Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе рабочих программ//Предметная линия
учебников А.П. Матвеева. 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений// – М.: Просвещение, 2011г.
Цель физического воспитания:
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой.
задачи:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе рабочих программ//Предметная линия
учебников А.П. Матвеева. 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений// – М.: Просвещение, 2011г.
Цель физического воспитания:
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой.
задачи:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
Рабочая программа
по физической культуре
для 1 – 4 классов
составлена на основе:
рабочих программ//Предметная линия
учебников А.П. Матвеева. 1 – 4 классы. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений// – М.: Просвещение, 2011г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе рабочих программ//Предметная линия
учебников А.П. Матвеева. 1 – 4 классы. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений// – М.: Просвещение, 2011г.
Цель физического воспитания:
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни,
развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных
форм занятий физической культурой.
задачи:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем
организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых
видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в
жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой,
отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Рабочая программа основного начального образования по физической культуре
составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане
образовательных учреждений общего образования.
Часы по учебному плану:
11 класс – 66 ч;
2 класс – 102 ч;
3 класс – 102 ч;
4 класс – 102 ч.
2Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по
физической культуре. Итоговая аттестация производится на основе четвертных
оценок. В первом классе оценки не ставятся.
Содержание программы включает в себя:
1 класс:
Знания о физической культуре – 3ч.;
Способы физкультурной деятельности – 4ч.;
Легкоатлетические упражнения – 15ч.;
Подвижные игры – 18ч.;
Гимнастика с элементами акробатики – 12ч.;
Лыжная подготовка – 14ч.;
2 – 4 классы:
Знания о физической культуре – 4ч.;
Способы физкультурной деятельности – 6ч.;
Подвижные игры – 39ч.;
Гимнастика с элементами акробатики – 18ч.;
Легкоатлетические упражнения – 21ч.;
Лыжная подготовка – 14ч.;
Учебники и пособия для реализации программы:
Е.Л. Гордияш и др.//Физическое воспитание в школе//Волгоград, 2008 год;
Е.Б. Деревлева и др. // Гимнастическая аэробика // Библиотечка «Первое
сентября» // Серия «Спорт в школе» №24 // М.2008 год;
П.К. Киселев, С.Б. Киселева//Справочник учителя физической культуры/ /
Волгоград, 2008 год;
В.И. Ковалько//Поурочные разработки по физкультуре// 2 класс// М. 2008
год;
Ю.Г. Коджаспиров // Физкультура! Ура! Ура! // М.2002 год;
С.К. Кучкильдин //Гимнастика. Нестандартный подход // Библиотечка
«Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №20 // М.2008 год;
В.А.Лепешкин // Методика обучения учащихся технике передвижения на
лыжах // 1 – 11 классы // М.2006 год;
А.П.Матвеев // Рабочие программы. Физическая культура. 1 – 4 классы //
М.2011 год;
3 А.П.Матвеев // Академический школьный учебник. Физическая культура. 1
класс // М.2011 год;
А.В.Маслюков // Развитие координационных способностей у школьников //
Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в школе» №21 // М.2008
год;
И.Б.Павлов, Н.В. Тулупчи // Строевые упражнения. Методика обучения
строевым приемам // Библиотечка «Первое сентября» // Серия «Спорт в
школе» №26 // М.2009 год;
Г.И. Погадаев //Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь
общеобразовательного учреждения//М.2006 год;
Авт.сос. А.Ю. Патрикеек // Физическая культура. 1 класс. Рабочие
программа по учебнику А.П.Матвеева // Волгоград, 2011 год;
Сборник нормативных документов. Физическая культура// М.2006 год;
Стандарты второго поколения//Физическая культура//М.2010 год;
Перечень учебнометодического обеспечения:
Гимнастические палки, скамейки, стенка, козел, конь, маты, брусья, обручи,
скакалки;
Лыжи, лыжные палки, ботинки;
Мячи футбольные, волейбольные, баскетбольные; кольца баскетбольные,
сетка волейбольная;
Гранаты и мячи для метания, турник, стойки для прыжков, кубики,
секундомер, рулетка, свисток;
Компьютерные презентации по темам.
Интернетресурсы в помощь учителю физической культуры:
http://method.novgorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для
дистанционной поддержки учебного процесса.
http://www.fisio.ru/fisioinschool.html Сайт, посвященный Здоровому образу
жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре.
http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ.
Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным
видам спорта.
http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья,
правильному питанию, диетам, физической культуре, упражнениям,
фототерапии, лечению болезней природными средствами, здоровому образу
жизни.
http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizo1 Информационные технологии обучения
в преподавании физической культуры.
http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал.
http://portfolio.1september.ru фестиваль исследовательских и творческих
работ учащихся по физической культуре и спорту.
4 http://spo.1september.ru Газета в газете «Спорт в школе» .
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
По окончании 1 класса должны быть достигнуты определенные
результаты.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей
многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Предметные результаты:
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и
т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований.
По окончании 2 класса должны быть достигнуты определенные
результаты.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей
многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
5– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и
т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и соревновательной деятельности.
По окончании 3 класса должны быть достигнуты определенные
результаты.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей
многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры
для укрепления здоровья человека
социального и
психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
(физического,
6интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье
как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и
т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и соревновательной деятельности.
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе (4
класс) должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей
многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
7(физического,
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры
для укрепления здоровья человека
социального и
психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье
как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и
т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья
(длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на
высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в
игровой и соревновательной деятельности.
По окончании 1 класса учащиеся должны уметь:
Планируемые результаты
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать
средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные
соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий
физической культурой;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности.
По окончании 2 класса учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать
средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовленности человека;
8– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные
соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий
физической культурой;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности.
По окончании 3 класса учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать
средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль
и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовленности человека;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные
соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий
физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с
заданной дозировкой нагрузки;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности.
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных условиях.
По окончании начальной школы (4класс) учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать
средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль
и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и
массы тела) и развития основных физических качеств;
9– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные
соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий
физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с
заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на
высоком качественном уровне;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных условиях.
Содержание программы
1 класс:
Знания о физической культуре. Что такое физическая культура. Как возникли
физические упражнения. Чему обучают на уроках физической культуры. Как
передвигаются животные. Как передвигается человек.
Способы физкультурной деятельности. Одежда для игр и прогулок.
Подвижные игры. Что такое режим дня. Утренняя зарядка. Физкультминутка.
Личная гигиена.
Физическое совершенствование. Комплексы физических упражнений для
утренней зарядки. Комплексы физкультминуток. Упражнения для профилактики и
коррекции нарушений осанки.
Гимнастика с основами акробатики. Строевые действия в шеренге и колонне;
выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Акробатические
комбинации. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы
препятствий с элементами лазанья, перелезания и переползания.
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами
акробатики. На материале легкой атлетики. На материале лыжной подготовке. На
материале спортивных игр. Баскетбол. Подвижные игры разных народов.
102 класс:
Из истории физической культуры. Как
Знания о физической культуре.
зародились Олимпийские игры.
Подвижные игры для освоения
Способы физкультурной деятельности.
спортивных игр. Подвижные игры для освоения игры в баскетбол. Подвижные
игры для освоения игры в футбол. Закаливание. Физические упражнения.
Физическое развитие и физические качества человека. Игры и занятия в зимнее
время года.
Физическое совершенствование. Комплексы упражнений утренней зарядки.
Упражнения и подвижные игры с мячом.
Гимнастика с основами акробатики. Строевые действия в шеренге и колонне;
выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Акробатические
комбинации. Висы на низкой перекладине. Передвижение по гимнастической
стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания,
переползания.
Легкая атлетика.
большого мяча. Метание малого мяча.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах.
Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики. На
материале легкой атлетики. На материале лыжной подготовке. Подвижные игры
разных народов.
Спортивные игры. Футбол. Баскетбол. Волейбол.
Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Броски
3 класс:
Знания о физической культуре. Из истории физической культуры. Как измерить
физическую нагрузку. Закаливание – обливание, душ.
Подвижные игры для освоения
Способы физкультурной деятельности.
спортивных игр. Подвижные игры для освоения игры в баскетбол. Подвижные
игры для освоения игры в футбол. Закаливание. Физические упражнения.
Физическое развитие и физические качества человека. Игры и занятия в зимнее
время года.
Физическое совершенствование. Комплексы упражнений утренней зарядки.
Упражнения и подвижные игры с мячом.
Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения. Кувырки
вперед и назад, гимнастический мост, прыжки со скакалкой. Лазанье по канату.
Упражнения на гимнастическом бревне. Передвижения по гимнастической стенке
и скамейке. Преодоление полосы препятствий.
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Прыжки в
высоту и длину. Броски большого мяча. Метание малого мяча. Правила
простейших соревнований.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах. Повороты.
11Спортивные игры. Футбол. Баскетбол. Волейбол.
Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики. На
материале легкой атлетики. На материале лыжных гонок. Подвижные игры разных
народов.
4 класс:
Знания о физической культуре. Из истории физической культуры. Оказание
первой помощи при легких травмах. Закаливание.
Способы физкультурной деятельности. Наблюдения за своим физическим
развитием и физической подготовленностью.
Физическое совершенствование. Комплексы упражнений утренней зарядки.
Упражнения и подвижные игры с мячом.
Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения и
комбинации. Опорный прыжок через гимнастического козла, упражнения на низкой
гимнастической перекладине, гимнастические комбинации. Техника выполнения
комбинаций на гимнастической перекладине.
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Техника старта и финиширования.
Прыжковые упражнения. Прыжки в высоту. Техника выполнения.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах. Техника выполнения одновременного
одношажного хода.
Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики. На
материале легкой атлетики. На материале лыжных гонок. Подвижные игры разных
народов. Самостоятельная организация и проведение подвижных игр.
Спортивные игры. Футбол. Баскетбол. Волейбол.
Перечень изучаемых разделов (тем)
1 класс
I полугодие:
№
1
2
3
ТЕМА
ЧАСЫ
ДАТА
Знания о физической культуре
Способы физкультурной деятельности
Легкоатлетические упражнения
3ч
4ч.;
9ч.
123
5
Подвижные игры
Гимнастика
Всего часов за I полугодие
II полугодие:
ТЕМА
Лыжная подготовка
Подвижные игры
Легкая атлетика
Всего часов за II полугодие
4ч.
12ч.
32 ч.
ЧАСЫ
14 ч.
14ч.
6 ч.
34 ч.
ДАТА
№
1
2
3
№
1
2
3
3
5
№
1
2
3
Перечень изучаемых разделов (тем)
2 – 4 классы
I полугодие:
ТЕМА
ЧАСЫ
ДАТА
Знания о физической культуре
Способы физкультурной деятельности
Легкоатлетические упражнения
Подвижные игры
Гимнастика
Всего часов за I полугодие
II полугодие:
ТЕМА
Лыжная подготовка
Подвижные игры
Легкая атлетика
Всего часов за II полугодие
4ч
6ч.;
11ч.
20ч.
18ч.
50 ч.
ЧАСЫ
14 ч.
28ч.
10 ч.
52 ч.
ДАТА
Литература:
Е.Л. Гордияш и др.//Физическое воспитание в школе//Волгоград, 2008 год;
13 П.К. Киселев, С.Б. Киселева//Справочник учителя физической культуры/ /
Волгоград, 2008 год;
А.П.Матвеев // Рабочие программы. Физическая культура. 1 – 4 классы //
М.2011 год;
А.П.Матвеев // Академический школьный учебник. Физическая культура. 1
класс // М.2011 год;
Авт.сос. А.Ю.Патрикеев // Физическая культура. 1 класс. Рабочие программа
по учебнику А.П.Матвеева // Волгоград, 2011 год;
Стандарты второго поколения//Физическая культура//М.2010 год;
14