Рабочая программа по географии для основной школы составлена на уровень обучения 5-9 классы. Рабочая программа составлена на основе рабочей программы по географии предметной линии «Сфера» под редакцией В.П. Дронова. . Программа состоит из разделов: планируемые результаты, содержание учебного предмета и тематическое планирование.
рабочая программа 5-9 класс по сфере.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Толпинская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
РАССМОТРЕНА
на заседании методического
объединения учителей естественно
математического цикла
Протокол от 28.08.2016 года № 1
Руководитель методического
объединения
____________ О.Г. Гукова
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА
на заседании педагогического
совета МКОУ «Толпинская
средняя общеобразовательная
школа»
Протокол от 29.08.2016 г., №1
Председатель педагогического совета
_____________ Е. В. Шкодина
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по
УВР____________Е. В. Шкодина
от 29.08.2016 года
УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА
В ДЕЙСТВИЕ приказом МКОУ
«Толпинская средняя
общеобразовательная школа»
от 30.08.2016 г., № 1175
Директор школы
_____________ В. Г. Гоготов
Рабочая программа
по ____географии________
для 59 классов
основное общее образование
(уровень образования)
Составитель: Лубкова Светлана Викторовна,
учитель биологии и географии высшей категории
с. Толпино
2016 год Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативноправовой
документ для организации учебного процесса в Муниципальном казенном
общеобразовательном учреждении «Толпинская средняя общеобразовательная школа».
Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем
содержания курса география для основной школы и предназначена для реализации
требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся
основной школы по географии согласно учебному плану общеобразовательного
учреждения.
Рабочая программа по географии для основной школы составлена на основе
следующих нормативноправовых документов:
Фундаментального ядра содержания общего образования.
Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования.
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ
«Толпинская СОШ».
Примерной программы по географии.
Рабочей программы по географии предметной линии «Сфера» под редакцией
В.П. Дронова.
Программа ориентирована на использование УМК «География. Сфера» (59
классы). Данную рабочую программу реализуют учебники, рекомендованные МО РФ к
использованию в образовательном процессе в образовательных организациях и содержание
которых соответствует ФГОС ООО. Учебники:
# География. Планета Земля. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных
учреждений. Авт. А.А. Лобжанидзе.
# География. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. Авт. А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов.
# География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Авт. В. П. Дронов, Л.Е. Савельева.
# География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Авт. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.
География входит в предметную область «Общественнонаучные предметы».
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего
образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Согласно
учебному плану МКОУ «Толпинская средняя общеобразовательная школа» общее число
учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах, 70
ч (2 ч в неделю) 9 классе. На изучение географии в 7, 8 классах в федеральном компоненте
отводится по 34 часа (1 час в неделю). Были добавлены из компонента образовательного
учреждения по одному часу. Данная рабочая программа по географии предусматривает
обучение географии в 7, 8 классах объеме по 68 часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций,
идейнонравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
2 Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства
географического пространства России как единой среды проживания населяющих её
народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической
принадлежности,
гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
усвоение
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом
устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и
хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового
географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости
и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
11) развитие эмоциональноценностного отношения к природе, эстетического
сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу умения учиться.
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
3 • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы
по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении
планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об
их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных
этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
на разных материках и в отдельных странах;
4 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и
инструментов для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных),
адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных):
находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и
явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и
другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую
географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практикоориентированных задач;
использовать
различные
источники
географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач:
выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов
наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации
объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и
географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих
географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических
прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке
географической информации;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения водных потоков;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о
взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями
для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
5 различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические
процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и
отдельных регионов и стран;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико
ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения,
материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к
разным природным условиям;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей
на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для
решения практикоориентированных задач по определению различий в поясном времени
территорий в контексте реальной жизни;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы России и ее отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий России;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России для решения практикоориентированных задач в контексте
реальной жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и
явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов;
факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,
особенности размещения населения по территории страны, географические различия в
уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе населения России для решения практико
ориентированных задач в контексте реальной жизни;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и
социальных процессов или закономерностей;
различать
(распознавать)
показатели,
характеризующие отраслевую;
функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях
размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой,
функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа
6 факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории
страны;
объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных
регионов России;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов
России;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности
жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта,
использовать компас для определения азимута;
описывать погоду своей местности;
объяснять расовые отличия разных народов мира;
давать характеристику рельефа своей местности;
уметь выделять в записках путешественников географические особенности
территории
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды
связи для решения учебных и практических задач по географии;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления;
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как
источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о
современных исследованиях Земли;
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социальноэкономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях
деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического
содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации;
составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и
закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической
оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений
климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социальноэкономическими факторами;
оценивать возможные в будущем изменения географического положения
России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и
геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной
системы;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени,
оценивать границы с точки зрения их доступности;
7 делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
давать характеристику климата своей области (края, республики);
показывать на карте артезианские бассейны и области распространения
многолетней мерзлоты;
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об
изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии
человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных
регионов России
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников
информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры
хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой
экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
оценивать социальноэкономическое положение и перспективы развития
России.
Содержание учебного предмета
5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение(2 часа)
Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Географические объекты,
явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Значение этой науки в
жизни людей.
Развитие географических знаний о Земле (6 часов)
Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний
Египет, Древний Китай и Древняя Индия. Географические знания и открытия в Древней
Греции и Древнем Риме.
Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие
А. Никитина. Состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко Поло.
Португальские мореплаватели.
Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия
Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные
путешествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий.
Открытие и исследования Австралии (А. Тасман, Дж. Кук). Открытие и
исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское
кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных
территорий суши, верхних слоёв атмосферы.
Практические работы
1. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов
изученных маршрутов путешественников.
2. Составление презентации по теме «Великие русские путешественники»
8 Изображение земной поверхности и их использование(13 часов)
Наука о создании карт. Глобус как объёмная модель Земли. План и карта. Атласы.
Аэрокосмические снимки.
Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный,
линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного
масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба.
Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные,
линейные. Пояснительные подписи.
Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей
поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.
Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на
местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Определение
направлений по компасу. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира.
Глазомерная съёмка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов
на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.
Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображений на картах. Искажения на
картах.Понятия «параллели» и «меридианы».
Экватор иначальный меридиан.
Использование параллелей и меридиановдля определения координат точек.Географическая
широта и географическая долгота, способы их определения. Измерение расстояний с
помощью градусной сетки.
Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение.
Практические работы
3. Определение высот и глубин географических объектов с использованием
шкалы высот и глубин
4. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте. Определение
азимута.
5. Полярная съемка местности. Определение на местности направлений и
расстояний. Составление плана местности.
6. Определение координат географических объектов по карте.
Земля – планета Солнечной системы(5 часов)
Состав Солнечной системы. Система «Земля — Луна». Географические следствия
формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.
Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения.
Сутки и часовые пояса. Движение Земли по орбите и смена времён года. Тропики и
Полярные круги. Пояса освещённости.
Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их
особенности.
Литосфера – каменная оболочка Земли(8 часов)
Оболочечное строение планеты: ядро, мантия, земная кора. Главные методы
изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование
магматических, осадочных и метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые.
Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, её
соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодействие.
Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их
различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа.
Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия.
9 Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и
созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность
человека и рельеф.
Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые.
Охрана литосферы.
Практические работы
7. Определение горных пород по их свойствам.
8. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.
9. Построение профиля рельефа
6 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение (1 час)
Ориентирование в информационном поле УМК. Приемы работы по ведению
дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.
Практическая работа
1. Наблюдение за погодой и ведение дневника погоды.
Гидросфера – водная оболочка Земли (10 часов)
Гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды.
Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства
вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и
отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные
реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища —
искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды.
Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота. Горные и
покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод
планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.
Практические работы
2. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов
гидрографии.
3. Описание по картам вод Мирового океана.
4. Комплексное описание реки.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли (10 часов)
Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение. Значение
атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение
температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в
течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и
атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды
облаков. Атмосферные осадки. Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в
атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры.
Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды.
Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие
факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с
отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек
и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.
Практические работы
10 5. Построение графика хода температуры и вычисление средней
температуры.
6. Решение задач на определение высоты местности по разности
атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от
высоты местности.
7. Построение розы ветров.
Биосфера – оболочка жизни (4 часа)
Биосфера — оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных.
Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к
среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере.
Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек —
часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость
человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в
истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.
Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс
(8 часов)
Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между
ними, характеристика основных закономерностей развития. Свойства географической
оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы:
различие по размерам, природные, природноантропогенные и антропогенные. Почвы как
особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и
строение почв. Типы почв. Особенности растительности, животного мира и хозяйственной
деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и
антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга,
смешанные и широколиственные леса, переменновлажные и экваториальные леса. Степи и
саванны. Пустыни и полупустыни.
Природные комплексы Мирового океана.
Практическая работа
8. Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия».
7 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч
Что изучают в разделе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и
океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний.
Источники географической информации.
Тема 1. ПРИРОДА ЗЕМЛИ: ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ — 12 ч
Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое положение и размеры
материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли. Северное
материковое и Южное океаническое полушария. Группы северных и южных материков.
Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на
особенности их природы.
Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии.
Взаимодействие материков и океанов.
11 Материки и части света. Содержательные различия понятий «материки» и «части
света». Часть света, как историкокультурная категория: история возникновения и
развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на
материки.
Особенности рельефа Земли. Планетарные формы рельефа — выступы материков и
понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное
состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по
средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа материков. Различия в
соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяженные
горные системы мира. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа
океанического дна: шельф, континентальный склон, глубоководные желоба и островные
дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах.
История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические эры.
Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной
коры материков. Превращение океанической коры в континентальную, как результат
сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их
строение и возраст. Древние платформы — основа всех современных материков.
Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и
океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.
Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на земную
поверхность — главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и
свойства. Циркуляция атмосферы — второй по значимости климатообразующий фактор.
Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры: пассаты,
западные ветры умеренных широт, восточные полярные ветры, их влияние на климат
различных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности,
теплых и холодных океанических течений. Зависимость климата от абсолютной высоты и
рельефа местности. Образование осадков в горах.
Климаты Земли. Классификация климатов. Основные и переходные климатические
пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких
(экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический,
умеренный)
арктический,
антарктический) климатических поясов.
субантарктический,
и холодных
(субарктический,
Мировой океан. Исследования океана. Первая русская кругосветная экспедиция под
командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению
Мирового океана на корабле «Челленджер». Современные исследования Мирового океана.
Размеры Мирового океана. Площадь, объем, средняя глубина, протяженность береговой
линии Мирового океана.
Рельеф дна и объем воды в океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана
по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия
поверхностных водных масс по температуре, солености, насыщенности кислородом.
Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на
Земле. Жизнь в Океане, ее распространение в зависимости от климата, глубины и
насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной
деятельности людей. Стихийные
бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового
океана.
Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных
осадков, выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного
стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности
материков.
12 Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам
питания и режиму рек. Речные водохранилища. Озера, зависимость их размещения по
материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от
климата. Покровные и горные ледники.
Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение
для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Природная зональность. Формирование природных зон. Неравномерность
распределения солнечного тепла по поверхности Земли и внутренние различия в
увлажнении географических поясов суши — основные причины формирования природных
зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане.
Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории
материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных
комплексов в природноантропогенные и антропогенные.
Практические работы
1. Сравнение географического положения материков
2. Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом
Земли
3. Составление обобщенной схемы течений Мирового океана
4. Определение степени современного оледенения материков
5. Анализ карт климатических поясов и природных зон мира
Тема 2. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ — 7 ч
Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества. Основные пути
расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их
возникновения, внешние признаки людей различных рас.
Сколько людей живет на Земле? Переписи населения. Изменения темпов роста
численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост
численности населения. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины
естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни.
Размещение людей на планете. Средняя плотность населения Земли, ее изменения с
течением времени. Неравномерность размещения населения Земли по ее поверхности,
различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам.
Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям: их
влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы, языки и религии мира. Народ, как совокупность людей, проживающих на
определенной территории и говорящих на одном языке. География народов и языков.
Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования
современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности
человека, особенности их географии.
Где и как живут люди: города и сельская местность. Основные виды поселений:
города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения.
Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений.
Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции
городов, их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями. Крупные
города. Городские агломерации.
Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по размерам,
географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам
правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и
постиндустриальные страны.
13 Историко–культурные районы мира. Принципы выделения историкокультурных
районов, их границы. Основные особенности историкокультурных районов: Западной и
ЦентральноВосточной Европы, РоссийскоЕвразиатского региона, Северной Африки и
Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и ЮгоВосточной Азии,
Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.
Практические работы
6. Комплексная характеристика населения мира
7. Выявление особенностей хозяйственной деятельности
8. Определение историкокультурного района мира
Тема 3. МНОГОЛИКАЯ ПЛАНЕТА — 48ч
ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ
Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны.
Особенности природы океанов. Географическое положение, крупнейшие моря и
заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.
Природные богатства океанов и их хозяйственное освоение. Основные районы
морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.
МАТЕРИКИ
Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида, Северная
Америка, Евразия.
Особенности природы материков. Географическое положение и очертания.
Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны.
Природные богатства.
Природные районы материков. Особенности рельефа, климата, растительности,
животного мира, хозяйственной деятельности.
Население материков. Численность населения материка и особенности его
размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта
материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.
Страны материков. Особенности географического положения и природы.
Население. Хозяйственная деятельность человека.
Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго, ЮжноАфриканская
Республика.
Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу.
Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа.
Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.
Страны Евразии: страны Европы — Норвегия, Великобритания, Германия, Франция,
Италия, Чехия; страны Азии — Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Казахстан.
Практические работы
9. Комплексная характеристика океана
10. Описание климатических условий территории по климатограмме
11. Выявление условий развития хозяйства в природных районах Южной
Америки
12. Разработка туристического маршрута по Австралии
13. Определение географического положения и особенностей природы
Антарктиды
14. Выявление зависимости размещения населения и хозяйства от природной
зональности
15. Составление описания внутренних вод Евразии
16. Комплексное описание страны
Тема 4. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ – 1 ч.
14 проблем.
Сущность
проблема.
Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая
проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.
Демографическая
общечеловеческих
Практическая работа
17. Разработка проекта по улучшению местной экологической обстановки
8 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч
Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее
многообразии и контрастности
Раздел 1. Особенности географического положения России – 8ч
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная
территория России. Географическое положение страны и его виды. Характеристика
географического положения России. Влияние физикогеографического положения на
природу, население и хозяйство страны. Географического положение России как фактор
развития ее хозяйства. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и
деятельность населения
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские
воздушное пространство и пространство недр,
и сухопутные границы,
континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Соседи России
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в
хозяйстве и жизни людей.
Россия в мире. Жизненное пространство России.
Сравнение с другими
государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому,
природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество
независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение
государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных
исторических этапах.
формирования районов. Виды районирования.
Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы
Современное административнотерриториальное устройство страны.
Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие.
Федеральные округа.
Географическое положение Курской области.
Практические работы.
1. Определение поясного времени для разных городов России.
2. Сравнительная характеристика географического положения России, США и
Канады.
3. Анализ
карт административнотерриториального и политико
административного деления страны.
Работа с картографическими
источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных
округов РФ
Раздел 2. Природа России 48ч
15 Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы.
Природноресурсный капитал и экологический потенциал России Оценка и проблемы
рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы.
Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно
ресурсного потенциала различных районов России. Классификации природных ресурсов
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Геологическое
летосчисление. Основные этапы формирования земной коры на территории России.
Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры.
Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные
процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и
вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра.
Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Изменение рельефа
под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и
его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды,
использование. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.
Охрана ресурсов недр.
Рельеф и полезные ископаемые. Геологическое строение и полезные ископаемые
Курской области.
Практическая работа.
4. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и
размещением основных групп полезных ископаемых.
Климат и климатические ресурсы. Воздушное пространство России как составная
часть атмосферы Земли. Факторы, определяющие климат России: влияние географической
широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс, близость морей и
океанов, особенности рельефа. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.
Климатические пояса и типы климатов России. Составление прогноза погоды.
Комфортность климатических условий.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на
хозяйственную деятельность людей: на быт человека, его жилище, одежду, способы
передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим
условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Анализ
физической карты и карт компонентов природы. Агроклиматические ресурсы.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и
прогнозирования климатических явлений. Охрана воздушного бассейна.
Определение особенностей климата Курской области.
Практические работы.
5. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,
средних температур января и июля, годового количества осадков,
испаряемости по территории страны.
6. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных
пунктов.
7. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для
характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (на
примере Курской области)
16 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории
страны. Воды России как составная часть мировой гидросферы. Природнохозяйственные
различия морей России. Хозяйственное использование и охрана ресурсов морей.
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов.
Бассейны стока рек. Главные речные системы России. Характеристика крупнейших рек
страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их
предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.
Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники.
Многолетняя мерзлота, её распространение по территории страны и влияние на природу и
хозяйство.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения.
Рациональное использование, пути сохранения качества и охрана водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы Курской области.
Практические работы.
8. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом
и климатом.
9. Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской части страны.
10. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических
карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного
использования (на примере Курской области).
Почва и почвенные ресурсы.
Почва особый компонент природы. Факторы
образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение
основных типов почв на территории России.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России, их рациональное
использование и охрана. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры
по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их
загрязнением.
Практическая работа.
11. Характеристика почвенных ресурсов своей местности
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Российская часть
биосферы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его
определяющие. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование.
Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир Курской
области.
Природнохозяйственные зоны. Физикогеографическое районирование. Природно
хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.
Широтная зональность и высотная поясность на территории страны. Характеристика
арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и
пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей.
Рациональное использование ресурсов и охрана природы. Природохозяйственная зона
своего района и своей местности.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники..
Особо охраняемые природные территории России. Памятники всемирного природного
наследия.
Практическая работа.
12. Сравнительная характеристика природнохозяйственных зон
13. Определение особо охраняемых природных территорий
Раздел 3. Население России – 11ч
17 Численность населения России. Человеческий потенциал страны. Численность
населения России в сравнении с другими государствами. Особенности численности,
воспроизводства и механического прироста российского населения на рубеже XX и XXI
веков. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Основные показатели,
характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Естественное движение
населения. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных
территорий. Демографические проблемы страны.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и
возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Половозрастная
пирамида, причины её своеобразия в России. Средняя прогнозируемая продолжительность
жизни мужского и женского населения России. Возрастная структура населения.
Народы и основные религии России. Народы и основные религии России. Россия
– многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор
формирования и развития России. Определение по статистическим материалам
крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей
размещения народов России, сопоставление с политикоадминистративным делением РФ.
Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов
межнациональных отношений. Национальный и языковой состав населения. География
основных религий.
Особенности расселения населения России. Геодемографическое положение
России Географические особенности размещения населения: их обусловленность
природными, историческими и социальноэкономическими факторами. Низкая средняя
плотность населения страны. Основная полоса расселения. Городское и сельское
население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская
местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения
городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным.
Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории
страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных
этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей
миграционного прироста для отдельных территорий России. Роль миграций в условиях
сокращения численности населения России.
Человеческий капитал страны. Трудовые ресурсы и экономически активное
население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по
территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни
населения России, факторы их определяющие. Качество населения.
Население Курской области.
Практические работы.
14. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста
населения в разных частях России.
15. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов
России
16. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.
17. Характеристика особенностей движения населения России. Определение видов
и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление
схемы. Определение величины миграционного прироста населения в разных
частях России.
Введение – 2 часа
9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
18 Раздел 1. Хозяйство России (29 часов)
Общая характеристика хозяйства (6 часов)
Особенности хозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная
структура хозяйства страны. Секторы хозяйства и динамика соотношений между ними.
Межотраслевые комплексы.
Факторы и условия размещения предприятий.
Территориальная структура хозяйства, ее основные элементы и типы. Основная зона
хозяйственного освоения. Изменения территориальной структуры хозяйства в перспективе.
Практическая работа
1. По анализу карт определить типы территориальной структуры хозяйства
России.
Географическое положение России как фактор развития хозяйства. Влияние на
развитие хозяйства северного, транспортного, соседского, геополитического и
геоэкономического положения России.
Человеческий капитал и качество населения. Человеческий капитал, его доля в
национальном богатстве страны. Оценка и географические различия качества населения.
Перспективы развития человеческого капитала России.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Соотношение понятий
«трудовые ресурсы» и «экономически активное население». Безработица. Основные сферы
занятости населения. Перспективы развития рынка труда.
Природноресурсный капитал. Доля природноресурсного капитала в национальном
богатстве страны. Место России в мире по запасам природных ресурсов. Геологическая
изученность территории России. Основные черты географии природных ресурсов страны.
Перспективы использования природноресурсного капитала России.
Практическая работа
2. Выявление и сравнение природноресурсного капитала различных районов
России.
Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение
производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии
хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зоны Севера, их особенности и
проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые
комплексы и отрасли. Доля производственного капитала в национальном богатстве страны,
его современное и перспективное распределение по территории России.
Промышленность (11 часов)
Топливноэнергетический комплекс (ТЭК).
Состав, место и значение в
хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных
современных и перспективных районов добычи,
систем трубопроводов.
Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве
электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление
характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим
материалам.
Практическая работа
3. Характеристика угольного бассейна России.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
машиностроительных предприятий. География важшейших отраслей: основные районы и
центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов
размещение отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Практическая работа
19 4. Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и
металлоемкого машиностроения.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия:
факторы размещения предприятий. География металлургии черных, легких и тяжелых
цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические
комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (5 часов)
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское
хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства.
Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и
животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого
климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических
культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География
важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана
окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
центры. Легкая промышленность и охрана окружающей среды.
Практические работы
5. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур.
6. Определение главных районов животноводства.
Сфера услуг (7 часов)
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в
хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных
видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие
транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав,
место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера:
географические различия в уровне развития и качестве жизни населения. Жилищное
хозяйство. Величина жилищного фонда России. Уровень развития жилищного хозяйства
страны, особенности его географии. Перспективы развития.
Раздел 2. Районы России (34 часа)
Природнохозяйственное районирование России. Европейская и азиатская части
России. Территория, географическое положение, особенности природы, природных
ресурсов, населения и хозяйства. Принципы и виды. Природнохозяйственного
районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Практическая работа
7. Определение разных видов районирования России.
Характеристика районов России: Европейский север, Европейский СевероЗапад,
Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь,
Восточная Сибирь, Дальний Восток.
20 Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического
положения, его влияние на природу. Хозяйство и жизнь населения. Специфика природы:
геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,
национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социальноэкономическом развитии страны.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем
района,
Сравнение
географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и
хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ
взаимодействия природы и человека на примере одной из территория региона.
Практические работы
Внутренние природнохозяйственные различия.
региона.
8. Выявления и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.
9. Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной
Сибири
10. Анализ взаимодействия природы и человека
Раздел 3. Россия в мире (2 часа)
Россия и мировое хозяйство. Виды внешне экономических связей. Роль России в
торговле. Состав импортной и экспортной продукции. Основные внешне
мировой
торговые партнеры. Перспективы внешней торговли.
Россия в системе мировых транспортных коридоров. Мировые транспортные
коридоры. Россия в системе формирующихся транспортных коридоров мира. Перспективы
улучшения транспортногеографического положения страны.
Практическая работа
11. Анализ показателей внешней торговли России.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
География. Планета Земля
5 класс
21 Всего
часов
Формы контроля
Практически
е работы
Контрольн
ые работы
2
2
6
2
3
1
13
1
5
5
2
5
1
2
2
8
2
1
2
2
1
2
2
4
2
2
3
1
2
9
1
1
1
1
1
1
1
1
4
№
Раздел
а/тем
ы
1.
1.1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1
3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
Наименование разделов и тем
Введение.
Развитие географических знаний о
Земле
Развитие географических знаний о
Земле
Развитие представлений человека о
мире
Выдающиеся
открытия
Современные
исследования
Изображение земной поверхности и
географические
географические
их использование
географической ин
Источники
формации
План местности
Географическая карта
Картографический метод географии
Земля – планета Солнечной системы
Земля — планета Солнечной системы.
Форма и размеры Земли,
их
географические следствия
Движения
Земли,
географические следствия
Влияние космоса на Землю и жизнь
людей
их
Литосфера – каменная оболочка
Земли
Внутреннее строение Земли, методы
его изучения. Горные породы
Земная кора
Литосферные плиты
Рельеф Земли
и литосфера.
Внешние и внутренние силы Земли
Человек и литосфера
Итого
35
География. Планета Земля
6 класс
22 Всего
часов
Формы контроля
Практически
е работы
Контрольн
ые работы
1
3
2
1
3
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
3
№
Раздел
а/тем
ы
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4
3.5.
3.6.
4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
Наименование разделов и тем
Введение.
Гидросфера – водная оболочка
Земли
Гидросфера. Мировой океан – главная
часть гидросферы.
Внутренние воды Земли
Человек и гидросфера
Атмосфера – воздушная оболочка
Земли
Состав атмосферы, ее структура
Нагревание атмосферы, температура,
распределение тепла на Земле
Влага в атмосфере. Атмосферные
осадки
Атмосферное давление. Ветер
Погода и климат. Карты погоды
Человек и атмосфера
Биосфера – оболочка жизни
Географическая оболочка – самый
крупный природный комплекс
Географическая оболочка. Свойства и
закономерности
географической
оболочки
Почва
Территориальные комплексы
Итого
Резерв
1
10
3
5
2
10
1
1
2
2
2
2
4
8
1
1
6
33
2
География
7 класс
23 №
Раздел
а/тем
ы
1.
2.
Наименование разделов и тем
Введение.
Природа Земли: главные
закономерности
2.1. Материки и океаны на поверхности
Земли
Рельеф Земли
2.2.
2.3.
Климатообразующие
Климаты Земли
2.4. Мировой океан
факторы.
2.5.
2.6.
3.
4.
4.1.
4.2.
Воды суши
Природные зоны Земли
Человек на планете Земля
Многоликая планета
Океаны Земли
Африка
4.3. Южная Америка
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
5
Австралия и Океания
Антарктида
Северная Америка
Евразия
Общечеловеческие проблемы
Итого
Всего
часов
Формы контроля
Практически
е работы
Контрольн
ые работы
1
12
2
2
4
1
1
2
7
48
4
8
6
5
3
6
13
3
68
5
1
1
1
1
1
3
8
1
2
1
1
1
1
2
1
17
1
1
1
2
1
1
1
5
География. России: природа, население, хозяйство
8 класс
24 №
Раздел
а/тем
ы
1.
2.
3.
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
4
Наименование разделов и тем
Введение.
Географическое пространство
России
Природа России
Рельеф и недра
Климат
Внутренние воды и моря
Растительный и животный мир.
Биологические ресурсы
Почва и почвенные ресурсы
Природнохозяйственные зоны
Население России
Итого
Всего
часов
Формы контроля
Практически
е работы
Контрольн
ые работы
1
10
45
7
11
8
3
4
11
12
68
3
10
1
3
3
1
2
4
17
1
5
1
1
1
1
1
2
8
География. России: природа, население, хозяйство
9 класс
25 №
Раздел
а/тем
ы
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
4
Наименование разделов и тем
Введение
Хозяйство России
Общая характеристика хозяйства
Промышленность
Сельское хозяйство и агропромышленный
комплекс
Сфера услуг
Районы России
Европейский Север
Европейский Северо Запад
Центральная Россия
Европейский Юг и Крым
Поволжье
Урал
Западная и Восточная Сибирь
Дальний Восток
Россия в мире
Итого
Всего
часов
Формы контроля
Практически
е работы
Контрольн
ые работы
2
29
6
11
5
7
34
3
3
4
6
4
4
5
4
3
68
6
2
2
2
4
2
1
1
1
11
1
3
1
1
1
2
1
1
1
7
26
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.