Рабочая программа по физической культуре для 1 – 4 классов

  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка Данная программа составлена на основе рабочих программ//Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений// – М.: Просвещение, 2011г. Цель физического воспитания: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. задачи: – укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; – совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;Пояснительная записка Данная программа составлена на основе рабочих программ//Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений// – М.: Просвещение, 2011г. Цель физического воспитания: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. задачи: – укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; – совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
Иконка файла материала раб.прог.1кл..doc
Рабочая программа по физической культуре для 1 – 4 классов составлена на основе: рабочих программ//Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений// – М.: Просвещение, 2011г. Пояснительная записка       Данная программа составлена на основе рабочих программ//Предметная линия учебников   А.П.   Матвеева.  1   –   4   классы.  Пособие   для   учителей общеобразовательных учреждений// – М.: Просвещение, 2011г. Цель физического воспитания:  формирование   у   учащихся   начальной   школы   основ   здорового   образа   жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. задачи: – укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения   функциональных   возможностей   жизнеобеспечивающих   систем организма; – совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;  – формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;  – развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; –   обучение   простейшим   способам   контроля   за   физической   нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. Рабочая   программа   основного  начального  образования   по  физической   культуре составлена   в   соответствии   с   количеством   часов,   указанных   в   Базисном   плане образовательных учреждений общего образования.  Часы по учебному плану: 11 класс – 66 ч;  2 класс –  102 ч; 3 класс –  102 ч; 4 класс –  102 ч. 2Текущий   учет   является   основным   видом   проверки   успеваемости   учащихся   по физической культуре. Итоговая аттестация производится на основе  четвертных оценок. В первом классе оценки не ставятся.  Содержание программы включает в себя:  1 класс:  Знания о физической культуре – 3ч.;  Способы физкультурной деятельности – 4ч.;  Легкоатлетические упражнения – 15ч.;  Подвижные игры – 18ч.;  Гимнастика с элементами акробатики – 12ч.;  Лыжная подготовка – 14ч.; 2 – 4  классы:  Знания о физической культуре – 4ч.;  Способы физкультурной деятельности – 6ч.;  Подвижные игры – 39ч.;  Гимнастика с элементами акробатики – 18ч.;  Легкоатлетические упражнения – 21ч.;  Лыжная подготовка – 14ч.; Учебники и пособия для реализации программы:  Е.Л. Гордияш и др.//Физическое воспитание в школе//Волгоград, 2008 год;  Е.Б. Деревлева и др. // Гимнастическая аэробика // Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №24 // М.2008 год;   П.К. Киселев, С.Б. Киселева//Справочник учителя физической культуры/ / Волгоград, 2008 год;  В.И. Ковалько//Поурочные разработки по физкультуре// 2 класс// М. 2008 год;  Ю.Г. Коджаспиров // Физкульт­ура! Ура! Ура! // М.2002 год;  С.К.   Кучкильдин   //Гимнастика.   Нестандартный   подход   //   Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №20 // М.2008 год;  В.А.Лепешкин   //   Методика   обучения   учащихся   технике   передвижения   на лыжах // 1 – 11 классы // М.2006 год;  А.П.Матвеев // Рабочие программы. Физическая культура. 1 – 4 классы // М.2011 год; 3 А.П.Матвеев // Академический школьный учебник. Физическая культура. 1 класс // М.2011 год;  А.В.Маслюков // Развитие координационных способностей у школьников // Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №21 // М.2008 год;  И.Б.Павлов,   Н.В.   Тулупчи   //   Строевые   упражнения.   Методика   обучения строевым   приемам //  Библиотечка  «Первое   сентября» //   Серия «Спорт   в школе» №26 // М.2009 год;  Г.И. Погадаев //Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь общеобразовательного учреждения//М.2006 год;  Авт.сос.   А.Ю.   Патрикеек   //   Физическая   культура.   1   класс.   Рабочие программа по учебнику А.П.Матвеева // Волгоград, 2011 год;  Сборник нормативных документов. Физическая культура// М.2006 год;  Стандарты второго поколения//Физическая культура//М.2010 год; Перечень учебно­методического обеспечения:  Гимнастические палки, скамейки, стенка, козел, конь, маты, брусья, обручи, скакалки;  Лыжи, лыжные палки, ботинки;  Мячи   футбольные,   волейбольные,   баскетбольные;   кольца   баскетбольные, сетка волейбольная;  Гранаты   и   мячи   для   метания,   турник,   стойки   для   прыжков,   кубики, секундомер, рулетка, свисток;  Компьютерные презентации по темам. Интернет­ресурсы в помощь учителю физической культуры:  http://method.novgorod.rcde.ru    Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса.   http://www.fisio.ru/fisioinschool.html  Сайт, посвященный Здоровому образу   жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре.   http://www.abcsport.ru/  Обзор спортивных школ и спортивных обществ.  Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным  видам спорта.  http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья,  правильному питанию, диетам, физической культуре, упражнениям,  фототерапии, лечению болезней природными средствами, здоровому образу  жизни.  http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizo1  Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры.  http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал.  http://portfolio.1september.ru  фестиваль исследовательских и творческих  работ учащихся по физической культуре и спорту. 4 http://spo.1september.ru  Газета в газете «Спорт в школе» . Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного предмета По окончании 1 класса должны быть достигнуты определенные  результаты. Личностные результаты: –   формирование   чувства   гордости   за   свою   Родину,   формирование   ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные): –   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Предметные результаты: –   овладение   умениями   организовать   здоровьесберегающую   жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); –   взаимодействие   со   сверстниками   по   правилам   проведения   подвижных   игр   и соревнований. По окончании 2  класса должны быть достигнуты определенные  результаты. Личностные результаты: –   формирование   чувства   гордости   за   свою   Родину,   формирование   ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; –   развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками,   умения   не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные): –   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 5– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: –   овладение   умениями   организовать   здоровьесберегающую   жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); –   взаимодействие   со   сверстниками   по   правилам   проведения   подвижных   игр   и соревнований; – выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности. По окончании 3  класса должны быть достигнуты определенные  результаты. Личностные результаты: –   формирование   чувства   гордости   за   свою   Родину,   формирование   ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; –   развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками,   умения   не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные): –   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; –   определение   общей   цели   и   путей   ее   достижения;   умение   договариваться   о распределении   функций   и   ролей   в   совместной   деятельности;   осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для   укрепления   здоровья   человека     социального   и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, (физического, 6интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; –   овладение   умениями   организовать   здоровьесберегающую   жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); –   взаимодействие   со   сверстниками   по   правилам   проведения   подвижных   игр   и соревнований; – выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности. По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе (4  класс) должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты: –   формирование   чувства   гордости   за   свою   Родину,   формирование   ценностей многонационального российского общества; – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; –   развитие   самостоятельности   и   личной   ответственности   за   свои   поступки   на основе   представлений   о   нравственных   нормах,   социальной   справедливости   и свободе; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; –   развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками,   умения   не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные): –   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; –   формирование   умения   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее   реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; –   определение   общей   цели   и   путей   ее   достижения;   умение   договариваться   о распределении   функций   и   ролей   в   совместной   деятельности;   осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 7(физического, – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для   укрепления   здоровья   человека     социального   и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; –   овладение   умениями   организовать   здоровьесберегающую   жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); –   формирование   навыка   систематического   наблюдения   за   своим   физическим состоянием,   величиной   физических   нагрузок,   данными   мониторинга   здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) –   взаимодействие   со   сверстниками   по   правилам   проведения   подвижных   игр   и соревнований; –   выполнение   простейших   акробатических   и   гимнастических   комбинаций   на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения; – выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности. По окончании 1 класса учащиеся должны уметь: Планируемые результаты – планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; – организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство; – соблюдать  требования  техники  безопасности  к  местам  проведения  занятий физической культурой; – выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности. По окончании 2 класса учащиеся должны уметь: – планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; –   использовать   физическую   культуры   как   средство   укрепления   здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; 8– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство; –   оказывать   посильную   помощь   и   моральную   поддержку   сверстникам   при выполнении   учебных   заданий,   проявлять   доброжелательное   и   уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; – соблюдать  требования  техники  безопасности  к  местам  проведения  занятий физической культурой; – выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности. По окончании 3  класса учащиеся должны уметь: – планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; – излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека; –   использовать   физическую   культуры   как   средство   укрепления   здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; – организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство; –   оказывать   посильную   помощь   и   моральную   поддержку   сверстникам   при выполнении   учебных   заданий,   проявлять   доброжелательное   и   уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; – соблюдать  требования  техники  безопасности  к  местам  проведения  занятий физической культурой; – организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; – выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности. –   выполнять   жизненно   важные   двигательные   навыки   и   умения   различными способами, в различных условиях. По окончании начальной школы (4класс) учащиеся должны уметь: – планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга; – излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека; –   использовать   физическую   культуры   как   средство   укрепления   здоровья, физического развития и физической подготовленности человека; – измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств; 9–   оказывать   посильную   помощь   и   моральную   поддержку   сверстникам   при выполнении   учебных   заданий,   проявлять   доброжелательное   и   уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения; – организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство; –   соблюдать   требования   техники   безопасности   к   местам   проведения   занятий физической культурой; – организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; – характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса; –   выполнять   простейшие   акробатические   и   гимнастические   комбинации   на высоком качественном уровне; –   выполнять   технические   действия   из   базовых   видов   спорта,   применять   их   в игровой и соревновательной деятельности; –   выполнять   жизненно   важные   двигательные   навыки   и   умения   различными способами, в различных условиях. Содержание программы  1 класс: Знания о физической культуре. Что такое физическая культура. Как возникли физические   упражнения.   Чему   обучают   на   уроках   физической   культуры.   Как передвигаются животные. Как передвигается человек. Способы   физкультурной   деятельности.  Одежда   для   игр   и   прогулок. Подвижные   игры.   Что   такое   режим   дня.   Утренняя   зарядка.   Физкультминутка. Личная гигиена.  Физическое   совершенствование.  Комплексы   физических   упражнений   для утренней зарядки. Комплексы физкультминуток. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.  Гимнастика с основами акробатики. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение   строевых   команд.  Акробатические   упражнения.   Акробатические комбинации.  Передвижение   по   гимнастической   стенке.   Преодоление   полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания и переползания. Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Лыжные гонки. Передвижение на лыжах. Подвижные   и   спортивные   игры.  На   материале   гимнастики   с   основами акробатики. На материале легкой атлетики. На материале лыжной подготовке. На материале спортивных игр. Баскетбол. Подвижные игры разных народов. 102 класс:  Из   истории   физической   культуры.   Как Знания   о   физической   культуре. зародились Олимпийские игры.   Подвижные   игры   для   освоения Способы   физкультурной   деятельности. спортивных   игр.  Подвижные   игры   для   освоения   игры   в  баскетбол.  Подвижные игры   для   освоения   игры   в   футбол.   Закаливание.   Физические   упражнения. Физическое развитие и физические качества человека. Игры и занятия в зимнее время года.  Физическое   совершенствование.  Комплексы   упражнений   утренней   зарядки. Упражнения и подвижные игры с мячом.  Гимнастика с основами акробатики. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение   строевых   команд.  Акробатические   упражнения.   Акробатические комбинации.   Висы   на   низкой   перекладине.  Передвижение   по   гимнастической стенке.   Преодоление   полосы   препятствий   с   элементами   лазанья,   перелезания, переползания.  Легкая   атлетика. большого мяча. Метание малого мяча.  Лыжные гонки. Передвижение на лыжах. Подвижные     игры.  На   материале   гимнастики   с   основами   акробатики.   На материале легкой атлетики. На материале лыжной подготовке.  Подвижные игры разных народов. Спортивные игры. Футбол. Баскетбол. Волейбол.  Беговые   упражнения.   Прыжковые   упражнения.   Броски 3 класс: Знания о физической культуре. Из истории физической культуры. Как измерить физическую нагрузку. Закаливание – обливание, душ.  Подвижные   игры   для   освоения Способы   физкультурной   деятельности. спортивных   игр.  Подвижные   игры   для   освоения   игры   в  баскетбол.  Подвижные игры   для   освоения   игры   в   футбол.   Закаливание.   Физические   упражнения. Физическое развитие и физические качества человека. Игры и занятия в зимнее время года.  Физическое   совершенствование.  Комплексы   упражнений   утренней   зарядки. Упражнения и подвижные игры с мячом.  Гимнастика с основами акробатики. Акробатические  упражнения.  Кувырки вперед и назад, гимнастический мост, прыжки со скакалкой. Лазанье по канату. Упражнения на гимнастическом бревне. Передвижения по гимнастической стенке и скамейке. Преодоление полосы препятствий.  Легкая   атлетика.  Беговые   упражнения.   Прыжковые   упражнения.   Прыжки   в высоту   и   длину.   Броски   большого   мяча.   Метание   малого   мяча.   Правила простейших соревнований. Лыжные гонки. Передвижение на лыжах. Повороты. 11Спортивные игры. Футбол. Баскетбол. Волейбол. Подвижные     игры.  На   материале   гимнастики   с   основами   акробатики.   На материале легкой атлетики. На материале лыжных гонок. Подвижные игры разных народов. 4 класс: Знания  о физической  культуре.  Из   истории   физической   культуры.   Оказание первой помощи при легких травмах. Закаливание. Способы   физкультурной   деятельности.  Наблюдения   за   своим   физическим развитием и физической подготовленностью. Физическое   совершенствование.  Комплексы   упражнений   утренней   зарядки. Упражнения и подвижные игры с мячом.  Гимнастика   с   основами   акробатики.   Акробатические   упражнения   и комбинации. Опорный прыжок через гимнастического козла, упражнения на низкой гимнастической   перекладине,  гимнастические   комбинации.  Техника  выполнения комбинаций на гимнастической перекладине. Легкая   атлетика.  Беговые   упражнения.   Техника   старта   и   финиширования. Прыжковые упражнения. Прыжки в высоту. Техника выполнения. Лыжные гонки.  Передвижение на лыжах. Техника выполнения одновременного одношажного хода. Подвижные     игры.  На   материале   гимнастики   с   основами   акробатики.   На материале легкой атлетики. На материале лыжных гонок. Подвижные игры разных народов. Самостоятельная организация и проведение подвижных игр. Спортивные игры. Футбол. Баскетбол. Волейбол. Перечень изучаемых разделов (тем)  1 класс  I полугодие: № 1 2 3 ТЕМА ЧАСЫ ДАТА Знания о физической культуре  Способы физкультурной деятельности Легкоатлетические упражнения 3ч 4ч.; 9ч. 123 5 Подвижные игры Гимнастика Всего часов за I полугодие II полугодие: ТЕМА Лыжная подготовка Подвижные игры  Легкая атлетика Всего часов за II полугодие 4ч. 12ч. 32 ч. ЧАСЫ 14 ч. 14ч. 6 ч. 34 ч. ДАТА № 1 2 3 № 1 2 3 3 5 № 1 2 3 Перечень изучаемых разделов (тем)  2 – 4 классы I полугодие: ТЕМА ЧАСЫ ДАТА Знания о физической культуре  Способы физкультурной деятельности Легкоатлетические упражнения Подвижные игры Гимнастика Всего часов за I полугодие II полугодие: ТЕМА Лыжная подготовка Подвижные игры  Легкая атлетика Всего часов за II полугодие 4ч 6ч.; 11ч. 20ч. 18ч. 50 ч. ЧАСЫ 14 ч. 28ч. 10 ч. 52 ч. ДАТА Литература:  Е.Л. Гордияш и др.//Физическое воспитание в школе//Волгоград, 2008 год; 13 П.К. Киселев, С.Б. Киселева//Справочник учителя физической культуры/ / Волгоград, 2008 год;  А.П.Матвеев // Рабочие программы. Физическая культура. 1 – 4 классы // М.2011 год;  А.П.Матвеев // Академический школьный учебник. Физическая культура. 1 класс // М.2011 год;  Авт.сос. А.Ю.Патрикеев // Физическая культура. 1 класс. Рабочие программа по учебнику А.П.Матвеева // Волгоград, 2011 год;  Стандарты второго поколения//Физическая культура//М.2010 год; 14