Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Оценка 4.6

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
география
10 кл—11 кл
30.06.2017
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Публикация является частью публикации:
раб. прогр. 8 кл.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кадетская школа города Южно­Сахалинска «Рассмотрено»  на методическом объединении пр. №___ от «___» _____ 2017 г. Рук. ШМО _________________ «Согласовано» На МС школы пр №________  от «____» __________ 2017 г. Рук.МС __________________ «Утверждено» Директор МБОУ Кадетская школа __________________ Е.Ф.Мойсак  От «____» ______________ 2017 г. РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА Предмет:    география Уровень образования: основное общее образование 5­9 классы Класс:  8 Срок реализации программы:  один год Составлена на основе: 1.Федерального государственного стандарта основного общего образования по  географии, 2010 г. 2.Программа курса «География» 5­9 классы/авт. – сост. Е.М. Домогацких, 2015г Составитель:  Устюгова Л.Г. ­ учитель географии,  категория ­  высшая Южно­Сахалинск  2017г.  1. Пояснительная записка Рабочая учебная программа к учебному курсу Е.М. Домогацких  «Физическая  география России» для 8 класса разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов ООО, авторской программы  по географии 5­9 классов, автор­составитель Е.М. Домогацких, издательства: М.: «Русское слово», 2015 г., реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования по географии.  Учебно­методический комплект по географии для 8 класса:  Учебник по географии ­ «Физическая  география России» 8 кл. ­ Е. М. Домогацких,  Н.И Алексеевский, издательства: М.: «Русское слово», 2017 г  Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского. География. 8 кл.  Изд­во М.: «Русское слово», 2017 г. Содержательный статус программы ­ базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ Кадетская школа.  Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5—7 классах. Он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более   высоком   уровне,   используя   как   базу   географию   родной   страны.   Помимо   раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе — ее населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины. Согласно учебному плану на изучение географии в 8 классе отводится 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.   Цели и задачи курса:   сформировать целостный географический образ своей Родины;   дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;   сформировать   образ   нашего   государства   как   объекта   мирового   сообщества,   дать представление о роли России в мире;   сформировать необходимые географические умения и навыки;   воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;   воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе — ее населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины. 1.1 Тематическое планирование №  п/п Тема Количество часов в программе В том числе Коммента рий  авторская рабочая Практич. работа Контр. работа 1 2 3 4 5 6 7 8 Географическая карта и  источники географической  информации Россия на карте мира История изучения  территории России  Геологическое строение и  рельеф  Климат России  Гидрография России Почвы России Растительный и животный  мир России  Природные зоны России  9 10 Крупные природные районы  11 России Заключение. Природа и  человек 12 Резерв Итого 4 4 5 6 7 8 3 3 7 13 1 9 70 4 4 5 6 8 8 5 4 8 14 2 2 70 1 2 1 2 2 2 1 1 тест тест тест тест тест тест тест Контроль знаний по курсу проект проект 12 7 2 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучение географии в восьмом классе должно быть направлено на достижение личностных результатов.           Ценностные ориентации, отражающие индивидуально­личностные позиции    : готовность   следовать   этическим   нормам   поведения   в   повседневной   жизни   и производственной деятельности; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; овладение на уровне общего образования географических знаний и умений, навыками их  применения в различных жизненных ситуациях. Метапредметными   результатами   изучения   курса   «География»   является формирование универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД:    Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.  Выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).  Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.  использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).  Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.  В ходе представления проекта давать оценку его результатам.  Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;  умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством формирования       регулятивных УУД  служат технология проблемного диалога на   этапе   изучения   нового   материала   и   технология   оценивания   образовательных   достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:  Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;  обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.  Строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­следственных связей.  Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.  Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.  Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Коммуникативные УУД:  Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.  В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).  Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.  Понимая позицию другого: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.  Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством   формирования       коммуникативных   УУД  служат   технология   проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметные результаты: Обучающиеся должны понимать и уметь: •  анализировать,   воспринимать,   интерпретировать   и   обобщать  географическую информацию; использовать  источники   географической   информации   для   решения   учебных   и   практико­ ориентированных задач • описывать по карте взаимное расположение географических объектов; • различать изученные географические объекты, процессы и явления; • читать географические карты, планы;  понимать   географические   особенности   природных   регионов   России;   основные географические   объекты; причины,   обуславливающие   разнообразие   природы   нашей   Родины; связи   между   географическим   положением,   природными   условиями   и   хозяйственными особенностями отдельных регионов страны; факторы размещения основных отраслей хозяйства России; основные отрасли хозяйства России, географию их размещения; крупнейшие городские агломерации нашей страны;   причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению; географию народов, населяющих нашу страну.  уметь: давать   характеристики   крупных   регионов   нашей   страны,   с   использованием   карт атласа; приводить   примеры   рационального   природопользования;   прогнозировать   изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека; объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи. 3. Содержание учебного предмета Данный   курс   «Физическая   география   России»   рассматривает   особенности   природы территории России и взаимное влияние человека и природы на новом региональном уровне.  Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (4 часа) Географическая   карта  и   её  математическая  основа.  Картографические   проекций   и  их  виды. Масштаб.   Система   географических   координат.   Топографическая   карта.   Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.  Учебные понятия:  Географическая карта, картографическая проекция, масштаб, топографическая карта, истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение, мониторинг. Основные образовательные идеи: Географическая   карта,   ГИСы,   космические   и   аэрофотоснимки   –   точные   модели   земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач: • • • этой основе делать прогнозы развития географических объектов и процессов.  компактно и ёмко представлять земную поверхность;  ориентироваться в пространстве;  открывать взаимосвязи между объектами (процессами), закономерности их развития и на Метапредметные умения:  знакомство с новым методом изучения Земли — методом дистанционного зондирования знакомство   с   цифровыми   методами   хранения   географических   данных   для   поиска • (мониторинга); • необходимой информации. Предметные умения  специфику математической основы карт; особенности топографических карт. Умение объяснять: • • Умение определять: • • • • • Практические работы:  1. наибольшими искажениями на различных картографических проекциях. 2. Чтение топографической карты. Построение профиля местности.  вид картографической проекции; особенности топографической карты; направления и (или) азимуты; особенности картографических изображений; специфику построения профиля местности. Определение   на   основе   иллюстраций   учебника   и   карт   атласа   территорий   России   с Тема 2. Россия на карте мира (5 часов) Географическое положение России.  Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны­соседи. Географическое положение и природа   России.   Природные   условия   и   ресурсы.     Приспособление   человека   к   природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время. Учебные понятия:  Географическое   положение,   государственная   граница,   морская   граница,   страны­соседи, российский   сектор   Арктики,   адаптация,   природные   условия,   природные   ресурсы,   местное (астрономическое, солнечное) время, часовые пояса, поясное время, часовые зоны, декретное время, летнее и зимнее время, московское время,  Основные образовательные идеи:  Разнообразие   природных   условий   и   богатство   природных   ресурсов   —   следствие географического положения России.  Россия — страна с не только разнообразными, но и суровыми природными условиями.  Россия — огромная страна, лежащая в 10 часовых зонах. Метапредметные умения:   ставить учебную задачу под руководством учителя,  планировать свою деятельность под руководством учителя,  оценивать работу одноклассников,  выявлять причинно­следственные связи,   определять критерии для сравнения фактов, явлений,  анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,  работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,  создавать объяснительные тексты  выслушивать и объективно оценивать другого,  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения  Умение объяснять:  специфику географического положения России;  особенности приспособления человека к природным условиям;  особенности проведения государственной границы России;  специфику исчисления времени на территории России. Умение определять:  различия во времени на территории России;  соседние страны. Практические работы:  1 Характеристика географического положения России.  2 Определение поясного времени для разных пунктов России. Тема 3.       История изучения территории России (5 часов) Русские землепроходцы XI — XVII   вв.   Открытие   и   освоение   Европейского   Севера,   Сибири   и   Дальнего   Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции  XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз. Учебные понятия:  Великая   Северная   экспедиция,   Северный   морской   путь,   научное   прогнозирование, географический прогноз. Персоналии:  Иван Москвитин, Семён Дежнев, Ерофей Павлович  Хабаров, Иван Камчатой, Владимир Васильевич   Атласов,   Витус   Беринг,   Алексей   Ильич   Чириков,   Семён   Челюскин,   Дмитрий   и Харитон   Лаптевы,   Дмитрий   Леонтьевич   Овцын,   Василий   Васильевич   Прончищев,   Татьяна Федоровна   Прончищева,   Василий   Никитич   Татищев,   Михаил   Васильевич   Ломоносов,   Пётр Паллас, Иван Иванович Лепёхин, Семён Гмелин, Николай Яковлевич Озерецковский,  Василий Василий   Докучаев,   Владимир   Александрович   Русанов,   Георгий   Яковлевич   Седов,   Георгий Львович   БрусиловЭрик   Норденшельд,   Фритьоф   Нансен,   Георгий   Седов,   Джордж   Де­Лонг, Владимир   Афансьевич   Обручев,   Сергей   Владимир   Обручев,   Отто   Юльефич   Шмидт,   Борис Андреевич Вилькицкий. Основные образовательные идеи:  Изучение   территории   России   —   длительный   исторический   процесс,   потребовавший  огромных усилий. География — современная наука, основная задача которой прогнозирование изменений в природе, связанных с хозяйственной деятельностью человека. Метапредметные умения:   ставить учебную задачу под руководством учителя,  планировать свою деятельность под руководством учителя,  оценивать работу одноклассников,  выявлять причинно­следственные связи,   определять критерии для сравнения фактов, явлений,  анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,  работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,  создавать объяснительные тексты  выслушивать и объективно оценивать другого,  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения  Умение объяснять:  особенности   изучения   территории   России   на   различных   этапах   её   исторического развития. Умение определять:  следствия географических открытий и путешествий. Практические работы:  1 Обозначение   на   контурной   карте   географических   объектов,   открытых   русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев. 2 Анализ источников информации об истории освоения территории России. Тема   4.         Геологическое   строение   и   рельеф   (6   часов)  Геологическое   летоисчисление.   Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России,   их   связь   со   строением   литосферы.   Районы   современного   горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения   месторождений   полезных   ископаемых   России.   Минеральные   ресурсы   страны   и проблемы   их   рационального   использования.   Влияние   рельефа   на   жизнь   и   хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.  Учебные понятия:  Геохронологическая   таблица,   геология,   геологическое   время,   геологическая   карта, тектоническая   карта,   тектоническая   структура,   платформа,   складчатый   пояс,   фундамент (цоколь),   осадочный   чехол,   эпоха   складчатости,   плита,   щит,   силы   выветривания,   моренные холмы,   овражно­балочная   сеть,   ветер,   бархан,   дюна,   бугры   пучения,   термокарстовое   озеро, природный район, природные районы России, полезные ископаемые, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, стихийные природные явления. Основные образовательные идеи:  Устройство рельефа определяется строением земной коры.   Разнообразие ­ важнейшая особенность рельефа России, создающая разнообразие условий  жизни и деятельности людей.  Современный рельеф­ результат деятельности внешних и внутренних сил. Метапредметные умения:  • совершенствование умений работать с разными источниками информации; • выявление причинно­следственных взаимосвязей – рельеф – тектонические структуры – полезные ископаемые;  • выделение главного или существенных признаков (особенности рельефа России); • высказывание суждений с подтверждением их фактами; • представление   информации   в   различных   формах   –   тезисы,   эссе,   компьютерные презентации. Предметные умения  Умение объяснять: • особенности геологического летоисчисления; • особенности   рельефа   отдельных   территорий   страны,   размещения   основных   полезных ископаемых; • особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России; • характер влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека; • сущность экологических проблем в литосфере на примере России. Умение определять: • основные   черты   рельефа   и   геологического   строения   России,   важнейших   районов размещения полезных ископаемых; • районы возможных катастрофических  природных явлений в литосфере на территории России; • по   картам   районы   размещения   крупных   тектонических   структур   и   форм   рельефа   на территории России. Практическая работа:  1. Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий. 2. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны. Тема 5. Климат России (8 часов) Факторы, определяющие климат России.   Солнечная радиация.     Закономерности   распределения   тепла   и   влаги.   Коэффициент   увлажнения. Климатические   пояса   и   типы   климатов   России.   Погода.   Воздушные   массы   и   атмосферные фронты.   Погодные   явления,   сопровождающие   прохождение   атмосферных   фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования  погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.  Учебные понятия:  Климат,   климатообразующий   фактор,   солнечная   радиация,   ветры   западного   переноса, муссон, орографические осадки, континентальность климата, годовая амплитуда температур, воздушные массы, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс, атмосферный фронт, атмосферный вихрь, антициклон, циклон, погода, прогноз погоды, неблагоприятные явления погоды. Основные образовательные идеи:  Разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его северным географическим положением, огромной величиной территории.  Протяженность с севера на юг и с запада на восток ­ разнообразие типов и подтипов климата  – разнообразие условий жизни и деятельности людей.  Влияние климатических особенностей на комфортность жизни и деятельность людей. Метапредметные умения:   совершенствование умений работать с разными источниками информации ­ текстом  учебника, тематическими картами, климатограммами, картосхемами;   выявление причинно­следственных взаимосвязей – влияния атмосферной циркуляции и  особенностей рельефа на климат;     выделение главного или существенных признаков при характеристике типов климата; умение высказывать свои суждения, подтверждая их фактами; представление информации в различных формах – тезисы, эссе, компьютерные презентации. Предметные умения  Умение объяснять:  особенности климата России;  особенности климата отдельных территорий страны, распределение основных климатических  показателей;  характер влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека;  сущность экологических проблем в атмосфере на примере России. Умение определять:  основные черты климата России;  районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории  России;  по картам закономерности распрделения основных климатических показателей на  территории России;  типы климатов отдельных регионов России;  факторы формирования климата отдельных регионов России;  закономерности размещения климатических поясов на территории России. Практические работы:  1 2 3 Выявление   закономерностей   территориального   распределения   климатических   показателей   по климатической карте. Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России. Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте. Тема   6.   Гидрография   России   (10   часов)  Моря,   омывающие   территорию   России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек.  Озёра. Виды озер и их распространение по территории России.  Болото. Виды   болот   и   их   хозяйственное   значение.   Природные   льды.   Сезонные   и   многолетние   льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.  Учебные понятия: Бассейн океана, бассейн внутреннего стока, биологические ресурсы, материковая отмель (шельф),   длина   реки,   бассейн   реки,   водораздел,   питание   реки,   гидрологический   режим, половодье, межень, паводок, озеро, водохранилище, болото, многолетняя мерзлота, природные льды,   ледник,   покровный   ледник,   горный   ледник,   ледниковый   период,   Великое   оледенение, эпоха оледенения, эпоха межледниковья, водные ресурсы. Основные образовательные идеи:  Россия окружена морями трех океанов, отличающихся разнообразными и богатыми природными ресурсами.  Река   –   сложная   природная   система.   Знание   важнейших   характеристик   реки   – важнейшее условие правильности ее использования.  Озера,   подземные   воды,   многолетняя   мерзлота   и   ледники   –   это   богатство   водных ресурсов, разнообразие ландшафтов. Вода – источник всего живого на Земле. Необходимость рационального использования и охраны внутренних вод России. Метапредметные умения:   ставить учебные задачи и планировать  свою работу (при работе над характеристикой или описанием объекта), понимать разницу между описанием и характеристикой объекта.  сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (сравнительная характеристика водных объектов).   создавать собственную информацию (реферат, презентация и др.) участвовать в совместной деятельности (групповая работа по описанию объекта) Предметные умения  Умение объяснять:  особенности морей, омывающих территорию России;  особенности внутренних вод отдельных регионов страны;  характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека;  особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России;  сущность экологических проблем в гидросфере на примере России. Умение определять:  основные черты морей, омывающих территорию России;  районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России;  закономерности распределения внутренних вод;  существенные признаки внутренних вод;  по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России;  по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России. Практические работы:  1 Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.  2 Составление   характеристики   одной   из   рек   с   использованием   тематических   карт   и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования. Тема 7. Почвы России (4 часа) Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные   типы   почв,   их   свойства,   структура,   различия   в   плодородии.   Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного   использования,   борьба   с   эрозией   и   загрязнением   почв.   Меры   по  сохранению плодородия почв. Учебные понятия:  Почва,   почвообразование,   почвенный   профиль,   почвенный   горизонт,   гумус,   плодородие, почвенные ресурсы, эрозия (разрушение), мелиорация.  Основные образовательные идеи:  Почвы – особое природное тело, свойства которых зависят от факторов почвообразования  различающихся от места к месту, чем и определяется их огромное разнообразие. Главное   свойство   почв   –   плодородие,   которое       может   истощаться,   вследствие   чего необходимая мера – рациональное использование и охрана.  Метапредметные умения:        находить, отбирать и использовать различные источники информации по теме; сравнивать объекты, выделяя существенные признаки (разные типы почв и условия их формирования); выявлять причинно­следственные связи (зависимость размещения типов почв от климатических условий и особенностей рельефа); показывать по карте особенности размещения основных типов почв Предметные умения  Умение объяснять:  условия формирования почв;  особенности строения и состава почв;  специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования;  особенности почвенных ресурсов России. Умение определять:  основные свойства почв на территории России;  по картам закономерности размещения почв по территории России;  по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России. Практические работы:  1 Составление   характеристики   зональных   типов   почв   и   выявление   условий   их почвообразования. Тема   8.   Растительный   и   животный   мир   России   (4   часа)  Место   и   роль   растений   и животных   в   природном   комплексе.   География   растений   и   животных.   Типы   растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово­ охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.   Учебные   понятия:  Природный   комплекс,   природные   компоненты,   природные   факторы,   лесоизбыточные,   биологические   ресурсы, типы   растительности, лесообеспеченные и лесодефицитные территории.   лесные   ресурсы, Основные образовательные идеи:  Растительность и животный мир — важный компонент природного комплекса, особенно хрупкий и потому нуждающийся в заботе и охране. Метапредметные умения:    ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя,          оценивать работу одноклассников, выявлять причинно­следственные связи,  определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.        Предметные умения  Умение объяснять: место и роль растений и животных в природном комплексе; специфику типов растительности; необходимость создания и географию особо охраняемых территорий; отличия видов природопользования. Умение определять: особенности размещения растительного и животного мира по территории России; размещение ресурсов растительного и животного мира по картам; по картам географию особо охраняемых территорий. Практические работы:  1 Установление   зависимостей   растительного   и   животного   мира   от   других   компонентов природы. Тема 9. Природные зоны России (6 часов).   Природные комплексы России. Зональные и азональные   природные   комплексы.   Природные   зоны   Арктики   и   Субарктики:   арктическая пустыня,   тундра.   Леса   умеренного   пояса:   тайга,   смешанные   и   широколиственные   леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно­ хозяйственные зоны. Учебные понятия:  Природный комплекс, ландшафт, природный компонент, зональный комплекс, азональный комплекс,   природный   район,   природная   зона,   лесные   и   безлесные   ландшафты,   высотная поясность, приспособление, хозяйственная деятельность, природно­хозяйственные зоны. Основные образовательные идеи:  Природные компоненты как живой, так и неживой природы образуют природные комплексы разных видов. Главными компонентами природного комплекса являются климат и рельеф.   Выделяют зональные и азональные природные комплексы.  Любая   природная   зоны   –   это   поле   для   хозяйственной   деятельности   людей,   поэтому правильнее говорить о природно­хозяйственных зонах. Метапредметные умения:  выделять существенные признаки разных типов природных комплексов.  выявлять причинно­следственные связи внутри природных комплексов, анализировать связи  соподчинения и зависимости между компонентами.   работать   с   учебными   текстами,   схемами,   картосхемами,   статистикой,   географическими картами.  формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме  презентаций.   выделение   главного   или   существенных   признаков   (особенности   природы,   населения   и хозяйственной деятельности той или иной природно­хозяйственной зоны). Предметные умения  Умение объяснять:      отличия природных комплексов друг от друга; условия формирования природно­хозяйственных зон; характер влияния человека на природные условия природных зон. Умение определять:  особенности размещения природных зон на территории России; специфические черты природно­хозяйственных зон. Практическая работы:  1 Составление описания одной из природных зон России по плану. Тема 10. Крупные природные районы России (13 часов): Островная   Арктика.  Мир   арктических   островов.   Западная   Арктика:   Земля   Франца­ Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля. Восточно­Европейская равнина. Физико­географическое положение территории. Древняя платформа.   Чередование   возвышенностей   и   низменностей   —   характерная   черта   рельефа. Морено­ледниковый   рельеф.   Полесья.   Эрозионные   равнины.   Полезные   ископаемые   Русской равнины:   железные   и   медно­никелевые   руды   Балтийского   щита,   КМА,   Печорский каменноугольный   бассейн,   хибинские   апатиты   и   др.   Климатические   условия   и   их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие   почвенно­растительного   покрова   лесной   зоны.   Лесостепь   и   степь.   Природная зональность   на   равнине.   Крупнейшие   заповедники.   Экологические   проблемы   —   последствие интенсивной хозяйственной деятельности. Северный   Кавказ  —   самый   южный   район   страны.   Особенности   географического положения   региона.   Равнинная,   предгорная  и   горная   части   региона:   их   природная   и хозяйственная   специфика.   Горный   рельеф,   геологическое   строение   и   полезные   ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно­растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа. Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между   европейской   частью   России   и   Сибирью   на   стыке   тектонических   структур   и   равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и   высотная   поясность.   Почвенно­растительный   покров   и   развитие   сельского   хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала. Западная   Сибирь  —   край   уникальных   богатств:   крупнейший   в   мире   нефтегазоносный бассейн.   Западно­Сибирская   равнина   —   одна   из   крупнейших   низменностей   земного   шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве   осадков   избыточное   увлажнение,   внутренние   воды.   Сильная   заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота. Средняя Сибирь.  Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская   платформа,   представленная   в   рельефе   Среднесибирским   плоскогорьем. Преобладание   плато   и   нагорий.   Траппы   и   кимберлитовые   трубки.   Месторождения   золота, алмазов,   медно­никелевых   руд,   каменного   угля.   Резко   континентальный   климат:   малое количество   осадков,   Сибирский   (Азиатский)   антициклон.   Крупнейшие   реки   России:   Лена, Енисей   и   их   притоки.   Реки   —   основные   транспортные   пути   Средней   Сибири;   большой гидроэнергетический   потенциал.   Морозные   формы   рельефа.   Две   природные   зоны:   тундра   и светлохвойная тайга. Северо­Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта   до   Чукотского   нагорья   на   востоке.   Омоложенные   горы;   среднегорный   рельеф территории,   «оловянный   пояс».   Резко   континентальный   климат   с   очень   холодной   зимой   и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга. Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато­глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера.   Байкал.   Области   землетрясений.   Богатство   рудными   ископаемыми   магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала. Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный   вулканизм   Камчатки   и   Курил.   Муссонный   климат   Тихоокеанского   побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и   наводнения.   Гидроресурсы   и   ГЭС.   Влияние   приморского   положения   на   смещение   границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока. Учебные понятия:  Увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье, Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен, многолетняя   мерзлота,   низменные   болота,   березовые   колки,   суховеи,   Предуралье,   Зауралье, омоложенные   горы,   траппы,   кимберлитовая   трубка,   Сибирский   (Азиатский)   антициклон, полигоны,   бугры   пучения,   гидролакколиты,   омоложенные   горы,   складчато­глыбовые   горы, полюс холода, ископаемый (жильный) лед, наледь, возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера, сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун. Основные образовательные идеи:  Каждый крупный природный район России — край с уникальной природой.  Природные условия и ресурсы крупных природных районов — основа для определенных видов хозяйственной деятельности. Метапредметные умения:       ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно­следственные связи,  определять критерии для сравнения фактов, явлений,        анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения  Умение объяснять: условия выделения и размещения природных районов; специфические черты природы природных районов. Умение определять:  географические особенности природных районов;  характер влияния человека на природу природных районов. Практические работы:  1 Составление описания природного района по плану. Заключение.   Природа   и   человек   (2часа).  Влияние   природы   на   человека:   природные ресурсы,   благоприятные   и   неблагоприятные   природные   условия,   стихийные   бедствия, рекреационное   значение   природных   условий.   Влияние   человека   на   природу:   использование природных   ресурсов,   выброс   отходов,   изменение   природных   ландшафтов,   создание природоохранных территорий.  Учебные  понятия:  Ресурсы,   неблагоприятные   природные   условия,   стихийные   бедствия, комфортность,   отрасли   промышленности,   отходы:   твёрдые,   жидкие,   газообразные,   смог, сельское хозяйство, выхлопные газы, заповедники. Основные образовательные идеи:  Влияние   природной   среды   (природных   условий   и   ресурсов)   на   образ   жизни   и особенности хозяйственной деятельности людей.  Воздействие   на   природные   комплексы   со   стороны   промышленности,   сельского хозяйства и транспорта. Метапредметные умения:            ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, выявлять причинно­следственные связи,  определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения  Умение объяснять: закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий; принципы классификации природных ресурсов; особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.    Практические работы:  1 Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека. 4.  Календарно­тематическое планирование Календарно­тематическое планирование составлено с учетом учебного плана школы. В нем отражены   последовательность   изучения   содержания   программы,   распределение   часов   по разделам и темам, проведение контрольных, практических и других видов работ, требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса по географии.          (ПРИЛОЖЕНИЕ 5.) 5. Оценка результатов освоения знаний курса «География» 5.1.         Личностные результаты:  проявление стойкого интереса к географии;  осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);  осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;  представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;  осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;  эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;  патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;  уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; –   умения   организовывать   свою   деятельность,   определять   её   цели   и   задачи,   выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: Познавательные УУД: –   формирование   и   развитие   посредством   географического   знания   познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; –   умения   вести   самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор   информации,   ее   преобразование, сохранение,   передачу   и   презентацию   с   помощью   технических   средств   и   информационных технологий: Коммуникативные УУД: ­самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе   (определять   общие   цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). ­отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;  Средством   формирования   коммуникативных   УУД  служат   технология   проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.  Предметные результаты: Обучающийся научится:         выявлять   географические   особенности   природных   регионов   России;   основные географические объекты; объяснять причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины; определять   связи   между   географическим   положением,   природными   условиями   и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны; выявлять факторы размещения основных отраслей хозяйства России; выделять основные отрасли хозяйства России, географию их размещения; находить крупнейшие городские агломерации нашей страны; пояснять   причины   возникновения   геоэкологических   проблем,   а   также   меры   по   их предотвращению; описывать географию народов, населяющих нашу страну. Обучающийся получит возможность научиться:    давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа; приводить   примеры   рационального   природопользования;   прогнозировать   изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека; объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи. Географическая номенклатура Крайние   точки: мыс   Флигели,   мыс   Челюскин,   гора   Базардюзю,   Куршская   коса,   мыс Дежнёва. Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно­Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море­озеро. Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого. Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские. Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский. Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка. Озера: Чудское,   Онежское,   Ладожское,   Байкал,   Таймыр,   Телецкое,   Селигер,   Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка. Водохранилища: Куйбышевское,   Рыбинское,   Братское,   Волгоградское,   Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское. Каналы: Беломорско­Балтийский, Мариинская система, Волго­Балтийский, им. Москвы, Волго­Донской. Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга,   Енисейский   кряж,   Становое   нагорье,   Алданское   нагорье,   Витимское   плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ­ Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч. Возвышенности: Среднерусская,   Приволжская,   Среднесибирское   плоскогорье,   плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы. Равнины: Восточно­Европейская   (Русская),   Западно­Сибирская,   Окско­Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско­Буреинская, Центрально­Якутская. Низменности: Яно­Индигирская, Колымская, Средне­Амурская, Кумо­Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско­Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо­Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины. Заповедники   и   другие   охраняемые   территории: Астраханский,   Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско­Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская   Лука,   Тебердинский,   Печоро­Илычский,   Башкирский,   Ильменский,   Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть­Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской. Месторождения: Печорский   угольный   бассейн,   Курская   магнитная   аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно­Сибирский нефтегазоносный бассейн,   Кузбасс,   Горная   Шория   (железные   руды),   Донбасс,   Хибины   (апатиты),   Канско­ Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно­Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы). 5.2.    Система оценки достижения планируемых результатов Формы организации образовательного процесса:    Индивидуальная, фронтальная;  Коллективная: парная и групповая;  Уроки с элементами практической работы с картами, графическим материалом, приборами, моделями, эор.  Уроки – беседы, уроки – диалоги; прогнозирование и проектирование. Виды деятельности обучающихся:  Работа с книгой, приборами, моделями.  Работа с картами.  Работа с различными источниками информации.  Нанесение объектов на контурные карты.        Составление схем, таблиц, графиков, диаграмм.    Практические работы на местности.  Рефлексия. Формы текущего контроля: Географические и топографические диктанты по карте.  Тесты по крупным темам;   Работа с контурными картами;  Проекты.  Проверка географической терминологии и номенклатуры; 5.3.       Критерии оценки учебной деятельности по географии (  ПРИЛОЖЕНИЕ 1) 6.  Материально­техническое обеспечение образовательного процесса 6.1.      Перечень   средств   обучения   основывается   на   представленных   материалах   для обеспечения учебного процесса по географии 8 класса.  № Наименование   объектов   и   средств Необходимо Примечания е количество 15 шт. материально­технического обеспечения 1. Библиотечный фонд Федеральный государственный стандарт  основного общего образования, 2010 г. Примерная   программа   основного   общего образования, Авторская   программа   курса   «География».   5­9 классы/ авт.­сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское   слово»   2015г.   –128   с.   –   (ФГОС. Инновационная школа).   Алексеевский  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий:   пособие   для   учителя/   под   ред.   А.Г. Асмолова – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2011; Домогацких   Е.М., Н.И. «География России.» Учебник для 8 класса. ­ М.: ООО «Русское слово – учебник» 2017г. Рабочая   тетрадь   к   учебнику   Е.М.   Домогацких, Н.И. Алексеевского 8 кл. ­ Изд­во М:.«Русское слово» 2017г.; Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику   Е.М.Домогацких,   Н.И.Алексеевскою «География. Физическая география. 8 класс». Ряховский С.В. Текущий и итоговый контроль по курсу   «География.   8   класс:   контрольно­ измерительные материалы». Атлас 8 класс / авт.­сост. С. В. Банников, Е. М.  Домогацких Интернет­ресурсы: Федеральный   государственный   образовательный стандарт ­ http://standart.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование». ­ http://www.edu.ru/  Российский   общеобразовательный   портал.   ­ http://www.school.edu.ru  Единое   окно   доступа   к   образовательным ресурсам. ­ http://window.edu.ru  Единая   коллекция   цифровых   образовательных ресурсов. ­ http://school­collection.edu.ru          Федеральный информационно­ образовательных ресурсов. ­ http://fcior.edu.ru/  педагогических институт центр Федеральный измерений. ­ http://www.fipi.ru/   Контурные карты 8 класс» / авт.­сост. С. В.  Банников, Е. М. Домогацких.  2. Печатные пособия Политическая карта мира Физическая карта мира Физическая карта полушарий Карта океанов  1 Д 1 Д 1 Д 1 Д 1.1 1.2. 1.3 1.4 1.5  1.6 1.7 1.8 1.8 1.9 1.10 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6.1 6.2 6.3 6.4 1 Д 1 Д 1  15 К 1Д 1К 1 Д 1 Д 1 Д 1 Д 1 Д Топографические карты местности Интерактивные тематические карты  Евразия (физическая карта) Евразия (политическая карта) Евразия (хозяйственная деятельность населения) Европа (физическая карта) Азия (физическая карта) 3. Учебно­ практическое оборудование. Модели. Глобус Земли физический Глобус Земли политический Магнитная доска Набор полезных ископаемых Макет вулкана  Макет залегания горных пород Макет строения земной коры 4. Технические средства обучения 1шт. Персональный компьютер 1шт. Интерактивная доска Мультимедиа проектор 1шт. 5. Экранно­ звуковые пособия. Коллекция медиа ресурсов. Видеофильмы и презентации «Инфоурок» 8 кл Образовательная коллекция. «География 5­11  классы» «Уроки географии Кирилла и Мефодия»  Интерактивные карты по географии Познавательные   видеофрагменты   о   природе материков.  15 шт 1 1 1 Д Д Д Банк   презентаций   по   темам   и   проектно­ исследовательской деятельности 6. Контрольно­измерительные материалы Комплекты   контрольных,   практических   и самостоятельных работ по темам  курса 8 класса Подборки олимпиадных и творческих заданий Карточки­задания для проверки знаний, умений Раздаточные   материалы   для   организации индивидуальной,   фронтальной групповой, самостоятельной учебной работы   К. ­ по 30 шт Познавательные  видеофрагменты о  природе изучаемых  материков  В электронном  варианте по классам В   напечатанном   и электронном   виде   в достаточном количестве 6.2.  Кабинет   географии   оснащен   мебелью,   приспособлениями   для   работы,   рабочим   и демонстрационным   столом   и   отвечает   санитарно­гигиеническим   условиям   и   техническим требованиям.

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017