Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
5 кл—9 кл
25.02.2018
Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС
Программа учебного предмета «География» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Цель учебного предмета: познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину. Задачи учебного предмета: формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального); познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития России и мира; понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современном политической, экономической и социальной жизни России и мира; понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально- экономическими и экологическими факторами; глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости; формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой; формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Изучение любого модуля рабочей программы учебного предмета «География» включает: 1. Формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира; 2. Познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально – экономических и других процессов, происходящих в географической среде; 3. Развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально – экономическими факторами;
рабочая программа по географии 5-9 класс ФГОС.docx
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» 0 Рабочая программа по учебному предмету «География»  5­9 классы                                          Составитель: Кравченко Н. П.   Учитель биологии                            Рассмотрено на педсовете                             Протокол №1 от 18.08.2016                                                              Утверждено                               Приказ № 155 от 18. 08. 2016 Директор школы ____________С. Е. Шимина 1 Кемерово, 2016 Содержание 1 Пояснительная записка……………………………………….   стр.  2 2 Планируемые результаты освоения курса………………. ….  стр.   4   3 Содержание курса……………………………………………… стр.  11 4 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых  на освоение каждой темы……………………………………… стр.  48 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «География» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования.   Цель учебного предмета: познание многообразия современного  географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и  представлять его географическую картину.  Задачи учебного предмета:  формирование системы географических знаний как элемента научной  картины мира;   познание на конкретных примерах многообразия современной  географической среды на разных уровнях (от локального до  глобального);   познание характера и динамики главных природных, экологических,  экономических, социальных, геополитических и иных процессов,  происходящих в географическом пространстве России и мира;   понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества  на современном этапе его развития, значения охраны окружающей  среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии  устойчивого развития России и мира;  понимание сущности и динамики глобальных и региональных   изменений, происходящих в современном политической, экономической и социальной жизни России и мира;   понимание закономерностей размещения населения и территориальной  организации хозяйства в соответствии с природными, социально­ 3 экономическими и экологическими факторами; глубокое и  всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое  положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности  природопользования и их взаимозависимости;   формирование у школьников познавательного интереса к географии и  ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;   формирование умений и навыков безопасного и экологически  грамотного поведения в окружающей среде. Изучение   любого   модуля   рабочей   программы   учебного     предмета «География»  включает: 1. Формирование системы географических знаний как составной части  научной картины мира; 2. Познание сущности и динамики основных природных, экологических,  социально – экономических и других процессов, происходящих в  географической среде; 3. Развитие понимания закономерностей размещения населения и  территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально –  экономическими факторами; 4. Развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и  общества, значения охраны окружающей среды и рационального  природопользования; 5. Раскрытие на основе историко – географического подхода изменения  политической карты, практики природопользования, процесса нарастания  экологических проблем; 6. Формирование эмоционально – ценностного отношения к географической  среде и экологически целесообразного поведения в ней; 4 7. Развитие картографической грамотности посредством работы с картами  разнообразного содержания и масштаба, изучения способов изображения  географических объектов и явлений,  применяемых на этих картах; 8. Развитие практических географических умений извлекать информацию из  различных источников знаний, составлять по ним комплексные  страноведческие описания и характеристики территории; Планируемые результаты освоения курса 5 класс Ученик научится: • использовать различные источники географической информации  (картографические, статистические, текстовые, видео­ и фотоизображения,  компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации,  необходимой для решения учебных и практико­ориентированных задач; • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую инфор­мацию; • находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе  инструментальных) зависимости и закономерности; • определять и сравнивать качественные и количественные показатели,  характеризующие географические объекты, процессы и явления, их  положение в пространстве по географическим картам разного содержания; • выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками  географической информации содержащуюся в них противоречивую  информацию; • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с  использованием разных источников географической информации; • представлять в различных формах географическую информацию,  необходимую для решения учебных и практико­ориентированных задач. 5 Ученик получит возможность научиться: • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и  современных навигационных приборов; • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и  географические карты; • строить простые планы местности; • создавать простейшие географические карты различного содержания; • моделировать географические объекты и явления при помощи  компьютерных программ. Ученик научится: 6 класс • различать изученные географические объекты, процессы и явления,  сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных  характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; • использовать знания о географических законах и закономерностях, о  взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и  явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических  различий; • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и  относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов  природы в разных географических условиях с точки зрения концепции  устойчивого развития. Ученик получит возможность научиться: • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для  сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и  окружающей среде; 6 • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально­экономических и геоэкологических проблем человечества;  примеры практического использования географических знаний в различных  областях деятельности; • воспринимать и критически оценивать информацию географического  содержания в научно­популярной литературе и СМИ; • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических  явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать  выступление презентацией. • приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования  знаний о населении в решении социально­экономических и геоэкологических  проблем человечества, стран и регионов; • самостоятельно проводить по разным источникам информации  исследование, связанное с изучением населения. Ученик научится: 7 класс • различать географические процессы и явления, определяющие особенности  природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; • различать изученные демографические процессы и явления,  характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных  регионов и стран; • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран; • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими  процессами и явлениями для объяснения их географических различий; • проводить расчёты демографических показателей; • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной  культуры регионов и отдельных стран; 7 • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах  отдельных территорий; • описывать на карте положение и взаиморасположение географических  объектов; • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников  информации, сопровождать выступление презентацией. Ученик получит возможность научиться: • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,  происходящих в географической оболочке; • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений  климата для отдельных регионов и стран; • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных  территорий в связи с природными и социально­экономическими факторами. Ученик научится: 8 класс • различать принципы выделения и устанавливать соотношения между  государственной территорией и исключительной экономической зоной  России; • оценивать воздействие географического положения России и её отдельных  частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность  населения; • использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем  времени для решения практико­ориентированных задач по определению  различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни; 8 различать географические процессы и явления, определяющие особенности  природы страны и отдельных регионов; • сравнивать особенности природы отдельных регионов страны; • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах  отдельных территорий; • описывать положение на карте и взаиморасположение географических  объектов; • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны; • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами  отдельных территорий России; • различать демографические процессы и явления, характеризующие  динамику численности населения России, отдельных регионов и стран; • анализировать факторы, определяющие динамику населения России,  половозрастную структуру, особенности размещения населения по  территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и  уровне жизни населения; • сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по  этническому, языковому и религиозному составу; • объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и  размещения населения России и её отдельных регионов; • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях  повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных  демографических и социальных процессов или закономерностей; • использовать знания о естественном и механическом движении населения,  половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском  населении, этническом и религиозном составе для решения практико­ ориентированных задач в контексте реальной жизни. Ученик получит возможность научиться: 9 • оценивать возможные в будущем изменения географического положения  России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной  коммуникационной системы. • оценивать возможные последствия изменений климата отдельных  территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата; • делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в  результате изменения их компонентов. • выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об  изменении численности населения России, его половозрастной структуры,  развитии человеческого капитала; • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику. Ученик научится: 9 класс • объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических  районов страны; • сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных  регионов страны; • оценивать районы России с точки зрения особенностей природных,  социально­экономических, техногенных и экологических факторов и  процессов; • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней  продолжительности жизни, качества населения России с мировыми  показателями и показателями других стран; • создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях  компонентов природы России на основе нескольких источников информации,  сопровождать выступление презентацией. 10 • различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную  структуру хозяйства; • анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных  предприятий по территории страны; • объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства  России; • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях  размещения отраслей экономики России для решения  практикоориентированных задач в контексте реальной жизни. • оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. Ученик получит возможность научиться: • составлять комплексные географические характеристики районов разного  ранга; • самостоятельно проводить по разным источникам информации  исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства  географических районов и их частей; • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических  особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких  источников информации, сопровождать выступление презентацией; • оценивать социально­экономическое положение и перспективы развития  регионов; • выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации  природных, социально­экономических, геоэкологических явлений и  процессов на территории России. 11 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс Раздел Содержание № п/п 1 Что изучает география   Химия.  Науки   о   природе.   География. Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек  Астрономия. на   Земле. Физика.   Биология. Экология.  География —   наука   о   Земле. Физическая   и   социально­экономическая география —   два   основных   раздела географии. Методы   географических   исследований. 2 Как люди открывали Землю 3 Земля во Вселенной 12 Географическое описание. Картографический метод.   Сравнительно­географический   метод. Аэрокосмический   метод.   Статистический метод.   географические Географические   открытия   древности   и Средневековья.  Плавания   финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.   открытия. Важнейшие Открытие   Америки.   Первое   кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия   русских   путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Практикумы: 1.   Как   люди   открывали   Землю. Работа   с контурной картой 2.   Самостоятельная   подготовка   презентации «Десять великих путешественников» такое Что   Как   древние   люди   представляли   себе Вселенную.    Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления   древнегреческих   ученых   о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.  Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение   Вселенной   Галилео   Галилеем. Современные   представления   о   строении Вселенной.  Соседи   Солнца.  Планеты   земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты­гиганты и маленький  Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды.   Кометы.   Метеоры. Метеориты. Созвездия. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Уникальная планета — Земля.  Земля — планета   жизни:   благоприятная   температура, наличие воды и воздуха, почвы. 13   отечественных Современные   исследования   космоса. ученых Вклад К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики.   Первый   космонавт   Земли — Ю. А. Гагарин.   4 Виды изображений  поверхности Земли Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта.  Ориентирование.  Компас. Ориентирование   по   Солнцу.   Ориентирование по   звездам.   Ориентирование   по   местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Практикумы: 1. Изучение работы компаса 2 . Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.  5 Природа Земли Как   возникла   Земля.  Гипотезы   П. Лапласа, Ж. Бюффона, Дж. Джинса,   О. Ю. Шмидта.   Современные   И. Канта, представления   о   возникновении   Солнца   и планет. Внутреннее   строение   Земли.  Что   у Земли   внутри?   Горные   породы   и   минералы. Движение земной коры. Землетрясения   и   вулканы. Землетрясения. беспокойной земли и огнедышащих гор.   Вулканы.   В   царстве Путешествие   по   материкам.  Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. 14 Австралия. Антарктида. Вода   на   Земле.  Состав   гидросферы. Мировой   океан.   Воды   суши.   Вода   в атмосфере. Воздушная   одежда   Земли.  Состав атмосферы.   Движение   воздуха. Явления   в   атмосфере.   Погода.   Климат.   Облака. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли.  Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва — особое природное тело. Почва, ее   состав   и   свойства.   Образование   почвы. Значение почвы. Человек   и   природа.  Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? № п/п Введение 6 класс Раздел Содержание Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география. Земля –  планета Солнечной системы. 1 Виды изображений  поверхности Земли Понятие о плане местности. Что такое  план местности? Условные знаки. Масштаб. Зачем нужен масштаб?  Численный и именованный масштабы.  Линейный масштаб. Выбор масштаба. Стороны горизонта. Ориентирование.  Стороны горизонта. Способы ориентирования  на местности. Азимут. Определение  направлений по плану. 15 Изображение на плане неровностей  земной поверхности. Рельеф. Относительная высота.  Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы).  Профиль местности. Составление простейших планов  местности. Глазомерная съемка. Полярная  съемка. Маршрутная съемка. Практикумы: 1. Изображение здания школы в масштабе.  2. Определение направлений и азимутов по  плану местности.  3. Составление плана местности методом  маршрутной съемки. Форма и размеры Земли. Форма Земли.  Размеры Земли. Глобус— модель земного  шара. Географическая карта. Географическая  карта — изображение Земли на плоскости.  Виды географических карт. Значение  географических карт. Современные  географические карты. Градусная сеть на глобусе и картах.  Меридианы и параллели. Градусная сеть на  глобусе и картах. Географическая широта.  Географическая широта. Определение  географической широты. Географическая  долгота. Географические координаты.  Географическая долгота. Определение  географической долготы. Географические  координаты. Изображение на физических картах  высот и глубин. Изображение на физических картах высот и  глубин отдельных точек. Шкала высот и  глубин. Практикум:  1. Определение географических координат  объектов и объектов по их географическим  координатам. Земля и ее внутреннее строение.  2 Строение Земли. Земные оболочки 16 Внутреннее строение Земли. Земная кора.  Изучение земной коры человеком. Из чего  состоит земная кора? Магматические горные  порода. Осадочные горные породы.  Метаморфические горные породы. Движения земной коры. Вулканизм.  Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие  источники и гейзеры. Медленные  вертикальные движения земной коры. Виды  залегания горных пород. Рельеф суши. Горы. Рельеф гор.  Различие гор по высоте. Изменение гор во  времени. Человек в горах. Равнины суши. Рельеф равнин. Различие  равнин по высоте. Изменение равнин по  времени. Человек на равнинах. Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового  океана. Подводная окраина материков.  Переходная зона. Ложе океана. Процессы,  образующие рельеф дна Мирового океана. Практикум:  1. Составление описания форм рельефа. Вода на Земле. Что такое гидросфера?  Мировой круговорот воды. Части Мирового океана. Свойства вод  океана. Что такое Мировой океан? Океаны.  Моря, заливы и проливы. Свойства  океанической воды. Соленость. Температура. Движение воды в океане. Ветровые  волны. Цунами. Приливы и отливы.  Океанические течения. Подземные воды. Образование  подземных вод. Грунтовые и межпластовые  воды. Использование и охрана подземных вод. Реки. Что такое река? Бассейн реки и  водораздел. Питание и режим реки. Реки  равнинные и горные. Пороги и водопады.  Каналы. Использование и охрана рек. Озера. Что такое озеро? Озерные  котловины. Вода в озере. Водохранилища. Ледники. Как образуются ледники? 17 Горные ледники. Покровные ледники.  Многолетняя мерзлота. Практикум:  1. Составление описания внутренних вод.  Атмосфера: строение, значение,  изучение. Атмосфера — воздушная оболочка  Земли. Строение атмосферы. Значение  атмосферы. Изучение атмосферы. Температура воздуха. Как нагревается  воздух? Измерение температуры воздуха.  Суточный ход температуры воздуха. Средние  суточные температуры воздуха. Средняя  месячная температура. Средние многолетние  температуры воздуха. Годовой ход  температуры воздуха. Причина изменения  температуры воздуха в течение года. Атмосферное давление. Ветер. Понятие  об атмосферном давлении. Измерение  атмосферного давления. Изменение  атмосферного давления. Как возникает ветер?  Виды ветров. Как определить направление и  силу ветра? Значение ветра. Водяной пар в атмосфере. Облака и  атмосферные осадки.  Воздух, насыщенный и не насыщенный  водяным паром. Относительная влажность.  Туман и облака. Виды атмосферных осадков.  Измерение количества атмосферных осадков.  Причины, влияющие на количество осадков. Погода и климат. Что такое погода?  Причины изменения погоды. Прогноз погоды.  Что такое климат? Характеристика климата.  Влияние климата на природу и жизнь  человека. Причины, влияющие на климат.  Изменение освещения и нагрева поверхности  Земли в течение года. Зависимость климата от  близости морей и океанов и направления  господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость  климата от высоты местности над уровнем  моря и рельефа. 18 Практикумы:  1. Построение графика хода температуры и  вычисление средней температуры.  2. Построение розы ветров. 3. Построение диаграммы количества осадков  по многолетним данным. Разнообразие и распространение организмов  на Земле. Распространение организмов на  Земле. Широтная зональность. Высотная  поясность. Распространение организмов в  Мировом океане. Многообразие организмов в  морях и океанах. Изменение состава  организмов с глубиной. Влияние морских  организмов на атмосферу. Природный комплекс. Воздействие  организмов на земные оболочки. Почва.  Взаимосвязь организмов. Природный  комплекс. Географическая оболочка и  биосфера. Практикум:  1. Составление характеристики природного  комплекса (ПК). Человечество – единый биологический вид.  Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа.  Влияние природы на жизнь и здоровье  человека. Стихийные природные явления 3 Природа и население своей  местности № п/п Введение 7 класс Раздел Содержание Что изучают в курсе. Возрастающая  зависимость состояния природы материков и  океанов от деятельности человека.  Практическое значение географических  знаний. Многообразие источников  географической информации.  Практикум:  1. Группировка карт учебника и атласа по  признакам 1 Главные особенности природы  Земли 19 Место Земли в Солнечной системе, ее  возраст, гипотезы происхождения. Гипотезы происхождения и теории  эволюции литосферы. Сейсмические пояса  Земли. Геологическое время. Карта строения  земной коры. Рельеф земной поверхности. Закономерности  размещения крупных форм рельефа.  Природные катастрофы, происходящие в  литосфере. Практикум: 1.  Описание по карте рельефа одного из  материков Гипотезы происхождения атмосферы.  Пояса освещенности и тепловые пояса.  Распределение температуры воздуха,  атмосферного давления и осадков на Земле.  Климатическая карта. Воздушные массы.  Открытие общей циркуляции атмосферы (А.  И. Воейков). Климатообразующие факторы.  Климатические пояса и области. Опасные  природные явления в атмосфере. Практикум: 1. Характеристика климата по климатическим  картам 2. Сравнительное описание основных  показателей климата Мировой океан — главная часть  гидросферы. Гипотезы происхождения  гидросферы. Единство вод Земли. Свойства  вод Мирового океана. Водные массы. Система  поверхностных течений в океане. Льды.  Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши: поверхностные (великие   Гипотезы возникновения жизни на  речные системы мира, ледники на Земле,  многообразие озер); подземные воды.     Земле. Пути расселения по Земле растений,  человека и животных. Значение связей живого  и неживого вещества. Строение и свойства географической  оболочки. Круговорот веществ и энергии. 2 Население Земли   3 Материки и океаны 20 Природные комплексы, их строение и  разнообразие. Природная зона.  Географическая зональность. Вертикальная  поясность. Карта природных зон. Численность населения. Размещение  населения по материкам, климатическим  поясам, природным зонам. Распределение  населения по удаленности от океана. Карта  народов и плотности населения. Миграции  населения. Основные этносы. Основные  религии.    Основные виды хозяйственной  деятельности. Страны мира, их группировка  по различным признакам. Практикум: 1.Обозначение на контурной карте ареалов  высокой плотности населения, направлений  миграций людей в прошлом и современные  перемещения.  Тихий, Индийский, Атлантический,  Северный Ледовитый океаны. Географическое положение. Краткая история исследования  каждого из океанов. Особенности природы,  виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов. Практикумы: 1. Изображение на контурных картах  шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов  научных, производственных, рекреационных  экспедиций по акваториям одного океана 2. Описание особенностей географического  положения одного из крупных островов Особенности географического  положения южных материков. Общие черты  рельефа, климата, внутренних вод. Общие  особенности расположения природных зон.  Почвенная карта. Географическое положение, размеры,  очертания и омывающие континент моря и  океаны. История исследования материка.  Особенности природы. Преобладание равнин;  горы и нагорья. Формирование рельефа под 21 влиянием внутренних и внешних процессов.  Размещение месторождений полезных  ископаемых.  Факторы формирования климата  материка. Климатические пояса и типичные  для них погоды. Внутренние воды, их  зависимость от рельефа и климата, природные  зоны. Характерные представители  растительного и животного мира, почвы  природных зон материка. Заповедники  Африки. Природные богатства Африки и их  использование. Стихийные природные  явления.         1. Определение географических координат  крайних точек, протяженности материка с  севера на юг в градусной мере и километрах.  Обучение определению географического  положения материка.  2. Обозначение на контурной карте крупных  форм рельефа и месторождений полезных  ископаемых. 3. Определение причин разнообразия  природных зон материка.  Практикумы: Народы и страны. Гипотеза об  африканском происхождении человека.  Разнообразие расового и этнического состава  населения материка. Размещение населения в  связи с историей заселения и природными  условиями. Колониальное прошлое Африки.  Современная политическая карта. Деление  Африки на крупные регионы: Северная  Африка (Египет, Алжир), Центральная  Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка  (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР).  Состав территории и страны региона. Общие  черты и особенности природы и природных  богатств регионов; влияние на природу  региона прилегающих частей океанов. Черты  различий между странами, входящими в  регион. Главные особенности населения: язык, 22 быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные  промыслы; религия. Основные виды хозяйственной  деятельности по использованию природных  богатств суши и прилегающих акваторий.  Культурные растения и домашние животные.  Изменение природы материка под влиянием  человека. Крупные города, столицы, культурно­ исторические центры стран региона. Австралия. Географическое положение,  размеры, очертания и омывающие континент  моря и океаны. История открытия и  исследования Австралии. Особенности компонентов природы  Австралии (рельеф, климат, внутренние воды,  растительный и животный мир). Природные  зоны материка, их размещение в зависимости  от климата. Природные богатства. Изменения  природы человеком и современные  ландшафты. Меры по охране природы на  континенте. Население Австралии. Особенности  духовной и материальной культуры  аборигенов и англоавстралийцев. Австралия  — страна, занимающая весь континент. Виды  хозяйственной деятельности и их различия в  крупных регионах страны (в Северной,  Центральной, Западной и Восточной  Австралии). Столица и крупные города. Практикум: 1. Сравнение географического положения  Австралии и Африки. Географическое положение. Из истории  открытия и исследования Океании.  Особенности природы в зависимости от  происхождения островов и их  географического положения. Заселение  Океании человеком и изменение им природы  островов. Современные народы и страны  Океании. 23 Географическое положение, размеры,  очертания и омывающие континент моря и  океаны. История открытия и исследования  материка. Особенности природы: строение поверхности,  закономерности размещения крупных форм  рельефа в зависимости от строения земной  коры. Размещение месторождений полезных  ископаемых.  Климат и факторы его формирования.  Климатические пояса и типичные погоды.  Внутренние воды. Своеобразие органического мира  континента. Проявление на материке  широтной зональности. Природные зоны,  характерные представители растительного и  животного мира, почвы природных зон.  Высотная зональность в Андах. Степень  изменения природы человеком. Заповедники  Южной Америки. Стихийные природные  явления на континенте. Природные богатства  и их использование в хозяйственной  деятельности населения. Практикумы:  1. Определение черт сходства и различий в  ГП Африки и Южной Америки.  2. Обозначение на к/карте крупных форм  рельефа Южной Америки.  3. Сравнительное описание крупных речных  систем Южной Америки и Африки.  Оценивание возможностей и трудностей  хозяйственного освоения бассейнов этих рек. Народы и страны. История заселения  материка. Коренное и пришлое население.  Сложность и разнообразие расового и  этнического состава населения континента.  Размещение населения в связи с историей  заселения и природными условиями.  Колониальное прошлое материка и  современная политическая карта. Деление  Южной Америки на крупные регионы —  Восточную часть и Андийскую область. 24 Путешествие по крупным странам  каждого из регионов. Особенности  географического положения стран (Бразилии,  Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии,  Чили), их природы и природных богатств,  особенности материальной и духовной  культуры населения стран, основных видов  хозяйственной деятельности. Культурные  растения и домашние животные. Крупные города, столицы, культурно­ исторические центры стран Южной Америки. Антарктида. Из истории открытия и  исследования материка. Своеобразие природы  ледяного континента. Современные  исследования материка. Практикум: 1. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого  океана в различных областях человеческой  деятельности. Особенности географического  положения северных материков. Общие черты  рельефа, климата, внутренних вод. Общие  особенности расположения природных зон.  Почвенная карта.      Географическое положение, размеры,  очертания и омывающие континент океаны.  Открытие и исследование материка. Особенности природы: строение рельефа в  связи с историей его формирования,  закономерности размещения полезных  ископаемых; климатообразующие факторы,  климатические пояса и типичные для них  погоды; внутренние воды; особенности  проявлений зональности на материке;  основные черты природы зон тундры, тайги,  смешанных и широколиственных лесов,  степей. Уникальные природные ландшафты  материка. Заповедники и национальные парки. Природные богатства материка,  использование их человеком. Изменение 25 природы в результате хозяйственной  деятельности. Практикум: 1.  Сравнение климата отдельных частей  материка, расположенных в одном  климатическом поясе, оценка климатических  условий для жизни и хозяйственной  деятельности населения. Народы и страны. Этапы заселения  континента. Основные этносы. Размещение  населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование  политической карты, страны Северной  Америки. Краткая характеристика стран  Англосаксонской (Канада и США) и  Латинской Америки (Мексика и страны  Карибского бассейна). Крупные города,  столицы. Практикум: 2.  Составление описания путешествия по  одной из стран континента с определением  особенностей природы населения, его  хозяйственной деятельности. Географическое положение материка,  его размеры и очертания. Океаны и моря у  берегов континента, их влияние на природу  величайшего массива суши. Отечественные  имена на карте Евразии. Особенности природы: этапы  формирования рельефа; горы, нагорья,  равнины, размещение месторождений  полезных ископаемых; климатообразующие  факторы, разнообразие климатов,  климатические пояса и области; внутренние  воды и распределение их по территории  материка в зависимости от рельефа и климата. Проявление на материке широтной и  высотной зональности. Особенности природы  континента. Изменение природы материка в  результате хозяйственной деятельности.  Современные ландшафты. Крупнейшие 26 заповедники. Практикумы:  1. Сравнение климата Евразии с климатом  Северной Америки; определение типов  климата Евразии по климатограмам,  оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.  2. Сравнение природных зон по 40­й  параллели в Евразии и Северной Америке,  выявление черт сходства и различия в  чередовании зон, в степени их антропогенного  изменения. Народы и страны. Евразия (наряду с  Африкой) — родина человека; расселение его  по континенту. Расовый и этнический состав  населения. Крупнейшие этносы Евразии.  Неравномерность размещения населения:  исторические и природные причины,  обусловливающие ее. Этапы формирования  политической карты Евразии. Современная  политическая карта материка. Крупные регионы Евразии. Состав  территории и страны региона. Общие черты  природы и природных богатств региона и  отдельных стран, входящих в его состав.  Черты различий между странами. Главные  особенности населения: язык, быт (тип  жилища, национальная одежда, пища,  традиции народов, обычаи, обряды). Ценности  духовной культуры. Основные виды хозяйственной деятельности  по использованию природных богатств суши и  прилегающих акваторий. Территории с  опасной экологической ситуацией.  Культурные растения и домашние животные. Крупные города, их географическое  положение. Зарубежная Европа. Северная Европа.  Характеристика одной из стран. Западная  Европа. Великобритания, Франция, Германия. Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия,  Венгрия и другие страны. Страны Восточной 27 Европы, пограничные с Россией: страны  Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия. Южная Европа. Италия, Испания, Греция. Зарубежная Азия. Юго­Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны  Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан. Центральная Азия. Монголия, Казахстан и  другие страны. Восточная Азия. Китай, Япония. Южная Азия. Индия. Юго­Восточная Азия. Индонезия. Практикумы: 3. Составление «каталога» стран Европы и  Азии, группировка их по различным  признакам.  4. Составление по картам и другим  источникам описания одной из стран  Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.  Географическая оболочка, ее свойства и  строение. Этапы развития географической  оболочки. Роль живых организмов в  формировании природы Земли. Почва как  особое природное образование. Взаимодействие природы и общества.  Значение природных богатств для людей.  Виды природных богатств. Влияние природы  на условия жизни людей. Изменения природы  в планетарном, региональном и локальном  масштабах под воздействием хозяйственной  деятельности людей. Необходимость  международного сотрудничества в  использовании природы и ее охране. Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы. 4 Географическая оболочка — наш дом 8 класс Раздел Содержание Введение.  Что изучает география России.  № п/п 1 Россия на карте мира 2 Природа России 28 Источники географических знаний.  Географическое положение России. Моря,  омывающие берега России. Россия на карте  часовых поясов. Время. Как осваивали и  изучали территорию России. Исследование  территории России в XVIII – XIX вв. и в  советские годы.  Сравнение географического   положения России и положения других  государств. Россия на карте часовых поясов.  Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Практикумы:  1. Характеристика географического  положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.   2. Определение поясного времени для  различных населённых  пунктов России. Геологическая история и геологическое  строение территории России. Устойчивые и  подвижные участки земной коры. Основные  этапы геологической истории формирования  земной коры на территории страны. Основные  тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их  связь со строением литосферы. Горы и  равнины. Влияние внутренних и внешних  процессов на формирование рельефа,  Движение земной коры. Области современного горообразования,   землетрясений  и   вулканизма.   Современные  рельефообразующие процессы и опасные  природные явления. Древнее и современное  оледенения, Стихийные природные явления в  литосфере. Влияние литосферы и рельефа на  другие компоненты природ Человек и  литосфера.  Закономерности размещения  месторождений   полезных   ископаемых.    Минеральные ресурсы страны и проблемы их  рационального: использования. Изменение  рельефа человеком. Влияние литосферы на  жизнь и хозяйственную деятельность человека. Проявление закономерностей в 29 формировании рельефа и его современного  развития на примере своего региона и своей  местности.  Практикум: 1. Объяснение зависимости расположения  крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых от строения земной  коры на примере отдельных территорий. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты,  подстилающей поверхности, циркуляции  воздушных масс. Циклоны и антициклоны.  Закономерности распределения тепла и влаги  на территории страны (средние температуры  января и июля, осадки, испарение,  испаряемость, коэффициент увлажнения).  Сезонность климата. Типы  климатов  России.    Комфортность  (дискомфортность)  климатических условий. Изменение климата  под влиянием естественных факторов. Климат и человек. Влияние климата на  быт человека, его жилище, одежду, способы  передвижения, здоровье.   Опасные  и   неблагоприятные  климатические явления.  Методы изучения и прогнозирования  климатических явлений. Климат своего  региона. Практикумы: 1. Определение по картам закономерностей  распределения солнечной радиации,  радиационного баланса. Выявление  особенностей распределения средних  температур января и июля, годового  количества осадков по территории страны.  2.Оценка основных климатических  показателей одного из регионов страны для  характеристики условий жизни и  хозяйственной деятельности населения Особая роль воды в природе и  хозяйстве. Виды вод  суши на территории  страны. Главные речные системы, 30 водоразделы,   бассейны.   Распределение  рек  по бассейнам океанов. Питание, режим,  расход, годовой сток рек, ледовый режим.  Опасные явления, связанные с водами  (паводки, наводнения, лавины, сели), их  предупреждение. Роль рек в освоении  территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение.  Болота. Подземные воды. Ледники.  Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы и человек.  Неравномерность распределения водных  ресурсов. Рост их потребления и загрязнения.  Пути сохранения качества водных ресурсов.  Внутренние воды и водные ресурсы своего  региона и своей местности. Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник  почвоведения. Почва — национальное  богатство. Факторы образование почв, их  основные типы, свойства, различия в  плодородии. Разнообразие и закономерности  распространения почв. Человек и почва. Почвенные ресурсы  России. Изменение почв в процессе их  хозяйственного использования. Мелиорация  земель и охрана почв: борьба эрозией и  загрязнением. Особенности почв своего  региона и своей местности. Практикум: 1. Выявление условий почвообразования  основных земельных типов почв (количество  тепла, влаги, рельеф, характер  растительности) и оценка их плодородия.  Знакомство с образцами почв своей  местности. Растительный и животный мир России:  видовое разнообразие, факторы,  определяющие его облик. Особенности  растительности и животного мира природных  зон России. Биологические ресурсы, их 3 Население России 3 Хозяйство России 31 рациональное использование. Меры по охране  растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона  и своей местности. Практикум: 1. Составление прогноза изменений  растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов  природного комплекса. Численность населения России. Как  изменялась численность населения, что влияет на численность населения. Мужчины и  женщины. Продолжительность жизни. Народы, языки и религии на территории России.  Городское и сельское население. Размещение  населения России. Миграции населения в  России. Люди и труд. Практикум: 1. Сравнительная характеристика  половозрастного состава России. Оценка хозяйства страны. Как устроено  хозяйство России. Как география изучает  хозяйство. Условия и факторы размещения  предприятий. Территориальная структура  хозяйства. Состав первичного сектора  экономики. Природно – ресурсный потенциал  России. Сельское хозяйство. Земледелие.  Животноводство. Лесное хозяйство. Охота.  Рыбное хозяйство. Географический фактор в  развитии общества № п/п 1 9 класс Раздел Содержание Хозяйство России Топливно­энергетический комплекс:  значение, состав, связь с другими  комплексами, география районов. Топливно­ энергетические ресурсы и топливно­ энергетический баланс.  Современные  проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана 32 окружающей среды. Нефтяная промышленность. Роль нефти  в современном хозяйстве. Место России в  мире по запасам и добыче нефти. География  промышленности. Современные проблемы  промышленности. Газовая промышленность. Роль газа в  современном хозяйстве. Место России в мире  по запасам и добыче газа. География  промышленности. Современные проблемы  промышленности. Угольная промышленность. Виды угля и  способы их добычи. Главные угольные  бассейны, их хозяйственная оценка. Проблемы промышленности. Электроэнергетика. Типы электростанций,  факторы размещения. Крупнейшие  электростанции. Формирование энергосистем.  Влияние электростанций на окружающую  среду. Практикум: 1. Составление характеристики одного из  угольных бассейнов по картам и  статистическим материалам. Электроэнергетика. Виды электростанций Металлургический комплекс: состав,  структура, место в хозяйстве, связь с другими  комплексами. Современные проблемы. Чёрная и цветная металлургия. Типы  металлургических предприятий и факторы  размещения. География комплекса.  Металлургические базы. Экспорт металлов и  его роль в экономике страны. Химико­лесной комплекс: состав,  структура, место в хозяйстве, связь с другими  комплексами. Современные проблемы.  Факторы размещения предприятий, их  изменение под влиянием НТР.  Территориальная организация комплекса.  Комплекс и охрана окружающей среды.  Производство строительных материалов. Машиностроительный комплекс: 33 значение, состав, связь с другими  комплексами, география, факторы  размещения предприятий. Военно­ промышленный комплекс. Практикум: 1. Определение главных районов размещения  отраслей трудоёмкого и металлоёмкого  машиностроения по картам. Агропромышленный комплекс: значение, состав, связь с другими комплексами.  Факторы размещения предприятий АПК.  Земельный фонд, его структура. Земледелие и  животноводство. Лёгкая и пищевая  промышленность.  Проблемы развитии АПК.  АПК и окружающая среда. Практикум: 1.  Определение по картам основных районов  выращивания зерновых и технических культур  2. Определение главных районов  животноводства. Инфраструктурный комплекс: значение,  состав, связь с другими комплексами.  Классификация услуг. Уровень развития  комплекса в России.  Транспорт. Транспортная сеть в России. Виды  транспорта. Важнейшие транспортные пути и  транспортные узлы. Связь. Сфера обслуживания. Состав и  роль в современном хозяйстве. Проблемы  отрасли. Жилищно­коммунальное хозяйство.  Уровень обеспеченности жильём. Рекреационное хозяйство. Значение.  География. Перспективы развития. Инфраструктурный комплекс и  окружающая среда. Общественная география крупных регионов  Варианты районирования.  Экономическое районирование.  Географическое разделение труда.   Районирование в России: принципы, факторы,  2 Третичный сектор экономики – сфера услуг 3 География крупных регионов  России Географическое положение, место и  роль в хозяйстве России. Проблемы  социально­экономического развития. Природа  и природные ресурсы. Население и хозяйство.  Центральная Россия и Европейский Северо – Запад  34 сетки районов. Федеральные округа.  Проблемы районирования. Практикум: 1.  Моделирование вариантов нового  районирования России.  Западный макрорегион ­ Европейская Россия  Центральная Россия. Состав района.  Географическое положение. Особенности  населения. Городские агломерации. Трудовые  ресурсы. Высокий уровень территориальной  концентрации науки, обрабатывающей  промышленности и развития сферы услуг.  Отрасли промышленности. АПК. Внутри  региональные различия. Проблемы региона. Районы Центральной России. Москва­столица  России, её проблемы. Географические особенности областей  Центрального района. Старинные промыслы.  Древние города. Волго­Вятский и Центрально­ Черноземный район. Северо­Западная Россия. Состав,  географическое положение на разных этапах  развития. Роль Санкт­Петербурга в развитии  района. Отрасли хозяйства. Проблемы района.  Свободная экономическая зона «Янтарь».  Европейский Север  Европейский Север. Состав района.  Географическое и геополитическое  положение. Природные ресурсы. Особенности  рельефа, климата, внутренних вод.  Особенности населения. Причины оттока  населения. Хозяйство района. Роль морского  транспорта. Северный морской путь.  Проблемы региона. Практикум: 35 1. Выявление и анализ условий для развития  рекреационного хозяйства Европейского  Севера.  Европейский Юг – Северный Кавказ  Европейский Юг – Северный Кавказ.  Состав района. Географическое и  геополитическое положение. Природные  ресурсы. Особенности населения. Традиции и  культура. Хозяйство района. АПК.  Рекреационное хозяйство района.  Современные проблемы района.  Поволжье  Поволжье. Состав района.  Географическое положение. Роль Волги.  Ресурсы района. Особенности населения.  Сочетание религий. Хозяйство района. АПК.  Экологические и водные проблемы.  Урал  Урал. Границы и состав Урала при  разных видах районирования. Географическое  положение Урала. Различия по  геологическому строению и полезным  ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья.  Разнообразные минерально­сырьевые ресурсы  и проблема их истощения. Дефицит водных  ресурсов и его причины. Особенности климата Урала. География и проблемы современного  хозяйства. Проблемы населения и трудовых  ресурсов. Реконструкция уральской  промышленности. Развитие сельского  хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные  и экологические проблемы региона.   Восточный макрорегион ­ Азиатская Россия  Общая характеристика. Географическое  положение. Большая площадь территории и  малая степень изученности и освоенности,  слабая заселенность. Разнообразие природных  условий. Богатство природными ресурсами.  Слабое развитие перерабатывающих отраслей.  Трудности организации производства и жизни 36 населения в экстремальных условиях. Западная Сибирь. Состав района.  Географическое положение. Оценка  природных условий для жизни и быта  человека. Хозяйство. Нефтегазохимический комплекс  — основа хозяйства района. Особенности его  структуры и размещения. Крупнейшие  российские нефтяные и газовые компании.  Система трубопроводов. Основные  направления транспортировки нефти и газа.  Угольная промышленность. АПК: освоение  территории, сельскохозяйственные районы и  их специализация. Основные виды транспорта. Современные проблемы и перспективы  развития ведущих отраслей хозяйства. Восточная Сибирь. Состав района.    Географическое положение. Минеральные  ресурсы. Коренные народы, особенности их  жизни и быта, проблемы. Экономика Восточной Сибири. Великие  сибирские реки. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Другие  промыслы в регионе. Несоответствие между  природными богатствами и людскими  ресурсами, пути его решения.  Хозяйство. Топливно­энергетический  комплекс. Перспективы развития  промышленности.  Дальний Восток. Состав района.  Особенности географического и  геополитического положения. Этапы освоения территории. Несоответствие площади  территории и численности населения.  Неравномерность размещения населения.  Миграции, потребность в трудовых ресурсах.  Отрасль специализации района — добыча и  обогащение руд цветных металлов.  Месторождения нефти и газа на Сахалине и  шельфе. Гидроресурсы и ГЭС. Хозяйство. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства 37 на востоке региона. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли  военно­промышленного комплекса.  Транспортная сеть Дальнего Востока.  Агропромышленный комплекс. Дальний  Восток в системе Азиатско­Тихоокеанского  региона. Интеграция со странами АТР.  Проблемы свободных экономических зон.  Основные экономические, социальные и  экологические проблемы региона. Практикум:  1. Сравнение географического положения  Западной и Восточной Сибири Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс Раздел, тема Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Раздел 1. Что изучает география Мир, в котором мы живем Науки о природе География – наука о земле Методы географических исследований Контроль знаний по разделу «Что изучает география» Раздел 2. Как люди открывали Землю Географические открытия древности и Средневековья Важнейшие географические открытия Пр.р №1 Маршруты путешественников Открытия русских путешественников Контроль знаний по разделу «Как люди открывали Землю» Раздел 3. Земля во Вселенной 10 11 Как древние люди представляли Вселенную Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 9 1 1 Соседи Солнца Планеты – гиганты и маленький Плутон Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты 12 13 14 15 Мир звезд 16 17 18 Уникальная планета Земля Современные исследования космоса Контроль знаний по теме «Земля во Вселенной» Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли Стороны горизонта Пр. р. №2 Изучение работы компаса Ориентирование План местности и географическая карта Пр.   р.   №   3  Ориентирование   по   плану   и   карте.   Чтение легенды карты.  Контроль знаний по теме «Виды изображений поверхности  Земли» 19 20 21 22 23 Раздел 5. Природа Земли Как возникла Земля Внутреннее строение Земли Землетрясения и вулканы Путешествие по материкам Пр.р № 4 Обозначение материков на контурной карте Вода на Земле Воздушная оболочка Земли 24 25 26 27 28 29 30 31 Живая оболочка Земли 32 33 34 Почва – особое природное тело Человек и природа Итоговая контрольная работа 38 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1 2 3 4 6 класс Раздел, тема Введение Открытие, изучение и преобразование Земли Земля – планета Солнечной Системы Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли Понятие о плане местности Масштаб Пр.р №1 Изображение здания школы в масштабе. Количество часов 2 1 1 12 1 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Стороны горизонта. Ориентирование Пр. р № 2 Определение направлений и азимутов по плану  местности.  Изображение на плане неровностей земной поверхности Составление простейших планов местности Пр.р№ 3 Составление плана местности методом  маршрутной съемки. Форма и размеры Земли Географическая карта Градусная сеть на глобусе и картах Географическая широта Географическая долгота. Географические координаты Пр.р № 4 Определение географических координат  объектов и объектов по их географическим координатам. Изображение на физических картах высот и глубин Контрольная работа по теме «Виды изображений  поверхности Земли» Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки Земля и ее внутреннее строение Движения земной коры. Вулканизм Рельеф суши. Горы. Горы Кемеровской области Равнины суши Рельеф дна Мирового океана Пр.р № 5 Составление описания форм рельефа. Вода на Земле Части Мирового океана. Свойства вод океана Движение воды в океане Подземные воды Реки. Реки Кемеровской области Озера. Ледники. Озера Кемеровской области Пр.р № 6 Составление описания внутренних вод Атмосфера: строение, значение, изучение Температура воздуха Пр. р № 7 Построение графика хода температуры и  вычисление средней температуры.  Атмосферное давление. Ветер Пр. р № 8 Построение розы ветров(домашняя) Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки Пр. р № 9 Построение диаграммы количества осадков по  многолетним данным(домашняя) Погода и климат. Климат Кемеровской области 39 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 32 33 34 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Причины, влияющие на климат Краткосрочная контрольная работа Разнообразие и распространение организмов на Земле Природный комплекс Пр. р № 10 Составление характеристики ПК Раздел 3. Природа и население своей местности Население Земли 7 класс Раздел, тема Введение Что изучают в курсе географии материков и океанов Как люди открывали и изучали землю Методы географических исследований и источники  географических знаний Пр.р № 1 Группировка карт учебника и атласа по признакам Раздел 1. Главные особенности природы Земли Литосфера Рельеф. Рельеф Кемеровской области Пр.р № 2 Описание по карте рельефа одного из материков Климатообразующие факторы Пр.р. № 3 Характеристика климата по климатическим  картам Климатические пояса Пр.р. № 4 Сравнительное описание основных показателей  климата Мировой океан – основная часть гидросферы Взаимодействие океана с атмосферой и сушей Свойства и особенности строения географической  оболочки Закономерности географической оболочки Географическая зональность. Обобщающий тест Раздел 2. Население Земли Численность населения и размещение людей на Земле Пр.р. № 5 Обозначение на контурной карте ареалов  высокой плотности населения Народы и религии мира. Народности Кемеровской области Хозяйственная деятельность населения. Городское и  сельское население. Обобщающий тест 40 1 1 1 1 1 Количество часов 3 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 Раздел 3. Материки и океаны 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 37 Северный ледовитый океан Тихий и Индийский океаны Пр. р. № 6 Изображение на контурных картах шельфовых  зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них Атлантический океан Пр.р № 7 Описание особенностей географического  положения Гренландии Африка. ГП. История исследования Пр.р. № 8 Определение географических координат  крайних точек Рельеф и полезные ископаемые Пр. р. № 9 Обозначение на контурной карте крупных форм  рельефа и месторождений полезных ископаемых. Климат Внутренние воды Природные зоны Пр. р. № 10 Определение причин разнообразия природных  зон материка. Влияние человека на природу Население и политическая карта Африки Страны Северной Африки Страны Судана и Центральной Африки Страны Восточной Африки Страны Южной Африки. Обобщающий тест Австралия. ГП. История открытия. Рельеф и полезные  ископаемые. Пр.р. №№ 11 Сравнение географического  положения Австралии и Африки Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные  зоны Австралия Океания Контрольная работа за 1 полугодие 32 33 34 35 Южная Америка. ГП. История открытия и исследования Пр. р. № 12  Определение черт сходства и различий в ГП  Африки и Южной Америки Рельеф и полезные ископаемые Пр.р. № 13 Обозначение на к/карте крупных форм рельефа  Южной Америки Климат. Внутренние воды Пр. р. № 14 Сравнительное описание крупных речных  36 41 50 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 систем Южной Америки и Африки. Природные зоны. Изменение природы человеком Население и политическая карта Страны востока материка. Бразилия и Аргентина Андские страны Антарктида. История открытия и ГП. Природа.  Домашний практикум: защита проектов практического  использования Антарктиды или Северного Ледовитого  океана в различных областях человеческой деятельности. Северная Америка. ГП. История открытия и исследования Рельеф и полезные ископаемые Климат и внутренние воды Пр.р № 15 Сравнение климата отдельных частей материка,  расположенных в одном климатическом поясе Природные зоны и изменение природы человеком Население и политическая карта. Канада Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка Пр. р. № 16 Составление описания путешествия по одной  из стран континента с определением особенностей природы населения, его хозяйственной деятельности. Евразия. ГП. История открытия и исследования Рельеф и полезные ископаемые. Полезные ископаемые  Кемеровской области Климат Пр.р. № 17 Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе Внутренние воды. Реки и озера Кемеровской области Природные зоны. Природные зоны своей области Пр.р. № 18 Сравнение природных зон по 40­й параллели в  Евразии и Северной Америке Население и политическая карта Страны Северной Европы Страны Западной Европы Страны Восточной Европы Пр. р. № 19 Составление описания одной из стран  Зарубежной Европы Украина Страны Южной Европы. Италия Страны Юго – Западной Азии Пр. р. № 20 Составление «каталога» стран Европы и Азии,  42 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 группировка их по различным признакам. Страны Центральной Азии Страны Восточной Азии. Китай Япония Страны Южной Азии. Индия Страны Юго – Восточной Азии. Индонезия Раздел 4. Географическая оболочка – наш дом Взаимодействие человеческого общества и природы Сохраним окружающую природу Итоговая контрольная работа 8 класс Раздел, тема Введение Что изучает география России Раздел 1. Россия на карте мира Границы России Россия на карте часовых поясов Пр. р № 1 Определение поясного времени для различных  населённых  пунктов России. Географическое положение России Пр. р. № 2 Характеристика географического положения  России. Физико – географическое положение, экономико – географическое положение и транспортно –  географическое положение России Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое,  этнокультурное, эколого – георафическое положение  России Как формировалась государственная территория России Этапы и методы географического изучения территории Особенности административно – территориального  устройства России Контрольная работа по теме «Россия на карте мира» Раздел 2. Природа России Геологическая история и геологическое строение  территории России. Геологическая история Кемеровской  области Рельеф России 61 62 63 64 65 66 67 68 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 43 1 1 1 1 1 3 1 1 1 Количество часов 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 Как и почему изменяется рельеф России. Рельеф  Кемеровской области Пр.р № 3 Объяснение зависимости расположения крупных  форм рельефа и месторождений полезных ископаемых Стихийные природные явления в литосфере Человек и литосфера Факторы, определяющие климат России Закономерности распределения тепла и влаги на  территории России Сезонность климата Типы климатов России. Климат Кемеровской области Пр. р. № 4 Определение по картам закономерностей  распределения солнечной радиации, радиационного  баланса. Климат и человек Пр. р. № 5 Оценка основных климатических показателей  одного из регионов Разнообразие внутренних вод России. Реки.  Реки Кемеровской области Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя  мерзлота Водные ресурсы и человек Образование почв и их разнообразие. Почвы Кемеровской  области Пр.р. № 6 Знакомство с образцами почв своей местности Закономерности распространения почв Почвенные ресурсы России Растительный и животный мир России. Флора и фауна  Кемеровской области Пр. р. № 7 Составление прогноза изменений растительного  и животного мира при заданных условиях изменения  других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы. Охрана растительного и  животного мира. Красная книга Кемеровской области Разнообразие природных комплексов Природно – хозяйственные зоны России. ПЗ Кемеровской  области Арктические пустыни, тундра и лесотундра Леса. Леса Кемеровской области Лесостепи, степи и полупустыни 44 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 40 41 42 Высотная поясность Особо охраняемые природные территории. Заповедники,  национальные парки Кемеровской области Контрольная работа по теме «Природа России» Раздел 3. Население России Численность населения России 43 44 Мужчины и женщины. Продолжительность жизни 45 Пр. р. № 8 Сравнительная характеристика половозрастного состава России Народы, языки, религии. Народы Кемеровской области 46 Городское и сельское население 47 48 Размещение населения России 49 Миграции населения в России 50 51 Люди и труд Контрольная работа по теме «Население России» Раздел № 4.  Хозяйство России Состав первичного сектора экономики Природно – ресурсный потенциал России Природно – ресурсный потенциал Кемеровской области Богата ли Россия ресурсами? Сельское хозяйство России Сельское хозяйство Кемеровской области Земледелие Земледелие в Кемеровской области 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Животноводство 61 Животноводство Кемеровской области 62 63 64 65 66 67 68 Лесное хозяйство Лесное хозяйство Кемеровской области Охота Рыбное хозяйство Географический фактор в развитии общества Итоговая контрольная работа по курсу географии 8 класса Заключительный урок курса 45 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 9 класс Раздел, тема Введение 1 Что изучает социально – экономическая география России Количество часов 1 1 Раздел 1. Хозяйство России Топливно – энергетический комплекс Нефтяная промышленность Газовая промышленность Угольная промышленность Пр.р № 1 Составление характеристики одного из угольных  бассейнов по картам и статистическим материалам. Электроэнергетика Металлургия. География черной металлургии География цветной металлургии Химическая промышленность География химической промышленности Лесная промышленность 7 8 9 10 11 12 13 Машиностроение 14 Пр. р № 2 Определение главных районов размещения  отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения  по картам Пищевая и легкая промышленность Пр. р. № 3 Определение по картам основных районов  выращивания зерновых и технических культур Пр. р № 4 Определение главных районов животноводства. Контрольная работа по теме « Хозяйство России» Раздел 2. Третичный сектор экономики – сфера услуг 2 3 4 5 6 15 16 17 18 27 28 29 30 31 Состав и значение сферы услуг Роль и значение транспорта Сухопутный транспорт Водный транспорт Авиационный и трубопроводный транспорт. Связь Наука 19 20 21 22 23 24 25 Жилищное и рекреационное хозяйство 26 Контрольная работа по теме «Третичный сектор  экономики» Раздел 3. География крупных регионов России Зачем районировать территорию России? Пр. р. № 5 Моделирование вариантов нового  районирования России. Общая характеристика Европийской России Европейский Север. Географическое положение. Факторы  формирования района Природа Европейского Севера 46 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 42 1 1 1 1 1 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 Население и хозяйственное освоение Европейского Севера Пр. р. № 6 Выявление и анализ условий для развития  рекреационного хозяйства Европейского Севера. Хозяйство Европейского Севера Северо – Западный район. Географическое положение.  Факторы формирования района Природа Северо ­ Запада Население и хозяйственное освоение Северо ­ Запада Хозяйство Северо – Запада. Тест Центральная Россия. Географическое положение. Факторы  формирования района Природа Центральной России Население и хозяйственное освоение Центральной России Хозяйство Центральной России Европейский юг. Географическое положение. Факторы  формирования района Природа Европейского Юга Население и хозяйственное освоение Европейского Юга Хозяйство Европейского Юга. Тест Поволжье. Географическое положение. Факторы  формирования района Природа Поволжья Население и хозяйственное освоение Поволжья Хозяйство Поволжья Урал. Географическое положение. Факторы формирования  района Природа Урала Население и хозяйственное освоение Урала Хозяйство Урала. Тест Азиатская Россия. Географическое положение. Факторы  формирования района Западная Сибирь. Географическое положение. Факторы  формирования района Природа Западной Сибири Население и хозяйственное освоение Западной Сибири Хозяйство Западной Сибири Восточная Сибирь. Географическое положение. Факторы  формирования района Природа Восточной Сибири Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири Хозяйство Восточной Сибири. Тест 47 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 64 65 66 67 68 Дальний Восток. Географическое положение. Факторы  формирования района Природа Дальнего Востока Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока Хозяйство Дальнего Востока Итоговая контрольная работа 48 1 1 1 1 1

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС

Рабочая программа по географии 5-9 класс в условиях перехода на ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018