со   сверстниками   во   время   активного   отдыха   и досуга,   подготовка   мест   для   игр,   подбор   соответствующего   инвентаря   и оборудования.  Простейшие   наблюдения   за   своим   самочувствием   в   процессе   занятий физической   культурой.   Измерения   своего   роста,   массы   тела,   определение правильности осанки и формы стопы. Физическое   совершенствование   с   оздоровительной   направленностью. Комплексы   общеразвивающих   упражнений   на   укрепление   мышц   опорно­ двигательного   аппарата,   дифференцирование   мышечных   усилий   и   координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости. Комплексы корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки и телосложения, профилактику нарушения зрения. Упражнения дыхательной гимнастики. Специальные упражнения адаптивной физической культуры (в соответствии с индивидуальными показателями здоровья и физического развития).  Физическое развитие и физическая подготовка  (289 час) Знания   о   физической   подготовке.  Общие   представления   о   физических упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих   физических   упражнений.   Правила   и   приемы   организующих команд.  Общие   представления   о   физическом   развитии   человека,   правила   измерения роста и массы тела. Общие представления о физической подготовке  человека и сведения об упражнениях по ее измерению. Правила измерения силы, быстроты, гибкости  и  координации. Физическая нагрузка и ее связь с тренировкой систем дыхания и кровообращения (общие представления). Правила самостоятельного освоения физических упражнений.  Правила   организации   и   проведения   подвижных   игр   и   простейших соревнований.  Способы деятельности с общеразвивающей направленностью. Составление комплексов   упражнений   на   развитие   основных   физических   качеств   и самостоятельное   их   выполнение.   Изменение   физической   нагрузки   во   время выполнения   физических   упражнений   (по   скорости   и   темпу   выполнения,   по количеству повторений и продолжительности выполнения). Наблюдение   за   индивидуальным   физическим   развитием   и   физической подготовленностью, измерение показателей физической подготовки.  Физическая подготовка с общеразвивающей направленностью.Жизненно­важные двигательные навыки и умения.  Ходьба, бег, прыжки разными   способами   и  из   разных   исходных   положений;   с  различной   амплитудой, траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление   малых   препятствий   прыжком   с   места,   разбега,   опорой   на   руки, запрыгиванием   и   спрыгиванием,   перелезанием,   переползанием   и   проползанием. Лазание   по   гимнастической   стенке   различными   способами   и   с   различной направленностью   передвижения.   Лазание   по   гимнастическому   канату (произвольным   способом).   Преодоление   полосы   препятствий   с   использованием разных способов передвижения.  Акробатические упражнения с элементами гимнастики Организующие   команды   и   приемы:   построение   и  перестроение   в  шеренгу   и колонну;   размыкание   приставным   шагом;   повороты   на   месте   и   в   движении; передвижение   в   колонне   по   прямой,   по   кругу,   змейкой.   Акробатические комбинации, состоящие из стоек, упоров, поворотов, перекатов, кувырков (вперед и   назад),   прыжковых   упражнений   (стоя   на   месте   и   с   продвижением   в   разные стороны).   Простейшие   композиции   ритмической   гимнастики,   состоящие   из стилизованных,   прыжковых   и   танцевальных упражнений, выполняемых с различным темпом и амплитудой движений.    общеразвивающих,   беговых, Упражнения   на   спортивных   снарядах:   простейшие   комбинации   на гимнастической  (низкой)   перекладине,  состоящие   из   висов  и  махов;   простейшие комбинации   на   напольном   гимнастическом   бревне,   включающие   в   себя   ходьбу простым и стилизованным шагом, боком приставными шагами; повороты, стойки (на удержание равновесия); опорные прыжки без разбега.  Легкоатлетические упражнения.  Прыжки   в  высоту   с  прямого   разбега   и способом «перешагивание». Прыжки в длину с места и способом «согнув ноги». Бег с высокого старта на короткие (30 и 60 м) и длинные (1000м) дистанции. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а также на дальность.  Подвижные   игры   с   элементами   спортивных   игр.  Подвижные   игры   с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации,   ловкости,   выносливости),   психических   качеств   (внимания,   памяти, оперативного   мышления)   и   социальных   качеств   (взаимодействия,   сдержанности, смелости, честности и др.). Простейшие технические действия из спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола.  Физические   упражнения   и   комплексы   упражнений,   ориентированные   на развитие   силы,   быстроты,   выносливости,   координации,   гибкости   и   ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ В результате изучения физической культуры  выпускник научится:   ориентироваться в понятиях « физическая культура», «режим дня»;  характеризовать   роль   и   значение   утренней   зарядки,   физкультминуток, уроков физической культуры, закаливание, прогулок на свежем воздухе, подвижных   игр,   занятий   спортом   для   укрепления   здоровья,   развития основных систем организма;  отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки;  организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении;  измерять   показатели   физического   развития   и   физической подготовленности   (сила,   быстрота,   выносливость,   гибкость),   вести систематические наблюдения за их динамикой;  выполнять упражнения по коррекции профилактики нарушений зрения и осанки, упражнения на развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости,   гибкости,   координации),   оценивать   величину   нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;  выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;  выполнять организующие строевые команды и приемы;  выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);  выполнять   гимнастические   упражнения   на   спортивных   снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);  выполнять   легкоатлетические   упражнения   (бег,   прыжки,   метание   и броски мяча разного веса и объема);  выполнять   игровые   действия   и   упражнения   из   подвижных   игр   разной функциональной направленности.  выпускник получит возможность научиться:  выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;  характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;   планировать   и   корректировать   режим   дня   с   учетом   своейучебной   и   внешкольной   деятельности,   показателей   своего   здоровья, физического развития и физической подготовленности;  целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;  выполнять   простейшие   приемы   оказания   доврачебной   помощи   при травмах и ушибах;  сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;  выполнять   эстетически   красиво   гимнастические   и   акробатические комбинации;  играть в баскетбол, футбол, волейбол  по упрощенным правилам;   выполнять тестовые нормативы по физической подготовке. Учащиеся должны уметь демонстрировать: Физические упражнения Мал ьчики Девочки Физические способности Скоростные Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с Прыжок в длину с места, см Силовые Сгибание   рук   в   висе   лежа,   кол­во раз 6,5 130 5 7,0 125 4 К выносливости К координации Бег 1000 м Без учета времени Челночный бег 3  10 м, с 11,0 11,5 Аттестация учащихся планируется по четвертям с учетом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы.Распределение программного материала уроков физической культуры Количество часов Рабочая программа по классам 1 кл 2кл 3 кл 4 кл Примерная программа 116 Разделы и темы Укрепление здоровья и личная гигиена: ­ знание о физической  культуре  ­ способы  физкультурной  деятельности Физическое развитие и физическая  подготовка ­ гимнастика с  элементами  акробатики ­ легкая атлетика ­ гимнастика ­ подвижные игры 289 14 15 24 14 12 20 99 14 15 28 16 12 17 14 15 30 22 12 9 14 15 30 22 12 9 102 102 102 Итого                     405Список рекомендуемой учебно­методической литературы Учебники   по   Физической   культуре   для   1­4   класса   автор   В.И.   Лях издательство «Просвещение» 2010 год СОГЛАСОВАНО  Протокол заседания методического   объединения учителей   естественного   цикла от______ 2011г.   Руководитель   ШМО ________  А.Ф. Лейхнер СОГЛАСОВАНО   Заместитель директора по УВР __________Е.И.Горбасенко. «____»_________ 2011г.