Рабочая программа по географии (5-9 кл.)
Оценка 4.6

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
география
5 кл—9 кл
06.07.2017
Рабочая программа по географии (5-9 кл.)
Рабочая программа по географии составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения; - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Учебного плана МКОУ В-Красноярской средней школы; - авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных министерством образования и науки РФ под редакцией В, В, Николиной, А, И, Алексеева, Е, К, Липкиной – М.: Просвещение, 2014. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.Рабочая программа по географии (5-9 кл.)
ГЕОГРАФИЯ 5-9.docx
Пояснительная записка. Рабочая программа по географии составлена на основе: ­ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования второго поколения; ­ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ­ Учебного плана МКОУ В­Красноярской средней школы; ­ авторской рабочей программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной  к учебникам линии «Полярная звезда» для 5­9 классов, допущенных министерством  образования и науки РФ под редакцией В, В, Николиной, А, И, Алексеева, Е, К, Липкиной –  М.: Просвещение, 2014. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального  общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности  обучающихся.                                                                                                                                        Общая характеристика учебного предмета География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему  комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей,  закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о  динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально­ экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах  взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям  проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической  целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в  виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности  и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях  развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и  животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит  развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации  природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования,  выполняющий наряду с содержательно­обучающей важную идеологическую функцию.  Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его  многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и  взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. Целями изучения географии в основной школе являются:  формирование системы географических знаний как компонента научной картины  мира;  познание на конкретных примерах многообразия современного географического  пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет  сформировать географическую картину мира;  познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,  социально­экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в  географическом пространстве России и мира;  понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на  современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах  России и мира;  понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации  хозяйства в связи с природными, социально­экономическими и экологическими  факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических  условий проживания;   глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее  географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности  природопользования в их взаимозависимости; выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических  знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области  будущей практической деятельности;  формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного  поведения в окружающей среде. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного  российского образования – формирование всесторонне образованной, инициативной и  успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,  ценностных ориентаций, идейно­нравственных, культурных и этических принципов и норм  поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере  определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установкой на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы  воспитания, духовно­нравственного обучения географии у выпускников основной школы  должны быть сформированы:  Ценностные ориентиры, отражающие их индивидуально­личностные позиции: ­ осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях  (житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона); ­ осознание выдающейся роли и места Росси как части мирового географического  пространства; ­осознание единства географического пространства России как среды обитания всех  населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб; ­осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и  хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; ­ осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность  солидарно противостоять глобальным вызовам современности;  Гармонично развитые социальные чувства и качества: ­патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; ­ любовь к своему Отечеству, местности, своему региону; ­гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед  современниками и будущими поколениями; ­ уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и  образу жизни российского и других народов, толерантность; ­эмоционально­ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее  сохранения и рационального использования. На изучение географии в соответствии с федеральным базисным учебным планом  для образовательных учреждений РФ на ступени основного общего образования  отводится 280 часов из расчёта 1 ч в неделю в 5, 6 классах  и 2 ч – в 7­9 классах. В  учебном плане МКОУ В­Красноярской средней школы по предмету географии  предусмотрено в 5­9 классах также 280 часов: из них ­ по 35 ч в 5 и 6 классах, 70 ч  – в 7 классе, 72 ч – в 8 классе и 68 часов – в 9 классе. 1. Планируемые результаты освоения географии. Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне  образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных  мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно­ нравственных, культурных,  гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов  личностного развития: ­ воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к  Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального  народа России; ­ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню  развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и  духовному многообразие современного мира; ­ формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и  самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; ­ формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков  самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и  техническими средствами информационных технологий; ­ формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил  индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,  угрожающих жизни и здоровья людей; ­ формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к  другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; ­ освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных  инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; ­ формирование основ социально – критического мышления; ­ формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно  полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности; ­формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех  ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей  среде; ­ осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной  жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; ­развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и  России, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами освоения географии являются: ­ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для  себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; ­ умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации  учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; ­ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее  эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ­ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль  своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в  соответствии с изменяющейся ситуацией; ­ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; ­ умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и  критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи и делать выводы; ­ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и  познавательных задач; ­ умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение  осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; ­ умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться  справочной литературой; ­ умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами  наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования; ­и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе  координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности,  слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; ­формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; ­формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике; ­ формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать  определение понятиям; ­ формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности,  умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников. Предметными результатами освоения географии являются: ­формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты  человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их  необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны; ­ формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы  географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и  быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; ­ формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в  повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов,  самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды; ­ овладение элементарными практическими умениями использования приборов и  инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов  географической среды; ­ овладение основами картографической грамотности и использования географической  карты как одного из «языков» международного общения ; ­ овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической  информации. Источники географической информации Выпускник научится:  использовать различные источники географической информации (картографические,  статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения, компьютерные базы данных)  для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико­ ориентированных задач;  анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;  пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и  формулировать зависимости и закономерности;  определять и сравнивать качественные и количественные показатели,  характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в  пространстве по географическим картам разного содержания;   в процессе работы с одним или несколькими источниками географической  информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию; составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников;  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для  решения учебных и практико­ориентированных задач. Выпускник получит возможность научиться:  ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных  навигационных приборов;   читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические  карты; строить простые планы местности; создавать простейшие географические карты;  моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных  программ. Природа Земли и человек Выпускник научится:  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать  географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных  свойств и проводить их простейшую классификацию;  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях  между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для  объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;  проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха,  атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной  высоты, направления и скорости течения водных потоков;  оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в  разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. Выпускник получит возможность научиться:  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;  приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально­ экономических и геоэкологических проблем человечества;  примеры практического использования географических знаний в различных областях  деятельности;   воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в  научно­популярной литературе и средствах массовой информации; создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на  основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. Население Земли Выпускник научится:  различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие  динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;  сравнивать особенности населения регионов и стран;  использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими  процессами и явлениями для объяснения их географических различий;  проводить расчёты демографических показателей;  объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям. Выпускник получит возможность научиться:  приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о  населении в решении социально­ экономических и геоэкологических проблем  человечества, стран и регионов;  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование,  связанное с изучением населения. Материки, океаны и страны Выпускник научится:  различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и  населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;  сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры  регионов и отдельных стран;  оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных  территорий;  описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;  объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;  создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы,  населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. Выпускник получит возможность научиться:   выдвигать гипотезы о связях и закономерностях объектов, событий, процессов в  географической оболочке; сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих  глобальных изменений климата;  оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата  для отдельных регионов и стран;  объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально­экономическими факторами. Особенности географического положения России Выпускник научится:  различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной  территорией и исключительной экономической зоной России;  оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на  особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;  использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для  решения практико­ориентированных задач по определению различий в поясном  времени территорий с контекстом из реальной жизни. Выпускник получит возможность научиться:  оценивать возможные изменения географического положения России, обусловленные  мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими  изменениями, развитием глобальной коммуникационной системы. Природа России Выпускник научится:  различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы  страны и отдельных регионов;  сравнивать особенности природы регионов страны; оценивать особенности  взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;  описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;  объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;  оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных  территорий России;  создавать собственные тексты и устные сообщения (в т. ч. в форме презентаций) об  особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников  информации. Выпускник получит возможность научиться:  оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий России,  связанные с глобальными изменениями климата;  делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате  изменения их компонентов. Население России Выпускник научится:  различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику  численности населения России и отдельных регионов и стран;  анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную  структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;  сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому,  языковому и религиозному составу;  объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и  размещения населения России и её отдельных регионов;  находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного  характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных  процессов или закономерностей;  использовать знания о естественном и механическом движении населения,  половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,  этническом и религиозном составе для решения практико­ориентированных задач в  контексте реальной жизни. Выпускник получит возможность научиться:  выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении  численности населения России, его половозрастной структуры, развитии  человеческого капитала;  оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику. Хозяйство России Выпускник научится:  различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру  хозяйства;  анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий  по территории страны;  объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;  использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения  отраслей экономики России для решения практико­ориентированных задач в реальной  жизни. Выпускник получит возможность научиться:  выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации  гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;  обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России. Районы России Выпускник научится:  объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов  страны; сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов  страны;  оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально­ экономических, техногенных и экологических факторов и процессов. Выпускник получит возможность научиться:    составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга; самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования,  связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их  частей; создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях  отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации,  сопровождать выступление презентацией;  оценивать социально­экономическое положение и перспективы развития регионов;  выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации  природных, социально­экономических, геоэкологических явлений и процессов на  территории России. Россия в современном мире Выпускник научится:  сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности  жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других  стран;  оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. Выпускник получит возможность научиться:  выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;  объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем  человечества;  оценивать социально­экономическое положение и перспективы развития России. 2. Содержание курса географии. География Земли. Раздел 1. Источники географической информации. Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире.  Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических  исследований. Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе.  Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения  земной поверхности. План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас.  Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы  изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности.  Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана.  Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение  карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот.  Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и  сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.  Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов. Раздел 2. Природа Земли и человек. Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма,  размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение  солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и на жизнь людей. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его  изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее  строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие.  Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в  районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры.  Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и  внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и  равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности  жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной  деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа. Атмосфера ­ воздушная оболочка земли. Атмосфера. Состав атмосферы, ее структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.  Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и  годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с  высотой. Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды,  условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных  осадков на жизнь и деятельность человека. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и  сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их  формирования и свойства. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и  инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов.  Посторенние графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение  преобладающих типов погод за период наблюдения. Решение практических задач на  определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха.  Чтение карт погоды. Прогноз погоды. Климат и климатические пояса. Человек и атмосфера. Стихийные природные явления в атмосфере, их характеристик и  правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.  Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в  экстремальных климатических условиях. Гидросфера – водная оболочка Земли. Вода на земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического  положение морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль  Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы  океана их хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники  загрязнения вод океана, меры по сохранению качества воды и органического мира. Воды суши. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек.  Озера, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического  положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных  бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их  рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.  Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники ­ главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники,  многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную  деятельность. Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с  ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и  опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними,  правила обеспечение личной безопасности. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых  организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов  природы. Приспособления живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот.  Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном  мире. Влияние человека на биосферу. Охрана животного и растительного мира Земли.  Наблюдение за растительным и животным миром как способ определения качества  окружающей среды. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы( условия)  почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почвы, пути его повышения.  Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв. Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической  оболочки, взаимосвязи между ее составными частями территориальные комплексы:  природные, природно­антропогенные. Географическая оболочка­ крупнейший природный  комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.  Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека  в разных природных зонах. Географичес4кая оболочка как окружающая человека среда Раздел 3. Население Земли. Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы.  Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью  выявления регионов проживания представителей различных рас. Численность населения Земли, ее изменение во времени. Современная численность  населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения  численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности  Земли. Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный  прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние  величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность  жизни. Миграции. Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность  населения и ее изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность  размещения населения мира. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных  природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний  облик людей, жилище, одежду, орудия труда, пищу. Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта  народов мира. Мировые и национальные религии, их география. Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе.  Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география. Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и  сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в  хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации. Раздел 4. Материки, океаны и страны. Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки  и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное  положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие  факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли.  Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера. Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод  Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их  факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные  ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности  человека. Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение  Северного Ледовитого , Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы. Историко­культурные районы мира памятники природного и культурного наследия  человечеств. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная  географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население,  особенности природы и хозяйства, памятники культуры География России. Раздел 5. Особенности географического положения России. Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического  положения Росси и его сравнение с географическим положением других государств.  Географическое положение России как фактор развития ее хозяйства. Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и  сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф  и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное декретное, летнее время: роль в  хозяйстве и жизни людей определение поясного времени для разных городов России. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение  государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных  исторических этапах. Современное административно­территориальное устройство страны. Федеративное  устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие.  Федеральные округа. Радел 6. Природа России. Природные условия и ресурсы России. Природные условия и ресурсы. Природно­ ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального  использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы группировка отраслей по их  связи с природными ресурсами. Сравнение природно­ресурсного капитала различных  районов России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры и территории России. Особенности геологического строения  Росси: основные тектонически структуры. Основные формы рельефа и особенности их  распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим  строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные  процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и  вулканизма. Древнее и современное оледенение. Стихийны природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа по влияние деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его  современного развития на примере своего региона и своей местности. Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние  географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс.  Определение по картам закономерностей распределения солнечно радиации, средних  температур января и июля, годового количества осадков испаряемости по территории  страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровья. Способы адаптации человека к  разнообразным климатическим условиям на территории сраны. Климат и хозяйственная  деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов  страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Опасные и неблагоприятные климатически явления. Методы изучения и прогнозирования  климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона. Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории сраны. Распределение  рек п бассейнам океанов главные речные системы России. Выявление зависимости между  режимом, характером течение рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления связанные с волами (паводки, наводнения, лавинами, сели), их  предупреждение. Роль рек в жизни населения и развития хозяйства России. Составление  характеристики карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного  использования. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя  мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанные с  ними опасных природных явлений на территории страны. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути  сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных  регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Почва и почвенные ресурсы. Почва­ особый компонент природы. Факторы развития почв.  Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв  на территории России. Почва­ национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их  хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель,  борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности,  выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов  природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по  охране растительного и животного мир. Растительный и животный мир своего региона и  своей местности. Природно­хозяйственные зоны. Природно­хозяйственные зоны России: взаимосвязь и  взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и  лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и  карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных  зонах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. заповедники. Высотная  поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного  природного наследия. Раздел 7. Население России Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими  государствами. Особенности воспроизводства российского населения на  рубеже XX и XXI вв. основные показатели, характеризующие население страны и ее  отдельные территории. Прогнозирование изменений численности населения России и ее  отдельных территорий. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного  состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая  продолжительность жизни мужского и женского населения России. Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов Росси. Определение по картам  особенностей размещения народов России, сопоставление с политико­административным  делением РФ. Использование географических знаний для анализа и территориальных  аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий. Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения  населения: их обусловленность природными, историческими и социально­экономическими  факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие  города и городски агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские  поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского  населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в  размещении населения России. Миграции населения России. Направления и типы миграций на территории страны.  Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах  развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного  прироста отдельных территорий России. Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и  экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне  жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения. Раздел 8. Хозяйство России. Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и  территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития.  Экономико­географическое положение России как фактор развития ее хозяйства. Анализ  экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение  производственного капитала по территории сраны. Общие особенности географии хозяйства  России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы.  Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и  отрасли. Топливно­энергетический комплекс(ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве.  Нефтяная, газовая. Угольная промышленность: география основных современных и  перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы  электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.  ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и  угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения  машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и  центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов  размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия:  факторы размещения предприятий. География металлургии черных, легких и тяжелых  цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и окружающая среда. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйств. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы.  Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения  предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие  комплексы. Лесная промышленность и окружающая среда. Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные  ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство:  география основных отраслей. Определение п картам и эколого­климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов  животноводства. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей:  основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Легкая  промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий.  География важнейших отраслей: основные районы и центры. Легкая промышленность и  охрана окружающей среды. Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав место и значение в хозяйстве.  Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов  транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные  узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в  хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические  различия в уровне развития и качества жизни населения. Раздел 9. Районы России. Природно­хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно­ хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России. Крупные регионы и районы России. Регионы России: Западный и восточный. Районы России: Европейский Север, Центральная Россия. Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положение,  его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое  строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально­экономическом развитии страны. География  важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.  Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем  района, региона. Внутренние природно­хозяйственные различия. Сравнение географического  положения регионов и районов, его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство.  Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ  взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона. Раздел 10. Россия в современном мире. Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с  другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России. Тематическое планирование 5 класс (35 ч; из них 2 ч – резервное время:1ч ­экскурсия; 1ч – итоговая к\р) №п\п Тема  1 2 3 4 5 Развитие географических знаний о Земле. Земля — планета Солнечной системы.  План и карта. Человек на Земле. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Кол­во часов 5 4 10 4 10 6 класс (35 ч; из них 2 ч – резервное время:1ч ­введение; 1ч – итоговая к\р) Тема  Гидросфера — водная оболочка Земли. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Биосфера — живая оболочка Земли. Географическая оболочка Земли. 7 класс (70 ч; из них 1 ч — итоговая к\р). Тема  Источники географической информации. Население Земли. Природа Земли. Природные комплексы и регионы. Материки и страны. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (8–9 КЛАССЫ) 8 класс (72 ч; из них 1 ч — итоговая к\р). Тема   Россия в мире. Россияне. Природа России.  Природно­хозяйственные зоны. Хозяйство России. 9 класс (68 ч). Тема   Регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.  Россия в современном мире. Кол­во часов 12 11 4 6 Кол­во часов 3 5 16 7 38 Кол­во часов 6 11 20 6 28 Кол­во часов 13 35 16 4 №п\п 1 2 3 4 №п\п 1 2 3 4 5 №п\п 1 2 3 4 5 №п\п 1 2 3 4

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)

Рабочая программа по географии (5-9 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2017