Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Оценка 4.6

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
география
10 кл—11 кл
30.06.2017
Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Публикация является частью публикации:
раб. прогр. 9 кл..docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кадетская школа города Южно­Сахалинска «Рассмотрено»  на методическом объединении пр. №___ от «___» _____ 2017 г. Рук. ШМО _________________ «Согласовано» На МС школы пр №________  от «____» __________ 2017 г. Рук.МС __________________ «Утверждено» Директор МБОУ Кадетская школа __________________ Е.Ф.Мойсак  От «____» ______________ 2017 г. РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА Предмет:    география Уровень образования: основное общее образование 5­9 классы Класс:  9 Срок реализации программы:  один год Составлена на основе: 1.Федерального государственного стандарта основного общего образования по  географии, 2010 г. 2.Программа курса «География» 5­9 классы/авт. – сост. Е.М. Домогацких, 2015г Составитель:  Устюгова Л.Г. ­ учитель географии,  категория ­  высшая Южно­Сахалинск  2017г.  1. Пояснительная записка Рабочая учебная программа к учебному курсу Е.М. Домогацких «Население и хозяйство России» для 9 класса разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральных государственных образовательных стандартов ООО, авторской программы  по   географии   5­9  классов,   автор­составитель   Е.М.   Домогацких,   издательства:   М.: «Русское слово», 2015 г., реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования по географии. Учебно­методический комплект по географии для 9 класса:  Учебник по географии ­ «Население и хозяйство России и» 9 кл. ­ Е. М. Домогацких, Н.И  Алексеевский, издательства: М.: «Русское слово», 2017 г  Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского. География. 9 кл.   Изд­во М.: «Русское слово», 2017 г. Содержательный статус программы ­ базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МБОУ Кадетская школа.  Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 5—7 классах. Он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе. Все   это   определяет   особую   роль   данного   курса:   помимо   раскрытия   основных   знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение. Согласно учебному плану на изучение географии в 9 классе отводится 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.   Цели и задачи курса:   сформировать целостный географический образ своей Родины;   дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;   сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;   сформировать необходимые географические умения и навыки;   воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;   воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру. Данная программа предполагает в 9 классе изучение населения и хозяйства России, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины. № Тема 1.1 Тематическое планирование В том числе Количество часов в Комментарий п/п 1 2 3 4 5 5 6 программе авторская рабочая Практич. работа Контр. работа Введение Россия на карте мира Природа и человек Население России Отрасли хозяйства России Природно­хозяйственная  характеристика России. Заключение. Резерв Итого 1 6 4 9 19 21 1 7 68 1 7 5 9 20 22 3 1 68 4 2 3 3 3 1 тест тест тест тест Контроль знаний по курсу проект проект 16 5 2 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучение географии в восьмом классе должно быть направлено на достижение личностных результатов.           Ценностные ориентации, отражающие индивидуально­личностные позиции    : готовность   следовать   этическим   нормам   поведения   в   повседневной   жизни   и производственной деятельности; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание  целостности  природы,  населения  и  хозяйства  Земли,  материков,  их  крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; овладение на уровне общего образования географических знаний и умений, навыками их  применения в различных жизненных ситуациях. Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД:    Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.  Выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).  Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.  использовать   наряду   с   основными   и   дополнительные   средства   (справочная   литература, сложные приборы, компьютер).  Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.  В ходе представления проекта давать оценку его результатам.  Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;  умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством формирования       регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД:  Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:  Давать   определение   понятиям   на   основе   изученного   на   различных   предметах   учебного материала;  обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.  Строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­следственных связей.  Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.  Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.  Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.  Коммуникативные УУД:  Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.  В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).  Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.  Понимая позицию  другого:  мнение  (точку  зрения),  доказательство  (аргументы),  факты; гипотезы, аксиомы, теории.  Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством   формирования       коммуникативных   УУД  служат   технология   проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметные результаты: Обучающиеся должны понимать и уметь: • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию; использовать  источники   географической   информации   для   решения   учебных   и   практико­ ориентированных задач; • читать географические карты, планы;  понимать  географические особенности природных регионов России; основные географические объекты; причины,   обуславливающие   разнообразие   природы   нашей   Родины;   связи   между географическим   положением,   природными   условиями   и   хозяйственными   особенностями отдельных регионов страны; факторы размещения основных отраслей хозяйства России; основные отрасли хозяйства России, географию их размещения; крупнейшие городские агломерации нашей страны;   причины   возникновения   геоэкологических   проблем,   а   также   меры   по   их предотвращению; географию народов, населяющих нашу страну.  уметь: давать   характеристики   крупных   регионов   нашей   страны,   с   использованием   карт атласа; приводить   примеры   рационального   природопользования;   прогнозировать   изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека; объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.  оценивать воздействие   географического   положения   России   и   её   отдельных   частей   на особенности   природы,   жизнь   хозяйственную   деятельность   человека;   возможные   изменения географического положения России; особенности взаимодействия природы и общества в пределах регионов   России;   природные   условия   и   ресурсообеспеченость   страны   в   целом   и   отдельных территорий   в   частности;   возможные   последствия   изменений   природы   отдельных   территорий страны;   изменение   ситуации   на   рынке   труда;   районы   России   по   природным,   социально­ экономическим,   экологическим   показателям;   социально­экономическое   положение   страны   в целом   и   отдельных   её   регионов;   место   и   роль   России   в   мире   по   социально­экономическим показателям; социально­экономические перспективы развития России; 3. Содержание учебного предмета Главная   цель   курса  «Население   и   хозяйство  России»  —   формирование   географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия, и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. Особое   значение   этого   курса   определяется   тем,   что   он   завершает   цикл   географического образования в основной школе. Введение (1 час).  Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс. Учебные понятия: Социально­экономическая   география, экономический) комплекс.   хозяйственный   (территориальный   социально­ Основные образовательные идеи: Социально­экономическая   география   —   это   наука   о   территориальной   организации населения и хозяйства. В отличие от природного, хозяйственный комплекс может целенаправленно управляться   человеком. Метапредметные умения:           ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, выявлять причинно­следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения Умение объяснять: специфику предмета изучения экономической и социальной географии; отличия природного и хозяйственного комплексов. Умение определять: отличия природного и хозяйственного комплексов. Тема 1.       Россия на карте (6 часов).   Формирование  территории России. Исторические города   России.   Время   образования   городов   как   отражение   территориальных   изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР   и   его   распад.   Содружество   Независимых   Государств.   Экономико­географическое положение.   Факторы   ЭГП   России:   огромная   территория,   ограниченность   выхода   к   морям Мирового океана, большое число стран­соседей. Плюсы и минусы географического положения страны.   Политико­географическое   положение   России.   Распад   СССР   как   фактор   изменения экономико­ и политико­географического положения страны. Административно­территориальное деление   России   и   его   эволюция.   Россия   —   федеративное   государство.   Субъекты   РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико­ географическое   районирование.   Принципы   районирования:   однородность   и   многоуровневость. Специализация   хозяйства   —   основа   экономического   районирования.   Отрасли   специализации. Вспомогательные   и   обслуживающие   отрасли.   Экономические   районы,   регионы   и   зоны.   Сетка экономических районов России. Учебные понятия: Социально­экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико­географическое положение,   административно­ территориальное   деление,   субъекты   Федерации,   экономический   район,   районирование, специализация.   политико­географическое   положение,   геополитика, Основные образовательные идеи:  Формирование территории России – от Московского княжества и Российской империи через  СССР к современной России.  Россия   –   самая   большая   по   площади   территории   страна   с   самым   большим   количеством сухопутных соседей.  Преимущества и недостатки величины территории и северного положения страны. Метапредметные умения:  ставить учебную задачу под руководством  учителя,  планировать свою деятельность под руководством учителя,  оценивать работу одноклассников,  выявлять причинно­следственные связи,  определять критерии для сравнения фактов, явлений,  анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,  работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,  создавать объяснительные тексты  выслушивать и объективно оценивать другого,  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения Умение объяснять:  специфику поэтапного формирования территории России;  особенности проведения государственной границы;  достоинства и недостатки географического положения России;  структуру административно­территориального устройства;  принципы экономико­географического районирования;  особенности отраслевого состава народного хозяйства. Умение определять:  особенности географического положения России;  особенности границ России;  специфические черты видов субъектов Федерации;  виды субъектов Федерации;  отличительные черты видов отраслей хозяйства;  положение экономических регионов, районов, зон России. Практические работы:  1. Составление описания экономико­географического положения России по типовому плану. 2. Составление описания политико­географического положения России по типовому плану. 3. Обозначение на контурной карте субъектов Федерации различных видов. 4. Определение   административного   состава   Федеральных   округов   на   основе   анализа политико­административной карты России. Тема 2. Природа и человек (5 часов)  Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация   человека   к   природным   условиям   —   биологическая   и   небиологическая.   Связь небиологической   адаптации   с   уровнем   развития   цивилизации.   Хозяйственный   потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные   ресурсы.   Лесоизбыточные   и   лесодефицитные   районы.   Рекреационные   ресурсы   и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы.   «Чистые»   и   «грязные»   отрасли.   Экологические   проблемы.   Зоны   экологического бедствия. Экологические катастрофы. Учебные понятия:   Природные условия, адаптация, природные ресурсы. Основные образовательные идеи:  Влияние   природной   среды   (природных   условий   и   ресурсов)   на   образ   жизни   и особенности хозяйственной деятельности людей.  Необходимость Рациональное природопользование — объективная необходимость. Метапредметные умения:  ставить учебную задачу под руководством учителя,  планировать свою деятельность под руководством учителя,  оценивать работу одноклассников,  выявлять причинно­следственные связи,  определять критерии для сравнения фактов, явлений,  анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,  работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы,  создавать объяснительные тексты  выслушивать и объективно оценивать другого,  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения Умение объяснять:  особенности природных условий и ресурсов;  понятие «адаптация»;  связь между различными видами адаптации;  влияние природных условий на хозяйственную деятельности человека;  специфику использования и размещения природных ресурсов России;  принципы взаимодействия природы и человека;  суть экологических проблем;  особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Практические работы:  1. Расчёт   ресурсообеспеченности   территории   России   по   отдельным   видам   природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.). 2. Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России. Тема   3.   Население   России   (9   часов)    Демография.   Численность   населения   России. Естественный   прирост   и   воспроизводство   населения.   Демографические   кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние   миграции.   Формы   расселения.   Сельское   расселение.   Формы   сельского   расселения. Зональные   типы   сельского   расселения.   Городская   форма   расселения.   Город   и   урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации.  Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда. Учебные понятия: Демография,   рождаемость,   смертность,   численность   населения,   перепись   населения, естественный   прирост,   воспроизводство   населения,   демографический   кризис,   плотность населения, Основная зона расселения (или Главная полоса расселения), зона Севера, миграции, внутренние   и   внешние   миграции,   эмиграция,   иммиграция,   формы   расселения,   расселение, городское и сельское расселение, формы сельского расселения, групповая (деревенская) форма расселения,   рассеянная   (фермерская)   форма   расселения,   кочевая   форма   расселения,   город, урбанизация, уровень урбанизации, градообразующие функции, моногорода, города­миллионеры городская   агломерация,   этнический   состав,   языковые   группы,   языковые   семьи,   религиозный состав,   этнорелигиозные   конфликты,   половозрастной   состав,   трудовые   ресурсы,   рынок   труда, безработица. Основные образовательные идеи:  Динамика   численности   населения   определяется   социально­экономическими, политическими факторами.  Миграции оказывают влияние на заселение территории, этнический и возрастной состав населения.      Трудовые ресурсы создают национальное богатство страны. Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна.   Неравномерность   размещения   населения   по   территории   России   —   следствие разнообразия природных условий.  Урбанизация — процесс развития городов. Метапредметные умения:  выделение существенных признаков новых понятий;  работа   с   учебными   текстами,   схемами,   картосхемами,   статистикой,   географическими картами;  поиск дополнительные источники информации.  формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций. Предметные умения Умение объяснять:  особенности динамики численности и воспроизводства населения;  направления и типы миграции;  особенности состава населения;  специфику распространения религий;  размещение населения;  особенности городского и сельского населения;  специфические черты рынка труда. Умение определять:  параметры воспроизводства населения;  параметры миграционных процессов;  регионы с различными показателями миграции;  параметры, характеризующие состав населения;  регионы с преобладанием отдельных языков, религий;  параметры, характеризующие размещение населения;  районы концентрации сельского и городского населения;  размещение крупных городов;  перспективы изменения численности и состава населения, трудовых ресурсов. Практические работы: 1. Расчёт   параметров   естественного   движения   населения:   естественного   прироста, рождаемости,   смертности,   показателя   естественного   прироста,   показателя   смертности, показателя рождаемости. 2. Расчёт   численности   городского   населения   на   основе   данных   о   значении   показателя урбанизации и численности населения России. 3. Определение   по   картам   атласа   ареалов   компактного   проживания   крупнейших   народов России. Тема 4. Отрасли хозяйства России (20 часов)   Национальная   экономика.   Понятие   о   предприятиях   материальной   и   нематериальной сферы.   Отрасли   хозяйства.   Три   сектора   национальной   экономики.   Отраслевая   структура экономики.   Межотраслевые   комплексы.   Факторы   размещения   производства.   Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы. Топливно­энергетический   комплекс.   Нефтяная,   газовая   и   угольная   промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические,   тепловые   и   атомные   электростанции   и   их   виды.   Крупнейшие   каскады   ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация   и   комбинирование.   Комбинат   полного   цикла.   Факторы   размещения   отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии. Машиностроение.   Отрасли   машиностроения   и   факторы   их   размещения.   Тяжелое, транспортное,   сельскохозяйственное,   энергетическое   машиностроение,   тракторостроение   и станкостроение.  Военно­промышленный комплекс. Химическая   промышленность.   Сырьевая   база   и   отрасли   химической   промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения. Лесная   промышленность.   лесозаготовка, деревообработка,   целлюлозно­бумажная   промышленность   и   лесная   химия.   Лесопромышленные комплексы.   Отрасли   лесной   промышленности: Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и   животноводства   и   их   размещение   по   территории   России.   Зональная   организация   сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения. Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный,   трубопроводный,   водный   и   воздушный.   Достоинства   и   недостатки   различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы. Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география. Учебные понятия: Национальная   экономика   (народное   хозяйство),   отрасль,   предприятие,   межотраслевой комплекс,   факторы   размещения   производства,   комбинирование   производства,   материальная   и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг. Основные образовательные идеи:  Хозяйство   России   представляет   собой   сложный   комплекс   предприятий,   отраслей   и секторов экономики, связанных друг с другом и с мировым хозяйством. Метапредметные умения:  Установление   причинно­следственных   связей,   например,   для   объяснения   развития   этапов хозяйства (аграрного, индустриального и постиндустриального); анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства; выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства;   Предметные умения Умение объяснять:  особенности структуры хозяйства;  особенности отраслей хозяйства;  видовое разнообразие предприятий отраслей хозяйства;  взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга;  географию отраслей хозяйства;  роль отраслей хозяйства в жизни государства. Умение определять:  параметры структуры хозяйства;  факторы размещения хозяйства;  районы концентрации предприятий отраслей хозяйства;  показатели, характеризующие деятельность предприятий отраслей хозяйства;  основные направления движения сырья и готовой продукции. Практические работы:  1. Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России. 2. Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности. 3. Анализ потенциальных возможностей территорий природных зон для развития сельского хозяйства. 4. Описание транспортного узла. Тема 5. Природно­хозяйственная характеристика России (22 часа) Европейский   Север,   его   географическое   положение,   ресурсы,   население   и   специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны. Европейский   Северо­Запад,   его   географическое   положение,   ресурсы,   население   и специфика хозяйственной специализации. Северо­Запад — транзитный район между Россией и Европой.   Бедность   природными   ресурсами.   Выгодное   географическое   положение   —   главный фактор   развития   промышленности   района.   Опора   на   привозное   сырье.   Машиностроение   — ведущая   отрасль   промышленности   района.   Санкт­Петербург   —   многофункциональный   центр района. Калининградская область — самая западная территория России. Регион   Центральная   Россия,   его   географическое   положение,   ресурсы,   население   и специфика   хозяйственной   специализации.   Исторический,   экономический,   культурный   и административный центр страны. Выгодность экономико­географического положения. Ресурсы, население   и   специфика   хозяйственной   специализации.   Ведущая   роль   природных   ресурсов   в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Европейский   Юг,   его   географическое   положение,   ресурсы,   население   и   специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный   район   страны.   Агроклиматические   и   рекреационные   ресурсы.   Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства. Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства.   Высокая   обеспеченность   трудовыми   ресурсами.   «Автомобильный   цех»   страны. Нефтяная,   газовая   и   химическая   промышленность.   Волго­Камский   каскад   ГЭС.   Энергоемкие отрасли. Урал,   его   географическое   положение,   ресурсы,   население   и   специфика   хозяйственной специализации.   Выгодное   транзитное   положение   и   богатые   минеральные   ресурсы.   Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения. Западная   Сибирь,   ее   географическое   положение,   ресурсы,   население   и   специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно­энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса. Восточная   Сибирь,   ее   географическое   положение,   ресурсы,   население   и   специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные   водные   ресурсы   Байкала   и   крупных   рек.   Ангаро­Енисейский   каскад   ГЭС   — крупнейший   производитель   электроэнергии   в   стране.   Перспективы   развития   энергоемких отраслей. Дальний   Восток,   его   географическое   положение,   ресурсы,   население   и   специфика хозяйственной   специализации.   Самый   большой   по   площади   экономический   район   страны. Благоприятное   приморское   положение,   крайне   слабая   освоенность,   удаленность   от   развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов. Основные понятия: Транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье. Основные образовательные идеи:  Формирование   населения   и   хозяйственных   особенностей   каждого   региона   —   результат сочетания длительного исторического развития и природных условий и ресурсов. Каждый из регионов России свои неповторимые особенности. Метапредметные умения: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников,        выявлять причинно­следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения Умение объяснять: особенности природы, населения и хозяйства регионов России;        1. 2. 3. особенности структуры хозяйства и специализации отдельных территорий России; особенности социально­экономической ситуации отдельных регионов России. Умение определять:    регион России по краткому описанию; специфику геоэкологической ситуации в отдельных регионах и на всей территории России; особенности социально­экономической ситуации отдельных регионов России. Практические работы:  Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию района. Описание экономико­географического положения района. Анализ специфики размещения населения и хозяйства на территории района. Заключение (3 часа).     Место  России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.  Основные образовательные идеи:   В   протяжении   своей   истории   Россия   играла   определенную   роль   в   системе   мирового хозяйства, причем, эта роль менялась. После распада СССР и экономического кризиса Россия постепенно восстанавливает свой экономический   потенциал,   оставаясь   пока   поставщиком   на   мировой   рынок   в   основном сырьевой продукции. Метапредметные умения:  ставить учебную задачу под руководством учителя,  планировать свою деятельность под руководством учителя,  выявлять причинно­следственные связи,  определять критерии для сравнения фактов, явлений,  анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,  выслушивать и объективно оценивать другого,  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Предметные умения Умение объяснять:  место России в мире по отдельным социально­экономическим показателям;  особенности России на современном этапе социально­экономического развития. Умение определять:  место России в мире по отдельным социально­экономическим показателям;  перспективы социально­экономического развития России. Практические работы: 1. Определение по статистическим показателям место и роль России в мире. Географическая номенклатура Крайние   точки: мыс   Флигели,   мыс   Челюскин,   гора   Базардюзю,   Куршская   коса,   мыс Дежнёва. Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно­Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море­озеро. Заливы: Гданьский,   Финский,   Кандалакшский,   Онежская   губа,  Байдарацкая  губа,  Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого. Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские. Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский. Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя   Тунгуска,   Подкаменная   Тунгуска,   Вилюй,   Алдан,   Хатанга,   Селенга,   Оленек,   Уссури, Камчатка. Озера: Чудское,   Онежское,   Ладожское,   Байкал,   Таймыр,   Телецкое,   Селигер,   Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка. Водохранилища: Куйбышевское,   Рыбинское,   Братское,   Волгоградское,   Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское. Каналы: Беломорско­Балтийский,   Мариинская   система,   Волго­Балтийский,   им.   Москвы, Волго­Донской. Горы: Хибины,   Большой   Кавказ,   Казбек,   Эльбрус,   Урал,   Народная,   Ямантау,   Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга,   Енисейский   кряж,   Становое   нагорье,   Алданское   нагорье,   Витимское   плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ­ Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч. Возвышенности: Среднерусская,   Приволжская,   Среднесибирское   плоскогорье,   плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы. Равнины: Восточно­Европейская (Русская), Западно­Сибирская, Окско­Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско­Буреинская, Центрально­Якутская. Низменности: Яно­Индигирская, Колымская, Средне­Амурская, Кумо­Манычская впадина, Прикаспийская,   Печорская,   Мещерская,   Окско­Донская,   Прикубанская,   Кузнецкая   котловина, Северо­Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины. Заповедники   и   другие   охраняемые   территории: Астраханский,   Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско­Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская   Лука,   Тебердинский,   Печоро­Илычский,   Башкирский,   Ильменский,   Алтайский, Таймырский,  Долина  гейзеров,  Ленские  Столбы,  Усть­Ленский,  Кроноцкий,  Остров Врангеля, Дальневосточный морской. Месторождения: Печорский   угольный   бассейн,   Курская   магнитная   аномалия, Подмосковный   буроугольный   бассейн,  Баскунчак  (соли),   Западно­Сибирский  нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско­Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно­Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы). 4.  Календарно­тематическое планирование Календарно­тематическое планирование составлено с учетом учебного плана школы. В нем отражены последовательность изучения содержания программы, распределение часов по разделам и темам, проведение контрольных, практических и других видов работ, требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса по географии.          (ПРИЛОЖЕНИЕ 9.) 5. Оценка результатов освоения знаний курса «География» 5.1.         Личностные результаты:  проявление стойкого интереса к географии;  осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);  осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;  представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;  осознание   единства   географического   пространства   России   как   единой   среды   обитания   всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;  эмоционально­ценностное   отношение   к   окружающей   среде,   необходимости   ее   сохранения   и рационального использования;  патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;  уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: –   способности   к   самостоятельному   приобретению   новых   знаний   и   практических   умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; –   умения   вести   самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор   информации,   ее   преобразование, сохранение,   передачу   и   презентацию   с   помощью   технических   средств   и   информационных технологий: Коммуникативные УУД: ­самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе   (определять   общие   цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). ­отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;  Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий   и   подводящий   диалог)   и   организация   работы   в   малых   группах,   а   также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.  Предметные результаты:  Обучающийся научится:        выявлять   географические   особенности   природных   регионов   России;   основные географические объекты; объяснять причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины; определять   связи   между   географическим   положением,   природными   условиями   и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны; выявлять факторы размещения основных отраслей хозяйства России; просматривать связи между географическим положением, природными условиями и  хозяйственными особенностями отдельных регионов страны; выделять основные отрасли хозяйства России, географию их размещения; находить крупнейшие городские агломерации нашей страны;   пояснять   причины   возникновения   геоэкологических   проблем,   а   также   меры   по   их предотвращению; описывать географию народов, населяющих нашу страну. Обучающийся получит возможность научиться:    давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа; приводить   примеры   рационального   природопользования;   прогнозировать   изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека; объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи. 5.2.    Система оценки достижения планируемых результатов Основной   формой   организации  образовательного   процесса   при   реализации   рабочей программы является урок.   Типы   уроков:  комбинированный   урок,   урок   открытия   новых   знаний,   урок   закрепления изученного материала, урок­лекция, урок – практикум, урок­семинар, уроки – беседы, уроки – диалоги; прогнозирование и проектирование, уроки с элементами практической работы с картами, графическим материалом, приборами, моделями, эор. Формы учебной деятельности учащихся:  Индивидуальная, фронтальная;  Коллективная: парная и групповая; Виды деятельности обучающихся:  Работа с книгой, приборами, моделями.  Работа с картами.  Работа с различными источниками информации.  Нанесение объектов на контурные карты.        Составление схем, таблиц, графиков, диаграмм.    Практические работы на местности.  Рефлексия. Формы текущего контроля: Географические и топографические диктанты по карте.  Тесты по крупным темам;  Письменный опрос;   Работа с контурными картами;  Проекты;  Проверка географической терминологии и номенклатуры; 5.3.       Критерии оценки учебной деятельности по географии (  ПРИЛОЖЕНИЕ 1) 6.  Материально­техническое обеспечение образовательного процесса 6.1.      Перечень   средств   обучения   основывается   на   представленных   материалах   для обеспечения учебного процесса по географии 9 класса. № Наименование объектов и средств материально­ технического обеспечения Необходимое количество Примечания 1.1 1.2. 1.3 1.4 1.5  1.6 1.7 1.8 1.8 1.9 1. Библиотечный фонд Федеральный государственный стандарт основного  общего образования, 2010 г. Примерная   программа   основного   общего образования, Авторская   программа   курса   «География».   5­9 классы/   авт.­сост.   Е.М.   Домогацких   –   М.:   ООО «Русское   слово»   2015г.   –128   с.   –   (ФГОС. Инновационная школа). Формирование   универсальных   учебных   действий   в основной   школе:   от   действия   к   мысли.   Система заданий:   пособие   для   учителя/   под   ред.   А.Г. Асмолова – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2011; Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «Население и хозяйство   России.»   Учебник   для   9   класса.   ­   М.: ООО «Русское слово – учебник» 2017г. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского   9   кл.   ­   Изд­во   М:.«Русское   слово» 2017г.; Болотникова   Н.В.   Методические   рекомендации   к учебнику   Е.М.Домогацких,   Н.И.Алексеевскою «География. 9 класс». Ряховский   С.В.   Текущий   и   итоговый   контроль   по курсу   «География.   контрольно­ измерительные материалы». Атлас 9 класс / авт.­сост. С. В. Банников, Е. М.  Домогацких   9   класс: Интернет­ресурсы: Федеральный   государственный   образовательный стандарт ­ http://standart.edu.ru/ Федеральный   портал   «Российское   образование».   ­ http://www.edu.ru/  Российский   общеобразовательный   портал. http://www.school.edu.ru    ­ Единое окно доступа к образовательным ресурсам. ­ http://window.edu.ru  Единая   коллекция   цифровых   образовательных ресурсов. ­ http://school­collection.edu.ru  15 шт. Федеральный   центр   информационно­ образовательных ресурсов. ­ http://fcior.edu.ru/  Федеральный институт педагогических измерений. ­ http://www.fipi.ru/  1.10  Контурные карты 9 класс» / авт.­сост. С. В.  Банников, Е. М. Домогацких.  2. Печатные пособия (карты, таблицы) Политическая карта мира Физическая карта мира Физическая карта полушарий Карта океанов  Топографические карты местности Интерактивные тематические карты  Евразия (физическая карта) 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 1 Д 1 Д 1 Д 1 Д 1Д 1К 1 Д 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 3.11 3.12 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6.1 6.2 6.3 6.4 Евразия (политическая карта) Евразия (хозяйственная деятельность населения) Европа (физическая карта) Азия (физическая карта) Богатство морей (таблица) Способы добычи полезных ископаемых Европа (хозяйственная деятельность населения) Климат России ( карта) Типы климатов России (карта) Основные зональные типы почв России Строение   земной   коры   и   полезные   ископаемые (карта) Карты регионов России  (хозяйственная деятельность населения) 1 Д 1 Д 1 Д 1 Д 1 Д 1Д Д Д Д Д (хозяйственна я деятельность населения) 1 1 1 15 15 3. Учебно­ практическое оборудование. Модели. Коллекции. Глобус Земли физический 1 Д 1 Д Глобус Земли политический 1  Магнитная доска Набор полезных ископаемых 15 К Макет вулкана  Макет залегания горных пород Макет строения земной коры Полезные   ископаемые   и   их   использование (коллекция) Набор   раздаточных   образцов   горных   пород   и минералов Растительный мир материков Таблицы по охране природы Важнейшие культурные растения(наборы) 4. Технические средства обучения Персональный компьютер Интерактивная доска Мультимедиа проектор 5. Экранно­ звуковые пособия. Коллекция медиа ресурсов. Д Видеофильмы и презентации «Инфоурок» 9 кл Образовательная коллекция. «География 5­11  Д классы» «Уроки географии Кирилла и Мефодия»  Интерактивные карты по географии Познавательные   видеофрагменты   о   природе материков.  1шт. 1шт. 1шт. Д Д 15 15 шт Д Банк   презентаций   по   темам   и   проектно­ исследовательской деятельности 6. Контрольно­измерительные материалы Комплекты   контрольных, самостоятельных работ по темам  курса 9 класса Подборки олимпиадных и творческих заданий Карточки­задания для проверки знаний, умений Раздаточные   материалы   для   организации   практических   и К. ­ по 30 шт Познавательные  видеофрагменты о природе  изучаемых  материков  В   напечатанном и   электронном виде в достаточном количестве индивидуальной, групповой, самостоятельной учебной работы     фронтальной 6.2.  Кабинет   географии   оснащен   мебелью,   приспособлениями   для   работы,   рабочим   и демонстрационным   столом   и   отвечает   санитарно­гигиеническим   условиям   и   техническим требованиям.

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии. 10-11 класс. Е.М. Домогацких
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017