Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кадетская школа города ЮжноСахалинска
«Рассмотрено»
на методическом объединении
пр. №___ от «___» _____ 2017 г.
Рук. ШМО _________________
«Согласовано»
На МС школы пр №________
от «____» __________ 2017 г.
Рук.МС __________________
«Утверждено»
Директор МБОУ Кадетская школа
__________________ Е.Ф.Мойсак
От «____» ______________ 2017 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Предмет: география
Уровень образования: основное общее образование 59 классы
Класс: 5
Срок реализации программы: один год
Составлена на основе:
1.Федерального государственного стандарта основного общего образования по
географии, 2010 г.
2.Программа курса «География» 59 классы/авт. – сост. Е.М. Домогацких, 2015г
Составитель:
Устюгова Л.Г. учитель географии,
категория высшая
ЮжноСахалинск 2017г.
1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа к учебному курсу Е.М. Домогацких «География. Введение в
географию» для 5 класса разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ
«Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов ООО,
авторской программы по географии 59 классов, авторсоставитель Е.М. Домогацких,
издательства: М.: «Русское слово», 2015 г., реализующих фундаментальное ядро содержания
современного общего начального образования по географии.
Учебнометодический комплект по географии для 5 класса:
Учебник по географии «География. Введение в географию» 5 кл. Е. М. Домогацких, Э. Л.
Введенский, А. А. Плешаков, издательства: М.: «Русское слово», 2014 г
Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «Введение в географию».
5 кл. Издво М:.«Русское слово», 2014 г.
Содержательный статус программы базовый. Программа определяет минимальный объем
содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС
второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии
согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ Кадетская школа.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной
школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курса
«Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю в
соответствии с ФГОС.
Цели и задачи курса:
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
•
• формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
• формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего
географические карты;
сформировать знания о земных оболочках; атмосфере. гидросфере, литосфере, биосфере;
•
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных
уровнях: от локальных до глобальных.
Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием
географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела «Земля и ее изображения» не только сообщает учащимся об
основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и
носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии
Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения
и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех
географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех
условиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без
внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются
межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с
особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочкой нашей планеты: литосферой,
атмосферой, гидросферой и биосферой.» Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о
географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия
человека и окружающей среды.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Тема
1.1. Тематическое планирование
В том числе
Количество часов в
программе
авторская
рабочая Практич.
работа
Контр.
работа
Комментарий
Наука география
Земля и ее изображение
История географических
открытий
Путешествие по планете
Земля
Природа Земли
Резерв
Итого
2
5
14
10
2
2
35
2
5
14
10
3
1
35
2
2
2
2
8
проект
проект
тест
тест
Контроль
знаний по
курсу
3
2
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение географии в пятом классе должно быть направлено на достижение следующих
личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) сформированность устойчивых установок социальноответственного поведения в
географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека;
3) уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим
объектам и явлениям.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является
формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:
•
•
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала;
•
•
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
•
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
•
создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область;
•
представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на осознание роли географии в познании
окружающего мира и его устойчивого развития;
Коммуникативные УУД:
•
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
•
•
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
•
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
•
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
•
позиций.
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны понимать и уметь:
• анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую
информацию; • использовать источники географической информации для решения учебных и практико
ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления;
• читать географические карты, планы;
строить простые планы местности.
3. Содержание учебного предмета
Курс «Введение в географию» 5 класса (35часов) открывает пятилетний цикл изучения
географии в основной школе. Особая роль курса географии 5 класса заключается в
формировании первичных представлений о географии. Материал курса сгруппирован в пять
тематических разделов.
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований:
описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия
География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод,
источник географических знаний, картография.
Персоналии
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи
• География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает
законы взаимоотношения человека и природы.
• География располагает большим количеством разнообразных научноисследовательских
методов.
Метапредметные умения
• Ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинноследственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
• специфику географии как науки;
• специфику методов географических исследований.
Умение определять:
• отличительные особенности географических методов исследования;
• рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной
ситуации.
Практические работы
Составление схемы наук о природе;
Организация наблюдений за погодой. Содержание темы
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт
Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара.
Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки.
Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия
Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный
радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус,
модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности,
аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы,
сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи
• Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
• Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
• Картографические изображения земной поверхности — величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения
• Ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинноследственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
• особенности формы и размеров Земли;
• свойства географической карты и плана местности;
• географические следствия вращения Земли.
Умение определять:
• отличительные особенности изображений земной поверхности;
• направления на карте и плане;
• стороны горизонта.
Практические работы
1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной
поверхности.
2. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердалана «КонТики». Плавания
финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические
открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь и деятельность
Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северовостоке Азии. Русские кругосветные
экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия
Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, эпоха Великих
географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля,
казаки, айсберг.
Персоналии
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло,
Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да
Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан
Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг,
Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей
Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи
• Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения
• Ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинноследственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
• результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
• влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
• причины и следствия географических путешествий и открытий;
• маршруты путешествий.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий Марко Поло, Христофора
Колумба и Фернана Магеллана, обозначение географических объектов;
2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте
мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Значение Мирового
океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия
Мировой океан, море, залив, пролив; окраинное, внутреннее и межостровное море; волна,
течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды,
тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научноисследовательская станция.
Основные образовательные идеи
• Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
• Природа каждого материка уникальна. Метапредметные умения
• Ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• выявлять причинноследственные связи;
• определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• выслушивать и объективно оценивать другого;
• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
• географические особенности природы и населения материков и океанов;
• особенности взаимодействия океана и суши;
• значение Мирового океана.
Умение определять:
• специфику природы и населения материков;
• характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (3 часа)
Содержание темы
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера,
атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия
Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая
оболочка.
Основные образовательные идеи
• Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
• Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу
Земли.
Предметные умения
Умение объяснять:
• особенности оболочек Земли;
• специфику географической оболочки.
Умение определять:
• отличия природных объектов;
• отличия оболочек Земли.
Практические наблюдения
1. Организация фенологических наблюдений в природе.
4. Календарнотематическое планирование
Календарнотематическое планирование составлено с учетом учебного плана школы. В нем
отражены последовательность изучения содержания программы, распределение часов по
разделам и темам, проведение контрольных, практических и других видов работ, требования к
уровню подготовки обучающихся 5 класса по географии. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)
5. Оценка результатов освоения знаний курса «География» 5.1. Личностные результаты:
Овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины
мира;
Формирования поведения в географической среде среде обитания всего живого, в тои числе
человека.
Метапредметные результаты:
• Умения ставить учебную задачу под руководством учителя;
• Умения планировать свою деятельность под руководством учителя;
• Умения выявлять причинноследственные связи;
• Умения определять критерии для сравнения фактов, явлений;
• Умения выслушивать и объективно оценивать другого;
• Умения вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся
:
1. Называть и показывать:
полюса, экватор;
части Мирового океана;
виды движения воды в океане;
форму и размеры Земли;
материки и океаны Земли;
географические объекты, предусмотренные программой;
маршруты географических исследований и путешествий.
2. Приводить примеры:
различных видов морей;
различия природы материков.
3. Определять:
стороны горизонта на местности (ориентироваться);
специфику природы материков и океанов по географической карте;
направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Описывать географические объекты.
Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов. Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус,
Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское мореозеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
5.2. Система оценки достижения планируемых результатов
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная, фронтальная;
Коллективная: парная и групповая;
Уроки с элементами практической работы с картами, графическим материалом, приборам.
Уроки – беседы, уроки – диалоги; прогнозирование и проектирование.
Виды деятельности обучающихся:
Работа с книгой, приборами.
Работа с картой.
Работа с различными источниками информации.
Нанесение объектов на контурные карты.
Составление схем, таблиц.
Практические работы на местности.
Рефлексия.
Формы текущего контроля:
Географические диктанты по карте.
Тесты по крупным темам;
Работа с контурными картами;
Проекты.
Проверка географической терминологии и номенклатуры;
5.3. Критерии оценки учебной деятельности по географии ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
6. Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
6.1.
Перечень средств обучения основывается на представленных материалах для
обеспечения учебного процесса по географии в 5 классе
Необходимо
е количество
Примечания
№ Наименование
объектов и
средств
материальнотехнического обеспечения
1. Библиотечный фонд
Федеральный государственный стандарт
основного общего образования, 2010 г.
Примерная программа основного общего
образования,
Авторская программа курса «География». 59
классы/ авт.сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО
«Русское слово» 2015г. –128 с. – (ФГОС.
Инновационная школа).
Формирование универсальных учебных действий
1.1
1.2.
1.3
1.4 в основной школе: от действия к мысли. Система
заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.
Асмолова – 2е изд. – М.: Просвещение, 2011;
Домогацких Е.М. Введенский Э.Л., Плешаков
А.А. «География. Введение в географию.»
Учебник для 5 класса. М.: ООО «Русское слово
– учебник» 2014г.
Учебник для 5 класса. «География. Введение в
географию.» Е.
Л.
Введенский, А. А. Плешаков М.: ООО «Русское
слово» 2014г.
Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких,
Н.И. Алексеевского «Введение в географию». 5
кл. Издво М:.«Русское слово»;
Атлас. 5 – 6 кл.
Домогацких,
М.
Э.
Интернетресурсы:
Федеральный государственный образовательный
стандарт http://standart.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование».
http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал.
http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным
ресурсам. http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов. http://schoolcollection.edu.ru
Федеральный
информационно
образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
педагогических
институт
центр
Федеральный
измерений. http://www.fipi.ru/
2. Печатные пособия
Портреты. Набор «Путешественники»
Портреты. Набор «Ученые географы»
15 шт.
1 К
1К
Портреты ученых и
путешественников,
чьи имена упомянуты
в программе.
1 Д
1 Д
1 Д
1 Д
1 Д
Политическая карта мира
Физическая карта мира
Физическая карта полушарий
Карта океанов
3. Учебно практическое оборудование. Модели.
Теллурий
Компас
Глобус Земли физический
Глобус Земли политический
Магнитная доска
4. Технические средства обучения
Персональный компьютер
1шт.
Интерактивная доска
1шт.
Мультимедиа проектор
1шт.
5. Экранно звуковые пособия. Коллекция медиа ресурсов.
Видеофильмы и презентации «Инфоурок» 5 кл
Образовательная коллекция. «География 511
классы»
«Уроки географии Кирилла и Мефодия»
1 Д
1 Д
1
15 шт
Д
Д
15 шт.
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.1
4.2
4.3
5.1
5.2
5.3 5.4
5.5
6.1
6.2
6.3
6.4
Интерактивные карты по географии
Познавательные видеофрагменты о природе
материков.
«Сахалинские краски»
Д
6. Контрольноизмерительные материалы
Комплекты контрольных,
практических и
самостоятельных работ по темам курса 5 класса
Подборки олимпиадных и творческих заданий
Карточкизадания для проверки знаний, умений
Раздаточные материалы для организации
индивидуальной,
групповой,
фронтальной
самостоятельной учебной работы
К. по 30 шт
Познавательные
видеофрагменты о
природе изучаемых
материков и
Сахалина
В напечатанном и
электронном виде в
достаточном
количестве
6.2. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, рабочим и
демонстрационным столом и отвечает санитарногигиеническим условиям и техническим
требованиям.
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.